Заседание № 309
О проекте федерального закона № 849806-7 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части урегулирования отдельных вопросов, связанных с предоставлением жилищных субсидий).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Докладывает Оксана Андреевна Бондарь. БОНДАРЬ О. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении, и Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока рекомендует его к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Галина Петровна Хованская. Проведём запись на всякий случай. Включите режим записи на выступления. Оксана Андреевна, спасибо, присаживайтесь. Покажите список. Хованская Галина Петровна. Включите микрофон, пожалуйста. ХОВАНСКАЯ Г. П. Я теперь в очках, не ошибусь. Коллеги, законопроектом меняются условия вычисления размера жилищной субсидии, предоставляемой гражданам Российской Федерации, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера. Сейчас мы говорим о гражданах, выезжающих из закрывающихся населённых пунктов, с полярных станций, в том числе из мест, где жить просто невозможно. Государство, принимая решение о закрытии посёлков, гарантирует гражданам социальную поддержку и защиту их прав, а мы установили для всех одинаковые условия - разве они одинаковые? Мы установили ориентир в виде кадастровой стоимости отчуждённого жилого помещения, а её расчёт учитывает тот факт, что населённый пункт закрывается? Нет, не учитывает. Рынок учитывается? Нет, ввиду низкого спроса или вообще его отсутствия рыночная стоимость может быть ниже, чем кадастровая. Мы об этом неоднократно говорили, отстаивая свою позицию, и поправкой пытались исправить ситуацию, изменить её в пользу граждан, но не были услышаны. Мы будем снова пытаться исправить эту ситуацию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 22 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 34 мин. 25 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Закон принят. Спасибо.
Заседание № 308
О проекте федерального закона № 849806-7 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части урегулирования отдельных вопросов, связанных с предоставлением жилищных субсидий).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
48-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Докладывает Оксана Андреевна Бондарь. БОНДАРЬ О. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К законопроекту поступили две поправки: одна предлагается к принятию, одна - к отклонению, так как является нормой скорее правил распределения жилищных субсидий, чем закона. Прошу поддержать таблицу № 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Ставится таблица на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 14 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 326 чел. Не голосовало 124 чел.27,6 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 42 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 14 мин. 06 сек.) Проголосовало за 358 чел.79,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Оксана Андреевна. БОНДАРЬ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прошу палату рассмотреть законопроект в третьем чтении завтра на пленарном заседании. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается. Завтра рассмотрим.
Заседание № 277
О проекте федерального закона № 849806-7 "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части урегулирования отдельных вопросов, связанных с предоставлением жилищных субсидий).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Докладывает депутат Государственной Думы Оксана Андреевна Бондарь. Пожалуйста, Оксана Андреевна. БОНДАРЬ О. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект синхронизирует нормы действующего 211-го федерального закона, о жилищных субсидиях северянам, выезжающим из закрывающихся посёлков, с нормами 125-го федерального закона, который также касается жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера. В законе № 125-ФЗ уже есть норма о пятилетнем сроке: размер государственного жилищного сертификата подлежит уменьшению в случае продажи жилья или перевода жилого помещения в нежилое в течение пяти лет до даты выдачи сертификата. В таком случае размер субсидии будет уменьшаться на размер кадастровой стоимости, а раньше предусматривался учёт стоимости, устанавливаемой при инвентаризации помещения. В предложенном законопроекте эта норма вводится в 211-й федеральный закон. На данный законопроект поступило 45 отзывов от заксобраний и высших исполнительных органов государственной власти субъектов, где высказано мнение о поддержке данного законопроекта. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Оксана Андреевна. С содокладом выступает Николай Михайлович Харитонов, председатель Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона, где устанавливается пятилетний срок для учёта отчуждения жилых помещений или перевода их в нежилые при выдаче жилищных сертификатов, а также предлагается перейти к учёту кадастровой стоимости при расчёте размера жилищной субсидии - Оксана Андреевна сейчас об этом сказала. Данное положение вводится по аналогии с нормой Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Принятие закона позволит установить единую правоприменительную практику в смежных сферах правового регулирования отношений, возникающих при предоставлении жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и гражданам, выезжающим из закрывающихся населённых пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Дополнительных финансовых затрат для реализации закона не потребуется. Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству и Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера концепцию законопроекта поддерживают. Также законопроект поддерживается Правительством Российской Федерации. На данный законопроект поступило уже 53 отзыва от законодательных и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выразивших свою поддержку и своё мнение по данному законопроекту. Данный законопроект прошу принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Коллеги, будут ли вопросы? Не вижу. А, есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Депутат Тумусов, но возможно, что ещё есть желающие. Покажите список. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к авторам. Уважаемая Оксана Андреевна, понятно, что данный законопроект направлен на уменьшение общей суммы, которая выделяется из бюджета Российской Федерации на финансирование жилищных сертификатов, повторяю, на уменьшение. И вот у меня в связи с этим вопрос: на какую сумму уменьшится объём выделяемых средств в связи с принятием этого закона? Хотя бы в процентах расчёты есть, чтобы понять, насколько будет уменьшена сумма средств, выделяемых на финансирование жилищных сертификатов для людей, выезжающих из районов Крайнего Севера, в связи с принятием данного закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Бондарь включите микрофон. БОНДАРЬ О. А. Уважаемый Федот Семёнович, ни в коем случае наш законопроект не нацелен на то, чтобы уменьшать размер федеральных средств на жилищные субсидии, он просто регулирует процесс получения жилищного сертификата. Раньше нормы при получении государственного жилищного сертификата для тех, кто выезжал из закрывающихся посёлков, не были установлены, не был установлен срок отчуждения. А в данном законопроекте предлагается следующее: если ты продал своё жилое помещение в посёлке, который признан закрывающимся, и до получения сертификата прошло менее пяти лет, тогда у тебя эта сумма вычитается, а если более пяти лет, то размер жилищного сертификата не уменьшается, ровно так же это установлено для выезжающих из районов Крайнего Севера. Наоборот, наш комитет ведёт работу, направленную на то, чтобы увеличивалось выделение федеральных средств на получение жилищных сертификатов, потому что в настоящее время это финансируется в размере 1 процента от необходимого. Ваш вопрос не совсем правильно сформулирован: не уменьшать, а регулировать выдачу государственных жилищных сертификатов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пивненко Валентина Николаевна, пожалуйста. ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я хотела бы, уважаемые коллеги, обратить внимание на то, что кому-то этот законопроект действительно может показаться чувствительным, но никоим образом принятие этого закона не ухудшит ситуацию с выделением жилищных сертификатов в отношении закрывающихся посёлков. Наоборот, принятие этого закона позволит установить единую правоприменительную практику в смежных сферах правового регулирования, то есть чтобы были равнозначные правила для 125-го закона и закона о закрывающихся посёлках. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" законопроект поддерживает, поскольку он наведёт порядок, по сути дела, решит те проблемные вопросы, которые иногда возникают при подготовке к получению жилищного сертификата. Если гражданин провёл отчуждение своего имущества или перевёл его из жилого в нежилое, то на полученную сумму может быть изменена стоимость жилищного сертификата, на который он имеет право. Срок в обоих законах будет пять лет. Для того чтобы получать жилищный сертификат, нужно, ну, как-то более честно относиться к государственным средствам, которых явно недостаточно. Но никоим образом это не уменьшит ни общую сумму бюджетного финансирования по этим направлениям, ни конкретную для каждого гражданина, который имеет право на получение жилищного сертификата. А проблема, о которой говорил Федот Семёнович, есть, она очень большая, на протяжении уже 20 лет наш комитет (и прежний комитет) постоянно поднимает вопросы - и это включается в постановление Государственной Думы при принятии федерального бюджета - о необходимости наконец-таки решить проблему с переселением граждан из закрывающихся посёлков, тех, кто имеет право на переселение из районов Крайнего Севера в благоприятные местности. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На самом деле рассматриваемый нами законопроект очень важный, он имеет ключевое, может быть, даже символическое значение. Больше скажу, можем ли мы сегодня говорить о том, что у нашего Российского государства есть полноценная, комплексная северная государственная политика? К сожалению, хотя мы сегодня много об этом говорим и принимаем много законов, которые направлены на развитие Дальнего Востока, на развитие Арктики, на развитие северных территорий, но при этом мы с вами действуем однобоко: мы рассматриваем только экономическую составляющую развития, то есть мы даём зелёный свет, даём дорогу бизнесу, чтобы туда приходили, занимались бизнесом, развивались, извлекали прибыль и так далее, а если взять другую сторону медали - социальное обеспечение тех людей, которые живут и работают на северах, - мы их только ущемляем. Вот конкретно этот законопроект ущемляет. О чём идёт речь? Человек честно отработал 15-20 лет на Севере, и ему положен жилищный сертификат. Естественно, 70-80 процентов людей, которым положен сертификат, это пенсионеры, и они хотят на старости лет выехать в другие, более благоприятные районы. У такого человека спрашивают, есть ли у него жильё. Естественно, есть, оно было приватизировано или куплено, и если человек его продаст, то на соответствующую сумму уменьшается размер субсидии. А что он потом может приобрести на эту уменьшенную сумму? Так что это на самом деле очень серьёзный законопроект. Я хочу сказать, что у нас в Российской Федерации полноценной, комплексной северной государственной политики на сегодня, к сожалению, не выработано. Мы рассматриваем, повторю, однобоко, только экономическую часть, а вот о социальной части всё время забываем. А что такое социальная часть? Прежде всего это заработная плата. Слава богу, ещё есть, не исключены районный коэффициент, северные надбавки, но реально они не работают так, как было изначально задумано, они не финансируются из государственного бюджета, поэтому превратились просто в расчётные показатели, они не работают, эти коэффициент и надбавка. Я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ТУМУСОВ Ф. С. Проезд к месту отдыха каждые два года должен оплачиваться, но этим может воспользоваться едва ли половина, то есть это тоже полностью не работает. Я уж не говорю про цены на продукты питания и товары народного потребления - они просто астрономические! Раньше Советское государство в этой части дотировало и цены были одинаковые, сегодня этого нет, а зарплата-то остаётся нищенской. Цены на авиабилеты тоже фантастические. Каждый раз, когда мы принимаем бюджет, мы, северяне, поднимаем этот вопрос. Сегодня ко мне поступила информация о том, что принято решение о двухпроцентной ставке по ипотеке для молодёжи благодаря указанию президента страны Путина Владимира Владимировича, но это не распространяется на приобретение вторичного жилья, только на приобретение нового. Тоже некое ущемление. Я просто хочу привести несколько цифр, чтобы не быть голословным. Для того чтобы полностью решить проблемы людей, которые выезжают из Республики Саха (Якутия), нужно 19,6 миллиарда рублей, на очереди стоит 9968 семей, из них 6638 - это пенсионеры. Каждый год выделяются средства в размере примерно 300 миллионов рублей, это решает проблемы всего-навсего 120 семей. Если мы такими темпами будем решать эту проблему, то нужно будет 83 года. А доживут ли люди, проживут ли ещё 83 года? Если только пенсионерам выделять эти суммы, то нужно будет 55 лет. Здесь уже прозвучало, что выделяется только 1 процент от необходимого в целом по стране. Нам и Правительству Российской Федерации надо уделить серьёзное внимание в своей дальнейшей работе решению социальных проблем северян, чтобы у нас действительно была полноценная, комплексная северная государственная политика в нашем Российском государстве. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович. Оксана Андреевна, будете выступать? Заключительное слово докладчика. Оксана Андреевна Бондарь, пожалуйста. БОНДАРЬ О. А. Всё-таки ещё раз хочу вернуться к законопроекту. Он ни в коем случае не нацелен на ухудшение жизни в районах Крайнего Севера, а регулирует процесс выдачи государственного жилищного сертификата. И если получатель государственного жилищного сертификата продал своё жильё в течение пяти лет до даты получения жилищного сертификата, то на ту сумму, которую он получил в результате продажи, уменьшится размер государственного жилищного сертификата. Ко всем глобальным проблемам, которые, безусловно, актуальны для жителей районов Крайнего Севера, добавляются и многие другие. Проезд в центральные районы страны, субсидирование авиабилетов - все эти вопросы мы рассматриваем на заседаниях нашего комитета. Приглашаю также Федота Семёновича к активному участию в разработке предложений для работы с правительством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово Николая Михайловича Харитонова, председателя комитета. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! До меня Валентина Николаевна возглавляла два созыва комитет, я второй созыв возглавляю, но мало мы сегодня говорим о той территории, развитие которой Владимир Владимирович Путин пять лет назад провозгласил приоритетом XXI века, - о Дальнем Востоке. Ну, к примеру. Бросив всё на северах, 250 семей переехали на Кубань. На Кубань в 2019 году выделено для приобретения жилья - на 250 семей! - 11 миллионов рублей. Сколько можно купить квартир? 214 тысяч семей на сегодня заработали в разное время, и в советское, и в российское, жилищные сертификаты, но выехать не могут. Мы с вами здесь ежегодно выделяем, несмотря на крики депутатов из нашего комитета, в лучшем случае 5 миллиардов, иногда - редко - 7 миллиардов рублей. Умрут все, никто никуда не переедет и не получит жилищный сертификат. Поезжайте посмотрите: Сочи, Анапа, Геленджик, Новороссийск... Я разговаривал с людьми, спрашивал откуда - с северов, с северов, с северов. Хотя в Краснодарском крае на Черноморском побережье надо не жильё строить, а санаторно-курортные учреждения, чтобы люди ездили туда отдыхать. И сейчас, когда президент провозгласил приоритетом XXI века развитие Дальнего Востока, подумайте минутку вот о чём: когда вахтовым методом работают, не удержать ни на северах, ни в Арктике, ни на Дальнем Востоке. Коллега Тумусов, как настоящий патриот своего края, всё время выступает и правильно говорит о том, что нам надо удержать людей, чтобы те, кто поселился много лет назад и сейчас живёт, оставались и дальше, и что нам надо сделать политику такой, чтобы люди ехали туда работать, и не только на вахту. Да, сейчас за заработком едут на вахту, так работают. Правильно Федот Семёнович сказал: чуть-чуть китайцы прикрыли и мы прикрыли границы - в результате там сегодня ни овощей, ни фруктов нет. Полторы недели назад министр сельского хозяйства Патрушев президенту докладывал: всё перевыполнили! Тогда давайте яблоки, фрукты, овощи, ягоды на Дальний Восток повезём - почему этого нет? Ведь во время войны, в боевых условиях, на Дальний Восток предприятия перебрасывали, оттуда технику перебрасывали. Ну давайте сейчас яблоки, помидоры, овощи, ягоды перебросим на Дальний Восток! В чём дело? Где железная дорога, где самолёты? При этом в Санкт-Петербурге, в Москве браконьерской икры оттуда - посмотрите! - навалом. Ну почему так?! Оксана Андреевна, этот законопроект - маленькая ступенька, а по большому счёту нам не надо стесняться говорить о северах, о Дальнем Востоке. Только вдумайтесь: от Урала до Дальнего Востока живёт всего 27 миллионов человек, но вся таблица Менделеева за Уралом, весь газ. Кто будет кормить-поить, если мы все переедем на Кубань, в центральную часть России и так далее? Давайте почаще... Депутатов, избранных от Дальневосточного федерального округа, достаточно много, в больших фракциях присутствуют, во фракции парламентского большинства, так что мы сами себя уговариваем? Давайте сами определим: 20-30 миллиардов рублей в год отдавать северянам. Кто иначе поедет туда? В советское время ехали заработать на "Жигули", на "Волгу", на квартиру, потом - назад. А сегодня молодёжь зачем поедет, если даже пенсия, вы сами знаете, в 65 и 60 лет? Кто поедет туда постоянно жить и работать? От нужды на вахту едут. Приходилось мне разговаривать - говорят, от нужды едем, но, как только заработаем, отработаем, скорей опять назад, в центральную часть. Коллеги, принимайте в первом чтении этот законопроект, но на самом деле необходима государственная программа обустройства Дальнего Востока и северов, надо серьёзно нам здесь вести разговор, в противном случае всё это останется только разговорами. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю на голосование в первом чтении законопроект под пунктом 8 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 56 мин. 29 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо. По ведению - Пивненко Валентина Николаевна. ПИВНЕНКО В. Н. Извините, я просто хотела внести коррективу, пояснить: гражданин, получающий жилищный сертификат, обязан безвозмездно сдать государству принадлежащее ему жильё, поэтому такая норма и предусматривается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.