Заседание № 33
О проекте федерального закона № 84976-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" и о приостановлении действия пункта 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы в 2022 году).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" и о приостановлении действия пункта 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя министра финансов Российской Федерации Леонида Владимировича Горнина. Пожалуйста, Леонид Владимирович. ГОРНИН Л. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Законопроект разработан в целях закрепления правовых оснований для предоставления бюджету государственного внебюджетного фонда, подчёркиваю, субвенций из региональных бюджетов, а также в целях совершенствования мер поддержки регионов в целях повышения устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, а также бюджетов субъектов Российской Федерации в целом. Законопроект предлагает три новации. Первое. С учётом поручения президента, озвученного 8 марта 2022 года, о введении выплат семьям с детьми в возрасте от 8 до 16 лет предлагается закрепить в бюджетном законодательстве правовые основания для предоставления бюджету Пенсионного фонда субвенций из региональных бюджетов субъектов Российской Федерации. Подчёркиваю: это право субъектов Российской Федерации. Поправка соответствует проекту "Социальное казначейство". Цели и условия предоставления субвенций будут установлены соглашениями между Пенсионным фондом и регионом в соответствии с порядком, который будет утверждаться постановлением Правительства Российской Федерации. Второе. Предлагается дополнительно предусмотреть возможность направления высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов средств на финансирование мероприятий по региональным проектам. То есть региональные проекты, я напоминаю, - это продолжение национальных проектов, которые реализуются на территории Российской Федерации. Мы расширяем направления использования данных средств, больше прав даём регионам в соответствующем направлении, в определении целей и задач по использованию. Третье. Предлагается приостановить до 1 января 2023 года требования к размеру резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти, также предоставить полную самостоятельность губернаторам, субъектам Российской Федерации в определении объёмов формирования резервных фондов субъектов Российской Федерации. Прошу поддержать в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, содоклад председателя Комитета по бюджету и налогам Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Строго говоря, Леонид Владимирович достаточно подробно изложил те три вопроса, которым посвящён закон, скажу несколько слов, чтобы просто стало ясно значение этих вопросов. Начну с последнего - предоставление полной самостоятельности регионам в том, чтобы распоряжаться своими средствами. Вот мы говорим о том, что у нас всё-таки был резервный фонд, он по-разному назывался, но он был, а для регионов мы сверху регулировали эти вопросы - что вы можете, а что не можете. Но, как говорится, беда заставит: то, о чём мы говорили очень долгие годы, сейчас в этом законопроекте. Не будем обсуждать, кто прав, кто виноват, давайте скажем, что это действительно сегодня нужно. Важнейший вопрос - это направление средств от реструктуризации. Я напомню, решение о реструктуризации бюджетных кредитов, вот та огромная система, которая была выстроена по решению президента, позволяет регионам экономить огромные деньги, но даже здесь мы регулировали, на что эти средства могут быть направлены, как - и так далее. Вот в этом законопроекте делается наконец абсолютно разумный шаг: то, что дала экономия по этим средствам, регионы могут направить на свои региональные проекты, вот на то, что они делают, и ведь неважно, это ведь те же национальные проекты, просто это региональная часть, то, что больше всего нужно людям на земле, и вот они теперь вправе направить деньги. А теперь расскажу, сколько это: вот по этому году у нас регионы экономят почти 300 миллиардов, которые на самом деле они смогут на эти цели направить. Важно это сделать или нет? Да, безусловно, важнейшая составляющая. Ну и наконец, то, с чего начал Леонид Владимирович, - это решение президента о поддержке семей с детьми от 8 до 16 лет. Здесь принцип "одного окна" - всё через Пенсионный фонд, чтобы не надо было бегать, собирать справки, не надо было ничего делать, вот это очень важно, мы аккумулируем всё в "одном окне", делаем это для удобства людей, это очень важно. Просто сейчас не называется эта цифра, а ведь на самом деле, чтобы мы просто понимали, средства получат семьи, в которых более 5 миллионов детей. Вот эти средства по решению президента - для более чем 5 миллионов детей, через "одно окно", максимально удобно для граждан. В данном случае очень важно и то, что средства будут распределяться в зависимости от нуждаемости, как вы помните, там есть и 100 процентов, и 50 процентов и так далее. Поэтому очень важно, чтобы Пенсионный фонд мог всё это сделать, подчёркиваю, чтобы этот механизм заработал сразу, не откладывая, без каких-то вещей... В Пенсионном фонде этого механизма нет, поэтому данная норма является необходимым условием реализации указа. Если честно, мы хотели предложить поддержать сегодня законопроект сразу в трёх чтениях, но выявили одну ошибку: у нас Бюджетный кодекс, куда вносятся поправки, не содержит указ президента как основание для такой субвенции. И вот нам нужно сейчас - мы понимаем, что закон необходим немедленно, сегодня, - внести поправку, чтобы указ президента как основание был внесён в Бюджетный кодекс. Поэтому комитет по бюджету предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении, дать нам полчаса - мы рассмотрим эту единственную поправку, о которой я сейчас сказал; и затем мы хотели бы вернуться сюда, с тем чтобы рассмотреть этот законопроект сегодня во втором чтении и в целом. Он действительно безумно нужен людям, семьям с детьми и регионам. Вот предложение комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Уважаемые коллеги, пожалуйста, вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Спасибо, Вячеслав Викторович. Леонид Владимирович, у меня вопрос к вам, к правительству. Фактически этот законопроект (и в обосновании к нему один из аргументов - об этом) направлен на обеспечение единства кассы и фактически задействование резервов субъектов Федерации, в том числе остатков, для того, чтобы финансировать решение президента, совершенно правильное, о помощи семьям с детьми. Здесь вы придерживаетесь принципа единства кассы. Почему же правительство до сих пор оставляет Фонд национального благосостояния и поступление средств туда отдельно от бюджета? ГОРНИН Л. В. Уважаемая Оксана Генриховна, я ещё раз хотел бы подтвердить, - я вчера отвечал на этот вопрос - что законопроект не регулирует моменты, связанные с дополнительными доходами субъектов Российской Федерации, которые сформировались в 2021 году. Вы вчера задавали этот вопрос и также вопрос, связанный с регулированием остатков. Законопроект, как инструмент межбюджетной регуляторики, даёт возможность реализовать указ Президента Российской Федерации. Хочу подчеркнуть и заверить вас, что субвенция по своей финансовой природе, это у нас подчёркнуто в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации... Говорится о том, что передаются ресурсы по полномочиям субъектов Российской Федерации - не по полномочиям Российской Федерации, а по полномочиям субъектов Российской Федерации. Это всего лишь инструмент. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Останина Нина Александровна. Подготовиться Коломейцеву. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Леонид Владимирович, в продолжение вопроса Оксаны Генриховны. Речь идёт об указе президента, где чётко обозначено, что критерий выделения этих средств - это нуждаемость. Скажите, пожалуйста, этот критерий разрабатывать будет Пенсионный фонд или самостоятельно регионы? Дело в том, что сегодня обозначено, что 5 миллионов детей получат эти выплаты, а у нас детей в возрасте от 8 до 16 лет 15 миллионов, поэтому получит только каждый третий ребёнок, два ребёнка вот этих пособий не получат. У нас есть базовый федеральный закон о государственной поддержке граждан, имеющих детей, где прописано: от 0 до 16 лет, как вы помните, затем это полномочие было отнесено к субъектам Федерации. Как вы отнесётесь, если мы сделаем поправки о выделении детских пособий к этому законопроекту, для того чтобы инкорпорировать вот этот указ в базовый закон о государственной поддержке граждан, имеющих детей? ГОРНИН Л. В. Уважаемые коллеги, я хотел бы сказать, что Бюджетный кодекс не регулирует данные вопросы. Данные поправки как раз не относятся к сути указа Президента Российской Федерации. Закон только даёт инструмент, который позволяет, как абсолютно верно вы сказали, определить единство касс и осуществить выплаты в рамках социального казначейства. Бюджетное законодательство не регулирует вопросы социального характера. Отвечая на ваш вопрос, хочу ещё раз сказать, что в каждом субъекте Российской Федерации у нас установлен свой прожиточный минимум и сейчас он, по-моему, чуть выше 12 600, средний показатель - 12 600 рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Ну, безусловно, мы поддерживаем этот законопроект, но, Леонид Владимирович, не настала ли пора?.. Час "Ч" пришёл. 184-й закон передал 194 полномочия и только треть финансовых мандатов - вы, может быть, всё-таки рассчитаетесь для начала с регионами, чтобы они могли обслуживать полученные полномочия? И второе. Ну, "масло масляное" зачем писать? Любой закон подписывает президент - зачем же указ, подзаконный акт, ставить выше закона? МАКАРОВ А. М. Можно, Вячеслав Викторович? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) МАКАРОВ А. М. Одну секундочку, Николай Васильевич, на главный вопрос, который вы задали, ответит Леонид Владимирович. А вот по второму вопросу - я просто хотел бы, чтобы у нас было понимание: мы не ставим указ президента выше закона, просто Бюджетный кодекс не позволяет производить трансферт на основании документов, которых там нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте мы попросим ответить на вопрос первого заместителя министра, Андрей Михайлович. Ему был адресован вопрос. У задающего вопрос есть право адресовать тому, кому он считает нужным, поэтому не надо помощи из зала. Пожалуйста. ГОРНИН Л. В. Спасибо большое. Безусловно, я ещё раз подчёркиваю, цель этого законопроекта - предоставить инструмент, механизм межбюджетных трансфертов. Этот законопроект не регулирует социальные обязательства, он предоставляет инструмент и по другим направлениям, которые, возможно, возникнут, не только в рамках социальных обязательств, но и в рамках других полномочий субъектов Российской Федерации. Говорить о полномочиях субъектов Российской Федерации в рамках 184-го закона либо других направлений, связанных с бюджетной обеспеченностью субъектов Российской Федерации, безусловно, нужно постоянно, и особое внимание Министерство финансов фокусирует на регионах в последнее время. Вы хорошо знаете, что у нас просто галопирующе или в прогрессии, в высокой прогрессии растут расходы в части межбюджетных отношений, у нас устойчивое исполнение бюджета у субъектов Российской Федерации, подчеркну, и на 1 января, и на 1 марта 2022 года. Безусловно, те ограничения, которые сейчас вводятся в экономике, влияния поставят в некоторую другую систему координат в том числе и субъекты Российской Федерации. Я вас заверяю, что Минфин России будет, особенно сейчас, очень внимательно мониторить состояние бюджета каждого субъекта Российской Федерации и не допустит срыва каких-либо расходов, которые запланированы в законах о бюджетах, независимо от их направления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Пивненко Валентина Николаевна. Подготовиться Кузнецову. ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос Леониду Владимировичу. Конечно, законопроект хороший, самостоятельность для регионов очень нужна, право, которое вы даёте субъектам, - из резервных средств бюджетов субъектов направлять в Пенсионный фонд - это хорошее право, но у нас большинство субъектов дотационные. Скажите, пожалуйста, предполагаете ли вы дополнительную финансовую помощь субъектам на выполнение вот этих задач? ГОРНИН Л. В. Ещё раз хочу заверить, что в законопроекте три новеллы, но они никак между собой не связаны, абсолютно. Нет такой прямой нормы, которая говорит, что за счёт резервных фондов субъектов Российской Федерации нужно финансировать расходы, связанные с передачей субвенций, - таких параллелей не существует, и в законопроекте это абсолютно никак не зафиксировано. Мы, наоборот, предоставляем большую самостоятельность губернаторам, чтобы они определили самостоятельно необходимость формирования резервных фондов. Сейчас у нас зафиксирован объём до 3 процентов, мы полностью убираем эту норму и предлагаем губернаторам и органам местного самоуправления самостоятельно определиться с этим объёмом, то есть, наоборот, повышаем их бюджетную правоспособность в этот период. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Леонид Владимирович, вы уже ответили частично в ответе на предыдущий вопрос, я хотел в этом же русле доуточнить всё-таки. Вот тем, кому не хватит собственных средств... ведь реструктуризация долгов предпринималась для того, чтобы, признавая, что у регионов денег нет на погашение этих долгов... экономия, о которой тут говорилось, она немножко такая, воздушная, то есть экономим то, чего у нас и так нет. В ответе на вопрос более конкретно хотелось бы услышать: регионам, у которых не хватит собственных средств, правительство планирует выделять на реализацию этого указа дополнительные средства? ГОРНИН Л. В. В части реструктуризации бюджетных кредитов. Объём до 2024 года - за 2022, 2023, 2024-й - составляет 306 миллиардов рублей, которые, подчеркну, предусмотрены как источник финансирования дефицита бюджета, для возврата в федеральный бюджет. Я, безусловно, благодарен всем субъектам Российской Федерации, которые последнее время очень ответственно относятся к финансовой политике субъекта и предусмотрели в полном объёме все обязательства, которые связаны с федеральным центром. И хочу вас заверить, что это реальный источник. Мы говорим, что эти средства можно направить не только на ковид, как мы это делали в 2020-2021-м финансовом периоде, не только на реализацию мероприятий по поддержке экономики, мы говорим также и о том, что эти средства, которые должны были быть направлены в федеральный центр, могут быть направлены на региональные проекты. К примеру, сейчас, к сожалению, мы видим рост цен на строительные материалы, и мы говорим о том, что губернаторы могут принять решение и частично компенсировать вот этот рост цен в строительстве социальных объектов за счёт этого источника, за счёт тех средств, которые должны были быть направлены в федеральный бюджет. Ещё раз повторю, что особенно в этот период, несмотря на то что у регионов на сегодняшний момент сформированы очень устойчивые остатки... Я хочу подтвердить, что в финансовой истории за последние 15-20 лет таких остатков не формировалось, это такой исторический максимум. Несмотря на это, мы с первых же дней, с 1 марта очень внимательно мониторим все расходные обязательства субъектов Российской Федерации. При возникновении возможных рисков кассовых разрывов, ещё раз вас заверяю, Минфин, безусловно, предоставит дополнительные финансовые ресурсы, для того чтобы ни в коем случае не поставить под угрозу расходы, особенно первоочередного характера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Останина Нина Александровна, пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я всё-таки хочу сосредоточиться на одном сегменте вот этого предложенного законопроекта, где речь идёт об исполнении указа президента от 8 марта о детских пособиях. Я солидарна с Николаем Васильевичем Коломейцевым, который только что напомнил о 184-м законе о разграничении полномочий, - к сожалению, именно этим законом исполнение обязательств по детским пособиям передано субъектам Федерации. Более того, не определён даже минимальный социальный стандарт. Вот ранее он выплачивался из трансфертов, которые шли в субъекты Федерации, и этот минимальный стандарт составлял 95 рублей. Так вот я скажу, что на сегодня у нас в отдельных территориях - Чеченская Республика, Республика Алтай - детское пособие детям в возрасте до 16 лет так и осталось в размере 95 рублей. Вот то, что сейчас предлагается указом президента, - это разовая, единовременная мера. Мы говорим о том, что, по сути дела, если исполнять действующий ныне закон, то хорошо было бы передать это полномочие на федеральный уровень, чтобы это обязательство исполнялось в соответствии с базовым федеральным законом, а не по указу президента. Вот уже сегодня в комитет поступают письма, очень многие пишут о том, что критерий бедности сегодня составляет, правильно вы сказали, 12 тысяч, но при этом критерий будет определяться и от уровня дохода, и от оценки недвижимости, которой владеет семья, поэтому, получается, у нас эти детские пособия получат ровно в три раза меньше детей, чем их общая численность в Российской Федерации. Повторяю, из 15 миллионов получат только 5 миллионов. То есть если обращаться, как вы говорите, в "одно окно", в Пенсионный фонд, и если доходы семьи на одного человека составляют не 12 тысяч, а 12 тысяч 2 рубля, то права на получение детского пособия ребёнок уже не имеет. По сути дела, это не только семьи с одним ребёнком, но и с двумя детьми - получается, они уже попадают в категорию тех, кто не получит это детское пособие. Я ещё раз возвращаюсь к тому предложению, которое пыталась сформулировать в виде вопроса к вам. Хоть вы и заявляете, что это, что называется, не предмет регулирования данного законопроекта, мы всё-таки в рамках, в формате первоочередных мер, которые будем предлагать правительству, хотим просить вас о том, чтобы вы поддержали всё-таки наше предложение о возвращении на федеральный уровень финансирования детских пособий в субъектах Федерации в размере минимального социального стандарта - хотя бы того, что отработано в предложенном законопроекте в соответствии с процентом, который вы предлагаете, от уровня бедности. Но при этом скажите: мы что, богаче были в 96-м году, когда принимали этот базовый закон, где вообще не было критерия нуждаемости? Давайте мы откажемся от этого. Ведь были уже выплаты президента всем детям и... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Подготовиться Нилову. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мера правильная, но недостаточная. Понимаете, вот мы вам "острижено", а вы нам "окошено", уважаемый Леонид Владимирович. Ну, вот вы поймите, вы длительное время канализировали нефтяные доходы, нефтегазовые - так называемый ФНБ и бюджетное правило. Где они сейчас оказались? У дяди Сэма и у всех, на две третьих, объявивших нам санкции, понимаете? Это первое. Второе. Консолидированный долг субъектов Федерации и муниципалитетов всё время примерно равен профициту бюджета. Это о чём говорит? Это говорит о том, что вы 184-м законом загнали муниципалитеты и большую часть субъектов в зависимость и не хотите их выпустить, чтобы они имели возможность и право распоряжаться средствами. Вот, жалко, сейчас Крашенинникова нет, но, Вячеслав Викторович... Вячеслав Викторович, вам мешают вести! Вячеслав Викторович? Вячеслав Викторович, мешают вам вести. Вы послушайте, вот надо поручить... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы мне постоянно мешаете вести. (Оживление в зале.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Ирина Анатольевна - самый профессиональный юрист, который может организовать процесс. Вот вы проанализируйте: у нас сегодня количество уголовных дел за нецелевое использование бюджетных средств среди глав и сити-менеджеров огромно, они сегодня по рукам и ногам связаны. Вот свежая ситуация. Поехали беженцы в Ростовскую область, все команды отдали, с вечера заявили, а у главы муниципалитета - ноль денег, для того чтобы элементарные вещи сделать, понимаете? С моей точки зрения, вам необходимо сегодня денно и нощно работать над упрощением процедур получения и реализации целевых денег. Почему у вас остатки на счетах? Вот здесь два губернатора бывших в президиуме сидят и ещё в зале несколько, они вам скажут, что сегодняшняя процедура получения ваших денег и их правильная реализация - это такая головная боль: шаг вправо, шаг влево - следователь у тебя, и объяснение пиши, начиная от ваших, заканчивая... до прокурорских. Ну если мы понимаем, что кризис и не все улыбаются от кризиса, то мы же с вами должны работать на противодействие этому кризису и исполнение процедур. А так вы как собака на сене: на остатках денег сидите, а проблемы, большая часть, консервируются, не решаются. Поэтому мы считаем, что перезрела необходимость вам свои долги, навешенные 184-м законом, муниципалитетам и субъектам отдать. Ну как же я могу выполнять полномочия, если вы мне денег на них не дали? Но прокурор требует: твои полномочия - давай выполняй. Ну вы что, специально это делаете, чтобы быть всегда правыми? Мы законопроект поддержим, но считаем, что он недостаточен для решения сегодняшних проблем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич, фракция ЛДПР. Подготовиться Делягину Михаилу Геннадьевичу. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Сразу скажу, что мы поддержим все предложения в рамках второго правительственного пакета. Мы считаем, что правильное решение - сегодня по максимуму всё рассмотреть, принять во всех трёх чтениях и быстрее всё это реализовать. Вообще, говоря о тех санкциях, которые были введены в отношении нашей страны, надо подчеркнуть цель: цель одна - спровоцировать серьёзный рост социальной напряжённости, довести до бунта, посеять панику, цепную реакцию, дестабилизировать обстановку. Поэтому задача - этого не допустить, а чтобы не допустить, надо идти несколькими путями. Одним путём мы уже идём. На прошлой неделе рассмотрели пакет законопроектов, на этой неделе рассматриваем. Но ещё задача - чётко, ясно, понятным языком донести до наших граждан, что принимается на федеральном уровне, какие меры поддержки, на что можно рассчитывать, как работает механизм. Это первое. Второе. Мы считаем, что необходимо сегодня вообще перезагрузить работу всего чиновничьего государственного, муниципального аппарата, для того чтобы была протянута рука помощи нашим гражданам. Прошло время надменного отношения, чванства, затягивания прохождения документов, коррупционных проявлений, создания ненужных проблем - это всё должно остаться в прошлом. Сегодня совершенно другая ситуация, необходима мобилизация и необходимо пересмотреть срочно общественные взаимоотношения, не создавать проблем там, где их не надо создавать, в отношении бизнеса. Вот в Татарстане есть хорошая поговорка, пословица, или крылатое выражение: не чеши там, где не чешется. Вот этим должны руководствоваться сегодня - не создавать проблемы там, где их не надо создавать. Мы считаем, что необходимо временно скорректировать работу судебных приставов, запретить временно арестовывать счета как физических, так и юридических лиц, за исключением случаев, когда удерживают алименты либо компенсируют причинённый вред здоровью. Необходимо запретить также арестовывать имущество организаций, для того чтобы не разрушать бизнес. Вот в городе Артёме в Приморском крае возбуждено уголовное дело в отношении судебного пристава, который в рамках исполнительного производства, вместо того чтобы взыскать 100 тысяч со счёта предприятия, выставил на торги помещение книжного магазина в интересах соседнего предпринимателя, - хорошо мы вмешались, и правоохранители возбудили уголовное дело сегодня. Поэтому необходимо отказаться от всех ненужных, сомнительных, абсолютно ненужных мероприятий, необходимо все сэкономленные средства бросать на социальную помощь. Инициатива, рассматриваемая сейчас, создаёт дополнительные правовые основы и позволит быстрее реализовать социальное казначейство - всё это абсолютно правильно. Поэтому мы, поддерживая и это предложение, поддерживая и другие предложения, которые касаются разных отраслей, считаем, что нужно этот темп не снижать, наращивать, и в том числе не снижать его тогда, когда мы ситуацию нормализуем. Посмотрите, оказывается, можно увеличить стоимость автомобиля до 10 миллионов при расчёте транспортного налога, хотя ещё месяц назад инициативу фракции ЛДПР об увеличении до 5 миллионов отклонили. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Делягин Михаил Геннадьевич. Подготовиться Дмитриевой Оксане Генриховне. ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Спасибо большое. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" будет поддерживать все законопроекты правительства из второго пакета, потому что мы считаем, что промедление, которое нами уже допущено, по крайней мере в тылу, абсолютно неприемлемо - мы теряем время абсолютно драгоценное, и очень многие вещи, которые были приемлемы 21 февраля, становятся неприемлемыми сейчас. Если правительство думает, что мы будем закрывать глаза на все действия, то оно ошибается. Товарищи депутаты, сейчас среди прочих был задан вопрос, депутат Кузнецов спросил уважаемого товарища из Минфина: а вот если в бюджете региона не хватит денег на то, чтобы, так сказать, выполнить новые социальные обязательства с учётом этого закона, который мы сейчас примем, Минфин добавит необходимые деньги или нет? Вопрос понятен. А поднимите, пожалуйста, руку, кто понял ответ уважаемого первого заместителя министра финансов, просто руку поднимите. Вот я понял, что ответ был такой: а как захотим, так и будет, можем так, можем этак - такое художественное заведение рака за камень. Уважаемые товарищи, у вас сейчас колоссальный кредит доверия, постарайтесь не потерять его слишком быстро. Теперь по закону. Остатки региональных бюджетов у нас согласно сопроводительной записочке больше 2 триллионов рублей. Как вы думаете, эти 2 триллиона, которые валяются без движения в бюджетах, как равномерно распределены по стране? И мы некоторым регионам позволяем эти деньги использовать, но тем, у которых денег нет, мы не позволяем их использовать ни на что. Мы повышаем неравномерность, которая у нас существует между регионами, а про остатки федерального бюджета мы тактично умалчиваем. Мы совершенствуем тришкин кафтан межбюджетных отношений, а их надо менять в корне! Более того, я боюсь, что мы сейчас попадём в жуткую ловушку, потому что мы будем совершенствовать старый порядок, который уже ни к чему не применим, он уже отменён де-факто ходом истории, историческими обстоятельствами, а мы его будем совершенствовать, гордиться детальками, гордиться тем, что, как у Райкина, пуговицы пришиты хорошо, а всё остальное - это не наши проблемы. Мы здесь уже слышали уважаемых коллег, которые исходили из своих инструкций и закрывали глаза на реальные проблемы, которые существуют в стране. Это абсолютно гибельный подход, нет денег у большинства регионов! Нужно менять основы межбюджетной политики. Ситуация, когда мы забираем всё у регионов, а потом по копеечке выдаём, - неприемлема. Ситуация выравнивания межбюджетных отношений по средней температуре по больнице, приведения к некой средней бюджетной обеспеченности неприемлема. Нужны объективные критерии - хотя бы гарантирование реального прожиточного минимума, хотя бы гарантирование реального права на жизнь. Без этого мы будем продолжать отставать от событий и в конечном итоге станем их жертвой. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, ну, здесь прозвучало, что не нужно сейчас выяснять, кто прав, кто виноват. Но, вообще-то, это выяснить надо, и надо выяснить, что это было - экономическая диверсия или вопиющий непрофессионализм. Ну, по праву человека, который 20 лет в этом зале и с этой трибуны доказывал губительность бюджетного правила, формирования ФНБ и Стабилизационного фонда и вкладывания доходов от нефти и газа в чужие экономики, хочу сказать, что те люди, которые всё это делали в течение 20 лет, не знают, как действовать сейчас, потому что для них это была аксиома, для них это было правило и других правил они не знали. Что надо делать сейчас? Да, действительно, в законопроекте есть правильные вещи и за него следует голосовать, но это не самое принципиальное и отнюдь не достаточное. Что нужно делать сейчас, самое главное? Пресловутое бюджетное правило: от него не отказались, его только смягчили, и разрешили средства нефтегазовых доходов вкладывать в российские ценные бумаги. Что это значит? Мы получили деньги, доходы от налогов, потом сами себе дали в долг и сами себе заплатили проценты. Это что такое? Ведь выигрывает тот, кто будет стоять на этой цепочке. Второй момент. Вкладывать средства ФНБ в бумаги российских эмитентов - ну в принципе это, наверное, правильно, возможно, но не сейчас. Сейчас вообще не нужно ничего вкладывать в бумаги, в имущественные права - только непосредственно прямые инвестиции по проектно-сметной документации: пушки, масло, заводы, пароходы. Потому что в этих условиях всё пропускать через уже не функционирующий фондовый рынок, через нефункционирующий валютный рынок нельзя - мы подвергаем рискам бюджетные средства. Всё то, что мы получаем от экспортных пошлин, от НДПИ, всё то, что должно было поступать в ФНБ, - непосредственно в бюджет! Тем более нам тут уже несколько раз объясняли, как средства идут в ФНБ и оттуда идут обратно: доллар - рубль, рубль - доллар и потом снова рубль. Вот такая цепочка, то есть два цикла, которые проходят через валютный рынок. Сейчас этого ни в коем случае не нужно допускать, и должны быть соответствующие изменения в том числе и в Бюджетный кодекс - полностью не разделять средства ФНБ и средства бюджета. Третий момент. Нужно провести ревизию всех бюджетных инвестиций. Татьяна Алексеевна Голикова, когда была председателем Счётной палаты, нам постоянно говорила, что средства, которые мы вкладываем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, заключительное слово. Пожалуйста, Леонид Владимирович. У вас есть возможность ответить в заключительном слове на вопросы, которые прозвучали в ходе выступлений Николая Васильевича Коломейцева, Оксаны Генриховны. ГОРНИН Л. В. Вячеслав Викторович, я ещё раз хотел заверить, что данный законопроект регулирует только инструмент, который позволяет и предоставляет право, подчёркиваю, субъектам Российской Федерации по собственным полномочиям субъектов Российской Федерации, зафиксированным в действующем законодательстве, участвовать в реализации принципа единого социального казначейства. Закон никак не регулирует и не связывает субъекты Российской Федерации в части использования остатков, резервных средств субъектов Российской Федерации, других механизмов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Владимирович, у депутатов есть возможность видеть вас здесь воочию, все знают, что вы отвечаете за работу с регионами, поэтому и звучат эти вопросы. Они шире, безусловно, чем тема законопроекта, это тоже все понимают. Вы просто исходите из того, что у вас сейчас есть возможность пообщаться и ответить на те вопросы, которые возникают не у депутатов, а у регионов, региональной власти, общества. Общество транслирует их депутатам, а депутаты представляют его интересы. Эти вопросы не придуманы, они просто есть в жизни, и раз они есть, нам придётся их решать или отвечать, почему они не решены. Заключительное слово Андрея Михайловича Макарова. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я хотел бы просто сказать огромное спасибо всем фракциям, которые понимают разумность предложенных мер. Деньги, которые президент предложил дать людям, должны до них дойти как можно быстрее, а полномочия регионов надо расширять. Здесь сейчас выступали представители всех фракций, все это поддержали, и я за это очень благодарен. Это первое. Второе, об этом мы с вами уже говорили неделю тому назад. Мы договорились с правительством, причём на уровне наших профильных комитетов, что мы не будем сейчас пытаться формировать, готовить какие-то огромные пакеты законов, потому что предложений очень много, в том числе и в этом зале звучат абсолютно разумные предложения, которые надо реализовывать, а будем работать, что называется, с колёс. Вот есть подготовленный законопроект - его надо принять здесь и сейчас, чтобы закон начал работать, и одновременно надо работать над следующими предложениями. Единственное, на что мне хотелось бы ответить, - на предложение разобраться, кто виноват, кто что все эти годы делал. Например, у нас в зале есть представитель, прошедший, по-моему, ну, нет, ещё не все партии, но, скажем, он начинал в том числе в партии "ЯБЛОКО". Вот если уж мы будем разбирать историю, давайте разберёмся с законом о разделе продукции, который "ЯБЛОКО" провело в Государственной Думе. Давайте поговорим об истории! Кто отвечает за то, что десять лет страна не получала ни одной копейки? Кто отвечает за то, что деньги уходили за границу? Или мы это будем забывать? Коллеги, весь смысл в том, что, мне кажется, нам лучше сейчас сосредоточиться на работе, иначе наши вечные "кто виноват?" и "что делать?"... У нас всё время уйдёт на обсуждение вопроса "кто виноват?". А я абсолютно согласен с депутатом Делягиным: надо думать о том, что делать, и делать это как можно быстрее. И, если не будут отвлекать те, кто предлагает разобраться в вопросах истории, даже имея научные степени, мне кажется, эффективность нашей работы только увеличится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Уважаемые коллеги, запросим мнение полномочного представителя президента. Гарри Владимирович, нет желания высказаться? Нет. Александр Юрьевич, нет желания? Нет. Коллеги, ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки, первое чтение. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 57 сек.) Проголосовало за 421 чел.93,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 421 чел. Не голосовало 29 чел.6,4 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как мы и договорились, я просил бы сейчас Леонида Яковлевича Симановского - я считаю, мудрейшего члена комитета по бюджету, первого заместителя председателя - провести сейчас заседание комитета и через полчаса, наверное, а если можно, раньше, вернуться сюда, чтобы этот законопроект можно было принять во втором чтении и в третьем, с тем чтобы принять вот ту поправку, о которой я уже всё доложил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений.
Коллеги, возвращаемся к 3-му вопросу. Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" и о приостановлении действия пункта 3 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации", второе чтение. Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Иван Иванович. Всё доложено было, понятно, что за поправка. Комитет по бюджету её рассмотрел. Указы президента добавлены как основание направления средств. Это единственная поправка. Я понимаю так, что, хотя её подписал я, это поправка - технически просто, наверное, такое было бы невозможно - всей Государственной Думы, всех фракций, потому что мы понимаем, как важно, чтобы эти деньги дошли до детей, до семей с детьми. Поэтому предлагается эту одну поправку одобрить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 19 мин. 50 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 20 мин. 15 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Иван Иванович, вы, строго говоря, уже сказали, что вчера на заседании Совета обсуждали: предлагается принять проект закона в третьем чтении и направить в Совет Федерации. Все необходимые экспертизы он прошёл. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 20 мин. 54 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.