Заседание № 33
11.03.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 84971-8 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о повышении устойчивости транспортного комплекса в условиях санкционного давления).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2971 по 3354 из 7146
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра транспорта Дмитрий Станиславович Зверев. ЗВЕРЕВ Д. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен в целях обеспечения устойчивого развития транспортного комплекса и направлен на поддержку хозяйствующих субъектов в условиях внешнего санкционного давления, в первую очередь в сфере гражданской авиации. Устанавливается чёткий, понятный порядок государственной регистрации гражданских воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, устанавливаются правила государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними, осуществляется систематизация требований в сфере нормирования лётной годности и, безусловно, говорится о праве Росавиации по сертификатам лётной годности с учётом введенных санкционных мер. Правительство Российской Федерации наделяется дополнительными полномочиями в целях сохранения парка иностранных воздушных судов у эксплуатантов Российской Федерации. В сфере морского и внутреннего транспорта предусматривается полномочие Правительства Российской Федерации на установление ответных ограничений по заходу в порты в отношении иностранных государств, установивших такие ограничения. Сейчас это только судозаходы. Будут устанавливаться синхронные зеркальные меры. В сфере железнодорожного транспорта законопроектом решаются задачи исключения рисков применения на территории России решений Совета по железнодорожному транспорту государств Содружества, потенциально противоречащих её интересам. Членами Совета являются в настоящее время и Украина, и прибалтийские государства. Мы должны дать чёткий механизм. В настоящих условиях также существует необходимость регулирования отношений в области пономерного учёта вагонов на уровне российского нормативного акта. Ранее это был акт Содружества. В связи с этим устанавливаются требование об обязательном прохождении железнодорожным подвижным составом пономерного учёта и полномочие Минтранса России на его утверждение. В сфере транспортной безопасности - чего так хотел бизнес - продлевается мораторий по сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности до 31 декабря 2023 года. И в сфере автомобильного транспорта предусмотрены антикризисные меры, направленные на сокращение издержек перевозочного процесса. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Станиславович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Евгений Сергеевич Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предусматривается внесение в десять федеральных законов изменений, которые необходимы для того, чтобы наш транспорт в санкционных условиях устойчиво работал, чтобы мы, жители России, видели, что транспорт продолжает перевозить миллиарды пассажиров, как городской наземный транспорт, так и все виды транспорта. Хочу сказать, что в этом законопроекте действительно больше внимания уделено воздушному транспорту. Мы должны прописать правила, и сегодня речь идёт о том, что они должны быть быстрыми в плане регистрации, сертификации и вопросов испытательных центров. Что касается других видов транспорта, скажу, что всё это вносится в вопросы, которые нужно регулировать в первом пакете транспортных законопроектов. Сразу хочу сказать, что будет и второй, и третий пакет законопроектов в области транспорта, поэтому для нас важно принятие сегодня этого законопроекта, для того чтобы органы исполнительной власти субъектов, органы федеральной власти могли сделать реестры, которые необходимы для движения воздушных судов и всех видов транспорта. В законопроекте, что касается морского и внутреннего водного транспорта, прописаны нормы в отношении наших портов, для того чтобы мы понимали, что делать, если нас не будут пускать в иностранные порты, и что делать с иностранными судами, которые будут приходить в наши порты. Уважаемые коллеги, хочу сказать, что вот сегодня есть поправка по Воздушному кодексу от наших коллег-депутатов. Хочу сказать, что у нас сегодня в работе два законопроекта о Воздушном кодексе, прямо называю номера - 9760-8 и 65724-8, и мы готовы поработать с нашими коллегами по тем предложениям, которые есть, и они ложатся в эти законопроекты, которые рассмотрены нами в первом чтении. Предлагаю данный законопроект рассмотреть в первом чтении и в целом. Прошу поддержать. Комитет такое решение принял вчера. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Марков Евгений Владимирович. МАРКОВ Е. В. Дмитрий Станиславович, ну, данным законопроектом мы подчёркиваем важность урегулирования вопросов в авиаотрасли, там, наверное, на самом деле самая тяжёлая ситуация сейчас складывается. При этом, понятно, как сказал докладчик, никто ответственность за перевозку граждан не снимал. В прошлом созыве и в предыдущем созыве неоднократно поднимался вопрос по расширению возможностей работы частной авиации, малой авиации, и эти дискуссии велись, ведутся и, судя по всему, будут вестись. В этой связи вопрос: не считаете ли вы возможным в сложившейся ситуации дать больше возможностей малой авиации, особенно для тех труднодоступных территорий, регионов с большими территориями, пусть не для перевозки пассажиров, но хотя бы для перевозки грузов? ЗВЕРЕВ Д. С. Евгений Владимирович, спасибо за вопрос. Малая авиация нужна не только для перевозки и не столько для перевозки грузов, а всё-таки для проведения авиационных работ, она крайне востребована и в сельском хозяйстве. Безусловно, именно для этого мы создаём чёткий, понятный механизм, сосредоточенный в одном федеральном органе исполнительной власти, в Росавиации, - от установления норм лётной годности, осуществления их контроля, осуществления сертификации и аккредитации, ну и, соответственно, до проверок на соответствие. В рамках того пакета законопроектов, о котором Евгений Сергеевич уже сказал, об изменениях в Воздушный кодекс, мы готовы возобновить работу рабочей группы, которая была создана на площадке комитета, обобщить все предложения, но всё-таки хочу подчеркнуть: этот законопроект контрсанкционный, данный вопрос - безусловно, с вашим участием - мы готовы обсудить на площадке комитета в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лябихов Роман Михайлович. ЛЯБИХОВ Р. М. Дмитрий Станиславович, безусловно, авиапром - это хорошо, но, видимо, скоро мы сами себя будем возить, и нам нужно думать о гражданах. Скажите, пожалуйста, каков сегодня, по оценке министерства, уровень автомобилизации населения на тысячу жителей? И что вы планируете до 2030 года - каким он будет? ЗВЕРЕВ Д. С. Роман Михайлович, спасибо за вопрос. Это один из разделов Транспортной стратегии Российской Федерации, это часть комплексной программы, которая уже сейчас реализуется в рамках проектов "Мобильный город", "Умный город". Но только я рассматривал бы вопрос с точки зрения не только автомобилизации, но и развития городского наземного пассажирского транспорта, который частично будет заменять, частично больше будет востребован. И именно поэтому в данном, контрсанкционном законопроекте мы вводим отдельные новации как раз в части облегчения и снятия ранее введённых ограничений, которые показали свою несостоятельность в части регионов, по транспортной работе и по транспортному обслуживанию населения. Комплекс мер позволит достичь результата по мобильности, который мы ставим в стратегии, - всё правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемые коллеги, я хочу дополнить, что никто не отменяет программу "Наземный городской пассажирский транспорт" (до 2030 года), которую поддержало правительство, президент одобрил, и мы надеемся, что объём увеличения городского неземного транспорта будет около 20-30 процентов. Поэтому мы и в этом законопроекте уделяем особое внимание закону о городском наземном электрическом транспорте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Швыткин Юрий Николаевич, пожалуйста. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Безусловно, данный законопроект я полностью поддерживаю. Одновременно хочется задать вопрос и несколько прояснить ситуацию. Дмитрий Станиславович, у нас некоторые самолёты иностранного производства - "боинг", "аэробус" - находятся в лизинге, это не секрет, и как бы там ни было, рано или поздно моторесурс, грубо говоря, будет выработан и так далее. У меня вопрос: во-первых, в каком состоянии сейчас отечественный авиапарк и, во-вторых, насколько мы готовы при необходимости заменить самолёты, находящиеся в лизинге, самолётами нашего, отечественного авиапарка? ЗВЕРЕВ Д. С. Юрий Николаевич, спасибо за вопрос - безусловно, он адресован и Минтрансу России, и Минпромторгу России, что касается производства. Сейчас у нас самая главная задача - обеспечить наполнение российского реестра гражданских воздушных судов, выполнение ими всех правил лётной годности, безусловно, под полным контролем с целью обеспечения авиационной безопасности и безопасности полётов. Поэтому в отношении именно арендованных самолётов проработан вместе с Минпромторгом комплекс мер по поддержанию лётной годности и обеспечению, безусловно, запасными частями, оригинальными. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Дмитрий Станиславович, в условиях, когда у нас отбирают наши самолёты, за которые мы платим деньги, конечно, закон крайне необходим, его надо принимать срочно, но не кажется ли вам, что указанный там в 1-й статье вопрос о сертификации аэродромного оборудования и служб создаёт избыточное регулирование и не относится к контрсанкционной теме? ЗВЕРЕВ Д. С. Олег Юрьевич, спасибо за вопрос. Дело в том, что это всё равно комплекс мер по поддержке авиации. Что касается срока применения данной нормы, начало её непосредственного действия отложено, но тем не менее единый орган, Росавиация, должен обеспечивать единую систему мер контроля и администрирования. Именно поэтому эта норма - для комплексного обеспечения - создаётся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тумусов Федот Семёнович. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Спасибо. У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Дмитрий Станиславович, в силу санкционного давления Россия оказалась изолированной от внешнего мира. Авиасообщение с другими странами прекращено или в силу требований лизингодателей, или в силу закрытия неба. В связи с этим у меня два вопроса. Первый. Какие меры правительство готовит для того, чтобы обеспечить страховое покрытие для авиакомпаний, которые хотели бы летать к нам, в другие страны? И второй вопрос. У нас закрыты ещё и сухопутные границы. Вот, например, распоряжением № 763-р от 27 марта 2020 года у нас закрыты сухопутные границы, это ряд ограничений в связи с ковидом. Когда это распоряжение будет отменено? ЗВЕРЕВ Д. С. Федот Семёнович, спасибо за вопросы. Сначала по поводу антиковидных ограничений. Мы со своей стороны подали заявку в оперштаб по снятию ограничений в отношении значительного количества стран, причём не только по автомобильному транспорту, но и по железнодорожному, там, где они ещё были установлены, для того чтобы обеспечить максимальную мобильность там, где это допускается по санитарно-эпидемиологическим показателям. Что касается судов, находящихся в лизинге. Вы абсолютно правы, достаточно большое количество, а именно 739, воздушных судов на сегодняшний день находится в лизинге, в иностранных реестрах. Данным законопроектом мы создаём систему, для того чтобы они оказались в российском реестре. И безусловно, кредитные российские организации, лизинговые организации делают всё, для того чтобы указанные воздушные суда перешли в лизинг российских компаний и продолжили летать на территории Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Дмитрий Станиславович, во-первых, где и как предполагается брать запчасти и расходные материалы для импортных самолётов? И во-вторых, мы понимаем, что некоторые процедуры сертификации, которые внедряются глобальными корпорациями, носят формальный и, может быть, даже избыточный характер. Вот выдача сертификатов лётной годности и систематизация требований нормирования, о которых говорится в законопроекте, они снизят надёжность или не снизят? ЗВЕРЕВ Д. С. Михаил Геннадьевич, спасибо за вопрос. Безопасность полётов снижена не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И первая часть - про запчасти. ЗВЕРЕВ Д. С. Комплекс мероприятий по обеспечению запчастями вместе с Минпромторгом России подготовлен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы исчерпаны, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Леонов Олег Юрьевич, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемые коллеги, вопрос, который мы сегодня рассматриваем, как говорилось здесь много раз, очень важный, это безопасность нашего государства, у нас отнимают, пытаются отнять самолёты, на которых мы летаем, за которые мы платим. Но тем не менее в этот проект закона включены нормы, которые, на наш взгляд, создают избыточное регулирование и против которых несколько лет боролась авиационная общественность, и они так или иначе не принимались. Поэтому сейчас закачана в планшеты поправка, она роздана в зале, предлагается её принять. Касается она сертификации аэродромных служб, которые, на наш взгляд, не относятся к рассматриваемому вопросу, а именно к безопасному функционированию самолётов, а также вопросов пилотских удостоверений, которые, как в данном законопроекте предполагается, будет возможно изымать. Мы это уже проходили два года назад, когда в основном у частных пилотов были изъяты удостоверения, и не хотелось бы повторения. Почему такой вопрос сейчас стоит особенно остро? Потому что для больших аэродромов требования сертификации понятны, но есть огромное количество малых аэродромов, которые обеспечивают связанность России в этот непростой период, и вот малые аэродромы, конечно же, такие требования не потянут, для них это и финансово, и организационно будет неподъёмно. Поэтому прошу вас проголосовать за эту поправку. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимиру Владимировичу Гутенёву включите микрофон, пожалуйста. ГУТЕНЁВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иван Иванович, спасибо большое! Не сработала кнопка. Коллеги, всецело поддерживая данный законопроект, я хотел бы обратить внимание Минтранса и профильного комитета, что решение вот этой локальной задачи не освобождает нас от задачи форсировать импортозамещение, и поэтому я попросил бы внимательно рассмотреть бюджет на трёхлетку и максимально сдвинуть влево заранее запланированные деньги на обновление и строительство стендовой базы. Нам необходима ускоренная сертификация двигателя "ПД-8" на "Sukhoi Superjet New". И в связи с этим я просил бы не забыть и выйти с инициативой, с поправками в бюджет в весеннюю сессию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Докладчик, Дмитрий Станиславович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Евгений Сергеевич? Депутату Москвичёву включите микрофон. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемые коллеги, я хотел бы обратиться ко всем. Следующая неделя у нас региональная, мы будем прорабатывать вместе с министерством, с профессиональным сообществом второй пакет, и если у кого будут какие-то предложения, то просьба направлять их в Комитет по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры. Мы дальше с профессиональным сообществом по всем видам транспорта будем смотреть и затем рассматривать это уже на пленарном заседании в Думе, чтобы наша транспортная отрасль действительно работала и перевозила грузы и пассажиров, для чего она и создана. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 01 сек.) Проголосовало за 416 чел.92,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Коллеги, профильный комитет предложил принять законопроект в целом. Депутат Леонов высказал возражение. Есть ли ещё возражения, те, кто выступает против того, чтобы принять в целом? Нет. Олег Юрьевич, вам ещё дополнительное обоснование нужно или нет? Или вы всё в выступлении сказали? Депутату Леонову включите микрофон, пожалуйста. ЛЕОНОВ О. Ю. Да, я сказал всё в выступлении. Мы переговорили с Евгением Сергеевичем, и мы можем в рабочем порядке на следующей неделе рассмотреть по этим двум законопроектам поправки, поэтому сейчас вот эту поправку я, наверное, могу снять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Юрьевич. Олег Юрьевич отзывает поправку и не возражает против того, чтобы законопроект принять в целом. Таким образом, ставлю на голосование: кто за то, чтобы принять законопроект в целом? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 18 сек.) Проголосовало за 415 чел.92,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 415 чел. Не голосовало 35 чел.7,8 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.