Заседание № 33
О проекте федерального закона № 84963-8 "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления специального регулирования отношений в сфере финансового рынка и корпоративных отношений в целях обеспечения финансовой стабильности Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
5-й вопрос нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста, Алексей Владимирович. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается очередной антикризисный законопроект, который разработан совместно с Центральным банком, внесён правительством и направлен на нивелирование негативных последствий западных санкций на российские финансовые рынки. Прежде всего законопроект предлагает упростить порядок обратного выкупа акций российскими эмитентами на финансовых рынках. Дело в том, что сейчас 17 миллионов граждан Российской Федерации являются инвесторами в ценные бумаги, в том числе и в акции, и в связи с тем, что санкции негативно повлияли на финансовые рынки, котировки большинства из них значительно упали. Таким образом, для того чтобы обеспечить поддержку ценообразования и снизить потери, которые граждане понесут от падения цен, предлагается существенно упростить механизм обратного выкупа акций и позволить компаниям делать это достаточно быстро, в упрощённом порядке, что, естественно, вызовет появление дополнительного спроса и, как я уже сказал, поддержит котировки ценных бумаг на российском финансовом рынке. Также законопроект предлагает увеличить с 1 процента акций до 5 уровень владения, который позволяет акционерам акционерного общества оспаривать в суде сделки, которые общество производит. Это направлено на то, чтобы лишить иностранных миноритарных акционеров российских компаний возможности оспаривать в суде действия крупнейших российских эмитентов, которые они сейчас предпринимают в целях защиты своих активов, защиты своего бизнеса. И понятно, что часто иностранные акционеры пытаются этому противодействовать, поэтому поднятие порога с 1 процента до 5 фактически лишит такого рода недобросовестных акционеров права действовать таким образом. Кроме того, законопроект существенно сокращает объём информации, который распространяется сейчас российскими акционерными обществами о своей деятельности. Такая информация может содержать в себе разного рода данные, которые могут быть использованы в настоящих условиях против крупнейших российских компаний, и, таким образом, её распространение может навредить российской экономике и привести либо к введению дополнительных санкций, либо к ужесточению тех санкций, которые уже были введены, что опять же повредит нашим крупнейшим компаниям. Данный законопроект ограничивает распространение акций и наделяет Банк России, его Совет директоров правом определять, какая информация может или не может раскрываться. При этом, безусловно, все компании будут обязаны эту информацию представлять как в Центральный банк, так и в Росимущество, для того чтобы органы государственной власти в полном объёме обладали информацией об их деятельности. Кроме того, законопроект предполагает изменения в закон о кредитных каникулах. Дело в том, что в период ковида люди могли заявить о своих тяжёлых жизненных обстоятельствах по телефону без подтверждающих документов. К сожалению, часто это приводило к тому, что банк не мог эти документы проверить, предоставлял кредитные каникулы, потом граждане не могли в течение 90 дней их подтвердить, и получалось так, что граждане должны были вместо получения каникул платить штрафы. Вот чтобы такого не было, по сути, возвращаемся к предыдущему порядку, когда граждане первоначально приносят свои данные, подтверждают и банки реализуют своё право... свои обязанности (извините, пожалуйста, оговорился) по предоставлению кредитных каникул. Кроме того, в целях стабилизации ситуации на валютном рынке, в развитие меры, которая уже была вами поддержана, за что большое спасибо, - по отмене НДС на покупку физическими лицами слитков химически чистого золота - предполагается разрешить покупку химически чистого золота на наличную иностранную валюту. Сейчас граждане купили большое количество наличной иностранной валюты - таким образом, для того чтобы облегчить процесс вовлечения обратно этой валюты в оборот, в российскую экономику, предлагается разрешить покупать золото в банках на вот эту самую наличную иностранную валюту. Законопроект носит антикризисный характер. Очень просили бы о его оперативном принятии, и в этой связи, в случае вашей поддержки, просил бы принять его в первом чтении и в целом. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Алексей Владимирович достаточно подробно осветил содержание законопроекта, ну, можно сказать, об одном пункте он не сказал, поэтому на нём остановлюсь. Мы на прошлом заседании Государственной Думы увеличили объём обязательств, которые страховые компании должны перестраховывать в Российской национальной перестраховочной компании, увеличили долю обязательств до 50 процентов, при этом оставшиеся 50 процентов могли перестраховываться через иностранные перестраховочные компании, и, соответственно, это был канал вывода капитала. Поэтому этим законопроектом предлагается установить запрет на перестрахование страховых обязательств в страховых компаниях недружественных стран, кроме того перечня, который может определить своим документом Центральный банк. Ну и также Центральный банк может определить те страховые обязательства, которые страховые компании могут не передавать на перестрахование в Российскую национальную перестраховочную компанию, поскольку есть такие обязательства, которые перестраховываются в том числе в зарубежных компаниях, - вот работа этого перестраховочного рынка под контролем Центрального банка может продолжаться практически в прежнем порядке. Все остальные аспекты законопроекта Алексей Владимирович отразил. Он направлен прежде всего на упрощение, например, получения кредитных каникул нашими гражданами, на ограничение вывода капитала из нашей страны и на то, чтобы снизить объём информации, которую и наши участники финансового рынка, и Центральный банк будут представлять для свободного использования, в том числе недружественных лиц по отношению к нашей стране, для того чтобы эта информация не использовалась против нашей страны. Прошу поддержать законопроект. Он в принципе подготовлен также к рассмотрению и во втором, и в третьем чтениях. Поправок к нему нет. И если в ходе обсуждения поправки не появятся, я просил бы его поддержать и в первом чтении, и в целом. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы есть, коллеги? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, не созрели ли в комитете вместе с Минфином всё-таки сделать как во всех цивильных странах - вернуть ответственность ЦБ за рост экономики? Это первое. И в принципе лишить его независимости. Почему? Вот все его действия привели к аресту 1 триллиона долларов наших активов за рубежом. Вот как будем возвращать? АКСАКОВ А. Г. Пока такие идеи в нашем комитете не обсуждаются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. У меня вопрос к разработчикам. Вот в аспекте предоставления кредитных каникул: обязанность предоставить документы о том, что доходы снизились больше чем на 30 процентов, в законопроекте заменяется на право предоставлять такие документы - не приведёт ли это к тому, что вот такую помощь, кредитные каникулы, будут получать субъекты, которые, в общем, ну, не нуждаются в этом? МОИСЕЕВ А. В. Вы знаете, мы внимательно проанализировали опыт реализации предыдущего закона, который был принят вами в марте 2020 года и действовал до... вот у нас есть статистика по конец прошлого года. И получилось так, что по закону воспользовались своим правом примерно 400 тысяч человек, в то время как примерно 4 миллиона человек воспользовались программами, которые банки разработали сами. Поэтому исходим из того, что банки в целом сами заинтересованы в том, чтобы заёмщик оставался, что называется, на плаву. Мы понимаем, что, в общем-то говоря, банки сами разберутся с тем, что им требуется для того, чтобы принять правильное решение, чтобы не загонять вот это всё в формальные рамки закона и не требовать от человека то, что он не может представить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Марков Евгений Владимирович. МАРКОВ Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Алексей Владимирович, все меры, которые вы предлагаете в данном законопроекте, ну, объективно верные, правильные. Вопрос такой: скажите, пожалуйста, как вы считаете, насколько в сложившейся ситуации будет уместно расширить институт принудительного выкупа акций для реакции на те действия, которые могут быть со стороны недружественных стран? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Евгений Владимирович, данный вопрос сейчас рассматривается. Совершенно правильный вопрос. Единственное, здесь надо быть аккуратным по причине того, что, как я уже сказал, у нас 17 миллионов наших граждан купили акции, и не все они купили эти акции напрямую через российских посредников, некоторые - через иностранных, поэтому надо здесь быть аккуратными, чтобы не навредить нашим же гражданам. Но рассматриваем такие возможности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Зубарев Виктор Владиславович. Подготовиться Дмитриевой. ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Владимирович, в продолжение этого разговора. Вы поднимаете порог по голосующим акциям с 1 процента до 5 процентов. Анатолий Геннадьевич сказал "недружественные" - недружественные, это действительно так. Может, не поднимать порог, а вообще запретить? Не поднимать порог для недружественных стран, партнёров, а вообще запретить им голосовать и участвовать в работе? МОИСЕЕВ А. В. Анализ, который мы провели, показывает, что пакетов больше, чем 5 процентов, в наших компаниях со стороны инвесторов из недружественных государств никто не держит, поэтому, я думаю, мы решаем этот вопрос. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо, Иван Иванович. Алексей Владимирович, у меня вопрос, собственно говоря, в продолжение тех вопросов, которые уже задавали, по поводу того, чтобы ограничить любые действия с акциями иностранных владельцев из недружественных стран: ограничение права распоряжения, продажи, участия в управлении и так далее - эти вопросы рассматривались? Это первая часть. И вторая, по золоту. Почему всё-таки считаете, что лучше отдать золото и обратно получить наличную валюту? МОИСЕЕВ А. В. Первый вопрос. Такие ограничения прав, записанных в основных положениях нашего Гражданского кодекса, пока не рассматривали, но посмотрим, как пойдёт, как ситуация будет дальше развиваться. Конечно, возможно, нам придётся к этому прийти. Пока у нас таких планов нет. Что касается золота. Сейчас подпали под санкции наши аффинажные заводы - не как юридические лица, а их лишили всех... шесть крупнейших заводов лишили статуса "Good Delivery" на лондонской бирже базовых металлов. Что это значит? Это значит, что эти наши аффинажные заводы уже не смогут так свободно продавать золото за рубеж, как они делали до этого, и нужен внутренний рынок, поэтому сейчас всеми силами стимулируем развитие внутреннего рынка. Во-первых, это золото, которое добывается и производится в России, то есть мы поддерживаем таким образом наши добывающие и обрабатывающие... это на самом деле высокотехнологичные заводы - все аффинажные, - там используются довольно высокие технологии, современное высокотехнологичное производство, которое мы должны поддержать. Второе, что касается именно права купить за иностранную валюту. Мы сейчас видели, что в какой-то момент часть наших граждан поддались панике и просто купили валюту, с которой теперь не знают, что делать. При этом они хотят, ну, в силу привычек и желаний хранить эти деньги в ячейке или, там, под подушкой, ну, как-то так - это, в общем-то, конечно, на мой взгляд, бессмысленно, вредно и опасно, но вот тем не менее, если люди этого хотят, мы не можем запретить им это делать. Но часть из них, мы надеемся, будут всё-таки... осознают, что хранить золото всё-таки надёжнее, чем хранить наличную иностранную валюту, и придут и поменяют одно на другое. Если это делать через рубли, то будут дополнительные издержки, что, может быть, некоторых людей остановит, так что - просто для снижения издержек граждан, которые захотят обменять свою валюту на золото. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Делягин Михаил Геннадьевич, пожалуйста. ДЕЛЯГИН М. Г. Алексей Владимирович, я всё понимаю про рабочие места и про издержки, но есть вещи принципиальные, понимаете? Когда я могу купить золото за валюту - это отмена функции рубля как исключительного права платежа, это подрыв финансового суверенитета Российской Федерации, это признание того, что мы движемся к таким замечательным странам, как Уругвай и Черногория. У меня один вопрос: неужели последствия вашей финансовой политики настолько ужасны, что Минфин сейчас отдаёт финансовый суверенитет России за валютный кеш? МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Михаил Геннадьевич, Минфин не отдаёт суверенитет России никому и ни за что и не планирует этого делать. Что касается конкретной операции, золото не является в полном смысле товаром, это особенно подтверждается опять же тем, что его реализация была освобождена от НДС, а является финансовым инструментом, точно так же как и иностранная валюта. Таким образом, мы просто разрешаем обменять один финансовый инструмент на другой финансовый инструмент, что, по большому счёту, и так уже допущено, вы всегда имели право открыть счёт в иностранной валюте, вы всегда имели право с этого счёта в иностранной валюте купить ценные бумаги, и никто никогда не рассматривал это как подрыв суверенитета. Кроме того, обращаю внимание на то, что данная норма в предложенном нами законопроекте носит временный характер, мы предлагаем, чтобы она действовала до 31 декабря текущего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Геннадьевич, спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Тогда давайте поступим таким образом: сейчас мы проголосуем за законопроект в первом чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 53 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Анатолий Геннадьевич, тогда... Нет, давайте мы всё-таки символический перерыв сделаем, 10-15 минут, и после этого рассмотрим законопроект во втором и в третьем чтениях. Хорошо? Договорились. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, уже проголосовали, Оксана Генриховна. Я прошу извинения.
5-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и статью 21 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Анатолий Геннадьевич Аксаков, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы подробно рассмотрели законопроект в первом чтении. К нему нет поправок, поэтому просьба его поддержать и во втором, и в третьем чтениях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Коллеги, поправок нет, законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 27 мин. 28 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Коллеги, законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 27 мин. 59 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.