Заседание № 33

11.03.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 84938-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления особенностей правового регулирования по отдельным вопросам в условиях санкций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1515 по 2118 из 7146
Просьба к коллеге Симановскому приступить к работе, а мы переходим к            
рассмотрению законопроекта под пунктом 4 повестки.                              
                                                                                
О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные                 
законодательные акты Российской Федерации". Доклад официального представителя   
Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра       
строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Светланы   
Владимировны Ивановой.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Светлана Владимировна.                                              
                                                                                
Подготовиться Пахомову Сергею Александровичу.                                   
                                                                                
ИВАНОВА С. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального    
хозяйства Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Проектом федерального        
закона устанавливаются особенности осуществления градостроительной              
деятельности, земельных отношений, государственного кадастрового учёта,         
государственной регистрации прав, отдельных отношений в сфере долевого          
строительства в 2022 году.                                                      
                                                                                
Так, в сфере градостроительной деятельности предусматриваются оптимизация и     
сокращение сроков разработки и согласования градостроительной документации,     
проведения общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам такой     
документации, устанавливается возможность строительства объектов капитального   
строительства на нескольких земельных участках.                                 
                                                                                
В сфере земельных отношений законопроектом в 2022 году предусматривается        
механизм пролонгации договоров аренды земельных участков, находящихся в         
государственной или муниципальной собственности. Предусматривается право        
уполномоченных органов принимать решения об определении льготного размера       
арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или          
муниципальной собственности.                                                    
                                                                                
Также законопроектом предусматривается упрощение порядка проведения правовой    
экспертизы при осуществлении государственного кадастрового учёта или            
государственной регистрации прав, что позволит минимизировать случаи            
приостановления или отказа в осуществлении указанных процедур. Возможность      
упрощения указанных процедур позволит не снижать темпы жилищного, социального   
и промышленного строительства.                                                  
                                                                                
Законопроектом предлагается установить дополнительные полномочия                
правительства в области начисления и уплаты штрафных санкций в случаях          
неполного или несвоевременного внесения платы за жилое помещение, за            
коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт. Данная норма вводится в     
связи с тем, что в отраслевом законодательстве - в Жилищном кодексе - размер    
штрафных санкций напрямую связан с размером ключевой ставки.                    
                                                                                
Также законопроектом решается вопрос истечения срока действия договора счёта    
эскроу до завершения строительства объекта недвижимости в случае увеличения     
ранее установленного срока ввода в эксплуатацию. По заявлению участника         
долевого строительства срок условного депонирования денежных средств может      
быть продлён по истечении шести месяцев, но не более чем на два года. При       
этом это правило будет применяться к ранее заключённым договорам долевого       
участия. Предлагаемая мера будет способствовать как обеспечению финансовой      
стабильности застройщиков, так и гарантированию получения жилья участниками     
долевого строительства.                                                         
                                                                                
Также законопроектом предлагается установить возможность определения            
особенностей приостановления и возврата финансовой поддержки субъектам          
Российской Федерации за счёт средств фонда ЖКХ.                                 
                                                                                
Принятие законопроекта позволит реализовать комплекс мер                        
социально-экономического характера в отношении граждан Российской Федерации,    
российских юридических лиц в целях защиты национальных интересов Российской     
Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государства и       
международных организаций.                                                      
                                                                                
Просила бы поддержать.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Владимировна.                           
                                                                                
Пожалуйста, коллега Пахомов Сергей Александрович, председатель Комитета по      
строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.                                
                                                                                
ПАХОМОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по строительству и    
жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый проект        
федерального закона подготовлен правительством в рамках так называемого         
второго пакета мер поддержки. Я ещё раз очень коротко остановлюсь на самых      
важных вещах, буквально в телеграфном режиме. Что предлагается?                 
                                                                                
Первое. Предлагается упростить следующие вещи: существенно упростить            
процедуру разработки и согласования градостроительной документации, процедуру   
проведения общественных и публичных слушаний, включая их сроки, строительство   
объектов капитального строительства и регистрацию уже построенного. Все мы      
знаем, что любое сокращение в строительном цикле приводит к серьёзной           
экономии средств, к серьёзной экономии времени и сроков оборачиваемости         
средств.                                                                        
                                                                                
Далее. Законопроектом мы даём возможность пролонгировать договора аренды        
земельных участков на три года, которые находятся в муниципальной... в          
федеральной государственной и муниципальной собственности. Это даст             
возможность застройщикам и строителям пользоваться земельными участками без     
продления договора аренды, срок по которому истекает в 2022 году.               
                                                                                
Даём возможность устанавливать льготные размеры аренды земельных участков,      
находящихся в государственной и муниципальной собственности, участков,          
которые используются для новых инвестиционных проектов. Также даём              
возможность по заявлению гражданина продлевать договора по эскроу-счетам.       
Этой мерой мы, с одной стороны, поддерживаем правительство, с другой стороны,   
гарантируем человеку получение, по сути, его квартиры, даже если у строителей   
сегодня непростые времена.                                                      
                                                                                
Третье, важное. Долговая нагрузка на граждан за услуги ЖКХ - я сейчас говорю    
про задолженность, которая появляется, - изменяется: мы даём правительству      
право изменить формулу расчёта пени в условиях роста ставки ЦБ за неуплату      
или неполную оплату услуг ЖКХ, за просрочку обязательств по установке           
приборов учёта и так далее. В данном случае эти дополнительные полномочия       
правительства позволят не только не допустить социальную напряжённость, но и    
предотвратить негативные последствия для граждан, поскольку исключают по сути   
своей дополнительную финансовую нагрузку в виде увеличенного вдвое размера      
пеней и штрафов, расчёт которых сейчас жёстко привязан к действующей ставке     
ЦБ. Вы все знаете, какая она есть.                                              
                                                                                
В целом мы, как и с предыдущим пакетом мер, передаём правительству ряд          
полномочий, которые позволят оперативно, практически в ручном режиме            
принимать объективные решения и необходимые меры в сложившейся обстановке.      
                                                                                
Реализация предлагаемых решений направлена, конечно, и на поддержание           
финансовой устойчивости в первую очередь строительной отрасли, и на её          
бесперебойное функционирование. А строительная отрасль является одной из        
системообразующих, мы это знаем прекрасно, - напомню, около 10 миллионов        
человек прямо или косвенно задействованы в строительной отрасли, а это почти    
10 миллионов рабочих мест.                                                      
                                                                                
Очевидно, что, поддерживая предлагаемые правительством решения и доверяя        
правительству, по сути, часть законодательных решений, мы не снимаем и с себя   
ответственности за их последующую реализацию и будем совместно с коллегами из   
исполнительной власти работать над подзаконными актами во исполнение принятых   
сейчас решений. Вчера в комитете в рамках дискуссии по этому законопроекту      
мы, по сути, обсуждали уже следующие решения правительства, решения по          
подзаконным актам.                                                              
                                                                                
Коллеги, мы, комитет, приняли решение поддержать. Я также прошу всех            
поддержать этот законопроект. Мы вместе с тремя комитетами - по                 
госстроительству, по финансовым рынкам и по собственности - приняли решение     
также поддержать этот законопроект. В целом он готов и ко второму чтению. У     
нас есть два небольших предложения по корректировке некоторых формулировок,     
поэтому я просил бы поддержать законопроект в первом чтении и, Вячеслав         
Викторович, дать нам тоже 30 минут, как и коллегам из комитета по бюджету,      
для оформления ко второму чтению, если в первом он будет поддержан.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое, Сергей Александрович.                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть вопросы? Есть вопросы.                                  
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич.                                                    
                                                                                
Подготовиться Останиной.                                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. У меня вопрос к разработчикам.                                   
                                                                                
Вот статья, связанная с публичными слушаниями: те послабления, которые          
даются, означают, что в определённых случаях по решению правительства или по    
постановлению региональных властей в проекты можно будет вносить изменения      
без общественных слушаний. Вот для чего это делается, насколько это             
действительно актуально и о каких именно случаях идёт речь? Мы можем            
столкнуться с очень серьёзными вещами, которые будут вызывать протесты          
граждан.                                                                        
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Спасибо большое за ваш вопрос. Мы предполагаем, что эти случаи    
будут исключительными и решения будут приниматься на уровне глав субъектов      
или правительства в том случае, когда непосредственно будет экстренная          
необходимость в строительстве объекта, и при обязательном соблюдении всех       
действующих требований экологического, охранного, культурного                   
законодательства. Таким образом, мы полагаем, что баланс интересов граждан и    
публичной власти в целях оперативного решения задач, связанного с               
контрсанкциями, будет соблюдён.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Останина Нина Александровна.                  
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Светлана Владимировна, в продолжение вопроса Андрея    
Анатольевича. Речь тоже идёт о статье 2, об упрощённом порядке публичных и      
общественных слушаний - по сути дела, вот этой нормой сейчас легитимизируется   
то, что происходит в городах-миллионниках и касается точечной застройки.        
Здесь говорится о том, что цель всего этого - не снижать темпы строительства,   
а где интересы граждан здесь? То есть вот эти социальные протесты, особенно в   
Москве, касаются как раз объектов прежде всего исторического наследия, но       
здесь ничего не говорится о том, что, в случае если есть объекты                
исторического наследия, слушания всё-таки проводятся. Давайте мы в              
законопроекте это пропишем, потому что это вызывает очень много вопросов,       
повторяю, в городах-миллионниках, где речь идёт о точечной застройке. Вот       
адрес - Сретенка, 13, там провалился автомобиль, потому что прямо на месте      
исторического здания, где, кстати, найдены артефакты при раскопках,             
продолжается строительство мини-отеля... (Микрофон отключён.)                   
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Спасибо, Нина Александровна, за ваш вопрос. Мы всё-таки           
полагаем, что сейчас ключевым инструментом ускорения стройки является           
ускорение процедур. Вы знаете, что деньги достаточно дорогие, застройщикам,     
заказчикам необходимо как можно скорее принимать решения по запуску             
строительства, и оптимизация сроков, в том числе проведения публичных           
слушаний и общественных слушаний, позволит намного быстрее приступить к         
реализации проектов, тем самым нивелировать риски, связанные с дальнейшим       
ростом стоимости строительных материалов. Сокращение для нас является           
вынужденной мерой, для того чтобы как можно скорее приступить к                 
строительству.                                                                  
                                                                                
Я ещё раз повторю, мы считаем, что требования законодательства - охранного,     
экологического - должны быть соблюдены в полном объёме, и рассматриваем такие   
случаи как экстраисключительные.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гусев Дмитрий Геннадьевич.                    
                                                                                
ГУСЕВ Д. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вопрос такой. Законопроект    
исключает функцию оценки экономической эффективности инвестиционных проектов    
Министерством экономического развития, это первое. Второе, в предлагаемых       
поправках в Федеральный закон "О парламентском контроле" исключается            
необходимость предоставления информации о проектах на текущий финансовый год    
и плановый период для парламентского контроля, то есть требование               
предоставить информацию остаётся, а период исключается, - это неправильно.      
Получается, что у нас министерство строительства само делает вот эти            
инвестиционные программы, само же контролирует, само же оценивает               
экономическую эффективность этих программ, а речь идёт почти об 1 триллионе     
бюджетных средств. Если сейчас будет принят проект в первом чтении, а между     
первым и вторым чтениями будет заседание комитета проходить, то можно           
считать, что это поправки в этот самый законопроект перед вторым чтением. Что   
вы думаете?.. (Микрофон отключён.)                                              
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Спасибо большое за ваш вопрос.                                    
                                                                                
Коллеги, я хотела бы сказать, что данные поправки носят исключительно           
технический характер. Председателем правительства принято решение, что          
функции, связанные с формированием и ведением ФАИП, осуществляет не             
Минэкономразвития, а Минстрой. Я прошу, коллеги, обратите внимание на статью    
5 законопроекта: слова "Министерство экономического развития..." заменяются     
словами "Правительство..." - мы никакую другую опциональную идею этим           
законопроектом не вносим, мы предлагаем просто заменить. Это будет не           
Минэкономразвития - или правительство, или определённый правительством орган,   
это будет Минстрой России, как сейчас Минэкономразвития. Федеральный орган      
власти напрямую прописан в законе, мы даём возможность правительству            
определить самостоятельно, какой ФОИВ будет в полном объёме в установленные     
законом сроки предоставлять информацию.                                         
                                                                                
По сути это техническая правка, поэтому, коллеги, заверить хочу, что никаких    
рисков того, что Минстрой России не будет какую-то информацию предоставлять,    
нет, - мы будем в том же, в полном объёме информацию аналогичную                
предоставлять в Госдуму в установленные сроки и по отдельным запросам.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Владимировна и коллеги из правительства, вот     
исходя из вопросов, которые прозвучали в зале, - и одного, и другого -          
правильно было бы осознать тем, кто готовит законопроект, тем, кто выступает:   
речь идёт о поддержке экономики, граждан, о создании условий для бизнеса, но    
при этом не должны сворачиваться процедуры, которые защищают права граждан,     
должны соблюдаться экологические нормы, должен осуществляться парламентский     
контроль, должна быть прозрачность процедур. И если только вот то, что звучит   
в вопросах, действительно найдёт подтверждение, мы эти вопросы будем выносить   
на обсуждение с председателем правительства. Мы специально собираемся,          
отдельное заседание назначаем, для того чтобы в условиях вызовов объединиться   
и принять законы, которые люди ждут, а нам предлагаются нормы, где уходит       
контроль, только бы побыстрее решить вопросы. Благими намерениями, сами         
знаете, куда дорога стелется. Это неправильно.                                  
                                                                                
Нам важно, чтобы цена снижалась - давайте вносить предложения. Вот у нас        
сейчас Комитет по промышленности и торговле выработал предложения по            
наделению правительства полномочиями, просьба передать правительству            
поправки, пускай правительство рассмотрит их, потому что вы ведёте эти          
консультации, но при этом они не носят формализованный, публичный характер,     
Владимир Владимирович. Передайте эти предложения полномочному представителю     
правительства, потому что речь идёт о контроле за ценами, речь идёт о наших     
гражданах. Мы вот на уровне чиновников говорим, а они: "Да нет, вот у нас       
есть видение", поэтому официально передайте, и пускай нам ответят официально.   
Если им эти полномочия не нужны, значит, не нужны. Об этом речь идёт.           
                                                                                
Коллеги и председатели комитетов, посмотрите на законы с точки зрения того,     
что всё, что касается прав и свобод граждан, должно быть защищено, мы с вами    
должны сделать так, чтобы экономика от этого выиграла и вопросы решались        
быстрее, но только не в ущерб контролю и тем процедурам, в которых граждане     
сами должны участвовать. Конечно, если речь идёт о точечной застройке и         
общественных слушаниях, то как связаны эти вопросы с темами, которые мы         
обсуждаем? Сейчас нам сюда вкрутят, мы, понимая цели и задачу как можно         
быстрее сформировать законодательство, пойдём на принятие решений, а что        
потом? От вас зависит. Поэтому правильно и Гусев сказал, и Останина вопрос      
подняла.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Сулейманов Ренат Исмаилович.                                        
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемая Светлана Владимировна, уже сегодня коммунальные организации в связи   
с ростом ключевой ставки повышают пени и так далее. В законопроекте             
предполагается, что правительство какие-то меры примет. Могли бы вы сказать,    
что конкретно ожидает граждан, какие меры, чтобы сдержать рост неплатежей,      
задолженностей, пеней по жилищно-коммунальным услугам вот в этой ситуации,      
потому что мы понимаем, что сегодня какие-то граждане не будут способны         
оплачивать вовремя жилищно-коммунальные услуги и так далее? У нас действовал    
годовой мораторий в период ковида, какие сейчас меры собирается принять         
правительство?                                                                  
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Спасибо за вопрос. Я хочу сказать, что у нас единственная         
норма, которая зафиксирована в Жилищном кодексе по поводу роста штрафных        
санкций, это привязка размеров штрафных санкций к одной трёхсотой ключевой      
ставки Центрального банка, и установлен запрет на изменение этих параметров.    
В связи с этим правительство как раз и предлагает дать ему полномочия           
зафиксировать ключевую ставку до повышения - такой вариант сейчас обсуждается   
в правительстве, - применять ключевую ставку, которая была до повышения. Тем    
самым мы сохраним то, что было на стадии, когда ставка была намного меньше, и   
не допустим роста штрафных санкций.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бурляев Николай Петрович, пожалуйста.                     
                                                                                
Подготовиться Делягину.                                                         
                                                                                
БУРЛЯЕВ Н. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Под угрозой недружественных действий иностранных государств вы хотите           
упростить процедуры - ну, при чём здесь недружественные действия, я не знаю -   
согласования градостроительной документации, общественных обсуждений, и         
осуществления капстроительства, и предоставления земельных участков. Но вы      
знаете, что часто фиксируются нарушения законодательства по охране объектов     
культурного наследия, часто застройщики игнорируют, так сказать, и мы           
утрачиваем наше культурное наследие. Сейчас год сохранения культурного          
наследия, поэтому нельзя под предлогом поддержки экономики пытаться ослабить    
госконтроль. Удастся ли вам сделать что-то в данной поправке, чтобы мы были     
гарантированно защищены от того, что будут уничтожаться и наступать на          
наше... (Микрофон отключён.)                                                    
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Николай Петрович, данной поправкой мы в отношении                 
государственного контроля ничего не меняем. Речь идёт только о сокращении       
сроков проведения публичных слушаний и общественных слушаний. А с точки         
зрения контроля сохраняются те отношения, которые есть, строительный контроль   
будет осуществляться в полном объёме при строительстве, реконструкции,          
капитальном ремонте объектов капитального строительства. С такими поправками    
мы не выходим.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Делягин Михаил Геннадьевич.                   
                                                                                
ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемая Светлана Владимировна, даже существующая процедура      
разработки и согласования градостроительной документации позволяет массово      
нарушать права граждан: строить некачественное жильё, уничтожать парки и        
лесонасаждения. В Волгограде вообще уничтожают нормальные дома, выкидывая       
людей с минимальными компенсациями на улицу, потому что застройщику             
захотелось так. Это нормы, которые сегодня применяются, вы же предлагаете их    
ещё более упростить. У людей сегодня нет денег для покупки коммерческого        
жилья, а о социальном жилье массово речи, как я понимаю, не ведётся. Рабочая    
сила, которая занята сейчас в строительном комплексе, - это гастарбайтеры,      
являющиеся как бы миной замедленного действия, которая может вот-вот начать     
взрываться.                                                                     
                                                                                
У меня вопрос простой. Правильно ли я понимаю, что ваше ведомство считает,      
что это Россия должна существовать для строительного комплекса, а не            
строительный комплекс для России?                                               
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Спасибо, Михаил Геннадьевич, за ваш вопрос. Мы исходим из того,   
что у нас есть установленные президентом задачи: это 120 миллионов квадратных   
метров в год и улучшение жилищных условий 5 миллионов семей. Исходя из          
необходимости достижения данных задач выстраивается работа министерства.        
Вчера правительство докладывало Владимиру Владимировичу о текущей ситуации и    
о мерах, которые принимаются, и Владимир Владимирович сказал, что ключевая      
задача правительства - завершить строительство начатых объектов и не            
допустить появления новых проблем дольщиков, поэтому в этом направлении все     
меры, которые мы предусматриваем, в первую очередь направлены на обеспечение    
прав граждан.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Владимировна, наверное, всё-таки надо думать о   
людях. Квадратные метры - хорошо, но это способ решения проблемы жилья, а       
когда мы говорим о людях... У нас обсуждался вопрос о ценовой политике. Битум   
почему подорожал? Песок, который используется как основа в строительстве,       
подорожал на 100 процентов. Вот вы скажите, какие здесь вам полномочия нужны?   
Мы только что вот с коллегами обсуждали - предлагаем решение, предоставляющее   
правительству такие полномочия по товарам первой необходимости. А вот в этой    
части? Вот давайте, может быть, с этой точки зрения посмотрим, что вам          
необходимо? Потому что, если метр будет дорогой, это не решение проблемы,       
метр должен быть доступный. Об этом речь. Но почему песок - он в карьере, а     
это недра, которые принадлежат народу, государству, - почему он подорожал? Вы   
же это знаете-то, наверное, да? Какие вот здесь механизмы могут быть?           
                                                                                
Гутенёв, не мешай! Помогать хочешь? Тогда надо идти работать в правительство.   
(Оживление в зале.)                                                             
                                                                                
А он не хочет.                                                                  
                                                                                
Светлана Владимировна, вот вы знаете, что существенно подорожали                
стройматериалы, мы же с вами говорили по поводу стоимости обрезной доски,       
обсуждали стоимость металла, а вот почему песок на 100 процентов подорожал,     
нам сложно объяснить. А это значит, у нас подорожает стоимость километра        
дорог, это значит, у нас подорожает квадратный метр жилья, потому что в любом   
случае песок же используется. Вот на эти вопросы ответов мы ждём, для того      
чтобы вам помочь их решить. А вы нам предлагаете убрать парламентский           
контроль, вы нам предлагаете свернуть процедуру общественных слушаний. Или не   
так? Так. Так почему же всё-таки песок-то подорожал, вот кто-то может           
разобраться? Если не получается, вы скажите, какие полномочия нужны. Иначе,     
получается, у нас вызовы, нам сложно - цена растёт, а денег становится          
меньше. Наша с вами задача, чтобы стоимость снижалась, особенно там, где всё    
очевидно. Карьеры раздают органы власти, региональные или местные; если         
федеральные, тогда с себя спросите. Вот эти вопросы волнуют депутатов. Раз      
молчите, значит...                                                              
                                                                                
Пожалуйста, Савельев Дмитрий Иванович.                                          
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Светлана Владимировна, безусловно, важный и нужный законопроект. Вы этим        
законом подразумеваете продление договоров аренды земли, вопрос: а почему не    
предусмотреть сразу и автоматическое продление истекающих разрешений на         
строительство? Это первое.                                                      
                                                                                
И второе. Вот вы в своём ответе на один из вопросов сказали: очень дорогие      
деньги. Совершенно верно. Так вот это ключевая величина для строителей: при     
ставке Центрального банка 20 процентов в строительном секторе проектное         
финансирование выходит глубоко за 20, вот это ключевая ситуация, это            
во-первых. Во-вторых, ипотека: возможно, потребуется продление, точнее,         
распространение на всю Россию в идеале, например, льготных программ ипотеки,    
таких как дальневосточная, чтобы поддержать людей. И в-третьих, контроль цен    
- хотя тут, наверное, доктора надо посылать к собственникам крупных             
производств стройматериалов...                                                  
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Что касается продления разрешений на строительство. В первом      
пакете было предусмотрено в том числе продление срока действия разрешительных   
документов в сфере строительства, соответствующий проект постановления          
Минстроем России готовится, я думаю, что мы сегодня будем его вносить в         
правительство, предполагаем продление на два года ранее выданных разрешений     
на строительство. Это что касается первого вопроса.                             
                                                                                
Что касается вопросов поддержки жилищного строительства, они для нас являются   
ключевыми вопросами. Вы абсолютно верно сказали про ипотеку и про проектное     
финансирование. Вопросы рассматриваются, вчера Марат Шакирзянович Хуснуллин в   
докладе президенту эти предложения представил: сохранение действующих           
льготных программ в том объёме, в котором они реализовались до этого, и         
поддержка застройщиков с точки зрения субсидирования процентной ставки по       
кредитам в рамках проектного финансирования. Эти меры сейчас обсуждаются в      
правительстве, я думаю, что в ближайшее время мы сможем уже финальные           
результаты доложить.                                                            
                                                                                
По поводу роста стоимости, цен. Вячеслав Викторович всё правильно сказал. Мы    
в министерстве рассматриваем разные варианты, организовано постоянное           
сотрудничество с Минпромторгом, ежедневно встречаются наши коллеги из           
министерств, министры в том числе. Мы сейчас принимаем все потребности          
застройщиков государственных строек и крупных частных застройщиков, которые     
оказывают социально-экономическое влияние на развитие регионов Российской       
Федерации, обсуждаем с Минпромторгом в режиме онлайн, чтобы обеспечить          
доставку по максимально приемлемым ценам, чтобы вот эти вещи не допустить.      
                                                                                
Что касается предложений, которые сейчас обсуждаются в Думе. Мы готовы          
подключиться к рассмотрению по тем вопросам, о которых вы, Вячеслав             
Викторович, говорили, по регулированию.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Владимировна, но всё-таки вот вы        
внесите предложения, как вы видите решение этих вопросов. Я не случайно         
сказал о песке, инертные материалы в том же ряду: всё это недра, на             
разработку карьеров выдаётся лицензия, но цена взлетела в 2 раза - почему?      
Вот давайте ответим.                                                            
                                                                                
И какие полномочия вам нужны? Вот сегодня мы направили в правительство          
поправки ко второму чтению в части продовольственной линейки. Давайте           
посмотрим и в этом вопросе, почему мы уходим от этих тем? Вчера вот мы на       
встрече с руководителем Федеральной антимонопольной службы говорили, что все    
как мантру повторяют: "Рынок отрегулирует". Послушайте, там необоснованный      
рост цен, тем более когда мы говорим о материалах, применяемых в                
строительстве, о лесе, песке, щебне. Всё выросло - почему? Давайте остановим    
это! И тогда километр дорог будет по-другому стоить; мы просто больше сделаем   
объём, будет меньше стоить квадратный метр жилья. Вот об этом речь идёт. В      
ситуации вызовов надо смотреть в первую очередь вопросы, связанные с ценовой    
политикой. Когда доходов меньше, значит, надо посмотреть, чтобы расходы тоже    
уменьшались, а не росли. А получается, доходов меньше, а стоимость растёт -     
вот это вызывает возмущение. Почему мы и говорим, что надо эти темы обсуждать   
с депутатами, не бояться, - тогда приходите и аргументированно скажите,         
почему такое происходит. Есть вопросы, думаю, все с вами согласятся, когда      
мы, допустим, зависим от импорта и там надо искать варианты решений,            
субсидировать, компенсировать. Но что касается нашей с вами продукции, вот      
здесь у всех вопрос: почему растёт?                                             
                                                                                
Пожалуйста, Лябихов Роман Михайлович.                                           
                                                                                
ЛЯБИХОВ Р. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вячеслав Викторович, спасибо. Я был записан на вопрос, но почему-то из списка   
исчез...                                                                        
                                                                                
В рамках как раз того, о чём вы сказали, Вячеслав Викторович. Это для           
снижения стоимости квадратного метра как раз для покупателей в первую           
очередь. Я хотел бы отметить, что важным, наверное, является вопрос о           
проектах комплексного освоения, об отмене НДС при строительстве социальных      
объектов и инфраструктуры. Хотел бы услышать мнение министерства, понятно,      
что в первую очередь Минфину вопрос, но каково мнение профильного               
министерства?                                                                   
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Спасибо. Мы поддерживаем развитие проектов комплексного           
развития территорий, считаем, что это возможность обновить городскую            
застройку в текущих условиях, привлечь средства инвесторов. По поводу НДС       
надо обсуждать, готовы.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мне коллега Гутенёв поправку предложенную показал, где предлагается наделить    
правительство полномочиями регулировать цены на строительные материалы.         
Соотнесите это предложение депутата Государственной Думы, Александр Юрьевич,    
Светлана Владимировна, это наше предложение, - если вы видите решение           
по-другому, сформулируйте его, мы поддержим.                                    
                                                                                
Но ещё раз хочется сказать об одном: есть темы сложно решаемые, но почему у     
нас там, где мы решить можем, эти вопросы замерли, не решаются, а цена          
изменилась? Поэтому было бы хорошо, чтобы вы ответили как можно быстрее. Мы     
соберёмся специально, внеочередное заседание проведём и сделаем всё, чтобы      
взять под контроль вопросы, которые волнуют людей. Это в ваших руках -          
вносите предложения либо соглашайтесь с теми, которые депутаты вносят, но       
искать решение надо.                                                            
                                                                                
Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих. Видите, сняли вопросы,           
которые, возможно, прозвучали бы в выступлениях. Вот для этого и нужно          
обсуждение.                                                                     
                                                                                
Хотелось бы обратиться к профильному комитету. Сергей Александрович, давайте    
сосредоточимся на этих темах. Понятно, мы все хотим быть комфортными друг       
другу, удобными друг другу, но хорошо, если это даёт возможность решать         
вопросы, а если вопросы не решаются, то где их обсуждать и искать решения,      
как не в Думе? Если решения отсутствуют - давайте здесь предлагать.             
                                                                                
Заключительное слово. Пожалуйста, Светлана Владимировна.                        
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Вячеслав Викторович, всё вы правильно говорите. Правительство     
внимательно отнесётся к этому, и Минстрой России подключится. Просила бы        
поддержать инициативу. Спасибо.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Александрович, пожалуйста.                         
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
ПАХОМОВ С. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, я хотел бы сейчас отметить         
несколько замечаний, вернее, дать несколько таких, косвенных ответов на те      
вопросы, которые прозвучали.                                                    
                                                                                
Первое, по поводу парламентского контроля. Коллеги, я зачитаю действующую       
норму, которая не меняется: "...ежеквартально вносит в Государственную Думу     
до 30-го числа месяца, следующего за отчётным, информацию об изменениях         
федеральной адресной инвестиционной программы...". Эта норма остаётся,          
никакого беспокойства это вызывать не может. Более того, это вчера на           
заседании комитета обсуждалось, как и вопросы по упрощению согласительных       
процедур. Естественно, у комитета тоже подобные вопросы возникали, но мы всё    
детально это обсудили, и ещё раз повторю: кроме сроков, ничего не движется. А   
то, что у нас где-то иногда, может быть, контрольные функции не работают,       
значит, давайте тогда обратим на это внимание тех, кто должен этим              
заниматься.                                                                     
                                                                                
По поводу подорожания, повышения цен. Вячеслав Викторович, вот то, о чём        
говорил коллега Гутенёв, - это было в том числе предложение нашего комитета в   
тот пакет мер, который сейчас готовится Государственной Думой, относительно     
подорожания стройматериалов. Мы здесь с коллегами, и с коллегой Морозовым, и    
с коллегой Гутенёвым, очень плотно работаем. Более того, я могу сказать, что    
существенная часть предложений депутатов, по крайней мере, депутатов нашего     
комитета точно, вошла и в первый пакет мер, и во второй пакет мер, который мы   
сегодня рассматриваем.                                                          
                                                                                
Коллеги, ещё раз подчеркну, мы с правительством, конечно, работаем в            
онлайн-режиме, и в онлайн-режиме же обсуждаем тексты подзаконных актов,         
поэтому, коллеги, подключайтесь, если у кого-то есть желание, на базе           
комитета эта работа ведётся не прекращаясь.                                     
                                                                                
Комитет считает возможным и правильным поддержать сейчас законопроект. И ещё    
раз повторю: Вячеслав Викторович, у нас есть две поправки, и я просил бы дать   
нам около получаса на проведение заседания комитета, и мы вернёмся в зал с      
предложением рассмотреть законопроект во втором чтении.                         
                                                                                
Спасибо, коллеги, за такое обсуждение.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, полномочный представитель президента будет выступать?               
Правительства? Нет.                                                             
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 4-й вопрос нашей повестки, первое         
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 45 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                   25 чел.5,6 %                                     
Голосовало                    420 чел.                                          
Не голосовало                  30 чел.6,7 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят.                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы не против предложения председателя комитета, которое      
прозвучало, - доработать законопроект ко второму чтению, время было             
запрошено? Нет.                                                                 
                                                                                
Тогда, Сергей Александрович, продолжайте работу.                                
                                                                                
Но, коллеги, это имеет отношение и к другим профильным комитетам, к Евгению     
Сергеевичу Москвичёву. Всё-таки давайте услышим друг друга, мы можем            
построить больше дорог, мы можем построить больше квадратных метров жилья, но   
самое главное - жильё будет доступно гражданам. А сейчас никто не хочет         
ответить на вопрос, почему вырос в цене песок, щебень, битум, - это всё         
составные тех строек, которые потом оцениваются. Давайте внесём предложения     
по этим вопросам.                                                               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2778 по 2920 из 7146
Возвращаемся к 4-му вопросу. Проект федерального закона "О внесении изменений   
в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение.          
                                                                                
Сергей Александрович Пахомов, пожалуйста.                                       
                                                                                
ПАХОМОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, коллеги! Ко второму чтению поступило     
два замечания к тексту законопроекта. Таблица рекомендованных к принятию        
включает в себя две поправки, в основном они носят технический характер.        
Прошу поддержать. Заседание комитета сейчас прошло, соответствующее решение     
принято, комитетом поправки поддержаны.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Александрович, я только хочу уточнить, что         
помимо таблицы поправок, в которой действительно две поправки, есть ещё         
отдельно розданная поправка - мы её тоже обязаны будем обсудить.                
                                                                                
ПАХОМОВ С. А. Да, я готов.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Сначала с таблицей поправок разберёмся.                                         
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 22 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              324 чел.72,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   13 чел.2,9 %                                     
Голосовало                    337 чел.                                          
Не голосовало                 113 чел.25,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Переходим к обсуждению поправки Галины Петровны Хованской.                      
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон депутату Хованской.                               
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ещё такая неприятность, как повышающий коэффициент.     
Когда люди вынуждены из-за отсутствия денег просрочить срок поверки счётчиков   
или когда у людей нет денег, для того чтобы доказать, что на дохлые трубы       
нельзя установить счётчик, возникает тема повышающих коэффициентов. Первое      
время расчёт идёт нормально, а потом увеличивают платёж по этому виду           
коммунальной услуги в полтора раза, а в Москве даже в два. Вообще, вот эти      
повышающие коэффициенты - это антиконституционная норма, и в период, в          
котором мы сейчас живём, конечно, применять их нельзя. Прошу поддержать эту     
позицию.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, мнение комитета.                                                    
                                                                                
ПАХОМОВ С. А. Коллеги, логика в самом предложении Галины Петровны есть, и мы    
это признаём, но возможность принять соответствующее решение нами сейчас        
передаётся правительству в пакете тех решений, которые есть. И наше мнение      
такое: отклонить данную поправку, но вместе с тем с правительством, с           
Минстроем продолжить работу над подзаконным актом: рассмотреть этот вопрос      
отдельно на предмет его поддержки, рассмотреть форму и форматы, тем более что   
какие-то отдельные вещи уже учтены в законопроекте, как, например, норма по     
замене счётчиков и соответствующим санкциям. В целом мы предлагаем поправку     
отклонить, но саму идею, ещё раз повторю, признаём и предлагаем продолжить её   
развитие в работе с Минстроем.                                                  
                                                                                
И просил бы Светлане Владимировне буквально на одну минуту слово дать.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Светлана Владимировна.                        
                                                                                
ИВАНОВА С. В. Коллеги, я хотела бы сказать, что это регулируется актом          
правительства, внесения в законодательство подобных полномочий не требуется,    
мы готовы обсудить данный вопрос на площадке правительства. Сергей              
Александрович сказал, мы активно с комитетом взаимодействуем, поэтому готовы    
вернуться к данному вопросу, но регулировать эти отношения не требуется - все   
полномочия у правительства есть.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование поправка Галины Петровны Хованской, комитет    
предлагает её отклонить.                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 25 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              100 чел.22,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    100 чел.                                          
Не голосовало                 350 чел.77,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка отклоняется.                                                           
                                                                                
Все поправки рассмотрены, законопроект ставится на голосование во втором        
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 25 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              400 чел.88,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    5 чел.1,1 %                                     
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
ПАХОМОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Все соответствующие   
заключения по законопроекту имеются, комитет предлагает рассмотреть             
законопроект в третьем чтении и поддержать его.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                           
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 26 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                   20 чел.4,4 %                                     
Голосовало                    415 чел.                                          
Не голосовало                  35 чел.7,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят. Спасибо.