Заседание № 33

11.03.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 84931-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части расширения перечня видов деятельности, разрешённых на территории особой экономической зоны и изменения сроков вступления в силу законодательных актов, содержащих обременительные обязательные требования, которые не могут быть соблюдены ввиду технологических ограничений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6392 по 6612 из 7146
Рассматриваем в первом чтении 15-й вопрос, после этого переходим к проектам     
постановлений.                                                                  
                                                                                
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный             
представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра              
экономического развития Алексей Игоревич Херсонцев.                             
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной     
Думы! Представляемый законопроект также подготовлен в целях реализации          
отдельных положений из плана мер по обеспечению устойчивости экономики в        
условиях беспрецедентного внешнего давления.                                    
                                                                                
Позвольте, уважаемые депутаты, поблагодарить вас ещё раз за оперативное         
рассмотрение 46-го федерального закона. Мы уже вносим в правительство           
необходимые акты, и ряд из них принят.                                          
                                                                                
Что предлагается данным законопроектом?                                         
                                                                                
Первое, реализация инвестиционных проектов по производству и переработке        
этана и сжиженного углеводородного газа, а также создание сталеплавильных       
производств на территории особых экономических зон. Снятие ограничений по       
производству и переработке этана и сжиженного углеводородного газа позволит     
реализовать три проекта общей стоимостью 2 триллиона рублей и создать более     
5,5 тысячи новых рабочих мест в ОЭЗ "Усть-Луга" в Ленинградской области и ОЭЗ   
"Лотос" в Астраханской области. Снятие ограничений по жидкой стали необходимо   
для реализации четырёх проектов, которые ранее оценивались в 340 миллиардов     
рублей инвестиций и 1,5 тысячи новых рабочих мест.                              
                                                                                
Второе, в целях оперативного реагирования на последствия введения в отношении   
Российской Федерации ограничительных мер предлагается наделить правительство    
правом в 2022 году принимать решения об ускоренном вступлении в силу            
подзаконных актов, содержащих обязательные требования. Напомню, что сейчас по   
закону "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" такие сроки         
установлены только 1 марта и 1 сентября. Было подготовлено несколько            
отраслевых инициатив с этими исключениями, поэтому предлагаем установить        
здесь общее правило для всех.                                                   
                                                                                
Наконец, третье, наиболее сложное в этом законопроекте решение касается того,   
что в рамках разработки плана первоочередных действий были подготовлены         
предложения по переносу сроков вступления в силу отдельных законов,             
содержащих обязательные требования к промышленным предприятиям, которые в       
текущих условиях могут быть невыполнимы. К сожалению, вынуждены предложить      
такие решения из-за последствий, которые обусловлены соответствующими           
технологическими ограничениями, необходимостью переоборудования российских      
предприятий. Многие из актов будут вступать в силу начиная уже со следующего    
года, однако подготовка к ним потребует значительных временных затрат, более    
того, в ситуации неопределённости сейчас по ряду из них в принципе нельзя       
будет планировать такие проекты.                                                
                                                                                
Чего касаются эти предложения?                                                  
                                                                                
Первое - продления на два года срока направления заявок на получение            
комплексных экологических разрешений, а также создания систем автоматического   
контроля. Для формирования заявки, например, по КЭР необходимо проводить        
расчёты технологических нормативов, исследования, и главное, что в состав КЭР   
входит разработка программы повышения экологической эффективности и в текущих   
условиях здесь необходимо будет заново определяться с пониманием поставщиков,   
с пониманием того, насколько сроки импортозамещения позволят эти программы      
делать, и так далее. То же самое с системами автоматического контроля:          
измерительная аппаратура в основном поставлялась из-за рубежа, многие           
поставки сейчас не осуществляются, и здесь нужно будет переделывать             
соответствующие планы и проекты.                                                
                                                                                
Второе - переноса на два года сроков реализации эксперимента по квотированию    
выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Здесь та же самая           
ситуация: предприятиями соответствующие планы разработаны, многие их            
реализуют, но сейчас, в текущих условиях, реализация приостановилась. Ещё раз   
подчеркну, что мы не предлагаем отказаться от этих планов, но в текущих         
условиях, безусловно, необходимо дать возможность предприятиям эти планы        
переобновить.                                                                   
                                                                                
Третье предложение касается переноса на один год вступления в силу нового       
законодательства, о котором было много дискуссий, которое не так давно было     
принято, - касающегося тематики ликвидации накопленного вреда. Напомню, что     
мы обязали промышленные предприятия готовить соответствующие планы              
ликвидации, планы их переоборудования, планы закрытия, более того,              
фиксировать денежные средства на реализацию таких планов и так далее. Считаем   
возможным до стабилизации ситуации перенести выполнение именно этой             
обязанности промышленных предприятий на один год.                               
                                                                                
И последнее - перенос на два года начала действия новых требований лесного      
законодательства в части создания новой ФГИС лесного комплекса. Напомню, что    
сейчас здесь уже электронная система прослеживаемости действует, но в то же     
время была идея сделать это с максимальным внедрением новых технологий, с       
использованием различных современных решений. За тот период, на который         
предлагается сдвинуть этот срок вправо, можно будет решить вопрос об            
импортозамещении в части приобретения серверов, систем хранения данных и так    
далее. В противном случае можем поставить под вопрос просто исполнение тех      
обязанностей, которые предусмотрены законом.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, безусловный приоритет сейчас - это обеспечение эффективной   
работы предприятий, сохранение рабочих мест. Предлагаемые решения не отменяют   
ранее принятых предприятиями обязательств, но дают им возможность, время на     
их перестройку. Просим поддержать.                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Игоревич.                                
                                                                                
С содокладом выступает Максим Анатольевич Топилин, председатель Комитета по     
экономической политике.                                                         
                                                                                
ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической      
политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Алексей Игоревич подробно изложил   
суть одного из законопроектов, которые были внесены правительством вчера в      
рамках второго антисанкционного пакета.                                         
                                                                                
Я сразу хотел бы обратить ваше внимание на то, что закон, который мы приняли    
первым, комплексный закон, предоставляющий право правительству, уже начал       
работать. И после подписания президентом в выходные дни уже вчера вышло         
первое решение правительства о моратории на все проверки, за исключением ряда   
проверок в пожарном надзоре, не только на малых предприятиях, но и на           
предприятиях и среднего, и крупного бизнеса. То есть те законы, которые мы с    
вами принимаем, уже реализуются Правительством Российской Федерации в рамках,   
как вы помните, тех полномочий, которыми мы правительство наделили с целью      
принятия оперативных решений. Сейчас готовится решение о продлении всех         
лицензий, поэтому крайне важно нам достаточно оперативно готовить               
законопроекты из второго пакета.                                                
                                                                                
Итак, первый сюжет связан даже больше с развитием наших отраслей в рамках       
особых экономических зон. Более 5 триллионов рублей инвестиций и более 7        
тысяч рабочих мест позволит реализовать принятие данного законопроекта в        
различных регионах - это Ленинградская область, Саратовская область,            
Белгородская область, Республика Татарстан и ряд других регионов, - где будут   
работать старые проекты по жидкой стали, в связи с тем что мы приняли решение   
об обложении жидкой стали акцизами, и ряд новых проектов (это услуга, это       
переработка сжиженного газа). То есть здесь мы даём дополнительные рабочие      
места с учётом той непростой ситуации, которая складывается у нас пока на       
рынке труда. Эти риски мы будем купировать другими способами, здесь даётся      
очень серьёзная возможность движения вперёд.                                    
                                                                                
Алексей Игоревич сказал о второй части данного законопроекта - это сдвиг        
вправо ряда позиций, связанных с экологическим, лесным законодательством. Это   
очень серьёзная мера, которая вводится по просьбе в том числе и структур,       
связанных с курированием этого проекта, и министерства природных ресурсов, и    
бизнес-структур. Что сейчас происходит? Все линейки реализации этих проектов,   
которые заложены в действующем законодательстве со сроками вступления в силу    
в конце 2022 года, в конце 2023 года, где-то в 2024 году, сейчас подвергнуты    
определённым рискам и определённому сжатию. Где-то могут возникать риски по     
поставкам той или иной продукции, вот те расшивки, о которых мы говорили,       
обсуждая предыдущие законопроекты, где-то это изменение стоимости кредитов,     
где-то импортозамещение, где-то вопросы, связанные с обеспечением логистики.    
Сейчас это очень сложно просчитать и очень сложно точно дать гарантии, что      
это будет происходить в те сроки, которые мы планировали. Мы ни в коем случае   
не изменяем каких-то определённых, конкретных сроков, мы даём возможность       
предприятиям, соответственно, пересмотреть параметры сейчас, фактически в       
совершенно новых финансово-экономических условиях и логистических условиях,     
условиях поставок, с тем чтобы иметь возможность реализации этих проектов       
качественным образом. Я хотел бы обратить на это особое внимание: именно        
качественным образом - с приобретением качественной измерительной техники, с    
приобретением качественной техники, связанной с очисткой тех или иных вредных   
выбросов. Вот эту конструкцию предлагаем несколько сдвинуть вправо, в           
противном случае эти проекты просто не будут реализованы или будут              
реализованы недолжным образом. Мы это тоже обсуждали и с министерствами вчера   
при рассмотрении законопроектов при подготовке к первому чтению. Безусловно,    
если ситуация улучшится, то мы имеем возможность не использовать этот сдвиг     
вправо.                                                                         
                                                                                
Комитет по экономической политике и комитет по экологии и природным ресурсам    
вчера на совместном заседании рассмотрели данный законопроект и поддерживают    
его принятие в первом чтении.                                                   
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, вопросы докладчику, содокладчику? Есть вопросы.                     
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо. У меня вопрос к Алексею Игоревичу.                                     
                                                                                
Финансово-экономическое обоснование к этому законопроекту предполагает, что     
принятие закона не повлечёт дополнительных расходов бюджетов бюджетной          
системы Российской Федерации. В то же время появляется возможность              
производить и перерабатывать этан, сжиженный углеводородный газ и жидкую        
сталь на территории особых экономических зон, в которых действует особый        
режим осуществления предпринимательской деятельности, в том числе может         
применяться специальный налоговый режим. Не приведёт ли это к снижению          
налоговых доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации? И почему    
нельзя реализовать те проекты, о которых вы сказали, без применения вот этих    
мер?                                                                            
                                                                                
ХЕРСОНЦЕВ А. И. Спасибо большое, Олег Алексеевич, за вопрос. Ну, в данном       
случае мы говорим о проектах, которые только будут реализовываться в тех        
параметрах, которые предоставляет особая экономическая зона. То есть мы         
должны говорить, наоборот, о доходах, которые мы получим от этих проектов, а    
не о расходах, в противном случае эти проекты просто не будут вообще            
реализованы, потому что их экономика была заложена под параметры ОЭЗ.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих.            
Полномочные представители президента, правительства? Заключительное слово?      
Докладчик, содокладчик? Нет.                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 15-й вопрос нашей повестки, первое        
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 07 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              406 чел.90,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    406 чел.                                          
Не голосовало                  44 чел.9,8 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принят единогласно.