Заседание № 227
О проекте федерального закона № 848369-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (по вопросам наступления административной ответственности в случае заключения антиконкурентного соглашения).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
46-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Александра Павловича Тетердинко. Пожалуйста. ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! К законопроекту подано 15 поправок, 14 из них включены в таблицу № 1, рекомендованных к принятию, одна рекомендована к отклонению. Комитет рекомендует обе таблицы принять, принять законопроект во втором чтении. И в случае его принятия во втором чтении комитет просит принять его также и в третьем чтении, все необходимые экспертизы пройдены. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице №1? Нет. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 02 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 16 чел.3,6 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 29 сек.) Проголосовало за 329 чел.73,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 20 чел.4,4 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 54 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 21 чел.4,7 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. Комитет предлагает в третьем чтении рассмотреть, да? Я не слышу. Александр Павлович Тетердинко, вы предлагаете в третьем чтении рассмотреть? Коллеги, нет возражений? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, фракция не поддерживает законопроект - санкции в отношении юридического лица здесь устанавливаются в зависимости от дохода предприятия, поэтому мы не можем с этим согласиться. Во-первых, весьма усложнённое изложение определения размера штрафа, порядок расчёта прописан на полутора страницах. Там ещё есть норма, которая отсылает к другим нормативным актам. Во-вторых, размер штрафа зависит не от тяжести правонарушения, как это, вообще-то, должно быть, а от дохода предприятия. Правительство, предлагая вот такую санкцию, беспокоится не о предупреждении правонарушений, а о пополнении государственного бюджета. Это санкции, вообще-то, безнравственные, по-другому сказать нельзя. Я понимаю, что ранее такие санкции уже принимались Государственной Думой, они уже есть в некоторых статьях, но это вовсе не говорит о том, что это правильно, с такой практикой надо заканчивать. Правильнее всего было бы, конечно, здесь принять поправку Гартунга и изложить санкцию в том виде, в котором предлагает он. Он прописывает в своей поправке: от 50 тысяч до 300 тысяч рублей. Его, видимо, сегодня нет, и сожалею, что он не смог поддержать эту свою поправку. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование таблица поправок... Минутку! Извините, коллеги, это было выступление по мотивам. Ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 42 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 25 чел.5,6 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 86
О проекте федерального закона № 848369-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (по вопросам наступления административной ответственности в случае заключения антиконкурентного соглашения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Теперь так же, с одним докладом и с одним содокладом, мы рассматриваем вопросы 43 и 44. 43-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", 44-й вопрос, о проекте закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергея Анатольевича Пузыревского. Пожалуйста. ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагаются два законопроекта, которые внесены в рамках антикартельного пакета. Законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации разработан по поручению Президента Российской Федерации. Этот законопроект связан с усилением уголовной ответственности за картельные соглашения. Разработанный законопроект предусматривает приведение диспозиции статьи 178 в соответствие с антимонопольным законодательством и устанавливает санкцию за заключение картеля - до четырёх лет лишения свободы. В настоящее время такая санкция установлена на срок до трёх лет лишения свободы. Кроме того, устанавливается квалифицированный состав преступления для картелей на торгах с уголовной ответственностью на срок до пяти лет лишения свободы. Хочу сказать, что подавляющее большинство выявляемых антиконкурентных соглашений картелей как раз заключается на торгах, это более 90 процентов общего объёма выявляемых антимонопольными органами соглашений. Кроме того, вводятся квалифицирующие признаки для лиц, которые являются бенефициарами или руководителями компаний, увеличивается порог дохода и ущерба, причинённого гражданами организациям или государству, в 2 раза. Преступлением признаётся тот картель, доход от которого будет превышать 100 миллионов рублей, а особо крупный размер - 500 миллионов рублей. На сегодняшний день эти цифры составляют соответственно 50 миллионов и 250 миллионов рублей. В 2 раза увеличивается и размер ущерба: от 20 миллионов рублей - это крупный ущерб, от 60 миллионов рублей - особо крупный ущерб. Кроме того, вводится альтернативная подследственность для следователей Следственного комитета и Министерства внутренних дел, что позволяет использовать возможности следственных аппаратов различных правоохранительных органов в общей системе противодействия картелям. Законопроект обсуждался при рассмотрении антикартельного пакета на заседаниях рабочей группы в Государственной Думе, и поступившие замечания по законопроекту будут учтены при доработке, подготовке его к рассмотрению во втором чтении. Второй законопроект предусматривает внесение изменений в примечание к статье 14.32 Кодекса об административных правонарушениях, регламентирующих порядок освобождения от ответственности в случае заключения соглашения о сотрудничестве при смягчении административной ответственности. Самое главное, вводятся административная ответственность за воспрепятствование проверкам антимонопольных органов и назначение наказания в виде оборотного штрафа. Предлагается санкция за воспрепятствование антикартельным проверкам в размере от 0,1 до 1 процента годовой выручки компаний. Хочу сказать, что действующая на сегодняшний день редакция статьи 19.4 устанавливает ответственность для юридических лиц в размере 10 тысяч рублей, что полностью блокирует в ряде случаев возможность проведения проверок. К сожалению, мы с такими случаями неоднократно сталкивались: штраф за картель составляет от 1 до 15 процентов годовой выручки, а ответственность за воспрепятствование проверке - это 10 тысяч рублей, и, конечно, проще задержать проверяющих и не пустить на объекты, чем быть обвинённым в картельном соглашении. Законопроект эту проблему решает. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Александра Павловича Тетердинко. Пожалуйста. ТЕТЕРДИНКО А. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Это два очень важных законопроекта, которые призваны дать нашей Федеральной антимонопольной службе дополнительные инструменты для борьбы с картелями в различных сферах нашей экономики. Концептуально комитет данные законопроекты поддерживает. Мы считаем, что их необходимо принимать в первом чтении, но по ним есть ряд замечаний, над которыми мы будем работать при подготовке данных законопроектов к рассмотрению во втором чтении. Что касается первого законопроекта, о внесении изменений в Уголовный кодекс. Комитет хотел бы отметить, что данный законопроект предусматривает исключение из диспозиции статьи 178 Уголовного кодекса такого признака, как ограничение конкуренции, поэтому необходимы будут дополнительные изменения в законодательство, отграничивающие данный состав от аналогичного деяния, предусмотренного в статье 14.32 нашего КоАП. Также мы хотели бы отметить предлагаемое в статью 178 изменение, которое определяет понятие дохода для целей 178-й статьи Уголовного кодекса как выручку от реализации товаров, извлечённую всеми участниками ограничивающего конкуренцию соглашения без вычета произведённых расходов, - вот такое понятие выручки не согласуется с правовой позицией, выраженной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой под доходом, подлежащим взысканию, понимается только доход, полученный от противоправных действий или бездействия непосредственно. Отдельно комитет хотел бы отметить, что такой состав, как заключение картельного соглашения на торгах, будет относиться к категории преступлений средней тяжести, поэтому полагаем целесообразным рассмотреть возможность освобождения от ответственности лица, впервые совершившего указанное деяние, в связи с возмещением данным лицом ущерба. Это что касается первого законопроекта. Теперь что касается законопроекта о внесении изменений в КоАП, здесь мы хотели бы отметить следующее. Предлагается освобождать от административной ответственности тех лиц, которые заключили с Федеральной антимонопольной службой соглашение о сотрудничестве для устранения последствий совершения административного правонарушения, однако действующее законодательство не устанавливает ни порядок заключения таких соглашений, ни требования к заключению таких соглашений, поэтому, безусловно, нам необходимо будет здесь проработать и отраслевое антимонопольное законодательство в этой части. Наш комитет соглашается с комитетом-соисполнителем - им является Комитет по защите конкуренции - в том, что введение оборотных штрафов за воспрепятствование проведению проверок соблюдения антимонопольного законодательства избыточно и несоразмерно. Ко второму чтению будем дополнительно обсуждать, есть ли всё-таки необходимость такого существенного повышения штрафов, введения оборотных штрафов (а там оборотные штрафы предусматриваются достаточно существенные). В целом такие - это такие основные - замечания могут быть учтены, ещё раз говорю, на стадии второго чтения. Комитет рекомендует Государственной Думе принять оба законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию. Скажите, пожалуйста, а насколько вообще сейчас своевременно ужесточать ответственность за указанные вами соглашения? На данный момент, по-моему, основной вопрос - это не развитие конкуренции, основной вопрос - это просто налаживание производства (которого нет) и импортозамещения, то есть важно просто производить что-то. Борьба за конкуренцию на данном этапе, в условиях санкционного давления и разрыва кооперационных связей, - это, по-моему, просто вредно. Мой вопрос прежде всего к правительству. ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А. Уважаемая Оксана Генриховна, я хочу сказать по поводу ответственности, в частности уголовной ответственности. На мой взгляд, это обладает превентивной в том числе функцией: само наличие уголовной ответственности предупреждает возможность вступления в картели. Но я хочу отметить, что законопроект предусматривает не только ужесточение уголовной и административной ответственности, но и повышение порогов, то есть большое количество правонарушений, уголовно наказуемых на сегодняшний день, будет переведено в категорию административных. В частности, повышение в 2 раза порогов дохода участников картеля, с 250 миллионов до 500 миллионов рублей, сократит количество уголовно наказуемых деяний. Таким образом, в общем-то, вот такая гуманизация в этом законопроекте тоже предусмотрена, она будет стимулировать соблюдение установленных правил. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ТЕТЕРДИНКО А. П. Хотелось бы здесь добавить. Безусловно, если государство с картельными соглашениями бороться не будет... Ведь картель - это один из способов повышения цен на товары, работы и услуги. Мы видим, что у нас во многих сферах экономики цены иногда не соответствуют реальному экономическому содержанию услуги, или товара, или работы, поэтому, конечно, государство должно с картелями бороться. Ну и что касается заключения картельных соглашений на торгах, например в рамках государственного заказа. Уже притчей во языцех стало, когда аффилированные друг с другом юридические лица приходят на торги и либо не торгуются должным образом и по завышенным расценкам получают контракт, либо, наоборот, цену опускают существенно, а потом не могут этот контракт выполнить. Это всё картельные сговоры, конечно же, и с этим необходимо бороться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антропенко Игорь Александрович. АНТРОПЕНКО И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". В выступлении прозвучал как раз тезис о необходимости доработки представленного законопроекта, а именно возможность применения статьи 76-1 Уголовного кодекса, Общей части, - принципа освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление, при условии полного возмещения ущерба, вреда и так далее. Тогда потребуется доработка пункта 4 примечаний к статье 178 Уголовного кодекса в предлагаемом законопроекте, поскольку там закреплён иной принцип: там закреплён принцип освобождения от уголовной ответственности лица, первым заявившего о совершённом преступлении, то есть совершенно иной подход. ТЕТЕРДИНКО А. П. Да, вы здесь совершенно правы, давайте во втором чтении более внимательно эти аспекты посмотрим. И к совместной работе вас приглашаем, конечно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента? Правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", пункт 43. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 02 мин. 16 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 14 чел.3,1 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 44. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 02 мин. 48 сек.) Проголосовало за 327 чел.72,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 15 чел.3,3 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении.