Заседание № 56
О проекте федерального закона № 848238-6 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" (об установлении возможности заключения договора водопользования в части использования акватории водного объекта без проведения аукциона).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 11-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации". Пожалуйста, Александр Николаевич Ищенко. ИЩЕНКО А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был внесён Правительством Российской Федерации, 12 июля 2017 года он был рассмотрен и принят во втором чтении на заседании палаты, сейчас подготовлен к третьему чтению. По законопроекту замечаний правового, лингвистического, юридико-технического характера не имеется. Комитет просит поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам есть желающие выступить, коллеги? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации", 11-й вопрос повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 34 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 55
О проекте федерального закона № 848238-6 "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" (по вопросу об установлении возможности заключения договора водопользования в части использования акватории водного объекта без проведения аукциона; принят в первом чтении 11 ноября 2015 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые коллеги, мы закончили рассмотрение законопроектов в фиксированное время и переходим к рассмотрению вопроса 20, проекта федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации" (второе чтение). Доклад Александра Николаевича Ищенко. Пожалуйста, Александр Николаевич. ИЩЕНКО А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект внесён в Госдуму 28 июля 2015 года Правительством Российской Федерации и принят в первом чтении 11 ноября 2015 года. Законопроект подготовлен в рамках исполнения целого ряда поручений Президента Российской Федерации и предусматривает возможность заключения договора водопользования в части использования акватории водного объекта без проведения аукциона для эксплуатации расположенных на нём причалов, судоподъёмных и судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, мостов, подводных переходов, трубопроводов, подводных линий связи и других линейных объектов. Также законопроектом уточняется порядок заключения договора водопользования без проведения торгов для лечебных и оздоровительных целей санаторно-курортными организациями, туроператорами, турагентами, для организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов. В соответствии с действующим законодательством предоставление водного объекта в пользование в целях строительства и их размещения осуществляется на основании решения уполномоченного органа о предоставлении водного объекта в пользование бесплатно. При этом для дальнейшей эксплуатации указанных объектов необходимо заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, право на заключение которого в соответствии с водным законодательством приобретается на аукционе, то есть за плату. Практика проведения аукционов по приобретению права на заключение договоров водопользования выявила много случаев участия в аукционах недобросовестных лиц, целью которых является не использование акватории для осуществления хозяйственной деятельности, а извлечение материальной выгоды, в том числе за отказ от принятия участия в нём либо за переуступку права пользования этой акваторией. Кроме того, в настоящее время существует неопределённость правового регулирования эксплуатации подводных переходов, трубопроводов, которые пересекают водные объекты ниже естественных отметок дна. Законопроект вносит комплексные поправки, решающие все эти проблемы. Также предусмотрено, что водопользование осуществляется с предоставлением и без предоставления водных объектов, что позволяет чётко выделить те виды использованных водных объектов, которые предусмотрены не водным, а иным законодательством. Законопроект подготовлен ко второму чтению в соответствии с поступившими поправками Правительства Российской Федерации и других субъектов права законодательной инициативы и с учётом замечаний Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и Правового управления Аппарата Государственной Думы. На законопроект поступило сорок поправок, из них двадцать две поправки рекомендованы к принятию, восемнадцать - к отклонению, основная часть которых также учтена в тексте законопроекта. Комитет просит поставить таблицы поправок на голосование и поддержать законопроект во втором чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы, замечания по таблице поправок № 1, предложенных ответственным комитетом к принятию? Нет. Ставится на голосование таблица № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 28 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 319 чел. Не голосовало 131 чел.29,1 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы, замечания по таблице поправок № 2, предложенных ответственным комитетом к отклонению? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 04 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Принимается. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации", вопрос 20 повестки дня. Законопроект рассматривается во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 44 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят. Уважаемые коллеги, переходим к 21-му вопросу повестки дня. О проекте... Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ИЩЕНКО А. Н. Уважаемые коллеги, законопроект готов к рассмотрению в третьем чтении. Прошу включить его в повестку дня пленарного заседания Думы 14 июля. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, если возражений не будет, мы рассмотрим этот вопрос на заседании Совета с учётом предложения комитета.
Заседание № 260
О проекте федерального закона № 848238-6 "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации" (по вопросу об установлении возможности заключения договора водопользования в части использования акватории водного объекта без проведения аукциона).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации". Докладывает Семён Романович Леви, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации, пожалуйста. ЛЕВИ С. Р., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы внесён проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации", основной целью которого является совершенствование регулирования правоотношений, связанных с использованием акватории водных объектов, в пределах которой расположены объекты хозяйственной деятельности, - предусматривается возможность заключения договора водопользования без проведения аукциона. Сегодня для размещения причалов, судоремонтных сооружений, гидротехнических сооружений, мостов, подводных переходов, трубопроводов, подводных линий связи и других линейных объектов необходимо заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта по результатам аукциона. Поскольку выигравшим торги на аукционе признаётся лицо, предложившее наиболее высокую цену, у добросовестных водопользователей гарантия получить право пользования акваторией отсутствует. Кроме того, практика проведения аукционов по приобретению прав на заключение договоров водопользования выявила случаи участия в аукционах недобросовестных лиц, целью которых является извлечение материальной выгоды, в том числе за отказ от принятия участия в аукционе либо за переуступку права пользования акваторией. В связи с этим хозяйствующие субъекты таких ключевых отраслей экономики, как нефте- и газодобывающая, топливно-энергетический комплекс, судостроительное и судоремонтное производство, портовая деятельность, могут лишиться возможности осуществлять свою деятельность либо понести неоправданные дополнительные расходы для получения права пользования акваторией. Предлагаемые изменения позволят снизить вероятность возникновения социально-экономических рисков, повысить уровень эффективности управления и использования водных ресурсов, а также сделают процедуру проведения аукционов более прозрачной. Проекты актов Правительства Российской Федерации, необходимые для реализации федерального закона, министерством подготовлены и будут внесены в правительство в установленном порядке. Законопроект 30 июня был рассмотрен и одобрен Комиссией Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности. Прошу Государственную Думу принять проект закона при рассмотрении его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Иван Игнатьевич Никитчук, пожалуйста. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Суть закона очень простая. Представьте себе, что вы строите что-то в границах акватории водного объекта, на время строительства вы можете пользоваться этим водным объектом бесплатно, но, если вы ввели объект в эксплуатацию, будьте любезны заключить договор на водопользование. А для того, чтобы заключить договор на водопользование, надо получить право на заключение договора, что происходит на аукционе. Ну, мы с вами помним ещё по знаменитому роману "Двенадцать стульев", что такое аукцион: у кого больше денег - тот и хозяин стульев. В наше время, когда невидимая рука рынка всё расставляет по местам, ничего не изменилось: на аукционе на право заключения договора иногда побеждает не тот, кому действительно нужно право заключить договор, а совершенно другие люди, у которых есть деньги. Поставленный в безвыходное положение, он вынужден идти, так сказать, к этим покупателям и перекупать у них право на заключение договора. В итоге всё выливается в рост цен, в рост тарифов, если речь идёт об услугах, а в конечном счёте деньги выгребаются из кармана у нашего населения. Сделать так, чтобы этого не происходило, - вот главная цель и задача рассматриваемого законопроекта. Он вносит поправку в Водный кодекс, в соответствии с которой, скажем, юридические лица, занимающиеся эксплуатацией объектов в акватории водных объектов, могут заключать договор без участия в аукционе. От имени Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии прошу принять данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Семён Романович, ну понятно, что улучшаются, так скажем, взаимоотношения хозяйствующих субъектов, а конкурсная основа в этом случае - что, вообще снимается с повестки дня или как будут регулироваться эти вопросы? Скажем, я пришёл, хочу заключить договор, а мне говорят, что всё-таки конкурс. Как это будет решаться в практической плоскости? ЛЕВИ С. Р. Уважаемый Николай Фёдорович, речь идёт о тех сооружениях, которые уже были построены на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, и, чтобы потом эксплуатировать их предприятию, уже потратившему деньги на берегоукрепление, на прокладку трубопровода, нужно участвовать и в аукционе. Чтобы такого больше не было, именно для тех, кто уже построил объекты на основании соответствующего решения, предоставляется первоочередное право заключать договор на водопользование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР. Семён Романович, мой вопрос, так сказать, соседствующий. Вот существуют разные виды использования земель, и соответствующими федеральными и региональными решениями закрепляется способ их использования. Почему мы с акваториями не поступаем подобным образом, заранее не резервируем участки акваторий под конкретные виды деятельности, не закрепляем границы заблаговременно, до возникновения подобных ситуаций с конкретным хозяйствующим субъектом? ЛЕВИ С. Р. Уважаемый Максим Андреевич, в законодательстве у нас такое раньше было: кто является владельцем земельного участка, имеет первоочередное право использовать акваторию. По требованию ФАС, которая нас оштрафовала, мы внесли изменения и теперь, чтобы не нарушать конкуренцию, как они считают, если имеешь право на земельный участок, ты не имеешь права пользоваться акваторией. То же самое касается и тех объектов, которые были построены. Таким образом, этот вопрос мы рассматривали неоднократно, но тем не менее ФАС настояла и поправка была принята Государственной Думой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Семён Романович, я думаю, что этот законопроект надо поддержать, поскольку он является отражением, подтверждением того, что здравый смысл в итоге торжествует. У меня вопрос, так сказать, укрупнённый (сейчас коллега задавал конкретный вопрос, а у меня взгляд более широкий): не находит ли министерство необходимым вообще пересмотреть содержание Водного кодекса, а к слову сказать, и Лесного кодекса с точки зрения реальных производственных и технологических интересов, а не в угоду либеральной руке рынка? Мы сначала пишем либеральные законы, принимаем их, а потом осознаём, что допустили ошибку. Видите, появляются некие умельцы (в кавычках), которые спекулируют своим правом участия в аукционе, и так далее. Повторяю: видит ли министерство необходимость в коренном пересмотре качества Водного и Лесного кодексов? ЛЕВИ С. Р. Уважаемый Валентин Степанович, по Лесному кодексу я не могу сказать, я курирую сферу водных ресурсов. Что касается Водного кодекса. У нас принята Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, сейчас в правительстве рассматривается вопрос о продлении её до 2030 года, действует федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса...". Я считаю, что сегодня тот закон, который действует, не является либеральным, он достаточно жёсткий и прозрачный, поэтому каких-то коренных изменений мы делать не будем, за исключением, может быть, некоторых позиций, касающихся в том числе озера Байкал - уникальной экологической системы Российской Федерации; соответствующую поправку внесли ваши коллеги, и мы скоро будем её рассматривать здесь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Юрьевич Максимов. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Семён Романович, я так понимаю, это будет касаться предприятий любой формы собственности или будут какие-то преимущества, например у предприятий государственной формы собственности? Посмотрите, какая получается интересная история: прежде чем строить какой-то инфраструктурный объект, готовится документация, за это время любая контора может, так сказать, перехватить данный водный ресурс. А дальше каким образом будут поступать те, кто собирался строить там? ЛЕВИ С. Р. Василий Юрьевич, спасибо за вопрос. Дело в том, что прежде, чем утверждать проектно-сметную документацию, приступать к строительству какого-либо объекта и вообще тратить деньги, требуется разрешение уполномоченного органа на пользование водным объектом - либо Росводресурсов, либо субъекта Российской Федерации, - и только после получения разрешения начинается строительство. Когда оно завершится, право пользования этой акваторией будет предоставляться без аукциона. И это предусмотрено для организаций всех форм собственности, для любого хозяйствующего субъекта, в том числе и для физического лица. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Михаил Евгеньевич Яшин. ЯШИН М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на совершенствование регулирования правоотношений, возникающих при предоставлении права пользования водными объектами, что позволит снизить возможность возникновения социально-экономических рисков, повысить уровень эффективности управления водными ресурсами и их использования. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Выступление от фракции. Уважаемые коллеги, мы сейчас рассматриваем конкретную коллизию, вернее, делаем попытку разрешить некую коллизию. Мы с вами должны признать: либо до сегодняшнего дня всё было плохо, никуда не годилось, соответственно, мы во все времена нового российского суверенитета жили в условиях бесхозного управления водными ресурсами и вот сейчас решили что-то поменять, либо мы сейчас на ходу меняем правила игры. Поясняю, в чём суть. Конечно, и это очевидно, общий либералистический подход, в том числе к землепользованию и к пользованию водными акваториями, себя исчерпал, показал себя негодным и в определённом смысле доказал, что такой способ, такой подход, как невидимая рука рынка, в части регулирования государственной деятельности в отношении водных объектов - а это очень важная составляющая государственной деятельности - никак не может работать в условиях реальной экономики, в которой конкурентная среда должна жёстко нормироваться государством, - соответственно, мы должны его менять. Но в таком случае должны ли мы с вами сейчас опять говорить о полумерах? О чём идёт речь? Сегодня у нас есть земли разного назначения (к сожалению, Семён Романович, не удалось нам с вами полностью соотнестись, так сказать, в вопросе и ответе), есть категории земель: сельхозземли, земли промышленности, земли, выделенные под жилищное строительство. И сегодня, хотя и звучат голоса о том, что опять все земли нужно перемешать и тогда можно будет строить промышленные объекты посреди городов, посреди жилой застройки, лишь бы только правильно была вырезана санитарно-защитная зона, естественно, это не имеет никакого отношения к правилам землепользования. С акваториями у нас, с одной стороны, вроде бы всё урегулировано, а с другой стороны, - на что я и обращаю внимание - единой карты акваторий и применения различных частей акваторий в перспективе для государственных нужд, для коммерческих нужд не существует. А нам нужны выделенные зоны акваторий, которые в перспективе однозначно будут использоваться для портов, для мостовых сооружений, для сооружений по транспортировке нефти и газа, то есть транспортные комплексные коридоры; нам нужны заведомо выделенные рекреационные участки водной акватории, которые не должны, не могут не быть привязаны к территориям, к земельным наделам, которые с ними сопряжены, в противном случае возникают совершенно разные подходы и разночтения в правоприменении! Приезжаете в город Сочи: согласно федеральному законодательству вы имеете полное право выйти на берег Чёрного моря в самой южной части около российской границы и пешочком, двигаясь вдоль береговой полосы, спокойно дойти до украинской границы. Я вас уверяю: при попытке... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. ШИНГАРКИН М. А. ...при попытке таким образом действовать, двигаться согласно закону вдоль бечевника... Рассказываю, почему называется бечевником: раньше движение водных транспортных средств обеспечивалось в том числе за счёт людей, бурлаков, которые на бечёвке вели корабли. Это право движения вдоль бечевника действует и в Российской Федерации (эти метры вдоль берега), и в Великобритании, и во многих странах, где бурлацкий труд ещё сто лет назад обеспечивал транспортировку грузов... Так вот, мы с вами увидим, что сегодня вдоль бечевника невозможно двигаться, потому что на пути будут возникать портовые сооружения (а там нельзя передвигаться людям), неизвестные рекреационные зоны (пусть суды устанавливают причину, откуда они возникли!), незаконно занятые земли, которые почему-то, в том числе в рамках деятельности Росводресурсов, не изымаются, и очевидно запрещённые для нахождения граждан зоны вдоль специальных сооружений (допустим, сейчас строим мост в Крым). Таким образом, получается, действительно требуется особый вид законодательства, который позволит разные участки по-разному, так сказать, разыгрывать: если речь пойдёт о промышленных объектах, о транспортировке, здесь, безусловно, право тех, кто на берегу возвёл сооружение, должно учитываться; если мы с вами хотим разрешить для санитарных и медицинских нужд присоединять к объекту, находящемуся на берегу, - давайте говорить и об этом, потому что сейчас в Крыму десятки частных пляжей, а их узаконивание в рамках российского законодательства находится в проблемной плоскости, но законом мы это можем разрешить. Но если мы сейчас просто поддержим законопроект в том виде, в котором он сегодня предложен нам к рассмотрению, мы с вами пройдём только полпути к нужной точке регулирования этой сложной проблемы. Уважаемые коллеги, законопроект принимать нужно, но он требует существенной доработки, чтобы нам с вами через энное количество лет не пришлось в этом зале его пересматривать и углублять. Большое спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Семён Романович, вы ещё раз выскажетесь? Пожалуйста. ЛЕВИ С. Р. Да, буквально два слова. Минэкономразвития разрабатывает закон об акваториальном планировании, мы в этом принимаем участие и решим эту проблему. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Игнатьевич, будете выступать? Нет. Спасибо.
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 16 Водного кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 17 сек.) Проголосовало за 404 чел.89,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 404 чел. Не голосовало 46 чел.10,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.