Заседание № 258
23.10.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 848035-6 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4451 по 4692 из 8099
Коллеги, по 13-му и 14-му вопросам доклад делает Алексей Евгеньевич Лихачёв, а содоклад - Лихачёв Василий Николаевич. Давайте тоже рассмотрим эти вопросы с одним докладом и с одним содокладом? Спасибо. 13-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций"; 14-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств...". Докладывает Алексей Евгеньевич Лихачёв, первый заместитель министра экономического развития России. Пожалуйста. ЛИХАЧЁВ А. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций". Россию и Азербайджан связывают тесные торгово-экономические отношения, товарооборот растёт, в 2014 году мы установили очередной рекорд: объём товарооборота превысил 4 миллиарда долларов. Опережающими темпами растёт российский экспорт, составляющий примерно 75 процентов нашего товарооборота. Также важную роль играет торговля услугами, оборот которой в 2014 году приблизился к 700 миллионам долларов. Значимо для обеих стран инвестиционное сотрудничество. По данным Центробанка, накопленный объём прямых российских инвестиций в Азербайджан составляет около 100 миллионов долларов. Вместе с тем отмечаем, что, по оценкам Евразийского банка развития и его экспертов, на начало 2015 года объём прямых российских инвестиций в Азербайджан составил более 1 миллиарда 400 миллионов долларов. Это в первую очередь проекты таких компаний, как "ЛУКОЙЛ Оверсиз", производственное объединение "КамАЗ", "Газпромбанк", "ВТБ (Азербайджан)" и целый ряд других, - всего более 600 российских компаний трудится на рынке Азербайджана. Также значимы и азербайджанские инвестиции в Россию, в первую очередь вложенные в сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, в том числе в Краснодарском крае. Мы их оцениваем в сумме до 200 миллионов долларов. С целью защиты инвесторов в 2006 году были начаты переговоры о заключении российско-азербайджанского соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций. Длительность этих переговоров объясняется в первую очередь политическими разногласиями по ряду формулировок. В устранении разногласий приняли участие непосредственно министры экономики обеих стран, они же и подписали в конце прошлого года соглашение. Российско-азербайджанское соглашение разработано на основе типового соглашения, одобренного Правительством Российской Федерации, воспроизводит практически все его положения: принцип недискриминации и режим наибольшего благоприятствования, выплата справедливой компенсации в случае, например, экспроприации или национализации инвестиций, беспрепятственный перевод доходов инвесторов с территории государства-реципиента после выполнения инвесторами всех налоговых процедур и механизм разрешения инвестиционных споров. При этом учтена российская практика заключения подобных соглашений, понятие "инвестиции" является весьма широким, с неисчерпывающим перечнем видов соответствующих имущественных ценностей. В то же время имеется ряд отличий от типового соглашения. Главным из них является то, что действие соглашения распространяется на все инвестиции начиная с января 92-го года, а не с момента вступления соглашения в силу, что защищает практически всю экономическую деятельность, осуществлённую в новой России. Остальные отличия связаны исключительно с формулировками. Соглашение подлежит ратификации, поскольку содержит положения, не предусмотренные российским законодательством, в частности распространение на иностранные инвестиции режима наибольшего благоприятствования. Документ согласован с МИД России, Минфином, получены положительные заключения Минюста и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Доклад по первому вопросу закончен. Разрешите перейти ко второму. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЛИХАЧЁВ А. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Правительство Российской Федерации вносит предложение о ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года. Соглашением утверждены правила определения страны происхождения товаров, действующие в отношении товаров, происходящих из государств - участников данного соглашения и находящихся в нашем торговом обороте, к которым применяется режим свободной торговли. Хочу подчеркнуть, что мы с вами регулярно проводим работу, активно откликаясь на вызовы бизнеса, связанные с подстройкой этого важнейшего соглашения по определению страны происхождения товаров. Сейчас в этом соглашении находятся девять государств, но подписали протокол лишь восемь, из государств - участников соглашения протокол не подписала Украина. В настоящее время протокол уже ратифицирован Азербайджанской Республикой, Республикой Беларусь, Республикой Молдова и вступает для них в силу с 26 октября текущего года, соответственно, мы будем присоединяться фактически к работающему соглашению. В чём суть изменений? Поправки посвящены двум важным позициям - это введение электронного документооборота и стимулирование расчётов в национальных валютах. Мы уточняем термины "документ о происхождении товара" и "проверяющий (верифицирующий) орган", вносим редакционные поправки в определение товара режима свободной торговли, уточняем порядок выдачи сертификата после вывоза товара в случае электронного декларирования и устанавливаем порядок применения курса валют, используемого для перерасчёта в случае декларирования стоимости товара в валюте, отличной от доллара США, в случае представления в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, декларации страны происхождения, а также устанавливаем срок хранения экспортёром копий деклараций о происхождении товара не менее трёх лет с даты составления декларации. Реализация протокола не потребует увеличения расходной части федерального бюджета. Протокол содержит правила иные, чем предусмотренные в российском законодательстве, и в соответствии с законом "О международных договорах Российской Федерации" подлежит ратификации. Имеются положительные заключения соответствующих ведомств. В заключение обоих докладов хотел бы в очередной раз выразить благодарность комитету по делам СНГ, Леониду Эдуардовичу Слуцкому за активное участие не только в работе над этими документами, но и в работе с Республикой Азербайджан по принятию положительного решения о заключении соглашения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Василий Николаевич Лихачёв. ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет внимательно рассмотрел оба законопроекта и высказывается за их принятие. Каковы мотивы? Прежде всего, они отвечают национальным интересам Российской Федерации, соответствуют внешнеполитическому курсу нашей страны в отношении СНГ в одном случае и в отношении Республики Азербайджан в другом. Ещё один важный аргумент - их адекватность и полное соответствие нашим международно-правовым обязательствам в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе. Прошу поддержать законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Николаевич. Будут ли вопросы, коллеги? Нет. Будут ли желающие выступить? Дмитрий Иванович Савельев - единственный... Ещё Лебедев Олег Александрович. Тогда проведём запись всё-таки, извините. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному от фракции - учтём. Включите режим записи на выступления. Коллеги будут лаконично выступать, я знаю. Покажите список. Гостев Руслан Георгиевич. ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ. Я поддерживаю ратификацию соглашения между Россией и Азербайджаном, потому что, как мне представляется, политика, которую проводит Азербайджан, достаточно ясная, прозрачная и экономические отношения России с Азербайджаном, убеждён в этом, имеют очень большие перспективы. Нам надо это поддержать, потому что чем быстрее мы будем развивать их, тем больше рубежей преодолеем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Руслан Георгиевич. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо, Иван Иванович. У меня более длинное выступление. Ну, коллеги, начну с того, что значение этого документа очень трудно переоценить, ведь стороны работали над ним более десяти лет, и вот наконец родился этот документ, который был подписан в прошлом году. Соответственно, документ качественно проработан и как никогда актуален в свете текущей мировой обстановки. Азербайджан гарантирует, что будет поддерживать российских предпринимателей, желающих вложить деньги в экономику страны, точно так же, как и собственных, и те же обязательства берёт на себя Россия. Интерес Азербайджана к России и готовность вкладывать средства в экономику нашей страны, о которой, отдельно замечу, не раз говорил Президент Азербайджана Ильхам Алиев, объясняются не только самым широким спектром возможностей, но и весомой поддержкой, которую зарубежным инвестиционным партнёрам оказывают российские регионы. Им обеспечиваются весьма выгодные условия сотрудничества, снижение административных барьеров и наличие налоговых каникул, а также предоставляются иные преференции. Это очень правильно, ведь в трудное время стратегические партнёры тем более должны действовать сообща. Принятие закона о ратификации станет ещё одним шагом на пути наших стран навстречу друг другу. Отмечу, что объём взаимных инвестиций между нашими странами особенно увеличился в последний год. Вице-премьер Дмитрий Рогозин на 15-м заседании Российско-азербайджанской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству оценил Азербайджан как самого эффективного партнёра России. Вот из свежих примеров: предприятие "Матанат А" возводит в Ростовской области и в Карачаево-Черкесии заводы по производству сухих строительных смесей и проявляет интерес к аналогичному проекту в Подмосковье, объём вложенных в строительство инвестиций составляет 30 миллионов долларов. Ещё один пример - работа на Кубани компании "Азерсун-холдинг", которая за пять лет вложила в экономику Краснодарского края более 4 миллиардов рублей. За счёт строительства предприятий по производству плодоовощных консервов работу получили более 400 человек. Власти региона наградили руководителя предприятия золотой медалью за вклад в развитие экономики края. И Россия, и Азербайджан работают сегодня над привлечением крупных инвесторов в особые экономические зоны. В Астраханской области активно позиционируется ОЭЗ "Лотос", которая будет специализироваться на производстве танкеров и оборудования для добычи нефти и газа. В Сумгаите создан химико-промышленный парк, которому недавно были переданы площади для создания предприятий судостроения. Таким проектам необходимы серьёзные вложения, и ратификация соглашения между нашими странами о защите инвестиций будет способствовать привлечению крупного бизнеса. Одним словом, данная ратификация создаёт условия для перевода торгово-экономических отношений между нашими странами на принципиально иной, более высокий уровень. Для начала это придаст новый импульс уже имеющимся инвестиционным проектам, а таких у нас немало, впоследствии же ратификация соглашения, несомненно, ускорит работу над созданием совместного инвестиционного фонда, о чём в прошлом году договорились министры экономики двух стран. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Владимирович Лебедев. ЛЕБЕДЕВ О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я хочу поблагодарить коллег из других фракций за поддержку законов о ратификации - как 10, 11, 12-го, так и 13-го и 14-го вопросов. И хочу сказать, что все перечисленные законопроекты о ратификации поддерживаются фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6675 по 6710 из 8099
13-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 40 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Закон принят. 14-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 09 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Закон принят.