Заседание № 33
22.03.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 84717-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2476 по 2797 из 9479
Переходим к блоку "Ратификация международных договоров Российской Федерации". 9-й вопрос нашей повестки дня, проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра экономического развития Российской Федерации Станислава Сергеевича Воскресенского. Пожалуйста, Станислав Сергеевич. ВОСКРЕСЕНСКИЙ С. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство Российской Федерации вносит предложение о ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года. Утверждённые соглашением правила действуют в отношении товаров государств - участников СНГ, к которым применяется режим свободной торговли. Протокол подписан в ходе заседания Совета глав правительств СНГ в Душанбе 30 октября 2015 года и вступает в силу по истечении тридцати дней с даты получения Исполкомом СНГ третьего уведомления о выполнении внутригосударственных процедур; к настоящему времени протокол ратифицирован Республикой Беларусь и Азербайджанской Республикой. Протоколом предусматриваются следующие три вещи: во-первых, утверждается единая форма декларации о происхождении товара; во-вторых, правила дополняются новым разделом, в котором устанавливаются порядок и сроки направления запросов уполномоченных органов в случае возникновения сомнений относительно подлинности сертификата о происхождении; в-третьих, устанавливаются отдельные условия технологических операций в отношении соли поваренной, извести и этикеток термоусадочных. В целом реализация указанных предложений направлена на упрощение условий таможенного оформления для участников внешнеэкономической деятельности, а также на повышение эффективности контроля за предоставлением тарифных преференций. Реализация протокола не потребует увеличения расходной части федерального бюджета, не приведёт к сокращению его доходной части. Протокол согласован с Министерством финансов России, с Минпромторгом России, с ФТС России и с Торгово-промышленной палатой России. Имеются положительные заключения Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. С учётом изложенного прошу поддержать предложение о ратификации данного протокола. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Станислав Сергеевич. Содоклад Казбека Куцуковича Тайсаева. Пожалуйста, Казбек Куцукович. ТАЙСАЕВ К. К., фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Цель рассматриваемого протокола - уточнить редакцию термина "декларация о происхождении товара". Правила, действующие в отношении товаров государств - участников СНГ, освобождённых от взимания ввозных таможенных пошлин в рамках режима свободной торговли, дополняются новым положением, определяющим текст декларации о происхождении товара, а также новым разделом "Проведение проверки достоверности сведений о стране происхождения"; дополняется также перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место. Протоколом вносятся элементы правового регулирования в Правила определения страны происхождения товаров в СНГ - ратификация протокола упростит условия таможенного оформления как для участников внешнеэкономической деятельности, так и для таможенных органов, создаст необходимые условия для эффективного предоставления преимуществ участникам зоны свободной торговли в СНГ. Ратификация протокола отвечает интересам Российской Федерации. Исполнение протокола будет способствовать развитию экономической интеграции на постсоветском пространстве. В Государственной Думе проведена необходимая экспертная работа, имеются положительные заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы и комитета-соисполнителя - Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать упомянутый протокол. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Казбек Куцукович. Вопросы докладчику и содокладчику? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. В розданных документах, в самом подписанном протоколе фигурируют такие страны, как Молдова, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Ну, с Украиной понятно, а что касается других стран, по которым вместо подписи стоит прочерк, - они не будут подписывать или они не являются участниками? ВОСКРЕСЕНСКИЙ С. С. Нет, они просто пока не прошли внутригосударственные процедуры. Две страны, как я сказал, Белоруссия и Азербайджан, ратифицировали, мы ратифицируем - протокол вступает в силу, и они присоединяются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Станислав Сергеевич, конечно, нашему вниманию представлен документ, имеющий большое значение для укрепления, развития экономической интеграции на евразийском пространстве, однако во всех представленных правовых заключениях отмечается, что протокол внесён в Государственную Думу с нарушением сроков, также нарушены и сроки публикации, - чем вы объясните этот факт? ВОСКРЕСЕНСКИЙ С. С. Технический вопрос. Дело в том, что только 30 августа прошлого года правительством был определён верифицирующий орган - Минпромторг России, после этого сразу проект был подготовлен и оперативно внесён в Госдуму. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Швыткин Юрий Николаевич. ШВЫТКИН Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Станислав Сергеевич, у меня к вам вопрос: в 2009 году, насколько я понял, было подписано первичное соглашение, а в 2015 году был подписан уже соответствующий протокол о внесении изменений. Чем продиктована необходимость внесения этих изменений? ВОСКРЕСЕНСКИЙ С. С. Как я сказал, внесение изменений продиктовано необходимостью уточнения ряда положений, я могу отдельно о каждом сказать, например, третье, о чём я говорил, - по отдельным товарам и позициям уточнены технологические операции. Дело в том, что, например, соль поваренная до этого входила в такую товарную группу, в отношении которой перечислялись операции, к соли никакого отношения не имеющие. В основном изменения направлены на уточнение норм. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горелкин Антон Вадимович. ГОРЕЛКИН А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сейчас санкционные продукты попадают в нашу страну по простой схеме: когда на таможне у некоторых таможенников возникают вопросы по поводу подлинности товарной декларации, возникают сомнения, они берут деньги - и сомнения исчезают. Как вы считаете, ратифицируя протокол о внесении этих изменений, не дадим ли мы нашим таможенникам возможность больше и чаще сомневаться? ВОСКРЕСЕНСКИЙ С. С. Нет, протокол этих вопросов не решает. То, о чём вы говорили, предлагаю рассмотреть в рамках обсуждения в парламенте основных направлений таможенно-тарифного регулирования, там будет раздел про таможенное администрирование, мы сможем это подробно обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сидякин Александр Геннадьевич. СИДЯКИН А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. Станислав Сергеевич, у меня к вам вопрос, коллега его немножко в другой форме задал, но всё-таки. В прошлом году по сравнению с 2015 годом поставки из Белоруссии в Россию превысили урожай, который был собран: яблок - в 5 раз, моркови - в 2,6 раза, капусты - в 3 раза. Реэкспорт товаров у нас идёт не только через Белоруссию, но и через Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, через все государства, подписавшие соглашение, в конечном итоге мы видим у нас на полках в продуктовых магазинах креветки и мидии из Белоруссии. Россельхознадзор говорит, что ничего поделать не может: если они видят идеально сделанные в Белоруссии документы, то они вынуждены с ними соглашаться. И вообще, в Интернете много предложений о продаже сертификатов, деклараций о происхождении товаров - всё можно найти и купить. Как Минэкономразвития собирается с этими подделками бороться? ВОСКРЕСЕНСКИЙ С. С. Вы задали более системный вопрос. Что касается этого протокола, то там есть раздел, который отчасти помогает с этим бороться, в нём как раз прописаны правила, процедуры и порядок, что делать, если есть сомнения в подлинности документов. Там всё достаточно детально прописано, но если коротко сказать, то в случае, если внятное объяснение не представлено в течение шести месяцев, документ считается недействительным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Валентинович Шперов. ШПЕРОВ П. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Станислав Сергеевич, в продолжение предыдущего вопроса: если ответ на повторный запрос не получен в течение трёх месяцев, каковы будут дальнейшие действия? Это первый вопрос. И второй: является ли непредставление информации о происхождении товара основанием для непропуска товара? ВОСКРЕСЕНСКИЙ С. С. Как я сказал и как вы совершенно справедливо обратили внимание, там два срока: три месяца плюс три месяца - по истечении вторых трёх месяцев, если объяснение не представлено, документ считается недействительным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Шперов Павел Валентинович. ШПЕРОВ П. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, я не получил ответа на свой второй вопрос о том, что будет, если не будут представлены сертификат или декларация о происхождении товара. Так вот, на основании соглашения правительств государств - участников СНГ от 2009 года непредставление правильно оформленных сертификата о происхождении товара или декларации о происхождении товара не является основанием для задержания товара таможенными органами, то есть никаких санкций из-за непредставления правильной декларации нет. Что мы имеем вообще согласно данному соглашению? Есть два вида документов, подтверждающих страну происхождения: сертификат формы СТ-1, выдаваемый уполномоченным органом, обычно торгово-промышленной палатой, и декларация о происхождении товара, - которые, согласно Киотской конвенции, равнозначны. Случаи, когда представление документов о происхождении товара необязательно, определяются национальным законодательством государств, то есть каждое государство - член СНГ может само определять, какие документы представлять, а какие нет. Что мы имеем на практике? На практике через территории стран СНГ к нам проходят санкционные товары. Про Белоруссию здесь уже коллега говорил, то же самое и со многими другими государствами. Всё дело в том, что таможенное оформление согласно нашему законодательству производится во внутренних таможнях, то есть не на внешней границе СНГ, и поэтому товар может прекрасно пересекать границу СНГ без всяких документов. Хочу привести пример Крыма. После возвращения Крыма в состав России в 2014 году у нас был установлен льготный режим пересечения украинской границы и завоз сельхозпродукции из Крыма на материковую часть России вырос в десятки раз, оказалось, что у нас производится такое огромное количество картофеля, лука и яблок, какого мы вообще никогда не видели. Всё делалось очень просто: органы местного самоуправления выдавали справку о том, что товар произведён на территории их сельсовета, на основании данной справки Россельхознадзор выдавал сертификат - и товар прекрасно вывозился. То же самое происходит и сейчас. Вообще, соглашение наносит ущерб нашему государству, и в условиях нынешних санкций, конечно, нужно думать не о том, чтобы его каким-то образом расширять, а, может, о том, чтобы вообще денонсировать, потому что мы сейчас несём прямые убытки из-за действий наших партнёров. Понятно, что Украина пока не подписала протокол к данному соглашению, но тем не менее соглашение в 2009 году они подписали, подписали и другие страны, поэтому, я думаю, поток товаров будет только возрастать. И хотелось бы в связи с этим внести одно предложение. Возможно, имеет смысл проводить нулевые чтения перед подписанием подобных соглашений, чтобы нас потом правительство не ставило перед фактом, что подписаны соглашения, которые могут нанести ущерб государству, и что мы должны их ратифицировать. Может быть, есть смысл подобную практику ввести. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Мищеряков Юрий Николаевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". МИЩЕРЯКОВ Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Необходимость ратификации данного протокола продиктована тем, что он содержит иные правила, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. Кроме того, протокол о внесении изменений в соглашение предусматривает дополнение приложением, определяющим новую редакцию текста декларации о происхождении товара, а также раздел "Проведение проверки достоверности сведений о стране происхождения". Реализация протокола создаст условия для эффективного представления преференций участникам зоны свободной торговли стран СНГ. Текст соответствует Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, федеральным и конституционным законам. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает и рекомендует Государственной Думе принять соответствующий закон. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступление докладчика с заключительным словом. Пожалуйста. ВОСКРЕСЕНСКИЙ С. С. Да, я на второй вопрос не ответил - простите, не со зла. В случае если сертификат не представлен, товар ввозится, но берётся пошлина - это важный момент, - то есть штрафные санкции существуют в виде пошлины. Второе, что касается Украины, я просто хотел напомнить, коллеги: у нас указом президента от 16 декабря 2015 года приостановлено действие Договора о зоне свободной торговли в части Украины, поэтому этот вопрос тоже нерелевантен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик будет выступать? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 09 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принимается.