Заседание № 289

25.03.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 845845-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств".Перед обсуждением проекта порядка работы выступили: от фракции КПРФ - С. А. Гаврилов, от фракции ЛДПР - руководитель фракции В. В. Жириновский, от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Р. А. Шлегель и Н. В. Панков, от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Е. Г. Драпеко.

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6326 по 6469 из 7378
Итак, мы проголосовали по всем вопросам, которые ранее рассмотрели.             
Продолжаем работу по повестке. На фиксированное время поставлен 69-й вопрос,    
проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством       
Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании   
взаимных финансовых требований и обязательств". Докладывает Сергей              
Анатольевич Сторчак, заместитель министра финансов Российской Федерации.        
                                                                                
СТОРЧАК С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Российская Федерация придаёт   
большое значение укреплению всесторонних отношений с Республикой Узбекистан,    
нашим важным партнёром в регионе. Наметившаяся в последнее время                
интенсивность контактов на высшем и высоком уровнях свидетельствует о том,      
что между лидерами России и Узбекистана сложился откровенный, доверительный     
диалог по ключевым вопросам двусторонних отношений, а также по региональной     
проблематике. В настоящее время заинтересованными федеральными органами         
исполнительной власти ведётся активная подготовка к официальному визиту         
Президента Узбекистана Каримова в Российскую Федерацию. Визит запланирован на   
конец апреля сего года. В контексте двусторонних отношений с Узбекистаном,      
которые, на наш взгляд, имеют глубокий потенциал, особое место занимают         
отношения в финансовой сфере, точнее, наличие ряда не урегулированных на        
межправительственном уровне вопросов в этой области. На решение данных          
проблем и нацелено межправительственное соглашение об урегулировании взаимных   
финансовых требований и обязательств, о котором сказал Сергей Евгеньевич.       
                                                                                
Соглашение подписано 10 декабря 2014 года в ходе визита Президента Российской   
Федерации Владимира Владимировича Путина в Узбекистан. Подчёркиваю, что речь    
идёт о наличии взаимных финансовых претензий, а не исключительно о долге        
Узбекистана по кредитам, предоставленным Российской Федерацией. Вступление в    
силу указанного соглашения будет означать урегулирование всех имеющихся между   
Россией и Узбекистаном взаимных финансовых требований и обязательств,           
возникших как по операциям, относящимся к периоду Советского Союза, так и по    
кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992-1993 годах в неденоминированных    
российских рублях, хочу обратить на это ваше внимание.                          
                                                                                
Для обеих сторон соглашение явилось сложным компромиссом. Для официального      
Ташкента уступкой стало фактическое признание обязательств по всем ранее        
полученным кредитам, в том числе по рублёвым кредитам Банка России. После       
долгого периода размышлений и колебаний узбекская сторона сняла претензии по    
Алмазному фонду СССР, а именно по разделу этого фонда или получению             
причитающейся Ташкенту доли в денежном эквиваленте, а также по так              
называемому внутреннему валютному долгу. В целом достигнута договорённость,     
что сальдо взаимных расчётов складывается в пользу Российской Федерации и       
подлежит погашению единовременным платежом в свободно конвертируемой валюте,    
в данном случае в долларах США. Каждая сторона самостоятельно урегулирует       
возможные - подчёркиваю: возможные - финансовые претензии юридических лиц и     
резидентов России и Узбекистана, вытекающие из договорённостей, о которых я     
вам докладываю.                                                                 
                                                                                
Кроме того, с вступлением соглашения в силу решаются следующие вопросы.         
Устраняется угроза судебных разбирательств, поскольку наши партнёры в силу      
различных обстоятельств не раз отмечали, что готовы отстаивать свои интересы,   
в частности по Алмазному фонду, в судебном порядке, что, конечно, было бы       
крайне нежелательно с точки зрения развития добрососедских отношений.           
Устраняется, как я подчёркивал, претензия узбекской стороны по активам          
Алмазного фонда СССР, а также по иным активам Советского Союза, поскольку с     
вступлением в силу данного соглашения автоматически вступает в силу и           
соглашение о разделе активов и задолженностей Советского Союза, которое было    
подписано на многостороннем уровне ещё в 1992 году. Ну и в конечном итоге в     
течение тридцати дней с даты вступления соглашения в силу в федеральный         
бюджет поступят денежные средства, эквивалентные 25 миллионам долларов США.     
                                                                                
Принимая во внимание принципиальную важность данного соглашения, считаем, что   
его вступление в силу не только будет способствовать созданию позитивного       
информационного фона к предстоящему визиту Каримова в Москву, но и откроет      
дополнительные возможности для наращивания экономического и                     
военно-политического присутствия России в Узбекистане, включая поставки         
российского оборудования в соответствии с подписанным 24 июля 2014 года         
двусторонним межправительственным соглашением о реализации рассчитанной до      
2020 года программы мероприятий по модернизации и переоснащению Вооружённых     
сил Республики Узбекистан путём поставок соответствующего оборудования из       
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Ратификация соглашения создаст важные предпосылки для обеспечения нашего        
ведущего положения в соответствующем сегменте, на наш взгляд, ёмкого            
узбекского рынка.                                                               
                                                                                
Соответствующие внутригосударственные процедуры, связанные с подготовкой к      
принятию Думой решения о ратификации, пройдены, получены соответствующие        
заключения, выводы, содержащиеся в решениях наших коллег из других ведомств,    
подчёркивают важное значение вступления в силу этого соглашения.                
                                                                                
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в частности со        
статьёй 127, данное соглашение подлежит ратификации, поскольку меняются         
условия исполнения обязательств по ранее подписанным соглашениям.               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич. Присаживайтесь.              
                                                                                
Леонид Эдуардович Слуцкий.                                                      
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы по делам              
Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с           
соотечественниками, фракция ЛДПР.                                               
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Очень непростым было            
обсуждение этого досье на заседании профильного комитета Государственной        
Думы.                                                                           
                                                                                
В 2006 году Узбекистан вошёл в ЕврАзЭС - через какое-то время вышел, вошёл в    
ОДКБ - через какое-то время вышел. Отношения между нашими странами стали        
последовательными и конструктивными, как отметил Сергей Анатольевич Сторчак,    
пожалуй, только с конца позапрошлого года, после визита Президента России       
Владимира Владимировича Путина и достижения между главами наших государств      
ключевых договорённостей по сотрудничеству между Россией и Узбекистаном.        
Ответный визит Президента Узбекистана Ислама Абдуганиевича Каримова ожидается   
через месяц, но дело даже не в визите. Рано или поздно завалы надо расчищать,   
нам надо присутствовать в Узбекистане, а мы там присутствуем очень мало - и в   
торгово-экономической плоскости, и, к сожалению, в образовательном              
пространстве.                                                                   
                                                                                
В этой стране миллион наших соотечественников, и мы понимаем, что если          
сокращение образования на русском языке будет в этой стране продолжаться, то,   
наверное, вряд ли мы выполним принципиальную установку Президента России:       
наше культурное и гуманитарное присутствие в мире, в первую очередь на          
пространстве СНГ, должно вырасти в разы, а там, где говорят по-русски или       
понимают русский язык, - на порядок. Мы должны сейчас качественным образом      
пересмотреть, может быть, начать новую страницу - несмотря на патетику, это     
так и есть - наших отношений с современным Узбекистаном.                        
                                                                                
Данное соглашение позволяет нормализовать многолетние очень непростые,          
проблемные финансовые отношения между нашими странами и, по сути, начать        
сотрудничество и в торгово-экономической плоскости, и в сфере образования и     
науки, и во многих других сферах с новой точки отсчёта.                         
                                                                                
Таким образом, действуем по золотому правилу механики: проигрывая в малом, в    
данном случае прощая долговое бремя, выигрываем в большом. Мы понимаем, что     
Узбекистан заинтересован в участии в Евразийском экономическом союзе. Мы        
понимаем, что в Узбекистане взросла новая молодая политическая элита, её        
представители вошли в обе палаты вновь избранного парламента, и нам             
необходимо наращивать с ними сотрудничество. Прощение долга уже давно           
назревало, визит Президента России просто поставил в этих многолетних           
переговорах точку.                                                              
                                                                                
По сумме факторов на заседании комитета мы проголосовали за при одном           
воздержавшемся и просим все фракции в составе Государственной Думы также в      
этом непростом, но очень важном досье поддержать позицию профильного комитета   
и, таким образом, поддержать ратификацию этого ключевого соглашения в           
отношениях между Россией и Узбекистаном.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6479 по 6594 из 7378
У кого есть вопросы, прошу записаться.                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сергей Владимирович Иванов.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Сергей Анатольевич, вы в начале своего выступления       
сказали, что мы высоко ценим дружеские отношения с Узбекистаном, но то ли в     
зале было шумно, то ли я не услышал - я так и не понял, насколько высоко мы     
ценим эти дружеские отношения. Вы сказали, что 25 миллионов долларов            
российский бюджет получит, а вот сколько потеряет, мы не услышали. А вообще,    
все эти дружеские отношения... Знаете, вот тогда Крым передавали в знак         
вечной дружбы из состава РСФСР в Украинскую ССР, а сейчас, сами понимаете, ни   
дружбы, ни Крыма, к сожалению. Меня, вообще говоря, очень удивляет то, что,     
оказывается, у них претензии на долю в Алмазном фонде. Скоро мы начнём          
удовлетворять чьи-нибудь претензии из-за "советской оккупации" и на этом        
основании прощать долги или прощаться с долгами.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, в отношении Крыма: Крым -            
российский, и навсегда.                                                         
                                                                                
Сергей Анатольевич, пожалуйста.                                                 
                                                                                
СТОРЧАК С. А. Прежде всего хочу уточнить, что в моём выступлении слово          
"дружеские" не было использовано, хотя, может, это и неправильно. Я говорил о   
всесторонних отношениях с соседним государством, с государством                 
многомиллионным и, как коллега сказал, с государством, в котором проживает      
миллион соотечественников.                                                      
                                                                                
По поводу того, кто какие претензии может предъявить. Наши отношения,           
связанные с распадом Советского Союза, регулируются несколькими видами          
многосторонних договорённостей. Есть договорённости, касающиеся раздела         
активов и пассивов Советского Союза, внутренних активов и пассивов и внешних    
активов и пассивов. К сожалению, вопрос об Алмазном фонде остался в стороне.    
В то время, когда подписывались эти документы, лидеры договорились, что эти     
вопросы будут рассмотрены позднее, отсюда и естественное стремление некоторых   
государств будировать эту тему. К счастью, канва договорных отношений, сеть     
двусторонних договоров позволила нам избежать обострения отношений с            
подавляющим большинством стран, сформированных на территории бывшего СССР, но   
вот с Узбекистаном эта тема звучала неоднократно, её пришлось, так сказать,     
упаковать вот в это конкретно соглашение.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить?                                                         
                                                                                
Роберт Александрович Шлегель, пожалуйста.                                       
                                                                                
ШЛЕГЕЛЬ Р. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Узбекистан -      
один из ведущих партнёров России в Средней Азии: доля нашей страны в общем      
объёме внешней торговли республики составляет 27 процентов; в Узбекистане       
действует 880 российско-узбекских компаний, аккредитованы представительства     
свыше 80 российских предприятий. В России создано 512 компаний с узбекским      
капиталом, совместно с "Газпромом" и "ЛУКОЙЛом" в Узбекистане реализуются       
крупные проекты по добыче и переработке природного газа. Узбекистан является    
стратегически важной, опорной базой для противодействия наркотическим и         
террористическим угрозам идущим из Афганистана. Наши страны активно             
сотрудничают по линии ВПК, а ратификация данного соглашения позволит вести      
полноценную торговлю вооружениями.                                              
                                                                                
На мой взгляд, нам необходимо усилить данное направление сотрудничества,        
чтобы эффективно противостоять сближению Узбекистана и Соединённых Штатов.      
Планы США по возможному размещению на территории республики базы НАТО при       
выводе частей международной коалиции из Афганистана напрямую угрожают нашей     
безопасности. Более того, Конгресс США ещё в 2012 году снял запрет на           
поставки Узбекистану оружия. На этот рынок также активно выходит Китай. На      
мой взгляд, от эффективности перехвата инициативы в решении данного вопроса     
повестки дня во многом зависят наши дальнейшие успехи в регионе.                
                                                                                
Ратификация соглашения урегулирует нерешённые вопросы между нашими              
государствами в финансовой сфере, в том числе снимет встречные претензии        
Узбекистана по поводу Алмазного фонда. Принятие закона откроет широкие          
возможности для будущего сотрудничества в области торговли и инвестиций,        
создаст возможность интеграции Узбекистана в Евразийский экономический союз.    
Киргизия уже включена в это экономическое пространство, и если её примеру       
последует Таджикистан, то Узбекистан может остаться полуанклавом в этом         
интеграционном объединении. В результате экспорт Узбекистана на рынок ЕАЭС      
будет серьёзно осложнён из-за разницы в таможенных тарифах. Узбекская сторона   
отдаёт себе в этом отчёт и понимает, что интеграционное сотрудничество - это    
взаимовыгодный путь.                                                            
                                                                                
Наш интерес к Узбекистану лежит не только в сфере экономики, но и в             
гуманитарном измерении. В республике проживает миллион наших                    
соотечественников, но российское гуманитарное присутствие там пока фактически   
на нуле. В соответствии с установкой президента мы должны наращивать влияние    
и развивать русскоязычное культурное и образовательное пространство.            
                                                                                
С учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает поддержать              
ратификацию настоящего соглашения.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Анатольевич, есть необходимость ещё раз высказаться?                     
                                                                                
СТОРЧАК С. А. Нет, спасибо.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Эдуардович, будете выступать? Нет.                 
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              330 чел.73,3 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    331 чел.                                          
Не голосовало                 119 чел.26,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6640 по 6646 из 7378
ЧУЙЧЕНКО Р. Ю. Сергей Евгеньевич, по 69-му вопросу депутаты Красов и Михаил     
Терентьев голосовали за.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу учесть.