Заседание № 103

21.03.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 845490-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части ограничения независимости Банка России).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5971 по 6751 из 8030
Уважаемые коллеги, переходим к вопросу 24 нашей повестки. Продолжаем            
рассматривать законопроекты первого чтения. О проекте федерального закона "О    
внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской          
Федерации (Банке России)". Доклад Сергея Михайловича Катасонова.                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
Да, уважаемые коллеги, пока Сергей Михайлович идёт, хочу проинформировать. Мы   
говорили об изменении регламента, но у нас на 11 апреля, это среда, назначен    
отчёт правительства. Такое решение было принято ранее, мы его зафиксировали,    
поэтому заседание состоится, но будет посвящено только отчёту правительства.    
В этот день мы проведём Совет уже в рамках нового порядка, соответственно,      
данное пленарное заседание будет дополнительным - исходите из того, что мы      
ничего передвигать не будем.                                                    
                                                                                
Ну и по поводу пятницы. Новый регламент удобен для тех, кто уезжает в           
регионы, и это одна задача, которую мы решаем. Другая задача - о чём говорил    
Владимир Иванович Кашин - это участие в совещаниях и мероприятиях формата и     
правительства, и Думы - пятница будет резервным днём, если нам нужно будет      
провести дополнительное заседание, это наш резерв. Это для понимания.           
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Михайлович.                                                  
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы            
продолжаем начатую утром тему, будем сегодня говорить о Центральном банке.      
Законопроект, который мы сейчас будем рассматривать, внесён три года назад,     
это законопроект Думы прошлого созыва. Хочу сказать, что неоднократно,          
наверное раз семь или восемь, просили меня отказаться от рассмотрения           
законопроекта по обычной процедуре, учитывая, что профильным комитетом он       
рекомендован к отклонению, тем не менее я считаю, что все фракции должны        
иметь возможность высказаться по этому вопросу.                                 
                                                                                
Со своей стороны хочу отметить, что всё-таки концепции и идеи, которые были     
заложены три года назад в этом проекте, очень простые. Всего на трёх            
страницах изложены новеллы в законопроекте, изменения в существующий закон,     
они понятны и лежат на поверхности, и, мне кажется, об этом говорит не только   
фракция ЛДПР, но и другие наши фракции. И хочу сказать, для меня было очень     
символичным и, скажем так, достаточно убедительным то, что тезис, который       
фракцией ЛДПР заложен, наверное, как основной в данном законопроекте, был       
высказан в послании, когда президент дал совершенно чёткий посыл, как           
работать Центральному банку во взаимодействии с правительством. Мне             
показалось, что эта фраза действительно соответствует положениям                
законопроекта, которые были предложены нами ранее, поэтому можно в очередной    
раз сказать, что фракция ЛДПР действовала с опережением как минимум на три      
года, внося этот законопроект. Процитирую президента: "Сейчас у нас есть        
возможность, не разгоняя инфляцию, сохраняя очень аккуратный, ответственный     
подход, постепенно снижать процентные ставки, повышать доступность кредита.     
Рассчитываю здесь на поддержку со стороны Банка России, что, принимая свои      
решения, реализуя меры денежно-кредитной политики, он будет работать в          
контакте с правительством в интересах общей цели - создания условий для         
повышения темпов экономического роста".                                         
                                                                                
Здесь, может быть, немножко философски было раскрыто это предложение - в        
нашей инициативе, которую мы внесли, написано более лаконично и понятно. Мы     
говорим о том, что в перечень целей деятельности Центрального банка             
необходимо записать, что свою денежно-кредитную политику он формирует           
совместно с правительством, и указать, что критерием оценки является не         
какой-то там мифический индикатор инфляции, а темпы экономического роста.       
                                                                                
Почему этим проектом закона мы пытаемся подкорректировать именно цели,          
которые заложены в законе "О Центральном банке..."? Если вы посмотрите          
внимательно этот закон, проанализируете те цели, которые там записаны, то       
поймёте, что практически, де-факто ни одна из этих целей Центральным банком     
не выполняется, не достигается. Возьмём инфляцию: когда она у нас была 10       
процентов, мы об этом кричали - Центробанк какие-то усилия прилагал, теперь     
мы проскочили планку в 4 процента, которую он нам обещал, получили 2            
процента. О чём это говорит? О том, что совершенно никак не связаны эти         
процессы - инфляция и управление банком: одно идёт само по себе, и другое       
идёт само по себе, а Центральный банк просто, когда нужно, ту или иную          
позицию выхватывает, говорит, что вот хорошо, сегодня мы за инфляцию            
отвечаем. Как только у нас...                                                   
                                                                                
Кстати, Центральный банк у нас отвечает за стабильность рубля - он что-то       
делает для того, чтобы рубль был стабильным? Нет, более того, он официально     
заявил: это плавающий курс, пусть он как бы сам себя отрегулирует. В            
результате был курс 80 рублей за доллар после 30 рублей за доллар, потом 70     
рублей, потом 56 рублей. Если написано, что Центральный банк отвечает за        
устойчивость рубля, то он должен для этого что-то делать, а мы видим, что       
де-факто и этот пункт Центральным банком тоже не выполняется.                   
                                                                                
Утром при обсуждении проекта постановления об освобождении от должности я       
говорил, что, на наш взгляд, есть очень простые механизмы, которые могли бы     
изменить экономическую ситуацию в нашей стране.                                 
                                                                                
Первое, то, что лежит на поверхности, - это, конечно, кредитная ставка. Мы      
предлагаем ввести в закон ещё одно понятие - дисконтная ставка. Мы говорим,     
что если вы боретесь со спекулянтами - пожалуйста, пусть будет рыночная         
ставка 7 процентов, 5 процентов, сколько угодно, но для реального сектора       
экономики должна быть другая ставка, и деньги должны быть окрашены, механизмы   
есть. Мы сегодня учитываем уже каждый пробитый носок, стакан сока и так         
далее, у нас всё в режиме онлайн, всё с этими штрихкодами, а по миллиардам,     
которые выходят из Центрального банка или из банков в виде кредитов, мы         
слышим один ответ, причём на уровне самых серьёзных руководителей               
исполнительной власти и вице-премьеров, - что всё разворуют. Такой подход,      
конечно, говорит о том, что нет доверия, - значит, надо уступить место другим   
руководителям, если эти не могут справиться.                                    
                                                                                
Следующий момент - это денежная масса, здесь тоже есть то, что необходимо       
поправить. Я хочу обратить внимание на то, что в 2010 году, когда у нас         
прирост ВВП был практически более 5 процентов, рост денежной массы составлял    
более 20 процентов в год; если возьмём годы кризисов, 2011 год, вернее, это     
всё-таки период застоя, 2011-2014 годы, - меньше 15 процентов; в кризисные      
годы, 2009-й и 2015-й, - около 10 процентов. Этот показатель, мне кажется,      
тоже говорит о том, что если всё-таки мы хотим развивать экономику, мы должны   
обязательно иметь достаточную денежную массу. Надо сказать, что оборот          
денежной массы в нашей стране в пять раз выше, чем в любой европейской, - это   
говорит о том, что никакого понимания о длинных деньгах у предприятий сегодня   
нет, и всё это сказывается на нашем положении, положении страны и доходах       
наших граждан.                                                                  
                                                                                
С учётом сказанного мы предлагаем данным законопроектом внести изменения,       
поменять цели банка и направить его - в мирных целях - в сторону повышения      
благосостояния нашего народа.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад заместителя председателя Комитета по финансовому рынку Юрия            
Павловича Олейникова.                                                           
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Честно говоря, я рассчитывал на более   
эмоциональное выступление коллеги Катасонова, потому что мы часто слышим в      
этом зале весьма резкие и зачастую необъективные оценки деятельности банка,     
его политики, функций и полномочий.                                             
                                                                                
Что касается рассматриваемого сегодня законопроекта, то, коротко говоря,        
предлагается расширить перечень функций и перечень целей Центрального банка     
России, установить его подотчётность Президенту Российской Федерации. Сразу     
скажу, что Комитет по финансовому рынку подобную концепцию и подобный подход    
не поддерживает. По нашему мнению, проектируемые нормы наделяют Банк России     
не соответствующими его статусу функциями. Это определяется и нынешними         
законами, действующим законодательством, и эти функции сегодня являются         
полномочиями Правительства Российской Федерации.                                
                                                                                
Кроме того, реализация проектируемых норм приведёт к ограничению                
независимости Банка России, а мы неоднократно говорили с этой трибуны и в       
своих экспертных заключениях, что это одно из основных требований для           
успешной деятельности банка и регулирования его конституционных полномочий.     
Как вы знаете, эти требования противоречат статье 75 Конституции, о чём мы      
неоднократно говорили.                                                          
                                                                                
Предложение наделить Государственную Думу правом самостоятельно, без участия    
Национального финансового совета, принимать решение о проверке                  
финансово-хозяйственной деятельности Центробанка также не соответствует         
установленному для него статусу. По действующему сегодня закону Национальный    
финансовый совет является коллегиальным органом, состоящим из представителей    
Государственной Думы, Совета Федерации, Президента и Правительства Российской   
Федерации и представителей Центрального банка (Банка России). Включение в       
Национальный финансовый совет представителей различных ветвей власти,           
безусловно, является элементом системы сдержек и противовесов, что необходимо   
для успешной финансово-экономической деятельности, и об этом мы неоднократно    
говорили, утверждая вместе с вами ежегодно программу финансово-кредитной        
деятельности Центробанка. Это позволяет снять конфликт целей при                
осуществлении денежно-кредитной политики и бюджетной деятельности,              
правительства в том числе. По закону решение Государственной Думы о             
проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности Центробанка должно     
приниматься на основании предложения Национального финансового совета, где      
есть наши представители. Такая проверка проводится Счётной палатой, как вы      
знаете, однако в законопроекте не содержится предложений о внесении             
соответствующих изменений в закон "О Счётной палате...", и по этой причине      
также не может быть принят.                                                     
                                                                                
Мы полагаем, что предлагаемый авторами законопроект об установлении             
дополнительной цели деятельности Банка России можно обсуждать, безусловно,      
однако статья 34-1 федерального закона о Банке России уже устанавливает в       
качестве основной его цели защиту и обеспечение устойчивости рубля              
посредством поддержания ценовой стабильности, - и это тоже подчёркнуто в        
конституционных требованиях - в том числе для формирования условий              
сбалансированного и устойчивого экономического роста. И я рад тому, что         
коллега Катасонов сегодня отметил серьёзные изменения, произошедшие со дня      
внесения этого законопроекта, за последние три года. Такие изменения мы         
видим: это инфляционные характеристики, это ставки в банках, это ипотечные      
кредиты, это внешний заём - по всем этим направлениям мы можем говорить о       
позитивных изменениях, которые сегодня происходят. В связи с этим               
предлагаемая автором формулировка, проектируемая цель деятельности Банка        
России - "формирование денежно-кредитных условий для сбалансированного и        
устойчивого экономического роста" - нам представляется избыточной.              
                                                                                
Мы можем сказать это и в отношении золотовалютных резервов, здесь тоже          
предлагается изменить практику регулирования Центробанка. Если вы посмотрите    
всю динамику за последний год, то увидите, что мы наращиваем золотовалютные     
резервы необычайными темпами: за последние годы мы вошли в пятёрку стран,       
которые обладают самым крупным объёмом золотовалютных резервов. Понятно, что    
это страховые требования, которые обеспечивают устойчивость нашей экономики.    
                                                                                
По этому законопроекту своё... (Микрофон отключён.)                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 30 секунд.                                       
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. ...своё несогласие выразили Государственно-правовое             
управление Президента Российской Федерации и Правительство Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
В связи с изложенным мы просим законопроект в первом чтении отклонить.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Юрий Павлович, ну, вы же знаете, что если сегодня,   
не дай бог, отключат нас от системы SWIFT, то всей нашей банковской системе     
полный каюк, хотя много раз заявлялось о том, что мы тратили средства -         
например, Сбербанк миллиардов десять - на разработку своих независимых          
платёжных систем и так далее.                                                   
                                                                                
Второе. Вы же знаете, что монетизация нашей экономики значительно ниже, чем у   
всех стран "двадцатки", и именно это является фактором стагнации,               
продолжающегося кризиса, кто бы что ни говорил, и недоступности финансовых      
ресурсов. Почему-то у двадцати трёх центробанков ведущих стран на первом        
месте ответственность за рост экономики, а у вас только таргетирование          
инфляции, потом уже как бы занятость. Я лично не вижу сегодня                   
заинтересованности Центробанка в том, чтобы развивалась наша экономика:         
четыре года подряд у нас падают доходы населения, население                     
перезакредитовано, а Центробанк этим не обеспокоен. Скажите, пожалуйста,        
почему всё-таки вы против?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олейников Юрий Павлович.                      
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Спасибо за вопрос. Я назвал основные характеристики нашей       
позиции, почему мы против.                                                      
                                                                                
Что касается системы SWIFT и национальной платёжной системы. Я участвую в       
работе совета по национальной платёжной системе, и мы постоянно обсуждаем       
вопрос независимости российской платёжной системы - она сегодня почти           
полностью обеспечена, мы имеем как технологическое, так и кадровое              
обеспечение. И вы знаете, это всё связано и с картой "Мир", и с целым           
комплексом действий и мероприятий, которые провёл Центробанк для обеспечения    
независимости нашей платёжной системы.                                          
                                                                                
Что касается отключения от системы SWIFT. Я не думаю, что это произойдёт,       
потому что это не только проблема двусторонних отношений, но и общемировая      
проблема. И сегодня Центробанк в первую очередь делает всё необходимое, чтобы   
нормализовать все взаимоотношения по платёжным системам в области               
международных расчётов и так далее.                                             
                                                                                
Что касается монетизации экономик. Ну, это всё понятно, и мы регулярно          
обсуждаем это с Центробанком, он прилагает усилия для того, чтобы               
сосредоточить финансы в России. Вы знаете, сегодня принимается целый пакет      
документов, которые способствуют возвращению наших денег из офшорных зон. Эти   
процессы сейчас активизировались, мы видим серьёзное прибавление финансов.      
Плюс к этому идёт серьёзная работа над тем, что называется проектным            
финансированием, когда получаемые деньги, деньги, находящиеся в банках, в       
банковской системе России, должны использоваться эффективно и в установленные   
сроки. Я думаю, это в ближайшее время даст заметный, очень серьёзный            
результат.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Спасибо. Я думал, что меня убрали из списка записавшихся на вопросы, - не       
увидел фамилию...                                                               
                                                                                
У меня к представителю комитета вопрос.                                         
                                                                                
Комитет ссылается на то, что внесение отдельных положений в этот закон          
противоречит Конституции. А скажите, пожалуйста, если всё-таки частично         
внести, если учесть часть положений, которые предлагается внести в этот         
закон, - например, к целям деятельности Центрального банка добавить защиту      
кредитных прав потребителей, поддержку баланса между интересами банковской      
системы и общенациональными интересами - вы не будете возражать? Я так          
понимаю, есть возражения комитета по поводу ограничения самостоятельности, а    
если изменения только по целям будут?                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Олейникову.                             
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Я сказал в своём выступлении, что в законопроекте есть целый    
ряд предложений, изменений и дополнений, которые мы считаем перспективными в    
плане внесения в действующее законодательство и готовы обсуждать. То, о чём     
вы говорите, - это тоже одна из позиций, в которых мы заинтересованы, это       
может привести к изменению в том числе полномочий, к добавлению и изменению     
формулировок о полномочиях Центробанка.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич.                              
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С. У меня к Сергею Михайловичу вопросы.                             
                                                                                
Ещё раз убедительно разъясните, пожалуйста, насколько соответствует интересам   
Российской Федерации определение курса рубля на бирже, где преобладают          
интересы как раз спекулянтов, которые действительно определяют этот курс. Это   
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Почему количество рублей, денежная масса, которая находится в           
наличии, в обращении, зависит от наличия иностранной валюты, в частности от     
того, сколько в стране есть долларов, и насколько это ограничивает рост         
экономики, о чём вы тоже говорили?                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Катасонов.                                        
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Про денежную массу я сказал, и в подтверждение коллега          
Николай Васильевич высказался.                                                  
                                                                                
Дело в том, что мы не только теоретически отстаём от европейских стран, но и    
на практике можем посмотреть уже результаты этого эксперимента на себе, как     
на животных. Возьмём годы, когда у нас был явный подъём, - какой объём денег    
вливался в экономику и какая была, кстати, инфляция? Она начиналась в 90-е      
годы с 36 процентов, а в 2010 году была всего 10 процентов, то есть, если       
говорить о динамике, при увеличении денежной массы всё равно                    
стабилизировались в том числе инфляционные процессы, при этом был рост          
доходов населения и рост экономики. Так что, я думаю, все мы в этом зале        
абсолютно чётко понимаем: абсолютно никаких целей с точки зрения сдерживания    
инфляции нет, это не является критерием оценки Центрального банка, просто       
выбирается индикатор, который в настоящее время очень удобен; завтра будет      
удобен другой индикатор, например курс доллара, и они будут говорить, что,      
мол, смотрите, какой прекрасный курс, а сегодня они про курс молчат.            
                                                                                
Что касается того, насколько оптимальной является биржевая оценка курса. Ну     
оптимальной-то она является, никто же не говорит, что это должна быть истина    
в последней инстанции, мы же говорим о том, какими инструментами мы должны      
пользоваться, чтобы экономика развивалась. Если де-факто происходят процессы,   
если разный объём прироста ВВП в одной стране и в другой и если идёт            
коррекция, она не должна быть стихийной: в течение месяца курс рубля от 80      
рублей до 60 рублей за доллар прыгает - этого-то быть не должно, такая          
динамика может быть за несколько лет. Вот в этом и должны быть функции          
Центрального банка: он должен сглаживать эти колебания, он должен формировать   
политику, при этом переходить к реальному курсу, при котором сложится           
реальное соотношение ценностей в нашей стране, - а он самоустранился. Поэтому   
мы про курс, скажем так, молчим, мы говорим, что это рынок, он его определит.   
                                                                                
Что касается новелл, которые мы предлагаем ввести, я не сказал в своём          
докладе в том числе о возможности отстранения Государственной Думой             
руководителя Центрального банка по результатам заслушивания отчёта, принятия    
отрицательного решения, отстранения членов совета директоров в связи с          
определёнными событиями после вступления в силу приговора суда и так далее -    
это технические вопросы. Я думаю, они не могут что-то концептуально изменить    
для правительства, поменять что-то, повлиять, скажем так, в негативном плане,   
это всё нормальные рычаги, рычаги отчётности, рычаги управления.                
                                                                                
Ну а по поводу того, что мы про цели написали, - так уже Владимир               
Владимирович Путин это говорил! Так что, я думаю, этот законопроект,            
несомненно, надо принимать.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть.                         
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ламейкин Дмитрий Викторович, пожалуйста.                                        
                                                                                
ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Кстати, нажимал кнопку под конец, но почему-то выступаю первым.                 
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В законопроекте              
предлагается ввести списком новые цели деятельности Центробанка, об этом        
сейчас подробно говорилось. Хотел бы акцентировать внимание на том, что, на     
мой взгляд, совершенно не нов ряд тезисов, которые отражены в законопроекте.    
Например, защита, обеспечение устойчивости рубля - это на сегодняшний день      
основная функция Банка России, которую он, собственно, и осуществляет, и, как   
мы видим в последнее время, довольно-таки успешно, без поддержки других         
госорганов власти, не оглядываясь на нефтяные цены, и эта функция закреплена    
в Конституции Российской Федерации.                                             
                                                                                
Другое предложение законопроекта - поставить перед Центробанком в качестве      
цели деятельности поддержание баланса между интересами банковской системы и     
общенациональными интересами - вот только что тоже об этом говорили. Здесь      
хотелось бы подчеркнуть, что Центробанк является общенациональным институтом    
и, на мой взгляд, одна из ключевых его задач - это как раз таки защита          
национальных интересов. То есть, на мой взгляд, это совершенно некорректное     
противопоставление, и хотел бы акцентировать на этом внимание.                  
                                                                                
Также в законопроекте предлагается устанавливать процентные ставки по           
операциям Центробанка совместно с правительством, а также совместно с ним       
управлять золотовалютными резервами Банка России. Коллеги, ну мы прекрасно      
знаем из нашего опыта: чем больше ответственных лиц - а мы такую                
коллегиальную ответственность пытаемся ввести, - тем более безответственно      
это в итоге происходит, поэтому здесь абсолютно чётко должна быть определена    
зона ответственности органа, который этим занимается.                           
                                                                                
Что касается предложения о введении двойной подотчётности - сегодня Сергей      
Михайлович говорил об этом, - то есть наряду с Государственной Думой            
Президенту Российской Федерации. Ну, здесь напрашивается вывод: либо у наших    
коллег большущие сомнения в том, что мы с вами эффективно эту функцию           
выполняем, либо были какие-то третьи мысли, поэтому представляется опять же     
совершенно некорректным формулирование данного тезиса.                          
                                                                                
Коллеги, несмотря на открывающиеся перед правительством в случае принятия       
этого законопроекта расширенные возможности, оно его не поддержало, ввиду       
того что эти тезисы противоречат основным тезисам, закреплённым в Конституции   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает голосовать против принятия данного   
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бортко Владимир Владимирович, пожалуйста.                 
                                                                                
БОРТКО В. В. Честно говоря, мне на эту тему говорить достаточно странно,        
учитывая, что я, мягко говоря, из другого комитета, тем не менее я слова        
люблю: слова, они имеют смысл, вы знаете, и за словами всегда что-то            
прячется. И когда я слышу совершенно простую формулу, что не только поддержка   
рубля, но и развитие экономики является целью банка, то мне становится это      
понятно, как будет понятно всем тем, кто потом этим будет заниматься. Больше,   
по-моему, ничего добавлять не нужно, важно одно - развитие экономики, которая   
падает вниз, и это нужно понимать.                                              
                                                                                
Я не услышал ни одного аргумента, который не позволил бы внести, включить в     
закон эту самую формулу, а это самое главное. Слова имеют смысл: развитие       
экономики - больше ничего не нужно!                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                
                                                                                
От фракции.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! С моей      
точки зрения, внесённый коллегой Катасоновым законопроект носит, вообще,        
фундаментальный характер. Почему? Потому что, если посмотреть на причины        
нашего затяжного кризиса, любой мало-мальски понимающий в экономике скажет      
вам, что главная причина этого в неадекватности денежно-кредитной, финансовой   
политики государства. Почему? Потому что на сегодняшний день у нас парадокс:    
население четвёртый год подряд теряет доходы, а банки живут в шоколаде.         
                                                                                
Второй парадокс. Здесь вот один из ораторов рассказывал, как банк работает      
над устойчивостью валюты. Вы забыли, наверное, что в 2014 году произошла        
девальвация, но, по мнению экспертов, как раз весь эффект, краткосрочный,       
который бывает от девальвации, опять же нивелирован неправильной политикой      
Центрального банка. Обычно для экспортно ориентированных, для промышленных      
предприятий после девальвации на полгода наступает, скажем так, золотое         
время, когда за счёт разницы в ценах можно немножко подправить свою             
экономику, - разве мы подправили её? Вы посмотрите: у нас колоссальная          
закредитованность населения, произвол микрофинансовых организаций, произвол     
страховых организаций. У нас страховое дело в стране фактически находится в     
зачаточном состоянии из-за того, что оно не решает функцию страхования, а       
решает функцию обогащения.                                                      
                                                                                
Кроме того, я вам уже приводил пример, есть целая группа нобелевских            
лауреатов, которые получили нобелевские премии именно на стезе                  
денежно-кредитной, финансовой политики: Джеймс Тобин, Джозеф Стиглиц. Они       
утверждают, что таргетирование инфляции не может быть самоцелью государства,    
потому что если государство вкладывает деньги в инфраструктуру, индексирует     
пенсии, зарплаты, социальные выплаты, то, по их утверждению, инфляция даже в    
15 процентов в течение краткосрочного периода, три - пять лет, не страшна,      
потому что при строительстве новых заводов, при появлении новых рабочих мест    
она будет нивелирована в краткосрочный период.                                  
                                                                                
Что происходит у нас? Здесь рассказывают, что у нас опять баснословно растут    
золотовалютные резервы, - я вас спрашиваю: какой эффект Российская Федерация    
получила от нефтедолларового дождя? У нас уже были золотовалютные резервы       
более 600 миллиардов - и что? Они испарились по карманам субъектов, живущих     
за кордоном, а Российская Федерация не получила должного количества ни          
производств, ни заводов! У нас только за последнее время закрыто более 400      
кредитных учреждений, а скажите, кто нёс ответственность за вкладчиков, кто     
нёс ответственность за банкротство предприятий, за неполученные средства -      
Центральный банк? Разве предприятие виновато, что кредитная организация из-за   
плохого банковского надзора обанкротилась? А ведь организаций, повторяю,        
более 400, в том числе в прошлом году две крупнейшие аферы, два крупнейших      
банка - "Открытие" и "БИНБАНК", - и 800 миллиардов плакали! Мы с вами для       
экономики столько никогда не давали.                                            
                                                                                
Таким образом, с нашей точки зрения, определение целей для деятельности         
Центробанка является первой задачей. Я подчёркиваю, перед 23 ведущими           
центробанками мира в качестве первой задачи стоит рост экономики, в качестве    
второй задачи - как раз поддержание собственной валюты и занятости, а           
инфляция - это уже последующая задача. А у нас что получается? У нас            
таргетируют инфляцию, а если не получилось - ну и ладно! Поэтому мы считаем,    
что восстановление контроля над... Вы извините, но возьмите и прочитайте        
закон о Центробанке - это же не государственный банк, по закону он не           
подчиняется никому! Где вы видели, чтобы?.. Это ФРС в США существует, которая   
над миром, понимаете? А у нас по этому принципу составлен закон о Банке         
России. И с моей точки зрения, если у нас патриотизм и озабоченность внешними   
угрозами действительно имеются, то нам рано или поздно (лучше рано!)            
необходимы будут коррекция закона о Банке России, принятие нового закона о      
Центробанке. Не бывает банковской системы, независимой от жизни страны, а у     
нас она сегодня таковой является; банковская система имеет триллионные          
доходы, а банкротства предприятий составляют десятки тысяч в год - ну что это   
такое?! Причём причина не в плохом менеджменте, а в дороговизне и в             
краткосрочности предоставляемых коммерческим банкам ресурсов. Коммерческий      
банк, за редким исключением, кроме приближённых, не может получить кредитные    
ресурсы больше, чем на три дня, - а кто даст долгосрочный кредит, если у него   
нет такой базы?                                                                 
                                                                                
Посмотрите, что после кризиса происходило в ЕЦБ: он опустил ключевую ставку     
до нуля, все банки Евросоюза, обратившиеся в ЕЦБ, обязательно получили          
фондирование под нулевой или минусовой процент. В ЕЦБ резервирование            
происходит, только если вы берёте кредит на срок до двух лет, если больше -     
не резервируются фондируемые ресурсы. Дальше, с 2008 года ЕЦБ держит ставку     
0,05-0 процентов. Инвестиция в собственную экономику - денежные средства под    
минусовой процент. И вот поэтому они выходят из рецессии, поэтому они           
обновляются. А как же мы будем обновляться, если у нас ни одно кредитное        
учреждение не даст вам ресурсов на строительство завода, а если и даст, то      
вас так обложат, поставят такие условия, что к концу строительства вас там не   
будет?                                                                          
                                                                                
Так что здесь Сергей Михайлович погорячился: здесь у вас написано, что по       
результатам рассмотрения можно предложить президенту сместить или заменить      
руководителя банка, но нет положения о замене руководителя Центробанка.         
                                                                                
Мы поддерживаем концепцию и считаем эту тему, этот вопрос важнейшим для нашей   
страны, требующим первоочередного решения.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аксаков Анатолий Геннадьевич.                             
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому        
рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прежде всего надо            
отметить, что вот эти спекуляции по поводу того, что Центральный банк не        
является государственным институтом... Это неправильно. Центральный банк        
работает в соответствии с Конституцией, с федеральным законом. Кандидатура на   
должность председателя Центрального банка предлагается президентом, а           
Государственная Дума здесь, в этом зале, утверждает кандидатуру на должность    
председателя Центрального банка. Представители Госдумы есть в Национальном      
финансовом совете, там же есть представители правительства, Совета Федерации    
и администрации президента.                                                     
                                                                                
Мы буквально через два месяца здесь будем рассматривать отчёт о деятельности    
Центрального банка, причём как раз по нашему решению, по решению                
Государственной Думы, Центральный банк изменил порядок отчёта, и в этом году    
будет отчёт не о деятельности Центрального банка за прошедший период, а о       
том, как Центральный банк выполнял свои целевые назначения, те, которые         
прописаны в законе и которые он должен обязательно стремиться исполнять. Ну     
и, да, одна из задач Центрального банка - обеспечение низкой инфляции. Это      
достигнуто? Достигнуто. Другая задача - обеспечить стабильность национальной    
валюты. Достигнуто? Достигнуто. Обеспечить финансовую стабильность.             
Достигнуто? Достигнуто.                                                         
                                                                                
Другое дело, что мы должны ставить вопрос о том, что в условиях низкой          
инфляции Центральный банк должен более активно снижать ключевую ставку, и вот   
снижение ключевой ставки - это снижение процентов по кредитам, и президент      
как раз об этом говорил, Сергей Михайлович. Он говорил о том, что надо          
создавать условия для экономического роста, а не о том, что Центральный банк    
должен отвечать за экономический рост. Что будет делать правительство, если     
за всё будет отвечать Центральный банк, какие задачи будут стоять перед         
правительством? Всё-таки у каждой ветви власти должны быть свои задачи, свои    
цели, и над их достижением должны работать. И вот когда мы будем                
рассматривать в этом зале отчёт Центрального банка, тогда давайте и спросим,    
какие условия Центральный банк создал для того, чтобы экономический рост        
обеспечить, - президент об этом говорил. В законе о Центральном банке прямо     
прописано, что Центральный банк должен создавать условия для экономического     
роста, целью денежно-кредитной политики является создание опять же условий      
для экономического роста, - давайте спросим через два месяца, что сделано для   
создания условий для экономического роста, в том числе для снижения             
процентных ставок.                                                              
                                                                                
Всё это уже есть в законе, просто надо требовать исполнения этих норм, а        
данными новациями фактически предлагается снять ответственность с одной         
государственной структуры, с правительства, и перевалить на другую структуру,   
у которой и так хватает работы, это мегарегулятор.                              
                                                                                
Предлагаем не поддерживать законопроект.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович. От фракции выступление.                               
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я в отличие    
от предыдущего выступавшего, хоть мы и в одной фракции, считаю, что нужно       
поддержать законопроект, и вот почему.                                          
                                                                                
В этом законопроекте прописываются достаточно важные вещи, формулируются цели   
денежно-кредитной политики, то есть цели деятельности Банка России.             
Формирование денежно-кредитных условий для сбалансированного и устойчивого      
экономического роста, как было сказано, уже в число целей ЦБ попало, но кроме   
этого в проекте закона, который мы сейчас рассматриваем, предлагаются ещё две   
цели: поддержание баланса между интересами банковской системы Российской        
Федерации и общенациональными интересами (первая цель) и защита кредитных       
прав потребителей (вторая цель). Вот я, наверное, на этих целях остановлюсь,    
и начну с цели, которая уже сейчас у Центробанка есть, и с того, как она        
достигается. Ещё очень важно, что в законопроекте предлагается ввести           
ответственность за недостижение целей и неисполнение задач, в том числе         
конституционных обязанностей.                                                   
                                                                                
Мы все прекрасно знаем, откуда появились эти законопроекты - и этот, и          
несколько других. Их вносила в том числе и наша фракция, мы предлагали          
прописать подробнее ответственность ЦБ, механизмы влияния на формирование       
состава Национального финансового совета в определённых случаях. Почему         
возникла такая необходимость? Вы все прекрасно помните, как в декабре 2014      
года рухнул рубль - национальная валюта, о стабильности которой по              
Конституции должен думать прежде всего Центральный банк, это его основная       
функция. Но как раз в этот момент Центральный банк свою основную функцию,       
возложенную на него Конституцией, не исполнил. Что в итоге, кто за это          
ответил, кто за это заплатил - ЦБ? Нет! За это заплатили граждане, которые      
стояли потом в пикетах возле Думы: они потеряли жильё в результате того, что    
у них по ипотечным кредитам, взятым в валюте, обязательства выросли и стали в   
разы больше, чем была стоимость жилья, при этом стоимость жилья уменьшилась.    
За это заплатили вкладчики частных банков, в частности банка "Югра", который    
рухнул, на мой взгляд, прежде всего из-за непродуманных и непрофессиональных    
действий ЦБ. Кроме того, резко выросли ставки по кредитам и снизилось           
залоговое обеспечение, что привело к массовому банкротству промышленных         
предприятий и недоступности финансирования реального сектора экономики. Кто     
за это ответил, каковы последствия?!                                            
                                                                                
Получается, у нас есть независимый институт, принимающий решения, которые       
влияют на всю экономику страны, на бюджетную систему, на конституционные        
права граждан, подчёркиваю. Какие конституционные права граждан были            
нарушены, когда ЦБ не выполнил свою функцию, основную функцию, которая          
закреплена в статье 75, часть 2, Конституции Российской Федерации? Были         
нарушены следующие права, следующие статьи Конституции: 39-я статья - право     
на социальное обеспечение, там же прописаны и пенсионные права; 40-я статья -   
право граждан на жилище, граждане потеряли свои жилища; 41-я статья - право     
на охрану здоровья; 43-я статья - право на образование; 45-я статья - право     
на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Получается,      
что нарушение ЦБ своей конституционной обязанности повлекло массовое            
нарушение прав граждан, а мы никак их не защитили, мы, как государство, не      
смогли этого сделать, потому что у нас, видите ли, по закону о ЦБ нет таких     
полномочий! Именно поэтому появился данный законопроект.                        
                                                                                
Конечно же, есть некоторые спорные моменты. Например, здесь предложена в        
качестве цели деятельности ЦБ защита кредитных прав потребителей, я добавил     
бы ещё и защиту прав потребителей финансовых услуг, потому что тут не только    
кредиторы, ещё и вкладчики есть, они тоже пострадали. Так что можно это         
расширить.                                                                      
                                                                                
Ну и конечно же, более детально надо прописать механизмы контроля за            
деятельностью ЦБ. С тем, что, например, на мой взгляд, не ограничивается        
самостоятельность ЦБ, прописанная в Конституции, мы согласны, тем не менее      
ведь ЦБ не сам по себе, хотя он и независим в проведении своей политики,        
главу ЦБ предлагает президент, а мы утверждаем Национальный финансовый совет,   
членов Совета директоров. Я считаю, что никакого нарушения Конституции нет,     
не будет, если мы подробнее пропишем эти механизмы: не только назначение, но    
и отзыв членов ЦБ. В каких ситуациях мы могли бы вмешиваться? Например, когда   
из-за несоблюдения конституционной обязанности возникают массовые нарушения     
конституционных прав граждан. Мы же должны защищать конституционные права       
граждан, иначе для чего мы тогда здесь? Мы ведь тоже ветвь власти!              
                                                                                
Я считаю, что мы должны принять в первом чтении этот законопроект, при          
условии, конечно, детальной работы над формулировками, тем более что            
представитель комитета подчеркнул, что действительно есть здравая мысль в       
этом законопроекте, предлагается вносить вновь... Коллеги, а зачем это делать   
повторно, когда мы сейчас уже имеем в первом чтении законопроект? Давайте       
примем его в первом чтении, во втором чтении отработаем формулировки, уберём    
лишнее, что всех смущает, оставим только то, в отношении чего у нас есть        
консенсус. Насколько я понимаю, по целям деятельности ЦБ у нас                  
просматривается консенсус. Зачем нам откладывать, зачем нам ждать повторения    
декабря 2014 года, чтобы в декабре 2018 года снова всё рухнуло и снова были     
толпы обманутых дольщиков, обманутых вкладчиков, ипотечных заёмщиков,           
валютных заёмщиков? Зачем мы это делаем?!                                       
                                                                                
Коллеги, наша фракция, ещё раз подчеркну, поддерживает этот законопроект, и     
предлагаю последовать нашему примеру.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента желает выступить? Представитель правительства? Нет.    
                                                                                
Докладчик, автор? Пожалуйста.                                                   
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, я выражаю искреннюю благодарность от лица    
всей фракции за интересное, живое и, самое главное, думаю, позитивное           
обсуждение. Мне кажется, то, что сегодня представители комитета,                
представители разных фракций получили возможность ещё раз публично              
высказаться... Вот это как раз то, о чём говорил наш режиссёр Бортко: за        
каждым словом есть какая-то материальная сила, и когда ты его произносишь, то   
так или иначе как-то и себя, что ли, кодируешь, и общество, которое тебя        
слушает. И мне кажется, что, когда сегодня представители правящей партии,       
представители комитета, которые выступали, ещё раз пытались обосновать то,      
что обосновать практически невозможно, я думаю, для них это была возможность    
в очередной раз всё-таки услышать себя со стороны, услышать, как поёт наш       
певец, фальшь в этом вопросе.                                                   
                                                                                
Я просто зачитаю фразу из первых абзацев главы 1, и всё будет совершенно        
понятно: "...Банк России осуществляет независимо от других федеральных          
органов государственной власти, органов государственной власти субъектов        
Российской Федерации и органов местного самоуправления" - речь идёт о его       
политике, то есть банк совершенно не привязан к реальной экономической          
политике. Сегодня коллеги говорили о банках, которые существуют и у которых     
есть реальный показатель - это развитие экономики и рост доходов. Я думаю, не   
случайно, наверное, так высоко оценивают руководителей нашего Центробанка,      
когда называют их лучшими в мире, - посмотрите, у нас был прецедент, когда      
был лучший премьер-министр, и мы с вами имеем то, что имеем, теперь у нас       
лучший банкир, и мы имеем то, что имеем. Мне вообще кажется, что когда          
иностранные государства, у которых сегодня к нам реально враждебное             
отношение, ставят такие высокие оценки руководителям, то это должно быть        
совершенно противоположным показателем для тех, кто присутствует в этом зале.   
                                                                                
Что ещё я хотел бы сказать по поводу того обсуждения, которое тут состоялось?   
Вот Николай Васильевич сказал, что мы не совсем корректно сформулировали        
положение о том, что направляем представление президенту об отзыве              
руководителя Центробанка. Да, мы его утверждаем, но по представлению            
президента, соответственно, мы не можем его отозвать, поэтому здесь             
предлагается такая взаимная процедура, и мы это пытались описать.               
                                                                                
Что касается того, что сказал президент по поводу процентных ставок. Анатолий   
Геннадьевич, я глубоко убеждён, что слова Грефа, который выступил на второй     
день, о том, что мы приблизимся к 7 процентам по ипотеке и получим 5            
миллионов квадратных метров жилья, - это полная утопия по одной простой         
причине: некому будет давать кредит ни под 7 процентов, ни под 5 процентов.     
Ведь что является основанием при предоставлении ипотечного кредита?             
Заработная плата, доходы граждан. А если нет доходов, то вы хоть какую          
поставьте ставку, даже ноль, банк не в состоянии будет предоставить кредит.     
То есть всё в доме перевернули с ног на голову.                                 
                                                                                
Не должно быть искусственного показателя - инфляция ли это, курс ли это         
рубля, ещё что-то. Мне просто даже стыдно слушать, когда руководитель           
Центрального банка говорит здесь о винегрете, она нам приводила стоимость       
винегрета, стоимость оливье, - вы хоть где-то такое слышали?! Послушайте, ну    
это как в кошмарном сне: приходит руководитель Центробанка и начинает нам       
рассказывать, сколько стоит винегрет! Ну мы-то, наверное, хотим услышать        
что-то другое!                                                                  
                                                                                
Поэтому и подготовлен вот этот законопроект, этим законопроектом мы хотим,      
ещё три года назад мы хотели привязать деятельность Центробанка к показателям   
развития экономики. Ну куда уже конкретнее сказал об этом президент! Анатолий   
Геннадьевич сейчас говорил, что это есть, но реально этого нет. То есть мы      
все хотим это видеть, но как только появится такая строка, об ответственности   
Центрального банка за экономические показатели, количество рабочих мест, рост   
ВВП... Как только повысятся реальные доходы граждан - всё, о каком оливье мы    
будем говорить с этой трибуны? Не будет предмета для разговора!                 
                                                                                
Мы скоро будем слушать отчёт - так что, мы ордена должны дать, что ли, за 2     
процента инфляции?! Председатель комитета по бюджету всё время, раз в год нам   
говорит одну крылатую фразу: на кладбище инфляция ноль. Куда мы стремимся,      
непонятно.                                                                      
                                                                                
Мы, наша фракция, считаем, и я рад, что нас поддержали другие фракции, что      
законопроект актуален - президент поддерживает - и надо принять его в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Аксаков Анатолий Геннадьевич.                
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Просто для справки: более миллиона ипотечных кредитов было        
выдано в прошлом году по ставкам выше 10 процентов. В этом году ставка уже      
меньше 10 процентов - 9,5 процента, и я уверен, что в течение двух лет ставки   
будут не более 7 процентов. Сергей Михайлович, это вам для справки.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олейникову включите микрофон.                             
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Благодарю коллег за заинтересованное обсуждение. Должен         
сказать, что содоклад от нашего комитета был направлен прежде всего на оценку   
предлагаемых в законопроекте мер и формулировок, и мы по-прежнему убеждены,     
что большинство предлагаемых формулировок являются избыточными и нарушают       
требования целого ряда законов.                                                 
                                                                                
По нашему мнению, предлагая подобные изменения и дополнения, касающиеся         
деятельности Центробанка, необходимо представить комплекс предложений,          
которые затрагивали бы и закон "О Центральном банке...", и Конституцию, и так   
далее, и так далее. Мы готовы к этой работе вместе с коллегами в режиме         
"круглых столов", готовы вместе с экспертным сообществом обсуждать подобную     
тему.                                                                           
                                                                                
Мы по-прежнему предлагаем отклонить законопроект в первом чтении.               
                                                                                
Спасибо за обсуждение.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации...",    
пункт 24 повестки.                                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              103 чел.22,9 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    105 чел.                                          
Не голосовало                 345 чел.76,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                

Заседание № 36

07.04.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 845490-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в части ограничения независимости Банка России).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1682 по 1686 из 6877
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, по согласованию с комитетом просим перенести     
рассмотрение вопроса 65 на следующее заседание.                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1745 по 1747 из 6877
Катасонов предлагает также перенести рассмотрение 65-го вопроса с               
сегодняшнего заседания на следующее. Нет возражений? Нет.