Заседание № 124

24.10.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 8445-3 "О федеральной государственной службе".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 300 по 308 из 5106
ЮЖАКОВ В. Н., фракция "Союз Правых Сил".                                        
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я просил бы перенести         
вопрос 15 на 13 часов, это законопроект "О федеральной государственной          
службе". Законопроект у нас с июня стоит в повестке дня, но мы его не можем     
рассмотреть, потому что он всегда стоит после 16 часов.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 405 по 411 из 5106
БУГЕРА М. Е., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых              
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, поздравляю нашего коллегу Южакова с 50-летием. И             
поддерживаю предложение о переносе пункта 15 на первое место среди вопросов,    
рассматриваемых в первом чтении, на 13.00.                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 512 по 517 из 5106
Так, депутат Южаков предлагает пункт 15 перенести на фиксированное время, на    
13 часов. Здесь у нас докладчица из Нижегородской области будет, да?            
Пожалуйста, Владимир Николаевич... А, нет, нет, пункт 13 у нас уже на 16        
часов зафиксирован, а это имеется в виду пункт 15 - проект федерального         
закона "О федеральной государственной службе". Предлагается рассмотреть в       
фиксированное время, в 13 часов.                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 536 по 552 из 5106
Я ставлю на голосование предложение депутата Южакова в 13 часов рассмотреть     
пункт 15. Хотя, мне кажется, мы сегодня всё пройдем.                            
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 13 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за               54 чел.             37,5%                        
Проголосовало против           90 чел.             62,5%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    144 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2753 по 3137 из 5106
Так, законопроект "О федеральной государственной службе".                       
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Николаевич.                                                
                                                                                
ЮЖАКОВ В. Н. Спасибо, Геннадий Николаевич, спасибо, коллеги. Я уже считал,      
что мы до него не дойдем, до этого законопроекта.                               
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен группой депутатов, представляющих   
разные фракции: Вячеславом Викторовичем Володиным - "Отечество - Вся Россия",   
Олегом Николаевичем Коргуновым - "Народный депутат", Александром                
Анатольевичем Фоминым - "Союз Правых Сил", Валерием Сергеевичем Останиным,      
представляющим "ЯБЛОКО", и мною.                                                
                                                                                
Я хотел бы отметить, что в качестве исходного материала для этого               
законопроекта важную роль сыграл законопроект, подготовленный еще во второй     
Думе под руководством Сергея Николаевича Решульского.                           
                                                                                
Право и обязанность Государственной Думы законодательно регулировать вопросы    
организации федеральной государственной службы определяются Конституцией        
Российской Федерации. Пункт "т" статьи 71 прямо говорит, что в ведении          
Российской Федерации находится федеральная государственная служба.              
Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации",   
который был принят в 1995 году, определено, что государственная служба России   
в целом включает в себя два уровня: федеральную государственную службу,         
находящуюся в ведении Российской Федерации, и государственную службу            
субъектов Российской Федерации. Федеральный закон 1995 года является            
рамочным, то есть предусматривает принятие специальных законов по указанным     
уровням государственной службы. Субъекты Российской Федерации в большинстве     
своем приняли свои законы о государственной службе. Федеральная же              
государственная служба, ее особенности, законодательно до сих пор не            
урегулирована. Кроме того, некоторые вопросы федеральной государственной        
службы, как это предусмотрено Федеральным законом от 1995 года "Об основах      
государственной службы Российской Федерации", должны регулироваться             
федеральным законом. Фактически же они регулируются указами Президента          
Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, в    
том числе вопросы денежного содержания, отпусков и так далее.                   
                                                                                
Предлагаемый законопроект исходит из того, что мы обязаны в соответствии с      
Конституцией урегулировать те немногие особенности, с которыми связано          
функционирование федеральной государственной службы. К этим особенностям мы     
при подготовке законопроекта отнесли: во-первых, существенные различия между    
федеральной государственной службой в ряде государственных органов,             
во-вторых, особенности перехода на федеральную государственную службу           
чиновников субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления,    
в-третьих, необходимость более высоких требований к федеральным чиновникам, к   
организации федеральной государственной службы по сравнению с решением тех же   
вопросов на уровне субъектов Федерации, в-четвертых, необходимость              
координации ведомственной федеральной государственной службы, в-пятых, это      
то, что федеральная государственная служба в отличие от службы в субъектах      
Федерации, как мы все с вами хорошо понимаем, полностью финансируется из        
одного источника - из федерального бюджета.                                     
                                                                                
Для регулирования этих особенностей федеральной госслужбы законопроект          
предлагает следующее. Во-первых, признавая существенность различий госслужбы    
в ряде федеральных госорганов, законопроект определяет виды федеральной         
государственной службы по госорганам и их группы: гражданскую, специальную и    
военизированную. Перечень видов федеральной госслужбы, их отнесение к группам   
могут быть учтены в дальнейшей работе. Законопроект же устанавливает, что для   
первой группы, то есть для гражданской государственной службы, действуют        
только общие правила организации федеральной государственной службы, а для      
двух других групп общие правила могут быть конкретизированы в специальных       
законах.                                                                        
                                                                                
Ряд норм законопроекта направлен на преодоление ведомственности федеральной     
государственной службы. Подчинение фактически только руководителю               
государственного органа приводит, как мы хорошо знаем, к чересполосице в        
реальных требованиях, предъявляемых к чиновникам, к затратности (в разных       
ведомствах стоимость чиновника и стоимость отправления федеральной              
государственной службы весьма различны), к снижению роли конкурсов по           
замещению должностей (по-прежнему они проводятся нередко формально и            
преобладающим фактором при назначении на должность чиновника оказываются всё    
те же знакомства и ведомственные интересы), наконец, приводит к приоритету в    
деятельности чиновника интересов ведомства над интересами граждан и             
государства. Законопроект в этой связи предлагает в соответствии со статьей     
80 Конституции Российской Федерации создать под патронажем Президента           
Российской Федерации федеральный орган, ответственный за координацию            
ведомственной федеральной госслужбы, за ее эффективность в целом.               
Законопроект предлагает назвать этот орган Агентством федеральной               
государственной службы. Естественно, при этом в законопроекте специально        
оговаривается, что создание этого органа осуществляется за счет штатов          
ведомств и не должно и не может сопровождаться увеличением общей численности    
чиновников.                                                                     
                                                                                
С этой же целью законопроектом устанавливаются более высокие по сравнению с     
общими требованиями требования к чиновникам и к организации государственной     
службы. Среди этих повышенных требований - прежде всего более жесткие           
квалификационные требования, предъявляемые в ситуации, когда чиновник           
претендует на более высокую должность, когда принимается человек на госслужбу   
впервые: это требования к уровню образования и к стажу работы. Что касается     
уровня образования, то, например, на высших должностях фактически обязательны   
два высших образования, получаемых, правда, в разной форме: одно как            
административное образование, второе - по профилю деятельности данного          
чиновника, по профилю данной государственной должности. Требования и к уровню   
образования, и к стажу в законопроекте не только более высокие по каждой        
группе должностей, но и гораздо более дифференцированные, в том числе и для     
разных категорий претендующих на государственную должность федеральной          
государственной службы. Они разные для федеральных чиновников, для              
чиновников, приходящих на федеральную службу из субъектов Федерации и из        
органов местного самоуправления. Более дифференцированные требования, мне       
кажется, будут служить существенным тормозом к тому, чтобы обойти вообще эти    
квалификационные требования.                                                    
                                                                                
Существенным моментом законопроекта является детальное описание содержания      
карьеры государственного служащего на федеральной государственной службе. В     
частности, предусматривается введение в качестве не просто отстойника для       
кадров, а в качестве работающей структуры кадрового резерва федеральной         
государственной службы, в том числе федерального кадрового резерва.             
                                                                                
Законопроект предусматривает, что на всех этапах прохождения карьеры            
федерального чиновника каждый его шаг в карьере, поступление на федеральную     
государственную службу в обязательном порядке осуществляются в форме            
конкурса. С тем чтобы на деле обеспечить конституционные права граждан на       
общедоступность государственной службы, законопроект прямо устанавливает, что   
не менее 30 процентов освобождающихся должностей, вакантных должностей, на      
федеральной государственной службе по каждому ведомству, по каждой группе       
должностей в обязательном порядке выставляется на открытый конкурс, в котором   
могут участвовать все желающие. Конкурсный порядок вводится и для всех          
желающих попасть в федеральный кадровый резерв и в кадровый резерв              
федеральной государственной службы. С тем чтобы вывести из-под ведомственного   
контроля эти конкурсы, предполагается, что за организацию и контроль этих       
конкурсов отвечает как раз вневедомственный орган - Агентство федеральной       
государственной службы. Конкурс, причем конкурс, контролируемый со стороны      
вневедомственного органа, мне кажется, может быть существенным инструментом     
повышения в целом профессионализма федеральной государственной службы.          
                                                                                
Законопроект фиксирует также целый ряд вопросов, связанных с денежным           
содержанием федерального государственного служащего. Мы пошли по такому пути:   
мы не стали менять существующее положение с денежным содержанием федерального   
государственного служащего, вообще с обеспечением социальных гарантий, мы       
зафиксировали те нормы, то состояние, которое сегодня существует по этим        
вопросам и регулируется пока указами Президента, распоряжениями Президента,     
постановлениями Правительства. Мы считаем, что это уже будет шаг вперед,        
поскольку зафиксирует это состояние, а при подготовке ко второму чтению мы      
вполне могли бы урегулировать эти вопросы дополнительно как с точки зрения      
необходимости повышения уровня денежного содержания федерального чиновника,     
так и с точки зрения других возможных аспектов этой проблемы.                   
                                                                                
Законопроект предусматривает также замораживание на ряд лет (сколько лет - мы   
могли бы здесь с вами определить) уровня денежного содержания федеральных       
чиновников, ну, скажем, в данном случае уже на уровне бюджета 2002 года, с      
тем чтобы создать дополнительный стимул. Это, конечно, превентивная мера для    
ведомств в части сокращения количества своих сотрудников. Заморозить не         
только с точки зрения увеличения, но и с точки зрения уменьшения, чтобы         
сокращение штатов ведомства, понятно, не вело к уменьшению денежного            
содержания, а вело, наоборот, к увеличению денежного содержания, создавало      
возможность увеличения денежного содержания каждого чиновника в отдельности.    
                                                                                
И наконец, последнее. Законопроект предусматривает введение понятия             
общественного или, лучше сказать, гражданского контроля за эффективностью       
государственных органов. Речь идет не о том, чтобы создать еще один             
фискальный орган, и не о том, чтобы отменить суды по претензиям к               
государственным служащим, федеральным чиновникам, а о том, чтобы дать           
возможность политическим силам, профсоюзам, некоммерческим организациям,        
вообще объединениям граждан контролировать то, как расходуются деньги           
налогоплательщиков в тех или иных ведомствах. Вот, наверное, это главное.       
                                                                                
А в заключение хотел бы сказать, что в процессе работы над законопроектом мы    
получили большое количество замечаний, пожеланий, в том числе от                
Правительства Российской Федерации, от Администрации Президента. Многие из      
них были учтены. И поэтому - не знаю, наверное, Правительство с этим не         
согласится - я бы сказал, что Правительство во многом является соавтором того   
текста проекта закона "О федеральной государственной службе", который мы вам    
докладываем. Ряд вопросов остался. Некоторые из претензий Правительства, на     
наш взгляд, спорные, большинство же из них может быть учтено ко второму         
чтению.                                                                         
                                                                                
Вот, если кратко, всё об основном содержании этого закона. Если резюмировать,   
то, на мой взгляд, это один из шагов к тому, чтобы повысить эффективность       
государственной службы, в данном случае на федеральном уровне.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Уважаемые депутаты, у кого есть вопросы к докладчику? Вопросов нет.             
                                                                                
Присаживайтесь, Владимир Николаевич.                                            
                                                                                
Кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Вопрос у Пузановского.         
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Пузановскому.                                     
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Уважаемый Владимир Николаевич, при подготовке данного         
законопроекта рассматривались ли материалы по мандаринату в Китае и по той      
системе госслужбы, которая сформировалась Екатериной и была до революции        
(Екатериной Великой - имеется в виду)?                                          
                                                                                
И второй вопрос. Если принимается закон о федеральной государственной службе,   
будут ли разрабатываться и приниматься и в какой последовательности законы о    
госслужбе в субъектах Федерации? Или возникнет ситуация, когда у нас будет      
закон по федеральной службе, по федеральному уровню, а там подобного рода       
регулирования не будет? И к чему это приведет? Проводились ли оценки такого     
варианта?                                                                       
                                                                                
ЮЖАКОВ В. Н. Очень правильные вопросы. Что касается второго, то я в самом       
начале сказал о том, что субъекты Федерации оказались гораздо более             
законопослушными, чем Федеральное Собрание. Они сразу же после принятия         
закона, базового закона об основах государственной службы субъектов             
Российской Федерации, провели у себя работу (ну, кстати говоря, не без помощи   
Государственной Думы) и приняли соответствующие законы о государственной        
службе субъектов Российской Федерации. К счастью, удалось сделать так, что в    
абсолютном своем большинстве эти законы соответствуют федеральному закону об    
основах, ну, за редким исключением. Кстати, сейчас представители Президента в   
федеральных округах проводят работу по приведению в соответствие вот тех        
незначительных отступлений, которые пока еще существуют. Так что здесь мы их    
догоняем, а не они будут приводить в соответствие.                              
                                                                                
Что касается первого вопроса. В общем, учитывалось, конечно. В том числе и      
опыт мандаринов учитывался. Но в данном случае, если говорить о Китае, мы       
старались уйти вообще от чинопочитания и введения чинов как статусной единицы   
в обществе. Законопроект - еще в законе об основах государственной службы это   
было введено, и мы придерживались здесь этой же традиции - вводит понятие       
квалификационных разрядов. То есть это, собственно говоря, норма, которая       
показывает, что, если человек работает на своем месте лучше, он может           
замещать ту же самую должность, но может получать больше, если он более         
квалифицированн.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Владимир Николаевич, один        
вопрос был.                                                                     
                                                                                
Желающих выступить нет? Нет.                                                    
                                                                                
Представитель Правительства. Пожалуйста, Андрей Викторович.                     
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я хочу обратить внимание,   
что этот законопроект по содержательным своим основам имеет очень длинную       
предысторию. В 1995 году был принят Федеральный закон "Об основах               
государственной службы...". И в целях реализации мер, которые предусматривал    
данный закон, Президент Российской Федерации издал указ. И в частности, план    
первоочередных мероприятий по улучшению работы с кадрами включал подготовку,    
доработку проекта федерального закона "О федеральной государственной службе".   
Была создана соответствующая рабочая группа, в состав которой входил и          
уважаемый докладчик (напомню, это было в 1995 году), и в задачи этой группы,    
которая разрабатывала данный законопроект, входило приведение его в             
соответствие, вернее, разработка механизмов, которые позволяли бы               
реализовывать закон "Об основах государственной службы Российской Федерации".   
В дальнейшем с принятием ряда указов и нормативных документов эти нормативные   
документы были включены в текст предложенного на ваше рассмотрение сегодня      
законопроекта. В частности, статья 16 "Денежное содержание федеральных          
государственных служащих" полностью соответствует Указу Президента Российской   
Федерации № 310 от 9 апреля 1997 года "О денежном содержании федеральных        
государственных служащих". Пункт 3 статьи 21 - это переписанный Указ            
Президента Российской Федерации № 103 "О государственном заказе..." А также     
учтены формулировки соответствующего постановления Правительства.               
                                                                                
Таким образом, мы понимаем, что в данном случае законодательная инициатива, в   
общем-то, исходила из тех задач, из тех параметров, которые предписывала        
реализация закона "Об основах государственной службы..." в 1995 году. Но        
жизнь наша реально ушла вперед. 15 августа этого года Президент утвердил        
концепцию по реформированию государственной службы. Это очень серьезный         
документ. Для реализации заложенных в него положений была создана специальная   
рабочая группа. И я хочу обратить ваше внимание на два момента в тексте         
утвержденной Президентом концепции - это этапы реформирования государственной   
службы. В краткосрочной перспективе - 2001-2002 годы - упорядочивается и        
рационализируется структура государственной службы, разрабатывается и           
утверждается программа реформирования государственной службы, создаются         
правовые, организационные, финансовые и методические основы реализации этой     
программы. Таким образом, разработка проектов федеральных законов отнесена к    
2001-2002 годам. В дальнейшем, до 2005 года, уже разрабатываются,               
апробируются и совершенствуются механизмы функционирования государственной      
службы.                                                                         
                                                                                
Что касается проектов федеральных законов, которые должны быть разработаны во   
исполнение этой концепции. Таковых два, и срок их подготовки намечен на конец   
этого года - начало следующего года, над этим сейчас трудится рабочая группа.   
Это проект федерального закона о системе государственной службы Российской      
Федерации и проект федерального закона о государственной и гражданской службе   
Российской Федерации. Таким образом, нормативное законодательное                
урегулирование тех вопросов, которые ставит докладчик, осуществляется сейчас    
на более высоком, более новом, современном уровне решения задач                 
реформирования государственной службы.                                          
                                                                                
Что касается самого текста, то по нему имеется свыше 10 страниц постатейных     
замечаний, представленных Министерством финансов и Министерством юстиции        
Российской Федерации. Я хочу также обратить внимание на то, что рассмотрение    
законопроекта без заключения Правительства не соответствует Регламенту и        
конституционным положениям. Правительство не смогло дать заключение,            
поскольку не было финансово-экономического обоснования. Дело в том, что         
законопроект этот достаточно затратный. Я говорю не только о создании           
агентства по государственной службе, которое, в общем-то, предусматривает       
дополнительное финансирование, но также о целом ряде статей представленного     
законопроекта, которые предполагают дополнительные затраты из федерального      
бюджета.                                                                        
                                                                                
Ну вот, в частности, в пункте 2 статьи 17 предлагается: "Сверх ежегодного       
основного оплачиваемого отпуска федеральному государственному служащему         
предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет..." И далее   
устанавливаются сроки этого отпуска. Это дополнительные серьезные затраты из    
бюджета.                                                                        
                                                                                
Законопроект также вводит в обязательном порядке ежемесячную надбавку           
федеральным государственным служащим, допущенным к государственной тайне, в     
размере до 25 процентов от должностного оклада. В настоящий момент эта норма    
зафиксирована в Федеральном законе "О государственной тайне". Подобного рода    
замечаний очень много.                                                          
                                                                                
Поэтому мы полагаем, что данный законопроект следует отклонить, а депутаты      
имеют возможность принять участие в разработке и дальнейшем обсуждении тех      
законопроектов, которые отражают сегодняшние задачи реформирования              
государственной службы.                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Алексеевич Котенков.                                                  
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! В           
дополнение к сказанному представителем Правительства я должен сказать, что,     
поскольку законопроект содержит действительно прямые указания на затраты из     
федерального бюджета и на него нет заключения Правительства, данный             
законопроект Президентом подписан не будет. Жалко нет Егора Кузьмича, он бы     
сейчас сделал мне замечание. Я говорю, что он не будет подписан, поскольку он   
внесен с нарушением конституционной процедуры - без заключения Правительства.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово докладчика.                                                
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Николаевич.                                                
                                                                                
ЮЖАКОВ В. Н. Уважаемые коллеги, что касается последнего замечания.              
Официальный отзыв Правительства был представлен 29 июня этого года, так что я   
не вижу здесь никаких нарушений. Он был роздан всем депутатам, все могли с      
ним ознакомиться.                                                               
                                                                                
Второй, более важный момент - это концепция реформирования государственной      
службы, о которой здесь упоминалось. Вообще, очень важно то, что Президент      
поставил такую глобальную задачу сейчас. Мы давно к этому, по-моему, были       
готовы. Жаль, что этого не было сделано раньше. Но действующий закон и          
концепция, которая утверждена как рабочий документ Президентом, и не более      
того, - это две большие разницы, так сказать. Действующий закон должен          
исполняться. Вот, к сожалению, Правительство его не исполняет. В действующем    
законе "Об основах государственной службы..." прямо написано: Правительству     
Российской Федерации к 1 января 1996 года представить проект закона о           
денежном содержании федеральных государственных служащих. Где он? Может быть,   
удобнее обходить Государственную Думу стороной и самим решать эти вопросы?      
Мне кажется, что мы пусть не в полной мере, но сможем решить сейчас эту         
задачу, ко второму чтению решим более полно и при рассмотрении в третьем        
чтении, может быть, уже более открытыми глазами будем смотреть на федеральный   
бюджет 2002 года.                                                               
                                                                                
Поэтому то, что мы приступили к концепции, - очень хорошо. Но можно еще пять    
и больше лет ждать конкретного результата. Опыт свидетельствует (я привел       
пример), что можно ждать и пять, и семь лет. Более того, действующий закон      
прямо предусматривал разработку целого ряда законопроектов, его                 
конкретизирующих. Чего было ждать? Мы, к сожалению, здесь с вами за семь лет    
ничего в качестве проектов, конкретизирующих основу, не получили. Поэтому нам   
нужно будет работать вместе с Президентом и Правительством в направлении        
реформирования государственной службы. Мы говорили уже нашим коллегам из        
Администрации Президента и Правительства, что мы готовы ко второму чтению       
существенно адаптировать концепцию реформирования с учетом понимания этого      
вопроса в Администрации Президента и в Правительстве, вовсе не собираясь        
выступать здесь в противовес кому-то. Но есть действующий закон, и его надо     
исполнять. Во исполнение его вам предлагается проект федерального закона "О     
федеральной государственной службе".                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, на голосование ставится проект        
федерального закона "О федеральной государственной службе". Кто за то, чтобы    
принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать.               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              196 чел.             43,6%                        
Проголосовало против           76 чел.             16,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    272 чел.                                          
Не голосовало                 178 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.