Заседание № 41
О проекте федерального закона № 84427-7 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части распространения соответствующих обязанностей, ограничений и запретов, налагаемых на временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Уважаемые коллеги, переходим к 9-му вопросу повестки дня. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад Алексея Николаевича Диденко. Пожалуйста, Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемые коллеги, обозначенный законопроект был внесён Президентом Российской Федерации, принят Государственной Думой во втором чтении 19 апреля. Комитетом Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления проект закона подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Правовым управлением Аппарата Государственной Думы проведены правовая и лингвистическая экспертизы, замечаний нет. Комитет рекомендует принять проект закона в третьем чтении. Прошу поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желающие выступить по мотивам, коллеги? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 9 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 34 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно. Поздравляю, коллеги!
Заседание № 39
О проекте федерального закона № 84427-7 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части распространения соответствующих обязанностей, ограничений и запретов, налагаемых на временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 8-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад Алексея Николаевича Диденко. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение во втором чтении представляется проект закона, внесённый Президентом Российской Федерации. В первом чтении мы с вами приняли его 15 марта. Нет смысла возвращаться к сути законопроекта, мы его детально рассмотрели. Ко второму чтению поправок в комитет не поступало, законопроект прошёл необходимые экспертизы. Коллеги, предлагается одобрить текст законопроекта и принять указанный проект закона во втором чтении. Прошу поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект под пунктом 8 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 24 мин. 51 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно.
Заседание № 31
О проекте федерального закона № 84427-7 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части распространения соответствующих обязанностей, ограничений и запретов, налагаемых на временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 18-го вопроса нашей повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в Государственной Думе Гарри Владимировича Минха. Пожалуйста, Гарри Владимирович. МИНХ Г. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Президентом Российской Федерации внесён проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование антикоррупционного законодательства и восполняет незначительный пробел. В настоящее время сведения о доходах и иные сведения представляют депутаты Государственной Думы, лица, замещающие госдолжности субъектов Российской Федерации, государственные служащие, а вот в отношении лиц, которые назначаются временно исполняющими обязанности высшего должностного лица, такого правила законодательно не закреплено. Как вы знаете, в настоящее время есть ряд лиц, которые назначены в соответствующем порядке на указанные должности. По избирательному законодательству процедура перехода от исполняющих обязанности к избранным высшим должностным лицам иногда занимает достаточно длительное время, поэтому было принято такое решение. Законопроект предлагает распространить на лицо, временно исполняющее обязанности высшего должностного лица субъекта, с учётом особенностей, которые мы предлагаем установить, те ограничения, запреты и обязанности, которые предусмотрены законодательством для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Временно исполняющий обязанности будет обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичные сведения в отношении своих супругов и несовершеннолетних детей. Сведения должны представляться в том же порядке, в котором сведения представляет высшее должностное лицо. Этот порядок, хочу вам напомнить, установлен указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 558. Сведения должны будут размещаться на официальных сайтах государственных органов субъекта Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и предоставляться общероссийским СМИ для опубликования в связи с их запросами. Таким образом, здесь полностью повторяется тот порядок и объём информации, которые в настоящее время определены для высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Вот содержание законопроекта. Прошу вас поддержать и проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Алексея Николаевича Диденко. Пожалуйста, Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мало что можно добавить к блестящему докладу представителя президента. Единственное, хотелось бы сказать, что на проект закона поступило заключение в том числе и от нашего смежного комитета, Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, оно положительное с незначительными замечаниями. Получены отзывы от субъектов права законодательной инициативы: от законодательных (представительных) органов - восемнадцать за, ни одного против, от исполнительных органов государственной власти субъектов - двадцать семь за, ни одного против. Консолидированное мнение выразили десять субъектов Российской Федерации. Также Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления отмечает, что в соответствии со статьёй 7 Федерального закона "О противодействии коррупции" основными направлениями деятельности государственных органов в повышении эффективности противодействия коррупции являются проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции и, как следствие, унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих госдолжности, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных лиц и служащих ограничений, запретов и обязанностей. Есть перспектива распространить подобные нормы, конечно же, в том числе и на исполняющих обязанности глав муниципальных образований. С учётом изложенного Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает указанный законопроект, рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Просим поддержать позицию комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Гарри Владимирович, в законопроекте прописано, что информация должна быть представлена в течение пятнадцати дней. Скажите, пожалуйста, а вот этих пятнадцати дней будет достаточно, чтобы собрать такой большой объём информации? Может, продлить срок, сделать двадцать-тридцать дней? МИНХ Г. В. Уважаемый Андрей Геннадьевич, если говорить о практическом применении нормы, которая сейчас устанавливает этот пятнадцатидневный срок, обратите внимание, что практически все лица - я имею в виду конкретных людей, которые назначены и находятся в режиме временного исполнения обязанностей, - эти сведения уже указали. У нас в законопроекте есть оговорка, что если лицо в своём прежнем правовом статусе подобный объём информации представляло, то тогда для него эта обязанность не является новой, ему нет смысла повторять эту информацию. Здесь идёт речь о том, что если для вашего прежнего правового статуса какую-то информацию не предусматривалось указывать, а высшее должностное лицо субъекта сейчас её указывает, то вот эту дельту в пятнадцатидневный срок и нужно будет собрать и представить. Мне кажется, срок более-менее разумный, и я думаю, его можно пообсуждать, но логика нормы, которая предложена вашему вниманию, была именно такая. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Максим Анатольевич. ИВАНОВ М. А. Уважаемый Гарри Владимирович, я приведу конкретный пример, конкретизирую предыдущий вопрос моего коллеги. В частности, сложности могут возникнуть с получением банковских выписок. Вот я, например, чтобы отчитаться, уже 20 дней жду выписку из Сбербанка: они ссылаются на свой регламент, что у них 30 дней срок предоставления этой выписки. А исполняющий обязанности высшего должностного лица помимо сведений о себе должен будет представлять сведения ещё о членах семьи - может, на самом деле целесообразно до 30 дней продлить это всё, ну или как-то по-другому? В противном случае это может стать объективной причиной и не представлять сведения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. МИНХ Г. В. Уважаемый Максим Анатольевич, я здесь исходил бы из немного, может быть, обратной логики: всё-таки лучше не законодательство приводить в соответствие с регламентами банковских структур, а наоборот. Это первая часть ответа на вопрос. Вторая часть ответа на вопрос. Посмотрите, у нас есть две точки отсчёта, ну вот как в ответе на предыдущий вопрос я сказал. Лицо, например, временно исполняющее обязанности губернатора Томской области, - это лицо, которое замещало должность губернатора Томской области и подавало на соответствующий момент, на 31 декабря 2016 года, определённый объём информации. Получить дополнительный объём информации на день его назначения - не то чтобы взять выписку из Сбербанка, а самому отследить в Сбербанке, какова точка отсчёта, день назначения, движение по счетам и наличие тех или иных денежных средств на счетах, - это вполне решаемая самостоятельно задача. Здесь ведь вопрос не в том, что ты должен получить официальную справку из Сбербанка, а в том, что ты должен подать информацию о наличии денежных средств на своих счетах, и, повторю, это можно отследить самому. Потом, естественно, нужно получить справку, которая подтвердит эту информацию, или её скорректировать, если там какие-то расхождения, но вот я исходил бы из подобной логики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Гарри Владимирович, у нас практика смены губернаторов обычно заключается в назначении исполняющего обязанности за два, за три месяца до предстоящих выборов. Естественно, что весь этот период до выборов исполняющий обязанности пользуется всеми ресурсами действующего губернатора - это и СМИ, и за счёт бюджета пиарится фактически, и проводится его реклама. Не считаете ли вы необходимым ввести дополнительное ограничение для таких исполняющих обязанности - необходимость ухода в отпуск на период проведения избирательной кампании в обязательном порядке, как для государственных гражданских служащих? МИНХ Г. В. Уважаемый Алексей Владимирович, я всё-таки не соглашусь с вашей оценкой обстоятельства, на которое вы ссылаетесь: вы знаете, что у нас такие лица - не госслужащие (и это не юридическая казуистика, это принципиальная разница), а лица, замещающие госдолжности; ни депутаты, ни члены правительства, ни Президент Российской Федерации не являются госслужащими в юридическом смысле этого термина. Госслужащий и лицо, замещающее госдолжность (а это политические, назовём их так, должности), - это два разных субъекта права, соответственно, статус у них разный. Действующий губернатор, например, если становится кандидатом на должность высшего должностного лица, не уходит в отпуск: кто будет подписывать законы, которые принимаются в субъекте Российской Федерации? Вы хотите на несколько месяцев парализовать работу законодательной власти? Я думаю, это неразумно. Не забывайте, что законодательный орган - это представительный орган, и предложение оставить его без лица, которое осуществляет функции анализа того, что нарабатывает представительный орган, и подписывает или отклоняет законы на уровне субъекта, мне кажется, не очень рационально. Кроме того, лицо, которое продолжает работать, попадает в такой режим: у граждан должна быть информация о том, как работают органы государственной власти, и это не пиар, - надо очень точно подходить к оценкам - это информация о том, что сделано в регионе и какова в этом доля участия действующего, пусть даже в режиме временно исполняющего обязанности, высшего должностного лица; это не пиар, это отчёт перед избирателями о проделанной работе. Таким образом, я эти вещи всё-таки по-другому анализировал бы и исходил бы из такой логики. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, этот законопроект, безусловно, стоит поддержать по той простой причине, что он действительно восполняет образовавшийся пробел. Просто к вопросу, к дискуссии с Гарри Владимировичем про то, что вот, мол, хотим мы, такие нехорошие, лишить законодательные органы возможности работать, некому будет подписывать, - на самом деле это, конечно, от лукавого, потому что подписать документы, в том числе законы, может и исполняющий обязанности губернатора, если тот, будучи кандидатом в губернаторы, уходит в отпуск. И на мой взгляд, это было бы правильно, честно и справедливо, потому что, когда два кандидата в губернаторы - я был в этом качестве - обладают совершенно разными возможностями донести информацию о своей работе или о себе до избирателя, это совершенно неправильно: когда один с утра до вечера на экране телевизоров, якобы исполняя свои полномочия (это, кстати, относится и к депутатам, в том числе законодательных собраний, депутатам Государственной Думы), а у другого такой возможности нет, то ни о каком равенстве, ни о какой честности в предвыборной борьбе говорить не приходится. Эта лазейка существует, но она, повторяю, существует не потому, что это правильно, а потому, что преференции должны оказываться - или они оказываются - лишь определённой группе: тем, кто остаётся исполняющим обязанности, действующим губернаторам, действующим депутатам. Мы проанализировали объём эфирного времени: вот этим исполняющим обязанности губернатора или действующим губернаторам времени даётся в десятки раз больше, чем соперникам. А объёмы печатной площади, в том числе в государственных газетах, издаваемых, финансируемых за счёт бюджета? Размещается откровенно пропагандистская предвыборная агитация, и это подтверждают избирательные комиссии! Повторяю, оплачивается это не с избирательного счёта, а за счёт бюджета - и всё это проходит совершенно нормально, и мы опять говорим, что у нас чистый, красивый процесс! Я прекрасно представляю себе разницу между лицами, замещающими государственные должности, и лицами, которые несут государственную гражданскую службу, но вот у лиц, которые несут государственную гражданскую службу, у начальников управлений, директоров департаментов, их замов существует обязанность уходить в отпуск на период участия в избирательной кампании, а у их фактических начальников, которые обладают возможностью административного давления, которые обладают возможностью использовать средства бюджета для популяризации своей личности или своих достижений, успехов (накануне выборов они обостряются, эти успехи), совершенно другой статус, и это ставит в совершенно неравные условия кандидатов: губернатора или официально исполняющего обязанности губернатора и тех, кто им противостоит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Волков Юрий Геннадьевич. Подготовиться Маркову. ВОЛКОВ Ю. Г., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Два обсуждаемых законопроекта, под пунктами 18 и 19, касаются усиления контроля за доходами чиновников, это, конечно, всегда можно только приветствовать. Речь прежде всего идёт о лицах, которые по решению президента временно, до выборов, возглавляют тот или иной субъект Российской Федерации и до сих пор обязанности отчитываться у них не было. В целом ЛДПР всегда поддерживает меры, направленные на снижение коррупционных рисков, они позволяют ставить фильтр на пути тех людей, которые приходят на государственную службу не работать, а зарабатывать. Это очень важно, поскольку коррупция подчас принимает чудовищные формы. Сегодня эта тема уже звучала, но следует, возможно, ещё раз акцентировать на ней внимание коллег: Следственный комитет сегодня возбудил уголовное дело по поводу многомиллионных премий руководству "Почты России", сумма причинённого ущерба 128 миллионов рублей. Более того, выяснилось, что годом ранее 270 миллионов рублей там же было потрачено на премии высшему руководству. И всё это происходит на фоне сокращения количества отделений почтовой связи в сельских населённых пунктах страны, на фоне того, что почтальоны получают крайне низкие зарплаты! Очевидно, антикоррупционные механизмы ещё далеки от совершенства. Поддерживая президентские законопроекты, фракция ЛДПР предлагает: давайте пойдём дальше, ведь причина коррупции заключается в том, что на всех уровнях власти в нашей стране сегодня фактически реализована монополия. Что конкретно мы предлагаем? Давайте сделаем так, что у всех губернаторов будут заместители от парламентской оппозиции, давайте законодательно закрепим за парламентской оппозицией две важнейшие функции - контроль за расходованием бюджета и надзор за соблюдением правовых норм. Несколько дней назад, выступая в Государственной Думе, председатель ЛДПР Владимир Вольфович Жириновский говорил о том, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации должен быть обязательно представителем парламентской оппозиции. Более того, давайте обсуждать предложения ЛДПР - чтобы и Председатель Счётной палаты Российской Федерации и генеральный прокурор также были представителями оппозиционных партий. Реализация программы ЛДПР в части борьбы с коррупцией позволит сделать прозрачными все процедуры в нашей стране, а это, в свою очередь, снизит вероятность коррупционных преступлений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марков Андрей Павлович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. МАРКОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович. У меня выступление от фракции очень короткое. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает этот законопроект. Тем не менее несмотря на всю очевидность принимаемых решений позволю себе несколько слов о самой проблеме, но может быть не в таких тонах, в которых говорили коллеги из оппозиционных фракций. На встречах с избирателями мы постоянно обсуждаем проблемы, которые их волнуют, - дороги, больницы, школы, зарплаты, пенсии, всё что угодно, - но из больших вопросов, общих вопросов вопросы коррупции всегда становятся самыми яркими и самыми злободневными. И что интересно, несмотря на все успехи в борьбе с коррупцией и несмотря на то, что некоторые губернаторы оказываются под следствием, а огромные суммы изымаются в доход государства, несмотря на этот успех всё равно говорят: смотрите, сколько нашли, значит, сколько ещё не найдено, то есть всегда появляется такой негатив. Что в этой ситуации можно сделать помимо всей той работы, которую ведёт правоохранительная система и другие? Законодатель, мне кажется, должен педантично и скрупулёзно ликвидировать лакуны, возникающие даже в этом небольшом вопросе в отношении категорий лиц, которых на самом деле очень немного. Поэтому, в силу того что необходимо педантично и ежедневно заниматься этим вопросом, мы должны этот законопроект поддерживать, мне кажется, без особых разногласий и без особого ухода в политику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Гарри Владимирович, заключительное слово. МИНХ Г. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Прежде всего большое спасибо за ту поддержку, которую вы высказали в своих выступлениях, и по тональности вопросов это чувствовалось. Ну и подводя итоги нашей дискуссии с коллегой Куринным, я хотел бы обратить внимание вот на что. Если вы предлагаете, чтобы исполняющий обязанности подписывал законы, принимаемые региональным парламентом в случае, если на выборы идёт действующее высшее должностное лицо, то как быть с теми лицами, о которых мы сегодня говорим? По вашей логике, если временно исполняющий обязанности уходит в отпуск на период избирательной кампании и назначается исполняющий обязанности временно исполняющего обязанности, тогда получается, что смысл назначения такой кандидатуры становится абсолютно нулевым. Мне кажется, в пылу политических дискуссий и баталий здравый смысл и логику лучше всё-таки не забывать. Вы прекрасно понимаете, что точно так же действующий депутат Государственной Думы, идущий на очередные выборы в Государственную Думу, медийно обеспечен больше, чем кандидат-новичок, который не имеет такого статуса. И это не вопрос злоупотребления, просто вы, как действующие депутаты, в соответствии с законом об информировании граждан о деятельности органов государственной власти имеете объективные преимущества. И конечно, то, что делает действующий глава субъекта Российской Федерации, вряд ли можно сравнить с вкладом в дела региона любого иного участника в том числе избирательных кампаний. Так что давайте быть объективными и реально, качественно оценивать и свой вклад, и вклад других участников разных избирательных кампаний в то, о чём говорят средства массовой информации. Ещё раз всех благодарю за поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будет заключительное слово содокладчика, Алексей Николаевич? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", вопрос 18 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 46 мин. 35 сек.) Проголосовало за 423 чел.94,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6 % Результат: принято Четыреста двадцать три "за". Законопроект в первом чтении принят, с чем вас, коллеги, и поздравляем.