Заседание № 365

15.06.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 843144-7 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части введения экспертизы учебников для реализации профессиональных образовательных программ).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 9413 по 9647 из 11269
Пункт 75, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 18       
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Доклад депутата    
Государственной Думы Михаила Николаевича Берулавы.                              
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Николаевич.                                                  
                                                                                
БЕРУЛАВА М. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые депутаты! Семь лет назад мы             
отказались от экспертизы учебников, используемых в вузах и колледжах.           
Определённая логика в этом решении была: если в школе требуется некая           
стабильность, стандартизированность знаний, то в высшем образовании, где        
существует множественность подходов, различные научные методы и направления,    
такая формализованность, возможно, была лишней. Однако тогда в федеральных      
государственных стандартах были конкретные содержательные дефиниции, сейчас     
стандарты СПО и высшего образования стали рамочными, вуз самостоятельно         
наполняет содержанием, и такая академическая свобода привела к тому, что даже   
обязательные для всех бакалавров и специалистов предметы - история,             
философия, иностранные языки и другие - изучаются по учебникам совершенно       
разного качества.                                                               
                                                                                
Я попросил коллег посмотреть те учебники и пособия, которые вузы и колледжи     
включают в рабочие программы по этим дисциплинам в качестве обязательной        
литературы, - картина получилась очень пёстрая. Так вот, уважаемые депутаты,    
в вузах по одному предмету используют до 50 учебников, например по истории      
России. И хорошо, когда этот учебник проверен практикой преподавания, однако    
вузы по решению своих учёных советов чуть ли не каждый год выпускают новые      
учебники. Понятно, что наука не стоит на месте, но издавать каждый год новые    
учебники по истории, по философии, по иностранному языку, я считаю,             
нерационально и экономически необоснованно.                                     
                                                                                
Неоднократно и чиновники, и преподаватели подчёркивали, что нам необходимо      
единое образовательное пространство. Экспертиза вузовских учебников по          
обязательным предметам будет гарантировать в определённой мере единое           
качество преподавания этих дисциплин, иначе наши специалисты будут              
готовиться, мягко говоря, по очень своеобразным учебникам. Последний период     
истории нашей Отчизны представлен в вузовских учебниках в основном как          
история политической борьбы, социальным и экономическим преобразованиям         
посвящается в лучшем случае одна страница, а спорт и культура вообще не         
отражены. Учебники по безопасности жизнедеятельности для вузов и СПО не         
сбалансированы по содержанию: одни перегружены классификацией катастроф,        
другие представляют собой пособия по оказанию первой медицинской помощи,        
третьи посвящены здоровому образу жизни, и ни в одном не говорится, как вести   
себя в условиях информационной войны, когда Интернет выливает на нашу           
неподготовленную молодёжь потоки лжи и провокаций.                              
                                                                                
Конечно, процедура экспертизы должна быть максимально прозрачной,               
регламентированной правительством, и в экспертизе обязательно должны            
принимать участие только наши, российские учёные.                               
                                                                                
Как человек из системы образования, я против усиления государственного          
контроля за учебным процессом и излишней его формализации, но в этом вопросе    
государство должно максимально широко открыть глаза и провести экспертизу       
учебников для вузов и СПО, об этом говорил президент нашей страны в своём       
послании.                                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад члена Комитета по образованию и науке Ольги      
Васильевны Пилипенко.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Ольга Васильевна.                                                   
                                                                                
ПИЛИПЕНКО О. В. Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Достаточно     
подробный доклад, тем не менее комитет считает, что устанавливать требования    
к экспертизе учебников и учебных пособий, которые используются в системе        
высшего и среднего профессионального образования, нецелесообразно, поскольку    
особенностями реализации таких программ являются высокий уровень практической   
направленности и необходимость выстраивания траектории обучения от тренажёров   
и симуляторов к реальному производственному оборудованию.                       
                                                                                
Кроме того, проведение экспертизы отдельно взятых учебников не позволит         
достичь качественного изменения содержания профессионального образования, а     
только приведёт к созданию излишнего правового регулирования, к увеличению      
бюрократической нагрузки на преподавателей и педагогов наших учреждений         
высшего и среднего образования.                                                 
                                                                                
Требование по экспертизе учебников и учебных пособий, в отношении которых       
устанавливается экспертиза, - то, что предусмотрено данным законопроектом, -    
при реализации профессиональных образовательных программ распространяется       
только на образовательные организации, вместе с тем мы знаем, что в системе     
производственных организаций существуют центры компетенций, существуют          
организации, которые наряду с основной деятельностью имеют право осуществлять   
обучение на основании лицензии. Таким образом, образовательные организации      
высшего и среднего профессионального образования и такие организации, которые   
имеют лицензию на обучение в качестве дополнительной, а не основной             
деятельности, могут оказаться в неравных условиях.                              
                                                                                
Кроме того, в законопроекте написано, что потребуется дополнительное            
финансирование проведения экспертизы, а из каких источников - не указано. В     
соответствии с требованиями Бюджетного кодекса источники финансирования этих    
мер в законопроекте должны быть определены.                                     
                                                                                
Кроме того, экспертиза и рецензирование учебников, осуществляемые авторами      
образовательных программ (то есть то, что сейчас называется рецензиями), на     
наш взгляд, являются актуальными на сегодняшний день инструментами и            
педагогические работники в сфере профобразования обладают достаточным           
образовательным цензом и необходимыми профессиональными качествами. Ну и        
сегодня существуют механизмы для оценки качества в том числе и учебников, и     
образовательных программ, и программ рабочих дисциплин, которые оцениваются и   
при проведении рецензирования, и при проведении аккредитации системами          
внутреннего контроля.                                                           
                                                                                
Правовое управление Аппарата Госдумы указывает на необходимость пояснения,      
обоснования, почему правительство утверждает основания и порядок                
аннулирования только положительных экспертных заключений.                       
                                                                                
Счётная палата отмечает, что законопроект не содержит предложений о механизме   
проведения экспертизы профессиональных учебников - государственная это или      
независимая экспертиза - и что оценить механизм проведения экспертизы           
учебников для профобразования, а также источники и размеры привлечения          
средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не      
представляется возможным.                                                       
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по образованию и науке не поддерживает концепцию   
данного проекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при            
рассмотрении в первом чтении.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите режим записи на вопросы. Вижу желающих.          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Ольга Васильевна, а как комитет предполагает         
выполнить поручение президента, после того как он выразил возмущение            
содержанием учебника истории? Здесь в принципе Михаил Николаевич ничего         
нового не предлагает, он предлагает просто хорошо забытое старое, которое уже   
работало, и ко второму чтению все эти методики можно было бы доработать и       
поправками подправить.                                                          
                                                                                
ПИЛИПЕНКО О. В. Спасибо за вопрос. На самом деле разговор об экспертизе         
учебников по истории и создании единого учебника по истории ведётся уже как     
минимум десять лет, но до сих пор этот учебник так и не появился. Вместе с      
тем, действительно, требования, единые требования к учебникам, соответствию     
содержания учебников стандартам или профстандартам должны быть. В системе       
вузовского обучения существуют учебно-методические объединения, которые так     
или иначе проводят экспертизу и лицензирование учебников. Кроме того, в         
функциях Российской академии образования и Российской академии наук             
предусмотрена экспертиза в том числе учебников и учебных пособий, которые       
создаются на базе научных исследований.                                         
                                                                                
На самом деле экспертиза - это вид научной деятельности, это не просто          
рецензия, которая пишется исходя из содержания. Для того чтобы провести         
экспертизу, по сути дела, надо провести ещё одно научное исследование. И если   
мы вводим экспертизу учебников как таковую, значит, мы должны чётко             
прописывать и правила, и методики, и финансирование деятельности.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович.                                 
                                                                                
ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемая Ольга Васильевна, то, что вы сказали, я услышал,        
вопрос у меня был близкий к тому, о чём спросил Николай Васильевич, но          
всё-таки уточните, пожалуйста, вот такую вещь. Вы, представляя точку зрения     
комитета, решение комитета по данному законопроекту, категорически              
отказываете в поддержке этого законопроекта об экспертизе или вы в принципе     
против того, чтобы экспертиза учебников вузовских и среднего                    
профессионального образования по социально-гуманитарным направлениям            
существовала?                                                                   
                                                                                
ПИЛИПЕНКО О. В. Нет, мы не отрицаем возможности проведения экспертизы, ещё      
раз, экспертизы, которая проводится учебно-методическими объединениями в        
области социально-гуманитарных наук, но по профессиональным дисциплинам         
экспертизу проводить довольно сложно: меняются требования, в том числе по       
профстандартам, и общественными аккредитационными органами вводятся             
требования по профспециальностям, по спецдисциплинам, поэтому, конечно, такая   
экспертиза нецелесообразна, это только дополнительная нагрузка.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зайцев Максим Сергеевич.                                  
                                                                                
ЗАЙЦЕВ М. С. У меня вопрос к докладчику.                                        
                                                                                
Михаил Николаевич, мы знаем, что сейчас экспертиза некоторых учебников          
продолжается до года. И конечно, в условиях высших образовательных              
учреждений, где ещё более высокая динамика, вряд ли мы увидим позитив от        
принятия подобного законопроекта. Но, что касается самого законопроекта,        
вообще, какое министерство будет проводить эту экспертизу? Ведь все высшие      
учебные заведения, ну, многие учебные заведения относятся к разным              
министерствам?                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Михаилу Николаевичу Берулаве для        
ответа на вопрос.                                                               
                                                                                
БЕРУЛАВА М. Н. Уважаемые депутаты, вся критика предполагаемого законопроекта    
сводится к тезису, что образовательным организациям должна предоставляться      
полная свобода выбора содержания образования. Честно говоря, в современных      
условиях сильнейшей идеологической борьбы этот тезис звучит очень странно.      
Хотелось бы подчеркнуть, что любая свобода всегда ограничена интересами         
общества. Сейчас, когда противостояние политических систем резко обострилось,   
вопрос выбора идеологии, который всегда остро стоит в процессе преподавания     
социальных дисциплин, - здесь ни при чём технические дисциплины, естественные   
дисциплины, математические дисциплины, здесь имеются в виду прежде всего        
история, философия, политология, - не должен отдаваться на откуп отдельному     
преподавателю и даже вузу, поскольку через учебник формируется мировоззрение    
огромного количества молодёжи.                                                  
                                                                                
Таким образом, замечания, сделанные по проекту, не могут быть нами приняты,     
прежде всего по идеологическим соображениям.                                    
                                                                                
Ещё раз спасибо за внимание.                                                    
                                                                                
Ну и всем спасибо, потому что всё-таки по представленному законопроекту         
поступило 70 положительных отзывов: 27 - от законодательных органов             
государственной власти и 43 - от высших исполнительных органов власти. Так, в   
комиссии по государственной регламентации, где присутствовали крупнейшие        
ректоры, академики, доктора, профессора, мы получили поддержку, то есть         
законопроект получил поддержку.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, Михаил Николаевич, я так понимаю, что это было ваше   
заключительное слово, а микрофон вам включили, чтобы ответить на вопрос         
депутата Зайцева. Ну, значит, зачтём за заключительное слово.                   
                                                                                
Присаживайтесь, Ольга Васильевна.                                               
                                                                                
Есть желающие выступить, коллеги? Нет. Представитель президента?                
Правительства?                                                                  
                                                                                
Ну, заключительное слово прозвучало.                                            
                                                                                
Ставим на голосование законопроект, пункт 75 сегодняшнего порядка работы.       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 04 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за               48 чел.10,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     49 чел.                                          
Не голосовало                 401 чел.89,1 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён в первом чтении.