Заседание № 100
О проекте федерального закона № 84312-5 "О внесении изменений в статью 339 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О залоге" (по вопросу о государственной регистрации договора залога автомототранспортных средств).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 33, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 339 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О залоге". Законодательное Собрание Оренбургской области просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя. С докладом выступает также Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается ввести государственную регистрацию договора о залоге транспортного средства и возложить обязанность по его регистрации на соответствующие государственные органы, которые осуществляют государственную регистрацию автотранспорта. Комитет не может согласиться с указанным законопроектом по следующим основаниям. По сути, предлагается ввести усечённый вариант учётной регистрации, которая, по нашему мнению, вряд ли позволит стабилизировать гражданский оборот и защитить права кредиторов, а также добросовестных покупателей транспортных средств на вторичном рынке, как это указывается в пояснительной записке. Напомню, что у нас купля-продажа транспортных средств может осуществляться вне зависимости от регистрации этих транспортных средств. Напомню: для того чтобы продать машину, мы сначала снимаем её с учёта, а потом уже продаём. И в данном случае произведённый залог транспортного средства, которое снято с учёта, будет означать, что фактически его регистрация невозможна. И данная статья в случае внесения в неё изменений просто не может быть применена. Кроме того, в проекте не содержатся положения, определяющие момент заключения договора залога транспортных средства. Тогда, исходя из логики Гражданского кодекса, такой договор будет считаться заключённым с момента его регистрации, а я уже сказал, что оборот транспортных средств, купля-продажа осуществляются именно в тот момент, когда это транспортное средство не зарегистрировано. Предлагаемые изменения не содержат положения о последствиях регистрации, основания отказа в регистрации, правила и порядок ведения реестра регистрации залога транспортных средств, как это сделано для тех объектов гражданского оборота, в отношении которых ведётся государственная регистрация. Кроме того, не указаны права и обязанности регистратора, основания и порядок выдачи сведений из реестра третьим лицам. По большому счёту данный законопроект не решит той проблемы, которая указывается в пояснительной записке. Кроме того, я хочу вас проинформировать, что в настоящий момент создана рабочая группа по подготовке масштабных изменений в Гражданский кодекс, именно в те его положения, которые касаются обязательственного права, в том числе и в статьи, которые касаются обеспечения обязательств, в том числе и по залогу. Это будет масштабный документ, который может учесть те проблемы с залогом движимого и недвижимого имущества, которые в настоящий момент имеются, работа над ним уже ведётся. И по большому счёту принятие данного законопроекта представляется уже не только неоправданным, но и нецелесообразным. Прошу вас поддержать решение комитета и отклонить указанный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы? Есть. Депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Коллеги, извините, у нас ещё есть время, поэтому... Дмитрий Фёдорович, понимаете, в чём дело: всё то, что вы зачитали из решения комитета, может быть, и имеет место, однако имеет место и другая проблема. Когда недобросовестный гражданин заявляет о том, что он потерял технический паспорт транспортного средства, то он получает дубликат в ГАИ, продаёт машину по этому дубликату, а потом выясняется, что добросовестный приобретатель, который купил данный автомобиль, должен выплачивать кредит в банке. Как так? ВЯТКИН Д. Ф. Сергей Владимирович, при рассмотрении таких случаев, которые действительно имеют место быть... Более того, я вам хочу сказать, что кредитные организации тоже хотели бы ввести некую государственную регистрацию залога движимого имущества, не только автотранспортных средств, но и станков, оборудования, мебели, чего угодно, только для того, чтобы в период пользования залогодателем этим имуществом оно никуда не ушло, проще говоря. Это касается в том числе и автотранспорта. Но указанный законопроект, к сожалению, эту проблему не решит, потому что он, скажем так, меняет три слова в статье, и якобы всё должно заработать. Система регистрации залогов, если мы примем этот законопроект, по сути дела работать не будет. В настоящий момент мы рассматриваем различные варианты, как эту проблему решить, как защитить права как добросовестных приобретателей того имущества, которое находилось в залоге, так и права кредиторов, то есть залогодержателей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет больше вопросов. Есть желающие выступить? Есть. Депутат Беляков и депутат Аксаков. БЕЛЯКОВ А. В. Ну, о выступлении фактически речь не идёт, я просто хотел в данном случае поддержать уважаемого Дмитрия Фёдоровича и сказать, что авторы законопроекта пытаются защитить права именно залогодержателей. Так вот, опуская то, что действительно закон сырой и не прописаны все нюансы этой работы, скажу: дело в том, что есть в Гражданском кодексе статья 346, в пункте 2 которой говорится о том, что залогодатель вправе распоряжаться предметом залога лишь с согласия залогодержателя. В противном случае на основании статьи 168 того же самого Гражданского кодекса сделка признаётся ничтожной. Сегодняшнее законодательство в принципе права залогодержателя защищает, нет такой проблемы, поэтому бессмысленный абсолютно законопроект, и комитет прав: не стоит его поддерживать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Аксаков. АКСАКОВ А. Г., фракция "Справедливая Россия". Спасибо, Олег Викторович. У нас во фракции полная демократия, и различные точки зрения мы озвучиваем в том числе в Государственной Думе и на пленарных заседаниях. Вы знаете, у нас существовала регистрация залога транспортных средств, и эту регистрацию осуществляли органы ГИБДД в своё время, в 90-е годы точно, и это решало проблему. Сегодня, к сожалению, очень многие добросовестные приобретатели попадают в ситуацию, когда им приходится сталкиваться с банками, а банки взыскивают автомобили, потом их продают, погашают ту задолженность, которая сформировалась. Мы должны защитить этих добросовестных приобретателей, и это решается очень просто: если органы ГИБДД будут регистрировать залог транспортного средства, они не позволят его продать, и это, подчеркну, было. На мой взгляд, данный законопроект вполне мог бы решить проблему. Причём органы ГИБДД готовы к этому. Они этим занимались, и мои переговоры с ними говорят о том, что они готовы вернуться к такой практике, нужно только соответствующее законодательное решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, состоялось обсуждение. Ставлю на голосование проект федерального закона из пункта 33. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 34 сек.) Проголосовало за 4 чел.0,9% Проголосовало против 30 чел.6,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 34 чел. Не голосовало 416 чел.92,4% Результат: не принято Отклоняется.
Заседание № 94
О проекте федерального закона № 84312-5 "О внесении изменений в статью 339 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О залоге" (по вопросу о государственной регистрации договора залога автомототранспортных средств).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Уважаемый Олег Викторович, первоначально я по повестке хотел бы сказать. Наш комитет предлагает законопроекты из пунктов 32, 33, 34 и 36 поставить на 3 июня, прямо сейчас зафиксировать. Мы всё равно не дойдём, но чтобы не скапливалось и каждый раз из повестки в повестку... На 3 июня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Никто не возражает, я так понимаю, из участников? КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункты 32, 33, 34 и 36, а 35-й мы уже перенесли.