Заседание № 269

16.12.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 842725-6 "О внесении изменения в статью 346-13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части, касающейся условий применения упрощённой системы налогообложения; внесён депутатами Государственной Думы М. И. Сердюком, М. В. Емельяновым, Г. С. Носовко, А. В. Руденко, О. Л. Михеевым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3411 по 3691 из 4893
Следующие - два альтернативных законопроекта. Пункт 18.1, проект федерального   
закона "О внесении изменений в статьи 346-12 и 346-13 части второй Налогового   
кодекса Российской Федерации". Докладывает Оксана Генриховна Дмитриева.         
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Предлагается законопроект,     
которым вносятся изменения в закон об упрощённой системе налогообложения для    
малого бизнеса и увеличиваются пределы для перехода на упрощённую систему       
налогообложения. В данный момент пределами для перехода на упрощённую систему   
являются размеры оборота - 60 миллионов рублей и стоимости основных фондов -    
100 миллионов рублей. В нашем законопроекте предлагается увеличить предел по    
обороту до 200 миллионов рублей и ограничение по стоимости основных фондов до   
300 миллионов рублей.                                                           
                                                                                
Возникает вопрос: зачем и почему предлагается именно данный законопроект и      
именно такие пределы по выручке, по обороту и по стоимости основных фондов?     
Дело в том, что по нашему законодательству все малые и средние предприятия      
делятся на три категории: малые предприятия - микропредприятия, где до          
пятнадцати человек работающих, малые предприятия с количеством занятых от       
пятнадцати до ста человек и средние предприятия с количеством занятых от ста    
до двухсот пятидесяти. Ограничение по обороту для микропредприятий - 120        
миллионов рублей, для малых предприятий - от 120 миллионов до 800 миллионов и   
для средних предприятий - от 800 миллионов до 2 миллиардов рублей. Ну вот       
такие критерии по обороту, но фактически статистика всегда приводит данные в    
зависимости от численности занятых. Как правило, в последнее время рапортуют    
об относительно успешном увеличении количества малых предприятий, но если мы    
поднимем статистику, то выясним, что растёт у нас только число                  
микропредприятий - малых предприятий, которые относятся к самым маленьким,      
где до 15 человек занятых и средний оборот 5 миллионов рублей, то есть это      
мельчайший бизнес. Что касается, собственно малых предприятий, то их из 2       
миллионов малых и микропредприятий всего 235 тысяч и их количество не растёт,   
а падает. А что касается средних предприятий, то за последние пять лет их       
количество вообще уменьшилось в 2 раза и с точки зрения численности, и с        
точки зрения оборота.                                                           
                                                                                
Если бы те, кто отвечает за экономическую политику, проанализировали            
статистику по малым предприятиям, микропредприятиям и средним предприятиям,     
они бы поняли, что вся политика заключается в том, чтобы никогда не дать        
малому бизнесу подняться, чтобы микропредприятия оставались                     
микропредприятиями и никогда не стали малыми, чтобы малые предприятия никогда   
не доросли до средних и чтобы количество средних предприятий уменьшалось и      
уменьшалось. Собственно говоря, это мы и видим по данным статистики.            
                                                                                
Что это значит с точки зрения отраслей? Опять же обратимся к статистике.        
Микропредприятия - это в основном предприятия торговли и общественного          
питания, а также следующий сектор - сектор рантье: те, кто занят на рынке       
недвижимости и фактически создаёт условия, сдаёт в аренду имущественные         
комплексы реально работающим малым предприятиям. А вот у средних предприятий    
совершенно другая структура - это реально работающие предприятия. Основная их   
часть - это обрабатывающие предприятия, далее идут предприятия сельского        
хозяйства, и только потом - предприятия в области торговли и общественного      
питания. Мы считаем принципиально важным поддержать именно эту часть малых      
предприятий - реально работающие малые предприятия, у которых средний оборот    
66 миллионов рублей, именно тех, кто растёт и приближается к средним. Таким     
образом, это будет поддержка тех отраслей, которые, мы считаем, нуждаются в     
поддержке, - через поддержку малых предприятий в области промышленности,        
строительства и, возможно, транспорта и связи.                                  
                                                                                
И ещё. Я не думаю, что сейчас коллеги готовы выслушать - тем более что нет в    
зале очень уважаемого мной эксперта Бориса Сергеевича Кашина, который был бы    
в состоянии оценить тот расчёт, который мы сделали, - почему мы выбрали         
предел именно 200 миллионов. Дело в том, что мы внимательно проанализировали    
распределение, ну, математическое распределение малых предприятий и по          
обороту, и по средней численности и методом мультилогистических                 
сплайн-функций определили, что оптимальной точкой, которая является             
критической для перехода к устойчивому развитию малого предприятия, является    
оборот 200 миллионов плюс-минус 15 миллионов, поэтому здесь вполне точный       
расчёт. Хотя, судя по шуму в зале, мало кто будет разбираться и анализировать   
наш расчёт по мультилогистическим кривым с использованием сплайн-функций. Тем   
более вряд ли это сделает правительство, коль скоро оно даже не смогло          
должным образом проанализировать статистику, которая делит все предприятия на   
малые, средние и микропредприятия.                                              
                                                                                
Таким образом, если мы хотим, чтобы малый бизнес рос, а не задавливался         
обратно в зону микропредприятий и исключительно торговли, прошу поддержать      
наш законопроект.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альтернативный законопроект - пункт 18.2 повестки дня, проект федерального      
закона "О внесении изменения в статью 346-13 части второй Налогового кодекса    
Российской Федерации". Докладывает Андрей Викторович Руденко.                   
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Добрый вечер, коллеги! Я постараюсь покороче, Оксана Генриховна   
уже раскрыла эту тему достаточно подробно.                                      
                                                                                
Наш законопроект направлен на то же самое, только в немножко более              
укороченном варианте. Мы предлагаем всё-таки увеличить для субъектов            
хозяйственной деятельности, применяющих упрощённую систему налогообложения,     
предельный размер доходной части с 60 миллионов до 120 миллионов рублей. Я не   
буду отнимать у вас много времени, но хочу сказать, что в апреле этого года     
прошло большое заседание под руководством президента Владимира Владимировича    
Путина - может, кто-то смотрел, - на котором обсуждались вопросы развития       
малого предпринимательства. Дело в том, что эти вопросы актуальны, но, к        
сожалению, до настоящего момента правительство не внесло в Государственную      
Думу ни одного законопроекта, который стимулировал бы развитие объектов         
малого предпринимательства, в том числе применяющих упрощённую систему          
налогообложения. Как предприниматель в прошлом - у меня были предприятия, в     
том числе применявшие упрощённую систему налогообложения, - хочу обратить       
внимание на следующее. Что делает любой предприниматель, когда у него хорошо    
идёт бизнес и доход достигает определённой черты, к примеру 60 миллионов        
рублей? Он просто открывает второе предприятие. Почему? Потому что, если        
доход превышает 60 миллионов рублей, нужно переходить на обычную систему        
налогообложения, а это НДС, налог на прибыль организаций и так далее, и тому    
подобное, то есть с УСН, когда платишь налог 6 процентов или до 15 процентов    
при режиме "доходы минус расходы", нужно перейти на обычную систему             
налогообложения, и многие предприятия это не стимулируют.                       
                                                                                
Я бы коллегам, вот так живо обсуждающим эти вопросы, порекомендовал: ещё в      
очень старые времена был такой замечательный журналист Владимир Цветов -        
почитайте его книгу "Пятнадцатый камень сада Рёандзи". Цветов очень долго       
работал в Японии, он был известным журналистом-международником. Я в молодости   
прочитал эту книгу и получил представление о том, как работает экономика        
Японии. Возьмём, допустим, концерн "Тойота": вы знаете, что там существует      
только сборка? Собирают машины из деталей, которые делают малые предприятия.    
И вот Цветов приводит пример: какое-то малое предприятие изготавливает фары,    
какое-то - подшипники, какое-то - колёса, ну и так далее. Это чёткая,           
отлаженная система малых предприятий, которая обеспечивает логистику и          
поставку на этот завод на сборку хороших, добросовестно сделанных,              
качественных запчастей, причём каждое малое предприятие отвечает за свою        
продукцию: не дай бог какую-то фару произвести с дефектом - только              
качественную!                                                                   
                                                                                
Мы свою экономику так же должны строить: мы должны сделать так, чтобы наши      
малые предприятия больше приносили в экономику. Вы поверьте, упрощённая         
система налогообложения... Вы должны понимать, куда идут доходы от применения   
упрощённой системы, - они идут в региональные бюджеты. Вот, допустим,           
Краснодарский край, который я представляю: у нас доходная часть бюджета на      
40-45 процентов сформирована за счёт поступлений по НДФЛ и практически 10-12    
процентов - это налоги, которые даёт малый бизнес. Вы должны понимать: то,      
что мы предлагаем, не меняет ни налоговую базу, ни наши бюджеты - мы просто     
даём право предприятиям, применяющим упрощённую систему налогообложения,        
работать, повышать доходы и добросовестно платить налоги.                       
                                                                                
Я вот немного разочарован заключением правительства, если честно, я так и не    
понял статистику из ответа Приходько, сейчас зачитаю: "По данным налоговой      
статистики за 2013 год, из 2 миллионов 480 тысяч организаций и индивидуальных   
предпринимателей, применяющих УСН, доход до 20 миллионов рублей получили 2      
миллиона 370 тысяч, или 95,6 процента налогоплательщиков, а доход до 50         
миллионов рублей - 2 миллиона 460 тысяч предприятий, или 99,2 процента". Ну,    
что-то с математикой в правительстве не очень... Думаю, что малые предприятия   
лучше им скажут, как считать проценты и как считать доходы. Вы видите           
статистику: даже из приведённых цифр ясно, что на грани - до 50 миллионов       
рублей доходов - почти 2,5 миллиона предпринимателей, если взять с них хотя     
бы 6 процентов налог - посмотрите, сколько поступит в региональные бюджеты.     
                                                                                
Спасибо, коллеги, за внимание.                                                  
                                                                                
Прошу вас поддержать наш законопроект.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, пожалуйста, вопросы по двум докладам. Вопросов нет.                    
                                                                                
А, прошу прощения, Андрей Михайлович, я вас чуть не лишил слова.                
                                                                                
Содоклад делает Андрей Михайлович Макаров.                                      
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                       
                                                                                
В принципе этого можно было ожидать, ну и по семь минут на двоих, а мне пять    
- это несправедливо.                                                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, как писал Марк Твен, существует несколько видов лжи: есть    
простая ложь, есть клятвопреступление и есть главный вид лжи, называется он     
статистика, поэтому я благодарен Оксане Генриховне, которая сразу сослалась     
на статистические данные.                                                       
                                                                                
Благодарен я и депутату Руденко, который вспомнил, что в бюджете                
Краснодарского края доходы от УСН в принципе имеют какое-то значение. Вообще    
хотелось бы предложить, чтобы, когда предлагают какие-то льготы, их всегда      
предлагали из своего, а не из чужого кармана (это так, для чистоты              
отношений). Я бы ещё понял, если бы предложение было за счёт федерального       
бюджета, а то за счёт региональных! Как только мы начинаем обсуждать бюджет,    
все приходят и говорят: бедные региональные бюджеты, а ведь это не просто       
льгота - это льгота, которая приводит к возникновению выпадающих доходов        
региональных бюджетов. И правительство вам написало: когда вносите такие        
законопроекты, надо хотя бы просчитывать последствия.                           
                                                                                
А вот теперь возвращаемся к статистике - кстати, я благодарен Оксане            
Генриховне: что такое метод мультилогистических не помню каких функций, я,      
честно говоря, не знаю, но это придаёт теме такой научный характер, что даже    
моё выступление обретает какой-то научный смысл, такое ощущение, что я          
выступаю на учёном совете, - давайте посмотрим, кого этот налог реально         
касается. Итак, я беру данные за 2013 год - могу взять за 2012-й, давайте за    
2012-й возьмём, нам же тут про 2012 год говорили, поэтому давайте про 2012      
год поговорим, а потом по каждому - и до нынешнего.                             
                                                                                
Итак, информация об индивидуальных предпринимателях, которые работают по УСН,   
с предельным размером доходов до 60 миллионов рублей. Сколько же из них имеют   
доход от нуля до 10 миллионов рублей? 94 процента всех индивидуальных           
предпринимателей. Сколько из них имеют доход от 10 миллионов до 30 миллионов    
рублей? Ещё 4 процента, итого 98 процентов. Сколько имеют доход от 30           
миллионов до 60 миллионов рублей? 2 процента. Могу дать разбивку дальше, при    
этом хочу подчеркнуть, что цифры остаются абсолютно стабильными на протяжении   
каждого года с 2012-го, о котором вы говорите.                                  
                                                                                
Может быть, другая ситуация у организаций, которые работают в этом режиме       
налогообложения? Давайте посмотрим. Да, действительно, цифры поменялись:        
доходы от нуля до 10 миллионов - это 80 процентов, от 10 миллионов до 30        
миллионов - 14 процентов, итого - 94 процента, то есть предприятий с доходами   
от 30 миллионов до 60 миллионов - 6 процентов. Могу даже назвать цифру, о       
которой вы так беспокоитесь, - это 11 тысяч 711 предприятий (это опять-таки     
для чистоты отношений), их доходы, повторяю, находятся в интервале от 30        
миллионов до 60 миллионов. Вот эта граница, предел, когда говорят: немедленно   
перейдём, - сколько это?.. А вот если мы дадим возможность увеличить сумму...   
Вот давайте забудем на секунду о рублёвом курсе: 60 миллионов рублей - это      
совсем недавно было 2 миллиона долларов, и нам говорят, что доход в 2           
миллиона долларов - это и есть малый бизнес, по которому надо устанавливать     
ставку в размере либо 1 процента при режиме "доходы минус расходы", либо 6      
процентов от всего того, что идёт! Коллеги, ну тогда вам надо договориться      
друг с другом, ведь, когда вы предлагаете нам ввести по НДФЛ не плоскую, а      
иную шкалу, вы предлагаете эти же самые доходы облагать по ставке 50            
процентов. Ну так вы определитесь между собой, что вы хотите - поддержать       
малый бизнес или таким путём у них забрать больше доходов? И то и другое        
будет понятно, но, когда в одном сознании возникает сразу две прямо             
противоположные идеи, это означает на самом деле, что надо идти в комитет по    
здравоохранению, это, мне кажется, уже вопрос не налоговой политики, а          
исключительно - у нас действительно с этим очень много проблем - медицинского   
обслуживания населения.                                                         
                                                                                
Комитет по бюджету, поскольку не может не замечать раздвоения сознания по       
очевидному вопросу, предлагает оба законопроекта отклонить. Хотя мы прекрасно   
понимаем, что по мере приближения к выборам, до которых остаётся совсем         
немного времени, подобные законопроекты будут появляться вновь и вновь, нам     
будут предлагать очередные цифры, и эти цифры будут круглые: 100, 200, 500      
миллионов, миллиард и так далее - у кого на что рука поднимется. К сожалению,   
мы такой логикой руководствоваться не можем, поэтому предлагаем отклонить оба   
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли какие-то вопросы? Есть. Прошу записаться.                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Вопрос Оксане Генриховне.                                                       
                                                                                
Без сомнения, фракция ЛДПР считает, что малый бизнес должен быть в фокусе       
внимания, и мы благодарны, что подобные законопроекты коллеги вносят: это ещё   
одна возможность поговорить на эту тему.                                        
                                                                                
Вместе с тем вопрос такой. Учитывая, что всё-таки диапазон оборота очень        
большой - от 1 миллиона рублей до 150 миллионов, - не считаете ли вы, что       
вообще пора пересмотреть подход и перестать латать, скажем так, тришкин         
кафтан в виде Налогового кодекса, что нужно подойти системно, разделив по       
микроорганизациям, по патентам, вменённому доходу и упрощёнке? То есть, может   
быть, пришло время системно решить этот вопрос?                                 
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Я с вами согласна, потому что у нас и в сознании абсолютная     
путаница. Вот Андрей Михайлович приводил статистику по числу предприятий        
индивидуальных предпринимателей. Так вот у нас из более чем 2 миллионов малых   
предприятий 1 миллион 800 - это микропредприятия и только 235 тысяч - это       
действительно малые предприятия, но именно они, вот эти малые предприятия,      
которых, повторяю, всего 235 тысяч (это фактически 10 процентов от общего       
числа), дают 75 процентов оборота, и там 75 процентов численности. Вот,         
собственно говоря, для кого предлагается наша норма, а у них уже средний        
оборот - 66 миллионов. Конечно, у нас в законодательстве о малом и среднем      
предпринимательстве уже утверждена градация по обороту для микропредприятий,    
для малых предприятий и для средних предприятий, но в налоговом                 
законодательстве это пока никакого отражения не нашло, а на самом деле это      
нужно, потому что у нас весь малый бизнес загоняется именно в микробизнес, а    
это не малый бизнес, микробизнес - это организация численностью до пятнадцати   
человек, и у них действительно средний оборот - 5 миллионов, и большая их       
часть, если посмотреть распределение, вообще с нулевыми балансами, то есть      
так называемый первый горб в распределении (это математическая кривая) около    
нулевых балансов.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, давайте сделаем паузу, проголосуем, а потом продолжим.