Заседание № 351
О проекте федерального закона № 842633-7 "О внесении изменения в статью 1360 части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части уточнения положений об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1360 части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации". Докладывает Зариф Закирович Байгускаров. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предусматривается, что в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопасности нашего государства, включая охрану жизни и здоровья граждан, Правительство Российской Федерации будет иметь право принимать решение об использовании изобретения без согласия патентообладателя с извещением его в короткий срок и возмещением ему расходов. В настоящее время законодательством предусмотрена такая возможность только тогда, когда есть необходимость, связанная с целями обороны и безопасности государства. В случаях же, когда опасность угрожает жизни и здоровью граждан, воспользоваться этим невозможно, а это бывает необходимо, и пандемия показала, что необходимо срочно принимать меры по использованию сывороток, по использованию лекарств. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, замечаний не имеется. Комитет просит принять законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович. Будут ли желающие выступить по мотивам голосования? Нет. Законопроект ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 00 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 347
О проекте федерального закона № 842633-7 "О внесении изменения в статью 1360 части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части уточнения положений об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности; принят в первом чтении 15 декабря 2020 года с наименованием "О внесении изменения в статью 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению пункта 8 нашей повестки. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1360 части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации". Доклад Зарифа Закировича Байгускарова. Пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предложенным вашему вниманию законопроектом вносится изменение в Гражданский кодекс Российской Федерации: в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны, безопасности нашего государства, с охраной жизни и здоровья граждан, Правительство Российской Федерации будет иметь право принимать решение об использовании изобретения без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом и выплатой ему соразмерного вознаграждения. При подготовке законопроекта ко второму чтению поступило три поправки юридико-технического характера, которые предлагаются комитетом к принятию. Они сформированы в таблицу № 1. С учётом изложенного комитет предлагает поддержать поправки и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 36 мин. 19 сек.) Проголосовало за 387 чел.86,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 387 чел. Не голосовало 63 чел.14,0 % Результат: принято Принимается единогласно.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Даниил Владимирович, я прошу прощения: мы проголосовали по таблице, но не проголосовали за принятие законопроекта во втором чтении. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1360 части четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации" во втором чтении, 8-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 32 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 410 чел. Не голосовало 40 чел.8,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
ИВАНОВ С. В. Александр Дмитриевич, я по 8-му вопросу: прошу представителя правительства учесть требования нашего Регламента, к третьему чтению нужно представить нам методику определения размера компенсации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 330
О проекте федерального закона № 842633-7 "О внесении изменения в статью 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части уточнения положений об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца в интересах национальной безопасности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
37-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергея Анатольевича Пузыревского. Пожалуйста. ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации", который разработан в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы и утверждён указом президента № 618. Законопроект предлагает новую редакцию статьи 1360 Гражданского кодекса, предоставляя Правительству Российской Федерации право в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, охраной жизни и здоровья граждан, принять решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации. Хочу отметить, что возможность принудительного воздействия государства на недобросовестных правообладателей уже предусмотрена международными актами. В частности, статья 31 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) предоставляет государствам право принимать решение о предоставлении права на использование патента без согласия правообладателя, если это продиктовано интересами в случае крайней необходимости и защиты национальной безопасности. В развитие указанных норм международного права законопроект предусматривает право на принятие правительством такого решения не только в случаях угрозы безопасности, но и в целях охраны и здоровья граждан. Проектируемая статья создаёт возможность оперативно восполнять отсутствие или недостаток в стране лекарственных средств, медицинских изделий, что особенно важно в текущей ситуации. Подобная практика существует в зарубежных странах, в частности таким правом пользуются Германия, Бразилия, Канада, Индия, Индонезия и другие страны. Предлагаемое законопроектом уточнение снимает правовую неопределённость распространения положений гражданского законодательства на вопросы охраны жизни и здоровья граждан. В текущей редакции есть определённая коллизия, которая ставит под вопрос возможность применения этой нормы. Кроме того, законопроект устанавливает, что методика определения размера компенсации и порядок её выплаты утверждаются Правительством Российской Федерации, - такого положения в действующей редакции Гражданского кодекса нет. В настоящее время федеральными органами исполнительной власти разрабатывается проект постановления, который определит порядок определения размера компенсации и её выплаты. На законопроект получено положительное заключение Министерства юстиции, имеется положительное заключение об оценке регулирующего воздействия. Принятие законопроекта позволит повысить уровень экономической безопасности Российской Федерации. Законопроект соответствует положениям международного законодательства по вопросу ограничения прав правообладателей. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Зарифа Закировича Байгускарова. Пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Предложенным вашему вниманию законопроектом предлагается дать право Правительству Российской Федерации в случае необходимости, в крайних случаях, когда опасность угрожает жизни и здоровью наших граждан, использовать изобретение без согласия его собственника - ну, об этом ему сообщается и выплачивается компенсация. Для чего это нужно? Сейчас во время пандемии у нас идёт сокращение иностранных лекарств, которые имеют соответствующие патенты в Российской Федерации, и правительству необходимо принимать срочные меры, чтобы защищать интересы граждан, их здоровье и жизнь. Нужны новые патенты на лекарства, которые имеются у нас, но, конечно, сама процедура очень долгая. Для того чтобы защищать интересы наших граждан, необходимо этот опыт перенимать и новые лекарства вводить, повторю, чтобы защищать наших людей. Просьба поддержать законопроект, комитет об этом просит. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Боженов Сергей Андреевич, пожалуйста. БОЖЕНОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Анатольевич, мне хотелось бы всё-таки прояснить, что означает "в кратчайший срок" и когда всё-таки предполагается принятие методики Правительством Российской Федерации? Мы уже неоднократно сталкивались с такой ситуацией, и потом год, два, три нет методики, а к этим методикам будут самые серьёзные вопросы. ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А. Сергей Андреевич, спасибо большое за вопрос. Хочу сказать, что "в кратчайший срок" означает, что предполагается делать это незамедлительно, и в методике мы это прописываем. В любом случае в течение месяца с момента предоставления права эта компенсация должна быть предоставлена. Что касается методики, её проект сейчас подготовлен. Вопрос о компенсации будет учитывать в том числе и выручку от производства такого препарата правообладателем, компенсация будет с ней соотноситься. До второго чтения проект будет в правительстве, соответственно, мы ожидаем, что он будет принят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Анатольевич, не считаете ли вы правильным уточнить, что это только в случае объявления ЧС? Потому что у вас очень размытая формулировка - "в интересах национальной безопасности". Это же можно использовать в принципе как инструмент незаконного изъятия интеллектуальной собственности. ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А. Спасибо большое за вопрос, Николай Васильевич. Хочу сказать, что статьёй 31 ТРИПС предусмотрено два случая: чрезвычайная ситуация, вы абсолютно правы, а также условия крайней необходимости. В законопроекте сделан упор на крайнюю необходимость - понятие крайней необходимости раскрывается в гражданском законодательстве, - в иных случаях изъятие интеллектуальной собственности невозможно. И ещё одну вещь я скажу: у правообладателя всегда сохраняется право судебной защиты - постановление правительства может быть оспорено в Верховном Суде. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич. МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Сергей Анатольевич, речь идёт об обороне. У нас в стране всего используется 60 процентов промышленного потенциала, 20 процентов хороших специалистов не могут найти работу, они называются самозанятыми, используется только 25 процентов научного потенциала. Наши учёные имеют возможность свободно выезжать, приезжать и так далее, среди них есть недобросовестные люди. Например, человек прекрасно знает, что его открытие достойно внимания, никому ничего не говорит, выезжает за границу, там продаёт это изобретение и даёт возможность его использовать. Как вот в этом тонком моменте разобраться? Государство просто не будет успевать оформить патент - откуда оно будет знать, что уехавший специалист сделал? Мне кажется, следует делать так, как было раньше, когда... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы хотите добавить ещё что-то? Включите Молякову микрофон. МОЛЯКОВ И. Ю. ...когда есть, допустим, стратегически важные направления, и учёный находится под контролем, он никуда не выезжает. А у нас специалист любого, даже высочайшего уровня может выехать и остаться там. ПУЗЫРЕВСКИЙ С. А. Уважаемый Игорь Юрьевич, спасибо за вопрос. На самом деле вы поднимаете более широкий вопрос - вопрос сохранения интеллектуальной собственности и её закрепления за организациями, в которых она создаётся. Гражданское законодательство предусматривает нормы, которые определяют права собственности, интеллектуальной собственности, в том числе в отношениях, когда объекты создаются работниками, и закрепление за организациями, соответственно, прописано. Возможно, там необходимы уточнения, но этот законопроект касается тех ситуаций, когда Российская Федерация не имеет прав, и в этом случае в Российской Федерации возможно принятие правительством решения, чтобы предоставить возможность нашим производителям то или иное лекарство производить для разрешения конкретной ситуации, которая относится к категории крайней необходимости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представители президента, правительства? Докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1360 Гражданского кодекса Российской Федерации", пункт 37. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 46 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Принят в первом чтении единогласно.