Заседание № 187
25.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 842167-7 "О внесении изменения в статью 358 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от уплаты транспортного налога в отношении легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3559 по 3803 из 4714
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 358 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от уплаты транспортного налога в отношении легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам". Доклад Олега Анатольевича Нилова. Пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Не первая попытка достучаться до здравого смысла, до справедливости через вот этот надуманный вариант отъёма денег, да ещё у самых беззащитных, у самых, ну, социально нуждающихся граждан. Напомню, что такое транспортный налог. В 2003 году вместо дорожного налога стали брать транспортный налог - ну, понятно, для того же самого, для того, чтобы решать дорожные проблемы в нашей стране. Ну, логично, просто назвали по-другому - транспортный налог. 20 лет уже этому транспортному налогу! Потом мы придумали ещё способ, и даже не один, решения дорожных проблем, прежде всего через акцизы. Посчитайте, посмотрите, сколько сегодня с каждого литра бензина или солярки каждый автовладелец отчисляет в дорожный фонд: 10-15 рублей с каждого литра, уважаемые коллеги! А плюсом ещё транспортный налог. Где справедливость-то? Наши призывы прекратить вот этот двойной, тройной побор никак не слышите вы, что ли, я не понимаю?! Мы говорили про комбайнёров, трактористов, которые таким же образом попадают под это двойное налогообложение. На них только всё больше вешают: давайте яйца, давайте молоко, хлеб, да ещё по самым низким ценам. Давайте что-нибудь делать в отношении хотя бы вот этого маленького решения, давайте делать хотя бы маленький шаг вперёд. Инвалиды - ну как им без автомобиля, уважаемые коллеги? У них что, большие пенсии, денег у них полно, карманы пухнут от таких-то цен на солярку и топливо? Вот наши предложения. Причём не для всех инвалидов, ведь они разные бывают. По статистике, в Москве до 10 процентов, в Петербурге 6 процентов автомобилей зарегистрировано на инвалидов - это как в том фильме, знаете, вот там с повязкой инвалид, для того чтобы были льготы по парковке, и многие другие вопросы... Нет, в нашем законопроекте эти инвалиды фейковые исключаются. Каким образом? Мы предлагаем освободить только автомобили до 100 лошадиных сил - ни одна иномарка сюда не попадет, у нас некоторые современные "Жигули" уже больше 100 лошадиных сил. Что ещё добавлю? В некоторых регионах, кстати, в разной степени эти нормы уже урегулированы - и в Москве, и в Московской области, и в Белгородской области эти вопросы решены. Вот наше предложение - давайте сделаем вот этот шаг. Потерь бюджета не заметим, вообще не заметим, а направление как бы укажем, моральное удовлетворение, ну хоть какое-то, в эти сложные времена предоставим. Я не говорю про инвалидов СВО, которых, к сожалению, прибавляется, - давайте им в обязательном порядке эту меру социальной, моральной, ну, небольшой финансовой поддержки предоставим. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Галины Иннокентьевны Данчиковой. ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Анатольевич, уважаемые коллеги! Ну, прежде всего, я хочу сразу сказать о том, что всё-таки предмет данного законопроекта, того, который внесли авторы, наверное, не то, о чём вы говорили. Вы смешали и акцизы, и цены на топливо, и всё, что возможно было, в вашем выступлении. Давайте вернёмся всё-таки к вашему законопроекту, который сегодня внесён в Государственную Думу. Первое. Сегодня действующее законодательство уже регулирует льготы для тех категорий, о которых вы говорите. Практически во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации приняты соответствующие решения - есть полный список, - которыми освобождаются полностью эти категории от уплаты транспортного налога. Второе. Мы с вами все понимаем, что этот налог, транспортный налог, является налогом региональным. Сегодня рассмотрение и принятие решений по льготам по данному виду налога противоречит статье 14 Налогового кодекса, мы с вами это тоже должны понимать. По сути, мы таким образом вмешиваемся в полномочия субъектов Российской Федерации. И опять-таки следует сказать о том, что те решения, о которых я сейчас говорю, мы принимали вместе с вами, то есть статьи Налогового кодекса и действующее законодательство о предоставлении полномочий субъектам Российской Федерации - это были наши с вами решения. Следующий момент. В Налоговом кодексе сегодня есть статья, в которой очень чётко прописано, что в соответствии с законами субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации могут принимать решения о предоставлении этих льгот, и такие решения уже приняты. При этом вы говорите сейчас о личном автомобиле с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил. Однако субъекты принимают решения именно об автомобилях с мощностью двигателя и 100 лошадиных сил - до 150. То есть речь идёт о том, что они могут уменьшать ставки по тем машинам, личным, которые принадлежат людям с ограниченными возможностями здоровья, и по другой технике, которая им принадлежит. Уважаемые коллеги, также хотелось бы отметить, что Комитет по бюджету и налогам рассмотрел данный законопроект и, конечно же, речь, может быть, и должна идти о том, чтобы вернуться к рассмотрению вообще предмета и сущности транспортного налога, но это, однако, не имеет никакого отношения к данному законопроекту. Комитет по бюджету, Правительство Российской Федерации и Счётная палата просят Государственную Думу не поддерживать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Терентьев Михаил Борисович, пожалуйста. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый автор, у меня вопрос. У нас же сейчас регион может устанавливать льготы по транспортному налогу, и, как известно, в Москве установлены льготы по транспортному налогу - до 200 лошадиных сил, а вы предлагаете - до 100. Может, я не понял сути проекта закона, прошу прояснить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Суть законопроекта в том, чтобы для всей страны, не дожидаясь того, что в регионе найдутся голоса для принятия регионального закона, не дожидаясь того, что в регионе найдутся деньги, чтобы покрыть вот эти небольшие выпадающие доходы, своим решением взять и отменить транспортный налог для всех инвалидов, у которых есть автомобиль, причём единственный автомобиль, с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил. Если богатые регионы, Москва или Московская область, захотят развить эту инициативу или уже развили, - так это замечательно! - они добавят ещё 50-100 лошадиных сил и своим решением улучшат наше предложение. А говорить о том, что у регионов якобы есть собственные возможности для того, чтобы отменять этот налог, другой налог, детям войны выплачивать... Знаете, это всё в пользу как раз не бедных, это в пользу, не знаю, демагогии. Так мы договоримся до того, что регионы могут всё решить и без нас. Мы тогда зачем? Уважаемые коллеги, если мы не имеем права этого делать, дайте мне справку. Я не согласен с вашей справкой, что мы якобы не имеем права это рассматривать, этот законопроект не дошёл бы до рассмотрения, если бы у меня такого права не было, вы это прекрасно знаете. Если мы имеем такое право, принимать решения для всей России, значит, вот я вас и призываю принять такое решение, а не заводить рака за камень: не понимаем, не знаем, регионы сами справятся... Если бы они справлялись сами, давно бы по многим темам вопросов не было от наших избирателей. Значит, регионы не могут справиться, абсолютное большинство. Причины понятны: бедность, условия тяжелейшие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ДАНЧИКОВА Г. И. Во-первых, Олег Анатольевич, я же с вами корректно общаюсь, и я прошу по отношению ко мне тоже... как бы сказать, относиться корректно. Я просто говорю вам о следующем. Мы с вами принимали Налоговый кодекс, у нас с вами есть федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги. Транспортный налог относится к региональным налогам, и решения по региональным налогам принимаются региональными законодателями. Это первое. Второе. У нас есть на сегодня полный список всех субъектов практически, которые приняли решение об освобождении всех групп от уплаты транспортного налога. Кроме того, на самом деле, вы предлагаете 100 лошадиных сил, но ряд субъектов принимают решение полностью освободить и плюс ещё увеличить мощность до 150. Поэтому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Галина Иннокентьевна, возвращаюсь к названному вами списку тех регионов, где приняты уже и действуют законы об освобождении инвалидов от транспортного налога. Вот в пояснительной записке, которую Олег Анатольевич представил, я не увидела новых регионов. Скажите, в новых регионах разрабатывается ли сейчас законодательство, закрепляющее право инвалидов на освобождение от уплаты транспортного налога? И не рассматривали ли вы возможность всё-таки выделить категорию инвалидов для дотационных регионов, чтобы возместить им выпадающие доходы от транспортного налога через субвенции. ДАНЧИКОВА Г. И. Спасибо за вопросы. Я, наверное, с последнего вашего вопроса начну и постараюсь вам ответить. Прежде всего обращусь к Олегу Анатольевичу, он говорил, что это не такие уж большие суммы. Практически ни один регион, ни один субъект Российской Федерации не обращался по поводу возмещения каких-то выпадающих налоговых доходов в связи с предоставлением этих льгот, тем более что в части регионов даже расширяют эти льготы - и опекунам, и родителям, и попечителям - кроме основной категории. Это ответ на ваш вопрос. То есть, думаю, не такие уж большие будут выпадающие... тем более что речь об этом не идёт, так как законы принимаются до принятия бюджета. Это практически могут быть какие-то небольшие суммы недополученных доходов. Я думаю, там не такие уж большие суммы. Это один момент. Что касается новых регионов, я думаю, что в рамках того законодательства, которое мы уже принимали в части налогового регулирования, у них тоже такое право есть и они вправе принимать эти решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик - заключительное слово? Пожалуйста, Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, я посмотрел, когда мы вносили этот законопроект, - в 2019 году. Если за это время, как вы утверждаете, в большинстве, в абсолютном большинстве регионов транспортный налог для инвалидов отменён, дайте, пожалуйста, мне справку, про которую вы говорили, - я её опубликую, ну и скажу, что, да, видимо, причина в том, что это благое намерение так долго лежало где-то в очереди на рассмотрение, что абсолютное большинство регионов эту инициативу уже реализовали. Пока у меня такой информации нет, пока у меня информация, что, наоборот, только несколько регионов самостоятельно эту проблему решили. Давайте документ, я его опубликую, и получим обратную связь. Ну, депутаты могли бы и сами, наверное, сказать: да, да, в абсолютном большинстве регионов транспортный налог отменён, Олег Анатольевич, вы опоздали, - извинился бы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Данчиковой включите микрофон. ДАНЧИКОВА Г. И. Олег Анатольевич, просто уточняющая справка, для того чтобы в принципе было понятно, и мы, комитет, вам информацию предоставим. Вот в вашей пояснительной записке указана Республика Калмыкия. На сегодня в Республике Калмыкия от уплаты транспортного налога освобождены все категории. А вы пишете в своей пояснительной записке, что Республика Калмыкия такого решения не принимала. Вот вам уточняющий ответ на ваш вопрос: в 2022 году. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 358 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от уплаты транспортного налога в отношении легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам", пункт 18. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 27 сек.) Проголосовало за 97 чел.21,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 97 чел. Не голосовало 353 чел.78,4 % Результат: не принято Отклоняется.
Заседание № 186
24.01.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 842167-7 "О внесении изменения в статью 358 Налогового кодекса Российской Федерации в части освобождения от уплаты транспортного налога в отношении легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3479 по 3493 из 4454
ДЕЛЯГИН М. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Добрый день! Я приношу глубочайшие извинения, в связи с форс-мажором, с отсутствием докладчика, прошу пункты 14, 17, 18 и 32 перенести на завтра, ну, или на более поздний срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, коллеги, без докладчика мы не сможем их рассматривать, но передайте Олегу Анатольевичу Нилову, который часто критикует нас, когда мы обсуждаем наши планы работы, за то, что его законопроекты не включаются, что вот сегодня три законопроекта, которые он должен был докладывать, мы вынуждены перенести из-за его отсутствия, тем более что он сегодня был на заседании. Хорошо. Коллеги, не будет возражений? Переносим, поскольку у нас нет докладчика.