Заседание № 333
О проекте федерального закона № 840879-7 "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к 20-му вопросу, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Пожалуйста, Николай Михайлович Харитонов. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Проведены все необходимые экспертизы, согласования, замечаний нет. Большое спасибо депутатам, входящим в наш комитет! Очень жаль, что в нём с начала седьмого созыва нет депутата от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Моя особая персональная благодарность "золотому голосу" Государственной Думы - Раисе Васильевне Кармазиной, на самом деле она приложила большие усилия. Прошу проголосовать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 20, третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 17 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 332
О проекте федерального закона № 840879-7 "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
42-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Докладывает Николай Михайлович Харитонов. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона, который предоставит неработающим пенсионерам - северянам право получать компенсацию расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации к месту отдыха, расположенному за границей. Законопроект подготовлен комитетом ко второму чтению. К проекту поступило шесть поправок: две поправки комитет рекомендует к принятию, четыре поправки предлагались к отклонению, но одну из отклоняемых поправок отозвали авторы, соответственно, в таблице № 1 две поправки, рекомендованные к принятию, в таблице № 2 - три поправки, рекомендованные к отклонению. Комитет рекомендует принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 01 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 28 сек.) Проголосовало за 337 чел.74,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 52 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемые коллеги, спасибо! Закон многострадальный. На самом деле почти 11 тысяч человек ежегодно судились, суды выигрывали. Спасибо большое всем! Уважаемый Иван Иванович, законопроект подготовлен к третьему чтению, проведены все необходимые экспертизы, согласования. Правительство представило в комитет информацию о внесении изменений в соответствующее постановление Правительства Российской Федерации. Комитет предлагает включить данный проект федерального закона в проект порядка работы Государственной Думы на завтра, 23 декабря, для рассмотрения в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Коллеги, нет возражений? Нет. Прошу учесть.
Заседание № 318
О проекте федерального закона № 840879-7 "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Докладывает Валентина Николаевна Пивненко. ПИВНЕНКО В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Группой депутатов Государственной Думы внесён проект закона, изменяющий для неработающих пенсионеров - получателей страховой пенсии по старости и по инвалидности условия получения компенсации денежных средств, затраченных на проезд к месту отдыха и обратно один раз в два года. Сегодня эта норма действует, но она распространяется только на случаи, когда пенсионеры отдыхают на территории Российской Федерации, компенсируется только оплата проезда по территории Российской Федерации при условии отдыха у нас в России. Практика показала, что наши граждане, пенсионеры, имеющие право выбирать, где отдыхать, не имеют возможности получать компенсацию расходов на оплату проезда по территории Российской Федерации, когда они отдыхают за пределами нашего государства. Граждане вынуждены обращаться в судебные инстанции, и в 99 процентах случаев, даже более, судебные разбирательства заканчиваются в пользу неработающих пенсионеров. При этом возрастает загруженность судебных инстанций и, конечно, ложится дополнительная нагрузка на отделения Пенсионного фонда, которые эти компенсационные выплаты производят, ну и, естественно, растёт недовольство людей. По этому вопросу уже в течение длительного времени к нам, депутатам, обращается очень большое количество пенсионеров. Есть решение Конституционного Суда, которое, по сути дела, указывает на нарушение конституционных прав граждан в этом случае. Поэтому мы внесли данную законодательную инициативу и просим её поддержать. Мы получили положительные заключения коллег из Совета Федерации, из Правительства Российской Федерации, мы получили отзывы от 39 органов законодательной власти и 46 органов исполнительной власти субъектов. Мы считаем, что принятие этого решения не ущемит финансовые интересы нашего государства, но поможет нашим гражданам в выборе места отдыха и места лечения. Я должна сказать, что, когда мы рассматривали данный законопроект с коллегами-инициаторами, на заседании комитета, у нас появилось ещё одно пожелание в адрес Правительства Российской Федерации, и мы хотели бы, чтобы нас поддержали, для того чтобы удовлетворить просьбу наших граждан - неработающих пенсионеров о получении компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно по территории члена нашего Союзного государства Белоруссии: спрос на отдых и оздоровление в Белоруссии очень высок, наши граждане активно пользуются этими возможностями, голосуя своим кошельком за качество услуг, которые получают. Порядок, условия и размеры выплат определяются правительством, действует специальное постановление правительства по этому поводу, и по нашей инициативе оно неоднократно корректировалось в пользу получателей - наших граждан, поэтому я думаю, что данный вопрос можно будет рассматривать, обсуждать, и надеюсь на то, что такое решение будет поддержано и правительством, и нашими коллегами. У нас есть некоторые замечания, которые будут учтены ко второму чтению, в том числе о сроке вступления в силу данного закона: в тексте указано 1 января 2020 года - мы будем вносить коррективу, менять на 1 января 2021 года. Это решение - ответ на один из запросов, которые мы получаем от жителей районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и я рассчитываю на то, что оно будет работать на пользу, на благо наших граждан и, конечно, в интересах в том числе неработающих пенсионеров. Справочно могу сказать, что ещё в 2014 году такое решение было принято в отношении лиц, осуществляющих трудовую деятельность на Севере, оно работает достаточно успешно. Есть механизм расчёта компенсации расходов на оплату проезда при пользовании воздушным транспортом - просто, наверное, посчитать стоимость проезда по территории Российской Федерации железнодорожным, автомобильным, водным транспортом, но есть уже и практика расчёта при пользовании воздушными судами. Но это для дальнейшей нашей работы вместе с Правительством Российской Федерации. Прошу поддержать эту инициативу и подумать над поправками ко второму чтению, мы готовы все их рассматривать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна. С содокладом выступает Николай Михайлович Харитонов. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как отметила докладчик, авторами данного законопроекта являются многие депутаты Государственной Думы, в том числе весь наш комитет. Принятие представленного закона позволит неработающим пенсионерам-северянам получать компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к любому месту отдыха, даже если пенсионеры решили отдыхать за границей, при этом будет оплачиваться проезд только по территории Российской Федерации. Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока поддержал данный законопроект и рекомендует принять его в первом чтении с учётом отдельных замечаний. Для вас могу сказать, что на законопроект поступили отзывы из 55 субъектов Российской Федерации, все отзывы положительные. Правительство поддерживает данный проект федерального закона. Правовое управление Аппарата Госдумы замечаний концептуального характера не имеет. Необходимо отметить, что подобные законодательные инициативы уже неоднократно вносились в Государственную Думу, и не только в этом созыве - депутаты со стажем не дадут мне соврать, - но, так как заключения правительства были отрицательными, законопроекты не принимались в первом чтении. В текущем году совместными усилиями, особенно депутатов, которые избраны в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, удалось убедить Правительство Российской Федерации - дали согласие. При этом предыдущие законопроекты преследовали ту же самую цель: предоставить возможность пенсионерам-северянам самим решать, где им отдыхать. Тем более что в наше время дешевле провести отпуск, например, в Белоруссии, чем на курортах Сочи или Крыма, вы наверняка это знаете. Комитет также отмечает, что принятие закона позволит устранить дискриминацию между неработающими пенсионерами-северянами и гражданами, работающими на Севере: работающие граждане получили право выбора места отдыха, о чём Пивненко сказала, ещё в 2014 году, а пенсионерам приходится это право отстаивать в судах. Комитет проанализировал судебные решения по данной проблеме: практически 100 процентов судебных решений по искам выносятся в пользу пенсионеров; ежегодно более 10 тысяч пенсионеров-северян отстаивали своё право в судах и выигрывали. Пенсионный фонд вынужден выплачивать установленную компенсацию несмотря ни на что, но при этом затрачиваются дополнительные средства и время на ведение бесконечных судебных процессов. В заключение ещё раз скажу, что комитет поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении и, принимая во внимание социальную важность рассматриваемой проблемы и необходимость её скорейшего решения, просит депутатов поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Коллеги, есть вопросы? Есть. Федот Семёнович Тумусов. Нет больше желающих задать вопрос? Пожалуйста, Федоту Семёновичу включите микрофон. ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к соавторам. Уважаемая Валентина Николаевна, вас знают, любят и очень уважают на северах, на Дальнем Востоке за тот вклад, который вы вносили и вносите в решение проблем северян и дальневосточников. Но этот законопроект позиционируется как приоритетный законопроект фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", хотя это во исполнение решения Конституционного Суда, как вы сами сказали. А вопрос у меня такой. Вот при Советском Союзе северяне ездили по всему Советскому Союзу, ну, понятно, сейчас это постсоветские республики, государства. Почему нельзя разрешить нашим северянам ездить на отдых в постсоветские государства: Грузию, Белоруссию, Украину, Прибалтику - почему нельзя так сделать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентине Николаевне Пивненко включите микрофон. Пожалуйста, Валентина Николаевна. ПИВНЕНКО В. Н. Спасибо большое за вопрос. Я отвечу следующее. Определение Конституционного Суда было ещё в 2006 году, и с тех пор мы неоднократно пытались принять такой закон, но были ограничения, связанные с недостаточностью финансовых средств. Правительство не поддерживало многочисленные инициативы. Сейчас, когда мы вот эту законодательную инициативу окончательно оформили и просчитали возможности, финансовые в том числе, это позволило нам с этой законодательной инициативой выйти. Что касается приоритета для фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Действительно, мы очень много работали в конце прошлого года с Правительством Российской Федерации, для того чтобы получить наконец-таки положительное заключение, но среди авторов этой законодательной инициативы не только депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", но и депутаты фракций ЛДПР и КПРФ, и никто не мешал подключиться к этой инициативе депутатам фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Но вопрос, наверное, не в том, кто первый, кто второй, - главное, итоговое решение всё-таки будет принято и закон начнёт работать с 1 января 2021 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна. Коллеги, будут желающие выступить или ясен вопрос? Есть желающие выступить. Включите режим записи на выступления. Коллеги, я прошу иметь в виду, что нам сегодня нужно пройти всю повестку. Покажите список. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. Федот Семёнович, с места выступайте, так безопаснее для вашего здоровья. ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Данным законопроектом устраняется вопиющая несправедливость: наши пенсионеры, ветераны труда, отдавшие лучшие годы освоению и обустройству Севера, Дальнего Востока, вынуждены добиваться своих законных прав через суды, и суды, конечно, эти иски удовлетворяют. Данный законопроект устраняет эту вопиющую несправедливость, поэтому фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Но мы считаем, что надо идти дальше. Несмотря на огромное внимание к Дальнему Востоку нашего президента Путина Владимира Владимировича - вот недавно и премьер-министр Мишустин был на Дальнем Востоке, - социальное самочувствие дальневосточников не улучшается, это видно и по событиям в Хабаровске и в других городах Дальнего Востока. Люди уезжают с Дальнего Востока. Почему это происходит? Мы считаем, что надо принять кардинальные меры, чтобы социальное самочувствие улучшалось, желание жить и трудиться, творить на Дальнем Востоке, на северах сохранялось и, ещё лучше, развивалось. Я разработал законопроект, после получения заключения правительства я вынесу его на ваше рассмотрение, но хочу сейчас в двух словах объяснить, в чём суть этой новой социальной политики. Первое. Вот раньше заработная плата на северах и на Дальнем Востоке была в 2,5 раза больше, чем на материке. Мы считаем, что и семейный капитал, который по решению президента сейчас на всех родившихся выделяется, на Дальнем Востоке должен быть в 2 раза больше и должен называться "дальневосточный капитал". Второе. Есть программа субсидирования полётов на Дальний Восток, и это очень хорошо, но внутрирегиональные перелёты тоже должны дотироваться. Вот, например, на территории Якутии перелёт из Якутска до Черского, туда и обратно, стоит 80 тысяч рублей, хотя средняя зарплата не более 40 тысяч. Надо выделять отдельные средства для транспортного передвижения наших дальневосточников. И ещё, в Москве есть социальная карта москвича - почему бы и дальневосточникам не иметь такую же социальную карту? Тем более что численность дальневосточников меньше, чем жителей Москвы. И эта новелла тоже вошла в данный законопроект. Мы поддерживаем рассматриваемый законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович. Корниенко Алексей Викторович. КОРНИЕНКО А. В., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Правильно было сказано, что этим законопроектом устанавливается справедливость по отношению к северянам, к проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - дальневосточникам и жителям ряда других регионов Российской Федерации. Отмечу, что обсуждаемая законодательная инициатива ведь не единственная. В прошлом году мы в Комитете по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока обсуждали инициативу, которую предложила фракция КПРФ, четыре депутата. Она, к сожалению, была зарублена Правительством Российской Федерации на том основании, что не было расчётов по размерам компенсации. Я думаю, что здесь можно предложить - и ничего не выдумывать - тот расчёт, который установлен в пункте 10 постановления Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 года № 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях...". Как видите, для данной категории граждан всё предусмотрено, но когда данная инициатива была внесена именно фракцией КПРФ, то сразу же начались препоны. Да, я считаю, что это был некий политический эгоизм. Было предложение перенести нашу законодательную инициативу, что мы и сделали. Валентина Николаевна и ряд других коллег поработали с Правительством Российской Федерации, убедили, и вот мы сегодня эту законодательную инициативу рассматриваем. Это справедливо по отношению к людям, живущим в достаточно суровых условиях. Федот Семёнович, вы правы, безусловно, было бы прекрасно распространить эту норму на все бывшие республики Советского Союза, но мы же прекрасно понимаем, сейчас это невозможно сделать. И Валентина Николаевна не случайно сказала: давайте внесём поправку и включим в том числе Республику Беларусь. Это было бы справедливо по отношению к тем гражданам Российской Федерации, которые сейчас, в непростое, сложное с экономической точки зрения время, экономят свои средства и желают получить достаточно качественные медицинские услуги и отдохнуть в этой прекрасной республике. Фракция КПРФ предлагает поддержать данную законодательную инициативу и не откладывать её в долгий ящик, а приступить к рассмотрению во втором и в третьем чтениях, принять в третьем чтении в стенах Государственной Думы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Викторович. Кармазина Раиса Васильевна, пожалуйста. КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я хотела бы всё-таки ответить на вопрос Тумусова, почему это приоритетный законопроект фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Те, кто ходит на заседания Совета Думы, наверное, вспомнят, что, когда законопроект шёл на отклонение и Николай Михайлович говорил, дескать, нет, ставьте его, мы будем его рассматривать, я ему предложила: "Николай Михайлович, проблема есть, зачем нам его отклонять, давайте его ещё посмотрим", - и у нас произошла такая перепалка. После этого Валентина Николаевна, я - и я обратилась к Неверову, - Исаев, который в законопроектной комиссии правительства, мы во фракции поставили вопрос о том, чтобы всё-таки решить эту проблему и закрыть тему. И когда мы готовили законопроект, я в первую очередь позвонила Николаю Михайловичу, и он стал нашим соавтором, как и Корниенко, - те, кто первоначально вносили законопроект. Хотя с 2006 года мы здесь воевали - я-то здесь уже давно, - мы всё время воевали. Вот почему он идёт как наш приоритетный законопроект. И почему только Белоруссия, тоже хочу ответить. Наверное, не секрет, что мы с Белоруссией - Союзное государство, а остальные союзные республики не входят в Союзное государство. Так что будет очень правильно, если мы решим вопрос об отдыхе наших пенсионеров в Белоруссии. Спасибо большое всем, кто участвовал, кто отстаивал этот законопроект, низкий всем поклон! Мы решаем проблему людей вне зависимости от фракций, неважно - написано, не написано, мы решаем проблему. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна. Коллеги, все фракции, все выступившие поддержали законопроект. Есть необходимость в заключительном слове? Нет. Тогда ставлю на голосование законопроект под пунктом 20 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 12 мин. 30 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.