Заседание № 115

20.09.2001
Вопрос:

Постановление № 1878-III ГД о проекте ФЗ № 83877-3 "Об основах пенсионной системы в Российской Федерации" (в первом чтении)

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1697 по 1713 из 6453
Депутат Савостьянова предложила перенести пункт 39 на 11-е место. Кто за то,    
чтобы мы рассмотрели пункт 39 11-м вопросом? Прошу проголосовать.               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              194 чел.             69,5%                        
Проголосовало против           84 чел.             30,1%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,4%                        
Голосовало                    279 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается. Рассматриваем пункт 39 11-м вопросом.                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5109 по 5940 из 6453
Пункт 39: проект федерального закона "Об основах пенсионной системы в           
Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Валентины           
Борисовны Савостьяновой.                                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
САВОСТЬЯНОВА В. Б. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Мне          
хотелось бы обратить ваше внимание на значимость этого законопроекта,           
разработчиками которого стали двадцать пять депутатов практически из всех       
групп и фракций.                                                                
                                                                                
Предлагаемый проект федерального закона "Об основах пенсионной системы в        
Российской Федерации" развивает основные положения пенсионной реформы,          
предложенные Президентом Российской Федерации и частично реализованные в        
принятых нами трех реформенных законопроектах. Законопроект устанавливает       
основные правовые, организационные и финансовые принципы формирующейся в        
Российской Федерации пенсионной системы. Это рамочный закон. Целью              
предлагаемого законопроекта является закрепление именно направления             
пенсионной реформы в Российской Федерации и создание условий для построения     
трехуровневой пенсионной системы, уклады которой взаимодополняют друг друга и   
обеспечивают стабильное и достойное пенсионное обеспечение в старости, при      
наступлении инвалидности и по случаю потери кормильца. Предлагаемая в           
законопроекте пенсионная система строится на основе следующих базовых           
принципов: многоукладность, всеобщность и гарантированность базового уровня,    
дифференциация условий и норм пенсионного обеспечения, государственное          
регулирование, разграничение властных полномочий Федерации и ее субъектов,      
социальное партнерство, финансовая устойчивость системы.                        
                                                                                
В проекте закона реализуются положения статей 72 и 76 Конституции Российской    
Федерации, относящие пенсионное обеспечение к предметам совместного ведения,    
определяются полномочия Российской Федерации и полномочия субъектов Федерации   
по вопросам пенсионного обеспечения и управления в системе.                     
                                                                                
Устанавливаются следующие виды пенсий: по старости, или по возрасту, пенсия     
по выслуге лет, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца.     
Система пенсионного обеспечения будет состоять из обязательного и               
дополнительного пенсионного обеспечения. Обязательное пенсионное обеспечение    
осуществляется посредством нестрахового государственного пенсионного            
обеспечения и обязательного пенсионного страхования. Дополнительное             
пенсионное обеспечение осуществляется посредством коллективного и               
индивидуального пенсионного обеспечения и страхования. Все уклады системы       
дополняют друг друга.                                                           
                                                                                
Базовым укладом является нестраховое государственное пенсионное обеспечение.    
Базовые пенсии устанавливаются с учетом прожиточного минимума в одинаковом      
для всех размере. Они призваны обеспечить минимальный уровень пенсий всем       
пенсионерам и ликвидировать проблему их бедности. Источником финансирования     
базовых пенсий должен стать федеральный бюджет. Средства федерального           
бюджета, направляемые на финансирование базовых пенсий, формируются за счет     
налоговых поступлений, включая часть единого социального налога, и              
определяются законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Через   
нестраховое государственное пенсионное обеспечение также осуществляется         
пенсионное обеспечение военнослужащих и иных категорий служащих, например       
судей, прокуроров и других.                                                     
                                                                                
В дополнение к базовому уровню предусматривается обязательное пенсионное        
страхование. Обязательные страховые пенсии дифференцированы по размеру в        
зависимости от экономического вклада застрахованного в пенсионную систему.      
Обязательному пенсионному страхованию подлежат все лица, занятые трудовой       
деятельностью с целью получения дохода. Обязательное пенсионное страхование     
осуществляется на принципах солидарности поколений, отраслей народного          
хозяйства и застрахованных. Финансирование страховых пенсий осуществляется за   
счет части единого социального налога, пеней, штрафов, налагаемых за            
неисполнение своих обязательств налогоплательщиками. Учет пенсионных прав       
застрахованных и исчисление их пенсий осуществляются через механизм условного   
накопления. Для обеспечения финансовой устойчивости обязательного пенсионного   
страхования законопроект предусматривает проведение регулярного обязательного   
актуарного оценивания соответствия активов и обязательств, а также создания     
гарантийного резерва, предназначенного для покрытия временных дефицитов и       
преодоления возможных неблагоприятных экономических ситуаций. Также             
предусматривается реформирование системы так называемых досрочных льготных      
пенсий. Финансирование досрочных пенсий лицам, занятым на работах с вредными    
и опасными для здоровья условиями труда, а также в неблагоприятных              
природно-климатических условиях, предполагается осуществлять на накопительных   
принципах за счет дополнительных обязательных страховых взносов                 
работодателей.                                                                  
                                                                                
За последние десять лет в Российской Федерации получило развитие                
дополнительное пенсионное обеспечение, осуществляемое на добровольной основе    
негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями. Законопроект    
закрепляет сложившуюся практику этого уклада и разделяет его на                 
дополнительное коллективное и дополнительное индивидуальное пенсионное          
обеспечение и страхование, которые осуществляются негосударственными            
пенсионными фондами, страховыми компаниями и специализированными паевыми        
инвестиционными фондами на основании договоров о дополнительном пенсионном      
обеспечении.                                                                    
                                                                                
Реализация пенсионного обеспечения разделяется на четыре основные функции:      
аккумулирование средств, учет пенсионных прав граждан, назначение и выплата     
пенсий, управление финансовыми потоками и резервами пенсионной системы.         
Предлагаемое законопроектом управление системой пенсионного обеспечения         
базируется на принципе разделения властных и финансовых функций. Кроме того,    
для обеспечения финансовой прозрачности системы необходимо, чтобы сбор и        
аккумулирование средств на пенсионное обеспечение, с одной стороны, и           
назначение и выплату пенсий - с другой, осуществляли разные органы              
исполнительной власти. Такой подход позволяет достичь эффективного управления   
финансами пенсионного обеспечения, безусловной и в полном объеме реализации     
пенсионных прав граждан и обеспечить полный контроль общества и государства     
за функционированием пенсионной системы.                                        
                                                                                
Для реализации этих принципов управления законопроект предусматривает           
создание Российской Федерацией и ее субъектами государственной пенсионной       
службы, которая должна являться органом исполнительной власти и осуществлять    
учет пенсионных прав граждан, назначение и выплату пенсий по обязательному      
пенсионному обеспечению, контролировать деятельность специализированных         
финансово-кредитных учреждений по управлению финансовыми потоками и             
резервами, регулировать деятельность негосударственных пенсионных фондов и      
иных страховщиков по дополнительному пенсионному обеспечению.                   
                                                                                
Для управления финансовыми потоками и резервами обязательного пенсионного       
обеспечения создаются специализированные финансово-кредитные учреждения. Они    
осуществляют аккумулирование средств, размещают резервы и управляют             
финансами.                                                                      
                                                                                
Законопроект предусматривает поэтапное вступление закона в силу. Общие          
положения первой главы вступают в силу с момента опубликования. Положения       
закона о каждом из укладов пенсионной системы вступают в силу одновременно с    
федеральными законами, определяющими условия, нормы и процедуры. Такой          
порядок позволяет осуществить плавный переход к новой пенсионной системе в      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Так как это системообразующий закон, то он, во-первых, определяет архитектуру   
национальной пенсионной системы, цель и основные параметры каждого из ее        
элементов. Чтение этого закона дает ясное представление и пенсионеру, и         
плательщику об условиях формирования его дохода в старости и в других           
предусмотренных законом случаях, что является в конечном итоге мотивацией для   
уплаты налогов и обязательных платежей. Его принятие явится гарантией от        
возможных перекосов и разнобоя при отлаживании новой пенсионной системы.        
Во-вторых, по идеологии базовой и страховой частей пенсионной системы данный    
законопроект согласуется с предложениями Президента Российской Федерации и в    
случае его принятия позволит эффективно их реализовать. В-третьих, закладывая   
надежные основы солидарной системы обеспечения доходов в старости,              
законопроект в то же время дает реальный шанс развитию дополнительного          
пенсионного обеспечения и страхования, рассматривая это как третий уровень в    
системе. В-четвертых, законопроект устраняет неопределенность в вопросах        
управления системой в целом. И последнее. Законопроект позволяет нам,           
уважаемые депутаты, системно подойти к решению вопроса реформирования           
пенсионной системы.                                                             
                                                                                
Я убедительно прошу вас поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за     
внимание.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Борисовна.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, сейчас - содоклад заместителя председателя Комитета по       
труду и социальной политике Владимира Ростиславовича Пашуто.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПАШУТО В. Р. Спасибо, Артур Николаевич.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, достаточно подробно был сделан анализ концепции данного      
законопроекта, "Об основах пенсионной системы в Российской Федерации", я буду   
краток.                                                                         
                                                                                
Проект федерального закона "Об основах пенсионной системы...", разработанный    
группой депутатов Государственной Думы, определяет структуру и основы           
функционирования пенсионной системы, опирающейся на складывающуюся именно       
сегодня в Российской Федерации многоукладность пенсионного обеспечения, и       
направлен на придание пенсионной системе системного характера. Законопроект     
разработан с учетом положений одобренной Правительством Российской Федерации    
программы пенсионной реформы.                                                   
                                                                                
В проекте федерального закона реализуются положения статей 72 и 76              
Конституции Российской Федерации, относящие пенсионное обеспечение к            
предметам совместного ведения, определяются полномочия Российской Федерации и   
субъектов Российской Федерации в вопросах пенсионного обеспечения и             
управления системой.                                                            
                                                                                
Предусматриваются три основных уклада системы пенсионного обеспечения, и        
определяются источники их финансирования, что согласуется с предложениями,      
представленными Президентом в пакете законопроектов в рамках реформы            
пенсионного обеспечения.                                                        
                                                                                
Здесь было сказано достаточно много конкретики, я бы не хотел повторяться, но   
это действительно очень важно. Хотел бы обратить внимание, что предлагаемая,    
еще раз повторю, пенсионная система по основным параметрам согласуется с        
предложениями Президента.                                                       
                                                                                
Мнения депутатов комитета при выработке рекомендаций к пленарному заседанию     
разделились - десять на десять, было принято лишь решение вынести данный        
вопрос на рассмотрение нашей Государственной Думы. Если кто-либо думает, что    
обсуждаемый законопроект расходится с принятыми ранее законопроектами по        
пенсионной реформе, то это неправильно, так как регулирование государством      
пенсионного обеспечения защищает пенсионера от катаклизмов нашей экономики в    
неустойчивое время, привлекает другие формы пенсионного обеспечения через       
имеющиеся ресурсы предприятий и самих граждан и, самое главное, строит очень    
четкую систему взаимоотношений между гражданином, субъектом Федерации и         
государством в целом.                                                           
                                                                                
Вот это заставляет сегодня думать о том, что данный законопроект не просто      
имеет право на жизнь, но действительно должен быть принят нашей палатой, с      
тем чтобы его можно было именно как системообразующий законопроект уже дальше   
дорабатывать во втором и третьем чтениях. Благодарю вас.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Ростиславович.                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть вопросы? Есть вопросы. Депутата Романова пока я вижу,   
депутата Лахову. Тогда нет необходимости записываться.                          
                                                                                
Пожалуйста, депутат Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Вопрос к Валентине Борисовне. Уважаемая Валентина Борисовна, я    
признаю, что вы серьезно готовились, что доклад полноценный. Но всё же          
сожалею, что авторы законопроекта не предложили депутатам для раздумья хотя     
бы пару-тройку цифр. Концепцию можно одобрить. Но ведь за нашим одобрением      
должна последовать реакция нескольких десятков миллионов людей, сегодня на      
пенсии находящихся, и тем более тех, кто вот-вот готовится уходить. О чем я     
задаю вопрос? Россия находится по уровню заработной платы на 54-м месте в       
мире. В Китае средняя зарплата рабочего или работника - 200 долларов, у нас -   
40. Судя по тому, что мы слышим от Правительства о перспективе, что наш         
работник подтянется хотя бы к китайскому по уровню оплаты, не говоря уже про    
Канаду или там Америку, нам надо 15-20 лет. Я хотел бы на цифрах                
почувствовать. Вот сегодня получают в среднем по России... В Самарской          
области прожиточный минимум пенсионера... (Микрофон отключен.)                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пожалуйста, заканчивайте вопрос. Пожалуйста.          
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Извините, заканчиваю.                                             
                                                                                
Объявили, что прожиточный минимум пенсионера в Самарской области, а она         
считается как бы не очень затурканной, 750 рублей. По здравому смыслу, нельзя   
жить на 750, и на 1000 почти невозможно одинокому пенсионеру жить, если у       
него нет сына-банкира или сына-бандита. Так вот, повторяю, признаю, что была    
серьезная подготовка, но скажите, через сколько лет вот эта новая концепция     
выведет пенсионеров, в том числе работающих, на уровень жизни более-менее       
достойный? Вот суть вопроса.                                                    
                                                                                
САВОСТЬЯНОВА В. Б. Уважаемый коллега, я уже сказала, это - концепция,           
концептуальный закон, базовый закон, на основе которого мы должны будем         
принимать последующие. И уже три законопроекта приняты нами в первом чтении -   
о трудовых пенсиях, о страховых пенсиях, о государственных пенсиях. Но для      
того чтобы строить пенсионную систему, нам нужны принципы, нам нужен            
фундамент, на котором будут строиться все эти законы. Сейчас мы приняли         
решение о том, что эта базовая пенсия в законе о трудовых пенсиях - 450         
рублей. Но говорим: мы стремимся к тому, что базовая пенсия, при том, как       
экономика наша будет работать, будет в размере прожиточного минимума.           
Конечно, сразу этого не достичь. Но именно вот базовая пенсия и плюс            
страховая пенсия будут нам давать то, что это будет пенсия в размере            
прожиточного минимума. А от того, как будет экономика работать, зависит, как    
быстро мы дойдем до того, чтобы базовая пенсия стала в размере прожиточного     
минимума.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Екатерина Филипповна Лахова, пожалуйста. (Шум в зале.) Я вижу, Николай          
Николаевич. Потом - депутаты Гайнуллина и Гончар.                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛАХОВА Е. Ф., фракция "Отечество - Вся Россия".                                 
                                                                                
Уважаемая Валентина Борисовна, вот мы в весеннюю сессию приняли три             
законопроекта - "Об обязательном пенсионном страховании...", "О                 
государственном пенсионном обеспечении...", "О трудовых пенсиях...". Вы мне     
поясните. Я искала различия, действительно концептуальные различия между тем,   
что мы приняли в весеннюю сессию, и тем, что вы вот сейчас предлагаете.         
Терминология, фразы, предложения - ну буквально всё повторяется! Различие я     
нашла только в одном - в том, что вы предлагаете создать исполнительный         
орган, ну, фактически министерство. Всё! Может быть, я была невнимательна?      
Поэтому вы мне скажите, в чем отличие того, что мы уже приняли, и того, что     
вы предлагаете?                                                                 
                                                                                
САВОСТЬЯНОВА В. Б. Те законы, о тех пенсионерах, о которых мы чаще всего        
здесь говорим, - это 36 миллионов. На сегодня у нас помимо этого есть еще       
почти двадцать разрозненных пенсионных систем. Это и система МВД, это и         
система таможенных органов, и суда, и прокуратуры. И у каждого это своя         
система. Мы говорим о единой государственной пенсионной системе, которая        
именно объединит все эти системы, будет, так сказать, идеологом этих систем.    
Мы выписали принципы, которые должны быть заложены. И вот на основании этого    
мы сейчас построим именно базис, мы закладываем фундамент всей нашей будущей    
пенсионной системы. Мы приняли три закона, мы можем принять еще и 10, и 15, и   
20, но они должны быть в каких-то рамках. И вот этот закон - он именно          
концептуальный закон, он прописывает рамки, в которых должна быть наша          
российская пенсионная система.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Гайнуллина.                           
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Отечество - Вся Россия".                             
                                                                                
Валентина Борисовна, у меня такой вопрос. Вы назвали в числе принципов          
организации пенсионной системы принцип социального партнерства. У меня          
совершенно конкретный вопрос: каким вы видите в условиях вот этого              
гиганта-министерства принцип социального партнерства? Я его вижу как равное     
участие застрахованного, страхователя и государственных органов.                
                                                                                
САВОСТЬЯНОВА В. Б. Я говорила о том, что у нас еще предусмотрен, будем          
говорить, третий уровень - это коллективное и корпоративное дополнительное      
пенсионное обеспечение. Да, он может быть и здесь, так сказать, у нас           
профсоюзы и другие общественные организации всегда самое активное участие       
принимают. Но наибольший эффект мне видится тогда, когда это будет именно на    
третьем уровне, когда будут идти договора по поводу улучшения пенсионного       
обеспечения, для того чтобы дополнить первые два уровня.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гончар. Николай Николаевич, пожалуйста.           
                                                                                
Микрофон включите Гончару, пожалуйста.                                          
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемая Валентина Борисовна, скажите, пожалуйста, если этот закон             
концептуально соответствует тому, что мы приняли в весеннюю сессию, то зачем    
его принимать? Если он не соответствует тому, что мы приняли, то его            
принимать нельзя, потому что мы приняли иную концепцию. Мне вот это не          
понятно. Неужели мы его будем принимать только ради того, чтобы создать еще     
одно министерство? И я попрошу, чтобы на этот вопрос ответили не только         
автор, но и профильный комитет, и представитель Пенсионного фонда:              
концептуально соответствует тому, что принято, или нет?                         
                                                                                
САВОСТЬЯНОВА В. Б. По части параметров соответствует, по каким-то параметрам    
не соответствует. Но я хочу вам сказать, что новое министерство создавать мы    
не будем, потому что фактически сейчас Пенсионный фонд объединил пенсионную     
службу назначения и выплаты пенсий. Эта служба на сегодня и в 2002 году будет   
насчитывать 23 тысячи... нет, 140 тысяч человек. Это фактически министерство.   
Из Минтруда и субъектов Федерации служба назначения и выплаты пенсий перешла    
в органы Пенсионного фонда, и сейчас единая пенсионная служба под Пенсионным    
фондом составляет примерно 140 тысяч человек. На ее содержание уходит 23        
миллиарда. Но помимо этого у нас еще - я вам сказала - двадцать пенсионных      
систем. Это еще в каждом министерстве люди, которые работают в этом             
направлении, это тоже штаты, это тоже техника, это тоже своя идеология. А вот   
именно государственная пенсионная система, потому что в Конституции у нас       
записано о том, что пенсии - это государственная функция... Причем мы ведь      
говорим не только о сегодняшних пенсионерах, а и обо всех будущих               
пенсионерах, мы ведь выстраиваем пенсионную систему не на два-три года, мы      
ведь ее выстраиваем на десятилетия. Поэтому я считаю, должно быть именно так.   
И двадцать пять человек, которые принимали участие в разработке, полностью с    
этим солидарны.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Последний вопрос - депутат Шеин Олег Васильевич.          
                                                                                
ШЕИН О. В., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)".   
                                                                                
Валентина Борисовна, я думаю, что неоднократно этот вопрос в зале поднимался.   
Достаточно скоро будет рассматриваться во втором чтении пакет тех законов (я    
имею в виду пенсионные законы), которые были приняты нами в июле этого года.    
Насколько принятие предлагаемого вами законопроекта может скорректировать,      
скажем, закон "О трудовых пенсиях...", закон "О государственных пенсиях..."     
при принятии во втором чтении? Потому что на самом деле там достаточно много    
ошибочных норм, ухудшающих положение людей, и, может быть, вот то, что вы       
предлагаете, действительно позволит как-то скорректировать позицию. Но          
хотелось бы это все-таки как-то понять.                                         
                                                                                
САВОСТЬЯНОВА В. Б. Когда вы прочтете в проекте о функциях федеральных органов   
власти, о функциях, которые отдаются субъектам, дополнительное,                 
корпоративное, негосударственное, индивидуальное, будем говорить, пенсионное    
обеспечение, - там всё расставляется по своим местам, четко, ясно, кто за что   
отвечает, каковы цели каждого уровня, какие задачи, какие финансы, из чего      
формируется каждый уровень и куда он, так сказать, направляется. То есть мы     
постарались именно концептуально всё это очень четко расписать.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Борисовна.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, кто хочет выступить по данному вопросу?                      
                                                                                
Пожалуйста, депутат Сайкин.                                                     
                                                                                
Потом Похмелкин, пожалуйста.                                                    
                                                                                
САЙКИН В. Т., председатель Комитета Государственной Думы по труду и             
социальной политике, фракция Коммунистической партии Российской Федерации.      
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Сегодня мы обсуждаем проект     
системообразующего закона, который мы должны были бы обсудить и принять до      
законов по пенсионной реформе, представленных Президентом в весеннюю сессию.    
С этого начинается технология. Но в принципе мы приняли в весеннюю сессию       
законы, которые лишь только частично отражают пенсионную реформу. Те проекты    
определяли новый механизм учета пенсионных прав и наделяли Пенсионный фонд      
дополнительными полномочиями в отсутствие полной концепции пенсионной           
системы. Поэтому, проголосовав за эти проекты, мы сейчас не можем сказать       
избирателям, кто же отвечает, гарантирует гражданам достойное пенсионное        
обеспечение: государство, или так называемая некоммерческая организация -       
Пенсионный фонд, или другие негосударственные структуры, которым нет веры       
сегодня у народа? Проголосовав за этот проект закона - "Об основах пенсионной   
системы в Российской Федерации", - мы дадим однозначный ответ: за пенсионное    
обеспечение населения несет ответственность государство в лице исполнительных   
органов государственной власти. Это основное содержание нового закона.          
                                                                                
Хочу подчеркнуть, что предложенный проект не противоречит ранее принятым        
законам по пенсионной реформе, а сводит их в одну стройную систему              
пенсионного обеспечения и дополняет их. Из этой системы теперь ясно, что        
пенсионное обеспечение делится на государственное и страховое, обязательное     
страховое и дополнительное пенсионное обеспечение. Значительно расширяется      
роль дополнительного пенсионного обеспечения, которое учитывает особенности     
профессии и территории. Приняв этот проект, мы не только даем гражданам         
государственные гарантии по пенсионному обеспечению, но и создаем правовую      
базу для дальнейшего совершенствования пенсионного обеспечения населения.       
Закон ясный, понятный и прозрачный всем. Прошу депутатов поддержать этот        
законопроект, так как это по существу определяет перспективу нашего             
пенсионного обеспечения.                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Валерьевич Похмелкин, пожалуйста.                                        
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Ну,              
действительно, тут самый главный, пожалуй, вопрос: чем отличается данный        
проект от уже принятых нами? Два принципиальных отличия.                        
                                                                                
Первое. Вот когда мы принимаем законодательство, носящее кодифицирующий         
характер, оно имеет общую и особенную части. Общая - формулирует принципы,      
цели, базовые институты, основные категории, так сказать систему, и так         
далее. Особенная регулирует отдельные виды отношений, которые вытекают из       
данного законодательства. Мы с вами приняли на самом деле особенную часть       
весной в первом чтении, но пока у пенсионного законодательства отсутствует      
часть общая как единый систематизированный акт. Вот данный законопроект         
претендует именно на эту роль, и мне кажется, что его существование вполне      
юридически оправданно. Это первое и, в общем-то, формальное, не самое главное   
отличие.                                                                        
                                                                                
И второе, гораздо более существенное. Хочу напомнить, что мы с вами не все      
проекты приняли из тех, которые были внесены Президентом. Один был отправлен    
нами на более поздний срок, и по нему было очень много возражений и             
замечаний. И вот если с тремя другими данный проект (я являюсь одним из его     
инициаторов) вполне можно согласовать ко второму чтению - те несоответствия,    
которые имеют место, вполне синхронизируемые, - то вот с тем проектом,          
который определяет статус Пенсионного фонда, данный законопроект находится в    
непримиримом противоречии. И вот это принципиально.                             
                                                                                
Если проект, который был подготовлен ведомством господина Зурабова, исходит     
из того, что Пенсионный фонд должен быть некоммерческой организацией, но он     
должен иметь право размещать свободные остатки средств на счетах в              
коммерческих банках, то есть, по существу, узаконивается предпринимательская    
деятельность Пенсионного фонда и она выводится из-под государственного          
контроля, то данный проект исходит из того, что все-таки Пенсионный фонд        
должен находиться под таким государственным контролем. Мы в отличие от          
коммунистов, безусловно, намерены стимулировать всяческие негосударственные     
пенсионные обеспечения. Мы считаем, что негосударственные пенсионные фонды      
должны существовать в нашей стране, это мощные институты и социальной защиты,   
и инвестирования средств. Но речь идет о негосударственных пенсионных фондах.   
Когда же мы говорим о государственном пенсионном обеспечении, орган,            
учреждение, которое должно этим заниматься, должно находиться в полной          
государственной собственности и под неусыпным, в том числе нашим с вами,        
парламентским, контролем. И вот в этом принципиальное отличие данного           
законопроекта от того, который мы с вами не стали рассматривать летом.          
                                                                                
И сейчас перед нами этот выбор, конкретный выбор: если мы голосуем за           
законопроект, представленный Валентиной Борисовной Савостьяновой, мы голосуем   
за один статус, за один подход к Пенсионному фонду, если нет - фактически мы    
открываем дорогу другой концепции, при которой Пенсионный фонд будет выведен    
из-под нашего с вами контроля, и что при этом будет с пенсионными деньгами,     
одному богу и господину Зурабову будет известно.                                
                                                                                
Поэтому я считаю, что для первого чтения данный проект вполне приемлем, его     
можно принимать, а дальше вести совместную работу с тем пакетом, который мы     
уже приняли, чтобы вывести всё это на второе чтение в согласованном варианте.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Ермакова Эльвира Леонидовна.          
                                                                                
ЕРМАКОВА Э. Л. Уважаемые коллеги, докладчик уже сказал о том, что               
законопроект, который сейчас предлагается, является рамочным. И                 
действительно, вчитавшись в данный закон, мы в нем ничего конкретного не        
увидим. Всё время почти в каждой статье делаются ссылки на законы, которые      
должны будут приниматься в будущем. При этом никаких сроков, когда нужно        
принять данные законопроекты, совершенно не указывается.                        
                                                                                
Хочется обратить внимание на то, что в законе употребляется очень много новых   
словосочетаний, таких, как уклад пенсионной системы, многоукладность            
пенсионной системы, но, однако, никакой расшифровки, что под этим новым         
понятием понимают законодатели, совершенно не дано. Если у нас сейчас единый    
Пенсионный фонд и ни один из глав местного самоуправления не может ни одной     
копейки из Пенсионного фонда взять, то как раз новый рамочный закон             
предлагает переподчиненность Пенсионного фонда. И в этом очень большая          
опасность - мы просто растащим средства Пенсионного фонда.                      
                                                                                
Я могла бы продолжить перечислять недостатки, которые есть в данном             
законопроекте, но я просто прошу депутатов обратить внимание на совершенно      
отрицательное заключение Правового управления на данный законопроект.           
                                                                                
Уважаемые коллеги, здесь уже говорилось, что в весеннюю сессию мы приняли       
пакет законов по реформированию пенсионной системы, сейчас идет подготовка ко   
второму чтению. Это конкретные законы. Авторы данного законопроекта имеют все   
возможности, если есть какие-то ясные мысли, сейчас внести свои замечания в     
уже принятые законопроекты. Принятие закона, который предлагается сегодня,      
повлечет просто волокиту и бесчестное отношение к нашим пенсионерам и к         
пенсионному законодательству, которое в настоящее время зашло просто в          
тупиковое положение.                                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Шеин, пожалуйста.                                                       
                                                                                
ШЕИН О. В. Уважаемые коллеги, мне кажется, наоборот, бесчестным было принятие   
летом одного из ключевых законов даже без рассылки его в субъекты Федерации и   
без ознакомления с ним общественных организаций, пенсионеров, которые сегодня   
с удивлением читают о базовой пенсии в 450 рублей. Я очень благодарен коллеге   
Похмелкину, который показал достаточно серьезную новеллу, предлагаемую нам      
сегодня докладчиком. И действительно, это один из базовых принципов             
строительства нашей пенсионной системы - то есть или мы говорим о том, что      
наш государственный Пенсионный фонд подлежит определенному регулированию, или   
в принципе мы практически никак не отслеживаем какое-то накопление,             
индексирование, порядок расходования средств, идущих через нашу накопительную   
пенсионную систему. Поэтому я считаю, что если говорить о базовых вещах, то     
сегодня мы как раз по ним и определяемся.                                       
                                                                                
Кроме того, я обратил внимание на то обстоятельство, что в рамках               
предлагаемого законопроекта, пусть даже, может быть, и не совсем четко, но      
высвечивается предложение, которое позволит нам существенно, уже опираясь на    
мнение всей палаты, всей Государственной Думы, высказываться о предстоящей      
пенсионной реформе при рассмотрении во втором чтении пакета, принятого летом.   
Я имею в виду увязку минимального размера пенсии с прожиточным уровнем. Как     
вы понимаете, 450 рублей никак с этой цифрой не увязываются. И норма, что       
минимальная пенсия индексируется только в пределах средств, предусмотренных     
бюджетом, тоже с прожиточным уровнем не увязывается. Сегодня мы, наверное,      
должны сказать об обратном - я имею в виду возможность привлечения средств      
территорий, о чем также идет речь в данном законопроекте, - и, конечно, об      
одной из ключевых позиций - об урегулировании работы Пенсионного фонда и,       
кстати говоря, об альтернативных пенсионных фондах.                             
                                                                                
Поэтому я думаю, что сегодня надо обязательно нам все-таки поддержать данный    
законопроект, потому что он позволит более четко, вдумчиво и основательно       
подойти к той реформе, которая затрагивает ни мало ни много 40 миллионов        
человек в Российской Федерации.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Гайнуллина, пожалуйста.                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы будем советоваться. Видимо, последнее выступление.        
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Предыдущие выступления, в общем-то, избавляют меня от очень    
продолжительного выступления, но, единственное, я хотела бы еще раз обратить    
внимание коллег на следующее. Ради справедливости нужно отметить, что данный    
законопроект действительно претендует на какие-то определенные основы или       
систематизацию законодательства по пенсионному обеспечению. Но это именно,      
подчеркиваю, попытка, ибо мы с вами (как, впрочем, и при принятии ранее трех    
законопроектов) в полном объеме весь пакет законодательных и нормативных        
актов, принятие которых предполагает сегодня базовый закон, тоже не получили    
и судить не можем. А с другой стороны, мы имеем некий свод, или сумму, трех     
ранее уже принятых законопроектов. Посмотрите, повторяющиеся нормы - это        
обязательное пенсионное обеспечение, дополнительное пенсионное обеспечение,     
базовая пенсия, пенсия по возрасту, за выслугу и так далее.                     
                                                                                
И конечно же, я позволю себе не согласиться с теми аргументами, которые         
высказали коллеги в пользу образования органов исполнительной власти -          
органов управления пенсионной системой. Я просто хочу восстановить в вашей      
памяти, уважаемые коллеги, те продолжительные задержки по выплате заработной    
платы, когда Пенсионный фонд, казалось бы, был независим от системы             
исполнительных органов власти и тем не менее органы исполнительной власти без   
зазрения совести - не постесняюсь этого выражения - заимствовали деньги         
пенсионеров на ликвидацию задолженности по заработной плате. И мой вопрос о     
социальном партнерстве как принципе управления пенсионным обеспечением был не   
случаен. Поэтому наша фракция сегодня воздержится или проголосует скорее        
против принятия данного законопроекта, ибо мы принципиально стоим на позициях   
прозрачности, управляемости, контроля за пенсионным обеспечением наших          
граждан.                                                                        
                                                                                
А вы обратите внимание на статью, которая регламентирует деятельность органа    
исполнительной власти - государственной пенсионной службы, посмотрите, какого   
монстра мы создаем! Это почище, чем имярек Зурабов. Посмотрите: проводит        
государственную политику, назначает и выплачивает, управляет средствами,        
контролирует деятельность, передает страховщикам и так далее. Так не то ли мы   
создаем, от чего пытаемся уйти?! Поэтому, уважаемые коллеги, учитывая, что      
сейчас создана рабочая группа Государственной Думой, что там есть очень много   
ценных предложений, насколько я знаю, как член Национального совета по          
пенсионной реформе, можно было бы предложить авторам и данного законопроекта    
принять участие в работе этой группы и каким-то образом, помня, что это         
действительно очень болезненная для российского общества и для каждого          
гражданина, для каждого избирателя проблема, все-таки попытаться вместе найти   
общие подходы и общие решения.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вера Александровна Лекарева. Вы настаиваете на            
выступлении? Пожалуйста, две минуты...                                          
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А., фракция "Союз Правых Сил".                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, чтобы рассеять трепетное отношение к действующему            
Пенсионному фонду, я хочу обратить ваше внимание на данные Счетной палаты и     
напомнить, что так называемые свободные средства в Пенсионном фонде были        
размещены на счетах коммерческих банков, в то время как наши пенсионеры ждут    
не дождутся повышения минимальной пенсии. Это первое.                           
                                                                                
Второе. Хочу обратить ваше внимание еще раз на название предлагаемого           
законопроекта: речь идет об основах пенсионной системы в Российской             
Федерации, об основах. Выстраивается именно стройная система государственного   
контроля за теми средствами, в которых нуждаются пенсионеры. Поэтому я прошу    
вас поддержать этот закон. Почему нужно так бояться этого государственного      
контроля, о котором мы столько говорим все?! Я прошу депутатов внимательно      
отнестись к предложенному нами законопроекту и поддержать его.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, представитель Правительства. Михаил Зурабов   
- председатель Пенсионного фонда российского.                                   
                                                                                
ЗУРАБОВ М. Ю., председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации.   
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич! Признаюсь, я всегда с особым трепетом прихожу в     
Государственную Думу, для того чтобы, в первую очередь, услышать что-то новое   
о себе. Сегодняшний день, конечно же, не исключение. Но мне все-таки            
казалось, что мы настолько давно с вами вместе работаем, что, по-видимому, не   
имеет смысла возвращаться к аргументации, от которой мы уже ушли несколько      
лет назад.                                                                      
                                                                                
Я совершенно официально хочу вам сказать о следующем.                           
                                                                                
Во-первых, Пенсионный фонд Российской Федерации уже давно находится на          
казначейском исполнении своего собственного бюджета.                            
                                                                                
Во-вторых, все те средства, которые у нас не проходят через казначейство и      
являются нашими остатками (и это подтверждают все последние проверки),          
находятся исключительно на счетах в коммерческих банках. Никаких депозитных     
договоров, никаких заимствований в Пенсионном фонде в течение последних двух    
лет нет, и это не предполагается делать дальше. Более того, что касается тех    
средств, которые сейчас находятся на счете в Центральном банке, вы знаете об    
этом, мы усиленно пытаемся договориться с Правительством о том, чтобы по этим   
остаткам нам уплачивались хотя бы какие-то проценты. Поэтому, когда депутат     
Похмелкин говорит о каких-то коммерческих банках, по всей видимости, он         
пользуется той информацией, которая уже давно устарела.                         
                                                                                
Теперь по сути проекта того закона, обсуждение которого мы сейчас с вами        
ведем. Действительно, этот законопроект внешне имеет ровно те же самые          
недостатки, за которые вы критиковали нас, когда мы представляли все три        
основных закона. Там также говорится о базовой пенсии и о том, что эти          
базовые пенсии устанавливаются в фиксированном размере и финансируются за       
счет средств бюджета действительно с ориентацией на прожиточный минимум. Но     
мы сами понимаем, насколько "реалистичным" является такое заявление. Там        
также говорится о страховой части пенсий, которая финансируется за счет         
пенсионных взносов. Там также говорится о пенсионном страховании                
дополнительном и профессиональных пенсиях, построенных на накопительном         
принципе, что вызывает очень большую критику.                                   
                                                                                
То есть если говорить о самом законе, то он лишен или не лишен недостатков      
ровно в той же степени, в которой лишены или не лишены недостатков те три       
представленных законопроекта, по которым вы голосовали.                         
                                                                                
В чем же там новелла, о которой сейчас говорят? Новелла только в одном:         
предполагается, что вместо государственного внебюджетного фонда, бюджет         
которого вы ежегодно рассматриваете, исполнение которого утверждается           
федеральным законом после отчета Счетной палаты, управление этими средствами    
будет осуществляться министерством, то есть структурой исполнительной власти.   
Когда страховое законодательство создавалось, - кстати сказать, оно было        
подтверждено Государственной Думой и в 1999 году, когда был принят закон "Об    
основах обязательного социального страхования", - в нем было записано, что      
страхование осуществляется страховщиками, создаваемыми Российской Федерацией.   
Пенсионный фонд является таковым страховщиком. Вместо страховщика теперь        
предполагается ввести министерство, причем министерство с достаточно            
расширенными функциями.                                                         
                                                                                
И если те же самые правые фракции, которые высказывались за ограничение роли    
государства в этой сфере, внимательно познакомятся с этим законом, то они       
обратят внимание, что это самое министерство регулирует в том числе вопросы,    
связанные с контролем финансово-кредитной деятельности, хотя непонятно чьей,    
поскольку Пенсионный фонд трансформируется в единую пенсионную службу, о        
которой шла речь. Непонятно, во что еще Пенсионный фонд может в этих условиях   
трансформироваться. Таким образом, единственная разница в том, что Пенсионный   
фонд становится министерством. Вот задумайтесь: насколько депутатам             
Государственной Думы эта идея близка? Если сегодня Пенсионный фонд              
контролируется Государственной Думой непосредственно через принятие бюджета     
Пенсионного фонда на год, исполнение которого контролирует Счетная палата, то   
вы предлагаете: давайте мы это сделаем в структуре исполнительной власти. У     
вас есть опыт - дорожный фонд, фонд занятости, и вы судьбу этих двух фондов     
хорошо знаете. Вы хотите всё то же самое сделать с Пенсионным фондом. В         
общем-то, можно в направлении такого рода начать двигаться, но это совершенно   
другая концепция. Это не та концепция, в соответствии с которой у нас в         
стране развивается социальное страхование, это концепция совершенно другой      
модели. И Президент свою позицию в отношении модели развития социального        
страхования, построенной на основе принципов социального партнерства, большей   
прозрачности и контроля, отделения тех, кто собирает взносы, - это сейчас       
Министерство по налогам и сборам - от тех, кто выплачивает, - это Пенсионный    
фонд и другие внебюджетные фонды - уже подтвердил. И я не думаю, что            
Президент откажется от этой точки зрения.                                       
                                                                                
У меня предложение такое, и такова позиция Правительства: данный законопроект   
не поддерживать, все те соображения и идеи, которые необходимо было бы учесть   
в рамках работы над этими законопроектами, учесть при рассмотрении              
законопроектов, которые в первом чтении уже были рассмотрены Государственной    
Думой.                                                                          
                                                                                
И еще. Мы действительно считаем целесообразным после определения вот этих       
самых конкретных законов, о которых мы сейчас ведем речь, на следующий год      
попытаться написать пенсионный кодекс, и тогда этот всеобъемлющий закон будет   
отвечать на все те вопросы, которые возникают у пенсионеров. Но начинать не с   
этого надо, потому что, если вы вчитаетесь в статьи этого документа, они        
ничего, кроме удивления, не вызывают. Представьте себе. Статья называется       
"Финансирование пенсий по нестраховому государственному пенсионному             
обеспечению", вся статья состоит из одной фразы: "Пенсии по нестраховому        
государственному пенсионному обеспечению финансируются из федерального          
бюджета". Следующая статья - опять одна фраза, следующая статья - опять одна    
фраза. Это не тот серьезный документ, который может заложить основы для         
реформы пенсионной системы. В связи с этим хотел бы просить вас внимательно     
отнестись к моим словам и принять решение, учитывая их. Спасибо.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Юрьевич.                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, четыре минуты у нас осталось, я просил бы... Я понимаю,      
заключительное слово, но вряд ли вы захотите продлить заседание сегодня.        
                                                                                
Пожалуйста, представитель Президента.                                           
                                                                                
КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты Государственной   
Думы! Я постараюсь быть предельно кратким. Прежде всего практически во всех     
выступлениях депутатов, в том числе в выступлениях докладчика и представителя   
комитета по социальной политике, красной нитью проходила мысль о том, что       
данный законопроект не противоречит, а повторяет основные положения уже         
принятых вами в первом чтении трех законопроектов, внесенных Президентом. Я     
не буду их раскрывать, сейчас Михаил Юрьевич Зурабов достаточно подробно на     
этом останавливался.                                                            
                                                                                
Но при этом я хотел бы отметить, что данный законопроект нарушает Конституцию   
Российской Федерации, вторгаясь в прерогативы Президента и Правительства по     
установлению структуры федеральных органов исполнительной власти, создавая      
специальный федеральный орган исполнительной власти в виде государственной      
пенсионной службы, более того, устанавливает ее полномочия, что является        
исключительной прерогативой Правительства Российской Федерации. Итак,           
подчеркиваю: если во всем остальном законопроект просто дублирует нормы, ну,    
в какой-то, может быть, интерпретации, ранее принятых законов, то по            
названным положениям прямо противоречит Конституции. Безусловно, нет смысла     
принимать этот закон, его нельзя принимать, как противоречащий Конституции.     
И, как правильно сказал Михаил Юрьевич Зурабов, те положительные моменты,       
которые отличают этот законопроект, могут и должны быть учтены при принятии     
во втором чтении уже принятых в первом чтении трех законопроектов.              
                                                                                
И последнее, что я хотел бы сказать. Здесь звучала несколько раз фраза, что     
данный законопроект, именно вводя новый федеральный орган исполнительной        
власти, устанавливает принципы организации управления этими средствами. Я       
хочу напомнить вам, что Президентом давно, еще в весеннюю сессию, внесен        
проект закона об управлении средствами государственного пенсионного             
обеспечения в Российской Федерации, который как раз и призван решить эту        
проблему. Спасибо.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валентина Борисовна, заключительное слово.    
                                                                                
И видимо, нам придется продлить на пять минут заседание.                        
                                                                                
САВОСТЬЯНОВА В. Б. Уважаемые выступившие, я вам всем признательна за ваши       
выступления, за дополнения моего доклада. Но я хотела бы остановиться в         
первую очередь на замечаниях, которые дало Правительство, и процитирую          
кое-какие моменты. В преамбуле заключения отмечено, что законопроект призван    
определить пенсионную систему в целом, ее структурные составляющие, порядок     
их финансирования, разграничить полномочия субъектов управления и что           
законопроект направлен на решение двух крупных задач: правового регулирования   
вопросов управления пенсионной системой (правовой новацией при этом выступает   
создание Государственной пенсионной службы)...                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентина Борисовна, Валентина Борисовна!..               
                                                                                
САВОСТЬЯНОВА В. Б. Я никого не перебивала.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, вы меня не перебивайте. У нас время              
заканчивается.                                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я прошу продлить на десять минут заседание. Давайте          
продлим на десять минут для завершения вопроса. На пять достаточно, да? Мы      
проголосуем и закончим работу. Да, после выступления Валентины Борисовны мы     
сразу голосуем. Прошу определиться голосованием. Пожалуйста, уважаемые          
коллеги, голосуйте. После выступления Валентины Борисовны мы сразу              
проголосуем законопроект.                                                       
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              330 чел.             73,3%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    334 чел.                                          
Не голосовало                 116 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Пожалуйста, Валентина Борисовна.                                                
                                                                                
САВОСТЬЯНОВА В. Б. То есть названы фактически шесть пунктов, которые            
определяют цели этого законопроекта, и указано, что законопроект направлен на   
решение двух крупных задач: правового регулирования вопросов управления         
пенсионной системой с правовой новацией - созданием Государственной             
пенсионной службы и определения элементов (укладов) пенсионной системы. Сама    
констатация Правительством целей законопроекта уже говорит о его                
социально-политической значимости.                                              
                                                                                
Более того, в пункте 1 отмечается, что характеристики предлагаемых элементов    
пенсионной системы приведены в основном в концептуальном, а не регулятивном     
виде. Такой вывод Правительства можно также расценить как достоинство, а не     
недостаток данного законопроекта.                                               
                                                                                
В то же время аргументы, которые звучали против законопроекта, полностью        
несостоятельны, это попытка выхолостить сущностные, концептуальные вопросы      
законопроекта под предлогом их недостаточно четкого правового оформления.       
Здесь практически каждый второй читает лекции и прекрасно знает, как            
правильно сказал Виктор Валерьевич Похмелкин, что есть особенная и общая        
части. Так вот, мы ставим телегу впереди лошади, а надо вначале лошадь          
ставить, а потом телегу, надо вначале выстроить систему пенсионную, а затем     
уже управление ею.                                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу определиться голосованием.                             
                                                                                
Владимир Ростиславович Пашуто, вы тоже хотите выступить с заключительным        
словом? Одна минута, пожалуйста, с места.                                       
                                                                                
ПАШУТО В. Р. Уважаемые коллеги, я тоже хотел указать на некоторые неточности    
в выступлениях представителей Правительства. Ведь разговор о чем шел, когда     
вот тот четвертый законопроект убрали с рассмотрения? Говорили напрямую, что    
мы создаем "МММ" в масштабе государства. В данном случае другая система.        
                                                                                
И последнее, что касается того, что было сказано господином Зурабовым. Нельзя   
так подходить некорректно! У нас есть внебюджетный фонд - Фонд соцстраха. Так   
вот, мы его спасаем в той или иной степени, но уже на следующий год             
закладывается ровно половина по сравнению с нынешним годом на                   
санаторно-курортное лечение. Вот такие подходы к единому социальному налогу.    
И поэтому мы обязаны сегодня сделать так, чтобы Государственная Дума            
действительно была тем органом, который будет не только регулировать            
пенсионное обеспечение, но обеспечивать соответствие тем требованиям, которые   
есть в Конституции.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять    
в первом чтении проект федерального закона № 83877-3 "Об основах пенсионной     
системы в Российской Федерации"? Прошу определиться голосованием.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 03 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              217 чел.             48,2%                        
Проголосовало против           82 чел.             18,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    299 чел.                                          
Не голосовало                 151 чел.                                          
Результат: не принято