Заседание № 275

18.03.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 838058-8 "О внесении изменения в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части повышения качества дополнительного профессионального образования педагогических работников).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3176 по 4092 из 5425
Переходим к 13-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении            
изменения в статью 47 Федерального закона "Об образовании в Российской          
Федерации". Опять Александр Георгиевич Мажуга сделает доклад и содоклад.        
                                                                                
Вот посмотрите, правительство, вы хотя бы представили его к награде,            
поддержали морально - за вас берёт один вопрос на себя, другой, на трибуне      
стоит.                                                                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Спасибо большое.                                                   
                                                                                
Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, глубокоуважаемые коллеги! Я представляю   
второй законопроект, который подготовлен группой авторов, - авторы доверили     
мне доложить о законопроекте, что для меня большая честь и ответственность.     
                                                                                
Ни для кого не секрет, что качество образования в школе напрямую связано с      
профессиональным уровнем подготовки педагогов, в первую очередь это получение   
преподавателем профессионального образования в рамках обучения в                
университете, во вторую очередь - дальнейшее совершенствование в рамках         
программ дополнительного профессионального образования. В соответствии со       
статьями 28 и 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"    
работодатель обеспечивает прохождение педагогом программ дополнительного        
профессионального образования не реже чем один раз в три года по профилю        
педагогической деятельности.                                                    
                                                                                
Напомню, что такое дополнительное профессиональное образование. Оно включает    
в себя повышение квалификации - курсы могут быть разные (минимальный курс -     
это 16 часов), а также профессиональную переподготовку, минимальный объём       
такого курса - 250 часов, и он может заканчиваться присвоением новой            
квалификации, об этом я скажу чуть более подробно.                              
                                                                                
Сколько педагогов ежегодно проходят повышение квалификации? Согласно данным     
форм федерального статистического наблюдения ежегодно 2 миллиона педагогов      
проходят программу ДПО, из них 1,3 миллиона - это учителя школ. Ежегодно        
около 35 тысяч преподавателей школ проходят программы переподготовки, и         
только - вдумайтесь! - половина из них, около 18 тысяч, получают новую          
квалификацию, то есть был преподавателем одного предмета, стал преподавателем   
совсем другого. Примеры тут тоже бывают разные: был преподавателем              
физкультуры - стал преподавателем, например, физики.                            
                                                                                
За счёт каких средств у нас сегодня преподаватели учатся? В части повышения     
квалификации (это небольшие, короткие курсы - 16, 36, 72 часа) 90 процентов -   
за счёт средств бюджета либо за счёт собственных средств образовательной        
организации. А что касается профессиональной переподготовки, то есть со         
сменой направления, 67 процентов - за счёт средств физических лиц, то есть      
люди сами платят за профессиональную переподготовку. В принципе само            
повышение квалификации, профессиональная переподготовка за счёт средств         
физических лиц - это как минимум неправильно, по нашему мнению.                 
                                                                                
Где реализуются программы ДПО? Сеть организаций, которые осуществляют           
образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам,     
составляет 7050 организаций, из которых вузов и филиалов - 1115,                
научно-исследовательских организаций - 208. Необходимо учитывать, что при       
существующей системе лицензирования идентификация организаций, которые          
осуществляют образовательную деятельность по программам ДПО, практически        
невозможна. У нас есть реестр Рособрнадзора, в котором на сегодняшний день      
представлены все программы ДПО, но нет никакого выделения программ              
педагогических, такую выборку сделать нереально.                                
                                                                                
Особое внимание хотелось бы всё-таки обратить на программы профессиональной     
переподготовки. Для их реализации, как мы понимаем, требуются                   
квалифицированные специалисты, материально-техническая база. Согласно 76-й      
статье закона "Об образовании..." программы такой профессиональной              
переподготовки образовательная организация сегодня разрабатывает                
самостоятельно. В сети можно легко найти большое число компаний, которые        
предлагают программы профессиональной переподготовки для педагогов по любому    
предмету и направлению.                                                         
                                                                                
Для примера, я связался с одной из таких компаний анонимно, спросил о близком   
мне предмете, хочу, говорю, стать преподавателем химии: 252 часа - 5970         
рублей, срок обучения - один месяц. По правде сказать, менеджер уточнила, что   
если я не имею представления о химии, то лучше взять четыре месяца за 13 100    
рублей, и это будет 620 часов. Все программы проходят исключительно в           
онлайн-формате, в удобное время просматриваешь лекции, никакой практической     
подготовки, естественно, нет (хотя мы понимаем, что химия - это предмет         
экспериментальный, необходимо проводить лабораторные работы), потом             
необходимо сдать зачёт, причём оговаривается, что зачёт можно сдавать           
неограниченное число раз, и получить новую квалификацию. Я сравнил эту          
программу с программой педагогического университета, одного из наших ведущих    
педагогических университетов, с программой профессиональной переподготовки на   
учителя химии: 1044 часа, срок обучения - 1 год и шесть месяцев, 70 тысяч       
рублей, форма очно-заочная, обязательная практическая подготовка, и берут       
только тех, у кого есть высшее образование, которое имеет хотя бы какое-то      
отношение к химии.                                                              
                                                                                
Мы понимаем, что к программам профессиональной переподготовки должны            
предъявляться такие же требования, как и к программам высшего образования. И    
в связи с этим абсолютно логично мы в законопроекте делаем акцент на том, что   
такие программы могут быть реализованы в государственных и муниципальных        
образовательных организациях, организациях, осуществляющих образовательную      
деятельность. Сегодня в 37 педагогических университетах, в 234 вузах            
реализуются программы педагогического образования: это, естественно,            
Российская академия образования, это более 130 институтов повышения             
квалификации педагогов. Это организации, которые имеют условный знак            
качества, у них есть все условия, необходимые кадры, необходимая                
материально-техническая база.                                                   
                                                                                
Так вот, именно об этом наш законопроект - о качестве подготовки педагогов:     
на первом месте должно стоять качество, ни в коем случае не коммерческий        
интерес. Возможность получения педагогическими работниками новой квалификации   
в результате профессиональной переподготовки в отсутствие необходимых           
кадровых и материально-технических условий, единых требований к содержанию      
программы профессиональной подготовки несёт риски, связанные с качеством        
образования.                                                                    
                                                                                
Законопроектом предлагается: первое, осуществлять дополнительное                
профессиональное образование по направлению работодателя, во-первых, по         
профилю педагогической деятельности для повышения квалификации, во-вторых,      
для приобретения новой квалификации в сфере педагогической деятельности или     
управления образовательными организациями по программам профессиональной        
переподготовки; второе, осуществлять дополнительное профессиональное            
образование в государственных и муниципальных образовательных организациях,     
организациях, расположенных на территориях "Сириус", центра "Сколково", а       
также ИНТЦ. Законопроект будет способствовать выполнению задач, которые         
поставил перед нами президент: каждый год мы должны для 10 процентов            
педагогов проводить программы ДПО.                                              
                                                                                
Законопроект поддерживают Комитет Государственной Думы по просвещению,          
Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Правительство        
Российской Федерации поддерживает законопроект. На представленный               
законопроект поступило 16 положительных отзывов от законодательных органов      
субъектов Российской Федерации, 46 высших должностных лиц субъектов             
Российской Федерации также поддержали законопроект.                             
                                                                                
Комитет Государственной Думы по науке и высшему образованию рекомендует         
Государственной Думе принять проект федерального закона в первом чтении.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, вопросы к докладчику, коллеги. Есть вопросы.                        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Александр Юрьевич, заранее предупреждаю, что хотелось бы, чтобы по такому       
важному вопросу правительство публично позицию заявило. Готовьтесь к            
выступлению.                                                                    
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Вот смотрите, сколько вопросов.                                                 
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
Подготовиться Шеремету.                                                         
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Александр Георгиевич, а можно уточнить? Скажите, вот           
законопроект начинается с таких слов, как переподготовка и повышение            
квалификации по направлению работодателей. А если, предположим, педагог         
захочет повысить квалификацию, пройти дополнительное, как говорится, обучение   
и так далее, а работодатель по той или иной причине не поддержит и не даст      
это направление, не будет ли эта фраза являться препятствием, чтобы пройти      
это дополнительное образование?                                                 
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Спасибо большое, Андрей Геннадьевич. Сегодня в соответствии с      
законодательством об образовании педагоги должны повышать свою квалификацию     
раз в три года, повышать квалификацию их направляет работодатель. Собственно,   
для этого в законопроекте есть фраза "по направлению работодателя". Часто в     
коллективные договоры, в трудовые договоры записывают положение о том, что      
работодатель направляет своих педагогов (мы говорим прежде всего об учителях    
общеобразовательных организаций) для прохождения повышения квалификации за      
счёт средств работодателя, - это важный момент. Вот когда я приводил            
статистику, за счёт чьих средств у нас программы ДПО проходят, говорил, что     
когда именно по направлению, то, естественно, за счёт образовательной           
организации, соответствующего бюджета, ни в коем случае не за счёт средств      
самого педагога. Именно про это. Образовательная организация направляет         
педагога и оплачивает его программу повышения квалификации. Если сам педагог    
хочет в свободное от работы время повысить свою квалификацию за счёт            
собственных средств - здесь никаких ограничений нет.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шеремет Михаил Сергеевич.                     
                                                                                
Подготовиться Смолину.                                                          
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович. Вопрос Александру Георгиевичу.                    
                                                                                
Скажите, пожалуйста, повышение квалификации по направлению работодателя будет   
платным или бесплатным для педагогов?                                           
                                                                                
И второй вопрос: будут ли какие-либо мотивирующие, стимулирующие надбавки к     
зарплате педагогов после повышения ими квалификации?                            
                                                                                
Спасибо заранее.                                                                
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Спасибо большое, Михаил Сергеевич. Когда образовательная           
организация направляет педагога на повышение квалификации, естественно,         
повышение квалификации по программе дополнительного профессионального           
образования оплачивает образовательная организация. Что касается каких-то       
стимулирующих, компенсирующих дополнительных выплат за прохождение ДПО, это     
уже вопрос самой образовательной организации, эффективного контракта, если он   
присутствует в этой образовательной организации. Это выходит за рамки           
текущего законопроекта.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич.                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Александр Георгиевич, сразу говорю, мы поддержим этот    
законопроект с поправками, которые потом будем вносить, но я передаю вопрос     
от профсоюзов.                                                                  
                                                                                
Поскольку у нас единый фонд оплаты труда, то, когда педагоги уходят на курсы    
повышения квалификации, за них приходится кому-то работать, и всё это           
оплачивается за счёт того же самого фонда, стимулирующих средств в этом         
фонде, как правило, не бывает. Есть ли версия, как можно решить эту задачу,     
иначе учителя с некоторой ревностью относятся к тем, кто повышает               
квалификацию за счёт того же фонда оплаты труда?                                
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Спасибо большое, Олег Николаевич. Ну, ваш вопрос явно выходит за   
рамки представленной концепции законопроекта, но этот вопрос действительно      
важный - создание мотивирующих условий для того, чтобы педагоги повышали свою   
квалификацию и была непрерывная система повышения квалификации педагогических   
работников. Давайте пообсуждаем, что здесь можно сделать, но это опять же не    
относится напрямую к представленному законопроекту.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Леонов Олег Юрьевич.                          
                                                                                
Подготовиться Лантратовой.                                                      
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Александр Георгиевич, цель законопроекта - качество подготовки        
педагогов - вопросов не вызывает, это правильно, но в разных отраслях это       
решается разными способами, например, утверждением программ подготовки и        
жёстким надзором за их соблюдением. Почему в данном случае не пошли через       
ужесточение надзора и согласование программ, а решили ограничить количество     
субъектов, которые участвуют в обучении?                                        
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Спасибо большое, Олег Юрьевич, за ваш вопрос. Да, действительно,   
он очень важный, мы этот вопрос обсуждали, когда готовили законопроект.         
Совсем недавно по инициативе Председателя Государственной Думы Вячеслава        
Викторовича был принят законопроект о повышении качества медицинского и         
фармацевтического образования, там путь был другой: там были созданы типовые    
программы, создавался реестр, Росздравнадзор проверяет качество образования в   
организациях, реализующих программы дополнительного профессионального           
образования.                                                                    
                                                                                
Здесь мы говорим об ином подходе, здесь подход связан с тем, что программы      
дополнительного профессионального образования условно делятся на две            
категории: программы повышения квалификации (с ними чуть проще) и программы     
переподготовки. На самом деле это самый серьёзный вопрос, который сегодня       
перед нами стоит.                                                               
                                                                                
Программы переподготовки - это не те же самые программы, которые есть, там, у   
врачей, к ним должен быть другой подход. Программы профессиональной             
переподготовки - это получение новой квалификации. Сегодня, анализируя все      
образовательные организации, которые осуществляют подготовку педагогов, в том   
числе по программам ДПО, мы видим, что только государственные и муниципальные   
образовательные организации, а это, по сути, педвузы и вузы, в которых есть     
педагогическое образование, имеют необходимую материально-техническую базу и    
кадровое обеспечение, чтобы это реализовать. Относительно дополнительной        
профессиональной программы именно повышения квалификации - давайте обсуждать,   
но в части программ переподготовки должны быть такие же требования, которые     
предъявляются к программам высшего образования по 44-й группе специальностей    
- педагогическое образование.                                                   
                                                                                
А относительно... Я понимаю ваш вопрос: вы имеете в виду организации, которые   
с хорошим качеством осуществляют повышение квалификации. Но они не относятся    
к государственным и муниципальным, поэтому вот здесь надо обсуждать. Давайте    
ко второму чтению будем думать, что здесь можно сделать.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лантратова Яна Валерьевна.                    
                                                                                
Подготовиться Антропенко.                                                       
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Александр Георгиевич, полностью поддерживаем         
данный законопроект. В экспертной среде говорят о необходимости вернуть         
государственное регулирование качества подготовки и государственную             
аккредитацию самих программ. Это позволит избежать появления массы частных      
фирм, которые занимаются по сути просто выдачей документов. Не рассматривали    
ли вы данный вариант регулирования?                                             
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Спасибо большое, Яна Валерьевна. Вопрос чуть схожий с              
предыдущим. По медикам такое по сути регулирование - это реестр программ,       
типовые программы, проверка материально-технической базы кадрового              
обеспечения - сделано. Обсуждали, возможно ли такой же подход применить для     
дополнительного профессионального образования педагогов, но пока по тем же      
самым причинам, о которых только что говорил, отвечая Олегу Юрьевичу, это       
сделать достаточно сложно. Давайте ко второму чтению подумаем, какие здесь      
могут быть идеи. В принципе подход, конечно, у вас правильный.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Антропенко Игорь Александрович.               
                                                                                
Подготовиться Берулаве.                                                         
                                                                                
АНТРОПЕНКО И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Георгиевич, существующая практика, когда вузы               
самостоятельно разрабатывают программу, устанавливают объём часов,              
необходимый для переподготовки, представляется недостаточной для                
всестороннего обучения педагогических специалистов. Законопроектом              
устанавливается, что дополнительное профессиональное образование                
педагогических работников по направлению работодателя осуществляется по         
программам повышения квалификации по профилю педагогической деятельности или    
по программам профессиональной переподготовки. Предполагается ли введение       
единого образовательного стандарта для ДПО, единой программы, которая           
исключила бы несоответствие навыков и компетенций специалистов после            
переподготовки, либо использование нескольких программ педагогических           
организаций, разработанных в соответствии с конкретными запросами?              
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Спасибо большое за вопрос, Игорь Александрович. Если мы говорим    
о едином, значит, у нас появляется типовая программа. Как только у нас          
появляется типовая программа, у нас должен быть определён набор этих типовых    
программ под каждую специальность, под каждую профессию, соответственно, под    
каждый вид деятельности. Пока экспертное сообщество не сформулировало этот      
перечень. Поэтому мы пока, что касается субъектов, на кого распространяется     
данный законопроект, говорим о государственных и муниципальных организациях,    
осуществляющих образовательную деятельность, поскольку мы уверены в качестве    
их подготовки. Если у нас будет от экспертного сообщества запрос на типовые     
программы и будет понятен перечень, подо что мы их делаем, тогда давайте        
будем ко второму чтению эту идею обсуждать.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Берулава Михаил Николаевич.                   
                                                                                
БЕРУЛАВА М. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Георгиевич, у меня такой вопрос: почему часть программ      
ДПО для педагогов возможно будет освоить только в государственных или           
муниципальных образовательных организациях и как это соотносится со статьёй 3   
закона "Об образовании...", где одним из принципов государственной политики в   
сфере образования определена недопустимость ограничения или устранения          
конкуренции в сфере образования?                                                
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Спасибо большое, Михаил Николаевич, за важный, очень важный        
вопрос. Когда мы говорим о профессиональной переподготовке педагогов, о         
получении новой квалификации, мы понимаем, что эти программы должны быть по     
сути приравнены к программам высшего образования. Например, получает педагог    
новую квалификацию - преподаватель физики. Организация, которая учит на         
преподавателя физики, должна иметь необходимую материально-техническую базу,    
необходимое кадровое обеспечение, педагоги должны быть, должны быть             
практикумы, должна быть вся инфраструктура, чтобы полноценно обучить в том      
числе преподавателя физики, тем более если педагог меняет направление. И        
сегодня мы говорим о том, что это могут сделать качественно, всё-таки этот      
законопроект прежде всего о качестве, педагогические университеты, где всё      
это есть, Российская академия образования, где это есть, более 130 институтов   
повышения квалификации педагогов, где вся инфраструктура есть, и 234            
университета, которые реализуют программу подготовки педагогов.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Гильмутдинов Ильдар Ирекович.                                       
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Александр Георгиевич, у нас ведь получение высшего педагогического              
образования допускается и в наших негосударственных высших учебных              
заведениях, в то же время в них же по нашему законопроекту нельзя проводить     
повышение квалификации, переподготовку. Как тут быть?                           
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Вначале я говорил о том, что у нас законопроект начинается с       
того, что это осуществляется по направлению работодателя. Законопроект в        
принципе начинается с того, что повышение квалификации осуществляется по        
направлению работодателя, работодатель определяет организацию, в которой, как   
он считает, самое хорошее качество образования, чтобы повысить квалификацию     
или провести переподготовку преподавателя. Поэтому здесь мы говорим прежде      
всего о государственных и муниципальных образовательных организациях, о том,    
что преподаватели государственных и муниципальных образовательных организаций   
по направлению работодателя направляются для повышения квалификации и           
переподготовки в государственные и муниципальные организации, осуществляющие    
образовательную деятельность. То есть из государственных и муниципальных        
организаций направляем в государственные и муниципальные организации.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, кто хотел бы выступить по данному      
вопросу? Есть желающие.                                                         
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Чернышов Борис Александрович, Скрозникова Анна Валерьевна, Смолин Олег          
Николаевич.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Чернышов Борис Александрович, фракция ЛДПР. От фракции? Сколько     
времени?                                                                        
                                                                                
ЧЕРНЫШОВ Б. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.    
                                                                                
Я в три минуты уложусь.                                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Безусловно, это один из тех   
законов, которые опять предлагает Государственная Дума, но тема актуальна       
была и для регионов, и для курирующего министерства, и для тех чиновников,      
которые каждый раз создавали все условия, для того чтобы разного рода           
компании, фирмочки кормились за счёт учителей, за счёт их собственного          
кармана, каждый день. Все эти повышения квалификации, которые проходили         
учителя для повышения своих категорий, всё это вымывало из их и так негусто,    
что называется, населённых деньгами карманов необходимые средства.              
                                                                                
Вообще, ключевым моментом здесь является то, что для того, чтобы сегодня        
повысить свой стаж, повысить квалификацию, получить дополнительное              
финансирование своей категории, учителю приходится стать не педагогическим      
работником - подчёркиваю: педагогическим работником, - а аниматором, который    
должен показать какой-то комиссии, сколько у него всяких грамот и как он        
может что делать. Раньше же это всё было в формате демонстрационного урока:     
либо учитель мог показать свои навыки, знания, умения в конкретном классе,      
проводя конкретный урок, либо он не мог этого сделать.                          
                                                                                
Поэтому фракция ЛДПР концептуально в первом чтении поддержит данный             
законопроект. Он очень важен, он очень важен именно с точки зрения экономии     
учительских средств, он очень важен именно с точки зрения сохранения самой      
профессии. При этом мы считаем, что его нужно дорабатывать ко второму чтению.   
                                                                                
Полагаем, что здесь ключевым моментом должно стать следующее. Если              
государство действительно нуждается в учителе, если конкретные ведомства        
хотят, чтобы не только в данных Росстата количество вакансий было не такое      
большое, но и в реальной жизни, нужно убирать дополнительные расходы            
учителей: нужно убирать расходы, когда они платят за то, что они хотят          
получить новые знания, чтобы лучше преподавать в классах, нужно убирать         
расходы, когда учителя сами покупают мел и другие вещи. Всё это связанные       
вещи, абсолютно связанные! Нужно создавать условия для того, чтобы люди         
приходили в эту профессию. Это важная, очень важная профессия для всего         
нашего государства.                                                             
                                                                                
Поэтому фракция ЛДПР поддержит в первом чтении, будем вместе с нашими           
коллегами работать и дорабатывать данный законопроект ко второму чтению. И      
надеемся, что те изменения, которые будут предложены, реализуются и учителям    
станет лучше работать. Это самое главное.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Борис Александрович.                             
                                                                                
Пожалуйста, Скрозникова Анна Валерьевна, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                  
                                                                                
Подготовиться Смолину Олегу Николаевичу.                                        
                                                                                
СКРОЗНИКОВА А. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Да, мы      
согласны, что на рынке повышения квалификации надо навести порядок. Ни для      
кого не секрет, что есть учреждения, которые выдают удостоверения, лишь бы      
учителя им заплатили деньги. Все мы видели эти объявления в Интернете, где за   
5 тысяч рублей вам выдают сертификат, что вы прошли повышение квалификации.     
Здесь мы с коллегами принципиально согласны.                                    
                                                                                
Но не только государственные и муниципальные организации могут предложить       
эффективные инструменты учителям по работе с детьми. Это мы видим, когда        
ездим по регионам и наблюдаем работу институтов развития образования,           
институтов повышения квалификации учителей.                                     
                                                                                
Во-первых, в настоящее время действующая редакция закона ограничивает ряд       
крупных организаций федерального уровня, таких как Российское историческое      
общество, Российское военно-историческое общество, Русское географическое       
общество, Российское общество "Знание", АНО "Россия - страна возможностей",     
ДОСААФ России, АНО "Диалог..." и многие другие НКО, которые осуществляют        
указанную деятельность в рамках реализации гранта Президента России             
некоммерческим организациям и другим организациям на федеральном,               
региональном и муниципальном уровнях. Исключение подобных организаций из        
перечня возможных операторов дополнительного профессионального                  
педагогического образования приведёт к сужению сектора доступных и              
проверенных методик, практик и образовательных направлений.                     
                                                                                
Во-вторых, мы предлагаем предоставлять право повышать квалификацию              
организациям, которые признаны Минобрнауки России и Минпросвещения России       
федеральными инновационными площадками, особый правовой статус которых          
регламентирован статьёй 20 федерального закона № 273-ФЗ. Среди указанных        
организаций и хозяйственные общества и хозяйственные партнёрства, созданные     
федеральными университетами во исполнение статьи 103 Федерального закона №      
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", и различные научные школы и     
авторские коллективы, и учебные центры предприятий, производящих учебное        
оборудование и средства обучения.                                               
                                                                                
Наконец, в-третьих, мы считаем, что нужно предоставлять право вести             
образовательную деятельность социально ориентированным некоммерческим           
организациям, имеющим значимый потенциал в подготовке и переподготовке          
кадров. Так, совершенно очевидно, что "Яндекс" или "СБЕР" научит учителя        
информатики навыкам искусственного интеллекта гораздо лучше других, и ни один   
институт развития образования в регионе не сравнится по уровню знаний и         
компетенций в сфере преподавания физики с институтом Курчатова.                 
                                                                                
Сегодня у нас большой дефицит не только учителей-предметников, но и тех, кто    
занимается личностными навыками. Мы в Госдуме много обсуждали проблему          
буллинга, например. Ни один институт повышения квалификации не сравнится по     
знаниям в области буллинга с теми центрами помощи детям в кризисных             
ситуациях, которые сегодня в регионах появляются и действительно обладают       
интересными техниками и навыками. И дать им право обучать учителей - наш        
долг.                                                                           
                                                                                
В связи с этим мы считаем, что в текущей редакции этот закон скорее нанесёт     
вред повышению квалификации.                                                    
                                                                                
От фракции.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
СКРОЗНИКОВА А. В. У нас есть ряд вопросов к некоторым государственным           
институтам повышения квалификации: какие передовые знания и техники у них       
есть сегодня?                                                                   
                                                                                
Партия "НОВЫЕ ЛЮДИ" выступает за то, чтобы закон был доработан, чтобы в нём     
предусмотрели возможность проходить повышение квалификации как в                
государственных учреждениях, так и в тех организациях, которые являются         
лидерами в своих профессиональных областях, а частные это организации или       
государственные - вопрос второстепенный. Реестр таких организаций может вести   
правительство. Мы от фракции "НОВЫЕ ЛЮДИ" уже внесли ряд предложений и просим   
их учесть ко второму чтению.                                                    
                                                                                
А в данной редакции законопроект мы, к сожалению, поддержать не можем, будем    
голосовать против.                                                              
                                                                                
Благодарю.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. С места.                                    
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Мы поддержим     
этот законопроект по той простой причине, что наводить порядок в                
дополнительном образовании педагогических работников действительно              
необходимо. Это первое и главное. Действительно, есть примеры, когда это        
делается, как бы помягче сказать, на халтурной основе.                          
                                                                                
Второе. Мы поддерживаем вопрос и предложение Михаила Николаевича Берулавы по    
поводу того, что, как сказал Александр Георгиевич, такое право должны           
получить все, кто имеет материальную базу, необходимые кадры, методики,         
другими словами, кто имеет государственную аккредитацию по образовательным      
программам, по основным образовательным программам высшего педагогического      
образования.                                                                    
                                                                                
Третье, уважаемые коллеги, о чём я хотел сказать. Очень важная тема -           
качество повышения квалификации и переподготовки педагогов. Но мы должны        
чётко понимать: до тех пор, пока мы не решим вопрос о статусе педагогического   
работника, как сказал как-то Михаил Альбертович Мурашко, труба, через которую   
выливаются кадры, всегда будет больше той, через которую они вливаются. Можно   
потратить силы и средства на повышение квалификации и переподготовку, и при     
этом эти учителя, переподготовленные, повысившие свою квалификацию, будут       
уходить из профессии, точнее сказать, они будут уходить в репетиторы, которых   
мы плодим в том числе нашими законами.                                          
                                                                                
Мы поддерживаем законопроект в первом чтении и будем давать поправки ко         
второму, собственно, уже направили.                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, в соответствии с процедурой заключительное слово             
предоставляется Александру Георгиевичу Мажуге, ну и соответственно он от        
фракции выступит, поэтому, если вы не возражаете, семь минут.                   
                                                                                
Александр Юрьевич, а вы не расслабляйтесь, от правительства будете выступать.   
Посмотрите, по следующему законопроекту министр сам пришёл, хотя у него очень   
эффективный статс-секретарь, и он до этого многие серьёзные вопросы здесь       
докладывал, мы с ним обсуждали. Министерству повезло со статс-секретарём, но    
министр сам пришёл. А здесь важнейшая тема - повышение качества образования,    
повышение квалификации, - и где министры, где статс-секретари? И опять у нас    
дискуссии между собой, а нам-то надо, чтобы профессиональное сообщество         
высказалось. Вот здесь нас Смолин поддержал, потому что Смолин понимает         
базовые принципы работы системы просвещения и школы, а "НОВЫЕ ЛЮДИ" не          
поддержали - почему? У них свой взгляд на это: новые технологии - можно         
полежать на диване и стать из преподавателя труда или физкультуры               
преподавателем математики, физики, биологии.                                    
                                                                                
Нам здесь послушать бы преподавательское сообщество, ректорское. Есть система   
повышения квалификации - её забросили, в каждом регионе есть институт           
повышения квалификации - почему забросили? С одной стороны, деньги не хотят     
тратить, а с другой стороны, так же проще: не надо ни за что отвечать. Взял и   
сказал преподавателю: повышай квалификацию, в Интернете это стоит 2,5 тысячи,   
и будешь уже преподавателем математики, которого в школе ждут. А какой          
преподаватель математики? Вот вопрос! Поэтому нам здесь важен                   
профессиональный разговор.                                                      
                                                                                
Александр Юрьевич, давайте вы всё-таки вот берите пример с министра и его       
статс-секретаря, которые пришли по следующему вопросу, это тоже законопроект    
первого чтения, но они по-другому к нему отнеслись. А почему у нас такие        
важные вопросы все сгрузили на Мажугу, на Кабышева? Вот у нас Ирина             
Викторовна Белых: она до сих пор не может в себя прийти после рассмотрения      
утреннего законопроекта. Понимаете, о чём речь идёт? Расслабились - так         
нельзя. Понятно, идёт подготовка к отчёту правительства, но министерства-то     
должны быть здесь, об этом речь идёт.                                           
                                                                                
Заключительное слово - Александр Георгиевич Мажуга.                             
                                                                                
Подготовиться полномочному представителю правительства.                         
                                                                                
Полномочный представитель президента поддерживает проект закона, но хочет       
послушать нашу дискуссию - так, Гарри Владимирович? Нет, вы выступить хотите?   
Тогда после Мажуги, хорошо. Вот уже и полномочный представитель президента      
подключается к дискуссии.                                                       
                                                                                
А вы готовьтесь, Александр Юрьевич. Гарри Владимирович у нас тоже специалист    
по конституционному праву, по специальности 12.00.02, так же как Кабышев. Вот   
Кабышев подтягивается. Вот наконец-то у нас дискуссия будет.                    
                                                                                
Пожалуйста, коллега Мажуга.                                                     
                                                                                
МАЖУГА А. Г. Глубокоуважаемый Вячеслав Викторович, глубокоуважаемые коллеги!    
Совсем недавно в этом зале мы обсуждали ключевой документ, который определит    
будущее образования в нашей стране, - стратегию развития образования в          
Российской Федерации до 2040 года. В стратегии мы будем определять, кого мы     
будем учить, как мы будем учить, где мы будем учить и, самое главное, кто       
будет учить наших школьников и студентов. Две недели назад в этом же зале мы    
с вами обсуждали вопросы подготовки специалистов для сферы образования -        
учителей и для сферы медицины - врачей.                                         
                                                                                
Задача данного законопроекта - это повышение качества педагогического           
образования, качества дополнительного профессионального образования наших       
педагогов, и эта тема поднималась и на одном "правительственном часе", и на     
другом. Можно много говорить об инструментах, подходах в воспитании, но         
главная роль в процессе обучения всё-таки отводится педагогу. Когда ребёнок     
приходит в школу, в его жизни помимо родителей появляется взрослый - это        
учитель. Когда школьник приходит в университет, в его жизни появляется          
преподаватель вуза, который, с одной стороны, становится его профессиональным   
наставником, с другой - человеком, который формирует его жизненные ориентиры.   
Так вот, профессиональный уровень подготовки педагога и в первом, и во втором   
случаях - это самое главное: чем лучше готов педагог, профессионально готов,    
тем качественнее будет образование.                                             
                                                                                
Мы очень многое сделали для поддержки наших педагогов. Это такие инициативы     
"ЕДИНОЙ РОССИИ", как дебюрократизация работы педагогов, отказ от понятия        
"услуга" в образовании, работа над социальными гарантиями, - все эти            
инициативы направлены на то, чтобы сделать работу наших педагогов более         
комфортной. И то, что мы сегодня видим, что учителя за собственные средства     
проходят программы повышения квалификации или программы профессиональной        
переподготовки, - это неправильно, с этим надо бороться. А само наличие         
компаний, которые за деньги оказывают некачественные услуги по допобразованию   
учителей (здесь это можно назвать услугой), с одной стороны, создаёт риск для   
всей системы образования, а с другой - негативно влияет на престиж              
учительского труда. О каком престиже преподавателей можно говорить, если за     
пару месяцев можно стать учителем по любому предмету?                           
                                                                                
Представленный законопроект встраивается в ряд инициатив Государственной        
Думы, которые в комплексе создают условия для повышения качества образования,   
- это законопроект о медицинском, фармацевтическом образовании, законопроект    
об усилении института ФУМО. Всё это в комплексе создает законодательную         
основу для развития образования в нашей стране. Мы ждем поправки ко второму     
чтению, готовы их конструктивно обсуждать.                                      
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие         
законопроекта. Авторы законопроекта также обращаются к вам с просьбой           
поддержать законопроект.                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич.                            
                                                                                
Пожалуйста, полномочный представитель президента, Гарри Владимирович.           
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты Государственной Думы (и       
примкнувшие к ложе президента отдельные депутаты)! Тема, которую мы сегодня     
обсуждаем по инициативе Государственной Думы, Председателя Государственной      
Думы, на самом деле гораздо глубже и сложнее, чем кажется. Речь идёт о том,     
что сейчас вот через такие инструменты, ну, условно, такого дистанционного,     
ненапряжного якобы получения дополнительного специализированного                
образования... Мы пытаемся поставить барьер для того, что я могу немного        
огрублённо назвать оболваниванием, когда размываются серьёзнейшие основы, и     
это касается в том числе уровня подготовки тех, кто является учителем. И        
конечно же, учащиеся в школах, получающие среднее общее образование, начинают   
терять ориентиры. Они видят прекрасно, каков уровень тех людей, которые         
являются у них преподавателями, учителями. Они, услышав тот объём информации    
и то качество изложения, которое зачастую имеет место в средних                 
образовательных учреждениях, естественно, теряют остатки уважения вообще к      
такому явлению, как учитель, не говоря уже об уважении к своим учителям.        
                                                                                
И конечно, когда мы, понимая и ощущая эту сложную ситуацию, пытаемся            
выставить барьеры на пути к такому, я сказал бы, дегенеративному, что ли,       
уровню дополнительного образования наших учителей, мы одновременно стараемся    
решить гораздо большую и гораздо более сложную проблему. Не случайно, вы        
видите, у нас очень часто даже на медийном уровне рекламируется ориентация на   
удачу: нужно оказаться в нужном месте в нужный час, и ты получишь свою минуту   
славы и какую-то популярность, которая не базируется на серьёзных знаниях, на   
серьёзной профессиональной подготовке, то есть это такая тотальная рулетка.     
                                                                                
И конечно, средняя школа, начальная школа - это то место, где молодые люди,     
дети получают основы: основы отношения к жизни, основы отношения к труду,       
основы отношения к учёбе. И когда вот такой лёгкий, абсолютно поверхностный     
подход начинает формироваться с первых лет обучения в школе, то, конечно, мы    
тем самым, ну, по сути дела, не то чтобы рубим сук, на котором мы сидим, а мы   
просто пилим дерево, на котором мы все находимся.                               
                                                                                
Тот текст, который сегодня мы рассматриваем, - это, безусловно, первое          
чтение, и там есть ещё над чем подумать, поработать, с одной стороны, чтобы     
не допустить какого-то неограниченного расширения тех организаций, которые      
будут заниматься этим видом деятельности, с другой стороны, подумать... Вот и   
мои коллеги из администрации президента, например, предлагают подумать о        
возможности включения в такой перечень научных государственных организаций,     
потому что - здесь ключевые слова прозвучали - важен уровень подготовки тех     
людей, которые будут давать дополнительное образование учителям, важны          
соответствующая материальная база и, конечно же, соответствующие аудиторные и   
иные возможности. Это должен быть полноценный качественный процесс получения    
реального дополнительного образования, а всё остальное - это профанация.        
                                                                                
И мы с вами, когда обсуждаем какие-то другие темы и проекты законов в стенах    
Государственной Думы, тоже должны это понимать и стараться в нашей              
деятельности тоже не допускать профанации. Иногда уровень дискуссий, которые,   
к сожалению, бывает, и у нас запускаются, в стенах Государственной Думы,        
иногда, кстати, не только в законодательных, но и в иных ветвях власти, - это   
тоже, видимо, следствие вот такого, я сказал бы, тотального явления, которое    
я назвал профанацией. Давайте серьёзно, профессионально подходить и к нашим     
обязанностям, и к нашим дискуссиям, и те законопроекты, которые мы обсуждаем    
и готовим, особенно что касается сегодняшней проблематики, тоже будут           
работать на наше общее дело. Мне кажется, что уровень серьёзного,               
профессионального отношения к любым видам деятельности, прежде всего в сфере    
образования, - это крайне важная, как я уже сказал, гораздо более широкая и     
очень серьёзная тема. Её надо обсуждать, вопросы, которые возникают, надо       
решать - вот давайте мы все вместе постараемся эти трудности преодолеть.        
                                                                                
Мы, безусловно, поддерживаем инициативы, которые сегодня прозвучали, и          
действительно готовы и поддержать, и помочь при доработке законопроекта ко      
второму и к окончательному чтениям.                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.                              
                                                                                
Слово предоставляется полномочному представителю правительства в                
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Александр Юрьевич Синенко.                                          
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! 11 марта 2025   
года Правительством Российской Федерации представлен официальный отзыв на       
данный законопроект. В отзыве, в частности, отмечается, что предлагаемое        
правовое регулирование является актуальным и востребованным, а принятие         
соответствующего федерального закона позволит повысить качество                 
дополнительного профессионального образования педагогических работников.        
                                                                                
Вместе с тем в отзыве есть ряд замечаний, которые, на наш взгляд, могут быть    
учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. В частности,             
проектируемая норма по целям осуществления дополнительного профессионального    
образования педагогических работников не согласуется с положениями              
Федерального закона "Об образовании...". Далее, в отзыве отмечается, что        
подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым должностям      
осуществляется в рамках аттестации педагогических работников, которая           
проводится в соответствии со статьёй 49 Федерального закона "Об                 
образовании...", в связи с этим получение дополнительного профессионального     
образования не может осуществляться в целях подтверждения соответствия          
педагогических работников занимаемым должностям.                                
                                                                                
Кроме того, для наиболее эффективного повышения качества дополнительного        
профессионального образования целесообразно рассмотреть возможность наделения   
Минпросвещения России полномочиями по утверждению федерального реестра          
дополнительных профессиональных программ педагогической направленности для      
педагогических работников государственных и муниципальных дошкольных и          
общеобразовательных организаций, а также для иных лиц, не являющихся            
педагогическими работниками, и федерального реестра организаций,                
осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным                   
профессиональным программам для указанных категорий лиц.                        
                                                                                
Вместе с тем - и здесь я хотел бы отметить, что эти аргументы в том числе       
прозвучали уже и у депутатов, - в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 3    
Федерального закона "Об образовании..." государственная политика и правовое     
регулирование отношений в сфере образования основываются в том числе на         
принципе недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере          
образования. В то же время проектируемая норма об осуществлении                 
дополнительного профессионального образования педагогических работников в       
государственных и муниципальных образовательных организациях может привести к   
созданию преимущественного положения государственных и муниципальных            
организаций по отношению к негосударственным на рынке дополнительного           
профессионального образования, что, как следствие, может привести к             
ограничению конкуренции на указанных рынках.                                    
                                                                                
В заключении в отзыве правительства указывается на то, что положения            
законопроекта при их реализации могут повлечь за собой дополнительное           
финансирование из федерального бюджета и бюджетов иных уровней, при этом в      
нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса источники финансирования и порядок       
исполнения данных норм не определены.                                           
                                                                                
Ещё раз подчёркиваю, что в целом, конечно же, правительство поддерживает        
данный законопроект и полагает, что он может быть доработан ко второму          
чтению.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Юрьевич.                               
                                                                                
Вот почему нам очень важно, чтобы от правительства были руководители            
профильного министерства, и почему важно, чтобы при обсуждении законопроекта    
в первом чтении были представители сообщества - педагогического, экспертного.   
Вот то, что вы зачитали в виде предложений ко второму чтению, практически       
обнуляет нормы закона, отсылочные нормы дальше уже приводят к решениям, когда   
всё вернётся на круги своя. То есть норма закона об одном, отсылочная - о       
другом.                                                                         
                                                                                
Коллеги, у нас с вами есть задача, и президент об этом неоднократно говорил,    
подчёркивая, что это как раз и характеризует качество принимаемых решений:      
принимать законы прямого действия, законы прямого действия. А у нас,            
получается, идёт борьба за что? За возможность включить в список организации,   
которые сейчас есть на этом рынке и завтра туда попадут. Для чего? Если мы      
говорим о качестве, то да, коллеги, чтобы достичь качества, нужны научные       
школы, и потому, когда говорят, что надо обеспечить конкурентность...           
Послушайте, там по определению нет этих научных школ! Мы приводили в пример     
одно высшее учебное заведение, самое большое в стране по количеству             
абитуриентов, с самым широким перечнем подготовки специалистов, потому что в    
названии слова "промышленность и финансы", а в специальностях по подготовке -   
и врачи, и сестринское отделение, причём крупнейшее. И вы дальше будете         
говорить: для того чтобы обеспечить конкуренцию, нам надо их включать.          
Подождите, тогда надо какие-то квалифицирующие принципы определить, но этого    
же мы не видим. Всё это опять отдаётся на отсылочные нормы, подзаконные         
решения, и, соответственно, уже принимать их и включать в этот перечень будут   
в своих кабинетах те, у кого ничего нет, кроме печати. Но дальше они придут     
на рынок - не хотелось бы, чтобы кто-то попал к таким врачам или пилотам        
самолёта.                                                                       
                                                                                
Коллеги, это очень важный вопрос. Вот если мы здесь друг друга не услышим и     
не определим как аксиому для себя, что от повышения качества образования        
зависят технологии... Вот рядом с вами министр IT-технологий присутствует:      
они проводят форумы, они показывают роботов, они говорят об искусственном       
интеллекте - всё это хорошо, но это уже следствие, а вот для того, чтобы нам    
их создавать, надо повышать качество знаний, качество образования. А сейчас     
вот этот, если хотите, судьбоносный вопрос обсуждается, и вы нас опять          
толкаете куда? На скользкий путь - чтобы вам дали такие возможности             
формировать эти списки разные.                                                  
                                                                                
Ну я никак не пойму, коллеги, мы что, всерьёз обсуждаем?.. Или какое-то         
историческое или другое общество будет претендовать на статус организации по    
повышению квалификации, по подготовке профессиональных кадров? Там о чём речь   
идёт? Что по итогам этого возникает новая специализация у учителя: он был       
математиком - хорошо, повысил квалификацию, переквалифицировался в              
преподавателя физики, ну, родственные специальности, здесь всё понятно; был     
биологом - стал химиком, ну, тоже есть специальность "химик-биолог", как        
правило, тоже одна идёт первоочередная, вторая второстепенная. Но у нас очень   
много примеров, когда люди вообще даже не из системы образования - не хотим     
никого обижать - получают квалификацию по ключевым направлениям: информатика,   
математика, физика, биология, химия. В итоге какой специалист получится,        
какие знания будут? Ну да, человек может через Интернет самостоятельно себя     
подтянуть (и, может быть, об этом речь и идёт, когда защищают эти               
технологии), но системно зачем загонять людей именно в эти технологии? Как      
сейчас вот у нас: два месяца достаточно, чтобы учитель физкультуры или труда    
стал математиком. Ну о чём вы говорите?! Вот профессор, доктор математических   
наук Иван Иванович Мельников: он вам может рассказать, сколько надо времени     
для подготовки учителя математики. Мажуга может вам рассказать. Поэтому вы      
как раз своими выступлениями - ведь Минх-то говорил ровно об обратном - не      
уводите нас от целеполагания закона, об этом речь идёт! И зачем вот эти         
предложения, которые вы сейчас внесли? Они лишь дискредитируют тех, кто их      
подписал. Для чего?                                                             
                                                                                
Если мы понимаем, что нам надо достичь качества, тогда под качество давайте     
систему формировать. Но если вы хотите запустить туда, как вы говорите, чтобы   
конкуренция была... Конкуренция ради конкуренции? Для чего? Для того чтобы      
обрушить систему образования, которая и так испытывает проблемы, и низвести     
её как раз вот до тех, кто зарегистрировался где-то далеко-далеко, лицензию     
получил, затем его зарегистрировали на сайте Рособрнадзора, потому что дальше   
это уже даёт возможность выписывать свидетельство, так? Так! А свидетельство    
это будет иметь признание наряду с государственным. Ну, коллеги, зачем?         
Давайте вот просто объективно возьмём и скажем: зачем мы это делаем? Тогда      
лучше разговор не начинать.                                                     
                                                                                
Мы в начале сегодняшнего заседания говорили, что по этим вопросам нам лучше,    
чтобы были инициативы правительства, потому что, если мы одинаково видим        
решение задачи повышения качества, тогда мы здесь единомышленники. А если мы    
вам говорим об одном, а вы нас всё равно стаскиваете в тему подзаконных актов   
и возможности туда вписать всё то, что хотим, - ну тогда о чём тут              
разговор-то? Вот заранее об этом говорим, потому что тема слишком серьёзная и   
важная. Мы же за предыдущие годы потихонечку, потихонечку - и ушли от вот       
этих стандартов образования, от качества. Понимаете, о чём речь-то идёт?        
Дальше уже человек для себя выберет.                                            
                                                                                
Вот фирмы оценивайте и создавайте конкуренцию между государственными,           
муниципальными организациями, корпорациями, чтобы было единое конкурентное      
поле, но что касается образования... Задумайтесь: что, случайно в некоторых     
странах, в том числе Европы, учитель муниципальный вроде бы в школе, а          
подчиняется федеральному правительству? Вы думаете, случайно учитель в          
царской России был государственным служащим? Тоже не случайно. А мы сейчас      
что делаем? Если мы говорим о знаниях, тогда давайте сопровождать учителя,      
давайте обеспечивать ему повышение квалификации, давайте сделаем всё для        
того, чтобы это было сделано в институтах повышения квалификации, они у нас     
начнут развиваться, это будет в научных учреждениях, о чём сказал Гарри         
Владимирович, правильно, это будет в государственных учреждениях, в вузах и     
так далее. А вы нас опять к этим фирмам, рогам и копытам, с точки зрения        
того, что нет никого, но при этом программу включили, курс отслушал - и         
дальше тебе диплом. Деньги, самое главное, плати - диплом домой принесут. Об    
этом речь.                                                                      
                                                                                
Ровно такую же тему в сфере здравоохранения мы обсуждали, и тоже была           
дискуссия неплохая, но мы вышли на принятие решения, и здесь надо отдать        
должное и председателю комитета, и нашим коллегам. А тема образования,          
особенно то, что мы обсуждаем, вообще всех касается, поэтому, Александр         
Юрьевич, вы нас услышьте и будьте единомышленником, а то попадёте к врачу или   
к кому-то ещё после таких курсов - что мы делать-то будем? Мы вас не найдём!    
Ну сами-то задумайтесь, вы же не выберетесь из рук тех, кого сами же и          
создали.                                                                        
                                                                                
Вы о чём подумали, Нина Александровна?                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В детали ушли? Летальный исход? Нет, мы не допустим       
летального исхода, поэтому обязательно должны отстоять позиции и предложения    
профильного комитета. У нас профессора готовили - посмотрите, Мажуга            
профессор, доктор, Кабышев доктор, профессор. Вот о чём речь-то идёт! Мы        
опираемся на знания, мы опираемся на профессионалов, на их взгляд. А кто вам    
готовил эти поправки? Вот в следующий раз давайте их пригласим. (Оживление в    
зале.)                                                                          
                                                                                
Коллеги, оживились? То-то! Вы представьте себя в руках этого специалиста,       
после вот этих курсов, или своих детей. Поэтому давайте займём позицию вместе   
- вместе!                                                                       
                                                                                
Коллеги, обсудили всесторонне? Переходим к голосованию? Нет других              
предложений? Нет.                                                               
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 13-й вопрос нашей повестки, первое        
чтение. Кто за? Поимённое голосование.                                          
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 46 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против           15 чел.3,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    419 чел.                                          
Не голосовало                  31 чел.6,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 404, против - 15, воздержавшихся нет. Законопроект в первом чтении         
принят. Никого не оставил равнодушным: у нас воздержавшихся нет, все свою       
позицию заняли. Подавляющее большинство - за принятие законопроекта, а у тех,   
кто колеблется, у кого пока другая точка зрения, есть возможность внести свой   
вклад в доработку законопроекта ко второму чтению.