Заседание № 270

18.12.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 837877-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в части, касающейся сферы применения закона).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3108 по 3123 из 11509
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных            
преступным путём, и финансированию терроризма".                                 
                                                                                
Николай Николаевич Гончар.                                                      
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный             
законопроект прошёл все необходимые экспертизы, замечаний нет. Просим принять   
его в третьем чтении.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выступления по мотивам будут? Нет.                                              
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7961 по 7978 из 11509
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных            
преступным путём, и финансированию терроризма".                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              435 чел.96,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    435 чел.                                          
Не голосовало                  15 чел.3,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 268

15.12.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 837877-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в части, касающейся сферы применения закона).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2388 по 2419 из 7293
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных            
преступным путём, и финансированию терроризма".                                 
                                                                                
Николай Николаевич Гончар, пожалуйста.                                          
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект был   
принят в первом чтении 10 ноября. К нему поступила одна поправка, которую       
комитет рекомендует принять, она включена в таблицу поправок № 1.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли замечания по единственной поправке? Нет.                                
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              348 чел.77,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поправка принимается.                                                           
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6347 по 6368 из 7293
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных            
преступным путём, и финансированию терроризма", второе чтение.                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 28 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              440 чел.97,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    440 чел.                                          
Не голосовало                  10 чел.2,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6515 по 6519 из 7293
САВЕЛЬЕВ Д. И. Уважаемый Иван Иванович, по 15-му вопросу депутаты Чиркова,      
Савельев и Носов голосовали за.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.                                             
                                                                                

Заседание № 259

10.11.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 837877-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в части, касающейся сферы применения закона).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2450 по 2632 из 7304
Давайте пока 15-й вопрос рассмотрим, проект федерального закона "О внесении     
изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию)        
доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма".             
Докладывает Павел Валерьевич Ливадный, статс-секретарь - заместитель            
директора Федеральной службы по финансовому мониторингу.                        
                                                                                
Пожалуйста, Павел Валерьевич.                                                   
                                                                                
ЛИВАДНЫЙ П. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель директора Федеральной службы по финансовому       
мониторингу.                                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию                
представляется законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О        
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём,   
и финансированию терроризма", направленный на устранение пробела в              
действующем антиотмывочном законодательстве. В частности, проектом              
предлагается распространить отношения, регулируемые антиотмывочным              
законодательством, на случаи осуществления хозяйственной деятельности на        
территории Российской Федерации иностранными структурами без образования        
юридического лица, то есть трастами, фондами, партнёрствами и иными             
структурами, которые на основании своего личного закона могут действовать в     
интересах вкладчиков, учредителей и прочих выгодополучателей.                   
                                                                                
При формулировании определения иностранной структуры без образования            
юридического лица в данном случае не вводится никаких новых дефиниций, мы       
идём по пути воспроизведения действующего определения из Налогового кодекса,    
которым тот был дополнен известным 376-м федеральным законом. Мы                
устанавливаем объём сведений, которые требуются для идентификации настоящей     
структуры, и вводим норму, согласно которой не требуется устанавливать          
бенефициарного владельца юридического образования в том случае, если правовая   
форма, в которой он создан по законодательству страны происхождения, не         
предусматривает наличия как бенефициарного владельца, так и единого             
исполнительного органа. Во всех иных случаях бенефициарный владелец должен      
быть установлен финансовым институтом.                                          
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Николаевич Гончар.                                                      
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Сразу хочу сказать, что         
Комитет по финансовому рынку поддерживает концепцию данного законопроекта, те   
идеи, которые в него заложены, и мы считаем, что самое время осуществить        
подобного рода действия.                                                        
                                                                                
Действительно, предусматривается перечень той информации, которую,              
подчёркиваю, российская организация, банк ли это, или финансовая ли             
структура, которая осуществляет подобного рода операции с иностранными          
структурами без образования юридического лица, должна получить. Такой           
перечень в законе содержится, но мы считаем, что для того, чтобы закон          
работал, нужно либо в этом законе, либо в подзаконном нормативном акте,         
который нужно было бы увидеть до принятия закона в третьем чтении (по крайней   
мере проект этого нормативного акта), определить, как она будет эти данные      
получать, и вот это самый сложный вопрос. Мы действительно 376-м законом в      
конце 2014 года включили в Налоговый кодекс понятие "иностранная структура      
без образования юридического лица", но этот термин применяется исключительно    
в налоговых целях, а до конца непонятно, каким образом он будет применяться     
российскими кредитными организациями. Более того, скажем, тот же термин         
"идентификация" - что он будет означать? А если идентифицируемое лицо даст      
ложную информацию, как будет отвечать российская кредитная организация за       
подобного рода ситуацию? Ведь это, например, может привести к тому, что банк    
будет лишён лицензии.                                                           
                                                                                
Мы считаем, что данный законопроект в первом чтении нужно принять, однако те    
замечания, которые были сформулированы в заключении комитета,                   
Росфинмониторингу необходимо проанализировать и обязательно учесть - если не    
в качестве дополнений к данному законопроекту, то хотя бы в виде нормативного   
документа, который в случае принятия данного закона будет работать для          
реализации поставленных задач.                                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться.                                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Павел Валерьевич, вероятно, ваши предложения заслуживают              
рассмотрения, однако платёжные системы фактически принадлежат иностранцам, и    
оборот там около 500 миллиардов долларов через пластиковые карты, плюс 26       
триллионов рублей проходит через сетевые компании, которые, как правило,        
зарегистрированы в офшорах, и осуществляется колоссальный оборот. Как вы        
считаете, не большая ли здесь опасность для легализации и отмывания доходов     
и финансирования терроризма?                                                    
                                                                                
ЛИВАДНЫЙ П. В. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Мы стремимся к тому,      
чтобы антиотмывочная система была всеохватной, не имела бы никаких брешей. В    
данной ситуации наш законопроект, естественно, устраняет один из пробелов,      
который имеет место на сегодняшний день: мы сократим незаконный оборот и        
объёмы неправомерного вывода капитала за пределы Российской Федерации, если     
будем знать тех, кто стоит за работающими на территории Российской Федерации    
иностранными структурами без образования юридического лица. Та проблема,        
которую вы поднимаете, в определённой степени решена у нас, потому что          
идентификация тех субъектов, о которых вы говорите, в какой-то части, если      
они являются клиентами, осуществляется. Платёжные системы также являются        
участниками антиотмывочной системы в целом, поэтому вопрос, который вы          
сформулировали, скорее всего имеет отношение к правоприменительной практике,    
ну а правоприменительную практику мы совместно с коллегами, с Банком России,    
с правоохранительными органами, стараемся выстроить надлежащим образом.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Георгиевич Тарнавский.                          
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня тоже вопрос к докладчику.                               
                                                                                
Уважаемый Павел Валерьевич, конечно, вы непростую тему подняли, тем более       
учитывая, что рядом с вами заместитель министра юстиции сидит, который вроде    
как должен лучше разбираться в организационных формах иностранных компаний,     
но всё-таки эту формулу - "иностранная структура без образования юридического   
лица" - предложили залу вы, поэтому и вопросы к вам.                            
                                                                                
Во-первых, вы говорите, что это те структуры, которые действуют в               
соответствии со своими личными законами, - что такое личный закон?              
                                                                                
И во-вторых, правильно ли я понимаю, что организационная форма этих структур    
может не предусматривать наличия бенефициарного владельца, это формулировка     
подпункта 2 пункта 1 статьи 7? Так это или нет? Или всё-таки все иностранные    
структуры без образования юрлица должны иметь своих бенефициарных владельцев?   
Я понимаю, что вопрос не столько к вам, сколько... но вы докладчик.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЛИВАДНЫЙ П. В. Спасибо, Александр Георгиевич, отвечу на оба вопроса, потому     
что тоже работал в Министерстве юстиции.                                        
                                                                                
Что касается личного закона. Это закон места регистрации данного юридического   
образования, то есть закон иностранного государства, и в данном случае речь     
идёт о том, что по этому закону создана данная структура. На территории         
Российской Федерации она, естественно, действует на основании российского       
законодательства.                                                               
                                                                                
Что касается второго вопроса, о бенефициарных владельцах. Согласно              
международным стандартам и российскому законодательству бенефициарный           
владелец - это физическое лицо, которое стоит в конце цепочки и реально         
контролирует деятельность компании либо иного юридического образования. В       
сущности, у большинства юридических образований есть бенефициарные владельцы,   
но по ряду личных законов, о которых мы говорили, таковые официально            
отсутствуют. В этой части мы ориентируемся на зарубежное законодательство       
исходя из того, что установление бенефициара не представляется возможным        
правовыми методами, и вот поэтому такие формулировки здесь и присутствуют.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Степанович Романов.                              
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Павел Валерьевич, хотел бы выяснить для себя, возможны ли будут       
злоупотребления при применении этого закона, если он в таком виде выйдёт?       
                                                                                
И скажу в развитие этой темы, пользуясь случаем: на днях, ознакомившись с       
итогами работы межведомственной комиссии по деятельности таможни, узнал, что    
премьеру Медведеву направлено письмо, где излагается, что ежегодно Россию       
обманывают на таможне на 2,5 триллиона рублей, - вот под этим углом зрения      
можно что-то сказать?                                                           
                                                                                
ЛИВАДНЫЙ П. В. Валентин Степанович, безусловно, злоупотребления могут           
возникнуть при реализации любого, даже самого проработанного закона, но в       
данном случае мы имеем дело с финансовыми институтами, которые наделяются       
полномочиями по установлению бенефициарных владельцев и по идентификации        
иностранных структур, то есть с сектором, жёстко подконтрольным регулятору -    
Центральному банку. В последнее время действия, связанные со                    
злоупотреблениями при исполнении данных требований, Центральным банком жёстко   
пресекаются, и в связи с этим, я думаю, здесь наши опасения могут быть в        
определённой степени развеяны.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нет желающих.                                           
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5787 по 5804 из 7304
15-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных            
преступным путём, и финансированию терроризма".                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              387 чел.86,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект в первом чтении.