Заседание № 58

13.11.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 83773-6 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления срока проведения обязательного энергетического обследования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4427 по 4730 из 5796
22-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в        
статью 16 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической   
эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты           
Российской Федерации". Докладчик, представитель Новгородской областной Думы,    
направила нам письмо с просьбой рассмотреть законопроект в её отсутствие. В     
связи с этим докладывает Андрей Дмитриевич Крутов.                              
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Новгородская       
областная Дума внесла в Государственную Думу законопроект "О внесении           
изменения в статью 16 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении      
энергетической эффективности...". Данным законопроектом предлагается продлить   
срок проведения первого обязательного энергетического обследования, в то        
время как в действующей редакции закона установлена обязанность органов         
государственной власти, органов местного самоуправления, организаций с          
государственным или муниципальным участием, организаций, осуществляющих         
производство и транспортировку воды, тепловой, электрической энергии, добычу    
газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, организаций, чьи                
энергозатраты превышают 10 миллионов рублей в год, и некоторых других           
организаций провести до конца нынешнего года первый энергоаудит.                
                                                                                
В своём выступлении я приведу основные аргументы в пользу продления срока       
проведения обязательного энергоаудита.                                          
                                                                                
Первое. По экспертным оценкам, количество объектов, которые подлежат            
обязательному энергоаудиту, достигает полутора миллионов, в то же время         
численность энергоаудиторов, которые входят в профильные СРО, составляет        
около пяти тысяч человек. За год одна компания может провести не более сорока   
качественных энергетических обследований. Таким образом, за три года,           
отпущенных действующей редакцией закона на проведение обязательного             
энергоаудита, пройти качественное энергетическое обследование в лучшем случае   
смогли не более трети объектов. То есть продление срока носит вполне            
объективный характер.                                                           
                                                                                
Второе. Результатом проведения энергетического обследования является            
энергетический паспорт, который регистрируется Министерством энергетики         
Российской Федерации. В настоящее время в Минэнерго на рассмотрении и           
регистрации находится всего несколько тысяч энергетических паспортов, из        
которых зарегистрировано только около семисот. Определённая доля                
ответственности за это лежит на Правительстве России, так как с опозданием      
были выпущены нормативные документы, регламентирующие порядок проведения        
энергоаудита. Мы надеемся, что команда нового министра энергетики сумеет        
изменить ситуацию, но для этого тоже нужно дополнительное время.                
                                                                                
Третье. Обязательное проведение профессионального энергетического               
обследования требует наличия квалифицированных кадров, необходимого             
методического обеспечения, материально-технической базы. Таким образом,         
качественный энергоаудит, проведённый не для галочки, - это достаточно          
дорогостоящее мероприятие, цена которого может доходить до нескольких           
миллионов или даже десятков миллионов рублей. Эти затраты существенно           
увеличивают в краткосрочной перспективе расходы и без того дефицитных           
бюджетов наших регионов. Регионам необходимо дополнительное время, чтобы        
изыскать эти средства.                                                          
                                                                                
Четвёртое. Энергетическое обследование - это первый этап важнейшего, с нашей    
точки зрения, комплекса мероприятий по повышению энергоэффективности            
экономики России. На основе этих обследований бюджетами всех уровней будут      
выделяться и уже выделяются значительные бюджетные ресурсы. Дополнительное      
время, которое появится в связи с предлагаемым переносом срока проведения       
обязательного энергоаудита, позволит более детально и профессионально           
проработать финансово-экономические механизмы программ повышения                
энергоэффективности экономики России.                                           
                                                                                
В заключение я хотел бы подчеркнуть, что Комитет Государственной Думы по        
энергетике внимательно рассмотрел представленный законопроект, на заседании     
комитета состоялось его подробное и профессиональное обсуждение. С учётом       
этого обсуждения комитет рекомендует Государственной Думе принять проект        
федерального закона № 83773-6 в первом чтении.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Есть. Прошу записаться.                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кирилл Игоревич Черкасов.                                                       
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И. Вопрос докладчику. Получается, что обсуждение одной из           
важнейших составляющих, которую декларировали и президент, и премьер, -         
энергоэффективности - проходит опять вот так, кулуарно? То есть мы установили   
одни сроки, министерство их откровенно провалило, откровенно их провалили в     
областных правительствах те, кто занимался там энергоэффективностью, сейчас     
мы им продляем на три года, а через три года нас попросят продлить ещё на       
тридцать лет? Мы прекрасно знаем, что те агентства, которые созданы... те       
многомиллионные бюджеты, которые были заложены, просто съедены, - за них что,   
никто отвечать не будет? То есть что, это просто останется в рамках             
инициативы Новгородской областной Думы и нашего комитета?                       
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Спасибо, Кирилл Игоревич, за вопрос.                               
                                                                                
По поводу продления срока. Мы готовы и обсуждали в комитете, что ко второму     
чтению мы можем скорректировать предложенный Новгородской областной Думой       
срок, но факт остаётся фактом: за остающиеся до окончания действия этого        
закона полтора месяца провести обязательный энергоаудит около миллиона          
объектов, которые ему подлежат, невозможно.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Евдокия Ивановна Бычкова.                                                       
                                                                                
БЫЧКОВА Е. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, вы знаете, настолько серьёзный и     
важный вопрос рассматривается по инициативе Новгородской областной Думы, что    
было бы, конечно, правильным, чтобы сегодня здесь присутствовал представитель   
Минэнерго, потому что они просто завалили полностью эту работу. Руководители    
вот мне лично жаловались (я из Липецкой области): в декабре 2011 года отдали    
документы, в СРО прошли они в феврале - и до сих пор не получены данные о       
проверке и регистрации от Минэнерго.                                            
                                                                                
И, Андрей Дмитриевич, у меня к вам предложение-вопрос: не целесообразно ли      
отдать именно прохождение документов через СРО... выйти с инициативой и         
отменить сегодняшнее это положение, ведь Минэнерго действительно завалено       
тысячами дел по энергоаудиту, но всё стоит на месте. Такой вопрос серьёзный,    
товарищи, это по всей стране, наверное, в других регионах такие же...           
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Спасибо, Евдокия Ивановна, вам за вопрос и комментарий. Мы в       
целом согласны с вашей позицией, более того, за неисполнение этого закона,      
которое происходит зачастую не по вине субъектов Федерации, или                 
муниципалитетов, или соответствующих организаций, Кодексом об                   
административных правонарушениях с будущего года предусмотрены штрафы для       
этих организаций: для руководителей - от 10 до 15 тысяч рублей, а для           
юридических лиц - от 50 до 250 тысяч рублей. Именно поэтому мы и предлагаем     
продлить этот срок, потому что эти субъекты, собственно, и не были зачастую     
виноваты в том, что они вовремя энергоаудит не прошли.                          
                                                                                
Спасибо вам.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Александрович Липатов.                                                     
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Андрей Дмитриевич, данный законопроект предлагает одно - продлить срок          
проведения первичного энергетического обследования зданий, сооружений и         
всего, что прописано в законе, на три года. Что вы готовы были бы предпринять   
при условии, что этот закон будет принят, как его наполнить конкретным          
логичным содержанием? Законопроект требует доработки, по концепции это          
невозможно.                                                                     
                                                                                
КРУТОВ А. Д. Спасибо, Юрий Александрович.                                       
                                                                                
Первое, что я хочу сказать, срок - и это мы в комитете обсуждали - может быть   
скорректирован: может быть уменьшен, может быть увеличен. А с точки зрения в    
целом 261-го закона... Как нам всем известно, сейчас в комитете идёт его        
глобальное, скажем так, рассмотрение, и в экспертном сообществе, и в нашем      
комитете готовится ряд поправок, я думаю, в ходе работы комитета все те         
вопросы, в связи с которыми вы проявляете эту озабоченность, мы вместе с вами   
рассмотрим и решим.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления.                        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Василий Михайлович Тарасюк.                                                     
                                                                                
ТАРАСЮК В. М. Уважаемые коллеги, Федеральный закон "Об энергосбережении и       
повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации" был опубликован 27 ноября 2009       
года. В законе лицам, указанным в части первой статьи 16, было предоставлено    
более трёх лет для организации и проведения первого энергетического             
обследования по субъектам Российской Федерации и в целом по стране всех         
показателей энергетической эффективности. Но если посмотреть внимательно, то    
видно, что многие субъекты Российской Федерации, да и на федеральном уровне,    
безответственно отнеслись к мероприятиям в области энергосбережения. Но тут     
уже правильно задавали вопрос: а сколько использовано денег для этого? Да       
очень много!                                                                    
                                                                                
В этом созыве в Комитете по энергетике собрались многие депутаты, знающие       
своё дело, такие как Есяков Сергей Яковлевич, Липатов Юрий Александрович,       
Романов Валентин Степанович и другие, - им, хорошим специалистам, было видно    
в начале весенней сессии, что нужны поправки к федеральному закону № 261-ФЗ.    
Такие поправки многими депутатами были внесены, и в ближайшее время проект      
закона будет внесён в Государственную Думу Правительством Российской            
Федерации. Я отвечаю выступавшему, Александру Викторовичу, который даже не      
присутствовал на заседании комитета, но говорит, что знает положение дел.       
                                                                                
Проект закона, внесённый Новгородской областной Думой, не отвечает задачам      
государственной энергетической политики Российской Федерации, направленной на   
энергосбережение и повышение энергетической эффективности. Законопроект очень   
простой: дать возможность ещё три года бездействовать и ещё использовать        
многомиллионные деньги. Задачи, поставленные Указом Президента Российской       
Федерации от 4 июня 2008 года № 889 "О некоторых мерах по повышению             
энергетической и экологической эффективности российской экономики" по           
снижению удельной энергоёмкости российской экономики до 2020 года на 40         
процентов... (Микрофон отключён.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте ещё четыре минуты, выступление от фракции.       
                                                                                
ТАРАСЮК В. М. Если принять проект федерального закона № 83773-6 "О внесении     
изменения в статью 16 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении      
энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные                 
законодательные акты Российской Федерации", это ничего не изменит, никоим       
образом не изменит положения в стране, а даст возможность бездействовать ещё    
три года. Таким образом, продление на три года срока проведения первого         
обязательного энергетического обследования лицами, указанными в части 1         
статьи 16 федерального закона, не обеспечит рационального использования         
энергетических ресурсов, замедлит снижение энергоёмкости экономики Российской   
Федерации.                                                                      
                                                                                
Только вчера был проведён Всероссийский форум по энергетическому сбережению,    
и там выступали очень многие производственники, которые хотели, чтобы это всё   
выполнялось, и многие субъекты Российской Федерации это сделали, а те, кто не   
хотел делать, они и не будут делать, потому что нужен контроль.                 
                                                                                
Наша фракция не будет поддерживать данный законопроект.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Александрович Липатов.                                                     
                                                                                
ЛИПАТОВ Ю. А. Уважаемые коллеги, в продолжение выступления коллеги Тарасюка я   
сказал бы, что, строго-то говоря, закон не запрещал юридическим лицам           
проводить первое энергетическое обследование и в 2010 году, и в 2011 году,      
поэтому предложение продлить срок проведения обследования ещё на три года,      
так как указанные юридические лица не успеют провести его до конца 2012 года,   
на мой взгляд, не выдерживает критики. Дело в том, что тот закон, который мы    
с вами приняли три года назад, - это интереснейший закон, которым ставятся      
конкретные задачи по энергосбережению прежде всего в отрасли коммунального      
хозяйства, в коммунальных системах, и я сказал бы, что это действительно        
революционный закон. Да, этот закон требует соответствующей доработки, но в     
то же время это не касается необходимости переносить срок, связанный с          
проведением этой деятельности, особо важной для нашего государства, на три      
года, в этом нет никакой необходимости. Более того, я сказал бы, что перенос    
просто по формальным основаниям на три года - это так называемый саботаж, так   
сказать, идеи государства.                                                      
                                                                                
Что мы на сегодняшний день имеем? Мы на сегодняшний день имеем тот закон,       
который есть, и мы реально понимаем, что его надо совершенствовать. Довожу до   
сведения коллег, что в июне этого года депутатами Есяковым, Липатовым,          
Тарасюком и рядом коллег из Совета Федерации подготовлен законопроект о         
внесении поправок в данный закон, и в законе, по сути дела, будет много         
дополнительных новелл. В частности, там лаконично прописываются требования к    
саморегулируемым организациям в области энергетического обследования,           
вводится новая статья о требованиях к энергоаудиту, прописываются               
государственные, муниципальные энергосервисные контракты и многое другое там    
корректируется. Поэтому на заседании комитета мы говорили о том, что тот        
законопроект, который сейчас рассматривается, не несёт никакой положительной    
нагрузки, кроме факта перенесения срока, и что надо сейчас в большей степени    
сорганизоваться в отношении законопроекта, который в ближайшее время появится   
для рассмотрения в первом чтении, и я думаю, что это будет интересная и         
конкретная работа для всего депутатского корпуса.                               
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект не поддерживает.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Дмитриевич Грачёв.                                                         
                                                                                
ГРАЧЁВ И. Д. Уважаемые коллеги, для начала факт: всё-таки в комитете после      
обсуждения в пользу этого законопроекта проголосовали примерно 9:6, точной      
цифры я не помню, но всё-таки подавляющим большинством он был поддержан. Это    
значит, что профессионалы, которые, несомненно, обсуждали его в комитете, в     
целом приняли решение, что его в первом чтении принимать нужно при всех         
недостатках. Я ещё раз приведу логику, мотивацию, которой руководствовались в   
комитете в целом при принятии такого решения.                                   
                                                                                
Прежде всего, пункт первый, он очень простой: изначально закон был              
невыполним. То есть простейшая оценка показывает, что миллион плюс-минус        
триста тысяч объектов пять тысяч профессионалов ни при каких обстоятельствах    
не могли по-настоящему проверить, сделать настоящий энергоаудит, ни при каких   
обстоятельствах! Это значит, что закон не мог быть выполнен. Первый мотив.      
                                                                                
Второе: часто это и не нужно. Я думаю, что большинству депутатов приходят       
письма на эту тему, мне в комитет точно приходят такие письма, в которых ну,    
например, говорится, что в большом доме имеется маленькая муниципальная         
аптека, квартирка, и ей надо полномасштабный энергоаудит делать, такой же,      
как большому заводу. Это абсолютно неправильно, вот миллиону объектов и не      
нужен полномасштабный энергоаудит.                                              
                                                                                
Третье. Ну вот январь-то сейчас будет, значит, под угрозой штрафов будут ваши   
же коллеги, ваши же друзья, в том числе по партии. То есть по факту из-за       
того, что закон невыполним, с января следующего года люди в принципе будут      
нарушителями этого закона, то есть потенциально они могут подвергаться          
штрафам. Это третий мотив.                                                      
                                                                                
Ну и четвёртый мотив. Действительно, надо с чего-то начинать править. То есть   
мы говорим, что если мы не проголосуем, допустим, за законопроект сегодня в     
первом чтении (он не слишком правильный, есть на самом деле в этой идее         
изъян: просто так взять да и перенести), то во всех остальных вариантах мы не   
впишемся, так сказать, в январь и окажемся на самом деле и перед                
энергоаудиторами, и перед чиновниками, и перед теми, кто в принципе обязан      
закон выполнить, на мой взгляд, в очень плохом положении.                       
                                                                                
Поэтому позиция комитета интегральная: принимая законопроект в первом чтении,   
во-первых, эту дифференциацию проводим, во-вторых, смотрим, кому всё равно      
надо до конца года выполнить энергоаудит, а кого всё-таки можно и подвинуть,    
попросить подождать. На мой взгляд, правильно было бы, если бы мы               
проголосовали за этот законопроект, поддержали его.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства? Не выступают. Докладчик в данном      
случае тоже не выступает. Выносим законопроект на "час голосования".            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5396 по 5414 из 5796
22 пункт повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью    
16 Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической          
эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты           
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              152 чел.33,8 %                                    
Проголосовало против           59 чел.13,1 %                                    
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    213 чел.                                          
Не голосовало                 237 чел.52,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.