Заседание № 261

05.12.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 837124-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" (в части расширения территории проведения эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1547 по 1866 из 5578
Итак, блок законопроектов, рассматриваемых в третьем чтении. 2-й вопрос,        
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О         
проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог   
на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в             
Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан...".            
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Есть только     
три минуты на выступление при рассмотрении в третьем чтении, поэтому начну,     
наверное, с того, что законопроект подготовлен к этой процедуре и прошёл все    
необходимые экспертизы.                                                         
                                                                                
Ну а теперь с учётом дискуссии, которая разгорелась в зале, напомню, о чём      
законопроект, - о расширении эксперимента, итоги которого ещё не подведены,     
на регионы-доноры и регионы, имеющие в своём составе города-миллионники.        
Таким образом, указание Председателя Государственной Думы о том, что мы         
должны посмотреть картину и по регионам - не донорам (в них же не только        
город входит), в данном законопроекте отражено.                                 
                                                                                
Теперь хотел бы напомнить, почему и для чего создавался этот законопроект, о    
чём он. Это не закон для регионов, это не закон о деньгах - это закон для       
людей, которые хотели бы выйти из тени. Именно благодаря уникальной             
технологии, которая была изобретена и отработана в нашей налоговой службе, и    
родилась идея создания бесконтактного общения для этих людей, потому что во     
всех опросах они говорили о главном, что им мешает: мы не хотим ходить по       
инстанциям, говорили они, мы не хотим иметь бухгалтерию, мы не готовы платить   
даже 13 процентов. Была уникальная фокус-группа, более 10 тысяч человек, и      
вот этот закон, эта технология сделана под то, что хотели люди, и дана          
десятилетняя гарантия, что условия не будут изменяться, - это как раз то, во    
что люди начинают верить.                                                       
                                                                                
Нам сейчас говорят, мол, давайте включим другие регионы, - можно, наверное,     
включать другие регионы, но от этого ничего не изменится. Вот нам говорят       
сейчас: давайте посмотрим, какие деньги куда должны пойти, - да не деньги       
идут! На сегодняшний день, чтобы вы понимали, речь идёт даже по этим четырём    
регионам о 300 тысячах человек примерно, о 290 тысячах (мы мониторим каждый     
день, как это осуществляется). Простите, сейчас цена вопроса (то, что только    
начислено, ещё даже не пришло в бюджеты) - 1,4 миллиарда рублей. Вы о чём,      
коллеги?! Это 290 тысяч человек, которые поверили, что государство их не        
обманет, и вот смысл этого закона, смысл того, что мы предлагаем, в том,        
чтобы это доверие укреплять, поэтому расширение идёт, с одной стороны, именно   
на регионы-доноры, которые выдержат даже если будут потери (а потери - это      
цена легализации), и на регионы с городами-миллионниками - это основной         
массив, где этот режим востребован. Можно ввести в регионе, где нет             
устойчивого Интернета, но как там это будет работать? Ну не будет! Ещё раз      
говорю, все эти вопросы надо прорабатывать, во время первого и второго          
чтений, простите, я очень подробно о них говорил.                               
                                                                                
Кстати, очень интересно, что больше всего предлагают расширить на другие        
регионы как раз те депутаты, которые... (Микрофон отключён.)                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, добавьте время.                               
                                                                                
Андрей Михайлович, повторите ваше последнее предложение.                        
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо.                                                          
                                                                                
Последнее предложение: в основном предлагают расширить на другие регионы как    
раз те депутаты, которые выступали категорически против этого законопроекта     
как в прошлом году, так и сейчас. Вы говорите, что выходят из индивидуальных    
предпринимателей и переходят сюда, - нет перетока из индивидуальных             
предпринимателей! А сказал я совершенно другое: некоторые недобросовестные      
работодатели, чтобы не платить за людей в Пенсионный фонд 30 процентов,         
говорят, мол, мы тебя переведём, будешь теперь самозанятый, и мы с тобой        
деньги, которые должны были пойти в Пенсионный фонд, поделим. Вот нам нужно     
создать механизм, нам с налоговой нужно реально полгода, чтобы создать          
механизм против недобросовестных работодателей, чтобы защитить людей, которых   
на самом деле лишают пенсии! А всё остальное - это демагогия!                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить?   
Есть.                                                                           
                                                                                
Включите режим записи, пожалуйста.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коллеги, в соответствии с Регламентом - по одному от фракции. Просьба           
скорректировать решения.                                                        
                                                                                
От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" кто будет выступать? От фракции выступает      
Нилов, Шеин Олег Васильевич снимает выступление. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" -   
Фаррахов Айрат Закиевич, от фракции ЛДПР - Нилов Ярослав Евгеньевич. От КПРФ    
кто - Арефьев или Харитонов?                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, реплика - это совсем другое. Реплика уже была у вас   
неоднократно, причём такая...                                                   
                                                                                
Просьба исключить Харитонова из записавшихся, оставьте Арефьева от фракции.     
                                                                                
Итак, Фаррахов Айрат Закиевич от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Нилов Ярослав         
Евгеньевич от фракции ЛДПР, Арефьев Николай Васильевич от фракции КПРФ и        
Нилов Олег Анатольевич от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                        
                                                                                
Шеина исключите, пожалуйста.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Фаррахов Айрат Закиевич, от фракции.                                
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ",      
безусловно, поддерживает принятие данного проекта федерального закона в         
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
С интересной дискуссии началось сегодняшнее пленарное заседание, эта            
дискуссия говорит о трансформации, и, наверное, моё выступление будет как раз   
о трансформации. Мне хотелось бы, чтобы сегодня на моём месте оказались,        
выступили те, кто в Республике Татарстан реализовывал данный федеральный        
закон, непосредственно участники. Мне хотелось бы сказать о восьмикласснице     
Николь, которая через "Инстаграм" продаёт слаймы - это такая жвачка для рук -   
и зарабатывает больше, чем оба родителя, вместе взятые. Хотелось бы, чтобы      
здесь выступила Алия Хурматова: она создаёт цветы, фотозоны для детских         
садов, которые реализуются по национальному проекту, и тянет                    
огромную-огромную работу. Мне хотелось бы рассказать о пожилой женщине,         
которая пришла ко мне на приём: она занимает активную гражданскую позицию,      
сдаёт трехкомнатную квартиру и платит 13 процентов налога - прямо на приёме     
мы зарегистрировали её в качестве самозанятой и оптимизировали её платёж до 4   
процентов. И наконец, хотелось бы сказать об огромном количестве                
татарстанцев, которые готовят традиционный чак-чак, пекут балиш и так далее:    
у них появилась возможность реализовать свои услуги абсолютно законно.          
                                                                                
В своём выступлении мне хотелось бы сказать огромное спасибо коллегам,          
которые помогали реализовывать данный проект в течение этого года: Геннадий     
Григорьевич Онищенко лично встречался и решал вопросы компетенции               
Роспотребнадзора, надзорных структур, например, как можно печь дома, чтобы      
реализовывать возможности, которые предусматривает данный проект федерального   
закона.                                                                         
                                                                                
Законопроект не несёт фискального эффекта. Алексей Николаевич Диденко, вы       
говорили о том, что надо расширять, - ещё раз подчёркиваю, это главная          
ошибка: он не несёт фискального эффекта, он является стимулирующим фактором.    
Он даёт возможность субъектам создать конкурентную среду, улучшить деловую      
активность; он даёт возможность бизнесу получить хорошего, прозрачного          
партнёра; он даёт возможность людям выйти из тени; наконец, он даёт             
возможность людям получить хорошую, прозрачную услугу, по которой в             
последующем можно будет получить налоговый вычет.                               
                                                                                
Этот проект федерального закона, расширяющий действие эксперимента на другие    
субъекты, отвечает основным принципам, о соблюдении которых просил бизнес:      
удалённое взаимодействие с государством, никакой бюрократии, максимальная       
простота в регистрации и фиксированная ставка - ставка фиксирована, как вы      
знаете, на десять лет.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я разместил в своих аккаунтах в социальных сетях все         
пожелания, которые высказали мне наши... (Микрофон отключён.)                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Нилов Ярослав Евгеньевич.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Владимир Вольфович           
Жириновский просил ещё раз всех пригласить 10 декабря, в 10.00, на нашу         
юбилейную выставку здесь, в здании Государственной Думы.                        
                                                                                
Что касается законопроекта, который мы сейчас рассматриваем, фракция ЛДПР       
воздержится от голосования.                                                     
                                                                                
В защиту слов Андрея Михайловича Макарова относительно числа субъектов. Я       
хотел бы напомнить, что законопроект рассылался по регионам, - почему регионы   
сейчас проснулись вдруг? У каждого губернатора и у каждого заксобрания есть     
представитель в Совете Федерации - почему они не вмешались вовремя, когда шла   
работа над законопроектом? Сейчас третье чтение - вдруг регионы раскачались.    
Кроме того, обращаю внимание: на протяжении всего этого года действует          
эксперимент в четырёх регионах, но до этого у нас действовала другая норма,     
которая позволяла гражданам во всех субъектах зарегистрироваться, если они      
занимаются определённой деятельностью, не платя никаких налогов. Тот            
эксперимент был неудачный: всего порядка 2 тысяч граждан зарегистрировалось,    
хотя никаких налогов платить в принципе не нужно было. Почему тогда регионы     
не вели соответствующую работу?                                                 
                                                                                
Что касается предлагаемого расширения эксперимента. Да, регионам это выгодно:   
это дополнительные доходы в бюджет, это влияет на статистику - граждане         
получают доход, они уже не числятся безработными, людей за чертой бедности,     
не имеющих официального дохода, становится меньше. Кроме того, занимаясь        
определённой деятельностью, граждане действительно находятся в правовом поле,   
а если мы правовое государство, то нужно находиться в правовом поле, и вот      
лично мне, например, если бы я сдавал квартиру, проще было бы стать             
самозанятым, платить 4 процента и быть защищённым от любых правоохранительных   
органов, от любых проверок, понимая, что я всё делаю законно и легально.        
                                                                                
Но одновременно с этим мы в ЛДПР разделяем опасения тех граждан, которые        
высказываются негативно, говорят, мол, мы не от хорошей жизни работаем,         
например, уборщиками, приходим на предприятия или в частную квартиру,           
получаем копейки, а вы хотите, чтобы с этих копеек ещё уходил налог, - мы       
разделяем их позицию и обеспокоенность. Это должно быть только добровольно.     
Мы разделяем опасения, то, о чём Андрей Михайлович говорил, - мы видим, как     
деградирует рынок труда, когда работодатели понуждают граждан, которые          
являются их работниками, менять статус на самозанятых: у них прекращаются       
трудовые отношения, у них не формируются пенсионные права, у них нет            
полноценной социальной защиты; сюиминутно, может быть, им это выгодно, но в     
последующем это ляжет на плечи государства, когда нужно будет выплачивать       
социальную пенсию этим гражданам. Кроме того, абсолютно прав депутат Ефимов,    
у нас уже на рынке такси стали работать самозанятые, и вот всплеск              
аварийности в Москве - это в том числе последствия того, что у нас              
самозанятые граждане в нарушение режима труда и отдыха работают в этой сфере.   
Агрегаторы по федеральным каналам рекламируют: "Стань самозанятым и приходи     
работать в такси!" - а такси вообще должно быть выведено из этой сферы!         
                                                                                
Так что есть свои плюсы, есть свои минусы. Мы воздержимся.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Арефьев Николай Васильевич, фракция КПРФ.                 
                                                                                
АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, это закон не о налоге - это закон о дебилизации общества.    
Вот с этой самой трибуны звучала цифра: 30 миллионов человек не работают и не   
платят никаких налогов. 30 миллионов плюс 4 миллиона безработных - 34           
миллиона, это половина всего населения трудоспособного возраста, половина!      
Сегодня смертность предприятий опережает в три раза их рождаемость, такая       
статистика уже тоже есть. Идёт массовое увольнение учителей и врачей, это вы    
тоже знаете, это звучало с трибуны. Мы выгоняем людей из сферы производства в   
сферу вот этих самых самозанятых. Это половина трудоспособного населения,       
половина!                                                                       
                                                                                
Чем занимаются эти самозанятые? Это таксисты, продавцы, няни. Даже если         
человек владеет компьютером и работает в социальных сетях - это тот же самый    
землекоп, только с компьютером, потому что он ничего не изобретёт. И вот эти    
люди, которые раньше работали учёными, учителями, врачами, работали на          
токарных станках с числовым программным управлением, скоро потеряют свои        
навыки и перестанут быть квалифицированными специалистами, эти люди уже не      
изобретут космический корабль, они не изобретут космическую энергетику, они     
не изобретут пороха. Это будут люди, которые живут на случайные заработки и     
не могут работать в сфере высоких технологий.                                   
                                                                                
Закрываются предприятия. Мы, вместо того чтобы бить здесь тревогу, почему они   
закрываются, направить все усилия и Думы, и правительства на то, чтобы          
импортозамещение пошло на самом деле, чтобы открывались заводы, фабрики,        
чтобы наращивались высокие технологии, говорим: не надо, давайте всех загоним   
в один мешок, вот в эти самозанятые, и пусть они там барахтаются в случайных    
заработках. А как же тогда указы президента, как же национальные проекты, кто   
их будет выполнять? Вот эти самозанятые, эти таксисты и охранники? Не смогут    
они это сделать. Поэтому нам надо от этого отказываться, нам надо развивать     
страну в соответствии с указами президента и национальными проектами, а этот    
закон не помощник нам, к сожалению.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич.                              
                                                                                
Пожалуйста, Нилов Олег Анатольевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".              
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ         
РОССИЯ", образно говоря, будет голосовать ногами. Мы не будем голосовать за     
этот эксперимент, который предложено распространить на половину населения       
России, - это что за эксперименты такие?! Вам недостаточно четырёх субъектов?   
Продлите эксперимент, организуйте нормальную рабочую группу, в том числе из     
депутатов, - вот Олег Шеин говорит: почему там нет наших представителей? -      
подведите итоги. Не экспериментируйте на всей стране! Как мы можем верить       
таким экспериментам, особенно после того эксперимента с пенсионной реформой?    
Вы тут нас агитировали пенсионную реформу принять - рабочих мест не хватает,    
- а потом, на следующий год, начали всерьёз обсуждать четырёхдневную рабочую    
неделю: вы понимаете, какие это шараханья, какие это эксперименты? Это          
несовместимые вещи! Так же как несовместимые вещи нам здесь провозглашают:      
это якобы выгодно будет и региону, и стране, и налогоплательщикам - в           
налоговой сфере не может быть выгодно всем, не может быть выгодно и овцам, и    
волкам!                                                                         
                                                                                
Конечно же, крайними здесь будут те самые люди, которые оказались без работы    
не по своей воле: нет работы, особенно на селе, сегодня. Они нашли какие-то     
деньги, инвестировали, создали себе сами рабочие места - так за это им надо     
заплатить, их надо мотивировать. Хотите их поддерживать, хотите их              
администрировать, посчитать - посчитайте, но денег с них не берите, дайте им    
мотивацию, нулевую ставку по кредиту, а лучше отрицательную ставку, дайте им    
такую помощь и поддержку. Нет, надо их сосчитать, а дальше - посмотрим, что     
будет дальше.                                                                   
                                                                                
И параллельно с этим мы 10-15 раз выходили на эту трибуну и говорили: давайте   
проведём эксперимент с введением прогрессивной шкалы налога, там всего 20       
тысяч человек будет. Вот сегодня в повестке дня очередной наш законопроект о    
повышении ставки для тех, у кого доход за год больше 24 миллионов рублей.       
Предлагаем: давайте на 5 процентов увеличим для них ставку НДФЛ - нет!          
Почему? Администрировать сложно, сложно за ними бегать, они уйдут в тень, они   
всё уберут и так далее. Как это понять? Вот тут задействованы миллионы людей,   
и администрировать, находить, работать с ними, тратить время, деньги можно, а   
ввести прогрессивную шкалу НДФЛ нельзя, налог на роскошь - нельзя. Почему       
эксперименты только в одной плоскости, в одну сторону?                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, такие законопроекты лучше даже не предлагать, особенно в     
период, в который мы все входим, уже вошли, подготовки к следующим, очередным   
выборам. Вот такие эксперименты точно не приведут вас к победе, уважаемые       
коллеги из партии власти.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, дискуссия завершена, выступления от фракций состоялись.      
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального       
налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального       
значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике        
Татарстан (Татарстан)", третье чтение, 2-й вопрос нашей повестки. Кто за?       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              296 чел.65,8 %                                    
Проголосовало против           15 чел.3,3 %                                     
Воздержалось                    4 чел.0,9 %                                     
Голосовало                    315 чел.                                          
Не голосовало                 135 чел.30,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       
                                                                                
Однако обращаю внимание, Андрей Михайлович, в его поддержку проголосовало       
всего лишь 296 депутатов. Это должно нас с вами мотивировать к тому, чтобы      
всё-таки стараться при рассмотрении законопроектов, при внесении норм,          
которые потом становятся предметом дискуссии, выходить с предложениями,         
которые будут понятны и будут поддерживаться большим количеством депутатов.     
Не вся "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержала даже.                                         
                                                                                

Заседание № 258

21.11.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 837124-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" (в части расширения территории проведения эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4434 по 5108 из 6733
32-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в              
Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению специального       
налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального       
значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике        
Татарстан (Татарстан)". Андрей Михайлович Макаров докладывает.                  
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Прошёл год с   
тех пор, как в этом зале кипели страсти по поводу эксперимента, в рамках        
которого предлагалось ввести налог на профессиональный доход для самозанятых.   
Мы говорили, что этот закон направлен на то, чтобы дать возможность выйти из    
тени, легализоваться тем, кто работает и получает доход. И сегодня можно        
подвести... Да, сразу хочу сказать, что мониторинг исполнения этого закона      
идёт в ежедневном режиме, поэтому уже можно подвести какие-то итоги. Возьмём    
более или менее официальные данные на 31 октября: три недели тому назад         
количество зарегистрированных в качестве плательщиков НПД было 260 тысяч        
человек, а сегодня их число превышает 280 тысяч - каждый день в этот режим      
входят люди. Почему это стало возможно? В первую очередь потому, что этим       
законом предоставлены гарантии: предусмотрено, что эти условия, вот эти         
ставки налога не будут меняться в течение десяти лет, то есть обеспечено то,    
что является главным для людей, - предсказуемость, на десять лет                
устанавливаются неизменные условия. А второе - это то, что ФНС России           
разработала технологию, без которой этот закон не смог бы работать. И           
пожалуй, впервые тестирование технологии проходило с привлечением такого        
количества людей: фокус-группа была - таких вообще не бывает! - более 10        
тысяч человек. Причём, устанавливая технологические процессы и прописывая       
нормы закона, исходили из того, что беспокоит людей. Вот люди говорили: нас     
беспокоит это - и это убиралось и в технологии, и в законе. Скажем, больше      
всего беспокоила необходимость общения с налоговыми органами - и сейчас         
программа предусматривает, что путём нажатия нескольких кнопок в течение двух   
минут можно зарегистрироваться. Людей беспокоило, что придётся вести какую-то   
отчётность - никакой отчётности нет: регистрация любой сделки, получение        
данных из налоговой в автоматическом режиме, через месяц ты получаешь           
уведомление - 4 или 6 процентов в зависимости от того, какие услуги             
оказываешь. И вот так проходили каждый шаг по каждой проблеме, которая          
беспокоила налогоплательщиков.                                                  
                                                                                
Я говорю сейчас об этом только потому, что сегодня мы видим, что люди в этот    
режим поверили. Понятно, для того, чтобы подвести итоги эксперимента,           
необходимо время. Почему я об этом говорю? Скажем, у нас из этих 4 процентов    
идёт в ФОМС 1,5 процента. Почему это важно? Это важно ведь не только потому,    
что люди платят за своё обслуживание в системе здравоохранения и начинают       
предъявлять к здравоохранению уже совершенно другие требования: я заплатил,     
значит, могу требовать. Это важно ещё и для регионов, которые перестают         
платить в фонд обязательного медицинского страхования за неработающее           
население. И в связи с этим мы должны посмотреть по итогам года, как вот этот   
механизм сработает.                                                             
                                                                                
Сразу скажу, что есть и вопросы. Здесь же, в этом зале, звучал вопрос: а не     
будет ли перетока? Естественно, мы это видим, и, более того, если будут         
вопросы, я могу рассказать, где и как, могу рассказать, какие предприятия       
злоупотребляют. Не буду называть предприятия, но могу вам сказать, что на       
сегодняшний день 13 предприятий в стране злоупотребили этим режимом и           
перевели сотрудников на режим для самозанятых. Вот 13 предприятий - налоговая   
знает их поимённо! Понимаете, в чём всё дело... Сейчас ещё идёт доработка       
этого закона. Какая доработка? Мы сейчас не предлагаем ничего менять, мы        
говорим о том, что должны иметь инструмент воздействия на людей, которые        
хотят злоупотребить этим правом, на предприятия, которые хотят платить в        
Пенсионный фонд за счёт своих работников. Вот это надо дорабатывать, надо       
посмотреть все эти механизмы. Или, скажем, вопрос: в регионах, где нет          
Интернета, устойчивого Интернета, как это будет работать? Вот это то, что нам   
ещё предстоит сделать.                                                          
                                                                                
В проекте закона, с учётом того что, как уже очевидно, эксперимент показал      
свою состоятельность, люди действительно поверили в него, мы предлагаем         
расширить этот эксперимент, чтобы уже в течение примерно следующего полугодия   
посмотреть, как это будет работать не только в четырёх регионах, которые в      
эксперименте уже участвуют, но и в регионах-донорах и в регионах, где есть      
города-миллионники. Сразу объясню почему. На самом деле у регионов разные       
позиции: кто-то говорит, что не хочет пока внедрять, хочет посмотреть, как      
это будет, а кто-то говорит, что хочет, потому что нужны дополнительные         
доходы. Так вот почему регионы-доноры? Для нас этот закон - механизм            
выведения налогоплательщиков из тени: как показал эксперимент, почти 60         
процентов тех, кто зарегистрировался в качестве плательщика по этому режиму,    
никогда никаких налогов не платили. Вот это и есть главный результат            
эксперимента. И очень опасно, если этот режим начнут использовать регионы, у    
которых совершенно объективно не хватает средств, станут загонять людей в       
этот режим. Поэтому мы предлагаем осторожно: первое, регионы-доноры, которые    
не будут рассматривать это в качестве источника дополнительного дохода, и,      
второе, регионы с городами-миллионниками, потому что там на самом деле          
основная масса тех, кто хотел бы этим механизмом воспользоваться. В конечном    
счёте этот режим даётся не регионам, не государству - он даётся людям, чтобы    
они выходили из тени, поэтому предлагаются именно такие изменения.              
                                                                                
Изменения будут вноситься и в Налоговый кодекс - тот законопроект является      
сопутствующим по отношению к этому и будет рассматриваться в общем порядке.     
Это предмет совместного ведения - месячная рассылка, и спокойно будем           
рассматривать законопроект: уже в конце декабря - в первом чтении, в январе -   
во втором и, надеюсь, в третьем, потому что поправки носят больше технический   
характер. Сейчас же, на этом этапе предлагаем принять решение о расширении      
эксперимента. Результаты, которые мы получили, дают нам основания говорить о    
возможности это сделать. Комитет просит поддержать данный законопроект.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Подождите, Андрей Михайлович.                                                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Андрей Михайлович, у меня к вам вопрос. Вы сказали,     
что есть данные, полученные в ходе проведения эксперимента: есть компании,      
которые злоупотребили. Но к материалам эти данные не приложены. Можно как-то    
увидеть этот анализ, узнать, кто проводил оценку, какие результаты? Вы          
правильно говорите, что надо оценить все плюсы и минусы и только потом          
принимать решение о расширении эксперимента, и доводы, которые вы привели,      
убедительные, но хотелось бы увидеть подтверждающие материалы.                  
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо за вопрос, уважаемый Валерий Карлович.                    
                                                                                
Я надеюсь, никто не собирается просить у меня предъявить названия компаний, о   
которых я сказал. Во-первых, это налоговая тайна, во-вторых, сам факт           
правонарушения не может быть установлен Государственной Думой или кем-то        
другим, для этого существует соответствующий порядок. Сказал я об этом          
исключительно для того, чтобы те, кто это делает, знали, что налоговая это      
видит. Я указал даже количество компаний. Каким образом мы это видим? Мы же     
видим все платежи, они отслеживаются в электронном режиме, и мы видим, что      
человек, который работал на предприятии, вдруг оказывается самозанятым. На      
самом деле законом запрещено в течение двух лет переводить того, кто работал    
на этом предприятии, в режим самозанятости, это вообще запрещено законом!       
Есть ведь и другой момент: мы прекрасно понимаем, что есть разница между тем,   
чтобы платить подоходный налог 13 процентов и страховые взносы 30 процентов,    
это 43 процента, и платить 6 процентов, - разница огромная, и ради этого        
можно пойти на что угодно.                                                      
                                                                                
Ещё раз хотел бы обратить внимание на то, что налоговая не пойдёт к             
самозанятому, это не его вина. Здесь речь идёт совершенно о другом - о          
злоупотреблении правом. Хочу напомнить, что, когда год тому назад здесь         
кипели страсти, мы включили в закон требование: налоговая в течение года не     
осуществляет налоговых проверок. То, о чём я говорю сейчас, мы видим из         
результатов постоянного мониторинга, поэтому мы знаем конкретные фирмы, мы      
знаем конкретные фамилии. Никаких вопросов здесь нет, злоупотребление правом    
может рассматриваться налоговой в общем порядке. Но я думаю, что вы             
понимаете: налоговая тайна на экран не выводится.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Спасибо.                                                           
                                                                                
Если это налоговая тайна, то как она стала вам известна?                        
                                                                                
Вы говорили о том, что людей беспокоит и как вы реагируете на это. Мне          
интересно, а людей не беспокоит, какая пенсия у них будет, если они             
воспользуются этим предложением? Ведь человек, который не платил налоги, мог    
рассчитывать по нашему законодательству на минимальную социальную пенсию, так   
с какой радости ему выходить из тени и платить налоги, если он будет получать   
ту же самую минимальную социальную пенсию?                                      
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо огромное за вопрос.                                       
                                                                                
Хотел бы обратить внимание на одно обстоятельство. На самом деле в вопросе      
как бы дан и ответ, но надеюсь, что это не претензия к председателю комитета    
по бюджету и, кстати, автору идеи данного налога, а во второй части             
авторство, сразу хочу сказать, принадлежит Федеральной налоговой службе,        
предложившей гениальную технологию, по которой мы осуществляем постоянный       
мониторинг реализации этого закона. И наверное, именно потому, что всё-таки     
все точно знают, что сегодня не будут выведены имена компаний, я могу в этом    
мониторинге участвовать. Кстати, для сведения, я ещё и член коллегии            
Федеральной налоговой службы. Это просто для сведения. По должности             
исключительно.                                                                  
                                                                                
Теперь по поводу пенсии. Коллеги, человек не платил никаких налогов и имел      
право на социальную пенсию. Он вступает в режим для самозанятых и будет         
получать ту же самую социальную пенсию. Следовательно, в этом плане для него    
ничего не меняется, его положение не ухудшается и не улучшается. А дальше       
возникает вопрос: этот режим нужен для того, чтобы повысить людям пенсию, или   
для того, чтобы люди могли выйти из тени? Если к тому, кто, скажем, в своём     
гараже наладил ремонт машин, придут то ли бандиты, то ли, простите, ребята,     
которые хуже бандитов, и скажут, дескать, мы знаем, что ты этим занимаешься,    
а ну-ка давай отстёгивай, то этот человек не сможет даже к государству          
обратиться за защитой. Легализация нужна человеку для того, чтобы государство   
могло его защитить и от тех бандитов, и от других бандитов.                     
                                                                                
А теперь очень важный момент, связанный с пенсией. Не случайно в законе         
прописана норма, что, если человек вступает в этот режим, он может сам          
определить, хочет ли он решить какие-то дополнительные вопросы, связанные с     
пенсией, и он сам определяет, надо ли ему отчислять на это средства или не      
надо. Кстати, знаете, почему ещё мы предлагаем продлить, расширить действие     
этого режима? Может быть, я забегаю немножко вперёд, но я на самом деле         
надеюсь на развитие технологий, оно не стоит на месте. И наша налоговая,        
которая действительно сегодня является образцом для всего мира, предложила      
дополнить технологию, которая есть, ещё одним механизмом. Человек точно так     
же в своём телефоне, решая эти вопросы, сможет получить информацию, какую он    
хотел бы получать пенсию и сколько в связи с этим надо заплатить, то есть       
будет получать сведения о том, как всё это связано и, если он хочет             
участвовать в системе пенсионных накоплений, какую сумму ему надо заплатить.    
Это плюс для человека или минус? Я думаю, что это произойдёт - а эта            
технология сейчас уже готова и тестируется - в течение двух, максимум трёх      
месяцев.                                                                        
                                                                                
Я повторяю: мы дали человеку право. В любом случае это закон не о пенсионных    
накоплениях, это закон о том, как защитить людей и позволить им с               
минимальными потерями выйти из тени. Люди, которые вышли, наверное, уже         
ответили на этот вопрос.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ионин Дмитрий Александрович.                              
                                                                                
ИОНИН Д. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Андрей Михайлович, вы сами говорите, что идёт доработка закона, прямо в         
настоящее время идёт доработка. Вы сами признаёте минусы, с которыми мы         
сталкиваемся при реализации закона, например перевод работающих граждан в       
категорию самозанятых, чтобы работодатель мог сэкономить. В связи с этим        
простой вопрос: в чём необходимость именно сейчас расширять ещё на 19           
регионов сферу действия данной системы? У меня вопрос, как у представителя      
Свердловской области, потому что, когда я приезжаю, мне избиратели говорят:     
"Мы слышали, что у нас в Свердловской области собираются вводить режим для      
самозанятых, и мы опасаемся, что и у нас начнутся такие перегибы", - имеется    
в виду то, что вы сказали по поводу 13 предприятий. Может быть, имеет смысл     
не расширять действие режима, раз эксперимент идёт и идёт доработка закона?     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Я не помню, по-моему, это Екклезиаст сказал... Имеющий уши, да    
не услышит - уважаемые коллеги, я не сказал и не говорю о том... Вы говорите    
"доработка закона" - простите, мы сказали, что мы не будем менять условия в     
течение десяти лет, и если говорить о какой-то доработке, то давайте            
поговорим об этом через десять лет. Сейчас речь идёт о другом. У нас с вами     
был закон о том, что могут участвовать четыре региона, а сейчас почти все       
регионы страны заявляют о желании участвовать. Мы очень аккуратно, очень        
аккуратно говорим: давайте посмотрим, как это будет. И когда я говорю о том,    
что у нас кто-то злоупотребил... Кстати, просто посмотрите соотношение: 280     
тысяч граждан, которые зарегистрировались, и 13 предприятий, которые этим       
злоупотребили. Вот давайте просто о соотношении поговорим и не будем пугать     
людей, как мы это обычно делаем! Так вот речь идёт о том, что все механизмы,    
необходимые для того, чтобы выявить вот этих нарушителей среди предприятий и    
так далее, в Налоговом кодексе есть. Я ещё раз акцентирую внимание, речь идёт   
о нарушениях недобросовестных работодателей, которые хотят решать проблемы за   
счёт своих работников, и к самозанятым это никакого отношения не имеет. Мы      
занимаемся этим, и это вопрос на самом деле не закона, это вопрос технологий,   
- технологий! - эти технологии разрабатываются, и их разработка будет           
продолжаться. Я только что привёл пример с получением дополнительной            
информации по пенсиям - ведь это тоже вопрос технологий. То есть процесс идёт   
в постоянном режиме.                                                            
                                                                                
А вот по законодательству есть вопросы, которые надо решать, и их надо          
обязательно решать, и в том числе это вопрос о связи этого закона с другими     
отраслевыми законами. Дмитрий Анатольевич Медведев не просто так предложил      
гильотину, чтобы убрать законы, которые действуют, хотя они даром никому не     
нужны. Вот давайте я вам приведу пример. Больше всех по этому закону            
зарегистрировалось таксистов, они на первом месте (на втором - те, кто сдаёт    
имущество, сдаёт квартиры в аренду), они защитили себя этим законом, но         
согласно отраслевому закону таксистом может быть только тот, кто                
зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, а не самозанятый,   
- так что же, в таком случае любой гаишник может остановить таксиста и          
сказать: "Да мне плевать, что ты самозанятый, у тебя лицензии не должно         
быть"?                                                                          
                                                                                
Когда мы говорим о доработке законодательства, мы говорим о том, что должны     
быть на законодательном уровне устранены все препятствия для участия людей в    
этом режиме. Вот о чём идёт речь, я ещё раз говорю, а не о том, что, мол, не    
надо пугать. Вы скажите об этом 280 тысячам человек, которые поверили           
государству и уже на этот режим перешли.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич.                               
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н., председатель Комитета Государственной Думы по федеративному      
устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.                    
                                                                                
Уважаемый Андрей Михайлович, вопрос такой. Сразу оговорку сделаю: в прессе      
прочитал утверждение, что лица, зарегистрированные в качестве самозанятых,      
при достижении пенсионного возраста получают статус работающего пенсионера.     
Разница между работающими и неработающими пенсионерами, с точки зрения наших    
людей, ощутимая: работающие пенсионеры не получают полноценную индексацию       
пенсий, а неработающие пенсионеры получают ежегодно полноценную индексацию.     
                                                                                
В связи с этим вопрос, чтобы развеять эти сомнения и всё-таки раз и навсегда    
ответить людям: если граждане сохранили силы и после выхода на заслуженную      
пенсию ещё оказывают какие-то услуги и фактически являются самозанятыми -       
если они поверили, как вы говорите, государству и вступили в этот режим, -      
они приобретают статус работающих пенсионеров и одновременно, кроме того что    
они ещё 4 процента с этих услуг (или 6 процентов - для юридических лиц)         
оплачивают, ещё и теряют право на полноценную индексацию?                       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я ещё раз хотел бы сказать, что этот закон к   
пенсиям и к пенсионным правам вообще никакого отношения не имеет. Я прекрасно   
понимаю, что далеко не все глубоко изучали и хорошо знают Булгакова, но зато    
все знают Владимира Владимировича Бортко, и я хотел бы повторить фразу,         
которая стала бессмертной, - не потому, что её когда-то написал Булгаков, а     
потому, что её показал Бортко: "Никогда не читайте перед обедом советских       
газет". - "Но ведь других-то нет". - "Вот никаких и не читайте".                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тумусов Федот Семёнович.                                  
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Андрей Михайлович, вот когда мы принимали основной, базовый закон,    
в который мы сейчас будем вносить изменения, здесь, в этом зале, звучали        
слова о том, что мы проводим эксперимент в течение десяти лет и в течение       
десяти лет всё будет незыблемо, ничего не будет меняться, - я не помню, вы      
это говорили или кто-то другой. Не прошло, можно сказать, и года, мы уже        
вносим изменения: первое - по составу, второе - по правилам игры. Вы уже        
несколько раз сказали, что будем менять, отслеживаем и так далее. Нет ли тут    
обмана государства: людей мы завлечём, а потом будем все правила менять?        
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, ну, давайте я ещё раз просто повторю. В        
принципе, конечно, можно даже не слушать мои слова, можно просто прочитать      
текст законопроекта: ни одной буквы, ни одного правила не предлагается          
менять. Мы дали гарантии, эти гарантии на десять лет. Можно взять стенограмму   
моего выступления с этой трибуны, когда этот закон принимался: я тогда          
сказал, что по итогам мониторинга, который мы будем осуществлять практически    
в ежедневном режиме, мы до конца года примем решение, потому что уже тогда      
очень многие регионы обращались, просили, чтобы это распространили не только    
на четыре региона, но и на многие другие. Здесь, в этом зале, звучал вопрос:    
"Почему этот эксперимент не разрешают проводить нам?" И мы договорились, что    
до конца года решим вопрос о возможности расширения этого эксперимента. Если    
взять просто стенограмму моего выступления, можно увидеть, что было сказано     
именно это, теми же словами. Коллеги, мне кажется, то, что мы сейчас            
рассматриваем, - это выполнение обещаний, которые давал парламент, и ничего     
больше.                                                                         
                                                                                
И ещё раз хотел бы сказать: мы не меняем правила, но в законе есть такое        
понятие - "злоупотребление правом". Мы дали право, но это мы людям дали право   
зарегистрироваться, а вот кто-то из работодателей решил правом, данным людям,   
злоупотребить. Ведь известно, как это делается: "Слушай, неизвестно, что у      
тебя там будет с пенсией, что вообще будет, давай я тебе немножко доплачу и     
переведу в самозанятые - и у тебя будет зарплата побольше, и мне не надо        
платить" - вот это будет пресекаться! Но, я повторяю, это не имеет отношения    
к этому закону, это не имеет отношения к самозанятым, это нормы, которые есть   
в Налоговом кодексе, и мы никому не позволим злоупотреблять правом, чтобы       
нарушать права людей, которые перешли на этот режим. Вот смысл этого            
законопроекта.                                                                  
                                                                                
Я ещё раз говорю, коллеги, вот нам поверили сегодня... Вы знаете, как говорил   
Карл Маркс, критерием истинности знаний является практика, потом Владимир       
Ильич тоже говорил об этом. Так вот практика говорит о том, что 280 тысяч       
человек с лишним нам поверили, а всё остальное...                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Хохлов Алексей Алексеевич. Ошибочно?                               
                                                                                
ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Это Ефимов Виталий Борисович.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ефимов, пожалуйста.                                       
                                                                                
ЕФИМОВ В. Б. Коллеги, я прошу меня извинить - я не записывался.                 
                                                                                
Никогда не выступаю, когда не затрагивают профессиональных вопросов, но...      
Вот сейчас мы говорим, чтобы таксисты были самозанятыми. В соответствии со      
статьёй 55 Конституции мы должны отвечать за защиту пассажиров, водитель        
должен быть профессиональным, машина исправной, нужно, чтобы водитель не был    
бандитом, - кто у самозанятых будет это контролировать? Ведь кто-то после       
третьей смены пойдёт пару часов поработать! Вы спросите нас, профессионалов,    
что делать. В этом году на 2,3 процента снизилось количество происшествий, а    
в такси на 20 процентов идёт рост. Уважаемые коллеги, давайте посмотрим,        
можно ли допускать к особо опасным профессиям самозанятых. И с нами,            
профессионалами, как-то немного тоже контактируйте!                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, именно об этом я и попытался сказать.          
Действие данного закона сопрягается с действием огромного количества            
отраслевых законов, и перед тем, как... Когда нас просили, чтобы мы расширили   
его действие на всю страну, мы сказали, что надо посмотреть все отраслевые      
законы на предмет пересечения.                                                  
                                                                                
А вот дальше я говорю только об одном: можно говорить о любом количестве, но    
по этому закону таксисты уже зарегистрированы. И давайте посмотрим тогда        
конкретно, какая база, кто и где нарушал, самозанятые таксисты нарушали или     
не самозанятые, а то ведь, знаете, говоря, что таксисты нарушают, мы говорим    
вообще, ведь мы обычно всех как бы объединяем, когда нам это выгодно, а когда   
невыгодно, разъединяем.                                                         
                                                                                
Так вот, коллеги, ровно это и предлагается: мы предлагаем расширить массив      
для эксперимента, который оказался успешным, рассмотреть результаты и после     
этого и делать выводы - вот ровно то, что предлагается.                         
                                                                                
Ну и ещё хотел бы сказать: поверьте, все вопросы прорабатывались в течение      
всего года со всеми отраслевыми ведомствами, в том числе с Минтрансом, и,       
когда мы решали вопрос о том, кто может участвовать (правда, решали уже год     
тому назад), мнение профессионалов по этому поводу было услышано. Если есть     
желание просто добавить список профессионалов, мнение которых обязательно       
должно быть услышано, - мы не против этого, но это не имеет отношения к         
представленному законопроекту.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Есть.                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич.                                                       
                                                                                
Коллеги, выступления до трёх минут.                                             
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Сразу могу      
согласиться с Андреем Михайловичем в том, что, если в государстве, а            
государство - это система общества, человек получает доход, с этого дохода      
должен взиматься налог. Это закон жизни, закон существования государства. Но    
на фоне прошедшей пенсионной реформы абсолютно не вовремя, на наш взгляд,       
появилось предложение о таком льготном налоговом режиме. Мы помним, какой       
была реакция наших граждан, когда предложили провести этот эксперимент в        
четырёх регионах: кричали, что пытаются забрать последнее, мол, мы не от        
хорошей жизни зарабатываем, зачем же вы лезете к нам в карман и так далее.      
Надо учитывать морально-эмоциональное состояние граждан и время, когда          
эксперимент был предложен.                                                      
                                                                                
Дальше. Здесь задавали вопрос относительно формирования пенсионных прав,        
абсолютно правильно ставили вопрос. Часть налога перечисляется в фонд           
медицинского страхования - самозанятый гражданин демотивирован: за него, как    
за безработного, платит регион и так, и так, ему без разницы. Если бы эта       
часть уходила в Пенсионный фонд, тогда хоть какой-то мотив был бы,              
какое-нибудь объяснение с точки зрения побуждения гражданина                    
зарегистрироваться присутствовало бы. Да, у нас и сегодня есть право            
добровольно направлять взносы в Пенсионный фонд для формирования будущей        
пенсии, но делает это очень небольшое количество людей. Очевидно, что на        
рынке труда происходит деградация.                                              
                                                                                
Абсолютно правильно поставил вопрос депутат Ефимов. К нам приходили из          
профсоюза таксистов: они считают, что агрегаторы - их работодатели. Режим       
самозанятых вообще не для таксистов изначально был предназначен - нельзя,       
чтобы таксисты были самозанятыми. А мы видим рекламу одной из компаний,         
которая является агрегатором: предлагается зарегистрироваться в качестве        
самозанятого и получать заказы такси - а потом из-за нарушения режима труда и   
отдыха мы видим всплеск аварий. И ещё таксисты говорят, что неправильно         
работает этот налоговый режим: взимается налог с оборота, а не с прибыли, а     
они часть денег тратят на бензин, на расходные материалы и часть отдают         
агрегатору. Ну, это не для такси было сделано.                                  
                                                                                
Мы считаем, что данный вопрос необходимо решать исключительно на добровольной   
основе и с использованием патентной системы. Вот приобрёл человек патент,       
который стоит, условно, 5 тысяч рублей в год, и спокойно занимается своей       
деятельностью. Надо было делать всё постепенно, аккуратно, медленно, не         
пугая, разъясняя, что всё добровольно, и показывая конкретные плюсы для         
конкретного гражданина, в том числе с учётом возможности получения пенсии. У    
нас это получилось не вовремя, получилось так, что это привело к деградации     
рынка труда, и теперь регионы якобы хотят получать доходы, но при этом          
расходы у федерального бюджета и всей бюджетной системы тоже есть, когда        
работодатель не платит взносы и подоходный налог.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич.                                   
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ        
РОССИЯ" не будет поддерживать развитие этого эксперимента и его                 
распространение на половину населения страны. Посчитайте, какое количество      
граждан затрагивается экспериментом.                                            
                                                                                
Для того чтобы продолжать любой эксперимент, нужно подвести итоги того, что     
сделано с его начала. Сегодня мы этих итогов не увидели, не услышали, кроме     
одной цифры: 280 тысяч вышли из тени - и им стало хорошо. Вот слова, слова,     
слова - никаких доказательств этого "хорошо" мы не получаем, уважаемые          
коллеги.                                                                        
                                                                                
Мы не за то, чтобы миллионы граждан не платили налоги, это, конечно,            
несправедливо и в большинстве нормальных стран является преступлением, что      
правильно, но в большинстве стран, уважаемые коллеги, есть доходы, не           
облагаемые налогом. Доходы в сумме до 30-50 тысяч рублей во многих странах,     
даже, например, в Китае, налогом не облагаются, нулевая ставка налога на эти    
доходы. Мы этот вопрос много раз предлагали рассмотреть, определить планку      
необлагаемого дохода - вы уходите в сторону. В абсолютном большинстве стран     
действует прогрессивная шкала налогообложения, когда сверхбогатые люди платят   
сверхналоги, - вы тоже не хотите эту несправедливость устранить, хотя бы в      
экспериментальном порядке это отрегулировать. Давайте Москву и Петербург в      
этот эксперимент окунём и посмотрим - может быть, тогда не надо будет           
пенсионеров, предпенсионеров, о которых мы беспокоимся, подводить под уплату    
каких-то, пусть и небольших, налогов? Ну и конечно, регрессивная шкала          
взносов в Пенсионный фонд - почему мы это не замечаем, вот здесь почему мы не   
получаем доходы?!                                                               
                                                                                
Очень сложно разобраться в предлагаемых экспериментах, но, как правило, эти     
эксперименты направлены в одну сторону - в сторону изъятия из карманов          
абсолютного большинства простых граждан, даже бедных, а иногда и нищих: мы и    
туда всё равно хотим залезть и копеечки какие-то потрясти. В другую сторону     
почему эта рука не направляется - в карманы богатых и сверхбогатых? Ни разу,    
ни одна такая попытка здесь не была вами поддержана!                            
                                                                                
Не будем голосовать.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фаррахов Айрат Закиевич, пожалуйста.                                            
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ",     
безусловно, поддерживает принятие данного проекта федерального закона в         
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Оценивая результаты эксперимента, работая в субъекте, который принимал и        
продолжает принимать активное участие в этом эксперименте, хочу сказать         
следующее. Что мы обещали нашим избирателям, когда начинали этот эксперимент?   
Что будут нулевая бюрократия, максимальная цифровизация всех процессов,         
максимально удалённое общение с государством, контроль, надзор и                
государственная поддержка. Что мы сегодня имеем? По нулевой бюрократии -        
бюрократии просто нет, там нет места для неё. По цифровизации всех процессов    
- посмотрите, в "App Store" и в "Google Play" приложение "Мой налог" имеет      
пять звёзд. По максимально удалённому общению с государством - общение между    
федеральной налоговой инспекцией и конкретным самозанятым гражданином именно    
такое. По государственной поддержке - правительство внесло в Государственную    
Думу проект федерального закона о приравнивании самозанятых к малому и          
среднему предпринимательству при процедуре закупок, и он уже поддержан          
профильным комитетом.                                                           
                                                                                
Так о чём этот законопроект? О праве, о возможностях и о доверии. Даётся        
право - право ликвидировать неопределённость тем гражданам, которые сегодня в   
этом нуждаются. Даются возможности. Для субъекта это возможность улучшить       
деловую среду, это возможность увеличить конкурентность; для государства, для   
федеральных органов власти это возможность решить ситуацию, которая и сегодня   
в том числе обсуждалась. Какая возможность для самозанятых? Возможность выйти   
из тени. Что это даёт потребителям, нам с вами? Возможность получить            
качественную, конкурентную услугу и налоговый вычет по этой услуге. Что этот    
закон даёт бизнесу? Возможность получить конкурентного стабильного              
прозрачного партнёра.                                                           
                                                                                
Предлагаемый эксперимент получит окончательную оценку в 2028 году, оценивать    
его результаты будет Государственная Дума девятого созыва. Но уже сегодня       
абсолютно ясно, что этот закон отвечает на главный вопрос: для чего нужны       
законы? Для того, чтобы каждый член общества знал, как ему поступить в той      
или иной ситуации. И, отвергая сегодня право, уважаемый Олег Анатольевич, мы    
отвергаем возможность выбора для наших граждан.                                 
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие сегодняшнего законопроекта и      
рекомендует всем проголосовать за его принятие.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна.                                   
                                                                                
ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Да,              
безусловно, регионы заинтересованы в том, чтобы этот налоговый режим был        
введён. А чего им не быть заинтересованными? Они сами платили за тех людей,     
которые не работали и обращались в поликлиники, это первое; второе, часть       
этих денег будет поступать в бюджет региона - естественно, они будут            
заинтересованы в том, чтобы этот налоговый режим был введён. А вот людей-то     
мы спросили? Мы же их не спросили - давайте в регионах людей спросим,           
заинтересованы ли они сами в том, чтобы платить. Я сомневаюсь, что они          
заинтересованы.                                                                 
                                                                                
Теперь что касается условий. Мои дорогие коллеги, я в Комитете по бюджету и     
налогам работаю, и нет такой недели, чтобы не проходили изменения в Налоговый   
кодекс, ну нет, наверное, такой недели! Что мы видим в данной ситуации? Что     
гарантии даны на десять лет. А кто эти гарантии будет выполнять,                
правительство? Так оно уже сколько раз гарантии давало и постоянно их           
нарушает!                                                                       
                                                                                
Мы всегда говорим, и в комитете звучало не очень традиционное слово             
"переобуваемся" - на ходу переобуваемся с налогами, так оно и есть. Не          
получится ли так, что встанут они, эти бедолаги, на учёт, из тени, конечно,     
выйдут, а впоследствии по полной программе будут платить все налоги? Вот для    
этого, скорее всего, это и вводится!                                            
                                                                                
Теперь что касается, например, единого налога на вменённый доход. Вот           
говорят, что предприятия не будут менять свой статус и что будут идти люди,     
которые раньше нигде официально не работали, - я сильно сомневаюсь. Вот         
сейчас вменёнку будем отменять - вменёнку уберём, и что получится, куда они     
все пойдут? Кто-то пойдёт в самозанятые. То есть статус с одного поменяется     
на другой - что мы, собственно, получим-то?                                     
                                                                                
Теперь что касается предприятий, которые закрываются. Вот я посмотрела цифры:   
за 2018 год закрылось предприятий (в основном в сфере малого и среднего         
бизнеса) в 2,14 раза больше, чем открылось. Давайте посмотрим цифры за 2019     
год - они вообще устрашающие: закрылось 700 тысяч малых предприятий, самых      
маленьких, это малый бизнес. Ну и что мы в итоге получаем? Мы получаем то,      
что бизнес прекращает своё существование. И что, все люди перейдут в            
самозанятые? Я думаю, вряд ли.                                                  
                                                                                
Что спасёт в ситуации, когда у нас нет нормальных законов для малого и          
среднего бизнеса? Изобретать тут ничего не надо, давайте прогрессивный          
подоходный налог введём. Сегодня 3 процента населения владеют 87 процентами     
национального благосостояния - давайте мы их обложим налогом, тогда нам не      
придётся решать вот такие проблемы, как с самозанятыми.                         
                                                                                
Фракция КПРФ не станет поддерживать этот законопроект.                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет.                                   
                                                                                
Докладчик? Андрей Михайлович, с заключительным словом будете выступать?         
Давайте. Не очень длинно.                                                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Бортко ушёл специально: ему было стыдно слушать некоторые         
выступления.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, вы знаете, на самом деле ведь вопрос в чём? На самом деле    
ключевой вопрос подняла Вера Анатольевна - я с ней абсолютно согласен, - она    
сказала главное: а вы спросили людей-то? Вот мы этим законом спросили людей.    
Почему мы говорим, что мы спросили? Да потому, что этот закон предоставляет     
право: хочешь - да, не хочешь - нет! И 280 тысяч человек на сегодня ответили:   
да, нас это устраивает. Может быть, кому-то и не нравится, что в стране люди    
в этой болезненнейшей сфере (а проблем с налогами столько, что...) вдруг        
поверили государству. Вы можете назвать ещё какой-то налоговый вопрос, по       
которому можно было бы отметить такие же результаты? Боюсь, что сейчас не       
найдём. Вот, может быть, беспокоит это - что люди почему-то поверили? Люди      
поверили, и сейчас главная задача - не обмануть их. Вот то, что мы делаем, мы   
делаем для людей.                                                               
                                                                                
И напомню: опять же, ведь, строго говоря, обязанность платить 13 процентов со   
всех доходов есть у всех независимо от того, есть этот закон или нет. Вот мы    
сказали: регистрируйся и плати не 13 процентов, а 4 процента, если ты           
оказываешь помощь физическим лицам, или 6 процентов, если ты работаешь с        
юридическими лицами. Почему 6 процентов, если с юридическими лицами? Чтобы      
перехода, перетока не было, потому что у нас есть другие режимы, где 6          
процентов. И мы увидели, что решение-то было правильное!                        
                                                                                
Говорят, что нет никаких данных, но дело не в этом, если не убеждает, скажем,   
цифра 280 тысяч зарегистрировавшихся, я могу сказать на самом деле о том,       
что... Деньги-то небольшие, суммарный доход, который показал эксперимент, -     
28,7 миллиарда рублей. Перевозками занимается 18,7 процента тех, кто            
зарегистрировался, и это не только такси, но и другое. Могу, конечно, сказать   
и по аварийности, если есть необходимость в этом, но, поверьте мне на слово,    
выяснилось, что применение режима абсолютно никак не влияет на аварийность. А   
вот то, что это занятость людям обеспечивает, и то, что агрегаторы должны в     
результате учитывать, что они делают с людьми, то есть мы защитили людей этих   
профессий, - правда. Сдача квартир - 10,5 процента, а ведь к любому человеку,   
который сдаёт квартиру, мог прийти... да даже не участковый, а кто угодно:      
сдаёшь - где 13 процентов? Люди ходили под уголовкой постоянно! Вот почему      
10,5 процента, пожалуйста. Консультирование - люди консультируют, такие         
услуги оказывают - 8,6 процента. Строительство - сколько у нас строителей       
работает просто так! - здесь 6,7 процента. Репетиторство... Помните,            
предыдущий закон о репетиторах, нянечках и так далее? Тогда у нас за всё        
время, за три года, было 2800 человек, а здесь за девять месяцев - 280 тысяч.   
Вот это и есть результат того, что мы спросили людей, и это наш ответ людям.    
И оказалось, что этот режим у людей востребован.                                
                                                                                
Вот Фаррахов Айрат Закиевич сейчас рассказывал - почему? Потому, что он         
прожил все эти девять месяцев вместе с самозанятыми в Татарстане, обсуждая      
каждую проблему, которая возникла: он с ними прожил, он это знает! Ко мне вот   
подходят депутаты и из Калуги, и из Московской области: они это прошли; как     
только возникала какая-либо проблема у человека по вине не важно кого, тут же   
вмешивались и снимали её. Вот мы хотели бы, чтобы этот режим продолжал          
действовать, чтобы была возможность снимать проблемы людей, если они            
возникают. И всё это есть не в том законе, который мы сейчас принимаем, а в     
том, который мы приняли почти год тому назад. А здесь мы просто говорим: да,    
эксперимент идёт успешно, и мы имеем возможность расширить территорию его       
проведения. Этот закон, я повторяю, не для регионов, на которые мы расширяем.   
Тут нам снова говорят: а почему бы регионам не быть за, ведь им выгодно? Да     
этот закон-то даёт право людям, а не регионам! Более того, я, например,         
считаю, что, когда мы пойдём на расширение уже по всей стране - а я надеюсь,    
что мы придём к этому, - мы, наоборот, установим право для региона вводить      
этот режим, потому что регионы могут быть в разной степени готовы к             
применению этого закона, и в регионах должны посоветоваться с                   
налогоплательщиками, справятся они с этим или не справятся. А пока мы говорим   
о тех регионах, которые могут обеспечить права людей - те самые права,          
которые мы гарантировали этим законом.                                          
                                                                                
Коллеги, на самом деле, строго говоря, всё сказано, и, я думаю, мы прекрасно    
понимаем, что обсуждение в тональности "а вы людей спросили?" не имеет к        
этому закону никакого отношения. Люди своё слово уже сказали.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по установлению        
специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе       
федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в      
Республике Татарстан (Татарстан)".                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              298 чел.66,2 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7 %                                     
Голосовало                    302 чел.                                          
Не голосовало                 148 чел.32,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.