Заседание № 263
18.11.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 835997-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся порядка избрания мировых судей).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6232 по 6487 из 7171
Следующий, 15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Алексей Николаевич Диденко. ДИДЕНКО А. Н. Уважаемые коллеги, мне было поручено, доверено представлять данный законопроект. Вашему вниманию предлагается законодательная инициатива Народного Хурала Республики Бурятия. Это тот редкий случай, когда дело доходит всё-таки до рассмотрения инициативы из региона в первом чтении не по сокращённой процедуре. На самом деле проблема формирования регионального судейского сообщества уже много раз обсуждалась и в комитете, и на всевозможных экспертных площадках, в частности речь идёт о мировых судьях. Вы знаете, что сегодня в соответствии с законом "О мировых судьях в Российской Федерации" мировые судьи либо избираются населением, либо назначаются (избираются) соответствующим законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации по представлению, предложению квалификационной коллегии судей субъекта Федерации. Так вот, есть очень интересная норма в Законе "О статусе судей...", которая гласит, что квалификационная коллегия вправе предложить законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации одну или несколько кандидатур для назначения на соответствующую должность. Однако сложилась порочная практика, на взгляд наших коллег из Народного Хурала Республики Бурятия и многих других законодательных (представительных) органов, а также фракции ЛДПР, когда квалификационная коллегия представляет вниманию депутатов лишь одну кандидатуру, и фактически региональные депутаты вынуждены рассматривать её на безальтернативной основе. Вы все прекрасно знаете, что периодичность заседаний региональных заксобраний самая разнообразная, но, как правило, если речь идёт о среднестатистическом небольшом регионе, где депутатов не так много, как в отдельно взятых субъектах, где очень мало депутатов, работающих на освобождённой основе, там заседания проходят раз в месяц, и фактически возможность назначить судью депутаты заксобрания имеют лишь двенадцать раз в году. С учётом того что периодически процедура назначения проходит без ущерба для непрерывности отправления правосудия на соответствующих судебных участках, депутаты вынуждены выбирать, так сказать, из того, что представляется, то есть фактически выбора они не имеют; депутаты вынуждены принимать ту единственную кандидатуру, которая представляется на рассмотрение квалификационной коллегией судей, даже придя к внутреннему убеждению, что кандидатура, может быть, не полностью отвечает требованиям, несмотря на то что она рекомендована, кандидат сдал соответствующий квалификационный экзамен, подал заявление. Тем не менее это кадровый вопрос: кандидатура представляется вниманию депутатов, она обсуждается, задаются вопросы, депутаты получают ответы. Очень часто депутаты проявляют интерес, если кандидат в мировые судьи представляет участок, который расположен на территории округа кандидата, или закреплён за этим районом, или в этом районе находится соответствующий судебный участок. И очень часто у региональных депутатов к кандидатам есть вопросы, и ответы их не устраивают, не удовлетворяют. Нам, друзья, нужно раз и навсегда определиться с категорией мировых судей и с тем, как всё-таки их назначают: либо их выбирают, и законодательный (представительный) орган влияет на этот процесс - может утвердить, а может не утвердить судью, - либо всё-таки последней инстанцией является квалификационная коллегия судей, которая представляет кандидатуру, а депутат ничего не может сделать, кроме как эту кандидатуру поддержать. Эта дискуссия в региональных законодательных собраниях очень часто имеет место. Многие из вас представляли своих избирателей в региональных парламентах и знают, что это действительно так, с завидной регулярностью эти вопросы поднимаются. Вот в очередной раз инициатива из Республики Бурятия дошла до зала Государственной Думы, в первом чтении мы с вами рассматриваем эту инициативу, и мы должны понимать, что для наших избирателей судья - это очень серьёзный и авторитетный человек, особенно если речь идёт о мировом судье, который решает наиболее широкий спектр житейских вопросов. И конечно, далеко не последнюю роль в назначении мировых судей должен играть законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации. С заключением комитета, я думаю, многие из вас ознакомились. Ну не выдерживает оно никакой критики, и не усматривается в нём в какой-то части логика, поскольку говорится о том, что представление кандидатур на альтернативной основе создаст панику, хаос в кадровой политике, в кадровом вопросе формирования судейского сообщества на уровне субъекта Российской Федерации, - а вот представление на безальтернативной основе хаоса не создаёт! Скажу лишь, что эксперты, занимающиеся вопросами открытости бизнеса, снятия барьеров для ведения бизнеса, отмечают очень высокий уровень недоверия предпринимателей и граждан к судебной системе. Мы с вами прекрасно понимаем, что это очень замкнутая, кастовая структура. Очень часто в этом зале мы обсуждаем вопросы повышения пенсионного возраста или возможности занятия должностей государственной службы, службы судебных приставов - это говорит лишь о том, что нет новой, так скажем, свежей крови, потому что эти системы и порядок замещения в них должностей весьма замкнуты, проникновение туда человека извне, молодого студента, который получил необходимые знания и опыт и отвечает критериям, предъявляемым к кандидату на должность мирового судьи, невозможно, фактически он сегодня без какой-то поддержки и протекции, без связей с влиятельными людьми не может стать судьёй. Говорят, что у нас очень много вакантных должностей мировых судей в регионах, - поверьте, выпускники юридических вузов, которые отвечают необходимым критериям по возрасту и стажу, не могут туда пробиться! Они хотят, но не могут, к сожалению, из-за вот этой сложившейся системы замещения должностей в регионах пробиться и стать мировыми судьями. Таким образом, это очень правильная инициатива наших коллег из Народного Хурала Республики Бурятия. Я готов ответить на все возникшие вопросы, а все фракции призываю ещё раз вернуться к этому вопросу и поддержать коллег из региона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Представленным проектом федерального закона предлагается внести изменения в пункт 8 статьи 5 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года "О статусе судей в Российской Федерации" и статью 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 года "О мировых судьях в Российской Федерации", установив правовую норму по представлению квалификационной коллегией судей субъекта Российской Федерации не менее двух кандидатов для избрания на должность мирового судьи, в случае если в соответствии с законом субъекта предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации избирает мировых судей. Таким образом, представленная редакция проектной нормы устанавливает для квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации обязательные правила. Уважаемые коллеги, следует отметить, что на региональном уровне сложился различный подход к регулированию процедуры представления кандидата, которая является обязательным элементом порядка назначения (избрания) на должность мирового судьи. В связи с тем что в соответствии с пунктом "л" статьи 72 Конституции Российской Федерации кадры судебных органов находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, представляется нецелесообразным ограничивать полномочие субъектов Российской Федерации, предоставленное им действующим законом, по самостоятельному установлению процедуры и порядка избрания на должность мирового судьи. Также следует отметить, что согласно пункту 8 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких кандидатов на должность судьи по результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи. Таким образом, федеральное законодательство не запрещает рассматривать несколько кандидатур на одну вакантную должность судьи. Установление в качестве обязательного условия рекомендации нескольких кандидатур на каждую вакантную должность мирового судьи может повлечь за собой ограничение доступа граждан к правосудию в случае отсутствия необходимого количества претендентов, соответствующих законодательно установленным требованиям для назначения на указанную должность. С учётом перечисленных доводов комитет полагает, что введение предложенного законопроектом ограничения может повлечь помимо ограничения доступа граждан к правосудию реальное ухудшение кадровой ситуации в сфере мировой юстиции в тех субъектах Российской Федерации, в которых на вакантные места мировых судей у квалификационной коллегии судей субъекта не будет возможности рекомендовать не менее двух кандидатур. Верховный Суд Российской Федерации, что очень важно, в своём отзыве на законопроект не поддерживает его принятие по аналогичным основаниям. На законопроект имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы с замечаниями правового характера. На основании изложенного комитет предлагает данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Уважаемые коллеги, прежде всего скажу о нашей программе на сегодня: мы, естественно, завершим обсуждение этого законопроекта, кроме того, у нас восемь законопроектов по сокращённой процедуре и один проект поручения. Нет возражений? Нет. Какие есть вопросы по докладу и содокладу? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Владимир Александрович, вы очень подробно пояснили, почему нельзя принимать данный закон, но тем не менее практика в регионах показывает, что действительно выставляется одна кандидатура, хотя в действующем законе прописано, что можно несколько. Почему бы всё-таки чётко не прописать "не менее двух кандидатов"? Ведь практика показывает, что если выставлять одну кандидатуру, то она, как правило, проходит, и при этом не просматривается никакой состязательности. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Николай Фёдорович, у нас в стране есть регионы, куда и одну кандидатуру найти тяжело, найти мирового судью, который согласился бы поехать в такой регион. Это же мировой судья, а не федеральный! Я вот знаю, например, что в Республике Коми человека полгода уговаривали, чтобы в Усть-Цильму поехал судьёй работать. Может получиться так, что вообще длительный период времени не будет судьи, будут только прикомандированные из других районов, а это тоже неправильно, я полагаю. А потом мы не можем ограничивать субъекты, поскольку этот закон и вообще регулирование кадрового вопроса - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Мы поддержим наших коллег из Народного Хурала Республики Бурятия. Складывается впечатление, что они лучше нас знают русский язык, ведь после названия данного законопроекта в скобках указано именно "в части, касающейся порядка избрания..." - не назначения, заметьте, а избрания. Так что здесь всё правильно - выбирать можно из двух. Когда вы даёте одну кандидатуру - это уже, извините, по большому счёту, назначение или как в пословице: вот тебе, Боже, что нам негоже (никуда не денетесь, назначите и этого!). А то, что вы, Владимир Александрович, сказали, что иногда и одного найти трудно, - так это уже, извините, камешек в ваш собственный огород, это вы так построили судебную систему, что не можете найти нормального человека на должность мирового судьи. Все хотят ехать в Москву, в крупный центр за неприкосновенностью, за пожизненными привилегиями и так далее, а вот нормально работать в тяжёлых условиях никто особо не хочет! Мы поддержим данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Николаевич, ещё скажете что-нибудь? Диденко Алексей Николаевич, пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н. Я хочу всех поблагодарить за очень интересную дискуссию и надеюсь на поддержку. Поверьте, наши коллеги в регионах, в том числе и из ваших фракций, очень ждут принятия этого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Александрович Поневежский тоже хочет поблагодарить. Микрофон включите. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Ну, интересное, конечно, предложение, но тем не менее я хочу ещё раз пояснить: прежде чем кандидатура доходит до заксобрания, работают коллегии, которые действительно выбирают из двух, из трёх, из пяти, то есть из всех граждан, которые хотят работать мировыми судьями. Так что говорить о том, что выбор безальтернативный, тоже неправильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Александрович. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 13 сек.) Проголосовало за 143 чел.31,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 143 чел. Не голосовало 307 чел.68,2 % Результат: не принято Законопроект отклонён.