Заседание № 291
13.04.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 835968-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (о порядке обеспечения общеобразовательных организаций учебниками и учебными пособиями; внесён депутатами Государственной Думы С. М. Мироновым, В. Е. Шудеговым, О. Л. Михеевым, а также Н. В. Левичевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2207 по 2380 из 6157
Следующий - 6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Виктор Евграфович Шудегов. Пожалуйста. ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", о порядке обеспечения общеобразовательных организаций учебниками и учебными пособиями. Немного истории. В Конституции СССР 1977 года, в статье 45, было указано: "Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования". И там было ещё важное уточнение: это право обеспечивается в том числе бесплатной выдачей школьных учебников. Таким образом, фактически проблема обеспечения школьников учебниками в советское время была решена. В Конституции 1993 года, в статье 43, с учётом поправок, внесённых в 2008 году, такого уточнения уже нет, но были всевозможные разъяснения соответствующих органов, которыми подтверждалось, что бесплатность образования означает и бесплатное обеспечение школьников учебниками, учебными и наглядными пособиями, а Дворкович ещё и добавил: и рабочими тетрадями. А вот в 1997 году право издания учебников с федерального уровня уже было сброшено на регионы - коллеги, хочу отметить, что при этом сразу же конституционное право наших граждан было поставлено в зависимость от материального и финансового положения регионов, я уже не говорю про содержание учебников: каждый регион изучал одну и ту же историю, можно сказать, по своим учебникам. Я напомню один из самых курьёзных, наверное, случаев - это случай с учебником по истории профессора Кредера, выпущенным на деньги Фонда Сороса, а вы знаете, что во всех учебниках истории, которые изданы на деньги Фонда Сороса, говорится о том, что Вторую мировую войну выиграли Соединённые Штаты, и дальше пара строк добавляется про участие Советского Союза. Кстати, на Украине пошли дальше: они и эти строчки выкинули, и осталось только, что одни Соединённые Штаты Америки участвовали в этой войне. Уважаемые коллеги, мы предлагаем в условиях финансового кризиса, в условиях, когда постоянно меняются федеральные государственные образовательные стандарты, кардинально решить эту проблему. Приведу ещё пример: в 2015 году, в середине мая, были внесены изменения в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, и все учебники нужно было переиздать в соответствии с новыми стандартами, и я присутствовал, а это уже был конец сентября, на заседании Госсовета Удмуртской Республики, так вот они не могли найти 250 миллионов рублей на издание учебников в соответствии с новым образовательным стандартом начального общего образования. Я тогда предложил через нашу фракцию перевести решение проблемы на федеральный уровень - все бурно аплодировали, но не знаю, какое заключение было дано на законопроект. И совсем недавно у нас на заседании комитета выступала депутат госсовета Карелии, которая заявила следующее (я позволю себе зачитать стенограмму): "Прокуратура цинично проверяет учебники. Если изменились два слова и нет фразы "в соответствии с требованиями ФГОС, новых стандартов", то школы штрафуют, их заставляют уничтожать уже закупленные учебники - как, кстати, было и в Удмуртии, - даже если нет пока новых". Да, в Удмуртии в конечном итоге нашли деньги, увеличив бюджетную дыру нашего субъекта, нашей республики. И вот, казалось бы, теперь депутаты не только в Удмуртии, но и в остальных субъектах, после того как проблема была решена, могли бы отсиживаться спокойно до окончания срока своих полномочий, но не тут-то было... 31 декабря 2015 года (напомню, что 31 декабря - это у нас очень большой праздник, разгар корпоративов, в особенности в продвинутых министерствах) наш министр образования и науки, по-видимому, разгорячившись, подписал приказ № 1576, которым снова вносятся поправки в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Коллеги, это не два-три слова или там запятая какая-то добавляется, это полновесный текст на шести страницах. Что это означает? Это, по существу, означает, что к 1 сентября, вернее, до окончания этого учебного года уже нужно начать использовать новые учебники, исправленные в соответствии с новыми стандартами, - скажите, разве это не абсурд? Полнейший абсурд! Минюст 2 февраля зарегистрировал этот приказ - вот, коллеги, у меня есть документ, где всё это непосредственно прописано. Коллеги, а ведь в школах есть ещё и так называемые нормативные амортизационные сроки использования всего оборудования, в том числе учебников: например, мел рассчитан на пять дней, карандаш - на девяносто дней, а учебник - на пять лет. Как же они будут списываться, если эти нормативные сроки пока никто не изменил?! Коллеги, что мы предлагаем? Мы предлагаем переложить расходы на переиздание учебников с регионального на федеральный уровень, как это всегда и было. Необходимо вернуть в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" статью о том, что издание школьных учебников финансируется из федерального бюджета, в результате чего, во-первых, оптовые федеральные цены станут значительно ниже, во-вторых, министерство образования будет думать, где взять деньги, прежде чем изменить школьные образовательные стандарты, ну и, естественно, централизованно снабжать этими учебниками все школы и каждого школьника. Соответствующие изменения мы предлагаем внести в закон "Об образовании в Российской Федерации", кроме того, мы предлагаем скорректировать полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования с учётом этого положения. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Викторовна Мануйлова. МАНУЙЛОВА И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я, к сожалению, тоже вынуждена начать с истории. Дело в том, что норма о полномочиях органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части обеспечения учебниками действует с 1992 года и на протяжении всего этого периода, в формулировке нового закона ничего не изменилось. По данным статистики, Удмуртия в 2015 году потратила на учебники 30 тысяч рублей, поэтому вопрос обеспеченности, конечно, стоит на повестке дня. Комитет рассмотрел предлагаемый законопроект и отмечает следующее. Авторы действительно предлагают передать полномочия по обеспечению учебниками и учебными пособиями с регионального уровня на федеральный, а обязанности по установлению порядка обеспечения возлагают на Правительство Российской Федерации, считая, что это будет способствовать сокращению расходов в субъектах на данное направление и укреплению единого образовательного пространства. Хочу сказать, что не только закон "Об образовании..." регулирует вопросы совместного ведения, но и закон № 184-ФЗ, причём там очень чётко указано, что приобретение учебников и учебных пособий - это полномочие органов государственной власти субъекта, и именно поэтому абсолютное большинство субъектов дают отрицательные заключения, мотивируя тем, что принятие предлагаемых изменений может привести к рискам неисполнения принятых расходных обязательств и к несбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Это первое. Второе. Если мы говорим о том, чтобы передать это с регионального уровня на федеральный, то возникает вопрос: как мы будем это передавать - будем исключать из трансфертов эту составляющую и тоже возвращать эти средства в федеральный бюджет или это правило в обратном направлении не действует? Комитет также считает необходимым обратить внимание на то, что авторы нарушили норму статьи 83 Бюджетного кодекса, потому что в законопроекте никак не отражены источники исполнения данных расходных обязательств и порядок их исполнения. Хочу отметить некую небрежность, допущенную в законопроекте: в самом тексте, в новой редакции пункта 10 части 1 статьи 8 федерального закона, предлагаемой авторами законопроекта, указано, что учебники и учебные пособия приобретаются за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть, по сути, авторы законопроекта противоречат сами себе. Ну и ещё. Статья 18 федерального закона предусматривает комплектацию библиотечного фонда печатными или электронными учебниками, поэтому школа сегодня сама вправе выбрать, какой - электронный или бумажный - учебник использовать. Авторы предлагают обязать закупать учебники и той, и другой формы одновременно, что конечно, вызовет серьёзное удорожание. На законопроект получены отрицательные отзывы правительства, Правового управления. Прежде чем говорить о передаче полномочий, хотелось бы сегодня немного шире взглянуть на эту проблему. Мы действительно сталкиваемся с тем, что из восьмидесяти пяти субъектов Российской Федерации сегодня семьдесят шесть субъектов являются дотационными и, вне всякого сомнения, испытывают серьёзные сложности с исполнением своих полномочий, и это относится не только к полномочиям по закону "Об образовании...", но и к целому ряду других полномочий. И конечно, каждый из субъектов рад любой возможности получить дополнительное финансирование, это вполне понятно и вполне объяснимо, есть только одно "но": когда мы пытаемся всё разрулить своими собственными законодательными инициативами, не прислушиваясь к мнению субъектов, к сожалению, ситуация очень часто складывается прямо противоположная. Я проанализировала ситуацию с обеспеченностью учебниками: так вот, 51 субъект на 100 процентов обеспечен, ещё 11 субъектов обеспечены на 96 процентов и выше, только 11 субъектов сегодня действительно испытывают проблемы с обеспечением учебниками, но и это не самые бедные регионы, например, в Центральном округе - это Тамбовская и Владимирская области, в Сибирском - это Бурятия и Забайкалье, в Кавказском регионе - это Дагестан, притом что в Ингушетии стопроцентная обеспеченность учебниками. На мой взгляд, это ещё и вопрос приоритетов, которые сегодня каждый регион определяет для себя сам. Учитывая изложенное, комитет предлагает отклонить законопроект в первом чтении.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3901 по 3910 из 6157
Коллеги, у нас есть пара минут, чтобы продолжить обсуждение 6-го вопроса. Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Нет. Есть ли желающие выступить? Есть. Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3930 по 4097 из 6157
Продолжаем рассмотрение 6-го вопроса повестки дня. Выступает Вера Анатольевна Ганзя. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я прошу вас отключиться от проблем транспорта и перейти к проблемам образования - не менее важным. Дорогие коллеги, законопроект, который мы сегодня рассматриваем, очень важный и очень своевременный, и я в качестве аргумента просто приведу несколько цифр, связанных с нормативами финансирования образовательных организаций. Вообще-то, в каждом регионе свой норматив, но в любом случае он включает в себя две части - фонд оплаты труда и средства на учебные расходы, - и вот я немножко подробней про учебные расходы скажу. Например, в нашей Новосибирской области учебные расходы для учащихся в начальных классах составляют 1 тысячу 700 рублей на одного ребёнка в год, для учащихся 5-9 классов - 2 тысячи 180 рублей на одного ребёнка в год, для учащихся 10-11 классов - 2 тысячи 660 рублей на одного ребёнка в год. Вот такие нормативы! Что покупается на эти средства? Всё оборудование, абсолютно всё: и спортивное оборудование, и оргтехника, ну, то есть от интерактивной доски до мела, за счёт этих средств приобретаются и учебники, учебно-методические комплекты. Мы посчитали, что более 50 процентов всех средств идёт на приобретение учебников, это в среднем: в сельских школах - 80 процентов, а в некоторых школах и вообще 100 процентов. Почему так много? Есть ряд причин, и вот одна из этих причин - перечень рекомендованных учебников. Министерство образования каждый год выдаёт школам перечень учебников, которые рекомендованы к приобретению, и вот этот перечень почему-то очень часто меняется, и эти изменения вызывают недоумение и удивление педагогов. Могу привести примеры: учебник математики Мордковича, 5-й класс, - нормальный учебник, хороший учебник, однако почему-то один год он есть в перечне, а вот на следующий год его в перечне уже нет; то же и с учебниками английского языка - сколько их было! - то автора Биболетовой, то Кузовлёва и так далее. Можно много подобных примеров привести - учебники почему-то очень часто меняются, и я позднее объясню почему. Вторая причина того, почему так мало средств остаётся, - федеральные государственные образовательные стандарты. Вот в штатном режиме программы 6-го класса уже сформированы по новым образовательным стандартам, на следующий год в пилотном режиме - 9-го класса, то есть, получается, все учебники надо заменить, приобрести новые, соответствующие ФГОСам, их меняют - и в результате что мы видим? В школах появляется огромное количество невостребованных учебников, просто горы, горы невостребованных учебников! Смотреть на эти горы больно, понимаешь, что можно было что-то другое приобрести, а мы покупаем вот эти учебники!.. Ещё одна проблема - бюрократия. Учителя должны на основе учебно-методического комплекта составить программу, основную образовательную программу, - она огромна, это титанический труд, там от пятисот до полутора тысяч листов! Это всё можно сделать, однако меняется учебно-методический комплект - меняется и вот эта программа. Мы говорим, что надо учителей от этой бюрократии освобождать, а сами постоянно всё делаем наоборот! Ещё один момент - нам необходимо сегодня сохранять единое образовательное пространство. У меня складывается впечатление, что образовательную стратегию сегодня у нас формируют конкурирующие друг с другом издательства, которые сляпывают непонятно какие учебники, непонятно какого качества, и потом эти учебники тоже непонятно как попадают в эти перечни, а потом приходят в школы, и я вам скажу, что ох не зря наш комитет по противодействию коррупции как раз заинтересовался этой темой! И последнее - регионы. Сколько мы уже полномочий сбросили на регионы, не подкрепляя их финансами! Давайте сделаем жест доброй воли и хотя бы один раз заберём - заберём у регионов вот это полномочие по обеспечению учебниками, тогда мы наведём порядок и с издательствами, и с перечнем, потому что платить будут не регионы, платить будет федеральный бюджет. Мы снимем небольшую для федерального бюджета нагрузку с регионов и сделаем большой шаг в сохранении единого образовательного пространства. Фракция КПРФ поддерживает этот законопроект, и я вас прошу, коллеги, его также поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Виктор Евграфович Шудегов, пожалуйста. ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемые коллеги, я прежде всего хочу поблагодарить Веру Анатольевну за поддержку нашего законопроекта и за прекрасное выступление. Безусловно, когда так часто меняются федеральные государственные образовательные стандарты (я вам говорил, что в 2015 году по начальным классам они дважды поменялись), так часто переиздавать учебники невозможно - у регионов просто нет денег. Мне кажется, надо кардинально решать проблему - передать эти полномочия, вернее, даже не передать, а возвратить эти полномочия вновь на федеральный уровень, и тогда, как здесь было правильно сказано, многие проблемы сами по себе исчезнут. Хотел бы также отметить: если не удастся нам решить проблему таким образом, тогда регионы должны получать в полной мере финансы на издание учебников, чтобы конституционное право наших граждан, учащихся на получение бесплатных учебников не было нарушено. Если осталось время, я хотел бы, чтобы подчеркнуть значимость учебника, рассказать одну историю. Десять или одиннадцать лет назад в Совете Федерации я проводил парламентские слушания по учебникам, как раз тогда и возникла вот эта проблема с учебником истории, о чём я рассказывал, и был приведён в пример случай с молодым человеком, приехавшим из глубинки, где нет ни телевизора, ни Интернета, который, очень бойко отвечая по билету, говорил о том, что у нас под руководством Коммунистической партии Советского Союза продолжается успешное строительство социализма (а была уже середина 2000-х годов!), и когда у него спросили: "Вы что? Откуда вы это взяли?" - он ответил: "А у нас не было учителя. Я нашёл единственный учебник "История СССР", вот по этому учебнику и выучил". Это такая важная деталь, которая говорит о том, что, конечно, нельзя так долго не менять учебники, но нельзя допускать и другую крайность: дважды в год менять учебники. Я считаю, что очень важно, чтобы вы сегодня поддержали данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ирина Викторовна Мануйлова, пожалуйста. МАНУЙЛОВА И. В. Уважаемые коллеги, здесь несколько вопросов соединились в одном. Первое - это вопрос изменения стандартов, но меняются-то они опять же в результате нашей работы, есть прямое поручение президента о необходимости возвращения содержания в стандарты, что сегодня и происходит. И это не требует отмены учебников, которые уже получили гриф "Соответствует ФГОС". Второй момент - включение тех или иных учебников в перечень рекомендованных образовательным организациям. На самом деле за эти три года удалось сделать многое: с трёх тысяч шестисот перечень сократился в 3 раза, учебников осталось около одной тысячи трёхсот, и это ещё много, нужно ещё исключать, потому что создать то самое единое образовательное пространство гораздо реальнее, если количество учебников и учебно-методических комплектов всё-таки находится под жёстким контролем. То, что сегодня действительно исключаются оттуда учебники, вызывает, конечно, целый ряд проблем, но, к сожалению, это неизбежно, иначе мы этот перечень никогда не сократим. Теперь что касается мониторинга данных. Вот не случайно, когда мы готовили новый закон к вступлению в силу, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" провела серьёзную работу по проекту модернизации образования - 120 миллиардов рублей были направлены в регионы, и одно из направлений их использования включало в себя как раз пополнение школьных библиотек. Так вот, более 5 миллиардов - это деньги федерального бюджета и порядка 3 миллиардов - это деньги региональных бюджетов, которые накануне вступления в силу нового закона были потрачены на приобретение учебников. Конечно, сегодня мониторинг за этим ведётся довольно серьёзный. Вера Анатольевна совершенно правильно упомянула нормативы. У нас накануне сегодняшнего обсуждения во Владимире состоялось выездное заседание комитета: так вот, из всех восьмидесяти пяти субъектов достаточный норматив финансирования, соответствующий требованиям, касающимся реализации образовательных программ, сегодня имеют менее восьмидесяти регионов - это, конечно, очень серьёзно, потому что без повышения этого норматива у нас действительно будут трудности с обеспечением школ и с реализацией тех самых программ. И всё-таки я по-прежнему поддерживаю решение комитета о том, что передавать полномочия по обеспечению учебниками с регионального на федеральный уровень просто нельзя, потому что мы действительно разрушим те серьёзные межбюджетные отношения, которые сегодня прописаны не только в законе об образовании. И мы не можем позволить себе передавать какие-то полномочия просто потому, что сегодня регионам трудно, - да, действительно трудно, и нам нужно искать возможности пополнения региональных бюджетов, поддержки региональных бюджетов, но вопрос передачи полномочий - это вопрос, который нельзя решать только со стороны федерального уровня. Я ещё раз подчёркиваю: только десять регионов поддержали данный законопроект, остальные дали отрицательные отзывы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5002 по 5018 из 6157
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 05 сек.) Проголосовало за 199 чел.44,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 199 чел. Не голосовало 251 чел.55,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён.