Заседание № 291

13.04.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 835968-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (о порядке обеспечения общеобразовательных организаций учебниками и учебными пособиями; внесён депутатами Государственной Думы С. М. Мироновым, В. Е. Шудеговым, О. Л. Михеевым, а также Н. В. Левичевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2207 по 2380 из 6157
Следующий - 6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Докладывает Виктор   
Евграфович Шудегов.                                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается    
законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в        
Российской Федерации", о порядке обеспечения общеобразовательных организаций    
учебниками и учебными пособиями.                                                
                                                                                
Немного истории. В Конституции СССР 1977 года, в статье 45, было указано:       
"Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается             
бесплатностью всех видов образования". И там было ещё важное уточнение: это     
право обеспечивается в том числе бесплатной выдачей школьных учебников. Таким   
образом, фактически проблема обеспечения школьников учебниками в советское      
время была решена.                                                              
                                                                                
В Конституции 1993 года, в статье 43, с учётом поправок, внесённых в 2008       
году, такого уточнения уже нет, но были всевозможные разъяснения                
соответствующих органов, которыми подтверждалось, что бесплатность              
образования означает и бесплатное обеспечение школьников учебниками, учебными   
и наглядными пособиями, а Дворкович ещё и добавил: и рабочими тетрадями.        
                                                                                
А вот в 1997 году право издания учебников с федерального уровня уже было        
сброшено на регионы - коллеги, хочу отметить, что при этом сразу же             
конституционное право наших граждан было поставлено в зависимость от            
материального и финансового положения регионов, я уже не говорю про             
содержание учебников: каждый регион изучал одну и ту же историю, можно          
сказать, по своим учебникам. Я напомню один из самых курьёзных, наверное,       
случаев - это случай с учебником по истории профессора Кредера, выпущенным на   
деньги Фонда Сороса, а вы знаете, что во всех учебниках истории, которые        
изданы на деньги Фонда Сороса, говорится о том, что Вторую мировую войну        
выиграли Соединённые Штаты, и дальше пара строк добавляется про участие         
Советского Союза. Кстати, на Украине пошли дальше: они и эти строчки            
выкинули, и осталось только, что одни Соединённые Штаты Америки участвовали в   
этой войне.                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы предлагаем в условиях финансового кризиса, в условиях,    
когда постоянно меняются федеральные государственные образовательные            
стандарты, кардинально решить эту проблему.                                     
                                                                                
Приведу ещё пример: в 2015 году, в середине мая, были внесены изменения в       
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего          
образования, и все учебники нужно было переиздать в соответствии с новыми       
стандартами, и я присутствовал, а это уже был конец сентября, на заседании      
Госсовета Удмуртской Республики, так вот они не могли найти 250 миллионов       
рублей на издание учебников в соответствии с новым образовательным стандартом   
начального общего образования. Я тогда предложил через нашу фракцию перевести   
решение проблемы на федеральный уровень - все бурно аплодировали, но не знаю,   
какое заключение было дано на законопроект. И совсем недавно у нас на           
заседании комитета выступала депутат госсовета Карелии, которая заявила         
следующее (я позволю себе зачитать стенограмму): "Прокуратура цинично           
проверяет учебники. Если изменились два слова и нет фразы "в соответствии с     
требованиями ФГОС, новых стандартов", то школы штрафуют, их заставляют          
уничтожать уже закупленные учебники - как, кстати, было и в Удмуртии, - даже    
если нет пока новых". Да, в Удмуртии в конечном итоге нашли деньги, увеличив    
бюджетную дыру нашего субъекта, нашей республики.                               
                                                                                
И вот, казалось бы, теперь депутаты не только в Удмуртии, но и в остальных      
субъектах, после того как проблема была решена, могли бы отсиживаться           
спокойно до окончания срока своих полномочий, но не тут-то было... 31 декабря   
2015 года (напомню, что 31 декабря - это у нас очень большой праздник, разгар   
корпоративов, в особенности в продвинутых министерствах) наш министр            
образования и науки, по-видимому, разгорячившись, подписал приказ № 1576,       
которым снова вносятся поправки в федеральный государственный образовательный   
стандарт начального общего образования. Коллеги, это не два-три слова или там   
запятая какая-то добавляется, это полновесный текст на шести страницах. Что     
это означает? Это, по существу, означает, что к 1 сентября, вернее, до          
окончания этого учебного года уже нужно начать использовать новые учебники,     
исправленные в соответствии с новыми стандартами, - скажите, разве это не       
абсурд? Полнейший абсурд! Минюст 2 февраля зарегистрировал этот приказ - вот,   
коллеги, у меня есть документ, где всё это непосредственно прописано.           
                                                                                
Коллеги, а ведь в школах есть ещё и так называемые нормативные                  
амортизационные сроки использования всего оборудования, в том числе             
учебников: например, мел рассчитан на пять дней, карандаш - на девяносто        
дней, а учебник - на пять лет. Как же они будут списываться, если эти           
нормативные сроки пока никто не изменил?!                                       
                                                                                
Коллеги, что мы предлагаем? Мы предлагаем переложить расходы на переиздание     
учебников с регионального на федеральный уровень, как это всегда и было.        
Необходимо вернуть в Федеральный закон "Об образовании в Российской             
Федерации" статью о том, что издание школьных учебников финансируется из        
федерального бюджета, в результате чего, во-первых, оптовые федеральные цены    
станут значительно ниже, во-вторых, министерство образования будет думать,      
где взять деньги, прежде чем изменить школьные образовательные стандарты, ну    
и, естественно, централизованно снабжать этими учебниками все школы и каждого   
школьника. Соответствующие изменения мы предлагаем внести в закон "Об           
образовании в Российской Федерации", кроме того, мы предлагаем                  
скорректировать полномочия органов государственной власти субъектов             
Российской Федерации в сфере образования с учётом этого положения.              
                                                                                
Прошу поддержать данный законопроект.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ирина Викторовна Мануйлова.                                                     
                                                                                
МАНУЙЛОВА И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я, к сожалению, тоже            
вынуждена начать с истории. Дело в том, что норма о полномочиях органов         
государственной власти субъектов Российской Федерации в части обеспечения       
учебниками действует с 1992 года и на протяжении всего этого периода, в         
формулировке нового закона ничего не изменилось. По данным статистики,          
Удмуртия в 2015 году потратила на учебники 30 тысяч рублей, поэтому вопрос      
обеспеченности, конечно, стоит на повестке дня.                                 
                                                                                
Комитет рассмотрел предлагаемый законопроект и отмечает следующее. Авторы       
действительно предлагают передать полномочия по обеспечению учебниками и        
учебными пособиями с регионального уровня на федеральный, а обязанности по      
установлению порядка обеспечения возлагают на Правительство Российской          
Федерации, считая, что это будет способствовать сокращению расходов в           
субъектах на данное направление и укреплению единого образовательного           
пространства. Хочу сказать, что не только закон "Об образовании..."             
регулирует вопросы совместного ведения, но и закон № 184-ФЗ, причём там очень   
чётко указано, что приобретение учебников и учебных пособий - это полномочие    
органов государственной власти субъекта, и именно поэтому абсолютное            
большинство субъектов дают отрицательные заключения, мотивируя тем, что         
принятие предлагаемых изменений может привести к рискам неисполнения принятых   
расходных обязательств и к несбалансированности бюджетов бюджетной системы      
Российской Федерации. Это первое.                                               
                                                                                
Второе. Если мы говорим о том, чтобы передать это с регионального уровня на     
федеральный, то возникает вопрос: как мы будем это передавать - будем           
исключать из трансфертов эту составляющую и тоже возвращать эти средства в      
федеральный бюджет или это правило в обратном направлении не действует?         
Комитет также считает необходимым обратить внимание на то, что авторы           
нарушили норму статьи 83 Бюджетного кодекса, потому что в законопроекте никак   
не отражены источники исполнения данных расходных обязательств и порядок их     
исполнения.                                                                     
                                                                                
Хочу отметить некую небрежность, допущенную в законопроекте: в самом тексте,    
в новой редакции пункта 10 части 1 статьи 8 федерального закона, предлагаемой   
авторами законопроекта, указано, что учебники и учебные пособия приобретаются   
за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации, то есть, по сути,        
авторы законопроекта противоречат сами себе.                                    
                                                                                
Ну и ещё. Статья 18 федерального закона предусматривает комплектацию            
библиотечного фонда печатными или электронными учебниками, поэтому школа        
сегодня сама вправе выбрать, какой - электронный или бумажный - учебник         
использовать. Авторы предлагают обязать закупать учебники и той, и другой       
формы одновременно, что конечно, вызовет серьёзное удорожание.                  
                                                                                
На законопроект получены отрицательные отзывы правительства, Правового          
управления.                                                                     
                                                                                
Прежде чем говорить о передаче полномочий, хотелось бы сегодня немного шире     
взглянуть на эту проблему. Мы действительно сталкиваемся с тем, что из          
восьмидесяти пяти субъектов Российской Федерации сегодня семьдесят шесть        
субъектов являются дотационными и, вне всякого сомнения, испытывают серьёзные   
сложности с исполнением своих полномочий, и это относится не только к           
полномочиям по закону "Об образовании...", но и к целому ряду других            
полномочий. И конечно, каждый из субъектов рад любой возможности получить       
дополнительное финансирование, это вполне понятно и вполне объяснимо, есть      
только одно "но": когда мы пытаемся всё разрулить своими собственными           
законодательными инициативами, не прислушиваясь к мнению субъектов, к           
сожалению, ситуация очень часто складывается прямо противоположная.             
                                                                                
Я проанализировала ситуацию с обеспеченностью учебниками: так вот, 51 субъект   
на 100 процентов обеспечен, ещё 11 субъектов обеспечены на 96 процентов и       
выше, только 11 субъектов сегодня действительно испытывают проблемы с           
обеспечением учебниками, но и это не самые бедные регионы, например, в          
Центральном округе - это Тамбовская и Владимирская области, в Сибирском - это   
Бурятия и Забайкалье, в Кавказском регионе - это Дагестан, притом что в         
Ингушетии стопроцентная обеспеченность учебниками. На мой взгляд, это ещё и     
вопрос приоритетов, которые сегодня каждый регион определяет для себя сам.      
                                                                                
Учитывая изложенное, комитет предлагает отклонить законопроект в первом         
чтении.                                                                         
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3901 по 3910 из 6157
Коллеги, у нас есть пара минут, чтобы продолжить обсуждение 6-го вопроса.       
Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Нет. Есть ли желающие выступить?        
Есть. Прошу записаться на выступления.                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3930 по 4097 из 6157
Продолжаем рассмотрение 6-го вопроса повестки дня. Выступает Вера Анатольевна   
Ганзя.                                                                          
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я прошу вас отключиться от      
проблем транспорта и перейти к проблемам образования - не менее важным.         
                                                                                
Дорогие коллеги, законопроект, который мы сегодня рассматриваем, очень важный   
и очень своевременный, и я в качестве аргумента просто приведу несколько        
цифр, связанных с нормативами финансирования образовательных организаций.       
Вообще-то, в каждом регионе свой норматив, но в любом случае он включает в      
себя две части - фонд оплаты труда и средства на учебные расходы, - и вот я     
немножко подробней про учебные расходы скажу. Например, в нашей Новосибирской   
области учебные расходы для учащихся в начальных классах составляют 1 тысячу    
700 рублей на одного ребёнка в год, для учащихся 5-9 классов - 2 тысячи 180     
рублей на одного ребёнка в год, для учащихся 10-11 классов - 2 тысячи 660       
рублей на одного ребёнка в год. Вот такие нормативы! Что покупается на эти      
средства? Всё оборудование, абсолютно всё: и спортивное оборудование, и         
оргтехника, ну, то есть от интерактивной доски до мела, за счёт этих средств    
приобретаются и учебники, учебно-методические комплекты. Мы посчитали, что      
более 50 процентов всех средств идёт на приобретение учебников, это в           
среднем: в сельских школах - 80 процентов, а в некоторых школах и вообще 100    
процентов. Почему так много?                                                    
                                                                                
Есть ряд причин, и вот одна из этих причин - перечень рекомендованных           
учебников. Министерство образования каждый год выдаёт школам перечень           
учебников, которые рекомендованы к приобретению, и вот этот перечень            
почему-то очень часто меняется, и эти изменения вызывают недоумение и           
удивление педагогов. Могу привести примеры: учебник математики Мордковича,      
5-й класс, - нормальный учебник, хороший учебник, однако почему-то один год     
он есть в перечне, а вот на следующий год его в перечне уже нет; то же и с      
учебниками английского языка - сколько их было! - то автора Биболетовой, то     
Кузовлёва и так далее. Можно много подобных примеров привести - учебники        
почему-то очень часто меняются, и я позднее объясню почему.                     
                                                                                
Вторая причина того, почему так мало средств остаётся, - федеральные            
государственные образовательные стандарты. Вот в штатном режиме программы       
6-го класса уже сформированы по новым образовательным стандартам, на            
следующий год в пилотном режиме - 9-го класса, то есть, получается, все         
учебники надо заменить, приобрести новые, соответствующие ФГОСам, их меняют -   
и в результате что мы видим? В школах появляется огромное количество            
невостребованных учебников, просто горы, горы невостребованных учебников!       
Смотреть на эти горы больно, понимаешь, что можно было что-то другое            
приобрести, а мы покупаем вот эти учебники!..                                   
                                                                                
Ещё одна проблема - бюрократия. Учителя должны на основе учебно-методического   
комплекта составить программу, основную образовательную программу, - она        
огромна, это титанический труд, там от пятисот до полутора тысяч листов! Это    
всё можно сделать, однако меняется учебно-методический комплект - меняется и    
вот эта программа. Мы говорим, что надо учителей от этой бюрократии             
освобождать, а сами постоянно всё делаем наоборот!                              
                                                                                
Ещё один момент - нам необходимо сегодня сохранять единое образовательное       
пространство. У меня складывается впечатление, что образовательную стратегию    
сегодня у нас формируют конкурирующие друг с другом издательства, которые       
сляпывают непонятно какие учебники, непонятно какого качества, и потом эти      
учебники тоже непонятно как попадают в эти перечни, а потом приходят в школы,   
и я вам скажу, что ох не зря наш комитет по противодействию коррупции как раз   
заинтересовался этой темой!                                                     
                                                                                
И последнее - регионы. Сколько мы уже полномочий сбросили на регионы, не        
подкрепляя их финансами! Давайте сделаем жест доброй воли и хотя бы один раз    
заберём - заберём у регионов вот это полномочие по обеспечению учебниками,      
тогда мы наведём порядок и с издательствами, и с перечнем, потому что платить   
будут не регионы, платить будет федеральный бюджет. Мы снимем небольшую для     
федерального бюджета нагрузку с регионов и сделаем большой шаг в сохранении     
единого образовательного пространства.                                          
                                                                                
Фракция КПРФ поддерживает этот законопроект, и я вас прошу, коллеги, его        
также поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Евграфович Шудегов, пожалуйста.                                          
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемые коллеги, я прежде всего хочу поблагодарить Веру         
Анатольевну за поддержку нашего законопроекта и за прекрасное выступление.      
                                                                                
Безусловно, когда так часто меняются федеральные государственные                
образовательные стандарты (я вам говорил, что в 2015 году по начальным          
классам они дважды поменялись), так часто переиздавать учебники невозможно -    
у регионов просто нет денег. Мне кажется, надо кардинально решать проблему -    
передать эти полномочия, вернее, даже не передать, а возвратить эти             
полномочия вновь на федеральный уровень, и тогда, как здесь было правильно      
сказано, многие проблемы сами по себе исчезнут. Хотел бы также отметить: если   
не удастся нам решить проблему таким образом, тогда регионы должны получать в   
полной мере финансы на издание учебников, чтобы конституционное право наших     
граждан, учащихся на получение бесплатных учебников не было нарушено.           
                                                                                
Если осталось время, я хотел бы, чтобы подчеркнуть значимость учебника,         
рассказать одну историю. Десять или одиннадцать лет назад в Совете Федерации    
я проводил парламентские слушания по учебникам, как раз тогда и возникла вот    
эта проблема с учебником истории, о чём я рассказывал, и был приведён в         
пример случай с молодым человеком, приехавшим из глубинки, где нет ни           
телевизора, ни Интернета, который, очень бойко отвечая по билету, говорил о     
том, что у нас под руководством Коммунистической партии Советского Союза        
продолжается успешное строительство социализма (а была уже середина 2000-х      
годов!), и когда у него спросили: "Вы что? Откуда вы это взяли?" - он           
ответил: "А у нас не было учителя. Я нашёл единственный учебник "История        
СССР", вот по этому учебнику и выучил". Это такая важная деталь, которая        
говорит о том, что, конечно, нельзя так долго не менять учебники, но нельзя     
допускать и другую крайность: дважды в год менять учебники.                     
                                                                                
Я считаю, что очень важно, чтобы вы сегодня поддержали данный законопроект.     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ирина Викторовна Мануйлова, пожалуйста.                                         
                                                                                
МАНУЙЛОВА И. В. Уважаемые коллеги, здесь несколько вопросов соединились в       
одном.                                                                          
                                                                                
Первое - это вопрос изменения стандартов, но меняются-то они опять же в         
результате нашей работы, есть прямое поручение президента о необходимости       
возвращения содержания в стандарты, что сегодня и происходит. И это не          
требует отмены учебников, которые уже получили гриф "Соответствует ФГОС".       
                                                                                
Второй момент - включение тех или иных учебников в перечень рекомендованных     
образовательным организациям. На самом деле за эти три года удалось сделать     
многое: с трёх тысяч шестисот перечень сократился в 3 раза, учебников           
осталось около одной тысячи трёхсот, и это ещё много, нужно ещё исключать,      
потому что создать то самое единое образовательное пространство гораздо         
реальнее, если количество учебников и учебно-методических комплектов всё-таки   
находится под жёстким контролем. То, что сегодня действительно исключаются      
оттуда учебники, вызывает, конечно, целый ряд проблем, но, к сожалению, это     
неизбежно, иначе мы этот перечень никогда не сократим.                          
                                                                                
Теперь что касается мониторинга данных. Вот не случайно, когда мы готовили      
новый закон к вступлению в силу, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" провела серьёзную       
работу по проекту модернизации образования - 120 миллиардов рублей были         
направлены в регионы, и одно из направлений их использования включало в себя    
как раз пополнение школьных библиотек. Так вот, более 5 миллиардов - это        
деньги федерального бюджета и порядка 3 миллиардов - это деньги региональных    
бюджетов, которые накануне вступления в силу нового закона были потрачены на    
приобретение учебников. Конечно, сегодня мониторинг за этим ведётся довольно    
серьёзный.                                                                      
                                                                                
Вера Анатольевна совершенно правильно упомянула нормативы. У нас накануне       
сегодняшнего обсуждения во Владимире состоялось выездное заседание комитета:    
так вот, из всех восьмидесяти пяти субъектов достаточный норматив               
финансирования, соответствующий требованиям, касающимся реализации              
образовательных программ, сегодня имеют менее восьмидесяти регионов - это,      
конечно, очень серьёзно, потому что без повышения этого норматива у нас         
действительно будут трудности с обеспечением школ и с реализацией тех самых     
программ.                                                                       
                                                                                
И всё-таки я по-прежнему поддерживаю решение комитета о том, что передавать     
полномочия по обеспечению учебниками с регионального на федеральный уровень     
просто нельзя, потому что мы действительно разрушим те серьёзные межбюджетные   
отношения, которые сегодня прописаны не только в законе об образовании. И мы    
не можем позволить себе передавать какие-то полномочия просто потому, что       
сегодня регионам трудно, - да, действительно трудно, и нам нужно искать         
возможности пополнения региональных бюджетов, поддержки региональных            
бюджетов, но вопрос передачи полномочий - это вопрос, который нельзя решать     
только со стороны федерального уровня.                                          
                                                                                
Я ещё раз подчёркиваю: только десять регионов поддержали данный законопроект,   
остальные дали отрицательные отзывы.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5002 по 5018 из 6157
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об образовании в Российской Федерации".                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              199 чел.44,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    199 чел.                                          
Не голосовало                 251 чел.55,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.