Заседание № 280
01.04.2025
Вопрос:
О проекте федерального закона № 835245-8 "О внесении изменения в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения ответственности за нарушения требований о распространении информации об экстремистских и террористических организациях).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2137 по 2411 из 5635
14, 15 и 16-й вопросы мы рассматриваем с одним докладом и двумя содокладами. 14-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 16 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 1 и 9 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"; 15-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"; 16-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 282-2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 393 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации". С докладом выступает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра юстиции Елена Анатольевна Ардабьева. Пожалуйста, Елена Анатольевна. АРДАБЬЕВА Е. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Рассматриваемые законопроекты разработаны во исполнение протокола совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 22 марта 2024 года. Основным законопроектом предлагается закрепить возможность признания экстремистской организацией также экстремистского сообщества. Это позволит включать в перечень организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации экстремистскими, экстремистские сообщества в случае вступления в законную силу обвинительного приговора по уголовному делу в отношении лица за создание сообщества, предусмотренного статьёй 282-1 Уголовного кодекса Российской Федерации, за руководство этим сообществом или участие в нём. В связи с изменением наименования перечня экстремистских организаций законопроектом также вносятся корреспондирующие изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", в соответствии с которой не допускается распространение информации об организации, включённой в перечень. Сопутствующим законопроектом о внесении изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях часть 2 статьи 13.15 кодекса излагается в новой редакции с целью уточнения объективной стороны правонарушения в связи с изменением наименования перечня в основном законопроекте. И ещё одним законопроектом вносятся изменения в статью 282-2 Уголовного кодекса Российской Федерации "Организация деятельности экстремистской организации", уточняется объективная сторона преступления в связи с расширением перечня организаций, деятельность которых может быть признана экстремистской в соответствии с положениями Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", а также в статью 393 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в целях дополнения перечня органов государственной власти, которым направляется копия обвинительного приговора в определённых федеральным законом случаях, Минюстом России. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Анатольевна. Присаживайтесь. С содокладом по 14-му вопросу выступает Андрей Геннадьевич Альшевских. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Докладчик, представитель правительства Елена Анатольевна подробно представила проект федерального закона. От имени Комитета по безопасности и противодействию коррупции обращу ваше внимание на принципиальные моменты. Законопроектом предусматривается расширение определения "экстремистская организация": в него будут включаться экстремистские сообщества, создатели, руководители, участники которых были осуждены по экстремистской статье 282-1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Комитет по безопасности положительно оценивает предлагаемые изменения и поддерживает концепцию. На наш взгляд, инициатива позволит усилить борьбу с экстремизмом, что соответствует интересам национальной безопасности. Учитывая, что новелла потребовала внесения уточняющих изменений в закон о СМИ, соисполнителем по законопроекту выступил комитет по информационной политике. Наши коллеги поддержали концепцию законопроекта. Отдельно они отметили, что уточнение понятия "экстремистская организация" позволит противостоять разнообразным проявлениям экстремистской и террористической деятельности. Также концепцию законопроекта поддержал Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности. Уважаемые коллеги, от имени Комитета по безопасности и противодействию коррупции прошу вас поддержать принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Геннадьевич. По 15-му и 16-му вопросам с содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по государственному строительству и законодательству рассмотрел законопроекты о внесении изменений в статью 13.15 Кодекса об административных правонарушениях и в статьи 282-2 Уголовного кодекса и 393 Уголовно-процессуального кодекса. Комитет отмечает, что эти изменения обусловлены внесением изменений в закон о противодействии экстремизму и в Закон "О средствах массовой информации". Причём в случае внесения изменения в Кодекс об административных правонарушениях, в статью 13.15, не меняется, не расширяется сфера действия этой статьи, вносится, по сути дела, корреспондирующая юридико-техническая правка. То же касается законопроекта под пунктом 16 сегодняшнего порядка работы. Мы поддерживаем принятие законопроектов под пунктами 15 и 16 в первом чтении. Готовы продолжить работу. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. У меня просьба называть, кому вопрос. Покажите список. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемая Елена Анатольевна, скажите, пожалуйста, будут ли считаться призывы КПРФ к социализму угрозой существующему строю России, а КПРФ - экстремистской и подлежащей преследованию согласно предлагаемым в законопроекте нормам? АРДАБЬЕВА Е. А. Вячеслав Михайлович, спасибо за вопрос. У нас в соответствии с действующим законодательством - и в этой части мы ничего не меняем этими тремя законопроектами - должно быть судебное решение, для того чтобы признать экстремистскую организацию таковой или экстремистским сообществом. Поэтому суд будет решать, будут призывы, о которых вы сказали, таковыми или нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чемерис Роза Басировна, пожалуйста. ЧЕМЕРИС Р. Б., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Уважаемая Елена Анатольевна, у меня вопрос по пункту 16 повестки. Скажите, пожалуйста, а будет ли осуществляться уголовное преследование участников сообщества, которые покинули его сразу же после признания такого сообщества экстремистским в связи с вынесением обвинительного приговора в отношении организатора или одного из участников? АРДАБЬЕВА Е. А. Спасибо большое за вопрос. В статье 282-2 Уголовного кодекса мы расширяем перечень, для того чтобы в число экстремистских организаций включить ещё и экстремистские сообщества. А преследование экстремистской организации или экстремистского сообщества - это не предмет данного законопроекта, и мы такие функции не осуществляем, ни мы, ни Генеральная прокуратура, которая подаёт в суд исковые заявления о признании организации экстремистской. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемая Елена Анатольевна, если обвинительный приговор по уголовному делу вступил в законную силу и лицо признано виновным в создании экстремистского сообщества, то это экстремистское сообщество будет внесено в перечень экстремистских организаций, который ведёт Минюст. И в настоящее время, я так понимаю, это так и есть. А если так и есть, то в чём новизна проектируемых новелл? Это первый вопрос. Второй вопрос касается статьи 282-2 Уголовного кодекса, а именно уточнения объективной стороны преступления: могли бы вы более полно раскрыть данное утверждение, что касается объективной стороны преступления, применительно к данному преступлению? АРДАБЬЕВА Е. А. Анатолий Борисович, спасибо за вопросы. По первому вашему вопросу. Сейчас Министерство юстиции ведёт перечень с таким наименованием: перечень общественных и религиозных объединений и иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", название громоздкое. В соответствии с протоколом Совета Безопасности правительству поручено отнести к экстремистским организациям экстремистские сообщества, которые организациями не являются. И чтобы мы экстремистские сообщества могли погрузить в этот перечень, мы меняем его название. В случае принятия этого закона будет просто более короткое название: перечень организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации экстремистскими. Так всем будет удобнее и понятнее. Но в этом перечне будут и экстремистские организации, если будет соответствующий приговор суда, и экстремистские сообщества. Это ответ на ваш первый вопрос. Второй вопрос, по поводу статьи 282-2 Уголовного кодекса, которую мы меняем. Мы тоже меняем её только в связи с новым наименованием перечня, которое вводится основным законопроектом, в первой части статьи 282-2 мы просто даём новое определение этого перечня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемая Елена Анатольевна, вот всё-таки, может быть, чётко нам объясните разницу между экстремистским сообществом, экстремистским объединением, незарегистрированной экстремистской организацией: чем они друг от друга отличаются? Ну и самое главное, как в реестре будет звучать наименование сообщества, в котором, например, гражданин Иванов признан экстремистом? То есть экстремистское сообщество гражданина Иванова (Петрова, Сидорова и так далее)? АРДАБЬЕВА Е. А. Алексей Владимирович, спасибо за вопрос. В перечне наименование экстремистского сообщества или экстремистской организации будет звучать именно так, как будет указано в решении суда. Именно в соответствии с решением суда мы указываем в перечне наименования. Основное отличие экстремистской организации от экстремистского сообщества (я уже отвечала на этот вопрос) состоит в том, что в первом случае это именно юридическое лицо, а во втором случае, что касается экстремистского сообщества, это не юридическое лицо, это, например, группа лиц. И сейчас у нас, например, по экстремистским сообществам - мы вот смотрели статистику - с 2022 по 2023 год 72 приговора не конкретным лицам, а в отношении экстремистских сообществ. Там может быть несколько физических лиц, ну, даже много, то есть это не 72 приговора конкретным лицам, а 72 приговора в отношении экстремистских сообществ, которые осуждены по статье 282-2. Поэтому основное отличие в том, что у одних организационно-правовая форма - юридическое лицо, а у вторых - просто группа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Не вижу рук. Нет желающих. Тогда переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4 и 16 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статьи 1 и 9 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", 14-й вопрос. Первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 59 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", 15-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 31 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 282-2 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 393 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", 16-й вопрос. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 24 мин. 07 сек.) Проголосовало за 390 чел.86,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Также принимается единогласно в первом чтении. Спасибо.