Заседание № 273

04.03.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 835237-8 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части дополнения перечня операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2497 по 3001 из 4957
Коллеги, переходим к обсуждению 9-го вопроса. Проект федерального закона "О     
внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса           
Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства      
статс-секретарь - заместитель министра финансов Алексей Валерьевич Сазанов.     
                                                                                
САЗАНОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
статс-секретарь - заместитель министра финансов Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроектом предлагается с 1    
января 2028 года до 1 января 2065 года установить нулевую ставку НДС на         
услуги по перевозке и по организации перевозки пассажиров и багажа по           
высокоскоростной магистрали Москва - Санкт-Петербург, которая в настоящее       
время строится по концессионному соглашению.                                    
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич.                              
                                                                                
С содокладом выступает Валерий Степанович Скруг.                                
                                                                                
СКРУГ В. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам        
внимательнейшим образом рассмотрел внесённый правительством законопроект.       
Алексей Валерьевич в своём докладе изложил суть законопроекта. Комитет          
отмечает, что законопроект направлен на обеспечение благоприятных налоговых     
условий при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа по                  
высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Петербург.                 
                                                                                
Поддерживая концепцию законопроекта, комитет вместе с тем отмечает, что         
Налоговым кодексом Российской Федерации уже установлена налоговая ставка НДС    
в размере 0 процентов в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа        
железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении, которая     
применяется по 31 декабря 2029 года. Таким образом, после принятия              
законопроекта в Налоговом кодексе будут одновременно две нормы,                 
предусматривающие применение нулевой ставки НДС в отношении услуг по            
перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования,   
причём с разными сроками применения: одна - в целом в дальнем сообщении, а      
вторая - по отдельно взятому маршруту, но тоже в дальнем сообщении.             
                                                                                
Также комитет обращает внимание на то, что принятие предлагаемых                
законопроектом изменений может создать прецедент для постановки вопроса об      
установлении нулевой ставки НДС при оказании услуг отдельно взятому             
налогоплательщику.                                                              
                                                                                
При подготовке законопроекта ко второму чтению комитет предлагает рассмотреть   
следующие вопросы. Первый - конкретизировать категорию лиц, которые с учётом    
требований федерального закона будут признаваться перевозчиком на               
железнодорожном транспорте и, соответственно, применять нулевую ставку НДС.     
Второй - уточнить перечень видов услуг, на которые распространяется             
законопроект. Третий - уточнить целесообразность установления нулевой ставки    
НДС в отношении агентского вознаграждения лица, оказывающего по договору с      
концессионером посреднические услуги по заключению и исполнению договоров       
перевозки пассажиров и багажа. Четвёртый - конкретизировать, какие виды услуг   
входят в категорию обслуживания пассажиров. Пятый - уточнить виды услуг,        
включаемые в услугу по организации и распространению проездных билетов.         
                                                                                
По законопроекту имеются замечания лингвистического и юридико-технического      
характера, которые необходимо учесть.                                           
                                                                                
У Счётной палаты Российской Федерации замечаний и предложений по                
законопроекту нет.                                                              
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам предлагает Государственной    
Думе принять законопроект в первом чтении.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Степанович.                              
                                                                                
Есть вопросы.                                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич.                                                    
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Ну, несколько вопросов.                                                         
                                                                                
Первый. Если так много замечаний и даже непонятна целесообразность - вот        
где-то надо обосновывать целесообразность применения ставок в отдельных         
категориях, - то не отправить ли этот законопроект на доработку? Из того, что   
сейчас было сказано, совершенно непонятно, почему мы можем сейчас создать       
прецедент освобождения отдельно взятого налогоплательщика от НДС до нулевой     
ставки.                                                                         
                                                                                
Ну и второй момент. Если этот законопроект всё-таки пройдёт - а комитет         
рекомендует его принять, - какие выпадают доходы из бюджета и насколько вот     
эта деятельность, которую мы сейчас пытаемся поддержать, убыточна?              
Потребность-то в этой нулевой ставке какая? С чего вдруг предлагается такое     
решение? В чём мотивация, что мы хотим сделать-то? Мы просто хотим кого-то      
обогатить?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Валерьевич.                           
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Андрей Анатольевич, спасибо за вопросы.                           
                                                                                
Что касается целесообразности. Данный законопроект подготовлен во исполнение    
поручений Президента Российской Федерации, поручения Президента Российской      
Федерации мы не обсуждаем.                                                      
                                                                                
Что касается целесообразности и финансово-экономического обоснования.           
Минфином России проведён детальный финансово-экономический анализ данного       
проекта. Без предоставления нулевой ставки НДС данный проект не окупается,      
соответственно, данная ставка предоставлена с тем, чтобы этот проект в          
принципе был построен, без предоставления налоговых льгот этот проект просто    
не будет реализован. Эта льгота начнёт применяться только с 2028 года, когда    
данный проект будет введён в эксплуатацию, до этого момента проект не будет     
введён в эксплуатацию, никаких выпадающих доходов у бюджета не будет. Ещё раз   
подчеркну: мы не обсуждаем никакие выпадающие доходы, поскольку без             
предоставления этой льготы не будет инвестиций и не будет реализован данный     
проект.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алёхин Андрей Анатольевич.                                                      
                                                                                
АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, у нас уже есть негативный опыт сотрудничества с   
концессионерами в сфере ЖКХ. Стоит ли передавать все прибыльные направления     
частным компаниям, которые преследуют только одну цель - извлечение прибыли?    
Существует ли риск того, что концессионер получит прибыль, но не выполнит       
инвестиционные обязательства, какие меры предусмотрены для минимизации такого   
риска? Можете ли вы представить информацию о том, сколько средств государство   
недополучит в результате реализации данных концессионных соглашений? Какие      
именно инвестиционные проекты подразумеваются и почему государство не может     
использовать средства, полученные от налогов, для развития транспортной         
инфраструктуры страны, которая остро нуждается в высокоскоростных магистралях   
по всей стране, а не только между Москвой и Санкт-Петербургом?                  
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Спасибо за вопросы.                                               
                                                                                
Я хотел бы ответить, что прибыль концессионеры начнут получать, только если     
проект будет запущен. Если проект не будет запущен, то и прибыли не будет.      
                                                                                
Что касается того, что это очень окупаемый проект. Я ещё раз подчёркиваю, что   
Минфин проводил вместе с другими ведомствами финансово-экономический анализ     
данного проекта, там нет никаких сверхдоходностей, но уровень доходности,       
которую получит концессионер, соответствует среднеотраслевой.                   
                                                                                
Это первый проект, который реализуется по концессионному соглашению. Это        
позволяет в моменте не отвлекать средства бюджета, при этом в долгосрочной      
перспективе получить реализованный инфраструктурный проект, поэтому пошли по    
этому направлению и было принято такое решение.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сулейманов Ренат Исмаилович.                                                    
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, сегодня, если судить по прессе, приостановлены    
или отменены все направления развития ОАО "РЖД", связанные, допустим, с         
Транссибом, с южным направлением, остаётся одна скоростная дорога Москва -      
Санкт-Петербург. В вашем финансово-экономическом обосновании написано, что      
отмена НДС для индивидуального налогоплательщика на 38 лет, дословно, не        
окажет влияния на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Как   
такое может быть? И почему здесь нет никаких расчётов и ни одной цифры,         
сколько за 38 лет этот НДС может составить, условно говоря? Нет понимания       
того, кто будет конкретно... (Микрофон отключён.)                               
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Ренат Исмаилович, спасибо большое за вопросы.                     
                                                                                
Я не комментирую инвестпрограммы "РЖД", потому что это не относится к           
предмету данного законопроекта.                                                 
                                                                                
Что касается ФЭО. Я ещё раз подчеркну, что без предоставления нулевой ставки    
НДС данный проект не будет реализован. Сравнивать, будет ли проект и не будет   
ли проекта... Никаких выпадающих доходов у бюджета нет, так как не будет        
проекта - не будет выпадающих доходов, будет проект - будут инвестиции,         
которые требуют своего возврата, вот и всё.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, ну, мы-то с вами понимаем, что железную дорогу    
не 38 лет будут строить, особенно из Петербурга в Москву. Скажите,              
пожалуйста, можете ли вы назвать концессионера, кто это будет? И какие услуги   
подпадают под 0 процентов НДС? Вы пишете о развитии регионов, а это же          
ускорение, два часа будет идти поезд, то есть он ни даже в Твери, ни на         
полустанках останавливаться не будет, получать дивиденды, как всегда, будут     
Москва и Ленинград.                                                             
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Николай Васильевич, спасибо большое за вопрос.                    
                                                                                
Что касается того, почему 38 лет. Это срок, в течение которого будет            
окупаться данный проект, а не строиться. Льгота предоставляется на срок         
возврата инвестиций, а не на срок, когда проект будет строиться.                
                                                                                
Что касается вашего вопроса, кто будет концессионером, здесь коллеги из         
Минтранса скажут - я просто, честно сказать, не знаю.                           
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С., статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской      
Федерации.                                                                      
                                                                                
Компания "ВСМ Две Столицы".                                                     
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Компания "ВСМ Две Столицы" будет концессионером по данному        
соглашению.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
В продолжение всё-таки: кто же учредитель этой компании? Это первый момент.     
                                                                                
Второй момент. Алексей Валерьевич, вы тщательно, четвёртый раз подряд уходите   
от суммы тех самых выпадающих доходов, условно, или неуплаченного НДС. Какая    
это сумма будет за 38 лет? Это чтобы мы могли понимать, что получит             
концессионер в качестве возмещения. И наконец, третий вопрос. Если проект       
относительно рентабельного направления Москва - Петербург, по-вашему, не        
может быть реализован без прощения налогов, то как быть с проектами остальных   
высокоскоростных железных дорог, которые у нас в том числе стоят в плане и в    
национальных проектах, до Казани и далее, в Сибирь? Они тоже будут по такому    
же механизму реализовываться?                                                   
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Алексей Владимирович, спасибо большое за вопросы.                 
                                                                                
Касательно того, кто собственники, я ещё раз подчёркиваю: это не относится к    
предмету данного законопроекта. Если есть желание, вы можете направить          
соответствующий запрос.                                                         
                                                                                
Касательно суммы выпадающих доходов, ещё раз подчёркиваю: наша позиция          
состоит в том, что выпадающих доходов не будет, потому что без предоставления   
нулевой ставки НДС данный проект не будет реализован. Если вы хотите            
посмотреть финансово-экономическую модель проекта в целом, вы можете            
направить соответствующий запрос, и мы в режиме ДСП, поскольку это,             
естественно, коммерческая тайна, вам информацию предоставим. Там будут видны    
и инвестиции, и, соответственно, суммы, которые будут по нулевой ставке НДС     
облагаться.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Ещё раз говорю, если вы хотите узнать, посмотреть суммы, если     
вам это интересно, вы можете сделать такой запрос - мы вам информацию           
предоставим. Надо же смотреть не только суммы выпадающих доходов по НДС, но и   
инвестиции, которые будут в этот проект.                                        
                                                                                
Касательно реализации аналогичных проектов в других областях. Если              
соответствующие интересанты будут и если в соответствии с программой            
пространственного развития Минтранс будет в этом заинтересован, конечно, это    
всё будет рассмотрено.                                                          
                                                                                
Спасибо за ваши вопросы.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Валерьевич, независимо от того, каков будет размер ставки     
НДС, понятно, что высокоскоростное железнодорожное сообщение приветствуется,    
но непонятно, при чём тут нулевая ставка НДС, по которой субъекты почти 40      
лет точно не увидят повышения налогового потенциала. Вопрос, созвучный с        
предыдущими: повлияет ли на уменьшение стоимости билета обнуление ставки НДС?   
И можете ли вы назвать, кто именно получит вот такие благоприятные налоговые    
условия в случае реализации положений данного законопроекта?                    
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Я уже назвал кто: концессионер "ВСМ Две Столицы". Касательно      
выпадающих доходов субъектов: НДС - федеральный налог, он им не идёт. В         
субъектах нулевая ставка НДС позволит, соответственно, в цену билета не         
вкладывать НДС, а компания, которая будет реализовывать данный проект,          
получит вычеты по тем суммам НДС, которые будут уплачены в период               
строительства, реализации данного проекта. Соответственно, выпадающих доходов   
у субъектов Российской Федерации от реализации положений предлагаемого          
законопроекта не будет.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич.                                                       
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С. Мой вопрос уже задали, но хочу обратиться к Алексею Валерьевичу   
с предложением. Скажите, есть ли смысл устанавливать срок вступления в силу     
закона в данном случае, если высокоскоростная железнодорожная магистраль        
будет построена быстрее? Везде в средствах массовой информации пишут, что       
строительство идёт опережающими темпами. Может, лучше сразу сделать             
вступление в силу закона с момента его опубликования? Суть от этого не          
поменяется, но в будущем не надо будет тратить время на перенос срока и         
принимать новый закон.                                                          
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Михаил Сергеевич, спасибо большое за вопрос. Срок вступления      
данного закона в силу согласован с профильными министерствами, он отвечает      
тем срокам, в которые будет реализован проект.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Алексей Валерьевич, отвечая на мой вопрос, вряд ли вы          
скажете больше, чем сказали ранее, но тем не менее. Вот мы сейчас говорим по    
поводу льготы в отношении высокоскоростной дороги Санкт-Петербург - Москва, и   
понятно, сомнений нет: надо помогать, поддерживать и развивать. Но скажите,     
пожалуйста, если будут развиваться другие скоростные магистрали, предположим,   
Москва - Казань, Москва - Екатеринбург и так далее, будет применяться такая     
же схема? Скажем так, этот пилотный вариант будет распространяться? Есть        
вообще понимание, каким у нас вообще дальше будет развитие?                     
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Андрей Геннадьевич, конечно, развитие транспортной                
инфраструктуры не относится к предмету данного законопроекта, но если           
аналогичные проекты будут реализовываться и будут предлагаться Минтрансом и     
другими профильными ведомствами в отношении других городов, то, безусловно,     
соответствующие организации вправе будут также претендовать на аналогичные      
ставки НДС, потому что принцип равенства налогообложения никто не отменял.      
                                                                                
Спасибо за ваш вопрос.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бессонов Евгений Иванович.                                                      
                                                                                
БЕССОНОВ Е. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Алексей Валерьевич, вот есть концессионер, который будет строить. Этот же       
концессионер будет осуществлять перевозки? И ещё вопрос: доля государства в     
капитале этого акционерного общества существует или это чисто коммерческое      
предприятие?                                                                    
                                                                                
САЗАНОВ А. В. "РЖД" участвует в концессии.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть, вижу руки.                           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
У меня просьба определиться с одним выступающим, Николай Васильевич, пока       
другие выступают.                                                               
                                                                                
Панеш Каплан Мугдинович, пожалуйста.                                            
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
ПАНЕШ К. М., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект разработан,     
как сказал Алексей Валерьевич, и все мы в курсе, по поручению Президента        
Российской Федерации. Как вы обратили внимание, ни один из моих коллег -        
членов фракции ЛДПР по данному законопроекту не задавал вопросов. Мы все        
должны понимать, что у нас в России нет ни одной линии высокоскоростной         
магистрали, и то, что мы обсуждаем сегодня, мы обсуждали и на заседании         
комитета. Ну да, есть вопросы к законопроекту, но суть правильная и полезная.   
                                                                                
Наша фракция поддерживает принятие законопроекта в первом чтении и предлагает   
другим коллегам присоединиться.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Каплан Мугдинович.                               
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич.                                                            
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю. Транспортная инфраструктура очень важна для экономики,             
высокоскоростные магистрали очень стимулируют экономический рост. Конечно, мы   
это понимаем, и поэтому фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" будет этот законопроект            
поддерживать. Но, как сказал представитель правительства, есть принцип          
равного налогообложения, и поэтому вызывает опасение, что данный подход потом   
может быть мультиплицирован на другие объекты транспортной инфраструктуры -     
на скоростные автомобильные дороги, иные крупные объекты транспортной           
инфраструктуры. Надо очень аккуратно к этому подходить, чтобы мы не получили    
массовое применение такого инструмента.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бессонов Евгений Иванович, пожалуйста.                                          
                                                                                
БЕССОНОВ Е. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция КПРФ         
всегда поддерживает позитивные законы, мы всегда поддерживаем развитие нашей    
страны, тем более технологическое. К сожалению, Российская Федерация очень      
сильно отстала в развитии высокоскоростных железнодорожных магистралей.         
Посмотрите, в Китае 40 тысяч километров дорог - высокоскоростные магистрали.    
В 1974 году в Советском Союзе институтам соответствующим была поставлена        
задача по разработке сетей высокоскоростных магистралей - в 1974 году! К        
сожалению, капиталистические реформы вызвали децентрализацию ресурсов,          
коммерциализацию железной дороги, это привело к тому, что развитие железной     
дороги практически на нуле. Мне волею судьбы приходится передвигаться поездом   
из города Ростова-на-Дону в Москву, так как аэропорты закрыли, - я вас          
уверяю, так, как болтает на этих дорогах, вот Лариса Николаевна подтвердит...   
это что-то! Ну, необходимо что-то менять.                                       
                                                                                
Иван Иванович, я от фракции - можно добавить?                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
БЕССОНОВ Е. И. Необходимо что-то менять. Как менять? В Советском Союзе были     
примеры: государственная молодёжная стройка БАМ, 50 лет которой исполнилось в   
прошлом году, эта великая стройка решила вопрос, построили длиннейшую           
магистраль, но это была государственная, чётко определённая структура.          
                                                                                
К сожалению, в данном законопроекте нам предлагают какие-то непонятные          
акционерные общества, концессионеров. Мы задали вопрос - к сожалению, я до      
сих пор не получил ответа, - доля государственная какая у этого                 
концессионера? Цель концессионера - это извлечение прибыли. То есть такая       
тёмная форма, непонятные концессионеры, и даже депутатам, задающим вопрос, к    
сожалению, ответа нет, ссылаются на какую-то коммерческую тайну. Коммерческая   
тайна в нашей стране приводит к тому, что мы глубоко отстали от передовых       
стран. В Европе уже скорость 250-300 километров в час на таких                  
высокоскоростных магистралях не вопрос, в Китае скорость уже доходит до 400     
километров в час. Почему мы не можем конкурировать?                             
                                                                                
Ну, вопрос ещё состоит в том, что освобождается от НДС, который 20 процентов,   
только та концессионная компания, которая будет эксплуатировать железную        
дорогу, вот эту высокоскоростную магистраль, и которая поставит туда            
высокоскоростные поезда. Почему на стадии строительства, на стадии запуска      
высокоскоростной магистрали не предусмотрены какие-то льготы? До 2028 года мы   
будем смотреть, как с большими потугами идёт строительство вот этой             
высокоскоростной магистрали.                                                    
                                                                                
Ну и ещё один вопрос. Пишут, что субъекты Российской Федерации получат          
какие-то привилегии. Единственная привилегия - это то, что по территории        
будет быстро двигаться поезд. Ведь НДС - это федеральный налог, и никакие       
субъекты Российской Федерации на самом деле от освобождения от этого            
федерального налога никаких льгот не получат.                                   
                                                                                
Ну и, уважаемые товарищи, для движения научно-технического прогресса надо,      
чтобы он был открытый, доступный не только для депутатов разных фракций в       
нашем парламенте, но и для людей, чтобы это всё было доступно, как              
строительство Байкало-Амурской магистрали, которая строилась всеми открыто,     
ясно, понятно, без концессий, без акционерных обществ, но с конечным            
результатом.                                                                    
                                                                                
Уважаемые товарищи, фракция КПРФ такой законопроект поддержать не может.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Иванович.                                
                                                                                
Данчикова Галина Иннокентьевна, пожалуйста.                                     
                                                                                
На рабочем месте включите микрофон.                                             
                                                                                
ДАНЧИКОВА Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать концепцию         
данного законопроекта, внесённого Правительством Российской Федерации. И я      
хочу отметить следующее: представитель Правительства Российской Федерации       
очень подробно ответил на все вопросы, которые были заданы                      
коллегами-депутатами. В принципе ситуация совершенно понятна, и понятно то,     
что это важный проект, который будет реализовываться через концессионное        
соглашение. В документах, которые сегодня есть в общем доступе, очень понятно   
говорится, кто является каждой из сторон концессии и для чего сегодня           
предоставляется нулевая ставка налога на добавленную стоимость. Мы все с вами   
прекрасно понимаем, что это может быть и создание свободного денежного          
потока, для того чтобы возвращать инвестиции.                                   
                                                                                
Ещё раз хочу всех призвать поддержать данный законопроект.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Иннокентьевна.                            
                                                                                
Алексей Валерьевич, пожалуйста, заключительное слово, если есть                 
необходимость.                                                                  
                                                                                
САЗАНОВ А. В. Иван Иванович, спасибо большое.                                   
                                                                                
Замечательные выступления! Я просто хотел бы отметить, что нулевая ставка НДС   
- это льгота не только для концессионера, НДС не будет выставлен и тем          
гражданам, которые будут пользоваться ВСМ. И соответственно, это льгота,        
которая предоставляется как концессионеру, так и всем тем гражданам, которые    
в будущем будут пользоваться ВСМ. Аналогичные механизмы поддержки наших         
граждан сейчас уже применяются, существуют, они применяются в отношении         
авиаперевозок, за исключением московского авиаузла, в отношении ближнего        
железнодорожного сообщения, дальнего железнодорожного сообщения. Просто         
сейчас это срочные льготы, которые действуют, там, до 2030 года, до 2028-го,    
поэтому в данном случае была сделана отдельная норма, которая на весь период    
окупаемости проекта гарантирует применение нулевой ставки НДС. Но я ещё раз     
подчёркиваю, что нулевая ставка НДС будет применяться в том числе и             
гражданами, они не будут уплачивать НДС, когда будут ездить по ВСМ. Это         
первый в своём роде проект, на котором государство нарабатывает опыт            
механизмов и инструментов поддержки таких дорогостоящих крупных проектов.       
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич.                              
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 34 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              343 чел.76,2 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.23,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.