Заседание № 237
19.09.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 83422-7 "О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации" (в части увеличения размера денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4070 по 4296 из 4848
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации". Докладывает Юрий Геннадьевич Волков. ВОЛКОВ Ю. Г., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 236 Трудового кодекса Российской Федерации". О чём, если кратко, в законопроекте идёт речь? Трудовой кодекс Российской Федерации сегодня предусматривает такую норму гарантий трудовых прав работающих, как денежную компенсацию в случае задержки выплаты заработной платы. Указанная денежная компенсация исчисляется работодателем исходя из размера действующей на данный момент ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Последний раз изменения формулы расчёта денежной компенсации произошли 3 октября 2016 года - тогда размер этой денежной компенсации был увеличен от одной трёхсотой ключевой ставки Центробанка до одной стопятидесятой ставки Центробанка. За это время произошли уже очень серьёзные изменения, и проектом федерального закона предлагается увеличить размер денежной компенсации до одной сотой ключевой ставки Центробанка. На текущий момент, согласно данным Федеральной службы государственной статистики на 1 августа этого года, общая задолженность организаций всех форм собственности составляет 2 миллиарда 752 миллиона рублей. И если мы посмотрим данные за последние два, три, четыре года, то увидим, что эта сумма, ну, примерно около этой величины колеблется. То есть острота социальной проблемы нельзя сказать, что увеличивается, но, в общем, и не уменьшается. При этом подчеркну, что на законопроект поступило, к сожалению, отрицательное заключение Правительства Российской Федерации. Одним из аргументов, которым правительство руководствуется, является то, что в финансово-экономическом обосновании к законопроекту нет расчёта тех предполагаемых расходов, которые могут понести федеральный и региональные бюджеты при исполнении данного закона в случае его принятия. Однако, если обратиться к абсолютным цифрам, то можно увидеть, что на сегодняшний день общая задолженность бюджетов всех уровней по заработной плате составляет всего 1,7 миллиона рублей, или 0,06 от общей суммы задолженности. Таким образом, аргумент, что федеральные или региональные бюджеты могут понести дополнительные расходы, конечно, является очень слабым, поскольку размер этой суммы сегодня является статистической погрешностью, и предусмотреть выплату её и увеличение можно даже в рамках действующих фондов оплаты труда, не прибегая к корректировке региональных, муниципальных бюджетов, тем более федерального бюджета. Очень важный момент заключается в том, что увеличение размера компенсаций с одной стопятидесятой до одной сотой произойдёт на том фоне, что предыдущее увеличение размера компенсации происходило при ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, равной 10 процентам. Сегодня же, спустя практически три года, ключевая ставка снизилась и составляет 7,5 процента. Уменьшение ставки ведёт к тому, что размер компенсации, которая рассчитывается как доля этой ставки, тоже уменьшается, а значит, трудовые гарантии и положение работников ухудшается. Так что в законопроекте на данный момент речь идёт фактически не об увеличении денежной компенсации, которая полагается работнику, а о том, чтобы вернуть права, которые у работников были ранее, ещё два года назад. Законопроект поддержан одной из сторон трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а именно профсоюзной стороной, и есть два положительных заключения от двух ведущих профсоюзных объединений нашей страны - Федерации независимых профсоюзов России и СОЦПРОФа. Предлагаю, уважаемые коллеги, поддержать проект федерального закона. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы И. В. Лебедев ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Геннадьевич. Содоклад Валентины Викторовны Кабановой, заместителя председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. КАБАНОВА В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, предложенный законопроект (вот сегодня было так хорошо в докладе сказано) внесён с хорошими намерениями - увеличить денежную компенсацию за задержку заработной платы, но все остальные цифры приводятся так, как будто... Вот ещё полных трёх лет не прошло с 3 октября 2016 года, когда мы принимали закон о том, чтобы увеличить размер денежной компенсации с одной трёхсотой до одной стопятидесятой, в 2 раза увеличивали, а сегодня называют цифры: ноль и какие-то там погрешности... Комитет очень внимательно и очень активно рассматривал предложенный законопроект. И абсолютно правильно было сказано, что одна из трёх сторон, профсоюзы, была за принятие этого законопроекта. Но когда мы говорим о том, что сегодня... вот уже даже исходя из предыдущего законопроекта, который здесь рассматривался и по которому было бурное обсуждение, - о дополнительных полномочиях федеральных инспекторов, для того чтобы своевременно выплачивали заработную плату, - можно сказать: мы же не принимаем во внимание тот факт, что у нас, кроме законов, компенсация предусмотрена ещё и коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. И профсоюзы должны принимать самое активное участие, с тем чтобы своевременно выплачивалась заработная плата и не было дополнительных расходов из бюджета именно на то, чтобы компенсировать задержку выплаты заработной платы. Исходя из финансово-экономического обоснования можно сказать, что, конечно же, реализация представленного законопроекта потребует дополнительных расходов, и предложения коллег, то, как они считали сложно понять. Однако мы сегодня говорим, что у нас очень непростое положение дел в регионах и в целом в федеральном бюджете, и, когда мы отстаиваем бюджет Российской Федерации, у нас никаких резервных фондов на то, чтобы повышать компенсации за задержку заработной платы, производить повышенные выплаты работникам, не предусматривается. Мнение комитета такое: это хороший законопроект, но для того, чтобы его принять, нужны дополнительные расчёты и просчёты. И кроме того, учитывая, что указанным федеральным законом были внесены изменения в 2016 году, мы считаем, что прошло ещё недостаточно времени, чтобы принимать этот законопроект. Ну а с другой стороны, хотелось бы ещё сказать, что, конечно, это популистский законопроект: то в 2 раза мы компенсацию повышали, а теперь давайте с одной стопятидесятой до одной сотой! Не предлагают, чтобы совсем... Комитет предлагает этот законопроект отклонить. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие задать вопросы? Есть. Смолин Олег Николаевич. Больше нет желающих? Пожалуйста, Смолин Олег Николаевич. Включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемая Валентина Викторовна, ну, немного странно слышать, что требуются бюджетные расходы, когда докладчик нам только что говорил, что бюджеты, слава богу, сейчас практически ничего никому не должны. Но мой вопрос немного о другом. Итак, представим себе, что работникам какого-то предприятия не выплачивается заработная плата, они идут к соседям брать взаймы - у соседей нет, они идут в микрофинансовую организацию, а там вы понимаете, какие проценты, - эти проценты значительно больше, чем одна сотая ставки рефинансирования Центрального банка в день (кстати, ставка понизилась, насколько я знаю, до 7 процентов). И почему, если мы считаем, что повышение с одной трёхсотой до одной стопятидесятой не было популизмом, то повышение с одной стопятидесятой до одной сотой является популизмом? Поясните, пожалуйста. КАБАНОВА В. В. Уважаемый Олег Николаевич, ну, я понимаю, что вы хотите здесь мне сказать несколько... имеет смысл задать другой вопрос. Ну, в 2 раза или всего-навсего на ноль целых, там, сколько-то сотых процента понизить - есть разница, правильно? Действительно, когда мы принимали закон в 2016 году, тоже было очень непростое время: санкции только-только начинали применять, и очень многие предприятия оказались в непростом положении, задолженность была гораздо больше. И тем не менее, для того чтобы поддержать работников и усилить ответственность работодателей за несвоевременную выплату заработной платы, мы приняли такой закон, который позволил в 2 раза увеличить компенсацию за задержку заработной платы. Ну а то, что вы сегодня говорите... я, честно говоря, не подсчитывала, общаясь с работодателями, на сколько у нас в регионах будет увеличение или уменьшение бюджетов в связи с необходимостью решения этой проблемы. Докладчик тоже сказал о том, что действительно потребуются средства из федерального и региональных бюджетов, но только суммы маленькие. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, уважаемые коллеги, есть желающие выступить? Нет. Полномочный представитель президента будет выступать? Правительства? Заключительное слово, Юрий Геннадьевич, требуется? Включите микрофон Волкову Юрию Геннадьевичу. ВОЛКОВ Ю. Г. Уважаемые коллеги, ну, на самом деле очень странно было слышать сейчас какие-то высказывания о том, что, мол, законопроект популистский. На самом деле это абсолютно спокойный законопроект, направленный на дополнительное регулирование социально-трудовых отношений, донастройку Трудового кодекса. И тем более странно слышать такие слова от представителя крупнейшего профобъединения нашей страны. Но я не об этом хочу сказать, я хочу сказать и ещё раз подчеркнуть, что то изменение, которое было три года назад и которое заключалось в увеличении денежной компенсации с одной трёхсотой до одной стопятидесятой доли ключевой ставки Центробанка, за последние три года было фактически съедено уменьшением самой ключевой ставки: три года назад она была 10 процентов, а сегодня составляет 7,5 процента. То есть когда уменьшается размер ключевой ставки в процентах, уменьшается и та часть, из которой рассчитывается компенсация за задержку заработной платы, и та норма об увеличении денежной компенсации, которая была действительно большим благом и шагом вперёд три года назад, сегодня уже фактически перестала работать. Давайте посмотрим в абсолютных цифрах. Если взять среднюю заработную плату, которая сегодня согласно данным Росстата составляет около 40 тысяч рублей, то в этом случае при задержке заработной платы в течение одного месяца работающий человек получит на руки порядка 700 рублей. Мы понимаем, что такая денежная выплата никакой компенсацией не является, фактически это означает, что норма, записанная в Трудовом кодексе Российской Федерации, не работает, потому что продекларировано, что денежная компенсация есть, а по факту человек её не получает, независимо от того, на месяц ему задерживают заработную плату или на полгода, а такие случаи сегодня тоже есть. Но я ещё раз вернусь к данным, чтобы в цифрах не путаться. Согласно последним данным Росстата сегодня задолженность бюджетов Российской Федерации всех уровней по всей стране составляет 1,7 миллиона рублей - это 0,06 процента от общей суммы задолженности. Таким образом, в случае принятия данного законопроекта никаких дополнительных расходов ни федеральный, ни региональный, ни муниципальный бюджеты не понесут, поскольку такую сумму - 0,06 процента - можно предусмотреть и в действующих фондах оплаты труда, не потребуется корректировки никаких бюджетов. Ещё раз прошу поддержать проект федерального закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентина Викторовна, требуется заключительное слово? Включите микрофон депутату Кабановой Валентине Викторовне. Пожалуйста. КАБАНОВА В. В. Я ещё раз обращаюсь к своим коллегам. Ну, если вы считаете, что это действительно так и решит всю проблему, тогда давайте, только не на пятьдесят, а совсем отменим, и тогда у нас всё будет справедливо совершенно. Ну а мы, члены комитета, готовы поработать вместе с вами над законопроектом, который будет ещё в большей степени улучшать положение трудящихся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование законопроект под пунктом 21 сегодняшнего порядка работы. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 43 мин. 30 сек.) Проголосовало за 72 чел.16,0 % Проголосовало против 2 чел.0,4 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 76 чел. Не голосовало 374 чел.83,1 % Результат: не принято Не принято.