Заседание № 33

11.03.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 83313-8 "О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году" (об особенностях исполнения бюджетов бюджетной системы в 2022 году).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2417 по 2696 из 7146
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 9 и 10    
Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской         
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и               
установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской      
Федерации в 2022 году". Докладывает Андрей Михайлович Макаров.                  
                                                                                
Видим-видим, Андрей Михайлович. Пожалуйста.                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Извините, бежал,      
поэтому... это не потому, что я волнуюсь, хотя волнуюсь, конечно.               
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Ну естественно, Николай Васильевич. Вижу, вы в зале, в боевом     
настроении. Как я могу не волноваться? Всегда страшно немножко.                 
                                                                                
Коллеги, настоящий законопроект решает, как я уже сегодня говорил, вот те       
вопросы, которые можно решить сегодня. Я хочу напомнить, что неделю тому        
назад депутат Куринной... Куринной или Куринный, извините, ради бога, как       
правильно?                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Куринный, извините. Депутат Куринный...                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Куринной. Ну хорошо, пусть фракция решит, я не буду               
вмешиваться, это внутреннее дело фракции.                                       
                                                                                
Так вот, депутат Куринный задал вопрос о том, что у нас достаточно большие      
средства идут в регионы по линии ФОМС, выплаты врачам и так далее, просто       
распределение, а это находится как бы вне контроля Государственной Думы, и      
предложил отнести это к компетенции комиссии. Напомню, что этот же вопрос он    
задавал два месяца тому назад, и мы договорились, что вернёмся к нему в         
марте. Март, прошла неделя, мы договорились с правительством, договорились со   
всеми, и в данном законопроекте вот это предложение вносится. Теперь все        
вопросы распределения поддержки, которая идёт по линии фонда обязательного      
медицинского страхования, все эти материалы предварительно будут приходить на   
согласование в нашу парламентскую комиссию. Все фракции будут тут же, в тот     
же день получать эти данные и будут иметь возможность формулировать свою        
позицию и свою точку зрения по данным вопросам. На самом деле это очень важно   
для контрольной функции парламента.                                             
                                                                                
Другой вопрос, на который хотел бы обратить внимание, - это на самом деле       
расширение возможностей по поддержке в первую очередь наших предприятий. У      
нас с вами есть такой инструмент, очень хорошо себя проявивший и в 2008 году,   
и в 2014-м, и в 2020-м, когда начинался ковид, - это государственные            
гарантии. Вы понимаете, что, когда проблемы с деньгами, государственные         
гарантии на самом деле - это важный инструмент для поддержки бизнеса. Но у      
нас с вами в Бюджетном кодексе существует ограничение: можно давать только те   
государственные гарантии, которые были предусмотрены законом о бюджете. Ясно,   
что необходимость оперативного предоставления таких гарантий ну никак не        
укладывается в процедурные сроки бюджетного процесса. Поэтому предлагается      
вернуться к тому порядку, который у нас зарекомендовал себя очень хорошо в      
2020 и 2021 годах, и продлить это право правительства, и регионам дать такое    
же право предоставлять такие гарантии. Вот это вторая норма данного проекта     
закона.                                                                         
                                                                                
Ну и наконец, у нас в Бюджетном кодексе есть целый ряд ограничений с точки      
зрения возможности направления дополнительных нефтегазовых доходов.             
Предлагается снять эти ограничения в Бюджетном кодексе, соответственно, это     
расширит варианты использования дополнительных нефтегазовых доходов.            
                                                                                
Вот три новеллы, которые мы предложили вместе с сенатором Журавлёвым.           
Правительство поддержало эти меры, и мы выносим на ваше рассмотрение данный     
законопроект. Просим его поддержать. Комитет по бюджету поддерживает данный     
законопроект и предлагает его поддержать.                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Нет вопросов? Есть.                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Вот хорошо: если не увидел руку, правильно, надо подать голос.                  
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Андрей Михайлович, вам вопрос. Действительно, мы с     
вами были свидетелями, когда принимались такие первоочередные меры,             
чрезвычайные, в 2008 году, и был определён перечень системообразующих           
предприятий, которым оказывалась господдержка. Но мы делали это в               
Государственной Думе, законопроект вносился, изменения в бюджет тоже            
вносились и даже перечень предприятий, где случайным образом оказались многие   
наши коллеги, которые ещё до вступления в силу закона о запрете заниматься      
коммерческой деятельностью одновременно были собственниками крупных             
предприятий. Вот сейчас это будет идти мимо нас. Ваш комитет, как вы обычно     
говорите, заседает денно и нощно, мы тоже люди не очень ленивые, и скажите,     
почему, по сути дела, вне зоны внимания всё-таки предлагаемых вами изменений,   
в том числе и в части субсидирования юридических лиц, будет вся                 
Государственная Дума, вся палата?                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Нина Александровна, я, честно говоря, не очень понял вопрос. А    
где здесь предложение субсидировать юридические лица?                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Нина Александровна, вы, ради бога, меня извините, конечно, но,    
если вы посмотрите, это вы сейчас говорите о действующем тексте закона, а я     
сейчас предложил три конкретные нормы, государственные гарантии, которые        
может предлагать правительство.                                                 
                                                                                
Когда вы говорите, что в 2008 году было то же самое, - нет, не то же самое.     
Была, простите, правительственная комиссия, правительственная, заметьте, не в   
парламенте, а в правительстве она была (я просто был членом этой комиссии,      
поэтому уж я точно знаю, как этот механизм работал), и к парламенту это         
вообще не имело никакого отношения! Единственное, что было, - это то, что вот   
меня тогда туда сослали, в эту комиссию, вот меня сослали в эту комиссию, и я   
имел к этому отношение. А сейчас, простите, у нас предложение одно.             
                                                                                
Вот что такое рассмотреть любой вопрос в парламенте, тем более по отдельным     
предприятиям? Вы как предлагаете?.. В поддержке нуждаются сегодня сотни, да     
не сотни, тысячи, может быть, десятки тысяч предприятий, а ещё есть             
индивидуальные предприниматели и все остальные, их миллионы - будем каждого     
рассматривать? Поэтому, скажем, вот сегодня у нас идёт налоговый закон,         
который является общим для всех, который решает проблемы миллионов людей и      
предприятий, а это механизмы, которыми государство должно эффективно            
пользоваться. И говорить, что мы кого-то чего-то лишаем, - это как минимум,     
мне кажется, не соответствует действительности.                                 
                                                                                
Что касается опыта 2008 года, то именно законы, которые мы приняли здесь...     
Вообще, я не хотел здесь говорить, когда это было, но, извините, а чего я       
стесняюсь? На съезде "ЕДИНОЙ РОССИИ" мы предложили это, президент поддержал,    
на следующей день, здесь, в Думе, все фракции проголосовали за эти законы. И    
мы решали те вопросы, которые помогли предприятиям. Сегодня, скажем, по         
налогу на прибыль - это идёт в следующем законопроекте, который мы будем        
рассматривать, - предлагается тот же самый механизм. Простите, пожалуйста, а    
что, общий режим, который мы создаём, поддерживает всех и вся? Конкретная       
поддержка, нуждающиеся отрасли и так далее - решает исполнительная власть,      
это и есть прерогатива исполнительной власти. Исполнительная власть приходит    
к нам, отчитывается перед нами, и сегодня каждый комитет со своим               
министерством работает.                                                         
                                                                                
Коллеги, я не очень понимаю, или мы хотим пилить деньги, что ли, делить         
вместе, как бы взять пилу "Дружба" и вместе вот...                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Это называется принятием бюджета!                                      
                                                                                
МАКАРОВ А. М. А, это называется принятием бюджета. Нет, я никогда не считал,    
что принятие бюджета - это пила "Дружба". Тут не готов согласиться.             
                                                                                
Поэтому, на мой взгляд, данный законопроект ни в коей степени не ущемляет, а,   
наоборот, расширяет полномочия парламента, но даёт в руки правительства         
эффективный механизм реагирования на те вызовы, которые возникают каждый        
день.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по этому законопроекту? Нет. А, есть.      
                                                                                
Оксана Генриховна Дмитриева, пожалуйста.                                        
                                                                                
Ещё есть желающие, коллеги? Нет.                                                
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, как и предыдущий законопроект, которым       
предлагаются изменения в Бюджетный кодекс, эти изменения, в общем,              
правильные, но, наверное, не столь принципиальные, и это не те приоритетные     
вопросы, которые нужно решать сейчас.                                           
                                                                                
Первое. Несмотря на то что ситуация, безусловно, кризисная, ситуация,           
наверное, самая тяжёлая, тем не менее изменения в бюджет должны быть            
представлены, потому что и мы, и президент должны видеть проблему в             
комплексе. Например, вернёмся снова к ФНБ и к снятию ограничений, которые       
есть в данном законе. Ну мы должны видеть, что будет в итоге в бюджете. Те      
средства, которые предполагалось направить на пополнение ФНБ, 3 триллиона       
рублей, на эту же примерно сумму предполагались чистые заимствования - мы       
должны видеть, что направится и будет ли направление в ФНБ, или они все         
заместят вот эти новые чистые заимствования на внутреннем рынке.                
                                                                                
Далее. Что с профицитом бюджета? Он будет, или его не будет, или, как мы        
предлагали, всё это направится в резервный фонд? И президент, и мы должны       
знать, каков объём средств, чтобы понять, сколько можно направить на            
поддержку экономики, сколько - на поддержку населения, сколько - на поддержку   
предприятий и эмитентов, потому что это тоже стоит денег. Нужно это всё         
видеть, а не так, чтобы решать отдельно: сегодня - один вопрос, завтра -        
другой вопрос, и мы не видим проблему в комплексе. Поэтому это не заменяет      
необходимости пересмотра бюджета и внесения изменений в бюджет и принятия их    
в Государственной Думе.                                                         
                                                                                
И вопрос по гарантиям. Ещё раз вернусь к тому, о чём я говорила: мне кажется,   
что в ситуации очень тяжёлой и на фондовом рынке, и в банковской системе        
бюджет должен преимущественно осуществлять прямое финансирование и прямую       
поддержку. То есть скорее не гарантии, а, допустим, прямые субсидии для         
поддержки предприятий, прямое софинансирование, соучастие в капитале за счёт    
прямых инвестиций. Вот эти меры, скорее всего, будут востребованы в условиях    
кризиса.                                                                        
                                                                                
И по поводу образования. Знаете, конечно, не имея не то что учёной степени, а   
даже профильного образования в области экономики, довольно сложно давать        
предложения конструктивные и нестандартные в такой тяжёлой ситуации, в какой    
мы сейчас находимся.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Михайлович, есть необходимость в заключительном слове?                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Коллеги, не хочу задерживать ваше внимание, просто есть два       
момента, на которые я хотел бы обратить внимания, просто нельзя не              
отреагировать.                                                                  
                                                                                
Первое. Сейчас время, когда очень сложно делать предложения, - сказала Оксана   
Генриховна. Я с ней полностью согласен: давайте выступать тогда, когда нам      
есть что предложить. Это первое.                                                
                                                                                
Второе. Не могу опять же пройти мимо вот этой фразы: и мы, и президент должны   
иметь полную информацию. Всё-таки приятно, что президента вспомнили,            
поставили, правда, после нас - и мы, и президент, - но, мне кажется, в          
принципе тоже важный текст. К закону вряд ли это имеет отношение.               
                                                                                
А вот теперь для тех, кто говорит о том, что надо принимать бюджет. Надо        
принимать, и мы с вами будем в сентябре рассматривать бюджет, точно так же      
трёхлетку. Это абсолютно принципиальный вопрос. Когда вносятся поправки в       
бюджет, надо не просто представить прогноз социально-экономического развития,   
а рассчитать, исходя из цены на нефть, из курса, из стоимости товаров, что мы   
сможем вывезти, какой будет экспорт, какой будет импорт. Сегодня может кто-то   
хоть что-то дать, кроме среднепотолочных цифр? А нам предлагают идти по         
принципу: ваша цифра высока, ну а наша выше, ваша взята с потолка, ну а наша    
с крыши.                                                                        
                                                                                
В данном случае хотел бы обратить внимание на одно принципиальное положение.    
Как я уже говорил, эти нормы абсолютно нужные, хотя с чьей-то точки зрения      
надо было бы предложить другие. Правда, пока, я так понимаю, эти люди не        
знают, какие нормы предложить. Давайте подождём, когда они что-то предложат -   
обязательно будем рассматривать в первоочередном порядке.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Не уходите, пожалуйста.       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я не отпускаю, да.                                        
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 17 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.                                        
                                                                                
Коллеги, вчера на заседании Совета Думы мы обсуждали этот вопрос: было          
предложение этот законопроект, так же как, кстати, и законопроекты под          
пунктами 7 и 8, принять в целом. Нет возражений? Нет.                           
                                                                                
Ставится на голосование: принять в целом законопроект, 6-й пункт порядка        
работы.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 18 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              415 чел.92,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    416 чел.                                          
Не голосовало                  34 чел.7,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.