Заседание № 109
22.03.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 832608-7 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (о переводе железнодорожных путей общего пользования в категорию железнодорожных путей необщего пользования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4721 по 4918 из 6669
22-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замминистра транспорта Дмитрия Станиславовича Зверева. ЗВЕРЕВ Д. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра транспорта Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Представленный на ваше рассмотрение проект федерального закона разработан с целью введения механизма по использованию железнодорожных путей общего пользования и по преобразованию их в пути необщего пользования. Проектом федерального закона предполагается дополнить статью 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" положением, наделяющим Министерство транспорта компетенцией в части принятия решений по переводу в статус путей необщего пользования. Скажу справочно. В настоящее время у Минтранса России есть полномочия по закрытию путей необщего пользования и по открытию. В данном случае лишь добавляется техническая опция по возможности перевода из одной категории в другую. В настоящее время владелец инфраструктуры для решения задачи по изменению назначения железнодорожного пути, по сути дела, должен тратить практически полгода на то, чтобы сначала закрыть путь в статусе пути общего пользования и потом перевести его в статус пути необщего пользования. С целью устранения данного правового пробела внесено предложение по принятию технической нормы об установлении данного полномочия. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Анатолия Фёдоровича Лесуна. ЛЕСУН А. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! О целях и основных положениях законопроекта Дмитрий Станиславович доложил. Мы понимаем, что в нашей стране есть железнодорожные пути, которые в силу разных причин - миграционных, экономических - перестали использоваться для перевозки грузов и пассажиров, но, несмотря на это, владельцы таких путей должны тратить значительные средства на их содержание в требуемом эксплуатационном состоянии. Да, мы согласны, что эта проблема нуждается в решении, однако предлагаемое законопроектом урегулирование недостаточно. Это должен быть закон прямого действия - сейчас в законопроекте норм прямого действия нет. В то же время есть ряд вопросов, которые, по нашему мнению, должны быть урегулированы в законопроекте. Хочу напомнить, что пути общего пользования - это пути, которые имеют особый статус, доступ к ним предоставляется на условиях публичного договора, также может произойти вовлечение путей в коммерческий оборот. Чтобы исключить эти риски, в законопроект необходимо включить нормы, которые установят порядок принятия решений о переводе путей из одной категории в другую, определят орган государственной власти, уполномоченный на принятие такого решения, критерии, в соответствии с которыми принимается такое решение, а также установить требования по ограничению коммерческого оборота железнодорожных путей после их перевода в категорию необщего пользования. Комитет готов провести такую работу и доработать законопроект ко второму чтению. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении законопроект при условии его последующей доработки перед принятием во втором чтении с учётом высказанных замечаний. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Спиридонов Александр Юрьевич. СПИРИДОНОВ А. Ю. Добрый день! Вот Анатолий Фёдорович правильно поднял вопрос о критериях перевода из одной категории в другую - можете хотя бы кратко сейчас сказать об этом? ЗВЕРЕВ Д. С. Александр Юрьевич, спасибо за вопрос. Действительно, предполагалось, что критерии будут отражены в акте Правительства Российской Федерации, но мы совместно с комитетом уже даже при подготовке законопроекта к первому чтению не только подготовили проект акта Правительства Российской Федерации, но и приняли решение о погружении критериев - которые ранее предполагалось, повторю, в акт правительства погрузить - непосредственно в текст проекта федерального закона. В том числе это критерий неиспользования для целого ряда операций, а именно для приёма, отправления, пропуска поездов, приёма и передачи груза, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов и так далее. Критерии будут чётко прописаны в проекте федерального закона ко второму чтению. Мы это поддерживаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И. Уважаемый Дмитрий Станиславович, вопрос немножко с другой стороны: скажите, пожалуйста, не приведёт ли предлагаемый порядок, вариант решения проблемы к тому, что те, кто пользуется железнодорожным транспортом, будут ограничены в своих возможностях пользоваться железной дорогой? ЗВЕРЕВ Д. С. Николай Иванович, спасибо за вопрос. Дело в том, что, как уже было сказано, всё, что касается путей общего пользования, - это публичный договор, соответственно, никакого ограничения нет. Это первый аргумент. Второй аргумент: при изменении статуса, при переводе из категории путей общего пользования в категорию путей необщего пользования собственник, а именно компания "Российские железные дороги", не меняется. В то же время снижается норматив, снижаются дополнительные, избыточные затраты по путям необщего пользования, но при этом они не упраздняются и доступ к ним не ограничивается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Станиславович, вы уже передали бесплатно значительную часть подвижного состава крупным корпорациям - и что произошло во время СВО, когда надо было перевозить на платформах соответствующие виды техники и грузов? По первости многие просто посылали. Это первое. Второе. Ну, вы поймите, снижение затрат на обслуживание железнодорожного пути - а это же не зря была полувоенная организация - ведёт к увеличению возможной аварийности. Если служба путей перестаёт обслуживать эти пути, к чему это приведёт? К аварии. Не кажется ли вам, что нам пора уже тренд изменить? Надо возвращаться к Министерству путей сообщения. Все эти 12 компаний, которые организовали, они же как пиявки! На двух рельсах получилось 12 аппаратов, понимаете? Генеральный директор, президент, члены совета и так далее. А так был один министр путей сообщения... (Микрофон отключён.) ЗВЕРЕВ Д. С. Спасибо за вопрос. Во-первых, повторю, собственник путей - "Российские железные дороги" - не меняется. Во-вторых, путь продолжает использоваться "Российскими железными дорогами" для перевозки грузов, но его интенсивность оптимизируется в соответствии с реальной нагрузкой и критерии теперь будут чётко прописаны в тексте закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. ЛЕСУН А. Ф. В принятии этого закона есть большая необходимость. Сегодня большая часть путей, где-то 2,5 тысячи километров, которые числятся как пути общего пользования, на самом деле просто не используются, пропала необходимость их использования. Сегодня механизма перевода путей общего пользования в категорию необщего пользования практически нет, а содержать этот путь в 5 раз дороже, чем путь необщего пользования. Там критерии такие, что должны ходить пассажирские поезда и так далее, а потребности в этом сегодня у собственника нет. Поэтому закон крайне нужен, и я просил бы поддержать. Здесь абсолютно никакой коммерции и никакого ущерба "Российским железным дорогам" нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексеенко Николай Николаевич. АЛЕКСЕЕНКО Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Дмитрий Станиславович, я вот прочитал пояснительную записку: здесь указано, что с 2017 по 2019 год 26 станционных путей общего пользования переведено по процедуре, которая существует, - а нет ли более свежей статистики, вот что у нас было в последние четыре года, с 2019-го по 2023-й? И какой здесь социально-экономический эффект, будут ли там перевозиться грузы, пассажиры, что это даёт? ЗВЕРЕВ Д. С. Николай Николаевич, спасибо за вопросы. Вот вы привели цифру по переводу - подчеркну, что этот перевод как раз и осуществлялся по длительной процедуре сначала закрытия пути, которое согласовывается всеми федеральными органами исполнительной власти, включая Министерство обороны, и только потом открытия в качестве пути необщего пользования. Крайне неэффективно, долго и совершенно не нужно. Анатолий Фёдорович уже обозначил острую потребность в переводе - в этом нуждается 2,5 тысячи километров путей. Всего на сегодняшний день 7,93 тысячи километров путей необщего пользования предстоит оценить на предмет возможности и целесообразности их перевода в пути необщего пользования. Точно так же Анатолий Фёдорович обозначил и цифры по затратам. Затраты на содержание пути общего пользования, которые используются для основных целей, уставных целей "Российских железных дорог", в 5 раз выше, чем на пути необщего пользования, которые, по сути дела, простаивают, - экономический эффект явный и понятный. Более подробные цифры мы готовы предоставить вам дополнительно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента, правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пункт 22. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 57 мин. 33 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.