Заседание № 270
О проекте федерального закона № 831695-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства" (принят в первом чтении 17 декабря 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства". Докладывает Вячеслав Алексеевич Никонов. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Глубокоуважаемый Иван Иванович, дорогие друзья, уважаемые коллеги! 17 декабря в первом чтении мы приняли законопроект, который направлен на устранение дискриминации при приёме на работу иностранных студентов. К нашему законопроекту поступило две поправки, которые сведены в таблицу поправок № 1, таблицы поправок, рекомендованных к отклонению, нет. Просьба поддержать принятие законопроекта во втором чтении, приняв сначала поправки из таблицы поправок № 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Алексеевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 10 сек.) Проголосовало за 332 чел.73,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 332 чел. Не голосовало 118 чел.26,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 35 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. НИКОНОВ В. А. Комитет по образованию и науке просит включить представленный законопроект в порядок работы на 23 января. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Заседание № 266
О проекте федерального закона № 831695-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства)".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 49, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в части упрощения порядка трудоустройства в Российской Федерации обучающихся в российских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования иностранных граждан и лиц без гражданства)". Доклад члена Совета Федерации Виктора Владимировича Смирнова. Пожалуйста. СМИРНОВ В. В., член Совета Федерации. Уважаемые коллеги, представляемый законопроект является откликом на многочисленные обращения, в том числе участников традиционного Международного гуманитарного Ливадийского форума, по либерализации разрешительной системы трудоустройства студентов-иностранцев. Проект направлен на дальнейшее упрощение действующего порядка. В существующем законодательстве закреплено, что иностранные граждане, являющиеся студентами, вправе осуществлять без разрешения работу на территории Российской Федерации только в течение каникул либо работать в свободное от учёбы время в тех образовательных организациях, в которых они обучаются, во всех остальных случаях они обязаны получать разрешение на работу. Однако в соответствии с официальными данными, представленными МВД, в 2018 году только 859 студентов из 210 тысяч обучающихся смогли воспользоваться этой возможностью. Коллеги, законопроектом предусматривается возможность осуществления трудовой деятельности студентами-иностранцами на территории России без получения соответствующего разрешения. Механизм государственного контроля за соблюдением миграционного законодательства полностью сохраняется. Как указывают разработчики, положения законопроекта прямо соотносятся с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы, а также с реализацией приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала российской системы образования". Прошу поддержать законопроект. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Владимирович. Содоклад председателя Комитета по образованию и науке Вячеслава Алексеевича Никонова. Пожалуйста, Вячеслав Алексеевич. НИКОНОВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Все мы смотрели фильм "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" и помним, чем Шурик занимался: он меньше учился и больше работал - такова судьба большого количества студентов. В нашем законе "Об образовании..." нет разницы между российскими и иностранными студентами, за исключением одного пункта: российские студенты могут работать, иностранные - не могут. И это абсолютно неправильно, потому что большая часть иностранных студентов - это граждане стран СНГ, те же самые белорусы, украинцы, казахи, таджики и так далее. Это неравенство надо устранять. Мы действительно говорим об экспорте образовательных услуг, и это самый высокотехнологичный экспорт. В Советском Союзе у нас было 3 процента студентов-иностранцев, сейчас 8 процентов, а в МГУ уже 25 процентов, то есть четверть студентов - иностранцы. Сейчас ставится задача удвоить количество иностранных студентов на территории нашей страны, эта задача будет выполнена, и законопроект - один из шагов к её реализации. Я считаю, что законопроект своевременен и действительно отвечает интересам практической подготовки студентов, поскольку практическая подготовка очень часто требует оформления трудовых отношений. Кроме того, мы решаем важную политическую задачу, воспитывая в нашей стране, в том числе путём трудового воспитания, элиту других государств, стран СНГ, о чём эта элита и просит: это просьба студенческого сообщества этих государств, соответствующих правительств, посольств, и, я думаю, мы здесь вполне можем пойти навстречу. Комитет поддерживает принятие законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие задать вопросы? Есть. Включите, пожалуйста, режим записи на вопросы. Задержитесь, Вячеслав Алексеевич. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вячеслав Алексеевич, скажите, пожалуйста, может, нам сначала принять закон о первом рабочем месте для наших выпускников? Потом, конечно, можно воспитывать и элиту других стран, но у нас сегодня колоссальная проблема с трудоустройством наших выпускников. НИКОНОВ В. А. Вопрос не относится к концепции законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Алексеевич, студенты из стран СНГ - это хорошо... Когда я учился в вузе, со мной в группе учились четыре китайца, из этих четырёх человек только один ежедневно посещал занятия, лабораторные, практические работы, а трое, несмотря на то что им было запрещено официально трудоустраиваться, торговали на рынке, при этом жили в общежитиях нашего вуза. Сессии они сдавали с бухты-барахты, на тройки, иногда их оставляли на второй год, но вуз за них держался, потому что они обучались на платной основе. Так вот не будет ли применение этих норм стимулировать как раз такой подход к обучению, не будет ли обучение использоваться как основание для легального нахождения и легального трудоустройства теми студентами, которым важно не образование, а именно факт нахождения на легальном основании и упрощённый порядок трудоустройства в нашей стране? НИКОНОВ В. А. Опасения понятны. Во-первых, я здесь обратил бы внимание на то, что всё зависит от вузов. Знаете, в МГУ такое невозможно. У меня на факультете много студентов-китайцев, но я точно знаю, что никто из них не работает на рынке, потому что тогда он просто не сможет учиться и будет отчислен после первой же сессии. То есть здесь существует ответственность вуза. Во-вторых, а какая, собственно, разница? Ведь то же самое часто делают и не иностранные студенты. Я говорил о том, что в законе у нас нет разницы между студентами иностранными и не иностранными. Среди наших граждан тоже есть студенты, обучающиеся платно, которые где-то ещё работают и плохо учатся. И должен вам сказать, что как раз ваш пример не очень удачный, потому что китайские студенты, как правило, отличаются самой хорошей дисциплиной и посещаемостью, если мы посмотрим в масштабах всей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Драпеко Елена Григорьевна. ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, дело в том, что Ярослав Евгеньевич задал вопрос, который и я хотела задать. У нас тоже очень много случаев, когда иностранцы, выдавая себя за студентов, имея корочки какого-нибудь левого вуза либо колледжа, используют это как прикрытие для работы на территории нашей страны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавите, Вячеслав Алексеевич? Включите микрофон на трибуне. НИКОНОВ В. А. Ну, в колледжах у нас практически нет иностранцев, там их очень мало. Что касается левых вузов, мы их в основном уже закрыли: в последние годы было закрыто порядка 1300 вузов и филиалов, которые вы называете левыми, так что сейчас в образовательном поле таких организаций, которые просто будут выдавать корочки за деньги, не существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжак Николай Иванович. РЫЖАК Н. И. Вячеслав Алексеевич, я заранее прошу меня извинить, если мой вопрос не вписывается в концепцию рассматриваемого законопроекта. Скажите, пожалуйста, а как-то это увязывается с особыми требованиями к условиям проживания? Я знаю, что студенты из других стран предъявляют повышенные требования. НИКОНОВ В. А. Что вы имеете в виду, можно уточнить? РЫЖАК Н. И. Требования к условиям проживания. Они не любят и не считают возможным жить в условиях общежития, требуют отдельный номер, другие условия, которым санитарные помещения должны соответствовать. Вот это вы как-то рассматриваете в увязке с трудоустройством? НИКОНОВ В. А. Честно говоря, мне эта проблема неизвестна. Студенты-иностранцы живут в тех же общежитиях, что и наши студенты. Если у кого-то есть деньги, чтобы снять квартиру, да, он может снять квартиру, но при этом всё равно, скорее всего, будет зарегистрирован в общежитии: ему будет очень сложно получать визу, если он будет зарегистрирован где-то в другом месте. Поэтому я здесь, честно говоря, большой проблемы не вижу, я даже не вижу проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Виктор Владимирович, как известно, существуют квоты на привлечение иностранной рабочей силы, эти квоты нужны для того, чтобы защищать отечественный рынок труда. Принимая этот законопроект, не создаём ли мы легальный канал обхода этих квот и разрушения их? И не создаём ли мы определённой угрозы национальному рынку труда? СМИРНОВ В. В. Уважаемые коллеги, разработчики исходили из того, что в первую очередь, конечно, студенты будут иметь возможность устраиваться на работу в каникулярный период и так, чтобы это не вредило их учёбе. По крайней мере, те 859 студентов из 210 тысяч, которые устроились на работу, устраивались именно таким образом. Что касается рынка труда, по официальным сведениям, представленным нам ФОИВами, рынок труда вполне справится, если даже на условиях какой-то неполной продолжительности рабочего времени и придёт 200 тысяч студентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Виктор Владимирович, мы знаем, что во всех странах студентам в каникулярное время работать разрешается. У меня вопросы: о каком потенциальном количестве студентов может идти речь, и увязывается ли принятие этого закона с мерами по ограничению нелегальной миграции в нашу страну? СМИРНОВ В. В. Уважаемые коллеги, что касается нелегальной миграции, мы исходили из того, что все прибывающие студенты получают соответствующую визу, причём на нормативный срок обучения. Соответственно, если студент-иностранец перестаёт таковым быть, то он утрачивает право легального пребывания на территории Российской Федерации. Я специально в докладе подчеркнул, что требования миграционного контроля предлагаемым законопроектом никак не меняются. Что касается возможности получения визы для обучения, здесь порядок не меняется, то есть он остаётся ровно таким же, каким был. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавить? Включите микрофон Смолину Олегу Николаевичу. СМОЛИН О. Н. Я спрашивал о потенциальном количестве. И когда я говорил о нелегальной миграции, я не имел в виду превращение студентов в нелегалов, я имел в виду, что студенты, как более ответственные граждане, могли бы, с моей точки зрения, заменить часть тех, кто к нам является нелегально и является источником разных проблем. СМИРНОВ В. В. Мы тоже на это рассчитываем. Что касается количества, исходя из тех сведений, которые были представлены вузами Московской агломерации, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, мы рассчитываем, что либерализация законодательства приведёт к тому, что примерно четверть студентов-иностранцев смогут трудоустроиться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ефимов Виталий Борисович. ЕФИМОВ В. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вячеслав Алексеевич, конечно, Москва, Питер - это особые города. Скажите, а сколько вообще в год после выпуска не устраивается российских студентов, которые окончили российские вузы? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне. НИКОНОВ В. А. Я не могу вам назвать эту цифру, потому что... Вопрос ведь о трудоустройстве когда - в течение года, вы говорите, да? Таких явно меньше 10 процентов. И часто это связано не с тем, что они не могут найти работу, а с тем, что они просто не хотят её искать. На самом деле в России нужны люди с высшим образованием, достаточно большой спрос. Кстати, у нас на людей с высшим образованием спрос больше, чем на людей без высшего образования, так уж сложилось в нынешней структуре экономики. Я понимаю подоплёку вашего вопроса: будут ли эти иностранцы конкурентами на рынке труда? Понимаете, во-первых, конкуренция - это неплохо, а во-вторых, мы комплексно решаем задачу. Я уже назвал те моменты, которые дают нам абсолютное и безусловное преимущество. Прежде всего это равноправие студентов: мы не можем дискриминировать студента просто по признаку национальности или гражданства, у нас законодательство этого не предусматривает. Ну и конечно, мы решаем важную политическую задачу, в том числе в отношениях с нашими братскими народами, братскими республиками и братскими странами, и это действительно тоже надо иметь в виду. Так что не будет серьёзной конкуренции, здесь цифра называлась: даже если трудоустроится четверть иностранных студентов - это порядка 60 тысяч человек, - это абсолютно не будет угрожать рынку труда в Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Алексеевич. Присаживайтесь. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич. От фракции, Олег Анатольевич? Три минуты поставьте. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Не хочется спорить с такими авторитетными авторами, но истина дороже. Уважаемый Вячеслав Алексеевич, вы сказали в своём выступлении, что это один из немногих высокотехнологичных видов экспорта в России, - вы на нём крест хотите поставить вот этим своим законом? Олег Смолин приводил замечательную цитату, и, если позволите, я её ещё раз для закрепления в памяти приведу: раньше все, в том числе и мы с вами, учились и подрабатывали, а теперь наши студенты... теперь вы предлагаете и иностранным студентам, которые валюту платят за своё обучение, работать и подучиваться. Ну что это будет, если вы разрешите работать круглый год полный рабочий день? Как это вообще можно представить?! Все вы учились, все понимаете, что это в лучшем случае будут троечники - зачем троечников выпускать нашим вузам? Что будет через несколько лет после приезда этих троечников к себе на родину? Или они здесь останутся? Вы полностью дискредитируете наше пока ещё, слава богу, неплохое высшее образование, вот что вы делаете! В угоду кому, чему? В угоду вот этим работодателям, которые получат дешёвую рабочую силу? Какие здесь цели - защита интересов граждан? Не верю я в это! Этим гражданам, которые сюда приехали, нужно язык выучить как следует, особенно тем, кто первый-второй год здесь, язык надо учить, осваивать, а не у конвейера стоять или на стройке пахать! Поэтому я даже не рекомендовал бы коллегам по фракции это поддерживать, но они будут голосовать за. Я считаю, что без поправок, очень серьёзных поправок, во всяком случае по ограничению того времени, на которое даётся разрешение... Здесь уже сказали представителям правительства, что в каникулы и так могут работать, в свободное время и так могут работать и наши, и зарубежные студенты, речь идёт об учебном времени. Так вот в учебное время, хорошо, пусть это будет 2-3 часа в день, то есть 10-15 часов в неделю, но не больше, иначе это действительно издевательство над смыслом, может быть, и благим, заложенным в идею законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Загребин Алексей Егорович от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ЗАГРЕБИН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Игорь Владимирович, уважаемые коллеги! Расширение экспортных возможностей российского образования связано не только с содержанием образовательных программ, но и со всей инфраструктурой студенческой жизни. Устранение ряда существующих ограничений на возможность работы иностранных студентов в период обучения создаст, на наш взгляд, дополнительные стимулы для граждан ближнего и дальнего зарубежья для получения профессионального образования в России. Не стоит также забывать, что зачастую к нам приезжают учиться иностранные граждане из небогатых семей, и для них расширение возможностей работать в свободное время в период обучения может оказаться заметным подспорьем к скромному студенческому бюджету. Снятие ограничений будет иметь значение и в связи с недавно принятым нами законом о совершенствовании практической подготовки обучающихся, согласно которому часть специальных дисциплин и курсов будет осваиваться студентами прямо на предприятиях по профилю получаемой специальности. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе будет голосовать за принятие данного законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Ярослав Евгеньевич. На рабочем месте включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Фракция ЛДПР концептуально, в принципе за то, чтобы экспортировать наше отечественное образование, чтобы действительно влиять на будущую элиту тех стран, откуда абитуриенты приезжают, но при этом мы имеем жёсткую позицию в отношении миграционного вопроса: фракция ЛДПР обращает внимание на возникновение дополнительных возможностей для злоупотреблений. Если сейчас для привлечения иностранной рабочей силы наши компании сначала доказывают необходимость получения соответствующих квот - регистрируются на бирже труда, доказывают, что невозможно найти отечественного работника на соответствующую вакантную должность, - потом проходят соответствующую комиссию в субъекте и получают согласование в Минтруде, то подход, который этим законом открывается, позволит через студенческую скамью привлекать на работу. Например, коммерческий вуз, имеющий государственную аккредитацию, сможет на определённые факультеты принимать студентов, например, из Таиланда, которые будут потом трудоустраиваться и работать в клининговых компаниях, в компаниях, которые предоставляют услуги нянь, уборщиков на дому и другие услуги. Сегодня работодатель должен пойти по достаточно сложному пути, чтобы взять на вакантную должность иностранного гражданина, а не гражданина Российской Федерации, а при открытии дополнительной возможности ситуация, на наш взгляд, может усугубиться. Поэтому мы просили бы ко второму чтению, имея в виду эти опасения, посмотреть, каким образом текст можно было бы скорректировать, чтобы не усугублять ситуацию на и так дисбалансированном рынке труда в нашей стране и не порождать дополнительную безработицу, которая и так сегодня на достаточно высоком уровне. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Выступления закончились. Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Виктор Владимирович, требуется заключительное слово? Пожалуйста. СМИРНОВ В. В. Коллеги, я благодарю за обсуждение. Я только обращаю ваше внимание на то, что существующий порядок не предполагает обязанности работодателя запрашивать квоты, студентов-иностранцев в каникулярное время он принимает без всяких квот - таков действующий порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Заключительное слово, Вячеслав Алексеевич Никонов. Включите микрофон. НИКОНОВ В. А. По поводу замечаний депутатов Ниловых. Что касается замечаний Олега Анатольевича. Согласно его логике нам надо вообще запретить студентам подрабатывать и работать: я, честно говоря, не вижу, какая тут разница между студентом из России и из Белоруссии, и не понимаю, почему российский студент может это делать, а белорусский - нет. Что касается замечания Ярослава Евгеньевича по поводу вузов, которые будут нанимать, брать таиландских студентов, чтобы они работали горничными. Такой вуз будет немедленно закрыт: у нас есть надзорные органы, которые должны следить за тем, чтобы вузы занимались своей основной деятельностью, поэтому такой лазейки вузам, безусловно, предоставлено не будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Большое спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 49 нашего порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 55 мин. 59 сек.) Проголосовало за 372 чел.82,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.