Заседание № 82
07.12.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 831526-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части установления ежемесячной компенсационной выплаты в размере 10 000 рублей всем неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3988 по 4401 из 4980
26-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Также приоритетный законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ...". Доклад Олега Анатольевича Нилова. НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Недавно мы отмечали Международный день инвалидов, действительно подводились некие итоги, говорились слова поддержки инвалидам, миллионам инвалидов в стране. Ну, так вот совпало, что сегодняшний законопроект касается именно той категории, которая является самой, наверное, сложной, - это инвалиды с детства, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. В президентском указе № 175, который в 2013 году был издан, написано, что в отношении именно этих категорий инвалидов вводится дополнительная помощь, дополнительная поддержка гражданам, которые взяли на себя такую героическую обязанность и поддерживают как могут, создают, насколько это возможно, уход, уют, дают воспитание, образование этим инвалидам. По этому указу для родителей (усыновителей), для опекунов (попечителей) назначена выплата в размере 10 тысяч рублей (изначально она была в районе 5,5 тысячи рублей). И в этом же указе говорится: другим лицам, которые осуществляют уход за ребёнком-инвалидом, инвалидом с детства, - 1200 рублей. Ну, символическая такая сумма, знаете, это трудно назвать оплатой чего-либо, просто символическая сумма, 1200 рублей, была заложена в 2013 году. Наше предложение очень короткое и простое: вот этих самых "других лиц" не выделять, а объединить так, как сказано в президентском указе, - неработающие родители, попечители и другие лица, ухаживающие за ребёнком-инвалидом, инвалидом с детства, - и изменить сумму с 1200 рублей на 10 тысяч рублей. Согласитесь, что и сумма в 10 тысяч рублей не соответствует вообще ничему из того, что вкладывают героические люди, которые оставляют в своей семье ребёнка-инвалида. Какой у них выбор? У них выбор есть, и многие, к сожалению, пользуются этим: просто сдают ребёнка в дом инвалидов, и государство берёт на себя все затраты. Баснословные затраты. Вот сейчас будет выступать оппонент, я так понимаю, из комитета, который не поддерживает этот законопроект, - я прошу вас, дайте справку, сколько стоит содержание в месяц ребёнка-инвалида, инвалида с детства в доме инвалидов. И вы тогда почувствуете, стоит ли экономить на таких законах, на таких решениях или нет. Конечно, мы могли пойти и дальше, ну, не платить даже 10 тысяч лицу, другому лицу?.. А кто это "другое лицо"? Это может быть брат, сестра. Другое лицо, значит, 1200 рублей вам. Это могут быть дети (у инвалидов бывают дети, которые ухаживают за своими родителями - инвалидами с детства) - тоже 1200 рублей. Уважаемые коллеги, давайте всё-таки подходить вот к таким предложениям, ну, хоть чуть-чуть осмысленно, давайте хоть чуть-чуть взвешивать всё, а не просто слушать правительство, которое, знаете, как мантру, повторяет: "Денег нет, работайте, выкручивайтесь как хотите, депутаты, в том числе отвечая своим избирателям-инвалидам в очередной Международный день инвалидов". Я вас прошу всё-таки иногда, что называется, власть употреблять. Вот для этого мы здесь находимся, а не только для того, чтобы потакать всем мнениям, которые нам спускаются из правительства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Михаила Борисовича Терентьева. С места. Пожалуйста. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел данный законопроект и обращает внимание на следующие нюансы, о которых я расскажу, прошу вас также обратить на них внимание. Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О социальной защите инвалидов..." новой статьёй, устанавливающей ежемесячные выплаты в размере 10 тысяч всем неработающим трудоспособным лицам, подчёркиваю, осуществляющим уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Данная выплата, по мнению авторов, подлежит ежегодной индексации на индекс роста потребительских цен. Реализация предлагаемых законопроектом мер только для неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, поставит их в неравное положение относительно неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за инвалидом I группы. По нашему мнению, нет разницы между уходом за инвалидом I группы и инвалидом с детства I группы. Это одна из несправедливостей данного законопроекта. При этом авторы не распространяют данный законопроект на лиц, ухаживающих за инвалидами I группы, о чём я сказал выше. Также положениями данного законопроекта предлагается установить выплаты по уходу только для неработающих лиц трудоспособного возраста. К чему это приведёт на практике? Например, если матери ребёнка-инвалида исполняется 50 лет, то у неё не будет возможности получать выплату по уходу, так как у неё есть право досрочного выхода на пенсию. Предмет регулирования больше относится к закону о социальном обслуживании населения, чем к закону "О социальной защите инвалидов...", хотя Правовое управление Аппарата Государственной Думы так не считает, но правительство обращает на это внимание. Для реализации данного законопроекта потребуются дополнительные расходы из бюджета в размере 19 миллиардов рублей, но это, думаю, не такая большая проблема. Есть указ президента в этой сфере, и авторы, я так предполагаю, предлагают отменить данный указ, а основной источник может быть определён за счёт выплаты по отменённому указу. Так что здесь проблема всё-таки не в финансировании. Комитет Совета Федерации по социальной политике и Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживают. Счётная палата Российской Федерации в своём заключении отмечает, что проблема необходимости установления достойного размера ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нуждающимися в постороннем уходе гражданами, является актуальной и заслуживает особого внимания, однако, по мнению Счётной палаты, комплексное решение указанной проблемы законопроектом не предлагается. В результате рассмотрения законопроекта в субъектах Российской Федерации получены положительные отзывы от двух субъектов Российской Федерации, отрицательные - от шести, один субъект не высказал однозначной позиции. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при рассмотрении в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". У меня вопрос к представителю комитета. А в чём проблема? Вот вы говорите, что, дескать, мы сейчас установим ежемесячную выплату 10 тысяч вместо 1200, а есть категории, у которых 1200 остаётся. Так в чём проблема? Если это является препятствием, давайте во втором чтении устраним это - никаких проблем, наша процедура это позволяет. Скажите мне, пожалуйста, представитель комитета, в чём препятствие, почему нельзя именно по такой процедуре пойти, сейчас принять в первом чтении... Вы справедливо заметили, что надо расширить сферу применения этого закона, - давайте во втором чтении это сделаем, никаких проблем не вижу. Скажите своё мнение: зачем отклонять законопроект, если вы говорите, что действительно проблема есть и её нужно решить и для других категорий граждан? Так давайте её решать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Терентьеву включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Валерий Карлович, если данный законопроект поддержать и расширить сферу его применения, естественно, на реализацию данного законопроекта потребуется не 19 миллиардов рублей, как предлагают авторы, а значительно больше, это средства в размере 500 миллиардов рублей. В связи с этим, конечно, потребуется заключение правительства и потребуется возможность найти источник финансирования вновь возникших обязательств со стороны федерального бюджета. Действие данного законопроекта нельзя расширить без обсуждения финансовой части его реализации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович. НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Михаил Борисович, у меня вопрос тоже к вам. Сейчас среди тех, кто мобилизован, есть отцы детей с инвалидностью, и они получают, соответственно, денежное вознаграждение. Не считаете ли вы уместным и возможным демобилизовать отцов детей с инвалидностью и за счёт сэкономленных средств всё-таки найти финансы, для того чтобы повысить ежемесячную выплату? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Терентьев, пожалуйста. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Я думаю, что на данный вопрос я не смогу ответить, потому что он не является предметом обсуждения данной законодательной инициативы и требует отдельного обсуждения, скорее всего, или с Комитетом по обороне, или с Комитетом по труду, социальной политике и делам ветеранов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Делягин Михаил Геннадьевич. ДЕЛЯГИН М. Г. Уважаемый Михаил Борисович, скажите, пожалуйста, сколько стоит содержание ребёнка-инвалида I группы в детском доме в месяц? Ведь если мы не хотим давать 10 тысяч рублей в месяц, если мы хотим сохранять, по сути дела, убийство детей-инвалидов и их близких... Потому что 1200 рублей в месяц тому, кто ухаживает, исключает возможность для этого человека иметь какие-либо другие легальные источники доходов. То есть тем самым государство стимулирует людей этих самых детей-инвалидов отправлять в детдома, мы с вами стимулируем. Так сколько стоит содержание ребёнка-инвалида I группы в детдоме в месяц? Больше или меньше 1200? И больше или меньше 10 тысяч рублей? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Терентьеву включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Михаил Геннадьевич, содержание тех, кто находится в интернатах, стоит значительно дороже 10 тысяч. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня тоже к Михаилу Борисовичу вопрос. Главное, скажем так, главная причина, почему этот законопроект, по мнению комитета, не надо принимать, - это то, что он несправедливый. Несправедливый, потому что забыты какие-то категории, не отмечаются какие-то категории. Михаил Борисович, всё-таки обращаюсь к вам: давайте, может быть, не все сразу... я не знаю, откуда взялась цифра 500 миллиардов, правительство вроде бы озвучивало, что максимум 130-140 миллиардов, в случае если выплату 1200 рублей перевести в выплату 10 тысяч. Давайте поэтапно: начнём с инвалидов с детства I группы и детей-инвалидов, расширив эту категорию, потом перейдём к следующей категории. Не двигаться на том основании, что мы всех сразу осчастливить не можем и у нас таких средств нет, на мой взгляд, совершенно неправильный довод, тем более профильного, социального комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Терентьев, пожалуйста. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Алексей Владимирович, во-первых, та сумма, которую я озвучил, есть в законопроекте, который находится на обсуждении в комитете, он также направлен на решение вопросов по уходу за инвалидами и, конечно же, будет обсуждаться. Потому и была названа такая сумма - около 500 миллиардов рублей. Во-вторых, для того чтобы двигаться дальше, конечно, нужна более чёткая позиция правительства, как будет осуществляться уход в рамках системы долговременного ухода, в рамках исполнения указов президента, которые регулируют уход за детьми-инвалидами, за инвалидами I группы. На встрече с Президентом Российской Федерации на прошлой неделе мною был поднят вопрос о необходимости дать такое поручение правительству, чтобы в рамках развития различных систем ухода за инвалидами обратить внимание на те категории, которые не попадают ни в одну из систем и получают выплату 1200 рублей. Я думаю, что такое поручение появится, и мы в комитете обязательно рассмотрим все предложения, которые будут исходить от Правительства Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. От фракции. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На самом деле чрезвычайно важный законопроект - прошу минуточку внимания. Наверняка, когда вы вели приём, к вам приходили люди и жаловались на несправедливую ситуацию. У меня таких обращений просто масса, и я обещал людям, что обязательно выйду на эту трибуну и их голос до вас донесу. О чём идёт речь в этом законопроекте? Вот как сейчас происходит? Если ты родитель или усыновитель и ухаживаешь за ребёнком-инвалидом с детства, то тебе 10 тысяч, но если ты третье лицо, иное лицо, например брат, сестра, не знаю, бабушка, ещё кто-то, но не опекун, то тебе 1200. Ну как так?! Они спрашивают: что, у этого ребёнка-инвалида другие потребности, за ним как-то по-другому надо ухаживать? Скажите мне, пожалуйста, в чём логика, вообще, здесь? Вам как раз авторы законопроекта говорят: ну давайте мы это устраним. В ответ такая реакция: ну так есть же ещё другие инвалиды, давайте и для них сделаем, если мы это примем, а то другим будет обидно, почему для других не делаем. Правильно, давайте для всех сделаем! Ну давайте хоть что-то сделаем, хоть какой-то шаг вперёд! Вы-то сейчас что говорите? Раз мы для всех не можем сделать, значит, никому не будем делать. Подождите, так что, теперь и с тех, которым 10 тысяч сейчас выплачивается, тоже снять, что ли? Или другой аргумент: вот мы обратились к президенту, он сейчас правительству скажет, правительство придёт, и тогда мы примем. Подождите, принимает законы Государственная Дума, мы с вами! Мы, каждый из вас, сидящих в этом зале, каждый из нас имеет право законодательной инициативы. За нас проголосовали люди, они от нас ждут этого решения. Мы принимаем решения - не президент, не правительство! Почему вы свою работу перекладываете на других лиц, я не могу понять. Вот законопроект - он внесён, всё здесь подсчитано. Вы сейчас говорите: нет, в этом виде мы не будем принимать. А в каком виде? Вы же представители комитета - пожалуйста! У нас сколько раз здесь было, когда на двух страничках правительственный законопроект вносился, а потом ещё на ста листах поправки во втором чтении? Какие проблемы-то? Давайте будем это принимать. Что, это несправедливое решение? Справедливое. Не могу понять, почему вы его не принимаете. Может, вы скажете, что денег нет? Так я вам найду сейчас кучу денег. Вы отрицательные акцизы нефтяным компаниям сотнями миллиардов отваливаете - сотнями миллиардов! Здесь в десятки раз меньше сумма требуется, и вы мне сейчас будете рассказывать, что нужно где-то там ещё какие-то деньги найти? О чём вы говорите?! Коллеги, если у вас есть совесть, надо за это проголосовать, тут даже вариантов никаких нет. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я думаю, к каждому из вас на приёме приходил вот такой гражданин, и не только что касается узкой ситуации, но и вообще 1200 рублей. 1200 рублей - уже десять лет это не индексируется фактически. Мы сегодня говорили про прожиточный минимум, про то, что на него жить невозможно, хотя это 14-16 тысяч рублей, что он не соответствует минимально необходимым физиологическим потребностям человека, - а здесь 1200 рублей! Вдумайтесь, например, семья, где ребёнок-инвалид, на которого выплачивается пенсия - пускай 12-14 тысяч, и другой родственник - 1200 рублей, да даже если мама - 10 тысяч рублей, вот вся сумма, на которую они могут жить, могут рассчитывать. Это меньше прожиточного минимума, абсолютно точно это нищенское, совершенно нищенское существование. И самое главное, логика, которую мы сегодня уже неоднократно пытались применить: если этого человека перевести на полное государственное обеспечение, его содержание будет обходиться в сумму от 60 до 120 тысяч рублей в зависимости от интерната - это в 6-12 раз больше, чем предлагается выплачивать. И к сожалению, доводы, логика профильного комитета совершенно неубедительны: несправедливо, кого-то забыли, кого-то не забыли... Мы десятки лет забываем об этих людях. Ещё раз повторяю, ждать сегодня, что президент даст команду в очередной раз, говорить, что мы встретились с президентом... А для чего тогда действительно вся Государственная Дума, которая должна выражать мнение населения? Чтобы вот эти связи, итоги всех наших встреч с избирателями перетекали постепенно в нужные законопроекты и не ждать, когда, первое, правительство даст добро, второе, правительству даст поручение президент, а третье, общественники до президента когда-нибудь, может быть, достучатся в очередную встречу или после десятка очередных встреч, которые проходят, - ну совершенно же ненормальная ситуация, всем очевидно, что необходимо менять её! Вот о варианте с соцконтрактом, с соцобслуживанием долгое время тут говорили. Те, кто обслуживает инвалида, кто ухаживает за ребёнком-инвалидом или за инвалидом I группы, заняты 24/7, без отпусков, без какой-либо возможности выдохнуть, и, по-хорошему, им надо сегодня назначать заработную плату, ту самую заработную плату, про которую правительство долгое время говорит, обсуждая социальных помощников и так далее, что там только не придумывается. Кто лучший социальный помощник? Кто наиболее заинтересован в том, чтобы за ребёнком был хороший уход, чтобы он вовремя получал лечение, чтобы он отдыхал, чтобы он правильно питался? Именно его родитель, именно близкие люди, которые осуществляют уход. Будет, во-первых, качественнее, во-вторых, как бы странно или парадоксально это ни звучало, дешевле для государства, дешевле для государства с точки зрения опять же обеспечения этого процесса. Поэтому очень странно: 1200 рублей - совершенно не та сумма, на которую сегодня можно жить и, вообще, которую может назначать государство. Опять же рассчитываем на здравый смысл не только оппозиционных фракций, но и ведущей фракции в Государственной Думе, самой многочисленной фракции. Это необходимо было сделать уже давным-давно, и очень странно, что мы опять ожидаем какой-то новой команды. Спасибо. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Родина Виктория Сергеевна. РОДИНА В. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" отмечает важность поддержки лиц, осуществляющих уход за инвалидами. Мы видим комплексное решение проблем в развитии системы долговременного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами, кстати, заработная плата и стаж учитываются. На основании этого 8 ноября прошлого года фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ" были подготовлены поправки в бюджет, которые мы с вами поддержали, в части выделения дополнительных средств на реализацию пилотных проектов ещё для семи регионов. Именно в этом мы увидели решение проблемы увеличения помощи инвалидам. Возвращаясь к инициативе фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", отмечу, что мы не можем её поддержать, так как с устранением одной несправедливости закладывается увеличение разрыва в выплатах лицам, осуществляющим уход за инвалидами I группы и инвалидами с детства I группы. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Нилову включите микрофон. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, в результате обсуждения мы пришли к выводу, что фракция большинства, к сожалению, так и не вникла в главную суть предложения. Этим предложением и другими предложениями мы хотим оставить как можно больше детей-инвалидов в семье - вы же, похоже, хотите добиться того, чтобы все они оказались в детских домах, в домах инвалидов, где расходы государства будут в десять раз больше предлагаемых сумм. Чьи интересы вы, коллеги, в данном вопросе отстаиваете? Интересы инвалидов, семей инвалидов или тех заведений, которые, видимо, не хотят вообще исчезать с социальной карты России? А в этом же суть, главная задача - создать условия в семье и в том числе сэкономить бюджетные средства. Так что аргументы абсолютно нелогичные. Ну, лучше бы молчали тогда, уважаемые коллеги, или просто говорите, мол, нет, правительство денег не даёт на этот законопроект, а во всём остальном мы не хотим разбираться. Очень печально слышать такую нелогичную аргументацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Терентьеву включите микрофон. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Уважаемые коллеги, я хочу напомнить, что данные выплаты регулируются указами президента. И если авторы предполагают, что все проблемы детей можно решить только одной небольшой выплатой, - это просто смешно. На самом деле меры поддержки семей, где есть дети-инвалиды, гораздо шире предлагаемых авторами и регулируемых указом президента, поэтому я прошу авторов не говорить о том, что мы дадим 10 тысяч и решим все проблемы данных семей. В комитете, конечно, все законопроекты, связанные с уходом, будут рассмотрены. Следующий законопроект, законопроект фракции ЛДПР, также будет предметно рассмотрен. И с учётом того, что сказала член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" о развитии системы долговременного ухода, того, что было на встрече с Президентом Российской Федерации, мы будем предметно всё рассматривать, и все аргументы, которые звучали здесь и звучат на различных экспертных площадках, будут нами учтены при принятии взвешенного, комплексного решения о поддержке семей, где есть дети-инвалиды, инвалиды I группы, те, кто нуждается в постоянном постороннем, социальном, бытовом уходе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пункт 26. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 30 мин. 25 сек.) Проголосовало за 109 чел.24,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 109 чел. Не голосовало 341 чел.75,8 % Результат: не принято Отклоняется.