Заседание № 46

10.10.2008
Вопрос:

О проекте федерального закона № 83112-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся ухода за лесами, а также перечня исключительных случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4507 по 4639 из 5647
Следующая законодательная инициатива звучит так: проект федерального закона     
"О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (пункт 26           
повестки дня). Докладывает представитель Народного Хурала Республики Бурятия    
депутат Государственной Думы Василий Федотович Кузнецов. У нас те же            
докладчик и содокладчик.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Василий Федотович.                                                  
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Ф. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Разрешите          
представить на ваше рассмотрение законодательную инициативу Народного Хурала    
Республики Бурятия - проект федерального закона № 83112-5 "О внесении           
изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования      
правового регулирования ухода за лесами, а также установления перечня           
исключительных случаев заготовки древесины на основании договора                
купли-продажи лесных насаждений).                                               
                                                                                
Предлагается дополнить Лесной кодекс статьёй 75-1, устанавливающей перечень     
исключительных случаев заготовки древесины по договору купли-продажи лесных     
насаждений без проведения лесного аукциона: случаи, связанные с                 
необходимостью оперативной рубки деревьев в целях профилактики возникновения    
опасных и чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, если они       
произошли; случаи, связанные с предоставлением права на заготовку древесины     
для отопления бюджетным организациям; случаи, связанные с оформлением           
разрешительных документов на заготовку древесины в лесах при создании лесной    
инфраструктуры; случаи, связанные с оформлением разрешительных документов на    
заготовку древесины при размещении объектов, не связанных с созданием лесной    
инфраструктуры (строительство и эксплуатация гидротехнических сооружений,       
линий электропередачи, линий связи, объектов связи, дорог, трубопроводов);      
случаи, связанные с заготовкой древесины гражданами и юридическими лицами,      
занимающимися ведением охотничьего хозяйства; случаи, связанные с заготовкой    
древесины при проведении изыскательских, лесоустроительных работ и              
специальных обследований; иные случаи заготовки древесины в целях, не           
предусматривающих получение прибыли от её реализации.                           
                                                                                
В части установления возможности заготовки древесины при осуществлении ухода    
за лесами всеми категориями лесопользователей согласно статье 64 Лесного        
кодекса уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании   
проекта освоения лесов. Проект освоения лесов составляется лицами, которым      
лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в        
аренду. Проект освоения лесов имеет только лесопользователь, осуществляющий     
заготовку древесины по договору аренды лесного участка. Предприниматели,        
заготавливающие древесину на основании договора купли-продажи по результатам    
аукциона, не вправе заготавливать древесину в центральной экологической зоне.   
Граждане, проживающие в границах центральной экологической зоны, также не       
имеют возможности заготавливать древесину для собственных нужд.                 
                                                                                
Таким образом, права лесопользователей, заготавливающих древесину по            
договорам купли-продажи лесных насаждений без аренды лесного участка,           
ограничены статьёй 64 Лесного кодекса, в связи с чем предлагается               
предусмотреть возможность заключения договоров купли-продажи лесных             
насаждений со всеми категориями лесопользователей. В качестве основания для     
заготовки древесины в границах центральной экологической зоны без               
предоставления лесного участка предлагается использовать проект ухода за        
лесом, составляемый по аналогии с ранее имевшимся проектом рубок ухода.         
                                                                                
От имени депутатов Народного Хурала Республики Бурятия прошу вас, уважаемые     
коллеги, принять проект федерального закона № 83112-5 "О внесении изменений в   
Лесной кодекс Российской Федерации" (в части совершенствования правового        
регулирования ухода за лесами, а также установления перечня исключительных      
случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных          
насаждений) в первом чтении.                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста.                               
                                                                                
С содокладом выступит заместитель председателя Комитета по природным            
ресурсам, природопользованию и экологии Валерий Владимирович Прозоровский.      
                                                                                
ПРОЗОРОВСКИЙ В. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Позволю себе   
не согласиться с Василием Федотовичем. В законопроекте делается попытка         
регулировать отношения, связанные с осуществлением заготовки древесины на       
основании договора купли-продажи лесных насаждений. Внесение соответствующих    
изменений в Лесной кодекс Российской Федерации авторы законопроекта, как        
отметил Василий Федотович, обосновывают необходимостью установления             
возможности заготовки древесины при осуществлении ухода за лесами всеми         
категориями лесопользователей. Для этого предлагается предусмотреть             
обязанность лиц, использующих леса на основании договора купли-продажи лесных   
насаждений, осуществлять уход за лесами (изменения в статьи 64 и 88 Лесного     
кодекса Российской Федерации). При этом, как следует из пояснительной записки   
к законопроекту, данное предложение продиктовано не соображениями               
совершенствования воспроизводства лесов, а необходимостью заготовки древесины   
в рамках соответствующих мероприятий.                                           
                                                                                
Комитет не может согласиться с предлагаемыми изменениями. Во-первых, следует    
иметь в виду, что возможность заготовки древесины изначально предусмотрена      
Лесным кодексом. Часть вторая статьи 16 устанавливает, что для заготовки        
древесины допускается осуществление рубок средневозрастных, приспевающих,       
спелых, перестоянных лесных насаждений при уходе за лесами.                     
                                                                                
Авторы законопроекта не учитывают, что уход за лесами включает в себя не        
только вырубку лесных насаждений, но и целый комплекс мероприятий,              
направленных на повышение продуктивности лесов, осуществить которые на          
условиях договора купли-продажи лесных насаждений вряд ли представляется        
возможным, так как многим из этих мероприятий должно предшествовать             
лесоразведение. Законопроектом при этом не предлагается обязать лиц,            
заключивших договоры купли-продажи лесных насаждений, осуществлять              
мероприятия по лесоразведению.                                                  
                                                                                
Кроме того, предлагая в качестве правового основания ухода за лесами ввести     
новый документ - проект ухода за лесами, - авторы законодательной инициативы    
не устанавливают требований по проведению государственной или муниципальной     
экспертизы этого документа по аналогии с государственной или муниципальной      
экспертизой проекта освоения лесов, что тоже вряд ли можно считать              
правомерным.                                                                    
                                                                                
Исходя из изложенного Комитет по природным ресурсам, природопользованию и       
экологии не поддерживает принятие в первом чтении данного законопроекта.        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчику и         
содокладчику? Нет вопросов. Есть ли желающие выступить? Нет. Представители      
правительства и президента тоже не настаивают на участии в обсуждении.          
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Лесной кодекс Российской Федерации". Вы слышали точку зрения комитета:          
комитет возражает.                                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 15 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за                1 чел.0,2%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      1 чел.                                          
Не голосовало                 449 чел.99,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Принято, в том смысле, что законопроект отклонён.