Заседание № 283

08.04.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 830823-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статьи 9 и 11 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (в части совершенствования регулирования деятельности иностранных агентов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2167 по 2791 из 6308
Переходим к рассмотрению 8-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального    
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской   
Федерации" и статьи 9 и 11 Федерального закона "О контроле за деятельностью     
лиц, находящихся под иностранным влиянием" (в части совершенствования           
регулирования деятельности иностранных агентов). С докладом выступит Василий    
Иванович Пискарёв.                                                              
                                                                                
Пожалуйста, Василий Иванович.                                                   
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Предложенный   
вашему вниманию законопроект принят нами в первом чтении 5 марта сего года.     
Предлагаемые нами поправки - это наши с вами следующие шаги по защите           
суверенитета Российской Федерации, в частности в сфере образования и            
просвещения. Мы фиксируем, что противник всерьёз нацелился на эти важнейшие     
отечественные институты гражданского общества, стремится иметь там свой         
ресурс, а именно иноагентов для использования их в целях деструктивного         
влияния, конечно же, в первую очередь на молодёжь, а молодёжь - это наше        
будущее, поэтому мы, разумеется, этого не можем допустить.                      
                                                                                
Предлагается установить полный запрет на проведение иноагентами                 
просветительской и образовательной деятельности, в том числе на проведение      
семинаров, вебинаров, лекций, презентаций, в общем-то, любых форм влияния на    
аудиторию. Кроме того, имеется предложение о полном лишении иноагентов любой    
финансовой и имущественной поддержки со стороны не только государства, что      
уже прописано в законе, но ещё и со стороны всех органов местного               
самоуправления, ну и так далее. Наша реакция абсолютно адекватная, она          
соответствует степени угрозы и вызовам, которые исходят от зарубежных стран     
через иностранных агентов.                                                      
                                                                                
При подготовке законопроекта ко второму чтению поступило 12 поправок. Три из    
них включены в таблицу поправок № 1 и рекомендованы к принятию. Поправка 1      
носит юридико-технический характер. Поправкой 2 предлагается запретить          
иностранным агентам входить в органы управления госкорпораций, речь идёт о      
таких корпорациях, как "Роскосмос", "Росатом", "Ростех", "ВЭБ.РФ" и другие.     
Указанные структуры участвуют в реализации стратегически важных планов нашего   
государства, поэтому, думаю, излишне объяснять, почему иноагенты не должны и    
близко подходить к органам управления таких предприятий. Поправка 3             
предусматривает срок вступления в силу законопроекта - с 1 сентября этого       
года. Это связано с необходимостью подготовки целого ряда подзаконных           
нормативных правовых актов.                                                     
                                                                                
Девять поправок, внесённых депутатами фракции КПРФ, рекомендованы комитетом к   
отклонению, они находятся в таблице № 2. Все поправки, рекомендованные к        
отклонению, предусматривают для иноагентов серьёзные послабления и ухудшают     
госконтроль за их деятельностью. В условиях беспрецедентного давления на нас    
со стороны западных стран, а иноагенты являются их проводниками и работают на   
заграницу, любая либерализация законодательства в этой сфере на сегодня         
просто недопустима, поэтому поддержана быть не может. Так считает не только     
комитет, принимая решение об отклонении данных поправок, аналогичного мнения    
придерживается и регулятор в лице Министерства юстиции. Свириденко Олег         
Михайлович, замминистра юстиции, кстати, находится здесь, в ложе, и может это   
подтвердить.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу поддержать решение Комитета по безопасности и          
противодействию коррупции: одобрить таблицу поправок и принять законопроект     
во втором чтении.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Иванович.                                
                                                                                
Коллеги, по таблице поправок № 1 есть замечания? Нет замечаний.                 
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1. Комитет просит поддержать.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 55 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              396 чел.88,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 1 единогласно.                                   
                                                                                
По таблице поправок № 2, в этой таблице девять поправок, есть замечания?        
Есть.                                                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на обоснование вынесения на отдельное         
голосование поправок из таблицы № 2.                                            
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Юрий Петрович, вы запрос посылали машине электронной?                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если нет никого, только одна рука Синельщикова Юрия       
Петровича, ну, давайте проведём ещё раз запись на вопросы.                      
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Петрович.                                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Я попрошу вынести на отдельное голосование поправки с 1-й по 5-ю.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправки 1, 2, 3, 4, 5, нам же голосовать по ним надо     
будет, по каждой отдельно, поэтому...                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, за             
исключением поправок 1, 2, 3, 4, 5.                                             
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Комитет просит поддержать принятое решение. Мы по таблице голосуем пока.        
                                                                                
Юрий Петрович, вы обосновывать будете все вместе или по отдельности? По         
отдельности, хорошо. Каждую по отдельности.                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.76,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    346 чел.                                          
Не голосовало                 104 чел.23,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается, за исключением 1, 2, 3, 4 и 5-й поправок.                          
                                                                                
Переходим к обсуждению вынесенных на отдельное голосование поправок.            
                                                                                
Поправка 1. Пожалуйста, Юрий Петрович.                                          
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, фракцией КПРФ проанализировано             
действующее законодательство, регулирующее статус иностранного агента,          
который появился в российском законодательстве в 2012 году. Термин              
"иностранный агент" в российском лексиконе чаще всего употребляется в           
негативном значении, однако быть иноагентом - это не правонарушение, на это     
обращает внимание и Конституционный Суд. В настоящее время в реестре Минюста    
насчитывается 950 иноагентов - юридических и физических лиц. С 2012 года ими    
не совершено ни одного правонарушения или преступления, кроме неисполнения      
требований, связанных с регистрацией и деятельностью иноагентов. С учётом       
того что статус иноагента в российском законодательстве постоянно               
ужесточается, фракция КПРФ предпринимает шаги, направленные на чёткое           
определение правового положения этих лиц. Соответствующие поправки мы сейчас    
доложим. Обращаю внимание, что при этом речь не идёт о попытке смягчить         
предусмотренные в законопроекте и действующие в законах обязанности,            
ограничения и запреты для иноагентов, поэтому, Василий Иванович, ни о каких     
послаблениях речь не идёт, по-видимому, не дочитали вы наш законопроект.        
                                                                                
В настоящее время под иностранным агентом понимается лицо, получившее           
поддержку или находящееся под иностранным влиянием в иных формах и              
осуществляющее деятельность, виды которых установлены статьёй 4 закона "О       
контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием". При       
этом в статье 2 закона в определение иностранного влияния включено понятие      
"поддержка", что создаёт трудности в понимании и разграничении этих терминов.   
Поэтому противоречие необходимо устранить путём приведения части 1 статьи 1 в   
соответствие со статьёй 2 закона. Часть 1 статьи 1 предлагаем изложить в        
следующей редакции: для целей настоящего федерального закона под иностранным    
агентом понимается лицо, находящееся под иностранным влиянием и                 
осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьёй 4 настоящего      
федерального закона.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Василий Иванович.                             
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо, Юрий Петрович, за вопрос. Я скажу, что мы очень         
внимательно все ваши поправки обсуждали на заседании комитета с участием        
регулятора, Министерства юстиции. Никаких трудностей в правоприменении          
действующая редакция закона не представляет.                                    
                                                                                
Коллеги, та редакция, куда предлагается внести поправку, была принята нами      
два с половиной года тому назад в условиях жесточайшего давления на нашу        
страну со стороны зарубежных государств. Что изменилось за эти два с            
половиной года, я думаю, вы знаете: ничего не изменилось. Поэтому               
необходимости в корректировке законодательства в этой части не имеется          
никаких. Об этом мы говорили открыто на заседании комитета. Эта позиция         
поддержана правоприменителями. Поэтому, коллеги, комитет предлагает поправку    
отклонить, как вредную. Прошу поддержать.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас, как правильно сказал Василий Иванович, при         
рассмотрении данного законопроекта присутствует Олег Михайлович Свириденко,     
заместитель министра юстиции.                                                   
                                                                                
Олег Михайлович, возможно, у вас, как у правоприменителя, действительно есть    
что добавить. Пожалуйста.                                                       
                                                                                
СВИРИДЕНКО О. М., заместитель министра юстиции Российской Федерации.            
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович. Здесь вы до этого совершенно чётко определили,    
что концепция закона в 2022 году принималась для того, чтобы предотвратить      
все лазейки, которые мы с помощью вашей позиции в 2022 году предотвратили.      
Нынешние поправки (вот я даже, может быть, не только по первой, а по всем       
пяти могу сказать) никаких оснований, никаких аргументов для изменения          
позиции в правоприменении не имеют. Никаких оснований, потому что то, что мы    
применяем в соответствии с нынешним, действующим законом, нам достаточно для    
того, чтобы упредить все действия, которые, к сожалению, Запад только           
усиливает. Поэтому я просил бы отклонить. Для нас очень хорошо применим этот    
закон, который есть, и мы его хорошо применяем.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование поправка 1. Комитет против её принятия.                 
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 02 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за               56 чел.12,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   19 чел.4,2 %                                     
Голосовало                     75 чел.                                          
Не голосовало                 375 чел.83,3 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 1.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Петрович, по поправке 2 ваши обоснования.                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, в части 3 статьи 1 закона приводится       
перечень лиц, которые не могут быть признаны иностранными агентами, в их        
числе органы публичной власти, религиозные организации, политические партии и   
другие. Предлагаем в указанный список включить также профсоюзы, поскольку       
такое общественное объединение создано для представительства и защиты           
социально-трудовых прав и интересов граждан, связанных с общими                 
профессиональными интересами.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Василий Иванович.                             
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Да, спасибо. Мы это тоже внимательно обсуждали. Коллеги, если    
только дать возможность профсоюзам создавать... вернее, участвовать в           
профсоюзах иноагентам, то у нас сразу появится профсоюз иноагентов, коллеги.    
Вот в самом деле так и есть. И следом идёт право на участие в выборных          
кампаниях, право на участие в подготовке законопроектов. Мы против этого        
выступали, и у нас есть ограничение в праве на участие в референдумах, в        
законотворческой деятельности, в выборных кампаниях. Таким образом, если мы     
вносим поправку, о чём говорит Юрий Петрович, в этот закон, тогда необходимо    
вносить поправки и в другие законы, о которых я говорю: в закон о выборах       
депутатов, в закон о статусе депутатов и так далее и так далее. Поэтому,        
коллеги, то же самое, та же аргументация: закон работает весьма эффективно,     
сегодня нет никакой необходимости в его корректировке. Есть решение комитета,   
оно поддержано правоприменителями. Просим отклонить данную поправку.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну а потом, кто гарантирует, что созданный профсоюз не    
будет получать помощь от иностранного государства? Юрий Петрович, никто не      
гарантирует, а мы их выводим из-под определения.                                
                                                                                
Коллеги, задумайтесь: вот это количество лазеек, открытость нашего              
законодательства к чему привело? На страну обрушилось огромное количество       
нападок, недружественные действия самые откровенные, финансирование партий      
из-за рубежа, другие вещи, связанные с подрывом суверенитета. И вот даже,       
посмотрите, мы сегодня рассматриваем тему и, соответственно, говорим, что       
некоммерческие организации не могут иметь статус социально ориентированных,     
если они стали иностранными агентами. Почему? А потому, что у нас десять        
действующих иностранных агентов являются социально ориентированными             
организациями и могут получать как муниципальную помощь, так и, получив этот    
статус, другие меры поддержки, об этом речь идёт. Мы с вами в начале пути.      
Вообще, правильно было пригласить представителей правительства, чтобы они       
высказали концептуальное видение по этому вопросу. Хорошо, что много            
депутатов-профессионалов, патриотически настроенные, мы все объединились в      
этом вопросе, 400 депутатов являются авторами законопроекта. Но задумайтесь:    
с 2012 года, на протяжении 13 лет мы формируем соответствующее                  
законодательство, а Соединённые Штаты Америки это сделали в 1937 году и все     
точки над "и" расставили. Это вопрос к правительству.                           
                                                                                
Александр Юрьевич, вы сидите так задумчиво, а на самом деле то, что сегодня     
инициировали депутаты, правительство должно было давно внести и защитить        
безопасность, сделать всё, чтобы у нас иностранные агенты не могли свои         
враждебные действия предпринимать и чтобы вообще не было основы для их          
появления у нас. Всё это вычистить надо было.                                   
                                                                                
А сейчас мы по прошествии времени возвращаемся к темам, которые для всех        
очевидны. Иностранный агент преподаёт в вузе! Это и сегодня ему разрешено,      
при этом он финансируется из-за рубежа, его деятельность уже определена как     
деятельность иностранного агента, он продвигает повестку другого государства.   
А мы начинаем обсуждать вопросы, связанные с гуманизацией, либерализацией...    
Без страны останемся! Коллеги, хорошо, что Пискарёв, Яровая, Панькина и         
многие другие предлагают такие решения. Вдумайтесь: те, кто допущен к           
студентам, к детям, финансируются из-за рубежа. Попробуйте представить, чтобы   
это происходило в любой стране НАТО, не говоря уже о Соединённых Штатах         
Америки! Нам надо по этому направлению идти однозначно и делать всё для того,   
чтобы защитить свой суверенитет, суверенитет своей страны. А все разговоры о    
том, что у нас здесь кого-то обидели... Не бери деньги у другого государства,   
думай о своей стране, живи её проблемами - и будет всё хорошо. Вербуют,         
деньги платят, а затем иностранный агент разрушает наше государство. Ну,        
значит, он враг нашей страны, и здесь все точки над "и" должны быть             
расставлены. А мы вокруг этого всё ходим и пытаемся найти, как это именовать.   
Иностранный агент, потому что агент влияния. А представителям правительства     
надо более активно действовать и понимать, что вы здесь должны быть впереди,    
мы вам будем помогать и поддерживать. А так, получается, что-то ещё начинаем    
объяснять кому-то... Посмотрите, скольких признают иностранными агентами в      
других государствах, посмотрите, какие там жёсткие меры. Поэтому эти страны и   
сохранили свой суверенитет. А потом мы не вернёмся к этим вопросам.             
Посмотрите, как в Грузии было непросто принимать решение, поэтому до сих пор    
не приняли, в Европе, в той же Венгрии, в других странах, которые вспомнили о   
своём суверенитете. То есть об этом надо думать постоянно.                      
                                                                                
Ставится на голосование 2-я поправка из таблицы поправок № 2. Комитет против.   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Один раз потеряли страну, второй раз потеряли. Третьего не будет! Поэтому       
надо думать о том, что останется детям, внукам, какое государство, и будет ли   
оно.                                                                            
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 10 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за               69 чел.15,3 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    4 чел.0,9 %                                     
Голосовало                     74 чел.                                          
Не голосовало                 376 чел.83,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 2.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Петрович, по 3-й поправке.                                     
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить внимание на            
предыдущий вопрос. Решили, что профсоюзы, так сказать, не включаются в          
перечень лиц, к которым не применяется этот закон. Обратите внимание,           
профсоюзы здесь почему-то поставлены в худшее положение, чем религиозные        
организации, до которых дотрагиваться нельзя, а ведь они могут тоже что         
угодно учинить. То, что профсоюзы вот никак нельзя включить, конечно,           
совершенно несправедливо, совершенно неправильно.                               
                                                                                
Итак, поправка 3. В статье 2 закона под иностранным влиянием понимается         
предоставление иностранным источником лицу поддержки и оказание воздействия     
на лицо, под поддержкой понимается предоставление лицу иностранным источником   
денежных средств и иного имущества, а также оказание лицу помощи в иных         
формах. Однако ни размер переводов, ни их регулярность, ни даже их цель не      
учитываются. В законе ничего не говорится о давности платежей и иного           
влияния, то есть включить лицо в реестр можно через пять и даже через 20 лет    
после такого влияния. В законодательстве других стран предусмотрен конкретный   
размер материальной помощи, полученной из-за рубежа, после превышения           
которого деятельность расценивается в качестве иноагентской. Например, в        
Венгрии сумма иностранного финансирования должна превышать 24 тысячи евро, в    
Израиле статус иностранного агента присваивается в том случае, если более       
половины от всего объёма финансирования организация получает от иностранных     
источников. Поэтому мы предлагаем часть 2 статьи 2 изложить в следующей         
редакции: "Под поддержкой, указанной в части 1 настоящей статьи, понимается     
предоставление лицу иностранным источником денежных средств в размере,          
превышающем 25 тысяч рублей в год, и (или) иного равнозначного имущества, а     
также оказание лицу иностранным источником организационно-методической,         
научно-технической помощи, помощи в иных формах".                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Василий Иванович или Олег Михайлович.         
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Мы также обсуждали эту поправку. Цифра 25 тысяч рублей взята     
вообще с потолка, грубо говоря, никак не мотивирована. Почему 25, а не 20, не   
10? Всё это надо мотивировать. Уважаемые коллеги, вы же понимаете, что так      
вот просто вносить поправки, высосанные из пальца... Она, конечно, не           
заслуживает внимания. Я к тому, что ещё информация-то совершенно неверная вам   
даётся относительно того, что в некоторых странах существуют какие-то другие,   
иные подходы. Я могу назвать тот же закон FARA, там совершенно другие           
подходы, там никаких денег не нужно, влияние - и всё, и сразу... в случае       
нерегистрации сразу наступает лишение свободы. Примеры у нас есть, можно        
спросить, это будет подтверждено. Я уже сегодня говорил по поводу Британии:     
они только что приняли закон, по которому любая коммуникация с российскими      
представителями, если ты не зарегистрирован, сразу влечёт за собой уголовное    
наказание в виде пяти лет лишения свободы. Коллеги, у нас идёт война!           
Коллеги, я просто не хочу повторяться, вы все это знаете лучше меня, уже        
тысячу раз говорилось. Давайте не стесняться страну защищать, защищать свой     
суверенитет. Давайте всё-таки сократим выступления (аплодисменты) и не будем    
мы в этом плане стесняться и чего-то бояться. Чего мы боимся? Какие 25 тысяч    
рублей, господи помилуй!                                                        
                                                                                
Коллеги, мы смотрели, внимательно изучали. Вот пришёл бы Юрий Петрович в        
комитет, тогда, наверное, всё-таки другая была бы позиция. А то подают          
поправки, в комитет не приходят. Вячеслав Викторович, тогда у нас идея          
хорошая была, вот обозначил её Олег Михайлович, делать как в суде: если истец   
подал исковое заявление, но не пришёл в суд, такой документ оставляют без       
движения. Надо ходить на заседания комитета, слушать аргументацию, там всё      
открыто, и тогда меньше времени тратили бы на эти рассуждения.                  
                                                                                
Коллеги, комитет предлагает отклонить поправку. Прошу поддержать.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование поправка 3, комитет предлагает    
её отклонить.                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, приведу конкретный пример того, как действуют                
недружественные страны в отношении Российской Федерации. У нас, вы помните,     
мода была на YouTube, очень многие там выступали. Вот смотрите, были те, у      
кого количество подписчиков составляло миллион и выше, - в этом случае,         
подчёркиваю, особенно если тот, кто ведёт этот канал на YouTube, критично       
высказывался, подрывал устои государственности, YouTube начинал за рекламу      
доплачивать. 20 тысяч долларов доплачивалось в неделю - в неделю! - вот         
такому автору на этом YouTube. Реально-то он финансировал не рекламу, а он      
финансировал, только скрыто, того, кто критиковал нашу страну, кто разрушал     
её и делал всё для того, чтобы наш суверенитет ослабить. Вот и всё. Это одна    
из лазеек. Было? Было. Сейчас запретили YouTube, меньше таких стало, но всё     
равно финансируют. Вот Парфёнов улыбается - знает, о ком я говорю. О тех, кто   
с хлебом и солью встречал Навального в аэропорту. Задумайтесь! Опять-таки ещё   
десять раз скажите спасибо за то, что мы такое демократичное и открытое         
государство. Было бы это возможно в любой другой стране? Нет. Стояли бы на      
коленях, каялись. Вон на Украине всех...                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Кто породил этого Навального?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто породил? А кто ходил встречать? Кто рукоплескал?      
Что, не понимали, что это агент другого государства? (Аплодисменты.) Не         
понимали, что он делает всё для того, чтобы разрушить страну? Это раньше        
называлось своими именами, мы говорим - иноагент.                               
                                                                                
Думайте всегда! Сейчас вот начинаете рассказывать, что было в 91-м году: этот   
- предатель, другой - предатель. Хорошо, это время ушло, преодолели все эти     
вызовы внутренние. Надо голову включать, а тем более, особенно тем, кто хочет   
представлять свою страну, её народ во власти.                                   
                                                                                
Эта тема крайне важна. И хорошо, что сегодня вот в числе авторов порядка 400    
депутатов, - в 2012 году закон об иноагентах принимался очень тяжело,           
голосами, по-видимому... как бы не двух фракций - "ЕДИНОЙ РОССИИ" и ЛДПР.       
Так, Ирина Анатольевна? Вы же докладывали тогда. Об этом речь идёт. Коллеги,    
это очень серьёзный разговор, потому что речь идёт о безопасности               
государства. Поэтому вот меньше по залу надо ходить и отвлекать. И понимать     
ещё надо, что не все мы одинаково это воспринимаем, эта тема тоже есть:         
кто-то в борьбе за власть будет делать это, не понимая, что страны завтра не    
будет. Как, кстати, не так давно происходило.                                   
                                                                                
Покажите результаты голосования по поправке 3.                                  
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за               52 чел.11,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                   16 чел.3,6 %                                     
Голосовало                     69 чел.                                          
Не голосовало                 381 чел.84,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 3.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Петрович, по поправке 4.                                       
                                                                                
Синельщикову включите микрофон.                                                 
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Ну, уважаемые коллеги... Я хотел бы сначала, Василий          
Иванович, всё-таки вам ответить. Я не хочу устраивать тут публичную драчку и    
не хочу никак позорить председателя комитета публично. Прекрасно знаете, что    
моей вины в этом нет, это вы знаете хорошо.                                     
                                                                                
Теперь по поводу суммы. Разве не лучше сумма 25 тысяч, чем суммы никакой, как   
сейчас? Сейчас можно и за 5 тысяч человека сделать иностранным агентом. А       
почему 25 тысяч - да потому, что это всё-таки приближено к среднемесячной       
заработной плате.                                                               
                                                                                
Ну и о защите иноагентов. Не защищаем иноагентов - защищаем законность.         
Коллеги, обратите внимание на наши законы: мы защищаем рецидивистов,            
насильников, педофилов, мы защищаем нашими законами террористов, убийц -        
потому что создаём, обеспечиваем законом создание необходимых условий для       
расследования дел и для того, чтобы их содержали в надлежащих условиях. Так     
же и здесь.                                                                     
                                                                                
Теперь по поправке 4. В действующей части 2 статьи 5 изложены сведения,         
которые должны содержаться в реестре иностранных агентов: фамилия, имя,         
отчество, наименование организации, основание, послужившее поводом для его      
включения. При этом на практике после принятия решения об исключении            
иностранного агента из реестра ранее внесённые сведения сохраняются в           
неизменном виде с добавлением новой текущей информации и продолжают             
находиться на всеобщем обозрении. Даже если лицо исключено в связи с тем, что   
оно было ранее включено в реестр незаконно, то всё равно оно остаётся там.      
Это нарушает права субъектов данного правонарушения. Предлагаем в таких         
случаях все записи исключать в полном объёме.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Василий Иванович или Олег Михайлович.         
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемые коллеги, ведение реестра иноагентов осуществляется     
на основании подзаконного акта - ведомственного приказа, в частности приказа    
Министерства юстиции от 29 ноября 2022 года № 307 "Об утверждении Порядка       
ведения реестра... Порядка принятия решения об исключении... из реестра...".    
То есть данные вопросы регулируются подзаконными актами, поэтому предлагаю,     
Юрий Петрович, обратиться в Минюст с соответствующим предложением. Данные       
вопросы законом не регулируются. Комитет предлагает поправку отклонить.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование 4-я поправка из таблицы № 2.      
Комитет не поддерживает её принятие.                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за               53 чел.11,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   15 чел.3,3 %                                     
Голосовало                     68 чел.                                          
Не голосовало                 382 чел.84,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 4.                                                         
                                                                                
Пожалуйста, по 5-й поправке.                                                    
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, в 2012 году, когда впервые появилось       
понятие "иностранный агент", было сказано в пояснительной записке, что проект   
закона подготовлен с целью обеспечения открытости и публичности в               
деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного       
агента, он не ухудшал положение некоммерческих организаций, финансируемых из    
иностранных источников и преследующих при этом политические цели, в том числе   
в интересах своих финансовых доноров. Но в последующие годы - в 2022 году и в   
нынешнем законопроекте - оценки общественной опасности были в значительной      
мере усилены. И сейчас в пояснительной записке к этому законопроекту            
приводятся уже такие доводы (тут более значимые оценки): расширение             
деструктивного влияния иностранных агентов на важные институты российского      
общества, антироссийский характер деятельности иностранных агентов и так        
далее.                                                                          
                                                                                
Ну, утверждение о том, что иноагенты способны подорвать какие-либо основы       
конституционного строя, вполне допустимо назвать очень сильным, а значит, и     
обоснование такого утверждения должно отвечать повышенным требованиям,          
предъявляемым к доказательствам. Соответственно, дела эти должен, конечно же,   
рассматривать суд. Кроме того, в законодательстве появляется всё больше         
обременений и ограничений для иноагентов. Сегодня называли эти запреты,         
которые существуют, и к ним ещё прибавляются новым законопроектом. Институт     
весьма серьёзный, что говорит в пользу того, чтобы в суде рассматривать эти     
вопросы. О серьёзности этого института свидетельствуют и нормы об               
ответственности. Так, нарушение требований законодательства, предъявляемых к    
оформлению и осуществлению деятельности организаций, функционирующих в          
качестве иностранных агентов, влечёт ответственность по статье 19.34 КоАП.      
При этом за повторное совершение таких нарушений для физических лиц             
установлена уже уголовная ответственность.                                      
                                                                                
С учётом этого в целях соблюдения прав физических лиц, организаций и иных       
участников данных правоотношений поправкой вводится судебный порядок            
включения их в реестр. Установление срока давности позволит не включать в       
реестр тех лиц, которые не находятся под иностранным влиянием два года.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Мы также поправку очень внимательно анализировали, изучали её,   
обсуждали на заседании комитета.                                                
                                                                                
Коллеги, на сегодня такой порядок: решение принимает министр юстиции либо его   
заместитель, а в последующем в случае несогласия с этим решением иноагент       
может обжаловать такое решение в суд. Так вот на сегодня у нас в реестре 707    
действующих иноагентов, из них 373 иноагента обжаловали в суд решение           
регулятора о включении их в реестр. Из поданных заявлений рассмотрено 363, и    
все обращения иноагентов были отклонены, 10 обращений находятся в стадии        
рассмотрения. Поэтому говорить о том, что неэффективно работает Министерство    
юстиции или допускает ошибки в принятии решений, мы не можем, то есть           
поправка никак не мотивирована и никак не аргументирована. На сегодня нет ни    
одного судебного акта о том, что решение регулятора было принято в нарушение    
закона и чьи-то права были нарушены.                                            
                                                                                
С учётом сказанного комитет рекомендует поправку отклонить. Прошу поддержать    
решение.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование 5-я поправка из таблицы           
поправок № 2. Комитет просит её отклонить.                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за               51 чел.11,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   17 чел.3,8 %                                     
Голосовало                     68 чел.                                          
Не голосовало                 382 чел.84,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется поправка 5.                                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы с вами рассмотрели таблицу поправок № 2 полностью и все   
поправки, которые были вынесены на отдельное голосование. А теперь мы с вами    
должны проголосовать за законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 8. Кто за?                     
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 28 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              399 чел.88,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    399 чел.                                          
Не голосовало                  51 чел.11,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принимается единогласно. За - 399 депутатов.      
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект   
подготовлен к процедуре третьего чтения, прошёл все необходимые экспертизы,     
согласования, замечаний по нему не имеется. Просим поддержать решение           
Комитета по безопасности и противодействию коррупции и принять законопроект в   
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, если мы рассмотрим     
данный законопроект в процедуре третьего чтения? Нет возражений.                
                                                                                
Переходим к рассмотрению законопроекта в процедуре третьего чтения.             
                                                                                
Кто хотел бы высказаться по мотивам от фракции? Нет желающих.                   
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 8-й вопрос нашей повестки, третье         
чтение.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Голосование поимённое, просьба повнимательнее.                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 29 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              396 чел.88,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    396 чел.                                          
Не голосовало                  54 чел.12,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
За - 396, против - нет, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят            
единогласно. Поздравляю, уважаемые коллеги! (Аплодисменты.)                     
                                                                                

Заседание № 274

05.03.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 830823-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статьи 9 и 11 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (в части совершенствования регулирования деятельности иностранных агентов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4773 по 5103 из 5382
Пункты 6 и 7 нашей повестки будут рассматриваться с одним докладом и двумя      
содокладами. Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в        
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статьи 9 и 11       
Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под           
иностранным влиянием". И пункт 7, проект федерального закона "О внесении        
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".   
Доклад и одновременно содоклад по пункту 6 и доклад по пункту 7 сделает         
Василий Иванович Пискарёв.                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И., председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и    
противодействию коррупции, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                             
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, коллеги! Предложенные вашему вниманию           
законопроекты разработаны думской комиссией по расследованию фактов             
иностранного вмешательства во внутренние дела нашей страны и являются нашим     
очередным и, очевидно, не последним шагом по защите суверенитета и укреплению   
безопасности нашего государства. Внесение поправок обусловлено как              
необходимостью нашей реакции на новые вызовы и угрозы, так и опытом             
правоприменения. Речь идёт об изменениях в законодательство, регулирующее       
деятельность иностранных агентов.                                               
                                                                                
Несмотря на принимаемые меры - в отношении агентов, как вы знаете, уже          
действует более 20 ограничений и запретов, из последних напомню, что мы         
существенно сократили их финансовые возможности для поддержки киевского         
режима, - мы фиксируем, что Запад по-прежнему делает ставку на иноагентов,      
как основных проводников антироссийской деятельности. В прошлом году только в   
НКО-иноагенты Западом вложено почти 12 миллиардов рублей, в 2023 году - 11      
миллиардов рублей. То есть на каждую из 42 НКО-иноагентов Западом               
израсходовано почти 300 миллионов рублей. Понятно, что эти деньги               
израсходованы не на поддержку нашей страны, а, наоборот, на ослабление России   
и на разрушение нашего внутреннего единства. Мы фиксируем, что противник        
нацелился в том числе на наши, отечественные сферы образования и просвещения,   
стремясь иметь там надёжную базу для деструктивного влияния в том числе на      
самую уязвимую часть нашего общества - на молодёжь, а молодёжь, как вы          
знаете, наше будущее.                                                           
                                                                                
Так вот в реестр иностранных агентов уже включено около 50 лиц, действующих     
непосредственно в сфере образования и просвещения, где они уже сейчас           
отрабатывают повестку нашего противника. Также в реестре около 90 блогеров и    
журналистов, так или иначе занимающихся просветительской деятельностью. Речь    
пока идёт именно о выявленных иноагентах, а сколько реально в этих сферах их    
окопалось, нам с вами, коллеги, ещё предстоит разобраться. Мы зафиксировали     
большой массив противоречащих нашим национальным интересам материалов - книг,   
методичек, пособий, которые регулярно вбрасываются иноагентами напрямую или     
через Интернет. А это значит, что мы должны работать на упреждение. Что         
предлагается?                                                                   
                                                                                
Первое, установить полный запрет на проведение иноагентами просветительской     
деятельности, в том числе на проведение семинаров, вебинаров, лекций,           
презентаций, мастер-классов, дискуссий, "круглых столов" и многого другого,     
на любую форму коммуникации и влияния на аудиторию.                             
                                                                                
Второе, усилить, установить полный контроль или полный запрет в отношении       
организаций-иноагентов, занимающихся образовательной деятельностью. В связи с   
этим предлагается прекращать действие лицензии на образовательную               
деятельность в случае появления у организации, занимающейся образованием,       
статуса иностранного агента. Кроме того, в целях полного лишения иноагентов     
какой-либо финансовой помощи у нас в стране мы предлагаем запретить             
иноагентам получать и муниципальную поддержку - напомню, что государственную    
поддержку мы уже запретили, - мы считаем, что это правовой пробел, и            
предлагаем его устранить.                                                       
                                                                                
Также мы предлагаем ввести запрет на включение иноагентов в реестр социально    
ориентированных НКО - считаем недопустимым, чтобы, прикрываясь вывеской         
социально ориентированной организации, иноагенты могли обогащаться, в том       
числе за счёт пожертвований.                                                    
                                                                                
Теперь об изменениях в Кодекс об административных правонарушениях. Они          
обусловлены, так же как и в случае с предыдущим законопроектом, в основном      
пробелами в действующем законодательстве и правоприменительной практикой. В     
частности, устанавливается возможность заочного привлечения иноагентов к        
административной ответственности за нарушение порядка их деятельности в         
случае нахождения за пределами нашей страны - это поправка к статье 1.8 КоАП.   
На сегодня порядка 40 процентов иноагентов проживают за рубежом, это примерно   
200 человек, они игнорируют обязанности иноагента, в частности не               
представляют отчётность, не маркируют свою продукцию и так далее.               
                                                                                
Кроме того, вводится новый состав административного правонарушения - это        
статья 19.34 Кодекса об административных правонарушениях, - а именно            
маркировка материалов по неутверждённой форме. Пользуясь безнаказанностью,      
иноагенты зачастую дописывают или заменяют положенную маркировку разными        
лозунгами, превращая её фактически в инструмент антироссийской пропаганды,      
что мы считаем абсолютно недопустимым. За отсутствие маркировки мы предлагаем   
для всех виновных, а это и иноагенты, и третьи лица, ввести единые штрафные     
санкции - сегодня они разные, что не отвечает принципу справедливости. А с      
учётом того, что нарушения законодательства об иноагентах носят                 
распространённый характер, считаем необходимым повысить эффективность           
государственного контроля за ними. За невыполнение законных требований          
регулятора, а это, как известно, Министерство юстиции, предлагается ввести      
штраф до 500 тысяч рублей (сейчас он составляет 4 тысячи рублей), то есть       
увеличить его более чем в 100 раз. Как показывает практика, сегодня             
символическое наказание никак не профилактирует совершение иноагентами          
правонарушений.                                                                 
                                                                                
Ну и кроме того, закрепляется возможность проведения в отношении иностранного   
агента административного расследования, что зачастую необходимо для сбора и     
закрепления доказательств.                                                      
                                                                                
К слову сказать, это 43-й наш законопроект по защите суверенитета нашей         
страны, разработанный и внесённый депутатами думской комиссии по                
противодействию иностранному вмешательству. Все предыдущие инициативы были      
вами, уважаемые коллеги, поддержаны, они сегодня реально работают на благо      
нашей Родины и на благо наших граждан, за что вам всем большое спасибо.         
                                                                                
Среди авторов данных законопроектов представители всех политических фракций:    
мы были и остаёмся едины в вопросах безопасности и защиты суверенитета нашей    
страны.                                                                         
                                                                                
Законопроект об иноагентах комитетами-соисполнителями - по науке и высшему      
образованию, по просвещению, по развитию гражданского общества, вопросам        
общественных... (Микрофон отключён.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Ещё полминуты.                                                   
                                                                                
...поддержан. Он также поддержан Правительством России и Правовым управлением   
Аппарата Государственной Думы. Отмеченные замечания носят юридико-технический   
характер и могут быть учтены при подготовке законопроектов к рассмотрению во    
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, просим поддержать и проголосовать за данные законопроекты    
единогласно.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад по 7-му пункту Юрия Петровича Синельщикова.                            
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, мой содоклад касается только 7-го вопроса, к компетенции     
комитета относится только эта проблема.                                         
                                                                                
Комитет поддерживает законопроект, мы согласны с тем, что ответственность       
должна наступать не только в случае непредставления иностранным агентом         
соответствующих документов, но и в случае представления информации, не          
соответствующей утверждённой форме. Заслуживают внимания проблема               
экстерриториальности, которая поднята, - её надо формулировать, видимо,         
именно таким образом, упоминание о мировых судьях - административное            
расследование, конечно же, здесь необходимо, ну и некоторые другие, может       
быть менее важные, новации.                                                     
                                                                                
Но у комитета есть некоторые замечания. В частности, вызвал дискуссию вопрос    
о повышенных размерах административных штрафов: их, конечно, надо повышать по   
сравнению с теми, которые были, но следует ли так круто повышать? Есть          
сомнения. Кроме того, мы полагаем, что всё-таки требуют дополнительной          
юридико-технической и лингвистической корректировки инициированные              
предложения. Далее, надо определиться с тем, что такое иные объединения лиц,    
это упоминается и в прежнем законе, и в нынешнем законопроекте. Ну и есть       
некоторые сомнения относительно правильности формулирования частей 4 и 5,       
высказано мнение, что здесь создаётся конкуренция проектируемых норм.           
Собственно говоря, это, наверное, не совсем конкуренция, почти об одном и том   
же говорится в двух разных нормах - можно было бы, наверное, сосредоточить в    
одной норме и то и другое либо уж предусмотреть одинаковые санкции.             
                                                                                
Повторяю, комитет поддерживает.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, у нас на обсуждении этого вопроса присутствует заместитель министра    
юстиции Российской Федерации Свириденко Олег Михайлович - если какие-то         
вопросы будут, можно будет задавать.                                            
                                                                                
Есть вопросы по законопроекту? Есть.                                            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У меня вопрос к Василию Ивановичу и замминистра юстиции.       
                                                                                
Вы знаете, вот переведённый сайт USAID (приостановлено действие) говорит о      
том, что значительно шире присутствие грантов, в том числе вот этих             
разведывательных сообществ, у нас все федеральные университеты, крупные,        
получали гранты. Насколько эффективно вы проверяете эти вопросы? Ну, суммы      
там большие. Более того, там написано, что USAID принимало прямое участие в     
написании и Конституции, и ряда кодексов, то есть это вообще вызывает большое   
подозрение. Скажите, какая методика проверки участия иностранных денег в        
Минюсте существует?                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Михайлович, ваш комментарий по этому вопросу.        
                                                                                
СВИРИДЕНКО О. М., заместитель министра юстиции Российской Федерации.            
                                                                                
Добрый вечер! Спасибо за вопрос. Методика очень простая: как правило,           
проверяет все финансы специальный орган - Росфинмониторинг, у которого мы       
запрашиваем информацию, прежде чем дать оценку. Что касается политики, это      
Роскомнадзор - также запрашиваем, сверяем все эти данные, выверяем, дальше      
делаем свои выводы и, как орган, контролирующий всю эту ситуацию с              
иноагентами, принимаем решения. На основании материалов Росфинмониторинга.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Олег Михайлович, сколько было административных         
протоколов за прошлый год в результате невыполнения ваших законных              
требований? И второй вопрос, про экстерриториальность: если 40 процентов        
иноагентов живут за рубежом, каким образом вы их будете привлекать к            
административной ответственности?                                               
                                                                                
СВИРИДЕНКО О. М. Начну со второго вопроса. В режиме заочного привлечения -      
это хоть какая-то реакция на то, что они... и вынесение решения о взыскании     
соответствующих штрафов. Сейчас почему они так торжествуют? Потому что они      
никакой ответственности не несут - ни административной, ни уголовной. Я очень   
надеюсь, что следующие изменения у вас здесь будут проходить в части            
уголовного заочного привлечения, чтобы они понимали всю ответственность.        
                                                                                
А первый вопрос о чём был? Количество? Я могу сказать, что за два года у нас    
было составлено 463 протокола на 22 миллиона всего лишь.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Соболев Виктор Иванович.                                  
                                                                                
СОБОЛЕВ В. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Ну, законы очень нужные, более чем своевременные, они, наверное, даже и         
запоздали. Но у меня вот такой вопрос. Мы говорим о тех людях и организациях,   
которые вредят России. Вот в воскресенье Михалков "Бесогон" проводил: вот у     
нас существует такая организация, как "Интерфакс", которая имеет доступ ко      
всем нашим министерствам, к Росстату, к налоговой службе и даже к ФСО,          
которая нас охраняет, и регулярно продаёт вот все эти сведения западным         
спецслужбам. Вот я хотел бы услышать от заместителя министра юстиции - так      
это? Или как вообще у нас с этой организацией обстоит дело?                     
                                                                                
СВИРИДЕНКО О. М. Боюсь, что я вас не удивлю и разочарую ответом. Программа      
была только неделю назад, все моменты, которые были озвучены, в работе.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Олег Юрьевич.                                      
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Вопрос авторам.                                                                 
                                                                                
Ну, действительно, нужный и своевременный законопроект, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ"    
его поддержит. Василий Иванович, вопрос простой: планируется ли установление    
наказания за сам факт нарушения запрета, который содержится в законопроекте,    
то есть за сам факт ведения просветительской и образовательной деятельности     
иноагентами?                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пискарёву включите микрофон.                              
                                                                                
ПИСКАРЁВ В. И. Спасибо за вопрос, уважаемый Олег Юрьевич.                       
                                                                                
Ответственность за нарушение закона об иноагентах уже предусмотрена, она        
прописана в статье 19.34 КоАП, Кодекса Российской Федерации об                  
административных правонарушениях, поэтому мы сейчас говорим не о новой          
ответственности, она уже есть, мы сегодня говорим о видах наказания не за то,   
о чём вы сказали, а за другие нарушения, я уже начал говорить о них сегодня с   
трибуны.                                                                        
                                                                                
Мы вводим дополнительные санкции, новые санкции за маркировку не по             
утверждённой форме. Это новое правонарушение, оно отсутствовало в кодексе,      
поэтому иноагенты этим злоупотребляли и писали всё, что угодно, кроме того,     
что необходимо, в этой плашке, где они должны указывать, что они иноагенты,     
номер регистрации и так далее.                                                  
                                                                                
Мы также вводим повышенную ответственность за невыполнение требований           
регулятора - Министерства юстиции. Как вы слышали, иноагенты, особенно те,      
кто за границей, злоупотребляют тем, что нет ответственности либо она           
маленькая, поэтому никто, по существу, требования, прописанные в законе об      
иноагентах, не выполняет. Поэтому мы увеличили размер штрафа в 100 раз, я       
считаю, что это совершенно правильно, 500 тысяч рублей за однократное           
нарушение закона об иноагентах и за невыполнение требований регулятора. Я в     
этом плане солидарен с представителем Министерства юстиции Олегом               
Михайловичем: иноагенты должны платить за свои нарушения, которые вытекают из   
их цели навредить нашей стране. Это плата за попытки или за действия,           
направленные против нашей страны. Я думаю, что это нормально.                   
                                                                                
Что касается того, как мы будем их вылавливать, - вопрос возникал здесь - а     
мы их не будем вылавливать, они со временем будут экстрадированы в Россию и     
здесь будут привлечены к уголовной ответственности. То есть это важно для       
того, чтобы привлечь в последующем иноагентов к уголовной ответственности по    
статье 330-3 Уголовного кодекса Российской Федерации. Поэтому всё логично,      
всё правильно.                                                                  
                                                                                
И мы, кстати говоря, сейчас продолжаем работать. Уважаемые коллеги, всех        
приглашаю и призываю к поддержке и помощи в вопросах регулирования этого        
института. Я считаю, что мы сегодня должны здесь чётко понимать, кто враг, а    
кто друг.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Полномочный            
представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и статьи 9 и 11       
Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под           
иностранным влиянием", пункт 6.                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              390 чел.86,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    390 чел.                                          
Не голосовало                  60 чел.13,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 7.      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты.                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              389 чел.86,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    389 чел.                                          
Не голосовало                  61 чел.13,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении законопроект.