Заседание № 163
О проекте федерального закона № 830457-6 "О внесении изменений в статьи 219 и 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части предоставления льгот по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций лицам, оказавшим финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
5-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 219 и 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Это последний законопроект, оставшийся у комитета из наследства предыдущих созывов. И очень приятно, что этот проект закона идёт на принятие, это закон о поддержке меценатов, оказывающих поддержку учреждениям культуры, причём не просто учреждениям культуры, а государственным и муниципальным учреждениям культуры. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, комитет просит поддержать его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам голосования есть желающие выступить? Нет. Андрей Михайлович, у вас ещё пять законопроектов, поэтому рано уходить. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 219 и 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", 5-й вопрос повестки дня. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 42 мин. 44 сек.) Проголосовало за 398 чел.88,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 398 чел. Не голосовало 52 чел.11,6 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 161
О проекте федерального закона № 830457-6 "О внесении изменений в статьи 219 и 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части предоставления льгот по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций лицам, оказавшим финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры; принят в первом чтении 23 марта 2016 года с наименованием "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 219 и 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Этот законопроект был принят в первом чтении ещё 23 марта 2016 года, два с половиной года понадобилось для того, чтобы попробовать этот закон принять. Проект закона - о налоговых льготах для тех, кто оказывает поддержку организациям культуры, муниципальным и государственным. Поскольку эти вопросы решаются за счёт региональных бюджетов - это поддержка меценатов, льготы предоставляются по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц, - предлагается включить то, что называется правилом второго ключа, а именно установить, что эти решения будут целиком приниматься регионами. Именно об этом нас просил Совет Федерации, именно эти поправки были внесены в комитет, были рассмотрены и поддержаны комитетом. Всего поступило одиннадцать поправок, три из которых предлагаются к принятию, остальные - к отклонению. Просил бы утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 27 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 54 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принимается таблица № 2. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 15 мин. 20 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, законопроект подготовлен к процедуре третьего чтения, просьба включить его в порядок работы Государственной Думы на четверг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.
Заседание № 288
О проекте федерального закона № 830457-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части предоставления льгот по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций лицам, оказавшим финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Татьяна Олеговна Алексеева. Пожалуйста. АЛЕКСЕЕВА Т. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение представляется проект федерального закона, целью которого является стимулирование привлечения внебюджетных источников финансирования в сферу культуры. Прежде всего я хочу поблагодарить авторов законопроекта, положивших начало такому благородному и важному делу, наших коллег Марию Максакову, Станислава Говорухина... Благодарю и наших высокопоставленных коллег Валентину Ивановну Матвиенко, Сергея Евгеньевича Нарышкина, Владимира Абдуалиевича Васильева, которые также являются авторами законопроекта. Это действительно очень важный вопрос, и все мы много дискутировали на эту тему. Для реализации поставленной цели в законопроекте предлагается установить преференции для физических лиц и организаций при перечислении пожертвований государственным или муниципальным учреждениям культуры. В частности, для физических лиц законопроектом предусмотрено предоставление права на социальный налоговый вычет по НДФЛ в размере суммы перечисленных пожертвований, но не более 30 процентов суммы дохода. Организациям предлагается предоставить право включать в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль расходы в виде пожертвований, направленных учреждениям культуры, а также некоммерческим организациям на формирование целевого капитала. Размер указанных расходов в совокупности с расходами налогоплательщика на отдельные виды рекламы предлагается ограничить 1 процентом выручки от реализации. К законопроекту имеется ряд замечаний, и мы отразили их в заключении комитета. Приведу одно из них. В соответствии со статьёй 219 Налогового кодекса социальный налоговый вычет в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований, предоставляется в размере, не превышающем 25 процентов суммы его дохода. Поскольку есть принцип всеобщности и равенства налогообложения, установление большего размера социального налогового вычета при перечислении таких пожертвований учреждениям культуры по сравнению с вычетом при перечислении пожертвований иным организациям нуждается в дополнительном обосновании, об этом также говорится в заключении правительства. Кроме того, при подготовке законопроекта ко второму чтению представляется целесообразным рассмотреть вопрос о включении в состав внереализационных расходов организаций суммы пожертвований, перечисленных некоммерческим организациям культуры не только на формирование, но и на пополнение целевого капитала. Самое главное, что рассматриваемый законопроект направлен на создание условий для развития учреждений культуры без дополнительного бюджетного финансирования. Правительство поддерживает законопроект с учётом его доработки. Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Олеговна. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Татьяна Олеговна, хороший законопроект и по содержанию, и по составу авторов, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" однозначно его будет поддерживать, и замечания, о которых было сказано, мы считаем правильными, поэтому мы за. Единственный вопрос: разъясните, почему льготу по НДФЛ мы даём физлицам, которые жертвуют в адрес государственных, муниципальных учреждений культуры, а льготу по налогу на прибыль - организациям, которые жертвуют не только им, но и некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала, почему такая разница? Может быть, стоит одинаково поступить и в том, и в другом случае или какой-то глубинный смысл был, почему вычет по НДФЛ мы делаем только тем, кто жертвует учреждениям культуры, а льготу по налогу на прибыль даём тем, кто жертвует также некоммерческим организациям, - какой тут тайный смысл? АЛЕКСЕЕВА Т. О. Спасибо большое за вопрос, Александр Георгиевич. Я не вижу никакого тайного смысла в этом, поскольку в данном контексте мы говорим о тех некоммерческих организациях или фондах, которые, конечно, работают в сфере культуры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ильдар Ирекович Гильмутдинов. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Татьяна Олеговна, может, вы и Сергей Евгеньевич, как один из главных авторов этого законопроекта, поддержите меня? У нас был принят в первом чтении, по-моему, двенадцать лет тому назад практически аналогичный законопроект, связанный с поддержкой детско-юношеских спортивных школ, которые, честно говоря, находятся в таком положении... ну, тоже требуют соответствующей поддержки. Возможно ли ко второму чтению с учётом того законопроекта, принятого в первом чтении, который до сих пор на том этапе находится, включить в рассматриваемый законопроект положения по поддержке детско-юношеских спортивных школ? АЛЕКСЕЕВА Т. О. Спасибо за вопрос. Я хотела бы сказать, что определённые замечания есть у комитета, и наши общественные предпринимательские организации участвовали в дискуссиях по данному вопросу. Есть, например, такие предложения, чтобы ко второму чтению внести в законопроект, перечислить виды деятельности или объекты, куда можно было бы перечислять пожертвования. Таким образом, я думаю, есть возможность ко второму чтению соответствующие поправки внести, и мы ещё раз это обсудим уже конкретно по объектам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Татьяна Олеговна, вопрос действительно интересный, а насчёт бескорыстности тут можно поспорить - я уже сталкивался с такими людьми, заработавшими огромные "честные" деньги, которые говорили нам: давайте мы поможем вам издать Рязанскую энциклопедию, а вы напишете, что она профинансирована меценатом таким-то, - но мы знали, откуда эти деньги, поэтому воздержались от такой помощи. Вот не получится ли так, что люди с не очень чистыми источниками дохода действительно попытаются, так сказать, засветиться, мол, какие мы хорошие, чтобы к ним было меньше вопросов? А главное всё-таки, насколько мы решим таким образом проблему культуры? Ведь мы занимаем приблизительно 105-107-е место по финансированию культуры, как и образования, и здравоохранения. Может, всё-таки зайдём с другой стороны - сначала государство по-человечески профинансирует, а потом уже можно будет просить поддержку? АЛЕКСЕЕВА Т. О. Конечно, это вопрос очень спорный. Мне, как представителю организации, которая занимается поддержкой бизнеса, всегда хотелось, чтобы изначально всё-таки действовала презумпция невиновности, мы её должны декларировать своими законами, особенно законами нашей новой истории, сегодняшнего дня! В целом, решая системную задачу помощи организациям культуры, мы должны систематизировать и упорядочить то, что сегодня уже есть. Сегодня существуют пожертвования и в большинстве своём бескорыстная, я вас уверяю, помощь, но, конечно, всегда будут исключения. Отстраивать прозрачную систему, не серую, и какие-то другие возможности для организаций культуры, чтобы они всё-таки не должны были вымаливать помощь для себя, - мне кажется, это очень серьёзный шаг, мы понимаем, какие расходы сегодня несёт бюджет. Если мы сможем активизировать внебюджетные поступления финансов в сферу культуры, то сэкономим средства государства и тем самым простимулируем его оказывать большую поддержку тем же организациям культуры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вера Анатольевна Ганзя. ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Уважаемая Татьяна Олеговна, хочу сказать, что работники учреждений культуры уже аплодируют этому законопроекту, но хотелось бы, чтобы вы уточнили, поскольку в пояснительной записке это не указано, на какие именно статьи расходов будут использоваться эти средства - на оборудование, на текущие расходы, на ремонт, на мероприятия, на зарплату, - то есть на любые расходы либо всё-таки будут какие-то ограничения? И ещё. Хотя и прописано, что местный бюджет не очень пострадает, так как расходы граждан на благотворительность малы, но скажите, пожалуйста, Татьяна Олеговна, как это аукнется местным бюджетам, у которых и так каждая копейка на счету? АЛЕКСЕЕВА Т. О. Спасибо за вопросы, Вера Анатольевна. По поводу того, на что могут идти пожертвования, - фактически нет ограничений, на что угодно, на то, что необходимо: на организацию конкурсов, на приобретение призов, на средства массовой информации, на ремонт и конкретную целевую помощь - на всё что угодно. Я думаю, что в этом как раз и есть прелесть - в самой возможности благотворительности для бизнеса и для других жертвователей. Что касается местных бюджетов, напрямую они не пострадают, а если говорить о косвенных факторах, о том, что постоянные дарители на данной территории ещё часть средств будут перечислять организациям культуры, то это и сейчас происходит. Я думаю, что надо договариваться: сегодня на заседании говорили о том, что надо уметь субъектам бизнеса договариваться с субъектами власти, - полагаю, что в этом и должно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, для местных бюджетов, вернее, для местной власти это ещё и дополнительный источник финансирования сферы культуры. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Татьяна Олеговна, я вот сижу и думаю: мы в начале 90-х считали, что таких породили меценатов, что впервые за долгое время у нас в стране появились богатые люди, что они будут нам во всём помогать в любой отрасли - а у нас есть кому помогать: и детям, и школам, и спорту, и культуре, да всему на свете! - но когда обращаешься, они всегда спрашивают: а что я буду иметь за это? Никаких таких уж меценатов, которые даруют безвозмездно, у нас нет, ну почти нет, очень мало. А вот не приведёт ли это - я государственник, я сразу говорю, - не будет ли это прецедентом для других? Вот слышали, уже сразу: спортивные школы можно туда включить? А я ещё назову несколько. Это первое. И второе: не повлечёт ли это за собой вообще неразбериху? Ведь они будут жертвовать, а потом будут требовать себе послаблений - это абсолютно точно. Что-то я вот тут очень сомневаюсь! АЛЕКСЕЕВА Т. О. Ну, мы с вами можем сомневаться, жизнь есть жизнь, и она преподносит разные сюрпризы, но я всё-таки считаю, что принятие этого закона станет большим подарком нашим меценатам. Собственно, правоприменительная практика как раз и станет предметом регулирования этого закона, и хочется надеяться, что как раз у большинства законопослушных предпринимателей появится нормальная, честная, прозрачная возможность жертвовать на благо культуры. Что касается злоупотреблений, они могут быть, но вот этот торг: "я вам это, а что вы мне?", если мы переведём его в правовое поле, примет нормальную форму. Есть люди, которые умеют делать деньги, и мы их сейчас ставим в положение, когда они могут показать доход и сэкономить, и это будет стимулировать их и в дальнейшем поддерживать культуру, я думаю, что это очень правильное дело, пусть они договариваются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Татьяна Олеговна, законопроект действительно важный и нужный, он видится как достойное продолжение закона о меценатстве, который мы с вами приняли. И в связи с этим вопрос: о каких совокупных размерах финансовых средств идёт речь? Сколько денег, по вашему мнению, может быть, поступит в сферу культуры, прогнозы есть? Как все мы знаем, культура очень нуждается в деньгах! АЛЕКСЕЕВА Т. О. Дмитрий Иванович, я, конечно, не могу дать вам какие-то точные цифры, думаю, что никто из экспертов не даст. Единственное, что мы можем всё-таки сказать, на чём мы настаиваем, что это действительно даст возможность привлечь дополнительные внебюджетные средства в культуру. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Татьяна Олеговна, спасибо, присаживайтесь. Покажите список. Антон Анатольевич Ищенко. ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект на самом деле многострадальный. Я знаю, сколько сил потратили авторы, чтобы довести его до логического завершения, до рассмотрения в Государственной Думе: несколько лет потребовалось, чтобы убедить чиновников из Министерства культуры и из Министерства финансов в важности этой нормы. Я признателен и благодарен авторам законопроекта за их настойчивость! Мы изначально поддерживали концепцию предлагаемой нормы, но хотелось бы сделать эту норму более широкой, потому что, к сожалению, законопроект предусматривает возможность перечисления средств меценатов и получения льгот только в том случае, если эти средства идут государственным или муниципальным учреждениям культуры. Однако, как мне кажется, культура не может быть только государственной или муниципальной, культура - это более широкое понятие, и не надо делить её на частную и муниципальную. Скорее всего, меценаты должны получать финансовую поддержку в виде льгот по налогам и в том случае, если они перечисляют средства на частные культурные проекты и эти проекты на самом деле востребованы обществом. Вот мы уже на протяжении нескольких лет пытаемся донести до всех в том числе до руководства Министерства культуры, что в стране появились новые механизмы, краудфандинговые технологии. Две очень крупные площадки - Planeta.ru и Boomstarter - собирают деньги на различные проекты, в первую очередь в сфере культуры, литературы, искусства, и население голосует рублём, люди скидываются, чтобы проекты, которые нашли поддержку, были реализованы. Вот если государство возьмёт на вооружение такие формы финансирования, я уверен, мы преодолеем кризисные явления в экономике, и в первую очередь, если говорить о культуре, мы сможем перенаправить свободные средства населения, меценатов на проекты, которые обществу на самом деле интересны и за которые общество готово платить, и, если меценаты подключатся к финансированию именно таких отобранных проектов, конечно, будет синергический эффект. У нас, скорее всего, появится новая плеяда меценатов - очень хотелось бы, чтобы это произошло, - появятся новые Мамонтовы, Морозовы, Третьяковы и так далее. А пока, к сожалению, на фоне коррупционных скандалов мы видим появление только новых пирумовых и мазо. Конечно, государству нужно внимательно подходить к отбору таких проектов, к отбору финансирования, к выделению средств, нужна прозрачность... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я четвёртый раз сегодня обращаю внимание на одну и ту же проблему в разных законопроектах. Государство должно показывать пример в решении этих вопросов, а потом уже просить дополнительной помощи: помогать хорошо тому, кто сам эту тему тянет. Ну вот посмотрите: у 23 миллионов доход ниже прожиточного минимума - смогут они помогать культуре? Конечно не смогут, даже если бы захотели! Кто сможет? Таких 1 процент - ну какие это деньги! Я вам напомню данные, которые звучали при рассмотрении бюджета и на прошлый, и на текущий годы: 670 миллиардов рублей бюджетных денег крутится в госкорпорациях - это деньги, которые мы дали на развитие, но которые не используются и годами крутятся, - это практически в 3 раза больше, чем идёт на культуру; 2 триллиона рублей зарыто в землю - 9 тысяч строек! - годами лежат и омертвлены, не используются, а мы просим помощи! По данным Счётной палаты, за 2014 год число финансовых нарушений с бюджетными деньгами возросло в 7 раз. Вот представьте, человек прокручивает сотни миллиардов рублей, при этом как меценат выделяет какому-то учреждению культуры 30, 40, 50 или 100 тысяч, что никаких проблем совершенно не решает. Ещё раз хочу сказать, что перед этим законом должен быть принят закон о том, что государство возвращает неиспользуемые бюджетные деньги, 670 миллиардов, 2 триллиона рублей, и наказывает тех, кто незаконно их прокручивает, те деньги, которые, может, экономя на культуре, отдавали каким-то госкорпорациям или предприятиям на развитие, а они ничего не делали. Только тогда, когда мы сможем сказать, что государство всё что могло для культуры сделало, все деньги, которые могло, выделило и никто их не ворует, вот тогда, наверное, логично будет принять этот закон. Когда же триллионы улетают на ветер, а мы просим у кого-то 100-200 тысяч в виде пожертвования, помощи, то это никаких проблем не решает. Ещё раз подчёркиваю: первый шаг по пути эффективного использования народных денег, в том числе в учреждениях культуры, должно делать государство, только после этого, показав пример, можно протягивать руку за помощью. А то финансовую помощь получат, закроют ею потери, прикроют воровство, но проблему не решат - проблема останется, и мы дальше будем на неё смотреть. Зачем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич, вы будете голосовать против принятия закона, то есть вы не готовы поддержать культуру? Понятно. Выносим законопроект на "час голосования".
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 05 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.
Заседание № 286
О проекте федерального закона № 830457-6 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части предоставления льгот по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций лицам, оказавшим финансовую поддержку государственным и муниципальным учреждениям культуры).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, комитет просит 17-й вопрос перенести на 23 марта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.