Заседание № 53

22.06.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 83020-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2192 по 2581 из 4982
14-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает официальный             
представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра транспорта   
Дмитрий Станиславович Зверев.                                                   
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Представленный на     
ваше рассмотрение законопроект содержит следующие ключевые новации, изменения   
по вопросам движения большегрузов.                                              
                                                                                
Прежде всего, установить обязанность владельцев дорог по внесению данных в      
систему выдачи спецразрешений, актуальной информации о технических              
характеристиках дорог и введённых ограничениях. Второе, автоматическое          
установление пути следования по маршруту без дополнительных согласований -      
это огромный плюс бизнесу. Автоматический расчёт вреда дорогам - мы убираем     
человеческий фактор. И придаётся статус государственной информационной          
системе выдачи спецразрешений. Чего мы хотим этим достичь? В настоящее время    
в год запрашивается и выдаётся порядка 700 тысяч разрешений на движение         
крупногабаритных транспортных средств. Наша задача - чтобы до 50 процентов      
всех разрешений выдавалось в течение одного часа. Мы устанавливаем переходный   
период, который позволит субъектам Российской Федерации довнести все данные в   
уже действующую и находящуюся в опытной эксплуатации систему, что               
действительно позволит достичь заданных результатов.                            
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Станиславович.                           
                                                                                
С содокладом выступает Павел Михайлович Федяев.                                 
                                                                                
ФЕДЯЕВ П. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Дмитрий Станиславович подробно      
доложил о сути законопроекта. В комитете мы его внимательно рассмотрели и       
концепцию поддерживаем.                                                         
                                                                                
Напомню, что с октября 2021 года уже осуществляется переход на оформление       
специальных разрешений на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных             
транспортных средств в электронном виде. Какие мы сейчас наблюдаем              
результаты? Ну, результаты хорошие: если раньше мы оформляли разрешения         
неделями и месяцами, то сегодня срок действительно измеряется днями. Если это   
крупногабаритный транспорт попроще - действительно один-два дня на получение    
разрешения; если транспорт тяжеловесный - чуть дольше, там есть объективные     
причины, надо нагрузки посчитать и платить за возможный вред. Но в целом        
сроки сократились, процедура стала понятнее. Кроме того, грузоотправитель       
сразу видит, есть ли где-то какой-то затык, какой это муниципалитет, какая      
это дорога, и сразу понимает, как нужно решать вопросы, куда идти. Это,         
конечно, там, где у нас паспорта дорог внесены в единую систему, но у нас       
такая ситуация, к сожалению, не везде - над этим нужно ещё работать. Также у    
нас не везде одинаково работает электронный документооборот, по стране          
ситуация разная, и доступ к Интернету тоже везде разный.                        
                                                                                
Поддерживая концепцию законопроекта, мы хотим отметить, что всё-таки            
получение разрешений в бумажном виде, по нашему мнению, необходимо оставить.    
Всё-таки это право перевозчика или собственника груза - выбор, в каком виде     
он хочет этот документ оформлять. Мы соответствующие корректировки, поправки    
ко второму чтению внесём.                                                       
                                                                                
В целом, ещё раз говорим, время получения разрешений на перевозку значительно   
сократилось. И мы видим, что сделать так, чтобы буквально за несколько часов    
получали разрешение, о чём говорит Дмитрий Станиславович, реально. Регионы      
тоже дали положительные отзывы.                                                 
                                                                                
Рекомендуем и просим палату поддержать в первом чтении.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Михайлович.                                
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.                                                
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, первый вопрос: сколько это всё будет          
стоить? Ну, потому что мы видим, что создаётся структура, создаются рабочие     
места, зарплаты будут, руководители, гонорары, система, которая требует         
учёта, и всё остальное, то есть затраты достаточно капитальные. Это первый      
момент.                                                                         
                                                                                
Второй момент. Как эти затраты будут отражаться на гражданах, на субъектах      
предпринимательской деятельности, на всех остальных? И чем, собственно          
говоря, в нынешней ситуации обусловлено принятие этой инициативы? Ну            
сейчас-то зачем это делать, в нынешних условиях? Очевидно, что нагрузка будет   
на субъекты предпринимательской деятельности: дополнительные лицензии надо      
получать, разрешения и так далее.                                               
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Андрей Анатольевич, спасибо за вопросы. Первое, никакой            
дополнительной нагрузки не будет. Разрешительный порядок действует уже          
сейчас, наша задача - его упростить. Павел Михайлович чётко подтвердил, дал     
вам информацию, что сейчас на это уходят недели, зачастую, если речь идёт о     
местных дорогах, ещё и не отражённых на карте, или же есть определённый         
фактор, желание увести соответствующую перевозку в серую зону, срок может       
достигать месяца. Наша задача - сократить и сделать максимально прозрачной      
для бизнеса данную процедуру.                                                   
                                                                                
Основной вопрос касается создания системы. Система уже работает, и              
дополнительные средства из бюджета на её доработку и создание потребуются       
только в части субъектов Российской Федерации, и то, субъекты Российской        
Федерации уже на сегодняшний момент внесли до 96 процентов дорог в эту          
систему. То есть с их стороны потребуются лишь затраты на поддержание её        
функциональности.                                                               
                                                                                
Безусловно, с помощью комитета, с вашей помощью... мы ждём активного отклика    
с мест, чтобы и местные дороги точно так же были включены. Но это не            
финансовые затраты, это наша с вами деятельность, чтобы серых зон по            
перевозкам становилось меньше.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна... Извините.                                          
                                                                                
Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                                      
                                                                                
ФЕДЯЕВ П. М. Андрей Анатольевич, мы специально перед рассмотрением провели      
несколько совещаний с перевозчиками, с бизнес-сообществом на предмет, стали     
ли перевозки дороже при переходе на новую систему. И ответ: нет, не стали. И    
перевозчики, и грузоотправители поддерживают полностью дальнейшее развитие      
этой системы. Я подчёркиваю, что, как Дмитрий Станиславович сказал, она не      
вновь создаётся, она уже работает, просто её надо донастраивать, в принципе     
сейчас посредством данного законопроекта это и можно будет реализовать.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна.                                                      
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                    
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, у меня вопрос по статье 4 законопроекта,       
согласно которой собственники автомобильных дорог обязаны внести в систему      
выдачи специального разрешения информацию до 1 сентября, в марте уже это        
вступает в силу. Вот все мы помним историю с ГИС ЖКХ, когда управляющие         
компании обязаны были вносить информацию в систему, но ответственности за это   
не было, в итоге информацию никто не вносил. Скажите, пожалуйста,               
прорабатывался ли здесь вопрос об ответственности собственников автодорог и     
насколько это актуально?                                                        
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Яна Валерьевна, спасибо за вопрос. Собственники дорог - это,       
конкретизирую, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации и       
Российская Федерация. По сути дела, органы исполнительной власти субъектов      
или соответствующие органы муниципальных образований как раз и должны внести    
эти данные.                                                                     
                                                                                
Мы специально в федеральном законе разносим срок вступления закона в силу и     
срок исполнения обязательства упомянутых владельцев автомобильных дорог по      
внесению данных, а именно: до 1 марта 2023 года (это достаточный срок) они      
должны внести эти данные, они в этом сами заинтересованы; с 1 сентября закон    
вступает в силу, и тогда на основании электронного разрешения можно будет       
получить допуск к проезду транспорта крупногабаритного либо с превышением       
веса.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Дмитрий Станиславович, законодательная инициатива, несомненно, хорошая, она     
пойдёт на пользу общему делу сохранения дорог. Тем не менее уточните,           
пожалуйста, вот такой момент: часть водителей, управляющих крупногабаритным     
транспортом, являются гражданами других государств - вот насколько на           
практике будут выполняться обсуждаемые меры?                                    
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос. В большей степени он,       
наверное, касается международных автомобильных перевозок. Там действует         
несколько другой порядок, а именно: разрешительный порядок в рамках             
двусторонних соглашений между странами либо безразрешительный между странами    
ЕАЭС. Там контроль осуществляется Ространснадзором, и, если в рамках            
международной перевозки либо перевозки в рамках ЕАЭС требуется                  
соответствующее разрешение, там есть свой порядок. Мы же говорим о              
внутрироссийских разрешениях и о внутрироссийских перевозках.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне, пожалуйста, включите.                
                                                                                
ФЕДЯЕВ П. М. Андрей Геннадьевич, я хотел бы добавить, что информативность       
системы всё возрастает. За последний год уже мы приняли два закона о том, что   
в электронном виде получаются путевые листы и товарно-транспортные накладные.   
Эта система сейчас всё объединяет, всю информацию, которая может                
анализироваться в полном объёме, то есть система в первую очередь направлена    
на увеличение прозрачности перевозок.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Дмитрий Станиславович, ну, всякая информатизация у     
нас происходит по какому-то плану. Стоит ли в дальнейших планах у вас           
формирование автоматической системы фиксации нарушений - либо по габаритам,     
либо по весу - во всей стране? Это первый момент.                               
                                                                                
И второй момент: стоит ли в планах министерства и в стратегии повышение         
штрафов, или усиление ответственности, за такие нарушения?                      
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Алексей Владимирович, спасибо за вопросы. Система                  
автоматического весогабаритного контроля включена в национальный проект         
"Безопасные качественные дороги", установка указанных комплексов                
осуществляется по всей стране. Это функция Ространснадзора либо - в рамках      
переданных полномочий - функция субъектов Российской Федерации. Система         
действует и даёт свои результаты.                                               
                                                                                
Ну а что касается наказания, наказывать перевозчика для нас, наверное, не       
самое главное. Самое главное - сделать так, чтобы вред дорогам не был           
нанесён, а для этого существуют не только административные наказания, но и      
финансовые инструменты, имеются в виду страховые, ограничения по                
соответствующим перевозкам и так далее. Данный вопрос нужно изучать, но         
наказание не является основным и главенствующим методом понуждения к            
соблюдению правопорядка.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич.                                                            
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, два вопроса.                                   
                                                                                
Первый. Сейчас выдача разрешений ведётся регионами и Федеральным дорожным       
агентством в лице "Росдормониторинга". Планируется после принятия закона всё    
это, 700 тысяч заявлений, свести в систему "Одно окно". Вопрос: готова ли       
будет система принять 700 тысяч заявлений в "Одно окно"?                        
                                                                                
И второй вопрос. Сейчас система заявительная, собственник груза может заявить   
10 тонн к перевозке, а везти 50 тонн - проверить крайне сложно. Одновременно    
с внедрением вот этой системы планируете ли вы увеличивать количество балок     
весогабаритного контроля хотя бы на федеральных трассах?                        
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Олег Юрьевич, спасибо за вопросы. Ну, начну со второго вопроса.    
Я уже сказал, что огромное количество комплексов весогабаритного контроля       
устанавливается в рамках национального проекта "Безопасные качественные         
дороги", поэтому здесь мы можем быть спокойны: всё это действительно            
отслеживается.                                                                  
                                                                                
И по вопросу, потянет ли система, о её развитии в дальнейшем. Павел             
Михайлович уже обозначил, и я упоминал в докладе, что система уже работает.     
На сегодняшний день выдано 305 разрешений по поданным заявлениям, то есть       
система работает функционально. Да, есть определённые сбои, и именно для        
того, чтобы отладить, даётся переходный период, и для этого ей присваивается    
статус государственной информационной системы.                                  
                                                                                
Павел Михайлович уже обратил ваше внимание: в рамках принятых уже - и спасибо   
огромное за это - законодательных инициатив Правительства Российской            
Федерации по внедрению электронного путевого листа и электронной транспортной   
накладной у нас появляется возможность сосредоточения всех этих инструментов    
в одном комплексе. Таким образом, нарушитель будет фиксироваться и по           
отправительному документу, а именно по накладной, по путевому листу, и,         
безусловно, они должны будут соответствовать, корреспондировать с теми          
данными, которые он ввёл в заявлении. Поэтому заявительный порядок, но с        
подгрузкой соответствующих документов и в рамках единой базы является хорошим   
методом контроля.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Станиславович, в стране уже немало лет существует             
государственная система взимания платы с грузовиков, которая называется         
"Платон". В связи с этим в рамках цифровой трансформации возможность            
интеграции в систему "Платон" регулирования тяжеловесных и крупногабаритных     
транспортных средств была бы наиболее целесообразной. Вопрос: почему нельзя     
предлагаемые нововведения интегрировать и регулировать в рамках системы         
"Платон", не создавая новые электронные реестры и программы регулирования       
движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств?                  
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Вячеслав Михайлович, спасибо за вопрос. Хотел бы отметить ещё      
раз, что новая система не создаётся, система уже создана, и в неё включены      
дороги: как я обозначил, 100 процентов федеральных дорог, почти 100 процентов   
региональных дорог и 43,5 процента дорог местного значения, чего нет в          
системе "Платон". Система "Платон" может интегрировать с тем федеральным        
ресурсом, который ведёт Федеральное дорожное агентство. У них разный статус и   
разные исполнители, но при этом они могут быть интегрированы вместе.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Красноштанов Антон Алексеевич.                                                  
                                                                                
КРАСНОШТАНОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Добрый день, Дмитрий Станиславович. У меня такой вопрос. Практика показывает,   
что в принципе в регионах организации, занимающиеся строительством дорог,       
социальных объектов, перекидывают технику с места на место, - рассматривается   
ли возможность уведомительного характера с последующим расчётом перевозки       
этой техники? Это касается экскаваторов, бульдозеров.                           
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Антон Алексеевич, спасибо за вопрос. Разрешительный порядок        
предусмотрен законодательством Российской Федерации, он является основным. И    
наша задача, собственно говоря, не только обеспечить возможность быстро         
получить разрешение, но и сделать так, чтобы для дорог при таких перевозках     
был минимальный вред, а в случае перевозки отдельных грузов - ещё и             
минимальная опасность для перевозчиков.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лисовский Сергей Фёдорович.                                                     
                                                                                
ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Спасибо. У меня вопрос к Дмитрию Станиславовичу.                                
                                                                                
Дмитрий Станиславович, вот у нас как уборочная, так всё время идёт перегруз,    
и каждый решает вопрос по-своему. Мы знаем о случае в Ставрополе, когда очень   
большое количество сотрудников ГИБДД было арестовано, в том числе и за выдачу   
вот этих разрешений. Нельзя ли системно решить этот вопрос? Мы понимаем,        
осенью идёт уборочная, машины идут с перегрузом. Если отправлять не с           
перегрузом, тогда стоимость зерна будет очень сильно возрастать, практически    
машину надо загружать только на две трети. То же самое с линейными объектами,   
которые мы строим: вроде бы делаем для страны, для области, а как везём         
песок, гравий и так далее - опять идёт перегруз, опять всё это происходит на    
уровне договорённостей с инспектором, который поймал бедного водителя или       
бедную организацию, которая вынуждена это делать. Более того, у нас в           
государственных сметных расчётах перемещение... (Микрофон отключён.)            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 20 секунд.                                       
                                                                                
ЛИСОВСКИЙ С. Ф. ...в государственных сметных расчётах перемещение инертных      
материалов идёт с перегрузом, понимаете, да? Будет ли всё-таки вопрос решён     
вот, может быть, в этой системе как-то комплексно, чтобы люди действительно     
могли спокойно заниматься делом?                                                
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Сергей Фёдорович, спасибо за вопрос. Именно это и является         
основным принципом и, наверное, целью создания этой системы - прозрачность,     
исключение согласования маршрута кучей организаций, в каждой из которых         
возможен соответствующий аспект договорённостей, перевод всех на единые         
правила и автоматическая выдача или почти автоматическая выдача в случае        
необходимости дополнительной перепроверки документов.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Станиславович, не могли бы вы привести       
данные - вот мы как бы находимся в начале реализации новой программы, -         
сколькими - в километрах - дорогами "Платон" управляет и окормляется,           
сколькими - "Автодор", сколько из собранных денег они отправили на              
восстановление дорог, как обещали? И скажите, пожалуйста, как нам решить        
вопрос, чтобы выдавленные "Платоном" деньги направить на сельские разбитые      
дороги, чтобы всё-таки компенсировать ремонт из собранных денег? Потому что     
вы же весь перегруз, всех хитрецов - и с инертными грузами, и с другими -       
отправили на сельские дороги и убили 80 процентов именно вот этими              
большегрузами.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Николай Васильевич, спасибо за вопрос, но хотел бы всё-таки        
возразить. Как раз автоматизация не позволит уйти на сельские дороги, на        
местные, которые сейчас не указаны. Именно поэтому по местным дорогам у нас     
показатели заполняемости в системе пока не очень хорошие - 43,5 процента.       
Именно поэтому при рассмотрении в комитете мы попросили депутатов активнее      
взаимодействовать с отдельными регионами, соответствующий список дали, для      
более активного включения местных дорог в эту систему, и вот тогда она          
становится прозрачной. Недобросовестный перевозчик хочет уйти на тот путь,      
который пока не указан в системе, но, вводя новации рассматриваемой сегодня     
законодательной инициативы, мы, по сути дела, этому ставим преграду, стоп.      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ЗВЕРЕВ Д. С. Да, дополнительно представим информацию по наполняемости           
федерального дорожного фонда и региональных дорожных фондов, по                 
перераспределению средств в рамках национального проекта. Вы знаете, что        
нельзя односложно ответить, сколько средств направляется, потому что            
источников формирования соответствующих дорожных фондов несколько. Мы           
обязуемся в течение недели и по "Платону", и по "Автодору", если вы имеете в    
виду платные дороги, представить информацию, безусловно.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Спасибо, Павел Михайлович, присаживайтесь.                                      
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет, подробно обсудили при вопросах и     
ответах.                                                                        
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                   25 чел.5,6 %                                     
Голосовало                    339 чел.                                          
Не голосовало                 111 чел.24,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении. Спасибо.