Заседание № 61

20.11.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 82972-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (о предоставлении права на материнский (семейный) капитал семьям, в которых родился (усыновлён) первый ребёнок, начиная с 1 января 2013 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4054 по 4202 из 7010
22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих          
детей".                                                                         
                                                                                
Михаил Владимирович Дегтярёв, пожалуйста.                                       
                                                                                
ДЕГТЯРЁВ М. В., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, проект федерального закона разработан в целях                
стимулирования раннего рождения первенца. Сегодня первенцы в общей массе        
детей составляют 52 процента, и не могу не отметить позитивное, в общем-то,     
движение - рост числа случаев рождения вторых, третьих детей в семье.           
Конечно, здесь существует прямая связь в том числе с уже принятыми мерами, в    
частности материнским капиталом. В то же время происходит постепенное           
смещение максимальной интенсивности деторождения первенцев из возрастной        
группы двадцать лет - двадцать четыре года в возрастную группу двадцать пять    
- двадцать девять лет. Здесь мы неплохо смотримся на фоне Европы, где средний   
возраст матери при рождении первенца - под тридцать лет, но это, наверное, не   
тот опыт, который нужно перенимать у европейцев, как, впрочем, - выражу здесь   
своё личное мнение - и опыт, который, например, французы пытаются сейчас        
ввести, когда имеется родитель "А" и родитель "Б". То есть чудовищные вещи,     
им, наверное, не надо следовать, не надо брать пример с европейцев! Так вот,    
специалисты от медицины считают, что это проблема и что оптимальный возраст     
рождения первенца - это всё-таки двадцать - двадцать пять лет.                  
                                                                                
Понятно, что сегодня количество детей в семье определяется не только            
репродуктивными установками, но и внешними факторами, в том числе и             
материальными. И если говорить об опросах общественного мнения, то надо         
сказать, что фонд "Общественное мнение" провёл интересное исследование,         
согласно которому только 9 процентов супружеских пар хотят ограничиться одним   
ребёнком, а 48 процентов хотят иметь двух детей, и в то же время на практике    
- как они же, респонденты, отвечают - одним ребёнком ограничиваются 35          
процентов респондентов. То есть 9 процентов супружеских пар хотят               
ограничиться одним ребёнком, а ограничиваются 35 процентов!                     
                                                                                
По законопроекту, который вносится на рассмотрение палаты, предусматривается    
однократное предоставление материнского капитала при рождении первого ребёнка   
или усыновлении его начиная с 1 января 2013 года. Хитрость законопроекта в      
том, что мы предлагаем, чтобы право появилось с 1 января 2013 года, а           
финансовая поддержка возникла через три года - с 1 января 2016 года. Это        
позволит в проекте бюджета на 2016 год предусмотреть необходимые суммы.         
Предварительный расчёт показывает, что около 88 миллиардов рублей в год         
понадобится на эти цели начиная с 2016 года.                                    
                                                                                
Я хотел бы отметить здесь ещё, что законопроект поддержали одиннадцать          
представительных органов государственной власти субъектов Федерации, девять     
не поддержали, в то же время девять высших органов исполнительной власти        
субъектов поддержали, а тридцать шесть не поддержали. С чем это связано, мне    
неизвестно.                                                                     
                                                                                
Хотелось бы здесь привести интересную сентенцию из заключения профильного       
комитета, которая звучит следующим образом: изменение концепции федерального    
закона - на что упирает комитет по делам семьи - нашим законопроектом смещает   
существующий акцент стимулирования рождения двух и более детей на снижение      
мотивировки к рождению таких детей. Очень спорное утверждение. И далее: кроме   
того, в перспективе принятие законопроекта сможет в короткие сроки              
нивелировать успехи государственной демографической политики, которых удалось   
добиться за последние годы. Я подозреваю, что, наверное, кто-то из              
гуманитариев это писал, потому что очевидно же, что, стимулируя рождение        
первого ребёнка, мы добиваемся в том числе стимулирования рождения второго,     
третьего и так далее детей - это очевидно! Поэтому это очень спорная            
сентенция.                                                                      
                                                                                
Я прошу коллег поддержать коллектив авторов и проголосовать за принятие         
данного законопроекта.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ирина Валерьевна Соколова.                                                      
                                                                                
СОКОЛОВА И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается     
внести изменения в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной    
поддержки семей, имеющих детей" и предоставить право на материнский капитал в   
размере 100 тысяч рублей при рождении или усыновлении первого ребёнка начиная   
с 1 января 2013 года.                                                           
                                                                                
По мнению комитета, предлагаемые изменения противоречат идее материнского       
капитала, концепции федерального закона о материнском (семейном) капитале.      
Специфика материнского капитала состоит в том, что это особая мера поддержки    
семей, матерей при рождении второго ребёнка и последующих детей, это мера       
поддержки, дополняющая уже существующую систему мер государственной поддержки   
в виде пособий, льгот, компенсаций, которые предоставляются и на федеральном,   
и на региональном уровне. Цель предоставления материнского капитала             
заключается в том, чтобы стимулировать рождение второго и последующих детей,    
чтобы повысить социальный статус матери, которая, родив второго или третьего    
ребёнка, надолго выбывает из трудовой деятельности, и главное, чтобы улучшить   
демографическую ситуацию в нашей стране, а она у нас очень сложная и будет      
оставаться такой ещё долгие годы. Это связано и с тем, что количество женщин    
репродуктивного возраста будет сокращаться, и с тем, что у нас рождается мало   
вторых, третьих детей. Ведь для простого воспроизводства поколений, для         
простого замещения поколений надо, чтобы у двух родителей было не менее двух    
детей, то есть чтобы коэффициент рождаемости был 2 и более, а у нас сейчас, к   
сожалению, коэффициент рождаемости составляет только 1,6. Именно поэтому надо   
максимально поддерживать, стимулировать рождение второго, третьего ребёнка,     
именно поэтому появился материнский капитал как мера поддержки прежде всего     
второго ребёнка, именно поэтому появились новые меры поддержки многодетных      
семей - семей с тремя и более детьми.                                           
                                                                                
Законопроектом же предлагается ввести материнский капитал на первого ребёнка    
с целью стимулировать рождение первого ребёнка, а также снизить возраст         
матери при рождении первого ребёнка. Но у нас нет особой проблемы с рождением   
именно первых детей, и авторы законопроекта это признают. Что касается          
среднего возраста матери при рождении первого ребёнка, то за последние          
тридцать лет он повысился всего на два года - с двадцати двух с половиной лет   
в 1980 году до двадцати четырёх с половиной лет в 2010 году - и остаётся        
одним из самых низких в Европе. Для сравнения, средний возраст матери при       
рождении первого ребёнка во Франции, Германии, Италии, Норвегии составляет      
двадцать девять - тридцать лет. Кроме того, необходимо отметить, что, хотя      
материнский капитал предоставляется в связи с рождением второго ребёнка,        
используется он в интересах всех детей, в том числе и первого. Это касается и   
улучшения жилищных условий, и образования детей.                                
                                                                                
И в заключение о финансово-экономическом обосновании законопроекта. По мнению   
авторов, при введении материнского капитала на первого ребёнка в 2013 году      
дополнительные расходы федерального бюджета понадобятся только в 2016 году и    
составят до 88 миллиардов рублей в 2016 году. На самом деле это не так. Да,     
по общему правилу использование материнского капитала возможно не ранее чем     
через три года после рождения второго или последующего ребёнка, но из этого     
общего правила есть исключение: использовать материнский капитал для            
погашения кредитов и займов на улучшение жилищных условий можно сразу после     
рождения ребёнка, то есть не дожидаясь трёх лет. Именно это направление         
использования материнского капитала является наиболее востребованным - почти    
70 процентов семей, которые уже использовали материнский капитал, направили     
его на погашение ипотечных кредитов и займов. Поэтому дополнительные расходы    
бюджета - а это будут десятки миллиардов рублей - потребуются уже в 2013        
году, при этом источники финансирования таких дополнительных расходов           
бюджета, как того требует статья 83 Бюджетного кодекса, не определены.          
                                                                                
На законопроект поступило шестьдесят пять заключений от органов власти и        
субъектов Российской Федерации: двадцать - положительные, сорок пять -          
отрицательные. Отзыв правительства отрицательный.                               
                                                                                
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей не               
поддерживает концепцию законопроекта и предлагает его отклонить.                
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли у депутатов вопросы? Прошу записаться.                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список. Спасибо.                                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5098 по 5241 из 7010
Так, время - 16.54. Возвращаемся к обсуждению 22-го вопроса повестки дня. Мы    
заслушали доклад и содоклад, переходим к вопросам.                              
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев, пожалуйста, ваш вопрос.                              
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Ирина Валерьевна, при всём уважении, когда я слушал ваше         
выступление, у меня было ощущение, что выступает не зампред комитета по делам   
семьи, а прижимистый финансист. Вы сказали, что потребуются большие деньги      
для воплощения этой программы в жизнь, но ведь нация вымирает, и любой          
ресурс, любой инструмент очень важен и нужен! Вы считаете, что первого          
ребёнка люди рожают неосознанно, а второго и третьего - осознанно и поэтому     
их надо стимулировать. Вы сказали, что денег нет, но ведь мы огромные деньги    
заложили в бюджет на модернизацию вооружений. А вы не думали, что по            
истечении времени этим самым современным оружием будет просто некому            
управлять, если будет осуществлена внешняя агрессия?                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Валерьевна Соколова.                                
                                                                                
Микрофон, пожалуйста, включите.                                                 
                                                                                
СОКОЛОВА И. В. Уважаемый Дмитрий Иванович, я прежде всего говорила о том,       
какие демографические проблемы являются острыми, а какие таковыми для нашей     
страны не являются. Именно вопрос рождения первого ребёнка у нас сейчас на      
повестке не стоит как тяжёлая демографическая проблема, у нас проблема с        
рождением именно второго, третьего и последующих детей.                         
                                                                                
А что касается бюджетных расходов, то я хочу вам напомнить, что на выплату      
материнского капитала на сегодняшний день из федерального бюджета уже           
израсходовано более 460 миллиардов рублей. В бюджете следующего года на         
выплату материнского капитала заложено ещё 200 миллиардов рублей - такой        
действительно дорогостоящей для бюджета демографической меры в нашей стране     
ещё никогда не было! Эта мера уникальная, такое есть только в нашей стране,     
потому что мы действительно переживаем тяжёлый демографический кризис, и,       
чтобы из него выйти, нужен комплекс очень затратных, в том числе и бюджетных,   
мер.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Анатольевич Овсянников.                                                
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к Ирине Валерьевне. Вот вы с таким жаром перечисляли меры         
поддержки, говорили, как хорошо государство сейчас снабжает нашу семью при      
рождении ребёнка, перечисляли, перечисляли - я даже сбился записывать. А вы     
не могли бы доложить нам о сумме совокупной помощи государства семье при        
рождении первого ребёнка вплоть до достижения им определённого возраста,        
когда прекращают действовать все эти надбавки? Вы очень много говорили о        
перечислении средств в семейный бюджет после рождения ребёнка, вот хотелось     
бы услышать эту цифру и узнать, насколько она сопоставима с той поправкой,      
которую предлагает депутат Дегтярёв.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирина Валерьевна Соколова.                                
                                                                                
СОКОЛОВА И. В. Уважаемый Владимир Анатольевич, меры поддержки семьи с одним     
ребёнком предоставляются как на федеральном, так и на региональном уровне. На   
федеральном уровне есть единовременное пособие при рождении первого ребёнка,    
которое составляет 12 тысяч 405 рублей в этом году и будет составлять 13        
тысяч 87 рублей в следующем году. Кроме того, выплачивается пособие по          
беременности и родам за период отпуска в течение ста сорока дней как минимум    
(семьдесят дней до рождения ребёнка, семьдесят дней после его рождения) в       
размере ста процентов среднего заработка, максимальный размер этого пособия     
составляет 36 тысяч 563 рубля в месяц. Пособие по уходу за ребёнком до          
достижения им возраста полутора лет составляет 40 процентов среднего            
заработка, и его максимальный размер - 14 тысяч 625 рублей.                     
                                                                                
Что касается регионов, то в каждом регионе, в каждом субъекте Российской        
Федерации свой комплекс мер поддержки семей с детьми.                           
                                                                                
Я представляю Санкт-Петербург. У нас помимо федерального пособия при рождении   
первого ребёнка выплачивается 24 тысячи рублей, кроме того, есть ещё особые     
выплаты в зависимости от возраста ребёнка. На второго ребёнка выплачивается     
30 тысяч, на третьего - 36 тысяч рублей, и это только при рождении ребёнка.     
Причём эти деньги перечисляются на специальные детские карты, и эти средства    
можно потратить только на приобретение детского питания и детских товаров.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Фёдорович Рябов.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                         
                                                                                
Вопрос авторам, коротко: почему вы всё-таки взяли за основу сумму в 100 тысяч   
рублей, чем эта цифра обоснована? Всё-таки сумма материнского капитала,         
который уже существует, значительно выше. Каково обоснование вашей суммы?       
                                                                                
И всё-таки почему, я так и не понял, комитет противится, почему выступает       
против принятия? Единственный аргумент - это то, что мы якобы заботимся о       
рождении второго, третьего и последующих детей, а когда первый ребёнок, то      
вроде и ни к чему. А если судьба распоряжается только одного ребёнка родить,    
почему бы его не поддержать, это дитя?                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Владимирович Дегтярёв.                                                   
                                                                                
ДЕГТЯРЁВ М. В. Спасибо за вопрос.                                               
                                                                                
Цифра оценочная, она направлена в первую очередь на то, чтобы вообще пробить    
брешь в отношении государства к первенцу. Безусловно, она мала, и мы            
рассчитывали и рассчитываем по-прежнему, что в случае принятия законопроекта    
в первом чтении будут внесены уже согласованные поправки по её увеличению.      
Напомню, в случае принятия оценочно к 2016 году понадобится 88 миллиардов       
рублей, исходя из прогнозных возможностей бюджета.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Анатольевич Нилов.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. У меня вопрос к коллегам - авторам закона. Как-то вот эта идея      
коррелируется с недавним выступлением лидера вашей партии Владимира             
Вольфовича Жириновского, который говорил, что нужно адресно смотреть, по        
регионам буквально? В каком-то регионе рождаемость и без пособий достаточно     
высокая, а в каких-то регионах, может быть, надо пособия по сумме               
увеличивать. Вы же вот здесь неплохую идею борьбы с демографическим кризисом    
провозглашаете, но абсолютно без привязки к этой самой адресности. Для          
кого-то эти 100 тысяч рублей вообще не деньги, а для кого-то это                
действительно важная поддержка. Поэтому хотелось бы услышать: вы этот момент    
вообще имеете в виду на будущее?                                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Владимирович Дегтярёв.                             
                                                                                
ДЕГТЯРЁВ М. В. Вы знаете, я первый созыв в Государственной Думе и могу          
сказать, что за год я понял, что практически любое выступление и любой          
законопроект в Государственной Думе коррелируется с тем, что когда-либо         
сказал или предложил Жириновский, начиная от материнского капитала и так        
далее. И здесь хотелось бы привести очень хорошую фразу главы Ингушетии,        
который сказал, что на Кавказе он ингуш, в России - кавказец, а за границей -   
русский. Вот вам ответ на ваш вопрос.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Прошу записаться.                                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Перейдём к выступлениям после голосования.                                      
                                                                                
Сейчас я объявляю "час голосования". Пожалуйста, приготовьтесь.                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5985 по 6088 из 7010
Продолжаем обсуждение 22-го вопроса повестки. Выступает Николай Фёдорович       
Рябов.                                                                          
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Важный вопрос, уважаемые депутаты, коллеги, рассматриваем мы        
сегодня. Безусловно, всех нас волнует демография в нашей стране, и              
катастрофически снижающееся количество нашего населения, конечно, ставит        
серьёзные вопросы перед руководством нашей страны, которое вынуждено искать     
выход из этого положения. И бесспорно, предложение, которое вносят авторы       
этого законопроекта, чтобы и на первого ребёнка платить материнский капитал,    
- это, я думаю, правильный подход к решению данной проблемы.                    
                                                                                
Тем не менее если посмотреть, как повлиял на ситуацию за прошедшие годы         
материнский капитал, который выдаётся при рождении второго ребёнка, то вывод    
напрашивается однозначный: материнский капитал практически не сработал.         
Давайте возьмём статистику, какая рождаемость наблюдается у нас в стране:       
2006 год - 1 миллион 480 тысяч рождённых, 2009 год - 1 миллион 762 тысячи (мы   
видим, наблюдаем рост), 2010 год - 1 миллион 789 тысяч рождённых и 2012 год,    
на сегодняшний день, - 1 миллион 409 тысяч, это за 9 месяцев, в пересчёте на    
год по коэффициенту получится 1 миллион 879 тысяч, то есть рост порядка 100     
тысяч. Если посмотреть, кто сегодня находится в детородном возрасте, мы можем   
сделать вывод, что это в основном женщины от 24 до 30 лет, то есть это          
поколение родившихся после 85-го года. И сейчас дети родятся у поколения        
родившихся до 90-го года, а потом - резкий провал, и тогда мы будем наблюдать   
другую картину: рождаемость резко снизится.                                     
                                                                                
Возникает вопрос: что в этой ситуации делать? Бесспорно, искать стимулы к       
тому, чтобы детей рожали. И когда мне приходится говорить с молодыми людьми,    
которые только что вступили, так сказать, в брачный союз, я спрашиваю всегда    
о том, что нужно, чтобы у них появился ребёнок. Мне отвечают: квартира! И       
сегодня власть могла бы не деньги выдавать, 300 тысяч, а, условно, сделать      
так: родился первый ребёнок - однокомнатная квартира, родился второй ребёнок    
- двухкомнатная, родился третий ребёнок - трёхкомнатная. Квартиры должны        
передаваться. Государство может найти на это средства? Бесспорно да, но не      
желает этого делать! Стало быть, государство не заинтересовано в реальном       
осуществлении повышения рождаемости.                                            
                                                                                
Поэтому давайте думать над этой проблемой! Спасибо.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Анатольевич Овсянников.                                                
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Безусловно,    
вопрос о рождении нового человека, нового гражданина общества, весьма важен,    
и в условиях, когда - вот предыдущий выступавший приводил цифры, -              
собственно, мы не видим роста или какого-то бума после введения такого          
инструмента, как материнский капитал, в качестве меры стимулирования            
предлагается форма поощрения тех, кто решается родить первого ребёнка.          
Рождение ребёнка не всегда бывает радостным событием, и мы видим очень много    
сюжетов, которые показывают в наших средствах массовой информации, когда        
просто-напросто пытаются избавиться от ребёнка, потому что... не потому, что    
женщина потеряла материнский инстинкт, а потому, что жить с ребёнком, когда     
отсутствует работа, нет средств, она не в состоянии, то есть элементарно не     
хватает средств для воспитания ребёнка. Поэтому и брошенные дети, и, так        
сказать, нерождённые дети, которых семья не планирует - а зачем рожать, если    
у семьи финансов не хватает?                                                    
                                                                                
При обсуждении данного законопроекта говорили, что он искажает само понятие     
материнского капитала. Ну давайте будем использовать не понятие материнского    
капитала или дотации при рождении, а назовём это премией за рождение ребёнка.   
Сегодня премируются сумасшедшими суммами и топ-менеджеры различных компаний,    
и наши спортсмены, за другие достижения придумывают премии, поэтому давайте     
назовём это премией за рождение ребёнка, и это будет своеобразным стимулом      
для рождения ребёнка. Ещё раз повторю: не всегда семья готова, скажем так, до   
конца довести этот процесс и, как следствие любви, родить ребёнка, и это        
связано в первую очередь с материальными причинами. Поэтому это своеобразная    
подушка безопасности для молодой семьи, которая хочет ребёнка, и на первое      
время, безусловно, при разумном использовании этих средств вполне хватит.       
                                                                                
Доводы, аргументы в пользу принятия этого законопроекта здесь приводились       
достаточно весомые. Государство имеет богатейшие, просто сумасшедшие запасы     
всех природных ископаемых, но почему-то казус в том, что мы продолжаем          
держать полуголодным свой народ. Возьмите, например, потребительскую корзину,   
и моя коллега Афанасьева не завершила приводить цифры. Допустим, в той же       
Германии 645 евро составляет минимальная потребительская корзина для            
гражданина Германии. Вы чувствуете разницу? Это страна, в которой, по сути,     
исчерпаны все природные ресурсы, земля перестала давать ископаемые, недра       
пустые. Мы, имея всё, не имеем, по сути, ничего и продолжаем издеваться над     
народом - вот возьмите хотя бы эту дотацию, премию, не знаю... (Микрофон        
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства не выступают? Докладчик и              
содокладчики? Нет.                                                              
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 18 сек.)                 
Проголосовало за              195 чел.43,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    195 чел.                                          
Не голосовало                 255 чел.56,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.