Заседание № 282
24.02.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 829655-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в части установления основания для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы за многократное неисполнение своих обязанностей".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6089 по 6294 из 6897
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в части установления основания для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы за многократное неисполнение своих обязанностей". Докладывает Татьяна Николаевна Москалькова. Пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, я могу доложить сразу по двум законопроектам? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, по одному. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. А они альтернативные. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Они не альтернативные, Татьяна Николаевна, докладывайте по 18-му вопросу повестки дня. МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Совершенно очевидно, что граждане, избравшие субъект правоотношений - президента, депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации, - вправе иметь возможность и отозвать его, если считают, что избранное лицо не оправдало их надежд и совершает поступки, несовместимые с занимаемой им должностью. Для решения этого вопроса в отношении Президента Российской Федерации и ряда других должностных лиц процедура есть - это аксиома, это логично, справедливо и отвечает общему правовому принципу. Руководитель фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и депутаты нашей фракции разработали законопроект, предоставляющий избирателям право отозвать, прекратить полномочия депутата, который не исполняет депутатских обязанностей, не встречается с избирателями, не приходит на заседания Государственной Думы. Перечень полномочий дан в Федеральном законе "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Правовая природа государственной должности депутата аналогична, сродни государственной службе, и, хотя мы не являемся государственными служащими, у нас несколько иной статус, принцип аналогии права и общей концепции организации государственной власти позволяет любое должностное лицо, которое ненадлежащим образом исполняет обязанности или совершает поступки, несовместимые с его должностью, уволить с должности, лишить его полномочий, однако в отношении депутатов такого инструментария на сегодняшний день нет. Наш законопроект получил заключение в том числе Правового управления Аппарата Государственной Думы, которое сослалось на то, что в законе "О статусе..." нет понятия "исполнение обязанностей". Но есть для наших избирателей совершенно очевидные положения, связанные с тем, что депутат избирается для работы над законопроектами, для участия в партийных дискуссиях, непосредственно в пленарных заседаниях, для работы с избирателями, и если он не исполняет этого, то, конечно, должны быть инструменты отзыва такого депутата. Наша фракция не случайно была инициатором: она в первую очередь столкнулась с этой болью, на заседаниях мы уже длительное время не видим ни Митрофанова, ни Пономарёва, которые получают заработную плату, а вместе с тем не только не исполняют своих обязанностей депутатов, - а ведь в них поверили избиратели, избрали! - но и совершают действия, которые противоречат моральному облику депутата Государственной Думы. Два законопроекта, которые вам предлагаются, идентичны, за исключением процедуры отзыва. Логично, что избиратели голосовали за определённую партию, от этой партии избран в Государственную Думу и работает там конкретный депутат, и поэтому партия, которая представляла этот список, вправе заменить его - это логично, справедливо и с правовой точки зрения безукоризненно: отозвать и передать мандат другому депутату. Никто не застрахован от ошибки и никто не может предположить, как пройдёт испытание кандидат, попавший в список благодаря, может быть, своей положительной и активной правовой и политической позиции, но не выдержавший испытаний в Государственной Думе и переставший работать на выполнение тех задач и функций, ради которых существует высший орган законодательной власти. Законопроектом предлагается за многократное (три и более раз) неисполнение обязанностей по представлению Генерального прокурора Российской Федерации решением соответствующей палаты Федерального Собрания прекратить полномочия этого депутата и предоставить мандат другому депутату по списку. Просим вас поддержать эту идею, она будет дисциплинировать всех, кто решил посвятить свою жизнь депутатской деятельности и служению народу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рустам Рифатович Ишмухаметов, пожалуйста. ИШМУХАМЕТОВ Р. Р. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроектом вводится новое понятие "многократное неисполнение своих обязанностей парламентарием". Комитет внимательно рассмотрел инициативу и отмечает, что досрочное прекращение полномочий парламентария может быть применено лишь как соразмерная мера ответственности при совершении им деяний, несовместимых с мандатом депутата, при этом в качестве аргументов при внесении предлагаемых авторами законопроекта изменений не приведены достаточные основания для определения многократности неисполнения своих обязанностей членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Кроме того, прекращение полномочий парламентария может рассматриваться в качестве меры ответственности в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда или при соблюдении процедур, установленных для таких случаев федеральным законом, в том числе с участием Генерального прокурора Российской Федерации. Следует отметить, что такое понятие, как исполнение обязанностей члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, правовыми нормами федерального закона не предусматривается, вместе с тем установлены определённые формы деятельности депутата Государственной Думы, к которым относятся: участие в заседаниях Государственной Думы, в работе комитетов и комиссий, выполнение поручений Государственной Думы, участие в парламентских слушаниях, внесение законопроектов, парламентских запросов, запроса депутата Государственной Думы, депутатского запроса, работа с избирателями и иные формы. Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект по аналогичным основаниям. На законопроект имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы с замечаниями юридико-технического и правового характера. С учётом изложенного комитет предлагает законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Нет. Есть ли желающие выступить? Сергей Владимирович Иванов, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, с одной стороны, замечательный законопроект, с другой стороны, я хотел бы обратить ваше внимание на то, насколько сложно будет его применить. Вот наш уважаемый Сергей Евгеньевич во время "правительственного часа" и во время утренних десятиминуток всем добавлял по полминуты, а когда выступал коллега Исаев, он ему добавил минуту - казалось бы, где ваше обострённое чувство справедливости, уважаемые товарищи из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ"?! Вы либо сделайте замечание, что всё не так, как полагается, либо поменяйте название! Вот как мы можем определить, правильно это или неправильно: всем по полминуты, а ему - одну минуту? Так нельзя! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИВАНОВ С. В. Нет, извините, он просил полминуты, а Сергей Евгеньевич ему добавил минуту! Мы на это внимание обращаем, но мы-то не претендуем на монополию слова "справедливость", а вы, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", говорите, что вы справедливые, - где же ваши замечания? Нету! Смотрите, любой ваш коллега будет в кабаке сидеть и говорить: "Да я с избирателями работаю", - и как вы проверите, работает он или нет? Он вам стопку писем принесёт и скажет: "Смотрите, сколько мне пишут, а я всем отвечаю", - и дальше что?! Сколько раз мы вам предлагали не бежать впереди паровоза, ведь есть нормальная практика: наказывать рублём! К сожалению, нам очень сложно организовать те же самые референдумы по поводу лишения депутата его полномочий, ну я вообще не помню, чтобы в российской истории такое было, чтобы избрали, а потом собрались избиратели и решили, что, дескать, всё, отзываем депутата обратно, - не было этого. Давайте хотя бы рублём штрафовать - нет, даже на это мы не идём! Мы-то за, только давайте посмотрим, сколько депутатов из вашей фракции, из "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", из "ЕДИНОЙ РОССИИ", у нас, у коммунистов не ходят... Если бы мы их наказывали, так скажем, материально, то, глядишь, они, может быть, на работу ходили бы, не писали бы заявления, что им зарплата не нужна и пусть помощники получают или на карточку перечисляют. Вот это был бы нормальный государственный подход, а так, коллеги, получается, мы каждый раз одно и то же предлагаем, а нам говорят: "Извините, ну невозможно". И он прав, он, по большому счёту, прав, потому что ну как мы будем доказывать, что депутат не исполняет свои обязанности? Формально?.. Извините, депутат даже в Америке общается по скайпу с избирателями. Пономарёв по скайпу постоянно общается и даже лекции читает - вот как вы скажете, что он не исполняет обязанности? Исполняет - а значит, ничего сделать не можем! Давайте зарплаты лишим, и вот тогда это будет нормальный законопроект! Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, в соответствии с которым предлагается установить новое основание для досрочного прекращения полномочий членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а именно многократное неисполнение своих обязанностей парламентарием. Предлагаемое основание не отвечает принципу конкретности, определённости правовой нормы. Понятие "исполнение своих обязанностей" не регламентировано нормами федерального законодательства, не разработан механизм определения признака многократности в контексте вносимых изменений применительно к расширению перечня оснований досрочного прекращения полномочий парламентариев. На наш взгляд, перечисленных аргументов достаточно для того, чтобы не поддерживать данную законодательную инициативу как не до конца проработанную, необоснованную и в связи с этим нецелесообразную. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 53 мин. 37 сек.) Проголосовало за 95 чел.21,1 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.