Заседание № 51
31.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 82950-5 "О ратификации Соглашения об оперативном оборудовании территории, совместном использовании объектов военной инфраструктуры государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1347 по 1855 из 7003
Блок "Ратификация международных договоров Российской Федерации". Пункт 11. О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения об оперативном оборудовании территории, совместном использовании объектов военной инфраструктуры государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности". Доклад официального представителя Президента Российской Федерации начальника Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации - первого заместителя министра обороны Российской Федерации Николая Егоровича Макарова. Пожалуйста. МАКАРОВ Н. Е., официальный представитель Президента Российской Федерации, начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации - первый заместитель министра обороны Российской Федерации. Уважаемый товарищ председатель, уважаемые депутаты! Проект федерального закона "О ратификации Соглашения об оперативном оборудовании территории, совместном использовании объектов военной инфраструктуры государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности" внесён на рассмотрение в Государственную Думу Президентом Российской Федерации. Представляемый законопроект подготовлен во исполнение статьи 16 Федерального закона № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". Он предусматривает подтверждение обязательств Российской Федерации перед государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности по отношениям, возникающим в ходе оперативного оборудования территории, совместного использования объектов военной инфраструктуры вооружёнными силами сторон. Необходимость ратификации соглашения вызвана тем, что в настоящее время все отношения Российской Федерации с государствами - членами Организации Договора о коллективной безопасности строятся в основном на базе двусторонних отношений. Кроме того, законопроект подлежит ратификации в соответствии с пунктом "а" статьи 15 федерального закона № 101-ФЗ, так как затрагивает вопрос обороноспособности государства и устанавливает правила иные, чем предусмотренные российским законодательством. Ратификация соглашения позволит нам участвовать в едином для всех государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности порядке оперативного оборудования территории и совместном использовании всех объектов военной инфраструктуры. Необходимо отметить, что его реализация отвечает национальным интересам Российской Федерации, в том числе с точки зрения обеспечения российского военного присутствия на постсоветском пространстве. В качестве одного из механизмов обеспечения интересов России в статье 13 соглашения заложено обязательное условие, запрещающее использование объектов военной инфраструктуры какой-либо третьей стороной без согласия на это всех сторон - участников договора. Это особенно актуально на фоне действий государств НАТО, в первую очередь Соединённых Штатов Америки, по усилению своего военного присутствия в Центрально-Азиатском регионе коллективной безопасности. Законопроект одобрен Правительством России, поддержан на заседании Комитета Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств. Представленный законопроект не предусматривает признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных нормативных правовых актов федерального законодательства. Реализация федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета. Финансирование расходов, которые могут возникнуть в ходе реализации данного соглашения, будет осуществлено после подготовки отдельных соглашений по каждому конкретному объекту военной инфраструктуры в пределах бюджетных средств. Уважаемые товарищи, в связи с изложенным прошу Государственную Думу ратифицировать соглашение об оперативном оборудовании территории, совместном использовании объектов военной инфраструктуры государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Егорович. Присаживайтесь. Содоклад председателя Комитета по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками Алексея Владимировича Островского. ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В дополнение к очень предметному докладу официального представителя президента хотелось бы сказать следующее. Безусловно, современные геополитические реалии в условиях, в которых действует Организация Договора о коллективной безопасности, обуславливают необходимость создания в рамках государств - членов организации механизмов реагирования на возникающие угрозы и вызовы региональной и международной безопасности. ОДКБ твёрдо стоит на ногах, стоит на позициях обеспечения безопасности в зонах своей ответственности и содействует укреплению международной стабильности путём противодействия общим вызовам и угрозам, в том числе международному терроризму и экстремизму. Рассматриваемое сегодня соглашение является одной из составных частей работы по укреплению военно-политического сотрудничества стран - членов ОДКБ, способствующей качественному регулированию вопросов, связанных с участием сторон в создании, развитии и содержании объектов военной инфраструктуры. Важнейшее политическое значение - и об этом подробно сказал уважаемый Николай Егорович - имеет положение соглашения о недопустимости передачи объектов военной инфраструктуры третьим сторонам без согласия сторон - участниц ОДКБ. Комитет отмечает, что реализация положений соглашения в различных регионах коллективной безопасности будет осуществляться с учётом ранее достигнутого законодательного обеспечения военной безопасности между отдельными государствами - членами ОДКБ. Безусловно, на наш взгляд, ратификация данного соглашения отвечает национальным интересам Российской Федерации и будет способствовать поступательному развитию военного и военно-технического сотрудничества, совершенствованию практики совместной работы по всем вопросам, затрагивающим интересы государств - членов ОДКБ и организации в целом. Комитет на своём заседании внимательно рассмотрел данный законопроект и, безусловно, единогласно рекомендует Государственной Думе принять его. Просим поддержать наше решение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Мы выслушали доклад и содоклад. Будут ли вопросы? Один, два, три, четыре вопроса. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо. Уважаемый Николай Егорович, необходимость ратификации договора не вызывает сомнений. У нас возникает вопрос только в связи с тем реформированием, которое проводится в Российской армии, когда мы сокращаем численность, когда мы избавляемся от собственности. Будем ли мы иметь возможность, вообще говоря, по этим обязательствам выполнять свои функции? Я хочу выразить тревогу депутатов по поводу того, что происходит сегодня и готовится в армии: происходит сокращение численности, идёт отказ от крупных соединений. Я хочу напомнить, что такое было уже однажды в истории Советского Союза - после гражданской войны в Испании. Тогда под такими же лозунгами отказались от крупных соединений и перешли на бригадные. И Великая Отечественная война, и финская потом поправили ситуацию ценой очень большой крови. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Егорович. МАКАРОВ Н. Е. 13 ноября в соответствии с планом работы я буду встречаться с представителями всех комитетов Государственной Думы. Всех, кто присутствует здесь, я приглашаю на это мероприятие. Вот те вопросы и озабоченность, которая сейчас проявлена... Я постараюсь на этой встрече сколько надо времени потратить на то, чтобы ответить на все вопросы. И ещё раз говорю вам: ни о каком сокращении, ликвидации каких-то крупных формирований речи быть не может. Это очень обширная тема, и 13 ноября я постараюсь подробно ответить на любые вопросы, в том числе и прозвучавшие здесь. Вопрос очень серьёзный, и ответить на него одним словом сейчас невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Николай Егорович, а будет ли кому использовать эту инфраструктуру, если в пять раз уменьшается количество военных училищ, и как будет обстоять дело с теми военными базами США, которые находятся на территории ряда стран, участвующих в совместных договорах? Спасибо. МАКАРОВ Н. Е. Ну, наверное, каждое государство строит свою внешнюю политику, и заключать или не заключать договора о размещении баз... Мы, наверное, не можем напрямую вмешиваться в этот процесс, хотя пытаемся работать и в этом направлении. Первая часть вашего вопроса в принципе созвучна с предыдущим вопросом. Я ещё раз повторяю: 13 ноября я постараюсь ответить на все эти вопросы, но ни о каком сокращении речи быть не может абсолютно. Численность Вооружённых Сил будет в тех же пределах, мы её не уменьшаем ни на одного человека, но внутри они реорганизуются полностью. О том, как пойдёт процесс реорганизации, что мы в конечном счёте получим, я вам 13-го числа обстоятельно доложу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Предыдущие вопросы не имели прямого отношения к обсуждаемому вопросу. Речь идёт о ратификации соглашения об оперативном оборудовании территории стран - членов ОДКБ, а не о нашей армии. Вот у меня вопрос такой: учитывалось ли при решении этого вопроса то, что у Туркмении с Афганистаном открытая граница? С теми, кто входит в ОДКБ, конечно, можно договориться, мы ратифицируем соглашение, но рядом находится Туркмения, у неё открытая граница с Афганистаном, а в Афганистане натовские войска находятся. Вот на этот вопрос хотелось бы услышать ответ: учитывался ли момент, связанный с тем, что у Туркмении нет реально границы с Узбекистаном и с Казахстаном и практически мы через Туркмению имеем открытую границу со страной, где находится большое количество натовских войск? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Егорович. МАКАРОВ Н. Е. Да, мы учитывали все аспекты, в том числе границу с Афганистаном. Вы прекрасно осведомлены, насколько сложная обстановка в Среднеазиатском регионе и каковы взаимоотношения между этими странами по ряду нерешённых вопросов - и территориальных, и экономических. Безусловно, эти вопросы прорабатывались очень плотно. Я думаю, что использование объектов инфраструктуры там в какой-то степени решит в том числе и те вопросы, которые вы здесь обозначили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё Алексей Владимирович хочет дополнить. Пожалуйста. ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо, Борис Вячеславович. Большое спасибо, Владимир Вольфович, за предметный вопрос. Действительно, очень серьёзную обеспокоенность вызывает факт неурегулированности вопроса, касающегося границы между Туркменией и Афганистаном. Как вам известно, Туркмения не входит в Организацию Договора о коллективной безопасности, и данное соглашение заключено в том числе и для того, чтобы минимизировать те потенциальные угрозы, которые исходят от неразрешённости данного вопроса. Основные усилия стран - участниц ОДКБ направлены именно на то, чтобы совместно, коллективно обезопасить себя и своих граждан от потенциальной угрозы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Багдасаров Семён Аркадьевич ещё записался. Пожалуйста. БАГДАСАРОВ С. А., фракция "Справедливая Россия". Уважаемые депутаты, особенно фракции КПРФ, давайте не будем ставить в неловкое положение себя и начальника Генерального штаба и будем задавать вопросы по теме. У меня два вопроса. Первый. Николай Егорович, скажите, пожалуйста, как обстоит дело с аэропортом Айни в Таджикистане для нашей группировки ВВС? И второй вопрос. Мы ратифицируем соглашение. Каким образом Российская Федерация, её Вооружённые Силы могут использовать инфраструктуру, допустим, Армении? В каких, я подчёркиваю, в каких конфликтах и во всех ли конфликтах, где мы можем быть замешаны, мы можем эту инфраструктуру Армении использовать? Вот два вопроса. МАКАРОВ Н. Е. Отвечаю на первый вопрос, по аэродрому Айни. Да, это действительно очень проблемный вопрос. В течение последних полутора лет он очень плотно обсуждался на всех уровнях, и на последней встрече двух президентов, Российской Федерации и Таджикистана, было принято решение аэродром Айни отдать Российской Федерации на длительный срок в арену, в ходе которой мы его обустроим и на этом аэродроме разместим группировку Военно-воздушных сил. Это по первому вопросу. Второй, по поводу использования инфраструктуры. В любых видах конфликтов на территории стран, входящих в Организацию Договора о коллективной безопасности. Да, предусматривается, что в случае возникновения конфликтов, которые угрожают любой из сторон договора, мы можем использовать все объекты, которые входят в понятие оперативного оборудования территории, в данной стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы заданы. Присаживайтесь, Алексей Владимирович. Есть ли желающие выступить? Две руки: Жириновский Владимир Вольфович и Багдасаров Семён Аркадьевич. Запись завершаем. Пожалуйста, включите микрофон Владимиру Вольфовичу. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Ну вот всегда мы вдвоём выступаем, потому что единственные два специалиста по Средней Азии, Кавказу и так далее. Это хороший показатель. Другим просто сложно. А сложно потому, что вы там не жили, не знаете, некоторые в армии не служили, как вам разбираться? Здесь о чём хочется сказать? Мы имели хороший военный блок - Варшавский пакт, в инженерном отношении великолепно оборудовали всю нашу западную границу и создали всю инфраструктуру. Потом всё это было брошено и досталось НАТО. Теперь у них хорошие аэродромы, хорошие хранилища для бензина, керосина, хорошие учебные полигоны. Это вот к тому, о чём говорили из фракции КПРФ. Вот тогда нужно было сокращать там всю нашу инфраструктуру. Прежде всего нужно было вывести инфраструктуру и военные академии и училища, а уж потом войска выводить и отдавать территории в зону влияния НАТО. Надо думать о перспективах. Я вот выступал в среду, говорил о том, что может быть с Абхазией лет через пятнадцать. Депутат Фадзаев решил, что я что-то не то говорю. Я ведь не говорю, что это завтра случится. Вот как сейчас в СНГ? Иссык-Куль - хорошая база у нас там есть, но рядом, в Бишкеке, находится уже американская военно-воздушная база. Сколько такое противостояние продлится? Это единственное место, где отрабатываются вопросы, связанные с подготовкой водолазов-диверсантов, что очень важно для ведения определённых действий в акваториях. И район озера Балхаш - это единственное место, полигон, где мы испытывали и, может быть, до сих пор испытываем определённые наши вооружения. Сегодня мы ратифицируем, всё это вступает в силу, но хотелось бы, чтобы Генеральный штаб всё-таки думал о том, сколько вложить в какую территорию. Если бы во времена СССР мы все заводы строили только на территории Российской Федерации, все академии, все военные училища, все базы, склады, меньше было бы потерь, а, самое главное, они не очень стремились бы к независимости. А то мы там всё хорошо оборудовали и в военном отношении, и в научном, построили города и дороги - и они захотели, с удовольствием стали независимыми. Вот такая накачка ни к чему. И мы иногда запаздываем. Вот сейчас в Сомали НАТО уже вовсю орудует. А почему нам там нельзя было что-то сделать? Посол Сомали в России настроен пророссийски, и многие в Сомали помнят ещё советское участие в развитии страны. А мы бросили эту страну, и там сегодня, в условиях распада, НАТО сделает для себя хорошую военно-морскую базу. Поэтому здесь тоже нужно всё отслеживать. Что касается кавказского направления, надо понимать, что Армения зажата наглухо между Азербайджаном и Турцией и Грузия недружественно настроена, там тоже есть проблемы. Да и Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан - там свои проблемы. Поэтому я хотел бы посоветовать финансистам Генштаба подумать о том, чтобы всё-таки в соответствии с этим соглашением страны-участницы внесли каждая свою долю. А то всё время всё делает Россия. В рамках Варшавского пакта - наши самолёты, наши автоматы и наши ракеты, а потом они, оказывается, независимые и у них есть сильная армия. И потом это же оружие возвращается для борьбы с Российской армией. Как вот с Украины наше оружие поставляется в Грузию, и потом они обстреливают Цхинвал, убивают наших граждан, наносят ущерб нашей армии. Вот надо, чтобы потом то же самое не произошло в других областях. Надо здесь как-то продумать систему мер, с тем чтобы всё-таки оружие и базы, где отрабатываются современные методы ведения боя, находились на российской территории, и исключить в будущем ситуацию, когда придётся оставить какие-то элементы этой структуры и туда моментально войдут натовские войска, как это они сделали в Восточной Европе, в Прибалтике сейчас и в других местах. А прибалты ещё там пытаются что-то накручивать нам, якобы там с экологией что-то не так. Натовцам пускай говорят это. И наверное, вы слышали заявление Обамы. Он ещё не стал президентом, а уже угрожает, что Иран они лишат ядерного оружия силовым путём. Угроза нападения на Иран - это уже касается Армении, которая входит в ОДКБ и подпадает под соглашение, которое ратифицируется сегодня. Нам уже угрожают. Вот видите, никакого значения не имеет, какая там партия. Там одна партия - антироссийская партия, какая разница, как она называется - Республиканская или Демократическая. Вторая угроза - остановить агрессию России. Видите ли, мы, оказывается, какую-то агрессию совершаем. Это вот наглость, хамство западной демократии, так называемой свободной прессы. Уже Би-би-си доказывает им, что Грузия совершила агрессию, а Обама... Он мало читает газет, телевизор не смотрит, сирота, напоминает мне нашего Абрамовича, только в другом немножко формате. Вот такие сироты - они очень опасны: и папа не знает где, и мама умерла, остался без неё в раннем детстве, и поэтому воспитание не очень, может быть, хорошее. Поэтому, наверное, 4 ноября для нас с вами будет не самый лучший день. Какая разница - вместо Буша придёт Обама или Маккейн? Поэтому надо ратифицировать, конечно, соглашение, но помнить недавнюю историю, когда мы всё хорошо делали, всё было красиво, армия мощная... Вот депутат Коломейцев задавал вопрос. Ведь не они решают, не начальник Генерального штаба, правящая партия всё решает, генсек КПСС решил выводить. Солдаты и генералы не виноваты, приказ отдают из Кремля. Поэтому мы должны думать о том, какой приказ будет из Кремля. И что предлагать начальнику Генштаба, давать ему советы сокращать или не сокращать? Хрущёв сократил армию на миллион восемьсот тысяч, и правильно сделал, и никого не спросил. Потому что была одиннадцатимиллионная армия, она съела весь бюджет Советского Союза. Если бы не было такой огромной армии, которую мы получили в 45-м году, одиннадцать миллионов под ружьём, может быть, КПСС до сих пор бы сидела в Кремле. А вот всё ушло на армию и на ракеты, а на нас никто не напал. И никогда не нападёт. Они только до выборов шумят и нападают на нас на словах. А так американцы с нами никогда не воевали и не будут, а пакости будут устраивать и в Афганистане, и в Иране, и на любых других наших границах. Поэтому ратифицируем с удовольствием соглашение, но учтите, где что строить и кто за это заплатит, чтобы потом не оказалось, что строим для чужой армии. Вот это будет самое печальное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич, пожалуйста. БАГДАСАРОВ С. А. Я что хотел бы сказать? Действительно, мы должны ратифицировать это соглашение, потому что оно подписано нашим руководством. В то же время я хотел бы охарактеризовать реальную ситуацию, которая создаётся как на кавказском направлении, так и в Центральной Азии. Это соглашение, точнее, то, что мы сейчас ратифицируем, слабо связано с теми реалиями, которые там возникли. Я задал не просто так вопрос: а как могут российские Вооружённые Силы использовать инфраструктуру Армении, в случае каких конфликтов? Вот смотрите, есть интересы Армении, есть интересы России в использовании этой инфраструктуры. Инфраструктура Армении - это не что иное, как, если не ошибаюсь, инфраструктура 7-й общевойсковой армии бывшего Закавказского военного округа. И было так, что в Закавказском военном округе основные аэродромы находились не в Армении, а в Азербайджане и в Грузии и оттуда предполагалась авиационная поддержка. Сейчас в Армении, если я не ошибаюсь, находится наша авиационная группировка. Для армянской стороны это выгодно, потому что само присутствие России с учётом военно-политической ситуации обеспечит безопасность Армении перед угрозой со стороны Турции, а такая угроза, как известно, существует. А вот что касается российской стороны, то в случае возникновения конфликтов - а конфликты на ближневосточном театре военных действий в ближайшее время будут нарастать - мы, наверное, могли бы использовать эту небольшую, в общем-то, инфраструктуру для решения каких-то своих задач. Но давайте зададимся вопросом: в случае конфликта на территории Грузии, особенно если Грузия вступит в НАТО (а, наверное, это произойдёт), даст ли нам Армения на это разрешение? Я вам сразу отвечаю: нет. Таким образом, получается, что мы заключаем соглашения, зачастую отвечающие не интересам России, а отвечающие в первую очередь интересам государств - участников СНГ. А в Центрально-Азиатском регионе ситуация ещё более интересная. Я не случайно задал вопрос начальнику Генерального штаба по аэропорту Айни. Хочу вас проинформировать, уважаемые депутаты, о чём идёт речь. Энное время наша авиационная группировка находилась в аэропорту города Душанбе, и с нас таджикская сторона вопреки соглашениям, ранее подписанным (это говорит о том, как они будут относиться к другим соглашениям), требовала за это пребывание плату по так называемым мировым ценам. Под Гиссаром, в 22 километрах, есть аэропорт Айни (хороший, в общем-то, аэропорт, когда-то там был, если не ошибаюсь, завод по ремонту вертолётов), и мы попросили для нашей авиационной группировки этот аэропорт. Вообще-то, предполагается, что, так как Таджикистан входит в Договор о коллективной безопасности, нам аэродром этот должны были предоставить чуть ли не безвозмездно. А так ли это? Да нет, не так, и Николай Егорович это знает. Таджики говорят: вот вложите в него 5 миллионов долларов (там индийцы когда-то хотели что-то строить), вложите сначала 5 миллионов долларов, а потом будете нам ещё и платить каждый год по таким-то, таким-то ценам, и тогда мы подумаем, может быть, действительно стоит передать вам аэропорт с учётом Договора о коллективной безопасности. Почему наши Вооружённые Силы присутствуют, например, в Таджикистане, наша бывшая 201-я дивизия, ныне база, и наша авиационная группировка? Да, мы должны присутствовать, я за присутствие наших войск во всём мире, где только можно. Я недавно посетил в качестве туриста одну из африканских стран, где встречался с руководством этой страны, они даже говорят: "Что же вы нас забыли? Давайте..." Я за то, чтобы мы и там даже присутствовали. Но нюанс заключается в том, что, например, присутствие нашей группировки войск в Таджикистане подразумевает (кстати, мы недавно ратифицировали соглашение по безопасности между Россией и Таджикистаном), что, если будут исходить военные угрозы со стороны Афганистана, Российская Федерация выступит на защиту Таджикистана. Так если подобный односторонний интерес есть со стороны Таджикистана, то вся инфраструктура должна быть передана нам бесплатно, безвозмездно и моментально! Но такого не наблюдается. Если завтра нам, нашей стране захочется провести какую-то операцию (не дай бог, трижды не дай бог!) против Китая, я вам гарантирую, что Таджикистан не даст добро на использование своей инфраструктуры, и вы это, Николай Егорович, знаете. Мало того, уважаемые депутаты, я вот вас проинформирую, как наш союзник относится к нам. Относительно недавно парламент Таджикистана ратифицировал соглашение о передаче Китаю крайне важной в стратегическом, в том числе военно-стратегическом, плане территории площадью 98 тысяч гектаров - я не оговорился, 98 тысяч гектаров, - так называемой спорной территории в Горном Бадахшане, в районе Мургаба. Чтобы вы понимали, о чём речь идёт: это регион крайне важный, за него Россия боролась сто с лишним лет, этот регион даёт возможность контроля, в том числе в военном отношении, над Ферганской долиной, возможность входа в афганский Бадахшан, возможность контроля над Синьцзяно-Уйгурским районом Китая. И вот сейчас таджикская сторона китайцам передала эту территорию, и мы в этом регионе совершенно не присутствуем, хотя в своё время Россия вложила огромные средства (Владимир Вольфович правильно сказал) в создание военной инфраструктуры, военно-стратегической инфраструктуры, в том числе в оборудование трассы, самой, наверное, высокогорной трассы в мире, Ош - Хорог. Мне многократно приходилось пересекать её. Кстати, её в военных интересах использовал Советский Союз, когда стоял вопрос о переброске из Оша, из Ферганской долины в Афганистан, в Файзабад, нашего отдельного мотострелкового полка. А сейчас нам там никто ничего не даст. Узбекистан - это другой... Вы, уважаемые депутаты, прекрасно все помните, какую позицию занимал Узбекистан (я высказываю своё личное мнение, оно необязательно совпадает с мнением фракции) после 2005 года, после известных событий в Андижане, после мятежа "Хизб ут-Тахрир аль Ислами", движения "Акрамия", когда Запад просто блокировал Узбекистан. Вы помните, наш президент Владимир Владимирович Путин летал к Исламу Абдуганиевичу Каримову, мы ему оказали моральную, политическую, прочую поддержку. Нам обещали очень много, но ничего не дали. Если кто-то думает, что Узбекистан, ратифицируя соглашение, даст добро на использование нами своей инфраструктуры (а в Узбекистане очень широко развита инфраструктура, чего стоит один только аэропорт в Чкаловске) для переброски в Афганистан в случае, не дай бог, какой-то необходимости, то он сильно ошибается. Я вам скажу: также сделают вид, что никакого соглашения нет. Теперь давайте, Николай Егорович, реально оценим ситуацию в Центрально-Азиатском регионе и то, для чего нужна нам эта инфраструктура. На сегодняшний день в Афганистане происходят события всем известные - это распад коалиции западных государств, которые там воюют. Канадские бригады, дислоцированы в Кандагаре. Руководство Канады заявило, что при любом раскладе сил в 2011 году они уходят из Афганистана. Английское командование заявило, что надо начать переговоры с движением "Талибан" о приходе "Талибана" к власти в коалиции с правительством Карзая. Даже американцы недавно в приграничной зоне вместе с пакистанцами провели так называемую малую джиргу племён, где также заявили о возможности вхождения "Талибана" в правительство. То есть наряду с воинственными заявлениями о возможности проведения операции в Северо-Западной провинции Пакистана идёт подготовка к тому, чтобы сдать Карзая, и, в общем-то, при красивой мине власть снова перейдёт к "Талибану". Бог с ним, с Карзаем, он гражданин США, улетит в Америку. Но что тогда произойдёт? Я вам рассказываю, что произойдёт, Николай Егорович. Произойдёт то же самое, что было в 99-м году и в 2000 году. "Талибан" захватит власть вместе с Исламской партией Афганистана Гульбеддина Хекматияра, войдёт в Кабул. И тут наши союзники по Договору о коллективной безопасности засуетятся. Я очень внимательно наблюдал, как это было в те годы. Они готовы были нам всё отдать: возьмите всё - аэродромы, дороги, что хотите. Никому в голову даже не приходило с нас один доллар взять, а не только вот те доллары, которые за аэропорт им платят. Я предлагаю, Николай Егорович, очень хороший ход. Ситуация в Афганистане будет развиваться так, как я говорю: "Талибан" войдёт в Кабул, я думаю, это произойдёт в ближайшие три-четыре года стопроцентно, затем повторится то, что было с так называемым Северным альянсом, некие события на Севере, хотя на сегодняшний день "Талибан" пытается договориться и с национальными меньшинствами (таджиками, узбеками, чараймаками, хазарейцами и так далее, и так далее) и, кстати, переносит свои боевые действия уже на север. Вы знаете, немецкий контингент в Кундузе уже начал нести потери, а последняя диверсионная акция была вообще в Хайратоне, это почти Узбекистан. То есть события развиваются по плану. И мы не должны допустить те ошибки, которые мы допустили в прошлый раз. Мы должны предложить свою помощь Узбекистану, Таджикистану, Кыргызстану (по Киргизии, если останется время, я отдельно скажу), но в обмен на что? В обмен на передачу в безвозмездное владение России на сорок девять лет, на девяносто девять лет, во-первых, всех военно-стратегических объектов, которые находятся на территории этих государств. Отдадут, Николай Егорович, я знаю эту братию очень хорошо, отдадут стопроцентно! Заставить передать в распоряжение Российской Федерации целый ряд важных месторождений, в том числе в Горном Бадахшане. Кстати, там, где китайцы взяли, было расположено одно из крупнейших в мире месторождений бора. И это кроме того, что они контролируют теперь эту важную стратегическую магистраль, а не мы контролируем! Тут выступал у нас как-то статс-секретарь по этому самому долгу, говорил, там миллион остался. Так мы за этот символический миллион могли бы весь Горный Бадахшан взять себе под протекторат. Кстати, неплохое место с точки зрения не только стратегии, но и отношения к нашему населению. И по поводу границы. Владимир Вольфович, я вам скажу более интересную вещь. Туркмения - бог с ними, там, кстати, с границей ещё куда ни шло, тем более что Узбекистан их блокировал, Казахстан. А вот таджикско-афганская граница - её нету или же её охраняют бывшие боевики объединённой таджикской оппозиции. Хорошие ребята, но, извините, это как козла в огород пустить. Границы нету, всё открыто, терроризм идёт в нашу сторону. Мы сдуру поддерживаем НАТО своими авиаперевозками, при этом некоторые наши руководители... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Время закончилось. Уважаемые коллеги, мы обсудили данный проект федерального закона, и я, с вашего позволения, выношу его на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2744 по 2762 из 7003
Пункт 11, проект федерального закона "О ратификации Соглашения об оперативном оборудовании территории, совместном использовании объектов военной инфраструктуры государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 10 мин. 37 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3% Результат: принято Принято.