Заседание № 273

19.01.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 829231-6 "О внесении изменений в статьи 5.63 и 19.6-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об усилении административной ответственности в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг; внесён депутатами Государственной Думы С. М. Катасоновым, Д. И. Савельевым).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4971 по 5174 из 5904
Далее рассматриваем два альтернативных законопроекта.                           
                                                                                
Пункт повестки дня 15.1, проект федерального закона "О внесении изменений в     
статьи 5.63 и 19.6-1 Кодекса Российской Федерации об административных           
правонарушениях". Докладывает Сергей Михайлович Катасонов.                      
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В законопроекте, который        
предлагается вашему вниманию, вносятся изменения в статью 5.63 и статью         
19.6-1 КоАП. Предлагается изменить меру ответственности, которая                
предусматривается для чиновников, должностных лиц органов власти и местного     
самоуправления, нарушивших порядок предоставления государственных услуг. Это    
первая статья. Вторая связана с нарушениями при проведении соответствующими     
органами контрольных и надзорных проверок. Мы предлагаем увеличить штрафы с 5   
тысяч до 10 тысяч рублей, при повторном нарушении - до 15 тысяч. Может быть,    
это незначительно, но на самом деле, на мой взгляд, проблема ответственности    
сейчас стоит очень остро.                                                       
                                                                                
По данным представителя президента, уполномоченного по защите прав              
предпринимателей, количество правонарушений по первой статье в сравнении с      
2014 годом возросло в 2 раза, по второй статье - в 3 раза. Что касается         
статьи о нарушениях при проведении контрольных и надзорных мероприятий, в 75    
процентах случаев мерой наказания за данное нарушение является                  
предупреждение. Законопроектом предлагается уйти от такого вида наказания,      
как предупреждение, и ввести новый вид, который не предусмотрен данной          
статьёй, - дисквалификацию. На наш взгляд, из-за того, что в 75 процентах       
случаев нарушений наказанием является предупреждение, многие чиновники          
понимают: максимум, что может им грозить в случае нарушения, - это              
предупреждение. Опыт взаимодействия с органами власти показывает, что одна из   
основных проблем - то, что чиновник не несёт должной ответственности.           
                                                                                
Хочу привести пример. Совсем недавно у нас в Оренбургской области произошла     
трагедия: на трассе Оренбург - Орск в результате перемёта в снежный занос       
попали более восьмидесяти человек и, к сожалению, один человек погиб, один      
человек умер потом, через неделю, и вот у меня есть информация, что вчера       
скоропостижно скончался капитан полиции, причём не тот, который был             
обморожен, а тот, который все эти дни занимался организацией дорожного          
движения и как раз ликвидацией этого затора. Понятно, что прямой связи нет,     
но наверняка человек просто перенервничал, потому что ни должной техники, ни    
должной организации там не было, и они вынуждены были, скажем так, голыми       
руками, ценой своего здоровья вытаскивать пострадавших людей.                   
                                                                                
Я могу вам сказать, что причина этого происшествия не в отсутствии техники,     
как сегодня говорят в МЧС (это известная причина), и не в водителе              
большегруза, который перегородил путь, про которого нам говорили, - всё это     
на самом деле не так. В 2007 году у нас была аналогичная ситуация, когда со     
стороны органов власти наблюдалось бездействие, и тогда, в 2007-м, мы           
проводили депутатское расследование, как раз определяли алгоритм действий       
всех чиновников, МЧС, операторов, службы оповещения и так далее. Так вот, я     
хочу вам сказать, что сейчас полностью всё повторилось, только тогда у нас      
был выброс газа, который накрыл город Оренбург, а сейчас у нас произошло вот    
это.                                                                            
                                                                                
Причина в следующем. На самом деле МЧС и не может обладать всей необходимой     
техникой. У нас даже в советские времена всегда существовал определённый        
порядок: за каждым участком дороги были закреплены предприятие и техника. И     
когда диспетчеры получили информацию о том, что люди находятся в заносе, по     
количеству этих людей уже определяется, что это межрегиональная ситуация.       
Кстати, это мы с вами тоже обсуждали, когда рассматривали изменение в закон     
об МЧС, я говорил, что очень сложно определить сразу, какая это ситуация,       
муниципальная или региональная. Так вот дальше по регламенту в течение сорока   
минут оперативный дежурный ГОЧС должен был доложить председателю комиссии по    
ЧС о ситуации, и тот должен был ввести чрезвычайное положение. Как в 2007       
году оно не было введено, так и в этот раз: 2 января началось всё в 20 часов,   
в течение сорока минут, в 21 час должно было быть введено ЧП, но ввели ровно    
через сутки, и то после того, как узнали, что в направлении города движется     
замминистра МЧС. Если бы это решение было принято вовремя, то,                  
соответственно, в распоряжение сотрудников ГОЧС поступила бы та техника,        
которая находилась в нашем Кувандыкском ДРСУ. То есть весь процесс уже          
регламентирован и расписан, на бумаге всё есть, а чего же нет? Нет              
ответственности, нет желания у чиновника - сегодня это первый заместитель       
губернатора, - который должен был ввести чрезвычайное положение. Принцип        
такой: вводишь ЧП, дашь команду, а потом это всё фиксируется, разбирается,      
можно определять, что было сделано правильно, а что нет. Боязнь взять на себя   
ответственность, принять решение - это сегодня бич практически всей страны,     
мы развратили вот этой безответственностью всех чиновников.                     
                                                                                
Сегодня мы рассматриваем не первый законопроект по этой тематике. Это - одна    
из наших попыток, как-то привести чиновников в чувство: необходимы              
дисквалификация, увеличение штрафов, для того чтобы каждый понимал, что от      
его решений зачастую зависит и жизнь людей. Я предложил бы вам всем             
посмотреть на этот вроде простой с точки зрения ответственности законопроект    
под другим углом и поддержать.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
Пункт 15.2, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 19.6-1    
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Содоклад     
по двум законопроектам сделает Рустам Рифатович Ишмухаметов.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИШМУХАМЕТОВ Р. Р. Спасибо.                                                      
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! По двум законопроектам я        
постараюсь выступить кратко.                                                    
                                                                                
В первую очередь следует отметить, что статья 3.4 КоАП устанавливает такой      
вид административного наказания, как предупреждение, за впервые совершённое     
административное правонарушение при отсутствии причинения вреда жизни и         
здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде,      
объектам культурного наследия, безопасности государства, а также при            
отсутствии имущественного ущерба.                                               
                                                                                
Обращаю ваше внимание на то, что установленные виды административного           
наказания предлагаются к применению в зависимости от тяжести совершённого       
административного правонарушения и обстоятельств, послуживших причиной его      
совершения. С учётом того что предупреждение является важным профилактическим   
элементом в системе мер административного воздействия, исключение его из        
перечня видов административных наказаний по указанной статье представляется     
нецелесообразным. Кроме того, предлагаемая редакция части 1 статьи 19.6-1       
КоАП предусматривает в качестве одного из видов административного наказания     
дисквалификацию на срок от трёх до шести месяцев, однако указанный срок не      
согласуется с частью 2 статьи 3.11 КоАП, в соответствии с которой               
дисквалификация по общему правилу устанавливается на срок от шести месяцев до   
трёх лет.                                                                       
                                                                                
В части, касающейся повышения размеров административных штрафов, полагаю        
возможным отметить следующее. В представленных к законопроекту материалах не    
приводится убедительная аргументация необходимости усиления административного   
наказания за указанное правонарушение, основанная на анализе                    
правоприменительной практики в целом по Российской Федерации,                   
свидетельствующем о неэффективности действующих размеров административных       
штрафов. Приведённые же в пояснительной записке статистические данные           
показывают, что количество привлечённых к ответственности должностных лиц в     
масштабах всей страны незначительно. Кроме того, представленная статистика, в   
свою очередь, свидетельствует о неотвратимости наказания.                       
                                                                                
На основании изложенного Комитет по конституционному законодательству и         
государственному строительству рекомендует Государственной Думе отклонить       
указанные проекты федеральных законов.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Так, уважаемые коллеги, есть ли вопросы по двум законопроектам? Прошу           
записаться.                                                                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                      
                                                                                
Рустам Рифатович, в заключении комитета указывается, что статистика             
применения статей свидетельствует о неотвратимости наказания. А также           
приведены данные о том, что при применении статьи 19.6-1 КоАП должностное       
лицо в 75 процентах случаев только лишь предупреждается. Скажите, разве это     
похоже на неотвратимость наказания? Скорее, это неотвратимость ухода от         
наказания. Прокомментируйте, пожалуйста.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рустам Рифатович Ишмухаметов.                             
                                                                                
ИШМУХАМЕТОВ Р. Р. Спасибо, уважаемый Дмитрий Иванович за вопрос. На мой         
взгляд, статистика, наоборот, подтверждает в первую очередь выявляемость        
таких фактов. С другой стороны, предупреждение, как я уже отмечал, - это тоже   
вид наказания, и, видимо, те, в отношении кого впервые выявляются такие         
факты, повторного нарушения уже не допускают, статистику нужно посмотреть.      
Все доводы комитета я уже доложил, ну и конечно, на мой взгляд, многое здесь    
не согласуется - размеры штрафов и другие моменты, я уже перечислил.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кирилл Игоревич Черкасов.                                                       
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вопрос Рустаму Рифатовичу.                                                      
                                                                                
Уважаемый Рустам Рифатович, предупреждение как наказание - это одно, и в        
принципе фракция ЛДПР всегда выступала за гуманизацию нашего                    
законодательства, но есть такие вопросы, которые хотелось бы, наверное,         
всё-таки прояснить в свете того, что произошло в Оренбурге, или того, что       
сейчас происходит в Кировской области: из-за действий нескольких чиновников,    
которые должны заниматься снабжением, заморожены целые улицы, соответственно,   
это автоматически влечёт понижение в квартирах температур до 5-6 градусов, а    
там живут наши с вами граждане, которые ни в чём не виноваты и никак не могут   
подействовать на этих чиновников. И это в Кировской области происходит          
ежегодно, периодически тот или иной район области замерзает, из-за того что     
или вовремя не провели торги, или вовремя не закупили топливо, а потом          
муниципалитеты несут многомиллионные расходы, вынуждены восстанавливать         
теплотрассы, водопровод и всё остальное. А чиновники перемещаются по            
департаментам и как там четыре года... (Микрофон отключён.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рустам Рифатович Ишмухаметов, пожалуйста.                 
                                                                                
ИШМУХАМЕТОВ Р. Р. Спасибо, Сергей Евгеньевич!                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Кирилл Игоревич! На самом деле тогда в рамках      
этого вопроса можно рассматривать вообще все виды деятельности чиновников.      
Сейчас мы говорим конкретно об увеличении размера административного штрафа.     
Конечно, сюда можно сейчас и ЖКХ, и вообще все виды полномочий органов          
местного самоуправления, государственных служащих всех уровней... Но тем не     
менее я хотел бы всё-таки подчеркнуть, что у нас идёт речь, в рамках вот        
этого пункта, об административном штрафе за несоблюдение должностными лицами    
требований законодательства о государственном контроле (надзоре), о             
муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии       
оснований для её проведения к примеру. Здесь в первую очередь мы говорим о      
размере штрафа, который не соответствует реалиям сегодняшнего дня.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5183 по 5238 из 5904
Коллеги, кто хотел бы выступить по законопроектам? Нет желающих.                
                                                                                
Сергей Михайлович, вы что-то добавите к сказанному? Нет. Рустам Рифатович?      
Тоже нет.                                                                       
                                                                                
Ставлю на голосование пункт 15.1, проект федерального закона "О внесении        
изменений в статьи 5.63 и 19.6-1 Кодекса Российской Федерации об                
административных правонарушениях".                                              
                                                                                
Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.)      
                                                                                
Пункт 15.2, проект федерального закона "О внесении изменений в статью19.6-1     
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".              
                                                                                
Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.)      
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 15.1.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              185 чел.41,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    185 чел.                                          
Не голосовало                 265 чел.58,9 %                                    
                                                                                
За - сто восемьдесят пять.                                                      
                                                                                
Покажите результаты голосования по пункту 15.2.                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              183 чел.40,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    184 чел.                                          
Не голосовало                 266 чел.59,1 %                                    
                                                                                
За - сто восемьдесят три.                                                       
                                                                                
Законопроект под пунктом 15.2 отклоняется.                                      
                                                                                
Ставлю ещё раз на голосование законопроект под пунктом 15.1.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              195 чел.43,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    195 чел.                                          
Не голосовало                 255 чел.56,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.