Заседание № 274
05.02.2020
Вопрос:
О проекте федерального закона № 828623-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части усиления гарантий прав ребёнка на получение алиментов" (в части установления минимального размера алиментов, а также о государственном обеспечении выплаты алиментов за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации в период розыска родителей, уклоняющихся от их уплаты).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2843 по 3667 из 4558
Переходим к 7-му вопросу. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части усиления гарантий прав ребёнка на получение алиментов". Докладывает Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаю перейти от такого важного, может быть, действительно любимого дела - законотворчества (с собственным именем под законопроектами) к главному. А что главное для нас было, есть и будет в нашей стране? Главное - это дети. Вот этот законопроект посвящён защите детей, причём не просто всех детей, которых, слава богу, наконец мы сейчас будем всячески поддерживать материально (морально всегда поддерживали), здесь речь идёт о самых незащищённых, самых обделённых детях - брошенных отцами и матерями, да ещё и находящихся в самом сложном материальном положении, без денег. Без любви и без денег, понимаете? И таких детей у нас миллионы! Вот некоторые цифры. В 2019 году в Федеральной службе судебных приставов находилось 1,2 миллиона судебных дел по неплательщикам алиментов на общую сумму 167 миллиардов рублей. Вот такой ком проблем из года в год перетекает - находят немногих, заставляют платить ещё меньшее количество. Из этой суммы, получается, горе-родителями не возмещается детям задолженность в размере 100 миллиардов рублей. Эти деньги не получают одинокие матери, одинокие отцы, а самое главное - дети. Всего 800 тысяч беглецов, и из года в год статистика не меняется. Порядка 3 миллионов детей растёт в семьях, где не получают алименты, назначенные судом. Для меня было шоком, что среди неплательщиков есть и женщины, и их немало. Я вам приведу статистику: из 100 процентов неплательщиков алиментов 22 процента - это женщины и 78 процентов - мужчины, то есть 180 тысяч матерей бросили своих детей на произвол судьбы, оставили на руках иногда даже не у отца, а у бабушки, дедушки или попечителя и занимаются своей жизнью. Моё предложение, уважаемые коллеги, заключается в следующем. Если есть решение суда, но не могут найти неплательщиков судебные приставы, ищет полиция, ищет милиция - не находят, давайте платить из средств государственного фонда. Предлагаю создать специальный фонд, из которого эти деньги в размере минимального прожиточного минимума по региону в обязательном порядке будут выплачиваться таким семьям. Когда будут найдены (а это рано или поздно должно случиться) неплательщики, с них, что называется, полным рублём и с процентами эти средства будут взысканы - деньгами ли, имуществом ли, другими разными способами, принудительными работами и так далее - и возвращены обратно государству. То есть речь не идёт о том, чтобы деньги просто так раздать, выдать, выплатить, это возвратные средства. Я считаю, что это давно нужно было сделать, и я выходил с такой инициативой раньше, но она не была поддержана. Сейчас я призываю вас услышать все эти заявления о новом направлении - новой, правильной философии сбережения и приумножения нашего народа. И понятно, что с этих детей нужно начинать, потому что иначе что получается, уважаемые коллеги? Если мы не заплатим из этого фонда, тогда эти деньги будут выплачиваться им как малоимущим, малообеспеченным - вместо горе-отцов, горе-матерей будет платить бюджет, причём безвозвратно! Давайте эти деньги, сотни миллиардов рублей, лучше действительно направим на дополнительную помощь, сверх того, о чём я говорю. Для справки приведу вам исторический факт. Вот мы с Валентиной Владимировной Терешковой обсуждали этот вопрос, и она напомнила, а я нашёл в Интернете, что по постановлению Совета министров, председателем которого был Алексей Николаевич Косыгин, такой фонд в СССР был учреждён. Он наполнялся государственными деньгами, ну а затем, естественно, возвратные деньги в него поступали и таким образом компенсировали эти бюджетные расходы. С 1984 года действовало это постановление, № 134. Объёмы были больше даже в советское время. Вот приведу вам такую статистику: тогда таких беглецов было гораздо больше - 7 миллионов. Это, видно, такая болезнь, которую ну никак не удаётся нам вылечить через воспитание, через моральные, этические какие-то требования к нашему обществу. Но от этого не должны страдать дети. Много мы приняли правильных решений за последнее время, для того чтобы ужесточить требования к этим отцам, матерям: мы ввели уголовную ответственность - существует даже уголовная ответственность, статья 157 (до года); 15 суток можно получить; запрет на выезд за границу; запрет на продажу машины; запрет на пользование водительскими правами есть в законодательстве; конфискация имущества - но чего-то не хватает. Не хватает возможности, желания, не знаю, прежде всего исполнительных наших структур. И я считаю, коллеги, когда деньги из этого фонда - а этот фонд будет наполняться из Фонда национального благосостояния, из любых других государственных средств - будут выплачены, вот тогда и активность судебных приставов будет иной, потому что с них будут уже спрашивать и за деньги в том числе, а не просто за выполнение этой работы: нашёл - хорошо, не нашёл - ну и ладно. Вот в этом смысле мы получим активизацию всех наших служб. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. С содокладом выступает Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вчера по телевидению, у Малахова, - некоторые наши депутаты там были, спасибо Оле Казаковой, она очень хорошо говорила - показывали ночные клубы и как там отдыхает молодёжь. И я не могла смотреть, честное слово, это ужас какой-то был! Я вот думаю, почему же такая статистика (за 2018 год у меня только данные есть, за 2019-й нам пока не дали): браков было зарегистрировано 893 039, а разводов - 583 942, две трети почти, больше половины, почему так происходит? Вот я и начала с того, что видела вчера. Хорошо, что своих детей я успела воспитать в советское время, потому что воспитание зависит не только от семьи, зависит во многом от нашей государственной политики, от средств массовой информации. Ведь если будут показывать и рассказывать, как некоторые по пять раз замуж выходят и как и для чего они живут, то, извините, тогда мы с вами далеко не уедем: будем ещё и ещё выделять деньги, платить (государство сегодня много платит всё-таки: детям на воспитание, помогает семьям - этого я не могу отрицать, это идёт через наш комитет), но это не поможет в плане воспитания. Вот почему сегодня большое внимание надо уделять воспитанию. Тема алиментов. Это как раз о тех, кто развёлся, или, например, мама оставила детей отцу - такое тоже есть, вот 20 процентов женщин. Это вообще непонятно, позор! "Мать" - это слово всегда было святое, дети и мать - это первое, что... И в то же время мы говорим о том, что эти алиментщики, кроме того что мало платят, ещё и убегают. Этого нельзя отрицать, только то, о чём сейчас рассказывал нам депутат Нилов... Там не всё так, в законопроекте-то. Первое, чего он требует в законопроекте, - чтобы обязательно выплачивали алименты в сумме не ниже прожиточного минимума. Это твёрдая сумма - твёрдую сумму нельзя устанавливать, потому что у нас в Семейном кодексе чётко записано (и в советское время так было), что если один ребёнок брошен, то 25 процентов зарплаты, двое - это 30 процентов, 50 процентов на троих детей и не больше 70 процентов, если много детей, это всё есть. Кроме того, бывает ещё, что суды это определяют, если мама подаёт в суд. Бывает так, что ребёнок, который остался без отца или без матери, живёт в лучших условиях, чем, например, там, где новая семья появилась, и такое бывает, и у нас есть законы о том, что суды это решают. Так что очень много лишнего в этом законопроекте. Как может, например, безработный, получающий у нас сегодня до 8 тысяч, в размере прожиточного минимума заплатить алименты? Как он сам будет жить? Для этого суд и определяет... И самое главное. Сегодня так уверенно рассказывал нам Олег Анатольевич о том, что должен быть государственный фонд и из него нужно платить вот этим детям, которые остались, а беглых родителей, так сказать, потом разыскивать и возвращать с них. Да вы знаете, ни о каком государственном фонде в законопроекте нет речи: он пишет, что из местных бюджетов надо выплачивать вот эти деньги, а мы не можем это повесить на местные бюджеты. О таком фонде и мы все мечтаем, я была на совещании в правительстве, говорила об этом фонде - у нас был "круглый стол", и я говорила об этом фонде: давайте создадим такой фонд, будем выплачивать и будем таких вот нерадивых отцов и матерей разыскивать. У нас его нет, и правительство пока не соглашается. Поэтому мы не можем поддержать данный законопроект, и почти все регионы (только два положительных отзыва от законодательных органов и два от исполнительных, остальные все против), и правительство, и суды - все против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. ИОНИН Д. А. У меня вопрос к Тамаре Васильевне. Тамара Васильевна, вы сказали в своём выступлении, что это повесят на местные бюджеты, а вешать на местные бюджеты это просто нельзя. Вот я один из авторов законопроекта, и я вам хочу сказать, что на региональные бюджеты, а не на местные предлагают повесить. Вы в комитете ознакомлялись с текстом нашего законопроекта? Мы как будто о разных вещах говорим: вы про местные - мы про региональные бюджеты. ПЛЕТНЁВА Т. В. Извините, да, конечно, на региональные, правильно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Олег Анатольевич, если установить, как вы предлагаете, минимальный размер алиментов не ниже прожиточного минимума, тогда возникает вопрос: как быть тем, у кого заработная плата чуть выше этого минимума? Ведь в такой ситуации у них вообще не остаётся средств к существованию - получается, из одной крайности в другую. И зачем тогда устанавливать конкретную позицию на этот счёт? И объясните, о каком именно фонде вы вели речь, когда докладывали данный проект федерального закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову Олегу Анатольевичу включите микрофон. НИЛОВ О. А. Так, первое. Вы не совсем внимательны: речь идёт не о том, чтобы не меньше прожиточного минимума в обязательном порядке составляла та выплата, которая определяется судом, нет, суд определяет в соответствии с законом: 25 процентов - значит, 25 процентов; есть инвалидность, иждивенцев много - суд в это вникает. А я говорю о тех, кто убежал. Вот если у такого есть, значит, постановление суда - платить, ну, 5 тысяч рублей, но он не платит эти 5 тысяч рублей, он бегает, тогда за него платит региональный бюджет, а фонд помогает региональному бюджету. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) НИЛОВ О. А. Да такая возможность есть, уважаемая Тамарочка, вы знаете прекрасно! Беспроцентный кредит любой регион может взять? Может регион взять беспроцентный кредит сегодня, в Фонде национального благосостояния даже, - почему бы так не решить вопрос? Беспроцентный кредит! А потом будут взыскивать полную сумму, которую заплатил региональный бюджет. И вот если он должен был платить по 5 тысяч, а у него много детей и малый заработок, за него заплатит региональный бюджет, там, 10-12 тысяч, и потом, когда с него будут взыскивать, с него будут взыскивать 10-12 тысяч, вот в чём здесь загогулина. А вы неправильно прочитали. С этим понятно, да? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Марченко Евгений Евгеньевич. Тамара Васильевна, вы в заключительном слове, если с чем-то не согласны, можете отреагировать. Извините, Евгений Евгеньевич. Пожалуйста. МАРЧЕНКО Е. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Анатольевич, у меня вопрос вот следующего порядка. Вот у нас в законодательстве ещё с советских времён вот эта ставка процентная по алиментам, о которой вы сказали, - 25 процентов. Ну, это идёт с тех времён, когда зарплата инженера была 100 рублей и на ребёнка уходило 25 рублей. Сейчас ситуация вообще поменялась, вообще другая жизнь, другой мир. Имеет ли смысл, например, пересмотреть эти ставки? Почему? Потому что в каких-то ситуациях 25 процентов мало, в других ситуациях (например, где папа - олигарх) 25 процентов - это очень много. Может, имеет смысл, например, на какие-то фиксированные выходить суммы? То есть как бы надо идти в ногу со временем. Я думаю, вы понимаете, о чём я говорю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Я считаю, что самое главное - добиться того, чтобы ни один ребёнок в нашей стране не был вообще нищим, брошенным, тем, на кого даже 10-12 тысяч в месяц не приходится, вот этот законопроект решает эту проблему. А решать проблемы детей, у которых папы и мамы олигархи, - это другая история, не думал на эту тему и не думаю, что буду заниматься ею в ближайшее время, пока мы не решим проблему вот этих брошенных, нищих, действительно забытых, обездоленных детей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Олег Анатольевич, ну, нашли папу, а у него ещё одна семья, и в этой семье два ребёнка, а заработная плата низкая - так что, этих детей бросить под забор? НИЛОВ О. А. Нет, конечно. Ещё раз говорю: нашли папу - пусть платит столько, сколько определит суд; вот если суд определит многодетному папе на этого ребёнка платить 25 процентов, на остальных останется 75 процентов, это всё решает суд. Но я говорю о том случае, если папа бегает: вместо него платит государство в размере прожиточного минимума, а когда такого папу поймают, с него получат в размере прожиточного минимума, если он будет больше, чем папа может платить, - нечего бегать! Но я напомню, сегодня для таких беглецов уже есть даже более суровая ответственность - 0,1 процента за каждый день просрочки, так что мой вариант ещё не самый страшный. Если посчитать вот эти пени - а бегают, я вам говорю, годами, - суммы задолженностей могут быть и 500 тысяч, и 800 тысяч, и больше. Самая главная цель здесь, ещё раз акцентирую внимание, - с момента принятия закона сделать так, чтобы больше ни один ребёнок, брошенный родителями, не оставался, извините, без хлеба и молока, вот эту задачу давайте решать. А вы думаете и о папе, как в его положение входить, - нет у меня сейчас ответа, как в его положение входить, это очень сложный вопрос, их миллион сегодня бегает, и они все разные. Поэтому цель одна: давайте решим вопрос по брошенным детям, у которых нет ни копейки. Вы знаете, какие истории есть? Вы извините, вообще катастрофа там: мать выбросилась из окна с детьми - может, с ума сошла, но точно не от хорошей жизни, а от того, что денег, скорее всего, нет; просто бросают, подкидывают куда-то детей, а основная причина - нищета. Давайте вот эту задачу решать: она массовая, 2 миллиона детей сегодня не получают денег, понимаете? Почему? Потому что государство не смогло найти папу, поймать папу, взыскать с него деньги. Не смогло - за это дайте беспроцентный кредит. Речь идёт о том, что не просто так эти деньги будут даны, это беспроцентный кредит. Когда найдёте, взыщете полным рублём и с пенями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос и к докладчику, и к содокладчику. Уважаемый Олег Анатольевич, уважаемая Тамара Васильевна, не согласны ли вы, чтобы в данном законопроекте одна мысль, на мой взгляд, здравая - возможность компенсации за счёт средств государства, скажем так, вот этих алиментов за родителей, которых найти не могут, - всё-таки осталась? Всё остальное, что сегодня мешает, в частности приравнивание к прожиточному минимуму... Я так понимаю, не все по большому счёту нуждаются в алиментах (имеется в виду - в помощи государства): может быть, мама обеспеченная или, там, вторая семья достаточно обеспеченная... Вот может ли быть реализована именно сама идея помощи самым нуждающимся, самым обездоленным семьям, где второй половинки, что называется, нет, она скрывается, - чтобы государство помогало? Готов ли в данном случае Олег Анатольевич отказаться от той части, которая критикуется комитетом, а комитет - принять ту часть, которую Олег Анатольевич в качестве основной преподносит? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Начнём с Олега Анатольевича. Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Да, я готов, потому что в этом концепция. Ещё раз скажу, что здесь речь идёт только о тех родителях, которые обратились в суд, получили судебное решение, а оно не исполняется, понимаете? Вот об этом идёт речь. Если оно не исполняется, по идее, суд должен принять другое решение, о котором я говорю, - чтобы государство выплачивало сумму в размере прожиточного минимума в регионе, вот и всё. Думаю, миллион родителей могли бы сделать коллективное обращение, дойти до Конституционного Суда и добиться того, чтобы государство это выплачивало, раз не может быть исполнено судебное решение, но мы можем пойти более коротким путём, приняв вот этот законопроект. А что касается нюансов, конечно, я готов убрать любые нюансы. В данном случае обсуждается, в каком размере выплачивать: либо в размере, определённом судьёй, либо в размере, предложенном мною. Готов пойти на компромисс - пусть будет для начала размер, определённый в судебном решении. Но, мне кажется, в контексте решений, которые мы сегодня рассматриваем при обсуждении конституционных поправок, послания президента, надо привязываться к прожиточному минимуму, придерживаться всё-таки прожиточного минимума. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Я ещё раз повторяю, что то, о чём говорит Олег Анатольевич... Если вы его внимательно слушаете, замечаете, что у него по ходу рассуждений появляются всё новые и новые предложения: вот теперь давайте беспроцентный кредит дадим, давайте сделаем что-то ещё. Хорошая идея, чтобы дети были обеспечены, - как будто бы мы все против этого! Я человек, который занимается законом, а в законе ничего подобного нет: использовать твёрдую сумму неправильно, никакого фонда алиментного нет. Комитет много бился над этим. Если регионы имеют возможности (а сегодня все дети стоят на учёте и, кроме того, получают пособия), они помогают. Как вы знаете, сегодня много принято решений, в частности, мы же с вами приняли закон, в соответствии с которым у нас сейчас приставы получили новые права и отслеживают всё очень тщательно. Поэтому все эти вопросы - это судебные вопросы. Также по неустойке мы с вами приняли закон, я сама внесла тот законопроект: в 90-е годы многие не работали и миллионы задолжали - всё, их уже хотели чуть ли не тюрьму всех сажать. Так вот по неустойке мы отладили всё законом, так что суд решает все эти вопросы. Представленный законопроект абсолютно ничего не даст, он абсолютно лишний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, я обращаю ваше внимание на концепцию данного законопроекта. Там есть много положений, которые сегодня действительно неисполнимы. Всем сумму прожиточного минимума выплачивать в принципе нереально. Кроме того, многие семьи не нуждаются в такой поддержке даже после развода в силу разных обстоятельств: в силу приличного заработка второго родителя либо в силу того, что у появившейся второй семьи имеются соответствующие доходы. Но сама идея... Я думаю, к каждому из вас приходила на приём мамочка, которая рассказывала, что её с ребёнком бросил его папа (ну, бывают случаи, когда бросает и мама, но гораздо реже) и никаких возможностей взыскать с него что-либо у неё нет. Женщина обратилась в суд, вынесено судебное решение, но отец, или супруг, где-то бегает, его нет, он скрывается, он скрывает свои доходы, а ребёнка воспитывать надо. Ребёнка надо воспитывать, ему надо покупать школьную форму, его надо нормально кормить, ну и, по большому счёту, развивать, и государству стоять в стороне в данном случае совершенно неправильно! Что мы предлагаем? Мы предлагаем всё-таки поддержать этот законопроект концептуально, вычистить из него всё, что сегодня не может быть реализовано, и то, что неправильно и, может быть, несправедливо. Но идею того, чтобы государство в лице субъекта Российской Федерации компенсировало самым нуждающимся (повторяю, не всем семьям, не всем, кто имеет право на алименты, а именно самым нуждающимся, в индивидуальном порядке) сумму из бюджета субъекта с последующим возмещением соответствующего родителя, когда он найдётся, когда его обнаружат, когда выявятся его дополнительные доходы, - вот эту идею стоит поддержать, тем более что наши избиратели неоднократно насчёт этого высказывались и уже есть несколько законопроектов на эту тему. Фракция предлагает поддержать в первом чтении и глубоко переработать законопроект, реализовав самый главный его посыл. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Окунева Ольга Владимировна, выступление от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ОКУНЕВА О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Абсолютно уверена, что в этом зале нет людей, которые считали бы, что не надо исполнять свои обязательства перед детьми. Безусловно, каждый из родителей должен исполнять свои обязанности перед детьми и дети должны жить в достойных условиях. Если в семье случается развод и кто-то из родителей уходит из семьи, то, безусловно, и папа, и мама должны нести ответственность за то, в каких условиях живёт их ребёнок. Все вы и наша фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" совсем недавно поддержали закон о внесении изменений в Семейный кодекс. Речь шла о дополнительных расходах и ответственности родителей, уплачивающих алименты по решению судов, о несении дополнительных расходов на создание условий для проживания ребёнка, на решение его жилищных проблем. Мы постоянно работаем вместе с Министерством юстиции над тем, каким образом повысить ответственность родителей, не уплачивающих алименты на содержание детей. Мы рассматриваем вопросы систематической уплаты алиментов: за какой-то короткий период, вернее, длительный период алименты выплачиваются раз в год и человек не считается систематически уплачивающим алименты, в его отношении не применяется должных мер ответственности. Наша фракция считает, что недостаточно хорошо службой судебных приставов осуществляется розыск должников, и мама сама вынуждена - и мы с вами предоставили ей такое право в соответствии с законодательством - идти к работодателю, искать этого должника, а он, может быть, переехал в другой регион. Тем не менее, будучи единомышленниками с точки зрения ответственности тех, кто не уплачивает алименты, мы сегодня, уважаемые коллеги, говорим о конкретном проекте закона и о концепции конкретного проекта закона. Мы с вами, безусловно, знаем о состоянии бюджетов наших регионов и об их возможностях в части дополнительных расходов. К сожалению, авторы законопроекта, которые заботятся об улучшении положения детей, чьи родители должны выплачивать алименты, не предусматривают соответствующих механизмов, в том числе возврата сумм в бюджеты субъектов: каким образом субъекты будут взаимодействовать со службой судебных приставов, чтобы вернуть эти деньги? Законопроект, к сожалению, не стимулирует к трудоустройству должников, он не обязывает их искать работу, они могут скрываться, проживать на другой территории. И я соглашусь с коллегами, которые говорили о детях, живущих в другой семье, мы обязаны и о них тоже думать и учитывать их потребности. Я обращаюсь к авторам с предложением: давайте будем совместно продолжать работу над тем, чтобы каким-то образом этих безответственных людей наставить на истинный путь, чтобы они получали заработную плату и заботились о своих детях, чтобы мамам не надо было ходить в суды, к приставам и, как авторы сказали, в том числе отдельным отцам не приходилось взыскивать алименты, когда мама является должником. Всё это недопустимо! Ребёнок должен жить в семье, если же семья распалась по каким-то причинам, то родители должны отвечать за своих детей, за то, есть ли у них школьная форма, портфель, получают ли они горячее питание. А субъекты, безусловно, разрабатывают сами дополнительные меры поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, несмотря на состояние своих бюджетов, всегда стараются помочь. Наша фракция соглашается с доводами профильного комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Владимировна. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. Александр Николаевич, от фракции выступление? От фракции ЛДПР. ШЕРИН А. Н. Уважаемые депутаты Государственной Думы! Наше государство - это государство, в котором ежегодно выплачивают до 90 миллиардов рублей нефтяным компаниям за то, что они не повышают стоимость топлива на заправках, государство, в котором могут отобрать квартиру за долги по услугам ЖКХ, и вот мы с вами сегодня рассматриваем очень важный законопроект, и камнем преткновения является вопрос о нехватке денег в бюджете нашей страны. Фракция ЛДПР, естественно, поддержит данную законодательную инициативу, потому что эту идею много раз высказывал Владимир Вольфович Жириновский, и, как зачастую бывает, эту идею, эту инициативу вносит другая фракция, но мы, конечно же, поддержим концепцию данного законопроекта. Единственное, с чем мы не согласны: мы считаем, что фонд необходимо создавать не региональный, а государственный, это задача государства, Российской Федерации - делать всё возможное для увеличения численности населения. А теперь, коллеги, несмотря на эмоциональность данного вопроса, я хотел бы с экономической точки зрения доказать вам, что вы делаете совершенно неверно, когда говорите о том, что нельзя этот законопроект поддерживать. В том числе с экономической точки зрения вы нанесёте ущерб нашему государству, если не поддержите эту инициативу. Речь идёт о ситуации, когда по решению суда маме ребёнка или отцу ребёнка положено получать алименты, но родитель не может по какой-либо причине добиться их получения. Предложение о создании государственного фонда, из которого будут выплачиваться алименты на ребёнка (а затем государство уже самостоятельно будет взыскивать эти денежные средства с должника - отца или матери ребёнка, за которого своевременно эти денежные средства из бюджета страны были выплачены), субъекты Российской Федерации, несомненно, поддержат, и это увеличит покупательную способность населения, а государство, когда потребует возврата своих денег, поверьте, приложит гораздо большие усилий, чтобы вышибить эти деньги с должника, нежели может приложить мама ребёнка, пытаясь его накормить, одеть, обуть и купить ему всё необходимое. Мы с вами сегодня рассматривали законопроект о минуте молчания, о трагическом событии - начале Великой Отечественной войны, и мы знаем, сколько миллионов молодых ребят и девушек погибли, у них так и не родились дети. Демографический удар по нашей стране был нанесён ещё в те времена, в годы Великой Отечественной войны, и в 90-е годы был нанесён второй демографический удар. Именно поэтому Президент Российской Федерации говорит о проблеме народосбережения и увеличения численности населения. Так вот, по статистике на 2019 год, на тысячу мужчин приходится 1154 женщины. Женщин больше, чем мужчин, и, как ни крути, получается так, что, если женщина заводит ребёнка, она может остаться без супруга, без мужчины. У нас, к сожалению, страна воюющая, сегодня молодые мужчины погибают не только в ДТП, на работе, но и на войне, и очень многие дети растут без родителей. Я вспоминаю крылатую фразу чиновницы, которая сказала, дескать, государство не просило ваших родителей вас рожать. Сегодня мы от лица Государственной Думы, как государственного органа, должны сказать: мы просим вас, уважаемые женщины, рожать детей, и вот этот флаг Российской Федерации и герб за моей спиной являются гарантами того, что, несмотря ни на что, в какой бы жизненной ситуации вы ни оказались, государство будет помогать вам растить ваших детей. Вечером, когда мама будет сажать ребёнка за стол, она не положит ему в тарелку исполнительный лист судебных приставов, которые не смогли найти алиментщика, она должна ему положить туда еду, она должна своевременно оплатить школу, она должна оплатить детский сад, купить ребёнку одежду. И я абсолютно уверен в том, что, несмотря на то что звучит фраза: "Не спрашивай, что государство сделало для тебя, скажи, что ты сделал для государства", когда человек рождается, в первую очередь что-то государство должно сделать для него, а когда он вырастет, встанет на ноги, он будет благодарным гражданином своей страны, потому что мама будет воспитывать его в том духе, что, мол, когда мне было тяжело, меня наша страна не бросила одну с этой проблемой, государство меня поддержало. И поверьте мне, большинство поступлений по налогам на сегодняшний день в субъектах Российской Федерации, которые идут на финансирование решения многих вопросов регионов, - это поступления по НДФЛ. Многие налоги просто уходят в другой регион, в основном в Москву. Так вот, когда в регионах рождается всё больше и больше людей и остаётся там жить и работать, когда соответствующие заработные платы выплачиваются в регионах, вот это и есть залог того, что потом эти затраты вернутся в бюджет нашей страны. Поэтому я абсолютно уверен, что с экономической точки зрения мы с вами заинтересованы в том, чтобы сегодня государство вкладывало в человека. А как быть с гастарбайтерами, которые действительно имеют несколько семей? Папа уехал, например, в Узбекистан - и мы скажем, что это не наш ребёнок, не наш гражданин? Да это наш гражданин, и мы должны оказывать поддержку! Ещё раз, речь идёт о том, что в стране поддерживаются материнство и детство. Я согласен, хорошая идея - увеличить материнский капитал, выплата за первого ребёнка, но, согласитесь, от этого в основном выигрывают банки, потому что, как правило, деньги идут на погашение ипотеки, в том числе выплата за третьего ребёнка, и банк своевременно получит свои деньги. Да, хорошо, если у нас малоимущие будут получать пособия на детей в возрасте до семи лет, но, ещё раз говорю, как быть с теми, у кого есть на руках решение суда, но мама не может добиться того, чтобы ей выплачивали алименты? Здесь звучала фраза по поводу минимального размера оплаты труда, коллега говорил о тех, у кого зарплата 8 тысяч рублей. Извините, мы, вообще-то, в Конституции пытаемся записать, что у нас минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума, и если кто-то получает меньше МРОТ в каком-то регионе, то нам необходимо принимать по отношению к этому региону соответствующие меры. Так что все аргументы, которые здесь были приведены не в пользу данного законопроекта, я считаю несостоятельными, фракция ЛДПР поддержит данную законодательную инициативу. Государство должно помогать одиноким родителям, они должны гарантированно получать ежемесячные выплаты, а те деньги, которые государство заплатило за алиментщика его супруге или супругу, государство уже в индивидуальном порядке будет взыскивать с каждого алиментщика по решению суда, поэтому мы за. Во втором чтении можно все проблемные вопросы урегулировать и принять данный законопроект в третьем, окончательном чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. Байгускаров Зариф Закирович, пожалуйста. БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, авторы законопроекта полагают, что необходимо создать фонд за счёт кредита субъектам Российской Федерации и оттуда выплачивать алименты. У них сегодня и так состояние не очень хорошее, а мы сейчас их обяжем ещё выплачивать долги, потому что алиментщики, надо признать, всё равно долги не вернут. Ну, авторы законопроекта не учитывают то, что в прошлом году мы внесли изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, и теперь чётко понятно, что в случае неисполнения судебного решения и невозможности найти в течение года должника взыскатель обращается в орган соцобеспечения и государство ежемесячно выплачивает пособие на ребёнка. Это правило работает, и все им пользуются. Возможно, конечно, что кто-то по незнанию... возможно, некоторые работники Федеральной службы судебных приставов по незнанию это не объясняют, поэтому люди свои пособия ежемесячно не получают. Но это другой вопрос, к данному законопроекту никакого отношения не имеющий. Также авторы законопроекта указывают, что в качестве минимального размера алиментов необходимо установить прожиточный минимум для детей. Но и сегодня, если алименты выплачиваются в малом размере, женщина обращается в суд, и суд устанавливает алименты в твёрдой денежной сумме, учитывая материальное положение семьи, материальное положение самого должника. Эта система работает, и возможность её использования зависит только от самого взыскателя, то есть от женщины с детьми. Так что здесь ничего менять не требуется. Далее. Допустим, мы создадим фонд, но очень много случаев, когда женщины живут со своими мужьями и по договорённости с ними обращаются в суд, чтобы суд вынес формально решение о взыскании алиментов и был снижен размер алиментов первой жене либо размер выплачиваемых кредитов и так далее, могут быть и другие причины. И большинство женщин будут обращаться в суд, чтобы получать деньги из этого фонда, от государства, и в то же время будут проживать совместно со своими мужьями. Этого нельзя допускать, потому что государство и так много помогает семьям и, конечно, выплачивать алименты за кого-то не должно. И последнее. В прошлом году, в октябре, был принят закон, созданы особые условия прохождения службы в Федеральной службе судебных приставов. Да, у них были недоработки, но была низкая зарплата, была социальная незащищённость, поэтому, конечно, они не работали так, как надо, была большая текучка кадров. Сейчас закон вступил в силу, и, конечно же, они будут работать более эффективно, поэтому таких случаев, как описывают, я надеюсь, впредь не будет. Просьба отклонить законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. Дмитрий Александрович, от фракции? Поставьте семь минут. ИОНИН Д. А. Уважаемые коллеги, вот все сюда выходят и вроде признают, что есть проблема, - все абсолютно! И все говорят: надо с этим что-то делать, надо куда-то нам двигаться, надо какие-то решения разрабатывать... Ну давайте всё-таки придерживаться принципа "критикуя, предлагай"! Вот "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", практически вся фракция, внесла соответствующий законопроект, Олег Анатольевич его доложил. К нему есть претензии, есть вопросы? Да, но при этом вы говорите, что концепция правильная, что это надо реализовывать, только надо как-то по-другому. Как? Понимаете, уже много лет этот вопрос висит, проблема эта есть. Сегодня с утра я ходил на пресс-подход от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Кто ходил на пресс-подходы - коллеги, многие из вас ходили, - тот знает, что там не предусмотрены вопросы по итогам. Но сегодня, когда я выступил, мне по итогам прямо журналисты говорят: "Подождите, не уходите! Скажите, почему уже несколько лет не принимается подобный закон? Почему так долго его не вносили в повестку?" Спрашивают меня - мне что на это ответить? Что Государственная Дума не торопится принимать такие законы, не торопится принимать такие меры? Мы несколько лет ждали, наконец законопроект в повестке, но теперь нам говорят: "Ну, неплохо, неплохо, но надо как-то по-другому". А как - не говорят! Вы понимаете, это же волнует не журналистов, не какое-то отдельное сообщество, это же волнует сегодня всех, потому что речь идёт об алиментах. Это не карманные деньги, это не деньги на мороженое, это не дополнительный доход - часто это вопрос выживания конкретного ребёнка! И что может мать-одиночка, как она может заставить работать всю эту громоздкую систему, чтобы эти деньги получить? Региональная неделя - два примера выписал специально, без фамилий, только с именами. Юля из города Алапаевска ко мне пришла на приём: на алименты подала в 2009 году, ребёнку уже 17 лет - ни копейки, больше миллиона сумма задолженности. Сания, живёт в Екатеринбурге, отец ребёнка - в Новосибирской области. Приставы его искали-искали, искали-искали и говорят: "Вот мы его нашли, сейчас мы у него всё арестуем!" Она им говорит: "Это не он, вы какого-то другого мужчину нашли". "Да?" - удивился пристав и пропал, перестал брать трубку. Что, человеку ехать в Новосибирскую область и трясти пристава? Да, можно сказать, что вопрос в плохой работе службы судебных приставов, и, конечно, с этим тоже надо что-то делать, а не просто так нам об этом говорить, но мы предлагаем интересный, адекватный механизм: пусть государство заплатит вперёд, а потом эти деньги взыщет, потому что государству гораздо проще взыскать деньги с неплательщика, чем матери-одиночке. Давайте не будем отрицать это! Когда государству что-то надо, оно найдёт и наизнанку вывернет, чтобы забрать то, что ему надо, а мать-одиночка не вывернет и не заберёт. Тамара Васильевна Плетнёва, выступая от комитета, сказала, что не этим надо заниматься, а воспитанием. Но поздно воспитывать тех, кто не готов думать о своих детях, не занимается их содержанием, не занимается вопросами их выживания! Тут нужны конкретные меры, и наше предложение здравое, рациональное. Коллеги, если вы считаете, что в таком виде закон не будет работать, предложите свой, скажите, в каком виде он должен заработать, но проблему с алиментами надо решать. Пока почему-то предлагает решения только оппозиция, а нам говорят: ну как-то не так, ну ещё подумайте... Мы так далеко не уйдём! Мы предлагаем поддержать данный законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Александрович. Гильмутдинов Ильдар Ирекович. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я не хотел выступать, но тема очень серьёзная, и если мы сейчас все вместе не подумаем, как подойти к решению этого вопроса, то ещё дальше в эту проблематику уйдём. Я не поддерживаю предложенный законопроект: ну нельзя за счёт государства решать вопросы, проблемы нерадивых наших алиментщиков - это неправильно в корне, в принципе! Но мы и предлагаем: Госсовет Татарстана неоднократно выходил с разными инициативами. Вот я даже цифры приведу, которые нас должны озадачить. Смотрите: в Магаданской области на тысячу браков 752 развода, в Еврейской автономной области - 741, в Мурманской области - 698. Эти данные были получены несколько лет тому назад, но цифры не уменьшаются, они увеличиваются. У нас в Татарстане почти половина браков заканчивается разводом. И абсолютное большинство разводов приходится на первые пять лет, вообще 90 процентов разводов происходит в первые десять лет. Но серьёзной аналитики в разрезе субъектов, почему так происходит, нет. Нам нужно это проанализировать! В Татарстане долги алиментщиков - 3 миллиарда рублей, на исполнении находится 21 тысяча исполнительных производств. Что мы предлагаем? Посмотрите, каков у нас механизм разводов. Один месяц - и разводим, заочные разводы. В советское время было три месяца, и ряд других механизмов применялся. Вот в этом отношении надо подумать! Это первое. Второе. Многие говорят, что у них денег нет, чтобы алименты платить. Иногда смотришь: имущество есть и так далее. Предлагается изымать имущество, продавать и за счёт этих средств выплачивать алименты. Ещё одно. У нас расчёт алиментов идёт от средней заработной платы по Российской Федерации, которая сегодня, по данным Росстата, составляет 44 тысячи рублей, но средняя зарплата по субъектам у нас разная. Низкая заработная плата тоже влияет на то, что люди не платят. У нас есть регионы, где средняя зарплата 20 тысяч, 19 тысяч рублей, а алименты начисляются исходя из средней зарплаты по России. Давайте сделаем так, чтобы эти начисления были от средней зарплаты не по Российской Федерации, а по тому региону, в котором они живут: 20 тысяч - значит, от 20 тысяч, если больше, как, например, в Магадане, значит, нужно опустить на российский уровень. Есть и иные механизмы, подходы, позволяющие посмотреть в том числе в субъектовом разрезе, а также дополнительные механизмы, которые могли бы вывести нас из этого состояния. Чем дольше мы не принимаем комплекс решений, тем большую неразбериху мы создаём. А возможности есть. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ильдар Ирекович. Ионин Дмитрий Александрович, пожалуйста. ИОНИН Д. А. Как один из авторов законопроекта, я хотел бы дать справку. Прозвучало, что предлагается за счёт государства решать проблемы нерадивых алиментщиков, - нет, я хочу пояснить, что предлагается за счёт государства решать проблемы матерей-одиночек и, соответственно, детей, которые страдают от неуплаты алиментов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Олег Анатольевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я вас благодарю за активное обсуждение и призываю поддержать концепцию. Подчёркиваю, мы не предлагаем решать вопросы нерадивых родителей за счёт государства, и даже вот та справка, которую Дмитрий Ионин дал, некорректная - это не за счёт государства. Вот, скажите, когда кредит ипотечный (или любой другой) вы берёте и приобретаете жильё, это разве за счёт государства? Нет, это не за счёт государства, это просто временное кредитование в данной ситуации, возвратные деньги, коллеги. Поэтому все, кто говорит, что это за счёт государства, - я специально вышел на трибуну - либо не понимают, либо лукавят сознательно! А для чего Фонд национального благосостояния? Фонд национального благосостояния пухнет, триллионы рублей там! 100 миллиардов рублей надо в виде беспроцентного кредита, который, понятно, будет... Всё зависит от активности следственных, силовых органов и так далее. Вот посмотрите, Совет Думы, Вячеслав Викторович Володин только что учредили группу для решения демографической проблемы. Демографическая проблема есть, группу создали - вот вам механизм. Что нужно маме, которая имеет детей, или женщине, которая не имеет детей, сомневается, стоит ли рожать, так как боится попасть вот в такую ситуацию? Ей нужно дать гарантии. Вот гарантия того, что она не останется на бобах в любом случае: муж уйдёт (или жена уйдёт) - гарантированный прожиточный минимум хотя бы будет. 2 миллиона таких детей, миллион таких родителей - как их мотивировать, как их поддержать, для того чтобы они, может быть, ещё одного ребёнка родили? Вот это конкретные предложения. Тамара Васильевна, дорогу осилит идущий! Мне не нравится ваша пассивность: сколько лет на эту тему... этому закону три-четыре года - где ваши предложения? Спрашивать нужно с вашей партии, уважаемые коллеги, с правительства, с председателя комитета в следующем году. Не уменьшилась цифра вот эта, а она не уменьшается каждый год: миллион бегает, два миллиона детей не получают алиментов - значит, отвечайте вы, хоть чем-то отвечайте, но решайте проблему! А родитель опять-таки вот этот (ну, в основном отец), прежде чем уйти из семьи, прежде чем убежать, вот в эти игры играть с государством, уже, может быть, лишний раз подумает, если будет неотвратимость того, что рано или поздно с него взыщут, понимаете? А сегодня, вот так обнадёживая многих, мол, можно уйти, спрятаться и не заплатить, вы таким образом, ну, невольно потворствуете тому, чтобы семьи просто разрушались и количество этих беглецов не уменьшалось. Деньги, слава богу, есть - вот не было бы этих 100 миллиардов, ну, тогда ещё давайте как-то тут сопротивляться... Но сегодня я вам предлагаю голосовать за детей, а не за бюджет и тем более не за интересы нерадивых родителей, как кто-то тут выступал, - вы что делаете?! Давайте голосовать за детей, самых несчастных детей, извините за это выражение! Из них вырастают вот эти озлобленные зверёныши: посмотрите, сколько зла, и посмотрите статистику - чаще всего это дети из неполноценных семей, где кто-то ушёл, кто-то не платит алименты. А веры нет. Мама приходит и говорит: да, судебное решение есть, а денег, сыночек, нет. И его за бедность, за вот эту вот закомплексованность его... Давит, душит! Вот этих детей надо спасать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Заключительное слово - Тамара Васильевна Плетнёва. Пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги из фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", я хочу ответить на ваш вопрос, на ваше замечание. Все эти законопроекты, посмотрите, уже полгода не рассматриваются, не рассматриваются - вот наконец... Так что это не наша вина, и много таких законопроектов. Я всегда и на Совете Думы говорю: давайте по-другому выстроим повестку - нет, сначала мы те, что на принятие, а потом уже как получится. И вот это "как получится" длится. Поэтому я это ваше замечание комитету не принимаю - наш комитет нормально, хорошо работает. Кроме того, хочу сказать, что не раз был ваш председатель в комитете - что же вы не рассматривали эти вопросы? А мы очень много уже сделали и для семей, и для детей. Что ещё хочу сказать? Я никогда не говорила, что этим не надо заниматься, а надо заниматься воспитанием. Я вам просто в начале своего выступления сказала: вот сколько у нас разводов, поэтому и дети-то остаются, нужно заниматься воспитанием - это как вступление было, - а потом начала рассматривать законопроект. И наконец, ещё раз повторю: для меня идея и закон - это вещи разные. Вы сегодня тут чего только не наговорили, и как только детей ни собирались спасать, но в законопроекте этого нет, и поправить его невозможно, поэтому, я ещё раз говорю, к сожалению, сегодня идею поддерживаю, а законопроект - нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Обсуждение завершено. Ставлю законопроект под пунктом 7 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 33 мин. 00 сек.) Проголосовало за 90 чел.20,0 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 91 чел. Не голосовало 359 чел.79,8 % Результат: не принято Отклоняется законопроект. По ведению - Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Да, есть, конечно, замечание. Тамара Васильевна, уважаемая, не всё в законе даже необходимо прописывать, очень многие вопросы у нас решаются подзаконными актами. Не требуйте, пожалуйста, прописывать каждый шаг по исполнению идеи, тем более что есть второе и третье чтения, а первое чтение - утверждение концепции, там не должно быть всё разжёвано, до деталей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Анатольевич, спасибо. Ну не по ведению, действительно.