Заседание № 290
О проекте федерального закона № 828239-7 "О внесении изменения в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в части создания стабильных налоговых условий ведения инвестиционной деятельности).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в части создания стабильных налоговых условий ведения инвестиционной деятельности), третье чтение. Докладывает Андрей Михайлович Макаров. Андрей Михайлович, вы, может быть, сразу по двум законопроектам выступите? Или по каждому отдельно будете выступать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Значит, один доклад по двум законопроектам, если, коллеги, не возражаете. 4-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части обеспечения государственной поддержки инвестиционной деятельности), третье чтение. Два сопутствующих законопроекта. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроекты сопутствующие. Чего ждут от налогов? От налогов ждут стабильности. Вот в Налоговом кодексе прописывается гарантия стабильности, неизменности налоговых условий - это то, что просил бизнес. Чего ждут от бюджета? От бюджета ждут поддержки. И второй законопроект даст возможность бюджетам всех уровней оказать поддержку тем инвестиционным проектам, которые нужны на соответствующих территориях. На самом деле есть всего два момента, на которые я хотел бы обратить внимание как на итог проведённой работы и которые здесь ещё не прозвучали. Изменениями в Налоговый кодекс мы делаем муниципалитеты субъектами переговоров по инвестиционным проектам: льготу, все эти условия по муниципальным налогам теперь нельзя дать без того, чтобы не согласовать это с муниципалитетами. На самом деле это поручение давали вы, Вячеслав Викторович, и мне кажется, что с этого законопроекта мы, по существу, начали очень серьёзно работать над этой темой. Муниципалитеты получат очень серьёзные возможности. На этом можно было бы и закончить, это действительно законопроекты-спутники, но я вспомнил замечательную книгу советского времени, которая называлась "Физики шутят". Там были даны 17 заповедей диссертанту, одна из которых гласила: присутствующих благодари больше, отсутствующих благодари меньше. Вот мне хотелось бы сейчас присоединиться к словам благодарности, которые уже прозвучали в адрес присутствующих, и ещё поблагодарить бизнес, который так долго терпел и ждал этот закон и который работал вместе с нами. Спасибо! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. И вам спасибо большое за ту работу, которую вы провели. Коллеги, есть необходимость выступить по мотивам от фракций? Есть. Включите режим записи, пожалуйста. Коллеги, есть возможность сразу по двум вопросам выступить, и по 3-му, и по 4-му, как сделал Андрей Михайлович Макаров. Покажите список. Ганзя Вера Анатольевна. Вера Анатольевна, вы с места? ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ. Да, я с места. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Против будете выступать? ГАНЗЯ В. А. Я поделюсь нашими сомнениями в отношении данного закона, если можно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В общем, вы предлагаете нам не принимать? ГАНЗЯ В. А. Ну, коль уже приняли решение... Тем не менее у нас очень много вопросов, на которые нужно обратить внимание, и мы не можем их не обозначить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я просто для того, чтобы понять, как нам действовать. Вот вижу, что Владимир Вольфович уже тоже... ГАНЗЯ В. А. Ну мне, пожалуйста, дайте возможность высказаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ГАНЗЯ В. А. Уважаемые коллеги, у нас вызывает сомнения то, для кого, собственно, данный закон принимается. Мы видим, что это касается крупного и среднего бизнеса, а малого бизнеса мы здесь практически не видим. Вот это первое, что вызывает беспокойство. Мы знаем, что ряд крупных предприятий, представителей крупного бизнеса, так скажем, очень тесно связаны с нашими государственными структурами. Не получится ли так, что эти соглашения будут подписываться исключительно с людьми, которые, собственно говоря, и связаны с госструктурами? Это вот второй вопрос. Третий вопрос, который сегодня нас беспокоит, касается всё-таки недополучения доходов и без того обескровленными бюджетами регионов и муниципалитетов, сегодня складывается очень сложная ситуация. Ну и наконец, четвёртое. Чего ждёт бизнес? Бизнес ждёт новых положений в законе о банкротстве, бизнес ждёт защиты от рейдерских захватов, бизнес ждёт, чтобы мы очистили правоохранительную систему от коррупции, бизнес ждёт, чтобы мы, так скажем, защитили его от административного давления. Мы, к сожалению, не можем решить эти проблемы, а налоговыми преференциями, думаю, вряд ли сможем привлечь бизнес в таких масштабах, на которые рассчитываем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы, поднятые вами, важные, но относятся к другим законам, они не входят в повестку законов, которые мы принимаем. Уважаемые коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в части создания стабильных налоговых условий ведения инвестиционной деятельности), 3-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 39 сек.) Проголосовало за 359 чел.79,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 359 чел. Не голосовало 91 чел.20,2 % Результат: принято За - 359, против - нет, воздержавшихся нет. Федеральный закон принят единогласно. Коллеги, поздравляю, консенсус и по этому закону. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части обеспечения государственной поддержки инвестиционной деятельности), 4-й вопрос нашей повестки. Включите, пожалуйста, режим голосования. Обращаю внимание, что все фракции поддерживают законопроект, это видно по поднятым в поддержку рукам координаторов политических фракций. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 30 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3 % Результат: принято Коллеги, за - 353, против - нет, воздержался один депутат. Федеральный закон принят.
Заседание № 289
О проекте федерального закона № 828239-7 "О внесении изменения в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в части создания стабильных налоговых условий ведения инвестиционной деятельности; принят в первом чтении 10 декабря 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, 11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в части создания стабильных налоговых условий ведения инвестиционной деятельности), второе чтение. Доклад Андрея Михайловича Макарова. Уважаемые коллеги, это, в общем-то, законопроект, сопутствующий ранее принятому, по теме Андрея Михайловича - это тема в том числе преференций в рамках реализации соответствующего закона. Пожалуйста, Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Строго говоря, наверное, мало что можно добавить к тому, что уже было сказано по основному законопроекту. Ну, вот с точки зрения налогов, бизнес говорил: не надо трогать другие режимы, которые уже работают, потому что они работают сейчас, ни в коем случае не надо этого делать. И это решение было зафиксировано и в рамках парламентских слушаний, которые проводил Вячеслав Викторович, и в том постановлении Думы, которое принималось при прохождении законопроекта в первом чтении, оно выполнено полностью: вместо этих поправок в режимы включено то, что все эти годы просил бизнес, - так называемая дедушкина оговорка, то есть незыблемость тех условий, налоговых условий, которые больше всего волновали бизнес. Строго говоря, смысл того, что сейчас появилось в этом законопроекте, я практически изложил. Что же касается поправок, их поступило 12: четыре поправки рекомендованы комитетом к принятию и восемь - к отклонению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. Коллеги, у нас в таблице поправок № 1 четыре поправки. Есть замечания? Есть. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Уважаемые коллеги, председательствующему сделано замечание со стороны коллег по президиуму: обращают внимание, что записавшихся по поправкам нет, есть по ведению. Была нарушена процедура ведения. Пожалуйста, Харитонов Николай Михайлович. Уважаемые коллеги, будьте более терпимы друг к другу. ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, прошу вынести на отдельное голосование поправку 3 из таблицы поправок, рекомендованных Комитетом по бюджету и налогам к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 1, за исключением поправки 3. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 31 сек.) Проголосовало за 265 чел.58,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 265 чел. Не голосовало 185 чел.41,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1, за исключением поправки 3. Николай Михайлович Харитонов вынес поправку 3 на отдельное голосование. Пожалуйста, Николай Михайлович, обоснуйте свою позицию. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Андрей Михайлович! Напомню о концепции рассматриваемого законопроекта при внесении: он был направлен на унификацию порядка применения пониженных налоговых ставок для резидентов ТОР, свободного порта Владивосток по аналогии с порядком, установленным для инвесторов - участников региональных инвестиционных проектов. Данной поправкой предлагается соответствующую норму исключить, автор поправки - правительство. Наше возражение состоит в следующем. Государственной Думе, комитету о таком решении сообщили только вчера на заседании Комитета по бюджету и налогам без каких-либо предварительных обсуждений. Наш комитет внёс со своей стороны поправку в части норм, предлагаемых к исключению: мы предприняли попытку урегулировать разногласия в правоприменении, суть проблемы разъясню при обсуждении поправок, рекомендованных к отклонению. Но, к сожалению, решение вопроса, который обозначался в концепции законопроекта, откладывается. При обсуждении в комитете нам сказали, что вопрос будет урегулирован правительством отдельным законопроектом, который будет внесён в ближайшее время. У меня вопрос: почему не удалось решить обозначенный вопрос унификации в рамках данного законопроекта? Прошу обозначить конкретный срок внесения законопроекта в Государственную Думу и готовность услышать позицию комитета по данному вопросу, с которой вы наверняка ознакомились. Обращаюсь и к Иванову, и к Макарову. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, я хотел бы просто обратить внимание на то, что об этом вопросе мы с вами узнали не вчера, а в тот момент, когда мы проводили парламентские слушания и когда законопроекты рассматривались в первом чтении, тогда нам дали поручение - и комитету по экономической политике, и нам - о том, что из законопроекта должны быть исключены все иные режимы, кроме того, который вводится этим законопроектом. Все коллеги, бизнес говорили, что создание этого механизма... ведь на самом деле изначально говорили, это будет инвестиционный кодекс, и поэтому все режимы объединялись в общий. Когда стало ясно, что в этой ситуации могут оказаться под ударом нормы, касающиеся ТОСЭР (о чём вы волнуетесь, потому что на самом деле там были противоречия серьёзные), было принято решение Государственной Думы в первом чтении, что все эти режимы должны сохраниться в том виде, как есть, если надо что-то там улучшать, то давайте мы будем улучшать те законы, которые направлены именно на эти режимы, а вот в данном случае было решено оставить только тот режим, который направлен на защиту инвестиций вот в той новой форме, которую предложило правительство. Ровно это и было сделано при доработке правительством, в тех поправках, которые подготовило правительство вместе с нами, вместе с экспертами, вместе с бизнесом. Это, кстати, то, о чём просил весь бизнес - не трогать другие режимы. Почему в комитете мы сказали, что поправка имеет право на существование? Я сейчас даже не хочу говорить о том, правильная она или неправильная, но то, что её надо рассматривать в рамках самостоятельного закона о ТОСЭР как самостоятельную, - это признало и правительство. И они сказали, что сейчас готовят поправки к закону о ТОСЭР, где этот вопрос тоже они предлагают рассмотреть именно по этому пути, который установила Государственная Дума при рассмотрении закона в первом чтении. И то, что звучало на парламентских слушаниях как просьба бизнеса, - это и реализовано. Поэтому, естественно, из Налогового кодекса, точно так же как и из базового закона, эта норма ушла. Таким образом, в данном случае мы Налоговый кодекс приводим в соответствие с базовым законом, по которому только что вы проголосовали. На самом деле это-то сделано в базовом законе, поэтому как же может налоговый закон отличаться от базового? Налоговый закон - это закон-спутник, коллеги, мы только что проголосовали это уже. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович. (Шум в зале.) Николай Михайлович, вы... Коллеги, было нарушение порядка ведения? В какой части? Три минуты отводится на ответ. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В какой части был нарушен порядок ведения? Коллеги, это не по ведению. Вопрос был адресован Андрею Михайловичу и заместителю министра финансов Российской Федерации Иванову Андрею Юрьевичу. Во-первых, надо поблагодарить правительство, Министерство финансов, за то, что при рассмотрении во втором чтении, несмотря на то что процедура не предусматривает их участия, сегодня пришли представители и готовы ответить на вопросы. Пожалуйста, Андрей Юрьевич, ответьте на вопрос Николая Михайловича Харитонова, дополните Андрея Михайловича, если необходимо. ИВАНОВ А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Вячеслав Викторович, хотелось бы присоединиться к тем аргументам, о которых сказал Андрей Михайлович. Действительно, вот те изменения и те поправки, которые мы предлагаем от имени правительства, связаны с систематизацией в целом комплекса законов - и основного закона, "О защите и поощрении...", и Налогового кодекса, который сопутствует. Действительно, в периметре у нас были территории опережающего развития, свободный порт Владивосток и так далее, но мы договорились - и вы сегодня это отметили, - что с этими уточнениями по каждому отдельному закону мы идём на осень. У нас формируется рабочая группа, в рамках этой рабочей группы, работая с этими предложениями, мы обязательно это рассмотрим и учтём. Но в части именно территорий опережающего развития хотелось бы доложить депутатам, что 12 марта в первом чтении приняты изменения в Налоговый кодекс, связанные с законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне...", и вот в этом законопроекте, принятом в первом чтении, уже есть норма о раздельном учёте применительно к тем инвестиционным режимам, о которых здесь говорил депутат. То есть, первое, привели в соответствие с формой поддержки в виде защиты и поощрения капиталовложений, и второе - эти изменения уже в первом чтении депутатами одобрены, не нужно их повторять в других поправках в Налоговый кодекс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 3 из таблицы поправок № 1. Комитет предлагает принять эту поправку. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 12 мин. 26 сек.) Проголосовало за 282 чел.62,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 282 чел. Не голосовало 168 чел.37,3 % Результат: принято Принимается поправка 3 единогласно. Спасибо. Коллеги, таблица поправок № 2 состоит из восьми поправок, комитет предлагает эти поправки отклонить. Есть ли замечания? Есть. Включите, пожалуйста, режим записи. Покажите список. (Шум в зале.) Коллега Коломейцев, не мешайте Николаю Михайловичу Харитонову. У вас не надо ничего проверять, у вас 30 лет всё работает. А сейчас, значит, вы просто перепутали кнопки. Видите: как вы жмёте кнопку, так и высвечивает. Работает всё. По ведению - Харитонов Николай Михайлович, пожалуйста. ХАРИТОНОВ Н. М. У меня есть мнение, есть вопрос. Прошу вынести на отдельное голосование поправку 8 из таблицы поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Объясню почему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица поправок № 2, в этой таблице восемь поправок, за исключением поправки 8, вынесенной Харитоновым Николаем Михайловичем на отдельное голосование. Просьба проголосовать. Комитет предлагает отклонить данные поправки, но по процедуре, если хотим, чтобы это решение состоялось, мы голосуем за таблицу № 2, за исключением поправки 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 57 сек.) Проголосовало за 264 чел.58,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 264 чел. Не голосовало 186 чел.41,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2, за исключением поправки 8, вынесенной на отдельное голосование Николаем Михайловичем Харитоновым. Пожалуйста, Николай Михайлович. ХАРИТОНОВ Н. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Андрей Михайлович! Мы с пониманием относимся к задаче ускорения работы по пакету законопроектов, готовы решать и в рамках отдельного законопроекта проблему, поднимаемую нашей поправкой, которая, кстати, внесена депутатами - членами нашего комитета в полном составе и суть которой заключается в следующем: инвестор получает право на пониженную налоговую ставку с момента получения статуса участника регионального инвестиционного проекта - резидента ТОР или свободного порта Владивосток, так или иначе это право он получает на пять лет. Но нас насторожил комментарий, который был дан по этому вопросу на заседании комитета и который заключается в следующем: проблемы нет, Минфин дал соответствующее разъяснение в 2017 году. Обращаю внимание, что по вопросу о применении пониженных ставок по налогу на прибыль от курсовых разниц до 1 января 2018 года совершенно иной позиции придерживаются суды, первые апелляционные и кассационные инстанции, и это не частные ситуации - позиция судов основана на общем подходе, изложенном Верховным Судом Российской Федерации в 2017 году; среди кассационных инстанций - Арбитражный суд Дальневосточного округа, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2013 году подъём Сибири и Дальнего Востока обозначен в качестве национального приоритета на весь XXI век, тогда и были введены соответствующие льготы, но из-за разногласий и судебных тяжб сейчас срываются многомиллиардные инвестиции - о каком доверии инвесторов тогда может идти речь? Сейчас курс валюты растёт, складывается отрицательная курсовая разница - никто компенсировать эту разницу не спешит. Считаем, что данная ситуация требует нашего вмешательства, вмешательства законодателей: чья позиция нам ближе - Минфина или судов? Наш комитет в рамках данной поправки предложил норму прямого действия: она не только решит проблемы, которые уже есть, но и не допустит их появления, в том числе для инвесторов территорий опережающего социально-экономического развития, свободного порта Владивосток и Арктической зоны. Призываю решить данный вопрос, оформить это решение, если необходимо, протокольно, постановлением Госдумы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович. Пожалуйста, позиция комитета - Андрей Михайлович. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, строго говоря, мы уже обсудили это, когда обсуждали поправку из таблицы № 1, и, насколько я понимаю, Дума уже проголосовала за противоположное решение, поэтому в данном случае это поправка, противоположная тому, за что мы только что проголосовали. Но поскольку я уверен, что своим выступлением Николай Михайлович в первую очередь хотел успокоить тех людей на Дальнем Востоке, которых эта проблема действительно волнует, я их успокою: в 2018 году по этому поводу Министерство финансов дало официальное разъяснение - а в соответствии с Налоговым кодексом именно Министерство финансов имеет право давать разъяснения по налоговому законодательству для широкого круга лиц, - и вот в этом разъяснении всё изложено. Что же касается правки закона - ведь Николай Михайлович говорит о проблемах в судебной практике, - если есть необходимость в уточнении закона, мы рассмотрим эту поправку в том законопроекте, к которому эта поправка будет иметь отношение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 8 из таблицы № 2, вынесенная Николаем Михайловичем Харитоновым на отдельное голосование. Комитет против принятия данной поправки. Включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 03 сек.) Проголосовало за 46 чел.10,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 46 чел. Не голосовало 404 чел.89,8 % Результат: не принято Отклоняется поправка 8. Обращаю внимание коллег: голосовать необходимо только за себя. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в части создания стабильных налоговых условий ведения инвестиционной деятельности), второе чтение, 11-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Кто за создание стабильных налоговых условий ведения инвестиционной деятельности? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 20 мин. 02 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4 % Результат: принято Уважаемые коллеги, законопроект во втором чтении под пунктом 11, "О внесении изменения в статью 5 части первой Налогового кодекса Российской Федерации", принят единогласно. Андрей Михайлович, пожалуйста. Включите микрофон на трибуне. МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Законопроект в пакете, поэтому, так же как и предыдущий проект закона, комитет просит включить его для рассмотрения в порядок работы пленарного заседания на завтра, на 19-е число. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений, если мы в приоритетном порядке рассмотрим этот законопроект в третьем чтении завтра, 19 марта? Поддерживаем? Поддерживаем. Принимается решение, поддерживается ваша инициатива, Андрей Михайлович.