Заседание № 137

25.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 826412-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1347 по 1540 из 9206
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса. О проекте федерального закона "О         
внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных           
территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад     
Александра Борисовича Клыканова.                                                
                                                                                
КЛЫКАНОВ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект рассмотрен во    
втором чтении 24-го числа, подготовлен к третьему чтению, все необходимые       
экспертизы проведены. Я призываю всех вас проголосовать за принятие закона в    
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить?   
Есть.                                                                           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список, пожалуйста.                                                    
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович, фракция ЛДПР.                                   
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР.                                   
                                                                                
Мы поддержали это изменение в Федеральный закон "Об особо охраняемых            
природных территориях". Мы расширяем полномочия государственных инспекторов,    
но хорошо бы ещё расширить и полномочия по надзору за заключёнными, чтобы их    
не пытали и не убивали. В данном случае инспекторы получат больше прав в        
части охраны особо охраняемых природных территорий, надзора, порядка            
пребывания и так далее, это очень важно, нужно, но мы иногда так всё можем      
зарегулировать: везде надзор, надзор, инспекторы... А вот где простому          
человеку отдохнуть? Частная собственность - не подойди к берегу реки, к         
берегу озера, охраняемый объект, военный объект, газопроводы проходят. Я        
выехал как-то из Москвы на Рублёвское шоссе, буквально в самом начале, там      
стрелка направо, я повернул направо: тихо, никого нет, вода течёт, я стал       
купаться. А потом посмотрел наверх: забор, колючая проволока, автоматчики -     
тогда поставьте указатели, что нельзя ходить! Реально нигде обычному человеку   
нельзя пройти, ни пройти ни проехать! Вроде бы хорошо: мы охраняем природу,     
различного рода природные территории, рекреационные зоны, мы вспоминаем про     
коренные малочисленные народы - а обычный человек где теряется, куда он         
пойдёт отдохнуть или поохотиться, где охотничьи угодья? Я беру ружьё и выхожу   
- под Москвой ничего нету: все эти птицы, даже вороны, в городе Москве          
находятся. Так давайте разрешим в Москве охотиться, их полно, они вред          
наносят!                                                                        
                                                                                
Этот закон хороший, но когда у нас будет закон, который даст больше прав        
обычному гражданину? Чтобы он вышел с ружьишком или с удочкой, пошёл по         
полям, по лесам, по долам и получил удовольствие, а так только штрафы потом     
будет получать: там он неправ, там наступил, там не так сделал.... Мы здесь     
тоже должны понять, что надо охранять природу, но при этом не забывать, что     
природа - для человека, она должна служить ему, так сказать, а не человек для   
природы, человек, которого надо наказывать на каждом шагу. Это тоже имеет       
значение - пускай наши соответствующие органы всё-таки подумают над тем,        
чтобы было пространство - пространство для общения с природой, ибо всё          
перекрыто, особенно под Москвой: бетонка, воинские части, санатории,            
лепрозории, психиатрические лечебницы - и никуда ногой не ступи! Поэтому,       
конечно, может быть... Далеко там Байкал, давно начали загрязнять - ну за       
Байкал сколько лет борются? Наверное, Байкал имеется в виду, его надо           
защитить? Там уже, по-моему, пена, плесень плавают на поверхности озера,        
которое считается самым чистым и имеющим самый большой объём пресной воды.      
Поэтому это всё нужно делать.                                                   
                                                                                
Вот я часто слышу: малочисленные народы, коренные народы - очень хорошо, надо   
помогать им, защищать, это их образ жизни... (Микрофон отключён.)               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Бурматов Владимир Владимирович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".            
                                                                                
БУРМАТОВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по экологии и        
охране окружающей среды, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Прежде всего, я хочу          
сказать, что принятие этого закона, который лежал с 2015 года, - это как раз    
пример того, что новые форматы и новые подходы, которые начала использовать     
Государственная Дума седьмого созыва, показывают свою эффективность, и в        
числе таких подходов, безусловно, широкое экспертное обсуждение                 
законопроектов с профессионалами. Три года правительство, ряд ведомств внутри   
правительства не могли друг с другом договориться по поводу поправок, а мы      
это сделали за два месяца, проведя широкое обсуждение с экспертами, с           
экологами, с директорами учреждений, осуществляющих управление особо            
охраняемыми природными территориями. И я хочу сказать большое спасибо всем      
коллегам, причём не только из нашего комитета, но и коллегам из всех фракций,   
которые приняли участие в выездном заседании в Петрозаводске в Республике       
Карелия, где все вопросы были обсуждены и многие проблемы сняты.                
                                                                                
Тема особо охраняемых природных территорий, то есть заповедников, заказников,   
национальных парков, ботанических садов, природных парков, очень серьёзная. И   
Владимир Вольфович абсолютно прав, и вопросы, поднятые им, абсолютно            
правильные, но я хотел бы подчеркнуть, что мы позаботились не только о          
коренных малочисленных народах, но мы, можно сказать, позаботились и о          
Владимире Вольфовиче, так как вопрос о гражданах, которые проживают в           
границах особо охраняемой природной территории - поколения проживают! - и не    
могут искупаться в реке, протекающей по территории этого парка, здесь           
отрегулирован. Доходило раньше до маразма: людей, которые там всю жизнь         
живут, у которых там все родственники, родня живёт, чьи предки так 300 лет      
назад жили, заставляли платить за вход на эту территорию! Именно этот           
законопроект вот эту глупость снимает - мы это убрали, как и многие другие      
глупости. Нам удалось найти баланс: с одной стороны, мы защищаем особо          
охраняемые природные территории, потому что запрещаем там строить спортивные    
сооружения, запрещаем передавать особо охраняемые территории в частную          
собственность, запрещаем переводить земли из одной категории в другую, что      
открывало дорогу нечистым на руку дельцам, и в то же время, с другой стороны,   
мы одновременно защищаем и наших граждан, которые проживают в границах особо    
охраняемых природных территорий.                                                
                                                                                
Надо сказать, что когда мы обсуждали этот законопроект, то всевозможные         
лоббисты просто нарезали круги вокруг Государственной Думы, и хочу сказать      
огромное спасибо всем членам комитета, которые, единогласно проголосовав,       
отбили все лоббистские поправки, с которыми к нам пытались зайти, - кто         
только ни пытался! И я хочу сказать, что тот же самый подход - широкое          
экспертное обсуждение - мы применяем и в отношении других очень важных,         
резонансных законопроектов: о мусорной реформе, о нефтеразливах, обсуждение     
которого в первом чтении проходило очень бурно.                                 
                                                                                
Коллеги, всех призываю поддержать в третьем чтении этот важнейший               
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Грешневиков Анатолий Николаевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ         
РОССИЯ" поддержит внесение изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых   
природных территориях". Мы их считаем и важными, и своевременными. После        
вчерашнего доклада председателя комитета Бурматова мне лично позвонило          
большое количество и сотрудников, и директоров как национальных парков, так и   
биосферных заповедников с благодарностью за то, что этот давно лежавший         
законопроект наконец поднят и принят, поэтому я, как член комитета, тоже могу   
сказать, что данная работа не прошла зря.                                       
                                                                                
Естественно, при создании особо охраняемых природных территорий возникает       
огромное количество проблем, и мы, наверное, единственная страна, которая не    
имеет специального уполномоченного органа, который занимался бы созданием       
особо охраняемых природных территорий. Лет семь назад было поручение            
президента создать федеральное агентство по особо охраняемым природным          
территориям - к сожалению, это поручение, как и многие другие, касающиеся       
экологической безопасности страны, не исполнено. Печально, что большое          
количество таких поручений не было исполнено в Год экологии.                    
                                                                                
Данным законопроектом всё-таки делается шаг вперёд, действительно снимается     
ряд административных барьеров, в том числе исключается та норма, которой        
предусматривается возможность проведения экологической экспертизы. Любая        
хозяйственная деятельность запрещена на территории парков, заказников,          
заповедников, поэтому, естественно, экологическая экспертиза здесь не нужна.    
Однако есть ряд таких административных бюрократических барьеров, которые до     
сих пор не позволяют создать, например, заказник "Соловки". Я уже с этой        
трибуны выступал, говорил, что три года назад была подготовлена и лежит в       
полной боевой готовности документация по созданию заказника "Соловки", но       
заказник как не был создан, так и по сей день нет никаких перспектив, между     
тем это единственное место, где рождается белый кит - белуха, там уникальная    
экосистема, там болотные угодья одни из лучших в мире согласно Рамсарской       
конвенции. И естественно, на Соловецких островах страдает не только экология,   
страдает монастырская уединённость, так как там расположен богатейший с точки   
зрения истории монастырь, и поэтому, конечно, надо сделать всё возможное,       
чтобы этот заповедник существовал.                                              
                                                                                
Мне хочется отметить, что положениями данного законопроекта запрещается         
строительство любых сооружений, в том числе спортивных. Если бы мы чуть         
раньше его приняли, мы сохранили бы уникальную самшитовую рощу в кавказском     
заповеднике в Сочи.                                                             
                                                                                
С удовлетворением могу отметить, что расширены полномочия инспекторов, и        
теперь действительно не нужно больше искать егеря, полицейского, лесника,       
чтобы составить протокол и задержать браконьера. К сожалению, браконьерство     
сегодня в системе ООПТ очень значительно, и это наносит вред.                   
                                                                                
Ещё раз скажу, что законопроект важный, его нужно поддержать. И спасибо         
комитету и его руководителю Бурматову, который сделал всё возможное, чтобы      
этот закон был принят именно сейчас.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Николаевич.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О        
внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных           
территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вопрос     
3.                                                                              
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 29 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              385 чел.85,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           

Заседание № 136

24.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 826412-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5466 по 5627 из 9469
Пункт 19, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные   
акты Российской Федерации".                                                     
                                                                                
Владимир Владимирович Бурматов, пожалуйста.                                     
                                                                                
БУРМАТОВ В. В., председатель Комитета Государственной Думы по экологии и        
охране окружающей среды, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Этот законопроект был        
внесён в Государственную Думу и принят в первом чтении аж в 2015 году. Он       
крайне востребован и теми регионами, на территории которых находятся особо      
охраняемые природные территории, и нашими экологами, общественниками,           
инспекторами, которые следят за состоянием этих особо охраняемых природных      
территорий, но на протяжении трёх лет фактически законопроект находился без     
движения, потому что ряд ответственных ведомств, профильных ведомств            
Правительства Российской Федерации должны были внести в Государственную Думу    
поправки, собирались это сделать, но не могли согласовать это друг с другом.    
Между тем законопроект касается 13 тысяч особо охраняемых природных             
территорий, которые находятся на территории Российской Федерации, - это 105     
государственных природных заповедников, 52 национальных парка, 57               
государственных природных заказников, 17 памятников природы и 41                
дендрологический и ботанический сад, а также ещё несколько тысяч особо          
охраняемых природных территорий в субъектах Российской Федерации. Чтобы было    
понимание, речь идёт примерно о 12 процентах площади всей территории нашей      
страны, из которых федеральные особо охраняемые природные территории занимают   
3 процента.                                                                     
                                                                                
Законопроект очень важный, он содержит ряд серьёзных новелл, которые позволят   
дополнительно защитить и обезопасить особо охраняемые природные территории от   
всяческих посягательств нечистых на руку бизнесменов, которые то и дело хотят   
отрезать кусок от заповедника или национального парка, заказника и перевести    
его в другую категорию земель, чтобы потом начать там что-то строить. В         
частности, устанавливается чёткий и однозначный запрет на отчуждение в          
частную собственность земельных участков, расположенных в заповедниках и        
национальных парках; устанавливается запрет на размещение на территориях        
национальных парков скотомогильников, создание объектов размещения отходов      
производства, то есть свалок; устанавливается полный запрет на строительство    
спортивных сооружений в национальных парках; вводятся дополнительные            
полномочия для инспекторов на особо охраняемых природных территориях. При       
этом, серьёзно ужесточая законодательство и защищая особо охраняемые            
природные территории, заповедники, заказники, национальные парки,               
ботанические сады, мы создаём условия для пребывания там граждан, которые там   
исторически проживали, которые там живут столетиями - даже не десятилетиями,    
а столетиями, - в том числе коренных малочисленных народов; специально          
внесены поправки, которые делают режим их пребывания там более комфортным.      
Вводятся более понятные и прозрачные условия взимания платы за посещение        
национальных парков. Устраняется административный барьер при организации        
особо охраняемых природных территорий, то есть в дальнейшем создавать их        
будет проще и распространять режим особой защиты на особо охраняемые            
природные территории также будет проще.                                         
                                                                                
За это время, буквально за последние месяцы, так и не дождавшись поправок от    
органов исполнительной власти, мы произвели донастройку этого законопроекта.    
Мы сделали ещё более жёсткими требования, чтобы ещё лучше защитить              
национальные парки.                                                             
                                                                                
Мы провели выездное заседание комитета в Петрозаводске (это Республика          
Карелия), где обсуждали вопросы защиты особо охраняемых природных территорий.   
В Петрозаводске мы собрали представителей, директоров особо охраняемых          
природных территорий Северо-Западного федерального округа. Шло очень            
серьёзное, предметное обсуждение, мы изучали этот вопрос, и решения, которые    
вошли в резолюцию выездного заседания комитета, также погружены в эти           
поправки.                                                                       
                                                                                
Я хочу сказать огромное спасибо представителям всех без исключения фракций,     
которые работали вместе с комитетом над поправками к этому законопроекту.       
                                                                                
Поступило 43 поправки, все они содержательные. В таблице поправок № 1,          
рекомендуемых к принятию, - 16 поправок; в таблице поправок № 2,                
рекомендуемых к отклонению, - 27 поправок. Я хочу сказать, что практически      
все поправки, которые мы включили в таблицу № 2, концептуально и                
содержательно учтены и так или иначе погружены в текст этого законопроекта.     
                                                                                
Хочу также отметить, что, выступая с посланием к Федеральному Собранию, наш     
президент Владимир Путин отдельно акцентировал внимание на дополнительных       
мерах защиты, в которых нуждаются заповедники, национальные парки и другие      
особо охраняемые природные территории. Уважаемые коллеги, я вас всех            
поздравляю с тем, что мы сегодня можем сделать очередной шаг в направлении      
экологизации нашего законодательства и обеспечения дополнительной защиты и      
сохранения наших богатств, особо охраняемых природных территорий.               
                                                                                
Прошу поддержать решение комитета в отношении поступивших поправок и принять    
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Есть.            
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Максимов Александр Александрович, пожалуйста.                                   
                                                                                
МАКСИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Владимир Владимирович, согласитесь, что в том случае, когда особо     
охраняемые природные территории включают в себя...                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Укажите номер поправки - какую поправку выносим на        
отдельное голосование?                                                          
                                                                                
МАКСИМОВ А. А. Нет, я не выношу.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда спасибо.                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 54 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              357 чел.79,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    357 чел.                                          
Не голосовало                  93 чел.20,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет.                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 55 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              294 чел.65,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    295 чел.                                          
Не голосовало                 155 чел.34,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 55 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              379 чел.84,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    379 чел.                                          
Не голосовало                  71 чел.15,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                                       
                                                                                
БУРМАТОВ В. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я прошу       
включить законопроект в порядок работы на завтра, 25 июля, для рассмотрения в   
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.                                          

Заседание № 309

22.06.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 826412-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий; принят в первом чтении 21 октября 2015 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1305 по 1311 из 9050
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным            
ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ.                          
                                                                                
Рассмотрение вопросов 45, 46 и 47 просим перенести на пятницу.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1409 по 1412 из 9050
Далее, предлагается рассмотрение вопросов 45, 46 и 47 перенести на пятницу,     
вопрос 67 также снять с повестки дня, по сокращённой процедуре рассмотреть      
66-й вопрос.                                                                    
                                                                                

Заседание № 257

21.10.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 826412-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1690 по 2082 из 7223
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные   
акты Российской Федерации". Докладывает Ринат Ринатович Гизатулин,              
заместитель министра природных ресурсов и экологии России.                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГИЗАТУЛИН Р. Р., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской        
Федерации.                                                                      
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Рассматриваемый проект федерального закона      
разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного     
правительству, в части запрета на изъятие земельных участков и лесных           
участков, расположенных в границах национальных парков Российской Федерации,    
необходимости учёта интересов местного населения при установлении платы за      
посещение территорий национальных парков, а также в части установления          
закрытого перечня государственных природных заповедников, которые в течение     
следующего года будут преобразованы в национальные парки, и порядка такого      
преобразования.                                                                 
                                                                                
Законопроект вносит изменения в ряд федеральных законов, в частности в закон    
об ООПТ, в законы "Об экологической экспертизе", "Об оружии", "О защите прав    
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении             
государственного контроля...", в Земельный кодекс.                              
                                                                                
Что предусматривает предложенный вашему вниманию законопроект? Он направлен     
на совершенствование правового режима государственных природных заповедников    
и национальных парков. В частности, законопроект предусматривает запрет на      
предоставление на территориях национальных парков земельных участков для        
ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества,     
индивидуального жилищного строительства, размещение скотомогильников и иных     
опасных производственных объектов. Законопроект ограничивает возможность        
нового строительства спортивно-технических и спортивных объектов на             
территориях национальных парков.                                                
                                                                                
Законопроект устанавливает, что юридические лица и граждане, которым            
земельный участок национального парка предоставлен в аренду для осуществления   
рекреационной деятельности, проводят мероприятия только при согласовании с      
органом государственной власти, в ведении которого находится национальный       
парк или заповедник. Данные нормы не распространяются на два национальных       
парка - Сочинский национальный парк и национальный парк "Приэльбрусье" - в      
соответствии с отдельными решениями Президента Российской Федерации.            
                                                                                
Уточнён порядок пребывания граждан и юридических лиц на территориях             
национальных парков и заповедников.                                             
                                                                                
Законопроект расширяет полномочия государственных инспекторов в области         
охраны окружающей среды на территориях заповедников и национальных парков,      
устанавливает их права по исполнению служебных обязанностей и использованию     
оружия.                                                                         
                                                                                
Законопроект вносит в законодательные акты также иные изменения, направленные   
на устранение пробелов и противоречий действующего законодательства.            
                                                                                
И ключевой момент - законопроект устанавливает закрытый перечень                
заповедников, это четыре заповедника Российской Федерации, которые в 2016       
году будут преобразованы в национальные парки.                                  
                                                                                
Законопроект рассмотрен во всех профильных комитетах Государственной Думы,      
просим его поддержать.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь.                                  
                                                                                
Владимир Иванович Кашин.                                                        
                                                                                
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным            
ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ.                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел данный       
проект закона и считает возможным предложить дружно проголосовать за него в     
первом чтении.                                                                  
                                                                                
Для укрепления правового режима в национальных парках и заповедниках            
действительно важны те предложения, которые представил докладчик. Мы с вами     
здесь неоднократно говорили о необходимости расширения прав инспекторов в       
области охраны наших заповедных, особо охраняемых территорий, о том, чтобы      
убрать административные барьеры. Мы с вами не раз говорили о необходимости      
сделать всё для того, чтобы чувствовали себя нормально на этих территориях      
коренные малочисленные народы. И мы с вами всегда выступали, особенно в         
последнее время, за то, чтобы вопросы экологической экспертизы также были       
решены, так сказать, укреплены и усилены.                                       
                                                                                
Действительно, были вопросы, связанные с взиманием платы при проведении         
экскурсий в заповедниках и национальных парках, вопросы, связанные с            
туристическими маршрутами, но если даже иметь в виду, что вся                   
просветительская деятельность является бесплатной, нужно признать, что на       
этих направлениях есть необходимость разработки правового механизма по          
предоставлению платных услуг.                                                   
                                                                                
В целом, ещё раз хочу сказать, поддерживая эту инициативу, мы на заседании      
комитета достаточно подробно обсудили и те замечания, которые необходимо        
учесть при подготовке данного законопроекта ко второму чтению. Министерство     
согласилось с замечаниями комитета, и мы уверены, что законопроект будет        
системно, профессионально подготовлен ко второму и к третьему чтениям.          
                                                                                
Профильный комитет Совета Федерации, наше Правовое управление,                  
Государственно-правовое управление президента, правительство, так же как и      
Государственная Дума, считают возможным принять законопроект в первом чтении.   
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться.                                     
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Николаевич Шерин.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Уважаемый Ринат Ринатович, хотелось бы услышать ваше авторитетное               
разъяснение, сделанное простым, доходчивым языком, речь идёт о жителях          
Клепиковского района Рязанской области, который полностью находится на          
территории национального парка "Мещёрский". После принятия данного закона       
исчезнет ли у них обязанность получать бесплатные пропуска на территорию, на    
которой они сотни лет проживают? Какие будут у них права на территории, где     
они прописаны, имеют собственность, жильё, я имею в виду сбор грибов, ягод,     
посещение лесов, возможность останавливаться на автомобилях по тем или иным     
причинам на территории этого парка, за что их сейчас штрафуют? Разъясните,      
могут ли они быть спокойны, потому что этим вопросом мы с ними занимаемся уже   
не один месяц.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ринат Ринатович.                              
                                                                                
ГИЗАТУЛИН Р. Р. Уважаемый Александр Николаевич, этот законопроект как раз       
уточняет перечень случаев, при которых разрешение на посещение нацпарков для    
жителей населённых пунктов, которые входят в границы указанного нацпарка, не    
требуется. Собственно, мы эту норму корректируем во исполнение поручения        
президента.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Юрьевич Максимов.                                 
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю. Ринат Ринатович, безусловно, очень актуальный, нужный и важный   
законопроект, но вызывают сомнения некоторые положения, которые вы здесь        
продекларировали. Например, установление ограничений на реконструкцию           
спортивных и спортивно-технических сооружений, которые находятся на             
территориях этих парков, - ну а если они обветшали, что тогда, придётся их      
ликвидировать? Каким образом понимать вот это ограничение?                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ринат Ринатович.                              
                                                                                
ГИЗАТУЛИН Р. Р. Уважаемый Василий Юрьевич, у нас в Российской Федерации         
спортивно-технические и спортивные объекты построены на территориях двух        
национальных парков: Сочинского национального парка и парка "Приэльбрусье", а   
они исключены из перечня особо охраняемых природных территорий, в отношении     
которых вводится такой запрет. Соответственно других объектов, где нам          
необходимо провести реконструкцию, просто нет.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ильдар Ирекович Гильмутдинов.                                                   
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Ринат Ринатович, у нас в основном законе о спорте, "О физической культуре и     
спорте в Российской Федерации", используется термин "объекты спорта", у нас     
нет термина "спортивно-технические сооружения". Мы уже даже вносили             
законопроект, чтобы привести к единой терминологии наши законодательные акты.   
Я попросил бы вас ко второму чтению внимательно посмотреть закон "О             
физической культуре и спорте...", чтобы у нас были всё-таки общие подходы,      
общая терминология (там не всё так просто). Прошу обратить на это внимание.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ринат Ринатович.                                          
                                                                                
ГИЗАТУЛИН Р. Р. Безусловно, совместно с Владимиром Ивановичем Кашиным мы всё    
это доработаем ко второму чтению.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Светлана Викторовна Максимова.                                                  
                                                                                
МАКСИМОВА С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Ринат Ринатович, конечно, хорошо, что мы будем охранять               
национальные парки, но ведь до того, как создали национальные парки, на этих    
территориях были, и сейчас есть, крестьянско-фермерские хозяйства,              
сельхозпроизводители - что будет с ними? Года два или три тому назад был        
такой инцидент в Тверской области, в Осташковском районе: начались суды из-за   
того, что людей просто-напросто выселяли с этих территорий, отбирали личные     
подсобные хозяйства, а земля-то у них в собственности, они когда-то её          
выкупили. И вообще, я считаю, что целые районы не могут существовать без        
сельского хозяйства!                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ринат Ринатович.                                          
                                                                                
ГИЗАТУЛИН Р. Р. Светлана Викторовна, мне трудно это прокомментировать. Я знаю   
случаи, когда освобождались незаконно занятые участки в национальном парке      
"Завидово". Если есть случаи, когда кто-то превышал свои полномочия и выселял   
людей, хотя право собственности было зарегистрировано на эти земельные          
участки, давайте мы отдельно разберёмся, я буду готов ответить на ваши          
вопросы.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максим Андреевич Шингаркин.                                                     
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый Ринат Ринатович, законодательством Российской Федерации               
предполагается, что не только сотрудники правоохранительных органов могут       
ограничивать доступ граждан на особые территории, но и сотрудники частных       
охранных предприятий, служб транспортной безопасности имеют ряд полномочий      
для осуществления контроля за действиями граждан на этих территориях. Почему    
же у нас государственные инспектора в национальных парках даже с учётом         
перспективы расширения полномочий не получают в границах их территорий          
полномочий сотрудников правоохранительных органов в части выдворения            
незаконно находящихся там вооружённых людей или пресечения их деятельности      
без привлечения сотрудников полиции?                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ринат Ринатович.                              
                                                                                
ГИЗАТУЛИН Р. Р. Уважаемый Максим Андреевич, на самом деле, конечно,             
сотрудники инспекций наших национальных парков имеют практически все            
необходимые полномочия на их территории, и в рассматриваемом законопроекте мы   
вносим изменения в ряд законов и даём государственным инспекторам полномочия    
охотничьего инспектора, лесного инспектора, инспектора по охране объектов       
животного мира и так далее, то есть расширяем перечень их полномочий.           
Благодаря депутатам Государственной Думы - я отдельно хочу за это               
поблагодарить - с прошлого года все наши сотрудники национальных парков и       
заповедников сохранили свои права и обязанности, имеют полные права на своей    
территории, поэтому не возникало проблемы при выдворении за территорию          
заповедника того, кто незаконно пересёк границу заповедника и был пойман        
нашим госинспектором.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ахмат Чокаевич Эркенов.                                                         
                                                                                
ЭРКЕНОВ А. Ч., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Ринат Ринатович, законопроект на самом деле очень хороший. Если бы мы его       
приняли десять-пятнадцать лет назад, наверное, не уничтожили бы столько         
заповедных зон, особенно лесных массивов, уникальные флору и фауну. Но          
проблема вот в чём: назовите хотя бы одну причину, по которой заповедную зону   
следует делать национальным парком. Мне кажется, что в национальном парке, в    
котором что-то разрешается, может быть и заповедная зона. Это первое.           
                                                                                
И второе. Проект закона хороший, но в нём в том числе вводятся исключения для   
земельных участков, находящихся в границах населённых пунктов, хотя эти         
границы у нас порой, так сказать, плавают, не устоялись, а также вводятся       
исключения для строящихся спортивных объектов - не кажется ли вам, что          
подобные исключительные случаи могут войти в практику?                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ГИЗАТУЛИН Р. Р. Уважаемый Ахмат Чокаевич, на самом деле мы предлагаем           
поддержать нашу инициативу по переводу всего четырёх заповедников в             
национальные парки: Тебердинский на Северном Кавказе, заповедник "Столбы" в     
Красноярском крае, "Гыданский" в Ямало-Ненецком автономном округе и             
заповедник "Командорский" в Камчатском крае. По каждому заповеднику я готов     
доложить, но в принципе депутаты, которые представляют указанные субъекты       
Российской Федерации, в курсе причин, послуживших поводом к внесению нами       
указанного законопроекта.                                                       
                                                                                
Приведу конкретный пример. Согласно закону посещение государственного           
природного заповедника запрещено. При этом заповедник "Столбы", который         
находится под Красноярском, ежегодно посещают порядка 300 тысяч человек - это   
осознанное нарушение законодательства на протяжении двадцати лет, на которое    
мы были вынуждены идти, и сейчас его ликвидируем. То же самое касается,         
например, заповедника "Гыданский": на его территории проживает значительное     
число коренных малочисленных народов, которые ведут традиционный образ жизни,   
занимаются охотой, рыболовством, что несовместимо с режимом заповедника.        
Собственно, по всем четырём заповедникам прошли необходимые обсуждения, в том   
числе в крупнейших российских природоохранных организациях, и наша инициатива   
была поддержана.                                                                
                                                                                
Что касается вашего второго вопроса, то мы, согласно поручению президента,      
ужесточаем режим, то есть запрещаем в принципе любую возможность                
строительства объектов на территориях нацпарков и заповедников, кроме двух      
территорий: Сочинского нацпарка - это всё-таки территория, где проходили        
Олимпийские игры, она достаточно развита и действительно нуждается в            
реконструкции, в продолжении развития, и национального парка "Приэльбрусье" -   
это тоже одна из точек роста, в этом регионе компания "Курорты Северного        
Кавказа" реализует крупный проект по развитию горнолыжного туризма.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Надежда Васильевна Школкина.                                       
                                                                                
ШКОЛКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, у меня на самом деле просто не сработала кнопка.   
Можно задать вопрос?                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задайте, только в следующий раз нажимайте нужную          
кнопку.                                                                         
                                                                                
ШКОЛКИНА Н. В. Ну вот не сработала.                                             
                                                                                
Уважаемый Ринат Ринатович, мы, безусловно, поддержим все поправки               
правительства, которые направлены на наведение порядка в национальных парках,   
однако я бы здесь поддержала свою коллегу Светлану Викторовну: мы бы хотели     
увидеть поправки правительства, направленные на исправление ошибок в            
установлении границ национальных парков. Действительно, в регионах есть такие   
ошибки, в частности, у меня в Республике Мордовия целая улица одного из         
посёлков попала в границы национального парка. Мы с вами четыре года пытаемся   
исправить эту ошибку, и фактически всё это время нарушаются конституционные     
права наших граждан. Поэтому просьба поддержать депутатов - я думаю, Владимир   
Иванович тоже нас поддержит - и внести соответствующие поправки, касающиеся     
устранения ошибок, совершённых в том числе из-за действий чиновников.           
Прокомментируйте, пожалуйста.                                                   
                                                                                
ГИЗАТУЛИН Р. Р. Надежда Васильевна, спасибо за ваш вопрос, вы его, правда, не   
первый раз задаёте. Собственно, я и отвечу вам, наверное, то же самое: в        
данный момент в Государственной Думе готовится ко второму чтению законопроект   
об отмене деления земель на категории, в котором есть соответствующие           
поправки, предусматривающие возможность изменения границ национальных парков    
и заповедников. Это сложный законопроект, и над ним сейчас ведётся отдельная    
работа. На данный момент в российском законодательстве не предусмотрена         
возможность изменения границ нацпарков или заповедников, есть прямые нормы      
запрета в Земельном кодексе, в нашем законе об ООПТ, в законе "Об охране        
окружающей среды". Я считаю, что, в случае если депутаты примут                 
соответствующие поправки и дадут правительству возможность скорректировать      
границы, мы сможем достаточно оперативно устранить те ошибки, которые были      
допущены в 70-80-е годы.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все вопросы заданы. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Николаевич Шерин.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Ринат Ринатович, очень рад, что есть такая уникальная возможность   
передать вам слова благодарности от жителей Клепиковского района Рязанской      
области, которые проживают на территории национального парка, хотя, к           
сожалению, не часто этому радуются. Я просмотрел данную редакцию                
законопроекта: конечно, нужно защищать нашу природу, охранять наши              
заповедники. Кстати, национальный парк "Мещёрский" граничит с биосферным        
Окским государственным заповедником, и, пользуясь случаем, хочу, так сказать,   
прорекламировать природу Рязанской области: это единственное место во всём      
Центральном федеральном округе, где сохранились зубры.                          
                                                                                
Я вот о чём хотел бы вас убедительно попросить. Каждый раз, когда я направляю   
депутатские запросы в региональные профильные ведомства, они в своих ответах    
ссылаются на то, что эта территория находится в ведении федеральных структур,   
и, соответственно, они ничего поделать не могут. Доходит до того, что люди не   
могут даже природный газ провести, потому что на территорию наложены            
ограничения, и все разрешения необходимо согласовывать с федеральными           
органами, но, как правило, такая возможность есть только у людей, которые       
проживают в нашей столице. И проблем со строительством у наших уважаемых        
гостей из города Москвы не возникает, зато у местных жителей, у людей           
пенсионного возраста, которые живут в сельской местности и слабо разбираются    
во всех этих хитросплетениях, куча проблем, и они не знают, как их решить. Я    
вас убедительно прошу: пожалуйста, организуйте встречу с жителями               
Клепиковского района, которые проживают на территории национального парка       
"Мещёрский", направьте представителя, проведите накануне второго чтения         
встречу в профильном министерстве Рязанской области и внесите соответствующие   
поправки ко второму чтению от вашего министерства. Это надо сделать таким       
образом, чтобы закон, который будет принят в окончательном варианте, не         
навредил гражданам, проживающим на этой территории.                             
                                                                                
Я ещё раз повторяю, ЛДПР выступает за защиту наших природных памятников,        
заповедников, за сохранение экологии, за сохранение лесов. Но, к сожалению,     
мы видим, как повторяется ситуация, которая сложилась в Константинове, на       
родине Сергея Есенина, где все бьются за территорию: местным жителям там        
ничего строить нельзя, зато появляются новые коттеджи гостей из крупных         
городов, из нашей столицы. Не хотелось бы, чтобы то же самое произошло на       
территории национального парка "Мещёрский" (ещё раз напомню: для людей на       
сегодняшний момент провести природный газ к своему жилищу - проблема).          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ринат Ринатович, ещё раз будете выступать? Пожалуйста.                          
                                                                                
ГИЗАТУЛИН Р. Р. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                     
                                                                                
Александр Николаевич, безусловно, если это необходимо, - сейчас прозвучало      
ваше поручение - мы проведём встречу с жителями населённых пунктов, которые     
находятся в границах национального парка.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Иванович Кашин.                                                        
                                                                                
Микрофон включите, пожалуйста.                                                  
                                                                                
КАШИН В. И. Я хотел бы поблагодарить всех депутатов, задавших вопросы и         
проявивших неравнодушное отношение к данному законопроекту, и пригласить        
активно работать вместе с нами над подготовкой законопроекта ко второму         
чтению.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5998 по 6015 из 7223
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные   
акты Российской Федерации", первое чтение.                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              434 чел.96,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    434 чел.                                          
Не голосовало                  16 чел.3,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.