Заседание № 197
О проекте федерального закона № 82540-3 "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" (в части социальной защиты ветеранов боевых действий на территории Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, пункт 2 повестки дня: проект федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах". Пожалуйста, Владимир Сергеевич Вшивцев. ВШИВЦЕВ В. С., фракция "Единство". Уважаемый Председатель, уважаемые коллеги! На рассмотрение в третьем чтении выносится законопроект, предусматривающий социальную защиту участников боевых действий на территории Российской Федерации. Данный законопроект во втором чтении выносился 16 октября. Проголосовали за 386 человек, против - 0. Хотелось бы обратить ваше внимание: в случае принятия данного закона он вступает в силу с 1 января 2004 года. Правовая и лингвистическая экспертиза проведена. Есть заключение Правового управления. Комитет по делам ветеранов предлагает принять данный законопроект в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Нет. Переносим закон на "час голосования".
Коллеги, переходим к "часу голосования". Возьмите, пожалуйста, законопроект под номером 2 - об изменениях в закон "О ветеранах". Докладчиком был Владимир Вшивцев. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять в третьем чтении? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 41 мин. 38 сек.) Проголосовало за 379 чел. 84,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел. 15,8% Результат: принято Принимается.
Заседание № 192
О проекте федерального закона № 82540-3 "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" (в части социальной защиты ветеранов боевых действий на территории Российской Федерации; принят в первом чтении 18 апреля 2002 года с названием "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Далее. По пункту 4 мы также просили бы рассмотреть возможность переноса данного вопроса на следующую неделю в связи с тем, что мы не нашли в материалах, которые были представлены сегодня повторно к рассмотрению, принципиальную для Правительства поправку о том, что данный законопроект вступает в действие с 1 января 2004 года. Сегодня повторно в зале распространены материалы, которые раздавались депутатам в июне этого года, и поправка, которую мы согласовали с комитетом и с представителями депутатских объединений, там отсутствовала. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Владимиру Сергеевичу Вшивцеву. Да нет, она раздавалась в понедельник, раскладывалась по ящикам. ВШИВЦЕВ В. С., фракция "Единство". Поправка, о которой говорит представитель Правительства, учтена. Она внесена в таблицу поправок, и в понедельник раздавалась, дополнительные материалы были в ящиках. Поэтому здесь оснований нет для переноса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть комитет считает, что оснований для переноса нет? ВШИВЦЕВ В. С. Я считаю, что нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Остается в повестке.
Четвертый пункт повестки дня - как раз то, о чем сегодня говорили здесь. Проект федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах". Докладчик - Владимир Сергеевич Вшивцев, заместитель председателя Комитета по делам ветеранов. Вы с места, да? Пожалуйста. (Выкрики из зала.) Третий мы перенесли на 23-е. Это четвертый. ВШИВЦЕВ В. С. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! 18 апреля мы с вами обсуждали в первом чтении законопроект "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах", который социально защищает участников боевых действий на территории Северо-Кавказского региона. Тогда мы проголосовали так: 381 голос "за". Было предложено три поправки за отведенное Регламентом время - две поправки Президента Российской Федерации и поправка Анатолия Сергеевича Куликова, которая носит юридико-технический характер. В частности, в поправке Анатолия Сергеевича предложено ввести в действие данный закон не с 1 января 2003 года, а с 1 января 2004 года. Комитет счел возможным согласиться с предложениями Президента и Анатолия Сергеевича, и данные поправки сведены в таблицу принятых поправок. Проведены правовая и лингвистическая экспертизы, есть заключение Правового управления, поэтому комитет предлагает принять данный законопроект во втором чтении. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Г. В. Боос ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, у нас с вами, по сути дела, одна таблица поправок, в которой одна поправка числится как принятая и две поправки - как учтенные. Правильно я понимаю комитет? Правильно. Есть ли вопросы по этой таблице поправок, по этим трем поправкам? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Еще раз обращаю внимание: одна - "принять" и две - "учтено". Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Депутат Коломейцев - против. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 56 мин. 56 сек.) Проголосовало за 345 чел. 76,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел. 23,3% Результат: принято Таблица поправок принимается. Таблицы отклоненных поправок нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" во втором чтении. Кто за то, чтобы принять данный законопроект? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 46 сек.) Проголосовало за 386 чел. 85,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел. 14,2% Результат: принято Принимается законопроект.
Заседание № 162
О проекте федерального закона № 82540-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" (в части социальной защиты ветеранов боевых действий на территории Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
КУЛИКОВ А. С., фракция "Отечество - Вся Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, под пунктом 36 со звездочкой, как подлежащий первоочередному рассмотрению, стоит законопроект о ветеранах, о внесении изменений и дополнений. Я просил бы сразу после рассмотрения законопроекта (если мы успеем) "Об адвокатской деятельности..." поставить этот вопрос первым.
Итак, пункт 36, приоритетный законопроект - проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах". Доклад депутата Государственной Думы Куликова Анатолия Сергеевича. Пожалуйста, Анатолий Сергеевич. КУЛИКОВ А. С. Спасибо. Вы так неожиданно быстро... застали меня врасплох. Уважаемые депутаты, вашему вниманию предлагается разработанный Государственной Думой, в частности депутатами Куликовым, Вшивцевым, Московской областной Думой проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах", который подготовлен в целях социальной защиты военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, принимавших участие в боевых действиях на территории Российской Федерации, и направлен на совершенствование Федерального закона "О ветеранах" в части определения правового положения участников боевых действий на территории Северо-Кавказского региона. Кстати, закон внесен на основании действующего закона, пункта 3 статьи 3. Внесению предлагаемого законопроекта способствовали проведенные 13 ноября 2000 года Комитетом по делам ветеранов парламентские слушания, в ходе которых поступили предложения по разработке такого законопроекта. Этому предшествовала большая и длительная работа с силовыми ведомствами, с Правительством по подготовке концепции и определению исходных данных. Необходимость принятия этого законопроекта обусловлена тем, что до сих пор отсутствует принципиальное государственное решение в отношении категории граждан, принимавших участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона и лишенных льгот, которыми пользуются участники зачастую куда менее кровопролитных боевых действий на территориях иностранных государств. А численность военнослужащих и приравненных к ним лиц, принимавших участие в боевых действиях на территории Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения, военного положения, проведения контртеррористической операции, по информации Минобороны, МВД, Минюста, ФСБ, составляет 397 тысяч человек, из которых 61 тысяча имеет ранения, контузии или увечья. Восстановление справедливости в отношении этих лиц и является предметом законопроекта. Статья 1 действующего закона не содержит такого понятия, как "участие в боевых действиях на территории Российской Федерации". И вследствие этого военнослужащие и приравненные к ним лица, выполнявшие задачу в условиях вооруженного конфликта в Северо-Кавказском регионе начиная с 1994 года, не отнесены к участникам боевых действий, и на них не распространяются льготы, предусмотренные статьей 16 указанного федерального закона. В этой связи и предлагается дополнить раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан России словами: "Боевые действия на территории Северо-Кавказского региона: с декабря 1994 по декабрь 1996 года; с августа 1999 года". Этого дополнения как раз и требует статья 3 действующего закона. Надо сказать, что военнослужащие и другие лица, выполняющие там задачу, проходят по другим нормативным актам, указами Президента и решениями Правительства для них установлены определенные социально-правовые гарантии, в том числе по выплате денежной компенсации, санаторно-курортному лечению, поступлению в вузы. И инвалиды при этом получают всё, что и положено по действующему закону. Однако военнослужащие, не являющиеся вышеуказанными инвалидами, но принимавшие участие в боевых действиях на территории России, никакими льготами, предусмотренными Федеральным законом "О ветеранах", не пользуются. Принятие предлагаемого законопроекта позволило бы категории граждан пользоваться льготами, предусмотренными статьей 16. Я напомню, что это за льготы: первоочередная установка квартирного телефона; преимущество при вступлении в жилищно-строительные кооперативы, гаражные, садоводческие, огороднические, дачные; бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения огороднического хозяйства; использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения зарплаты сроком на 30 рабочих дней в году. То есть это льготы, которые не требуют больших бюджетных затрат. Хочу подчеркнуть, что к нашему сегодняшнему заседанию приковано, без преувеличения, внимание многих граждан, в том числе и тех, кто там находится или кто прошел Кавказ. От принятого решения будет зависеть и отношение многих граждан к боевым действиям в условиях чрезвычайного положения, военного положения и проведения контртеррористической операции. Надо сказать, что заключение Правительства, которое мы получили в начале года, - оно противоречиво. Вначале делается вывод о том, что на военнослужащих, принимавших участие на территории региона, распространяются все имеющиеся льготы, а затем делается вывод, что если мы его примем, то это потребует дополнительных ассигнований. Хотя на наш вопрос: а сколько и каких ассигнований? - Правительство, к сожалению, не могло ответить. Оно сказало буквально так: "Таких данных Правительство не имеет". Основной аргумент Правительства - нет денег. Хотя закон мы предлагаем ввести с 2003 года. Ну сами понимаете, значит, Правительство не намерено своей работой увеличивать доходную часть бюджета в ближайшие годы. Это недопустимо. Комитет по делам ветеранов и Комитет по безопасности предлагают принять этот законопроект в первом чтении. Это поможет устранить несправедливость в отношении военнослужащих и других лиц, принимавших участие в боевых действиях в Северо-Кавказском регионе, снизит социальную напряженность в обществе, укрепит доверие российских граждан к власти. Что касается финансово-экономического обоснования, то мы вместе с Минобороны и другими силовыми структурами провели расчеты, согласовали их с Правительством. Общая сумма необходимых средств составляет 1,9 миллиарда, в том числе за счет федерального бюджета - около 40 миллионов только, остальная часть - за счет бюджетов республик и субъектов, в пределах 20 миллионов на каждый субъект. Это не так уж много. Когда говорят о том, что субъекты против, это неправда, потому что мы запросили 50 субъектов и получили из 38 ответы, в которых они нас поддерживают. И вот еще из Чувашии прислали: просим нас присоединить к сторонникам вашего закона, мы тоже считаем, что это нужно поддержать. Уважаемые депутаты, предлагаю принять законопроект, чтобы при формировании бюджета 2003 года мы с вами предусмотрели эти небольшие затраты. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Анатолий Сергеевич. С содокладом по данному законопроекту выступает заместитель председателя Комитета по делам ветеранов Вшивцев Владимир Сергеевич. Пожалуйста, Владимир Сергеевич. ВШИВЦЕВ В. С., фракция "Единство". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Вопрос, который сейчас освещал наш коллега Куликов, действительно имеет очень большое значение для нашего общества, потому что категория людей, принимающая сейчас участие в антитеррористической операции на территории Чечни, после окончания службы остается за бортом в нашей стране. И поэтому требования общественных организаций, потоком идущие как в общественные, так и в государственные структуры, подтверждают, что эти лица должны иметь статус. Разговор идет в первую очередь о моральном статусе этих людей, чтобы люди не чувствовали себя обделенными, униженными, а действительно могли рассчитывать на социальную защиту со стороны государства, на его помощь. Данный вопрос рассматривался на заседании Комитета по делам ветеранов, единогласно одобрен, и те инициативы, которые были объединены в законопроект и представлены вам коллегой Куликовым, получили полную, еще раз повторю, поддержку. Вся необходимая работа проведена. Естественно, в ходе обсуждения данного вопроса могут быть предложены поправки, и мы готовы обсуждать их, для того чтобы данный закон действительно получился реалистичным и решал именно те вопросы, о которых мы сейчас говорим. Хотелось бы еще сказать о поддержке точки зрения, которую высказал наш коллега Куликов. Действительно, субъекты Федерации занимаются этим вопросом и в своих бюджетах предусматривают расходные строки для обеспечения социальной защиты категории людей, которые прошли антитеррористическую операцию на территории Чечни. Были доводы со стороны Правительства и ряда депутатов о том, что эта часть нашего населения, которая пришла со службы, молодая и может справиться с проблемами, которые сваливаются на нее, собственными силами. Я категорически против этого подхода. Почему? Потому, что человек, прошедший войну, обязательно рано или поздно столкнется с очень серьезными проблемами здоровья. Если говорить о ветеранах Афганистана, то не только сами ветераны сталкиваются с проблемами, требующими медицинской реабилитации, но и их дети, то есть следующее поколение. Так что эта проблема очень серьезная. К тому же я считаю, что затраты из федерального бюджета требуются не очень большие, то есть на это пойти можно. С этой проблемой сталкивается практически каждый из нас, сидящих в этом зале. И поэтому я считаю, что данный законопроект можно поддержать в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Сергеевич. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы по проекту закона? Депутат Юшенков. Пожалуйста, скажите, кому вопрос? ЮШЕНКОВ С. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Анатолию Сергеевичу. Уважаемый Анатолий Сергеевич, я, безусловно, поддерживаю этот законопроект, чрезвычайно важный и нужный. Но не кажется ли вам, что этот законопроект на самом деле - просто латание дыр, что вместо того, чтобы потребовать от Президента Российской Федерации ввести чрезвычайное положение, то есть ввести правовой режим фактически... Кстати говоря, законом о чрезвычайном положении предусматривается очень существенная социальная защита участников, тех, кто принимает участие в осуществлении режима чрезвычайного положения. Мы, в общем-то, принимаем подобного рода законопроекты, которые на самом деле уводят нас от решения самой главной проблемы. А самая главная проблема - это то, что (и вы правильно говорите) ведутся боевые действия. Но боевые действия не могут вестись в рамках закона "О борьбе с терроризмом", боевые действия могут вестись только... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Сергеевич Куликов, с места. Включите микрофон. КУЛИКОВ А. С. Сергей Николаевич, дело в том, что вы ошибаетесь. Мы, действительно, хотели ввести в закон о ЧП эти социальные льготы и защиту, но Дума отвергла такое предложение, эту поправку (это была поправка 14, моя поправка), и предложила, в том числе и комитеты по законодательству и госстроительству, внести поправку в нынешний закон, что мы и делаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Депутат Чехоев. ЧЕХОЕВ А. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопросы к Анатолию Сергеевичу. Уважаемый Анатолий Сергеевич, у нас разные льготы у участников первой войны, 1996 года, и второй, и получается так, что мы не можем честно сказать, что в Чечне была война, воевали люди. И поэтому вопрос такой: уравниваются сейчас эти категории или нет? И второй вопрос такой. Человек, молодой человек окончил институт, на второй день после получения диплома его забирают в Чечню, он теряет там обе ноги, сейчас ему платят минимальную какую-то социальную пенсию, потому что он ни дня не работал, у него нет ничего - этот вопрос решается или нет? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон Куликову Анатолию Сергеевичу. КУЛИКОВ А. С. Да, вы абсолютно правы, все участники с 1994 года, с 1996-го плюс с 1999 года уравниваются и будут иметь равные льготы, включая раненых. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Вопросов нет. Кто хотел бы выступить, уважаемые депутаты? Куликов, пожалуйста. Виктор Георгиевич. КУЛИКОВ В. Г., председатель Комитета Государственной Думы по делам ветеранов, фракция "Отечество - Вся Россия". Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Комитет по делам ветеранов рассмотрел этот вопрос, относится к нему положительно, имея в виду, что это участники боевых действий. Как трактовать - война или не война там, где люди погибают, там, где калечат людей? Можно по-разному говорить, но, безусловно, это война. Террористические действия, не террористические действия и так далее... Участвовало в боевых действиях около полумиллиона человек, шестьдесят одна тысяча раненых, контуженых, увечных и так далее. Поэтому я считаю, что, если уважаемые депутаты отнесутся с пониманием, в первом чтении этот законопроект следует принимать. Комитет поддерживает, и я прошу поддержать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Ивер. ИВЕР В. М., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемые коллеги, это очень актуальный закон, и мы должны не забывать, что после Великой Отечественной войны идут постоянно боевые действия и СССР, Россия участвовала как минимум в пятидесяти вооруженных конфликтах и много пострадавших в этих боях. Конечно, мы должны стремиться к тому, чтобы боевых действий на территории России не велось, необходимо и восстанавливать конституционный порядок, и прекращать деятельность бандформирований. И я думаю, что принятие данного законопроекта как раз будет способствовать тому, чтобы люди чувствовали уверенность и заботу государства о тех, кто участвует в этих боевых действиях. Поэтому от имени Агропромышленной депутатской группы я хочу сказать, что мы поддерживаем принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, может быть, есть кто-то, кто хочет высказаться против? В поддержку высказываются практически все. Депутат Юшенков. (Шум в зале.) Ну три человека, больше нет. ЮШЕНКОВ С. Н. Уважаемые депутаты, я еще раз подчеркиваю, что такой законопроект принимать нужно. Речь идет о другом, что сегодня в Чечне - и все здесь так называют - ведется война, война необъявленная, война, которая может вестись на основе только трех фактически правовых режимов: объявляется состояние войны и принимается соответствующий закон, объявляется военное положение или объявляется чрезвычайное положение. На основе закона "О борьбе с терроризмом" боевые действия не ведутся. Сегодня здесь уже называли такие огромные цифры вовлеченных в этот вооруженный конфликт, а фактически в войну, которые сопоставимы, может быть, только с войной в Афганистане. Интенсивность потерь, которые несут военнослужащие, только военнослужащие, в Чечне, сравнима с интенсивностью потерь в Афганистане, и даже превосходит их. Зачем же мы прячем голову в песок?! Зачем мы не поднимаем вопросы чрезвычайно важные и необходимые?! Сегодня даже Президент в своем Послании сказал о том, что необходимо в конечном итоге, чтобы в Чечне существовал конституционно-правовой режим России. Сейчас Чечня не находится в конституционно-правовом режиме России, потому что там ведется незаконная война. Так вот, чтобы действительно не было лицемерия на уровне государственной политики, нам надо потребовать от Президента, чтобы там было введено чрезвычайное положение. Нам говорили Президент и его представители о том, что чрезвычайное положение в Чечне не вводится только потому, что нет этого закона. Закон теперь есть. Более того, Анатолий Сергеевич, я вам скажу, вы это прекрасно знаете, мы обсуждали эту проблему: для того чтобы ввести чрезвычайное положение, необходимо внести соответствующие изменения в закон о бюджете. Принимается специальный бюджет, в котором в том числе рассматриваются вопросы социального обеспечения тех, кто принимает участие в обеспечении режима чрезвычайного положения. Мы и далее будем сталкиваться с этой проблемой, потому что на самом деле сегодня участникам боевых действий не выплачиваются ни компенсации, ни боевые. Вы это прекрасно знаете, идет задержка огромная. И мы сейчас принимаем этот закон, а Правительство, конечно же, будет нам отвечать, что нет денег, что мы не можем обеспечить полностью социальную поддержку тех, кто принимает участие в осуществлении режима контртеррористической операции. Давайте мы, в конце концов, поставим точку в этом вопросе. Давайте исходя из сегодняшнего уже, кстати говоря, Послания Президента, потребуем от Президента, чтобы там был введен конституционно-правовой режим России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Безбородов. Потом - Александр Алексеевич Котенков. КОТЕНКОВ А. А., полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе. Я хотел бы до Безбородова... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. До Безбородова? Хорошо. Николай Максимович, предоставим слово представителю Президента? КОТЕНКОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Я как раз приношу извинения Николаю Максимовичу. Просто я не хотел, чтобы мои слова он мог воспринять в какой-то мере на свой счет. Я просил бы депутата Юшенкова умерить пыл. Требовать вы будете от своей жены. А к Президенту вы можете обратиться с предложением, в лучшем случае. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Алексеевич, спасибо. Я думала, вы по закону будете выступать. Пожалуйста, Николай Максимович Безбородов. БЕЗБОРОДОВ Н. М., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемый Сергей Николаевич! Возможно, мысли ваши и справедливы, но это не составляет предмет данного закона. Любовь Константиновна, убедительная просьба: ставьте, пожалуйста, на голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Правительства, пожалуйста. Андрей Викторович Логинов еще не высказался у нас. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! К сожалению, позиция Правительства прозвучит диссонансом среди прозвучавших выступлений. Дело в том, что отрицательное заключение, которое направило Правительство на данный законопроект, содержит перечисление почти десятка законодательных и нормативных актов, в которых частично урегулированы рассматриваемые проблемы. Я подчеркиваю слово "частично", потому что Правительство вместе с тем признает, что в целом проблема социального обеспечения, социальных льгот ветеранам и участникам боевых действий на территории Российской Федерации в самом широком понимании остается неурегулированной. Как подходить к решению этой проблемы? Авторы данного законопроекта концептуально предложили отнести эти категории граждан к категории ветеранов и распространить на них те же льготы, которые предусмотрены для ветеранов, в том числе Великой Отечественной войны. Я бы хотел сказать, что с этим подходом Правительство не согласно, поскольку совсем иные, специфические условия сложились для участников боевых действий, которые происходили в 90-е годы на территории Российской Федерации. Действительно, наши граждане выходят из этих боевых действий людьми с совершенно иными социальными запросами, иным, скажем так, уровнем дееспособности, статусом, и льготы, которые мы имеем и относим к ветеранам Великой Отечественной войны, очень многие, неприменимы для обеспечения полной социальной реабилитации участников этих боевых действий. Поэтому Правительство поддерживает позицию, что необходима разработка комплексного законодательного акта, который был бы посвящен статусу участников боевых действий. Работа в этом направлении в Государственной Думе уже ведется. В работе этой в рабочей группе участвуют представители Министерства финансов, потому что, вы прекрасно понимаете, камнем преткновения в реализации данного закона будет его финансирование, его реальное исполнение. И перечень самих участников боевых действий по этому законопроекту предполагается более широким. Более того, там, например, предлагается норма, что этот перечень утверждается Президентом Российской Федерации по необходимости. Поэтому позиция Правительства заключается в следующем. Мы направили отрицательное заключение на данный законопроект, мы считаем необходимым продолжить работу по урегулированию этой проблемы. И мы должны прекрасно понимать, что если сейчас примут его в первом чтении, то вся наша полемика будет сведена только к этому достаточно узкому вопросу. Вот такова позиция Правительства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Алексеевич Котенков, будете по этому законопроекту высказываться? Пожалуйста. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Отчасти, подчеркиваю, отчасти соглашаюсь с тем, что сказал здесь полномочный представитель Правительства, в той части, что действительно норма должна быть шире и касаться, на будущее, не только участников боевых действий на Северном Кавказе. В то же время мы считаем, что если данный законопроект будет принят в первом чтении, то в той его части, где говорится об изменении перечня территорий и периодов ведения боевых действий, перечень может быть расширен либо может быть убрано конкретное упоминание Северо-Кавказского региона и оставлена общая фраза "на территории Российской Федерации", которая содержится в статье 1 законопроекта. Поэтому мы оставляем этот вопрос на ваше решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово, пожалуйста, Анатолий Сергеевич Куликов. С места. Включите микрофон. КУЛИКОВ А. С. Спасибо. Уважаемые депутаты, конечно, я могу понять Сергея Юшенкова, которому Борис Абрамович запретил участвовать в обсуждении и принятии подобных законов, защищающих наших военнослужащих и рядовых граждан. И я уже сказал о несостоятельности обоснования правительственного заключения. Я думаю, что надо прислушаться и к мнению в том числе представителя Президента России, который поддерживает этот закон. Я вас прошу: давайте мы его в первом чтении примем, а потом будем обсуждать. Люди нуждаются в этом законе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Сергеевич Вшивцев. С места. Включите микрофон. ВШИВЦЕВ В. С. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Вот сейчас выступил представитель Правительства - у меня есть тоже некоторые аргументы, направленные как бы против этой позиции. Ну, во-первых, представителю Правительства. Сейчас на уровне комиссии по обороне и безопасности МПА разработан модельный законопроект о военных ветеранах. Вот это концептуально решает те проблемы, о которых мы с вами говорим, а не совершенно новый законопроект о статусе участника боевых действий, потому что данный модельный законопроект будет подразумевать три входящие в него категории: отслуживших своему государству, участвующих в боевых действиях по защите своего государства и членов семей, которые потеряли непосредственно своих кормильцев. Вот эта будет концепция. Далее. Если говорить о затратах - вы говорите о части, касающейся тех законопроектов и постановлений, которые приняты и в которые заложены какие-то определенные средства, - можно с вами здесь тоже поспорить. Давайте мы определимся: а сколько все-таки денег уходит на социальную защиту данной категории? Я думаю, у нас с вами будут определенные затруднения. Почему? Потому, что цифры будут не сходиться просто-напросто. И поэтому я еще раз призываю депутатский корпус проголосовать, потому что это действительно реально необходимый законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, на голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах". Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 35 мин. 55 сек.) Проголосовало за 381 чел. 84,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 381 чел. Не голосовало 69 чел. Результат: принято Принято. Анатолий Сергеевич, поздравляем вас.