Заседание № 212
О проекте федерального закона № 82470-3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" (принят в первом чтении 25 октября 2001 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к законопроектам, принятым в первом чтении и предлагаемым к отклонению. Пункт 12, проект федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации". Доклад Фариды Исмагиловны Гайнуллиной. Фарида Исмагиловна просит разрешить ей сделать доклад сразу и по пункту 13, это проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации". Пожалуйста, Фарида Исмагиловна. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В связи с тем что с момента внесения и принятия в первом чтении указанных законопроектов законодательство Российской Федерации в сфере пенсионных отношений претерпело существенные изменения, Комитет по труду и социальной политике считает подготовку данных законопроектов к рассмотрению во втором чтении нецелесообразной и предлагает рассмотреть вопрос об их отклонении. Одновременно для чистоты отношений, ссылаясь на решение комитета, хотела бы подчеркнуть, что комитет тем не менее считает необходимым скорейшее принятие рамочного федерального закона о социальных фондах, которым будет определяться их правовой статус и организационная структура, а также устанавливаться их основные задачи и полномочия. При подготовке данных законопроектов к рассмотрению Государственной Думой мы получили заверения представителя правительства в лице статс-секретаря - заместителя министра здравсоцразвития в том, что такая работа в правительстве ведётся. Уважаемые коллеги, я просила бы с учётом изложенного данные законопроекты отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Фарида Исмагиловна. Есть ли желание выступить по данным законопроектам у представителей правительства и президента? Нет. Есть ли желание выступить у представителей депутатских объединений? Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев, один желающий, один от фракции. Вы сразу по двум будете, да? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Хотел бы обратить ваше внимание на то, что, во-первых, эти законопроекты президентские, во-вторых, внесены десять лет назад и, третье, сегодня экономика катастрофически задыхается от отсутствия длинных денег. Посмотрите практику многих ведущих стран, скажем "двадцатки": в значительной части этих стран как раз пенсионные деньги являются долгосрочными инвестициями при правильном управлении. У нас же сегодня, несмотря на наличие ста двадцати трёх, по-моему, пенсионных фондов, люди с колоссальным недоверием относятся к вложениям в частные фонды в силу возрождения и пиара Мавроди. Кроме того, фактически отсутствие законодательного определения всех этих процессов как раз и не позволяет пенсионным деньгам - а я вам напомню: колоссальный дефицит бюджета Пенсионного фонда и фактически неработа этих денег на экономику Российской Федерации... Мы категорически возражаем против такого подхода к столь серьёзным вопросам и хотели бы понять, почему даже президентские инициативы столь длительное время находятся на рассмотрении и, несмотря на трату времени при рассмотрении в первом чтении и положительные заключения президента и правительства, так и не были вынесены на второе чтение и для принятия в целом Государственной Думой. И при этом другие законопроекты не внесены, а заверение Минэкономразвития о том, что оно якобы внесёт в ближайшее время... Можно проверить на примере 94-го закона. Я вам напомню: по планам правительства прошлого года Минэкономразвития 1 сентября должно было внести этот законопроект. Сегодня экономика страдает, теряет 1 триллион. Поэтому мы не верим заявлениям Минэкономразвития и госпоже Набиуллиной и считаем, что нельзя данные законопроекты отклонять, а надо, вообще-то, над ними конструктивно поработать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Васильевич. Коллеги, выносим голосование по данным законопроектам также на "час голосования", на 17 часов.
Переходим к блоку законопроектов, предложенных комитетами к отклонению. Проект федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации". Кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и отклонить данный законопроект? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 25 мин. 20 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3 % Результат: принято Законопроект отклоняется. Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации". Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и отклонить данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 00 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Законопроект отклонён.
Заседание № 125
О проекте федерального закона № 82470-3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" (внесен Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые депутаты, мы с вами сейчас переходим к обсуждению пункта 8 - проекта федерального закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием вот этого закона. Пожалуйста, Михаил Юрьевич Зурабов. ЗУРАБОВ М. Ю. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Тот законопроект, который я сейчас докладываю вам, касается изменений, которые необходимо внести в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения...". В этом законопроекте содержится всего три статьи, где определяются те изменения, которые необходимо внести в Закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в связи с принятием Федерального закона "Об управлении средствами обязательного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации", связанные с определением органов, которые осуществляют пенсионное обеспечение, и изменения, которые необходимо внести в статью 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях", где предусмотреть возможность существования помимо упомянутых в данном законе видов некоммерческих организаций некоммерческой организации государственного учреждения, которым является государственный фонд, учреждаемый Российской Федерацией для реализации отдельных социальных функций государства. Вот в этом суть того законопроекта, о котором я вам докладываю. Еще раз повторю, что это изменения в два закона: Закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации", где определяются органы, отвечающие за назначение пенсий в Российской Федерации, и Федеральный закон "О некоммерческих организациях", с тем чтобы отдельно там указать существование такого вида государственного фонда, который занимается реализацией отдельных социальных функций государства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Пожалуйста, Эльвира Леонидовна Ермакова. С места. Включите микрофон. ЕРМАКОВА Э. Л. Уважаемые коллеги, это очень маленький законопроект, состоящий из четырех статей. Мне не хочется повторяться после Михаила Юрьевича, я только доложу вам решение нашего комитета. Обсудив все замечания и предложения, Комитет по труду и социальной политике принял решение рекомендовать Государственной Думе принять проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчикам? Нет. Кто хотел бы выступить? Пожалуйста, Савостьянова Валентина Борисовна. САВОСТЬЯНОВА В. Б. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Этот законопроект является как бы продолжением предыдущих законопроектов. И здесь мне хотелось бы сказать, что разработчики законопроекта не учли, что потребуется также внесение изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части, касающейся полномочий государства в создании некоммерческой организации в форме фонда в качестве ее учредителя. Все эти изменения необходимы для того, чтобы узаконить преобразование Пенсионного фонда из финансово-кредитного учреждения, подотчетного Правительству, в некоммерческую организацию, выводимую из-под контроля и управления органами государственной власти, и передачу ее территориальным органам - самостоятельным юридическим лицам всей полноты полномочий по назначению, перерасчету и выплате пенсий. Таким образом, необходимо также внести в перечень изменяемых актов и Конституцию Российской Федерации, а именно статью 72, в которой говорится о том, что социальное обеспечение отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, однако их участие в создаваемой структуре не предусмотрено, а также статью 78 Конституции, которая предусматривает передачу полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации лишь федеральным органам исполнительной власти, коим Пенсионный фонд не является. Внесение же таких изменений возможно лишь путем проведения всенародного референдума. Теперь мне хотелось бы сказать о Конституционном Суде. Более 150 депутатов нашего созыва обратились с запросом в Конституционный Суд. Восемь месяцев Конституционный Суд рассматривал наш запрос и в результате, поскольку законодательные акты, законопроекты уже были внесены в Думу, судьи не стали по существу норм рассматривать указ Президента, хотя он, как я уже вам сказала, нарушает несколько статей Конституции. Поэтому от сегодняшнего голосования будет во многом зависеть, каким образом мы разрешим эту проблему. Кроме того, это будет прецедентом для последующего преобразования фондов социального и медицинского страхования, что также потребует дополнительного изменения законодательства. Уважаемые депутаты, готовы ли вы, ради того чтобы Пенсионный фонд приобрел вот такие права, взять на себя ответственность за изменение основных актов национальной правовой системы, включая и Конституцию? Уважаемые депутаты, я прошу вас не ставить перед собой новых задач путем внесения несоответствий в действующую правовую базу, так как все эти несоответствия в последующем примут лавинообразный характер, и прошу отклонить рассматриваемый законопроект. Думаю, что Президент даже не подозревает, какую "услугу" ему оказывают разработчики законопроектов по пенсионной реформе. Мы с вами 14 июля приняли постановление Думы о том, чтобы по всем шести законопроектам была создана рабочая группа из депутатов, из представителей Президента, из разработчиков закона от Правительства, но, к сожалению, до сих пор это не сделано. Сейчас работает пенсионная группа, вернее, в Комитете по труду и социальной политике работает группа, которая рассматривает поправки к трем законопроектам, но это не то, за что мы здесь проголосовали. Учитывая всё, что здесь было сказано, я прошу вас не голосовать за эти законопроекты, которые нарушают и Конституцию, и Гражданский кодекс, и Бюджетный кодекс, и очень много еще других законодательных актов. Спасибо. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто еще хотел бы выступить по данному законопроекту, уважаемые депутаты? Желающих нет. Пожалуйста, Михаил Юрьевич Зурабов, заключительное слово. ЗУРАБОВ М. Ю. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! У меня заключительное слово, да, я так понимаю? Я хотел бы в своем заключительном слове ответить на тот, как я понял, упрек, который прозвучал в выступлении Валентины Борисовны в адрес разработчиков данного законопроекта. Я прежде всего хочу обратить ваше внимание на следующее. Средства государственного пенсионного обеспечения (страхования) являются федеральной собственностью, и, следовательно, только федеральные органы могут заниматься вопросами, связанными с назначением и выплатой государственных пенсий. То, о чем говорила Валентина Борисовна, упоминая Конституцию Российской Федерации, надо понимать следующим образом: субъекты Российской Федерации имеют возможность участвовать в пенсионном обеспечении, используя для этих целей средства собственных бюджетов. И это имеет место, например, если мы, скажем, анализируем ситуацию, сложившуюся в Москве, Санкт-Петербурге. Насколько я знаю, в Московской области сейчас существует сторублевая доплата пенсионерам, в Самаре. На эти цели направляются средства соответствующих бюджетов. Поэтому данный законопроект не нарушает тех полномочий, которые закреплены Конституцией Российской Федерации в области пенсионного обеспечения за Российской Федерацией и ее субъектами. Речь идет о том, что каждый из участников пенсионного обеспечения использует для этих целей средства, которые находятся в распоряжении у органов управления соответствующего уровня. Что же касается вопросов по статье 117 Закона "О государственных пенсиях..." - "Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение", - как я уже сказал, речь здесь идет исключительно об органах, которые будут осуществлять государственное пенсионное обеспечение, назначение пенсий, которое финансируется за счет федеральных средств. Здесь ничего не говорится о средствах субъектов Федерации, которые также могут направляться на пенсионное обеспечение граждан. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Юрьевич. Эльвира Леонидовна, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста, Ермаковой включите микрофон. ЕРМАКОВА Э. Л. По существу, естественно, здесь говорить нечего, поскольку второй законопроект вытекает из первого. Мне просто хотелось бы обратить ваше внимание, уважаемые коллеги, на следующее. Снова Валентина Борисовна поднимает вопрос о том, что якобы Конституционный Суд нечетко высказался. Уважаемые депутаты, вы обратите внимание на то, что вопрос ставился рядом депутатов (и Валентина Борисовна была организатором сбора этих подписей) именно о том, чтобы отменить указ Президента о передаче функций назначения и выплаты пенсий Пенсионному фонду. Конституционный Суд не отменил этот указ. Я не понимаю, что еще надо разъяснять Валентине Борисовне? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все выступили. Представителю Президента есть что сказать? По ведению - Апарина. АПАРИНА А. В. Так нельзя, надо дать Валентине Борисовне слово, она имеет право высказать свое мнение, я думаю, только полнее... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентина Борисовна в выступлении уже высказала мнение. АПАРИНА А. В. Это займет одну минуту. Мы получим более полную информацию и будем осознанно голосовать. У меня просьба дать ей слово по ведению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Попов. ПОПОВ С. А., фракция "ЯБЛОКО". Я прошу прощения, я не по ведению, а по мотивам, как положено по Регламенту. Мы будем голосовать против, и Конституционный Суд не стал рассматривать вопрос по существу норм. Он не сказал, что этот указ правильный, он сказал, что они его рассматривать не будут. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Валентина Борисовна Савостьянова. САВОСТЬЯНОВА В. Б. Чтобы ни у кого не было сомнений, я прошу, чтобы все прочли это постановление. Это немного: признать пункт 1 указа Президента в части, закрепляющей за Пенсионным фондом и его территориальными органами полномочия по выплате государственных пенсий, не противоречащим Конституции с точки зрения установленного ею разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти. Конституционный Суд в настоящем деле воздерживается от проверки конституционности пункта 1 указа по содержанию норм и так далее. Поэтому я попросила бы не передергивать! И второе. Статья 78 Конституции говорит о том, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. Те соглашения, которые заключены субъектами с Пенсионным фондом, нелегитимны, потому что Пенсионный фонд никогда не являлся органом исполнительной власти. И сегодня мы, депутаты, должны решить законодательно, будут эти функции органов исполнительной власти переданы или нет, менять нам 78-ю и 72-ю статьи Конституции или нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По ведению - депутат Кулик. КУЛИК Г. В., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемые коллеги, ну совершенно очевидно, какой бы мы из вариантов закона ни приняли в первом чтении - или Президента, или Иваненко, - нам так или иначе надо вносить поправки в эти два закона, о которых сейчас идет речь. Эти ли поправки или какие-то другие - мы с вами решим во втором чтении. Наверняка мы расширим что-то целый ряд других поправок появится у депутатов. Поэтому я предлагаю (тут не надо нам сильно спорить, напрягаться) принять этот законопроект в первом чтении, потому что, еще раз повторяю, и тот и другой законопроекты предполагают это сделать. Нам надо обязательно внести поправки в эти законы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Геннадий Васильевич. На голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять этот законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 22 сек.) Проголосовало за 225 чел. 50,0% Проголосовало против 156 чел. 34,7% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел. Результат: не принято Не принято. По ведению - Алексеев. Алексей Алексеевич Алексеев, "Единство". АЛЕКСЕЕВ А. А., фракция "Единство". Спасибо. Уважаемые коллеги, я прошу переголосовать данный вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за то, чтобы мы вернулись к голосованию по пункту 8? Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 18 сек.) Проголосовало за 231 чел. 63,1% Проголосовало против 135 чел. 36,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 366 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Вернулись к голосованию. Уважаемые депутаты, прошу быть повнимательней. Повторно ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации". Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 05 сек.) Проголосовало за 228 чел. 50,7% Проголосовало против 166 чел. 36,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел. Результат: принято Принято.