Заседание № 273
19.01.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 823635-6 "О детях войны" (внесён депутатами Государственной Думы Г. А. Зюгановым, В. И. Кашиным, Н. В. Арефьевым, Ю. В. Афониным, Н. И. Васильевым, В. И. Гончаровым, Н. В. Коломейцевым, И. И. Никитчуком, В. Г. Поздняковым, Н. В. Разворотневым, А. Ю. Русских, Н. И. Сапожниковым, К. К. Тайсаевым, В. Н. Федоткиным, А. А. Андреевым, Т. В. Плетнёвой, С. П. Обуховым, А. В. Корниенко, В. Ф. Рашкиным, О. Н. Алимовой, Н. М. Харитоновым, В. Н. Паутовым, членом Совета Федерации О. Ф. Ковитиди, а также В. М. Мархаевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2120 по 2284 из 5904
Следующий, 7-й вопрос, проект федерального закона "О детях войны". Докладывает Николай Васильевич Арефьев. Пожалуйста. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, у меня в кабинете, в шкафу, стоят тридцать две книги, присланные мне из тридцати двух регионов, - они посвящены детям войны. В этих книгах отражены вся боль, всё горе и всё несчастье, которое дети войны перенесли в годы Великой Отечественной войны. Это и беспризорные дети, и юнги, и сыны полков, эти дети были в оккупации вместе со своими родителями, видели, как расстреливали людей, эти дети были на самых передовых позициях трудового фронта и вместе со своими родителями работали и на заводах, и на фабриках, и в сельском хозяйстве. И это им пришлось восстанавливать разрушенные войной хозяйства, создавать те материальные блага, которыми мы пользуемся по сей день. Но вот несчастье: случилась перестройка - и они оказались заброшены властью, они живут сегодня впроголодь, потому что наше пенсионное обеспечение не обеспечивает им достойную старость. Надо сказать, что Россия сегодня занимает 65-е место в мире по пенсионному обеспечению (31-е место занимает Эквадор), - вот куда откатилась наша страна! К сожалению, в рейтинге европейских государств наша страна, Россия выглядит в десять раз хуже, чем передовые страны. Если сегодня у нас пенсия 12 тысяч 400 рублей, то, допустим, в Норвегии в пересчёте по сегодняшнему курсу она 150 тысяч рублей, в Германии - 120 тысяч, в 10 раз больше. Это та Германия, которую мы когда-то победили! К стыду своему, надо признаться, что все эти годы пенсия у нас не повышалась, она индексировалась в соответствии с уровнем инфляции, но не той, которая в реальности, - мы индексируем пенсии в соответствии с официальным уровнем инфляции, а инфляция, допустим, продовольственная и по тем товарам, которые потребляют именно пенсионеры, гораздо выше: в этом году она составила 20,8 процента, а индексация будет исходя из уровня всего 12,5 процента. Пенсионеры теряют каждый год в своих доходах только из-за того, что неправильно индексируется пенсия. Я должен сказать, что пенсия остаётся прежней, - да, она индексируется, увеличивается по уровню инфляции, но ведь саму-то пенсию мы ни разу не повышали, она так и осталась той же, только уменьшается из-за того, что неправильно индексируется. Потери наших пенсионеров и особенно детей войны слишком велики - дело в том, что дети войны получают пенсию буквально 5-7 тысяч, а на них наваливаются всё новые и новые платежи. Сами посудите: вот сейчас здесь, в этом зале, принят закон о платежах, о налоге с кадастровой стоимости на землю и на имущество - да, пенсионеры имеют определённые льготы, но ведь и налоги увеличились и в 12, и в 26 раз, а это значит, что платежи-то увеличились. Допустим, у нас были большие платежи коммунальные, но ведь в последние годы мы навесили на эти коммунальные платежи ещё дополнительные: у нас не было платы за ТСЖ - теперь есть; у нас не было платы за ОДН - теперь есть; у нас не было взносов на капитальный ремонт - теперь есть. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) АРЕФЬЕВ Н. В. Не было! За капитальный ремонт мы никогда не платили, оплата капитального ремонта включалась в плату за квартиру, а теперь отдельно: за квартиру - отдельно, за капитальный ремонт - отдельно. Так нельзя, но у нас это так. Вот сейчас придумали систему "Платон", а это увеличивает в 1,8 раза все цены. У нас сейчас энергетики вводят плату за пользование сетями - 20 рублей с семьи, у нас внедряется сегодня курортный сбор. Мало того, мы здесь приняли закон: если бабушка хочет вязать носки на продажу, она должна купить патент и не продавать их самовольно, а если она будет продавать самовольно, то это будет незаконное предпринимательство, которое карается шестью годами лишения свободы, - это здесь, в этом зале мы сделали такой "подарок" детям войны! Даже носки продавать они сегодня не имеют права! В связи с этим мы и вносим данный законопроект - чтобы хоть как-то улучшить положение детей войны. Закон всего-навсего предполагает льготы детям войны, которых на сегодняшний день 12 миллионов человек, из них 2,8 миллиона не получают никаких льгот, мы же предлагаем в месяц им дать как единовременное пособие в денежном виде хотя бы тысячу рублей, транспортные льготы и нематериальные льготы - всё это в сумме составляет примерно 120 миллиардов рублей. Я полагаю, что такая сумма всегда найдётся в нашем государстве. Мы заботимся о старшем поколении, а не о ком-то другом, и странно, что когда мы просим принять закон, для того чтобы лучше жило поколение, создавшее все те материальные блага, которыми мы пользуемся сегодня, то наталкиваемся на сопротивление, а когда мы вносим предложение хотя бы часть доходов забрать у олигархов, которые купаются в золоте, мы сталкиваемся с непониманием. Сегодня я хотел бы предложить всё-таки ещё раз рассмотреть этот законопроект и принять его, потому что дети войны, особенно в сегодняшней кризисной ситуации, просто бедствуют. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Владимирович Трапезников. ТРАПЕЗНИКОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Николай Васильевич подробно изложил суть законопроекта. Предлагается ввести новую категорию лиц - дети войны - для граждан Российской Федерации, родившихся в период с 22 июня 1928 года по 4 сентября 1945 года, постоянно проживавших на территории СССР в годы Великой Отечественной войны. Сразу возникает вопрос: а родившиеся в конце 1945 года, в 1946-м, в 1947-м? Многие, наверное, помнят, что продовольственные карточки отменили только в декабре 1947 года и 1946-1947 годы были голодными. Меры социальной поддержки детей войны в соответствии с законопроектом являются расходными обязательствами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В частности, предлагается установить ЕДВ в размере 1 тысячи рублей за счёт средств федерального бюджета. К расходным обязательствам субъектов Российской Федерации относится бесплатный проезд, о чём уже говорили. И если коротко, согласно финансово-экономическому обоснованию на реализацию закона потребуется выделение дополнительных средств из федерального бюджета в размере 109 миллиардов рублей, а также средств из бюджетов субъектов Российской Федерации. В законодательстве Российской Федерации существует система мер социальной поддержки разных категорий граждан, которые внесли огромный вклад в дело защиты нашей родины, в первую очередь это Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны. Понимая, что меры социальной поддержки напрямую связаны с личным вкладом человека в дело защиты интересов родины, в будущее страны, мы считаем, что предложение предоставить социальную поддержку из федерального бюджета всем, кто родился и жил в период времени, указанный в законопроекте, ошибочно. Если обратиться к истории, дети, которые в годы войны жили в Сталинграде, в Воронеже, и дети, которые жили в Ташкенте, на Урале, в Сибири и родители которых работали на военных заводах и получали дополнительные продовольственные пайки, - это две категории очень разные, а в законопроекте об этом не сказано - всё свалено, грубо говоря, в общую кучу. Хочу обратить ваше внимание, что в федеральном законе "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла отнесены к компетенции субъектов Российской Федерации. Авторы обсуждаемого законопроекта предлагают предоставить детям войны льготы за счёт федерального бюджета - это означает поставить их по статусу, по мерам поддержки выше тружеников тыла, а ведь многие из тружеников тыла во время войны были детьми и в двенадцать, в четырнадцать лет уже работали на военных предприятиях. Это может привести не только к деформации существующей системы социальной поддержки, но и к возникновению непонимания у других, не менее заслуженных групп населения. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обладают всеми полномочиями для предоставления гражданам - детям войны дополнительных мер социальной поддержки, не предусмотренных федеральным законодательством, и это уже сделано во многих субъектах, например в Санкт-Петербурге, в Красноярском, Пермском краях, - на сегодняшний день 24 субъекта Российской Федерации уже приняли такие законы и в шести субъектах идёт разработка законопроектов. Установлены разные меры социальной поддержки исходя из численности детей войны в каждом субъекте Федерации, реальной стоимости жизни в субъекте и финансовой возможности региона; речь идёт в том числе о ежемесячных денежных выплатах, о льготном проезде на общественном транспорте, о бесплатном социальном обслуживании и так далее. Считаем, что такой подход к решению вопросов о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки детям войны является наиболее приемлемым. Любые принимаемые социальные обязательства, безусловно, должны быть подкреплены бюджетными средствами. Наш комитет считает, что в сегодняшней очень сложной экономической ситуации все социальные обязательства, которые приняты в бюджете на 2016 год, должны быть выполнены и наращивать эти обязательства на многие десятки, даже сотни миллиардов рублей недопустимо. Принимать обязательства, но не выполнять их - это, думаю, хуже всего. Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает. Наши коллеги из Комитета Совета Федерации по социальной политике закон не поддерживают. Учитывая изложенное, наш комитет рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при рассмотрении в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Владимирович, присаживайтесь. Делаем перерыв до 12.30 и потом продолжим.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2302 по 2847 из 5904
Продолжаем обсуждение 7-го вопроса повестки. Мы заслушали доклад и содоклад. Прошу записаться на вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, у меня вопрос к Валерию Владимировичу. Вот только что прошёл Гайдаровский форум. Выступая на нём, председатель Счётной палаты Голикова сказала, что объём нереализованных авансов только за счёт денег федерального бюджета - 4 триллиона 100 миллиардов рублей; плюс к этому 440 миллиардов рублей - это нецелевое использование денег; плюс к этому (вот Рябухин, председатель комитета по бюджету Совета Федерации, тоже привёл в журнале наши официальные данные) 600 миллиардов рублей - это бюджетные деньги, перечисленные в уставные фонды госкорпораций, и они не используются, а прокручиваются на депозитах банков, то есть всего где-то 6 триллионов рублей. Маленькой доли из этих денег хватило бы, чтобы полностью профинансировать закон "О детях войны". Почему нельзя от этих нецелевых бюджетных денег взять небольшую долю и решить проблему? Или они будут дальше крутиться, кому-то... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерий Владимирович Трапезников. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Уважаемый Владимир Николаевич, я, конечно, понимаю остроту вашего вопроса, но, с другой стороны, я не Голикова, а наш комитет не совет министров и не президент, так что я такие вопросы решать не могу. Обращайтесь к Голиковой, пусть вся ваша фракция обратится с письмом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Николай Васильевич, как известно, бюджет 2016 года и принятые в связи с ним законы очень больно бьют по старшему поколению. Тем, кто работает, пенсии индексироваться вообще не будут, тем, кто не работает, будут индексироваться на 4 процента, притом что цены на продовольствие, по официальным данным, выросли на 19 процентов, по неофициальным данным - на треть. Мой вопрос: какой части старшего поколения коснётся ваш законопроект, наш законопроект и, соответственно, перекроют ли предлагаемые дополнительные гарантии потери, которые пенсионеры понесли в связи с принятием бюджета и связанных с ним законов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Арефьев. АРЕФЬЕВ Н. В. Спасибо, Олег Николаевич. Вопрос простой. Детей войны на сегодняшний день - 12 миллионов человек в нашей стране (их численность сокращается ежегодно на 260 человек), из них 2,8 миллиона не получают никаких льгот совсем, остальные по разным основаниям льготы получают. Кроме того, получают льготы в тех шестнадцати регионах, где приняты законы о социальной поддержке граждан этого возраста. Что касается того, перекроют эти льготы потери или нет. Нет, они просто окажут небольшую помощь, потому что закон предусматривает ежемесячные единовременные выплаты в размере 1 тысячи рублей (это не так уж и много), транспортные и нематериальные льготы, которые будут предоставляться за счёт местных бюджетов, - они, естественно, только будут оказывать помощь. Конечно же, нам надо вернуться к рассмотрению вопросов не только о полной индексации пенсии, но и о повышении пенсии, потому что на протяжении последних пятнадцати лет пенсии не повышались, они только индексировались, то есть мы их в замороженном состоянии держим уже пятнадцать лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Валерий Владимирович, вы, когда приводили аргументы, для того чтобы отодвинуть, не принять данный законопроект, в частности, сказали, что в ряде регионов якобы уже подобный закон принят и социальные выплаты производятся в зависимости от возможностей данных регионов. С моей точки зрения, это неверно, потому что если мы говорим о категории "дети войны", то хотелось бы этих граждан всё-таки уравнять независимо от того, где они на сегодняшний день проживают, ведь они могли родиться в Москве, а сегодня могут жить в Сибири и так далее. Всё-таки поясните эту точку зрения, почему хотите разделить даже здесь по социальным признакам различные регионы?.. (Микрофон отключён.) Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Трапезникову включите микрофон. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Николай Фёдорович, во-первых, у нас федеративное государство, и каждый субъект Федерации имеет право принять такой закон. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе даже 1 тысяча 693 рубля выплачивается, а в данном законопроекте, о котором я докладывал как содокладчик, - 1 тысяча рублей, то есть в принципе выплаты есть даже выше, чем предлагают в законопроекте. А, например, в Алтайском крае - 242 рубля, но там есть другие льготы. То есть в принципе, если мы таким путём пойдём, я думаю, каждый регион в течение нескольких лет может принять закон о детях войны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Щепинов Максим Александрович. ЩЕПИНОВ М. А., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к содокладчику. Уважаемый Валерий Владимирович, я депутат от Оренбургской области - это тот регион, где закон о детях войны принят, к счастью. Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, в чём разница между проживающими в разных регионах людьми, которые подпадают под категорию "дети войны"? Естественно, это люди старше 70 лет, чьё детство прошло в западных областях России и Советского Союза, и волею судеб один человек оказался, например, в Оренбургской области, где закон о детях войны принят, а другой человек - в регионе, где закон о детях войны не принят. Я думаю, что это абсолютно несправедливая ситуация, и у меня к вам в связи с этим вопрос. Почему вы так категорически отказываетесь принять категорию "дети войны" на федеральном уровне, чтобы вот эту несправедливость устранить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Трапезникову включите микрофон. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Максим Александрович, вопрос, конечно, очень сложный, но я сторонник того, что нужно принимать закон, чтобы он выполнялся. Предположим, в своё время на той же Украине, в Крыму был принят подобный закон, но он, по сути дела, не выполнялся в полной мере. Раз ситуация с бюджетом очень напряжённая, экономическая ситуация напряжённая, зачем принимать то, что не будет выполняться? И в данном случае я считаю, что, поскольку у вас есть фракция непосредственно в Законодательном Собрании субъекта, добивайтесь через неё, чтобы доводили размер выплат до такого, как в Ямало-Ненецком автономном округе, то есть до полутора тысяч рублей, не так много детей войны проживает в вашем регионе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо, Иван Иванович. У меня вопрос к докладчику. Уважаемый Николай Васильевич, я очень надеюсь, что даже если не сегодня, то в ближайшее время этот законопроект будет поддержан большинством Думы, но его нужно будет оттачивать вплоть до запятых. Один из вопросов, который возникает: какой период нужно определить для того, чтобы человек относился к категории "дети войны"? В нескольких законопроектах, которые мы рассматривали, даются разные даты: 22 июня 1928 года, 23 июня 1928 года - это даты начала; даты прекращения периода - 4 сентября 1945 года, 3 сентября 1945 года или 9 мая 1945 года, как сейчас говорит правительство. Вопрос, конечно, второго уровня и второго чтения, но всё-таки те даты, которые вы обозначили, они принципиальные или они могут быть исправлены, с вашей точки зрения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Арефьеву включите микрофон. АРЕФЬЕВ Н. В. Естественно, этот вопрос не принципиальный, даты можно изменить. Почему мы взяли такие даты для законопроекта? Мы их взяли из уже действующего закона "О ветеранах": 22 июня - это день начала войны, а 1928 год - это год рождения детей, которые на момент начала войны были в нетрудоспособном возрасте, именно так: не в несовершеннолетнем, а в нетрудоспособном возрасте, то есть младше 14 лет, а 3 сентября согласно закону "О ветеранах" - это день окончания Второй мировой войны. Предложений было много разных. Во втором чтении, естественно, можно будет доработать и поменять даты и начала, и окончания этого периода, если он кого-то не устраивают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Бессонов Владимир Иванович, пожалуйста. БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ. Я хочу привести далеко не единичный пример. Мой отец старше вас, Валерий Владимирович, на семь лет, он 1940 года рождения. И в один год он стал сиротой, как и его сестра, которой было четыре года, - отец ушёл на фронт и не вернулся, а мать, двадцатитрёхлетняя женщина, была убита с немецкого самолёта, прямым попаданием в живот. И ваши доводы о том, что нет денег, опровергает Геннадий Андреевич Зюганов в своём выступлении: он говорит о том, что элитные яхты приобретаются в нашей стране в значительно больших количествах, чем в Соединённых Штатах Америки. Я полагаю, что вряд ли приобретают эти яхты дети войны, это совсем другие люди делают. Неужели вот эта категория граждан, которые реально пострадали от Великой Отечественной войны, не заслуживает хотя бы тысячу рублей надбавки к пенсии? Кстати, отец... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Трапезникову включите микрофон. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. Ну, сложно вам возразить, но в законопроекте не говорится о том, что дети войны - это дети, у которых погибли родители, его действие полностью распространяется на всех детей, которые родились в указанные годы. Я предполагаю, если бы законопроект был разработан в несколько иной плоскости - признать детьми войны тех, у кого родители погибли в годы войны, - может, и цифра была бы другая, количество детей войны было бы другим. Может быть, по такому пути нужно идти в будущем, но на данный момент в законопроекте всех стригут под одну гребёнку, извините за такое выражение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте проведём запись на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Романов Валентин Степанович, выступление - семь минут. РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, дискуссия вокруг этого закона - это дискуссия о понимании социальной справедливости большинством депутатов Государственной Думы. Под этим углом зрения полезно посмотреть правде в глаза. Наша страна, может быть, одна из немногих стран мира, где социальное расслоение сегодня достигло предельной величины. Все мы знаем, что есть примерно сто олигархов - миллиардеров в долларовом измерении, которые сгребают огромную часть национального богатства, есть примерно три миллиона богатых, у которых всё более-менее благополучно, но не является секретом и то, что десятки миллионов людей, и работающих, и тем более пенсионеров, не по своей вине оказались в состоянии бедности и немалая часть - в состоянии нищеты. Я позволю себе напомнить ещё раз, что есть пример поведения сверхбогатых на Западе. По окончании кризиса 2008-2009 годов самый богатый человек на планете Билл Гейтс и его близкий приятель Уоррен Баффетт обратились к миллиардерам Америки, а в сущности к миллиардерам всего мира, с призывом 50 процентов своих богатств отдать на благотворительные цели. Там буржуазия, там крупный капитал годами, десятилетиями настолько отшлифован, что у них хватает чувства самосохранения, и это было воспринято довольно благожелательно общественным мнением. Что дальше происходило, не знаю, но мне не известен ни один пример, чтобы хоть один миллиардер в России последовал хотя бы на словах вот этому призыву. Возвращаясь к законопроекту. Мне вообще обидно за рабочий класс, поскольку депутат Трапезников всегда говорил, что он из рабочего класса, - не могли подобрать другого депутата, который был бы выходцем из какой-то другой среды, чтобы не позориться, как это сегодня происходит: в качестве аргументов буквально выискиваются какие-то доводы. Кто это поколение, о котором мы сейчас говорим? Я обращаюсь к женщинам в нашем зале: вас меньшинство, но, вдумайтесь, женщины в России живут примерно на двенадцать лет дольше, так природа сделала, мужики вымирают, так вот, 80 процентов детей войны - это женщины преклонного возраста, сплошь и рядом одиночки. На пенсию, которую буржуазное государство им даёт, около 9-11 тысяч рублей, притом что коммуналка плюс лекарства, плюс хлеб, молоко съедают всё, эти люди вынуждены жить в бедности, в полунищете. На этом фоне давайте ещё раз скажем правду. Судьба разделила детей войны на две категории. Первая - это те, кто выходил на пенсию по советскому законодательству, особенно женщины, которые выходили на пенсию в 55 лет. Многие уходили на пенсию в начале 80-х годов, ещё был Советский Союз, советская власть, и если не были бы уничтожены СССР и советская система, то и сегодня эти люди получали бы вполне достойную пенсию, не побирались и не унижались бы. Ведь это унижение - то, что мы сейчас о тысяче рублей спорим! Вторая часть - те, кто ушёл на пенсию при капитализме. Они ещё по инерции верили, что пенсии будут более или менее достойные, ведь сегодня в Западной Европе средняя пенсия составляет две трети, а в ряде случаев даже три четверти от средней зарплаты. А у нас что? Вот Самарская область, это не бедная область - индустриальная, развитая: в Самарской области средняя зарплата год назад была 27 тысяч рублей, и, значит, пенсионер должен получать 18 тысяч, но ведь и близко нет! Самарская область, в числе тех шестнадцати, которые приняли свои региональные законы, но вдумайтесь, депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ": даже такая относительно крепкая область позволила себе роскошь (депутат Трапезников, и вам говорю!) раз в год тысячу рублей к 9 Мая - это что, реальная поддержка?! 300 тысяч пенсионеров в области, но под действие принятого закона попали 32 тысячи, а остальные по разным мотивам опять не попали! Все разговоры о том, что не находим денег, неприемлемы, даже в разгар кризиса, мы полагаем, что деньги есть, и ещё раз напоминаем: мы требовали и требуем национализации естественных монополий! Мы требовали и требуем наведения порядка в госкорпорациях! Это мы говорим сегодня, ведь за этой дискуссией будут следить все 12 миллионов детей войны и их родственники. Мы говорим, что нет денег, и в то же время знаем, что лидеры госкорпораций получают 2-4 миллиона рублей в день! Мы говорим о том, что необходимо восстанавливать государственную монополию на оптовую торговлю и производство алкоголя и табака. Мы требовали и требуем принятия закона о прогрессивном подоходном налоге - он не решает всех проблем, но в глазах огромного большинства народа это было бы отражением того, что власть чуть-чуть очнулась - я, вообще, критикую и президента, и правительство, и нас. Наконец, о депозитах в банках, о чём тут говорили. Вспомните, уважаемые коллеги, как мы лихо, буквально за пятнадцать минут в первый раз в тот кризис 2 триллиона банкам отвалили, в этот кризис - 1 триллион с гаком, то есть туда мы триллионы находим! Мы кого спасаем: банковскую систему, которая не находит возможностей кредитовать на долговременной основе развитие экономики?! Банковскую систему, где Чубайс от имени подобных людей говорит: "У нас много денег, у нас очень много денег!"?! Как же можно так издеваться над поколением, которому достались и предвоенные трудности, и тяжкий труд - детский труд в годы войны на оборонных заводах, на минах и снарядах, в колхозах и совхозах, - и карточки после войны, голод, землянки! Всё испытали, но не дрогнули, не сломались, и они же внесли решающий вклад в то, что восстановили за четыре года промышленность, - это же их трудом и ракетный комплекс создан, и ядерный! Мы строили новые города и развивали страну, мы были на подъёме. Это сейчас за 25 лет столько клеветы возведено на советскую систему. На Западе осознавали, что... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Степанович. Щепинов Максим Александрович. Семь минут поставьте. ЩЕПИНОВ М. А. Я в первую очередь хочу поблагодарить наших коллег из Коммунистической партии Российской Федерации за то, что они в очередной раз подняли эту острую, актуальную тему и внесли этот законопроект. Хочется напомнить, что в этих стенах подобные законопроекты вносили не раз и депутаты от фракции ЛДПР, и депутаты от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", но, к сожалению, до сих пор этот закон не принят, и вот в очередной раз мы обсуждаем эту действительно животрепещущую и актуальную тему. Что касается этого законопроекта, я хочу сказать, что на самом деле здесь два момента. Первый момент - политический, который касается, по сути дела, определения и фиксации этой категории - "дети войны" - на федеральном уровне. Я вот спрашивал у содокладчика, у Валерия Владимировича Трапезникова, в чём отличие тех людей, которые попадают в эту категорию? А эта категория, позволю себе напомнить, люди старше семидесяти лет, то есть это одна из самых слабо защищённых категорий на территории Российской Федерации, которые провели своё детство, допустим, не в Ташкенте, в Ашхабаде, как вот он сказал, а действительно на западной территории Советского Союза, которые, по сути дела, находились в оккупации, а потом волею судеб оказались в разных регионах. Например, один человек живёт в Оренбургской области, где закон о детях войны принят, а другой - в любом другом регионе, где закон о детях войны не принят, - так в чём разница между ними? Почему один человек имеет этот статус и получает, да, действительно, хоть и небольшие, но льготы, а второй не имеет этого статуса, хотя точно так же был лишён детства и, по сути дела, поднимал страну из руин, терпел абсолютно те же самые беды, невзгоды и лишения? Это, естественно, первый момент. Здесь ответ очень простой: справедливости в этом вопросе нет. Я думаю - представители правящей партии, надеюсь, тоже все прекрасно это понимают, - что действительно в этой части справедливость необходимо восстановить. То, что двадцать четыре субъекта приняли закон о детях войны, - здесь же ни для кого не секрет, что большинство в парламентах этих субъектов тоже принадлежит правящей партии, - говорит лишь о том, что действительно это очень актуально и что у этих регионов есть возможность принять этот закон. А то, что остальные шестьдесят с лишним регионов не приняли закон о детях войны, не дали людям этого статуса, говорит лишь о том, что у них, к сожалению, нет средств для того, чтобы этот законопроект принять. Ещё раз повторю: финансовая ёмкость этого законопроекта - 120 миллиардов рублей, и не раз уже говорили здесь, в этих стенах, что это не такие огромные деньги для бюджета Российской Федерации. Здесь сравнивали эти цифры и корпоративные доходы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты. ЩЕПИНОВ М. А. ...и доходы руководителей и топ-менеджеров наших, в том числе государственных компаний, - многомиллионные и многомиллиардные! Здесь речь идёт лишь о приоритетах. Мы все в этом зале не раз заявляли, что Россия - это социальное государство, так вот этот проект закона "О детях войны", по сути дела, служит лакмусовой бумагой, которая покажет, действительно ли Россия является социальным государством. Эти люди, ещё раз повторю, в возрасте старше 70 лет оказались не защищёнными в современных экономических условиях в Российской Федерации, а ведь благодаря им мы, так сказать, получили свободное небо над головой, свободную страну, мирную жизнь - это те, кому мы должны в пол кланяться за то, что они сделали! Вот почему для этих людей мы не можем найти такую, по сути, небольшую сумму, как 120 миллиардов рублей?! Ещё раз повторю, фракция ЛДПР, естественно, поддержит этот законопроект, и я призываю всех остальных проголосовать за. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Александрович. Казаков Алексей Валерьевич. Три минуты. КАЗАКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, мне странно, что в нашей стране, где в каждой семье есть свой герой Великой Отечественной войны, а то и несколько, вообще поднимается вопрос о статусе детей войны. Мне странно, что в это время, когда нашу страну раздирают междоусобные конфликты и когда одним из главных объединяющих трагических и героических событий всего нашего многонационального народа является Великая Отечественная война, мы обсуждаем, нужно ли принимать закон "О детях войны", вопрос о статусе людей, которые поднимали страну после этих трагических событий. Уважаемые коллеги, аргументы, что правительство не способно выполнять важнейшие стратегические задачи, не могут быть основанием для того, чтобы не принимать этот закон. Такие аргументы могут быть основанием для смены правительства, но не для того, чтобы не решить главную проблему важнейшей части нашего населения - детей войны, на чьих плечах поднималось и строилось то великое государство, в котором, хоть мы и неэффективно управляем, мы всё-таки живём последние двадцать пять лет. Уважаемые коллеги, то, что в ряде регионов, где эффективные и талантливые губернаторы, уже ввели какие-то выплаты, тоже не может быть основанием для отказа. Региональными могут быть доплаты, там, где есть возможность, но то, что всем детям войны необходимо предоставить определённый пакет льгот и выплат, по-моему, даже не должно обсуждаться. И сегодня мы должны проголосовать за принятие положительного решения по этому законопроекту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валерьевич. Александр Георгиевич Тарнавский. Семь минут. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемые коллеги, сейчас в ходе дискуссии было обозначено две позиции: позиция уважаемого докладчика Николая Васильевича Арефьева о том, что нужно принимать закон и выделять необходимые средства для поддержки такой категории наших сограждан, как дети войны, и противоположная позиция - позиция комитета, в принципе совпадающая с позицией Правительства Российской Федерации, - о том, что предлагаемые нормы излишни, избыточны, помогать не нужно, в том числе потому, что возможности бюджета не позволяют это делать и расходными обязательствами предлагаемые нормы не обеспечены. Что ещё хотелось бы добавить к тому, что уже сказал мой коллега по фракции Алексей Казаков? Вообще, этот законопроект не первый на эту тему, мне кажется, их уже было не менее десяти, и наверняка он не последний. Подтверждаю, что он не последний, и уверен, что все без исключения депутаты вне зависимости от фракции болеют за это дело, переживают, но по-разному принимаются те или иные решения. Что касается трёх оппозиционных фракций, то мы последние годы поочерёдно вносили подобные законопроекты и будем вносить. И если сегодня этот законопроект коллег из фракции КПРФ не будет поддержан, - есть такое ощущение, судя по той позиции, которую занял комитет, и понимая, какова позиция правительства, - то завтра такой же законопроект, видимо, будет либо от "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" (кажется, вновь подошла наша очередь), либо от коллег из фракции ЛДПР; мы уж разберёмся, кто первый будет вносить, по крайней мере, мы уже готовимся к внесению подобного законопроекта. Повторяю, если сегодня этот законопроект не наберёт необходимого количества голосов, то надеюсь, что в этом составе Думы в весеннюю сессию мы ещё раз вернёмся к обсуждению этого вопроса. Позиция нашей фракции фактически заявлена, но хотелось бы ещё буквально несколько нюансов обозначить. Если вы обратили внимание, Николай Васильевич Арефьев в своём выступлении говорил о 12 миллионах граждан - детей войны, если вы почитаете его пояснительную записку - там цифра "13 миллионов". В прошлом году, когда я докладывал подобный законопроект, будучи его автором, тоже была цифра "13 миллионов" - сегодня это 12 миллионов. К сожалению, год-два пройдёт, и цифра будет ещё меньше, люди уходят, но надеюсь, что никто в этом зале не исходит из того, что чем больше будем тянуть с его принятием, тем денег понадобится меньше. Сегодня правительство говорит, что на это денег нет, - может быть, оно просто немножко как-то по-другому смотрит на всё, в том числе и на этот вопрос, но вот я с удовольствием прочитал на новостных лентах заявление: притом что денег нет, правительством сегодня всё равно ставится вопрос о том - по крайней мере, Голодец, как руководитель социального блока, говорит об этом, - что надо думать о второй индексации пенсий, с тем чтобы довести её до 13 процентов. Таким образом, есть проблески понимания, они присутствуют, хотя мы слышим от министра финансов разговоры о секвестре, мы слышим о том, что денег на всё не хватает, притом что параллельно с этим мы знаем о позиции Президента России в отношении того, что 850 миллиардов рублей оказалось не освоено по закрытым статьям бюджета, и вообще Голикова сказала, что к началу года вдруг нашлось свыше триллиона рублей, и это в такой ситуации, в которой мы находимся! Я веду речь к тому, что 109 или 120 миллиардов рублей, которые нужны ежегодно на закрытие обязательств согласно законопроекту, - это деньги небольшие, меньше одного процента бюджета, точнее, 0,7 расходной части федерального бюджета на 2016 год, и эти деньги однозначно можно найти, тем более что 1 триллион 100 миллиардов рублей сейчас вдруг на нас свалилось в начале года как бы лишних, незапланированных. Поэтому проблема здесь не столько в деньгах, проблема несколько в другом: как к этой истории относиться? В своё время я готовил соответствующий законопроект по инициативе организаций, объединяющих детей войны. Когда они ко мне обратились, я им сказал: "Напишите сами то, что вы считаете нужным" - и включил потом их текст в пояснительную записку к законопроекту. Я обратил внимание ещё на один момент. Вот сегодня Валерий Владимирович говорил о том, что есть дети войны, жившие или родившиеся, например, в Воронеже, а есть - в Ташкенте. Дело в том, что мне представители этой категории, детей войны, рассказывали, что, когда их деды и отцы шли погибать, умирали с криками "За Родину!", "За Сталина!", подставляя тела под вражеские доты, во многих случаях они погибали прежде всего, чтобы защитить свои семьи, своих детей, внуков - за этих детей они погибали, это двигало, это было мотивацией! И поэтому фактически дети войны - это та категория, которая со всех точек зрения должна быть дополнительно защищена, потому что мы им серьёзно обязаны за страну, в которой мы сейчас живём. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" проголосует однозначно за этот законопроект и в дальнейшем внесёт другой законопроект, если не будет сегодня принято положительное решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. С заключительным словом выступит Николай Васильевич Арефьев. АРЕФЬЕВ Н. В. Уважаемые депутаты, спасибо за добрые слова, которые здесь прозвучали в адрес детей войны. Дети войны, некоторым из них исполнилось 70 лет, но и многим из нас будет 70, а кому-то и 80 лет, если посчастливится, и дай вам бог, чтобы о вас позаботилось государство, чтобы вы не нищенствовали, как сегодня нищенствуют дети войны. Я не думаю, что у фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" какое-то другое мнение, отличное от того, которое прозвучало здесь, но вы находитесь под партийной дисциплиной, вас заставляют голосовать против, потому что отзыв правительства отрицательный. Я недавно вносил законопроект о том, чтобы лишить председателя правительства права возглавлять политическую партию, и надо было бы его принять, тогда, может быть, не было бы вот такой жёсткой, так сказать, военной дисциплины, когда надо сделать, но хозяин не велит. Здесь Валерий Владимирович говорил, что принятие этого закона внесёт дисбаланс между детьми войны и тружениками тыла, но тут же себе противоречил, сказав, что в шестнадцати регионах такие законы приняты. Но если они приняты, то там тоже, наверное, внесён дисбаланс какой-то? Да нет никакого дисбаланса - дисбаланс как раз сегодня! Есть ли ещё какая-нибудь страна, в которой средняя пенсия по стране была бы такой, как у нас, - 12 тысяч 400, в 47 регионах - 11 тысяч, а в 6 регионах - меньше 10 тысяч? Нет такой страны! Во всех странах средняя пенсия одинакова во всех регионах, и вообще пенсионное обеспечение идентично. Почему у нас разная? Почему у нас в 28 регионах труженики тыла не получают никаких льгот, почему? Ведь есть федеральный закон! А потому что всё сегодня поставлено на региональный уровень: есть в регионах деньги - значит, будут льготы, нет в регионах денег - льгот не будет. А чем тогда труженики тыла провинились перед этим законом? Тем, что они заслужили льготы, а им их не дают, потому что ни нефтяная, ни газовая трубы не проходят по территории этого субъекта Российской Федерации? Здесь товарищи выступали, правильно ставили вопрос, вот он, дисбаланс: когда человек родился в той области, где закон принят и льготы есть, а проживает в другом регионе, где этих льгот нет, чем он провинился? Другие говорили, что закон внесёт дисбаланс и непонимание, потому что дети войны, эвакуированные в Ташкент, жили - как сыр в масле катались, а вот те, которые были на оккупированной территории, им досталось больше. Да никто не катался - вы спросите своих родителей, как они жили в Ташкенте, в Ашхабаде! Да и к тому же многие дети войны так и остались в Ташкенте, в Ашхабаде и до сегодняшнего дня проживают там, так что их этот закон не коснётся. Я, например, сам родом из Астраханской области. Там военных действий не было, но прифронтовая полоса была - бомбили, и все "прелести" войны люди почувствовали. Астрахань была рыбным городом, и в те времена никто не догадался выдавать продуктовые карточки. В 1942 году был мороз 42 градуса, лёд промёрз до метра, женщины и дети, которые оставались в тылу, даже не могли этот лёд прорубить, вот тогда половина Астраханской области вымерла, потому что продовольственных карточек, повторяю, не было, а рыбу достать было невозможно. И вы считаете, что им не нужны льготы сегодня? Они не пострадали, потому что там военных действий не было? Пострадали, война задела абсолютно всех! Сегодня на все вопросы только один ответ: вот трудное положение и денег нет. А скажите на милость, за последние 25 лет у нас когда деньги были и когда не было трудного положения? Но все 25 лет деньги почему-то находились. Вот на Олимпиаду триллион выбросили - и никаких вопросов! Сейчас готовимся к чемпионату миру по футболу. Мы заказывали его, вот дети войны заказывали его? Нет, не заказывали. Время сейчас его проводить? Не время. А вот для детей войны денег нет! Я всё-таки прошу подумать, проголосовать, потому что дети войны - это достойное поколение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Владимирович Трапезников, заключительное слово. ТРАПЕЗНИКОВ В. В. У меня просто реплика. Валентин Степанович сказал, что меня подобрали, но у нас не актёрский факультет, а комитет, в котором поручают вести законопроект. Мы должны, Валентин Степанович, понимать: мы все равны по статусу, академик и рабочий, как говорится, спортсмен и инженер, мы депутаты, а это не связано ни с происхождением и ни с родословной. Валентин Степанович, подбирайте слова, прежде чем бросать камушек! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4828 по 4843 из 5904
7-й вопрос, проект федерального закона "О детях войны". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 34 сек.) Проголосовало за 202 чел.44,9 % Проголосовало против 10 чел.2,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 212 чел. Не голосовало 238 чел.52,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5177 по 5182 из 5904
МИХЕЕВ О. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". По 7-му вопросу Нилов и Терентьев проголосовали за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич? Спасибо. Прошу учесть.