Заседание № 20
18.01.2017
Вопрос:
О проекте федерального закона № 821945-6 "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся усыновления).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4302 по 4452 из 9662
Переходим к 16-му вопросу нашей повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Василия Михайловича Тарасюка. Пожалуйста. ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы все знаем, что семья играет важную роль в жизни любого человека, особенно в жизни ребёнка. Воспитываясь в семье, дети осознают, как складываются те или иные общественные отношения, в семье закладываются основы общественного поведения, формируются социальные идеалы, происходит становление ребёнка как личности в обществе, и приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является именно усыновление, то есть устройство в семью. Законопроект направлен на повышение роли семьи, на защиту прав усыновлённых и усыновителей, на совершенствование семейного законодательства. В институте усыновления в современной российской правоприменительной практике произошли изменения, которые направлены на усыновление российских детей в семьи российских усыновителей, что ведёт к развитию именно отечественного усыновления, а не международного, - это заслуга Государственной Думы шестого созыва. Вместе с тем необходимо дальнейшее совершенствование норм семейного законодательства. Важным условием действенности родительского согласия на усыновление является требование о том, чтобы такое согласие не было дано за вознаграждение или компенсацию какого-либо рода, - на это указывает статья 4 Гаагской конвенции от 29 мая 1993 года. Российское семейное законодательство не содержит такой нормы, и настоящий законопроект восполняет данный пробел. Проект федерального закона устанавливает запрет на неправомерное получение и использование третьими лицами любой информации, связанной с усыновлением: сведения о личности усыновителя, усыновлённого ребёнка, о времени, месте и о других существенных условиях усыновления - всё это тайна усыновления. Некоторые из этих положений закреплены в Конституции и иных федеральных законах, однако в Семейном кодексе, законе, гарантирующем права граждан на частную жизнь, такие нормы отсутствуют. Ответственный комитет в своём заключении указывает на дублирование норм права, однако лучше, на мой взгляд, дублирование, чем полное отсутствие именно в Семейном кодексе таких важных положений. Кроме того, проект закона устанавливает, что согласие родителей на усыновление ребёнка может быть дано только по истечении месяца со дня его рождения. Психологическое состояние будущей матери в период беременности и после рождения ребёнка нуждается в особом подходе, поэтому матери новорождённого необходимо осознать факт своего материнства и принять правильное решение в отношении ребёнка. Этому есть подтверждения в жизни: известны факты, когда мать даёт согласие на усыновление, а потом требует своего ребёнка обратно. Уважаемые коллеги, данный законопроект был внесён ещё в Государственную Думу шестого созыва, семейное законодательство усовершенствовалось, но до сих пор остаются проблемы, касающиеся усыновления, которые я перечислил. Прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Тамары Васильевны Плетнёвой. Пожалуйста, Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемые коллеги, вот сегодня как-то так получилось, что женщины против, а мужчины за семью, - мне даже неловко. И сложилось так, что эти два закона рассматриваются в один день. Мы Василия Михайловича приглашали на заседание комитета, мы ему сказали, что он очень хорошие предложения вносит, но все эти нормы уже есть в законодательстве, все абсолютно, - он не согласился, мол, нет, не все. Вот он говорил сейчас о тайне усыновления, о том, что ребёнка нельзя отдавать за вознаграждение, что можно усыновлять только через месяц после рождения. Василий Михайлович, дорогой, я вам сейчас специально выписала из Уголовного кодекса, смотрите: купля-продажа человека, иные сделки в отношении человека, а равно совершённые в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство наказываются лишением свободы на срок от трёх до десяти лет и так далее, торговля людьми недопустима. Это первое. Следующий пункт. Вы говорите, что ребёнка можно отдавать только через месяц, но по закону, если мама передумала и решила ребёнка забрать, по суду она может его вернуть, причём не только через месяц, но и через полгода и более. Конечно, когда ребёнка оставили, а кто-то хочет его усыновить, это рассматривается уже на месте, в специальных учреждениях, участвуют органы опеки, органы, в которых ребёнок находится и так далее. Дальше. В Семейном кодексе оговаривается согласие родителей на усыновление ребёнка, причём родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление до вынесения решения суда, это может быть не через месяц, не через два, а больше. Ну и последнее, о тайне усыновления: она охраняется законом. В Семейном кодексе указано, что судьи, вынесшие решение об усыновлении ребёнка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, в случае разглашения тайны привлекаются к ответственности в установленном законом порядке, тайна усыновления охраняется законом, в случае нарушения следует наказание. В Трудовом кодексе тоже это есть. В Гражданском процессуальном кодексе в отношении гласности судебного разбирательства говорится так: гласное обсуждение дел, составляющих тайну усыновления, недопустимо. Ещё раз повторяю, всё это есть. И о разглашении тайны усыновления - тоже есть: в Уголовном кодексе предусмотрен штраф до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев - и так далее и так далее. Таким образом, мы понимаем, что всё это абсолютно правильно, идеи хорошие, но мы не можем их принять и поддержать законопроект, потому что эти нормы уже есть в законодательстве. И правительство, и Совет Федерации - все против. Ну а по поводу того, что такие предложения вносят мужчины, - я очень их благодарю, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Водолацкий Виктор Петрович, пожалуйста. ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Тамара Васильевна, вы всё ясно изложили, сказали о том, что в законодательстве всё прописано, но, если Василий Михайлович внёс такой законопроект, скорее всего, всё-таки существуют пробелы или неучтённые нормы. Они позволяют происходить тем процессам, о которых вот недавно говорили по телевидению: так, мать отказалась от ребёнка, его усыновили, воспитывали три года, а затем отец ребёнка узнал о его существовании, и сейчас начинаются судебные процессы. Может, вашему комитету стоит пересмотреть всю нормативно-правовую базу в этом направлении, проанализировать и внести изменения, дополнения, которые будут более чётко регламентировать усыновление? ПЛЕТНЁВА Т. В. Что я вам могу сказать... Вообще, вы молодец. Вот вы посоветуйте нашему комитету по промышленности или по сельскому хозяйству пересмотреть всю нормативную базу, чтобы у всех все нормы были в порядке... А нам вы даёте такое задание! Это же несоизмеримо - мы говорим о законопроектах, которые вносят, и мы их рассматриваем. Может, конечно, в законодательстве чего-то не хватает, но в данном случае все эти пункты, которые обозначил Василий Михайлович, есть, и я вам зачитала статьи практически из всех кодексов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5526 по 5542 из 9662
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 26 сек.) Проголосовало за 32 чел.7,1 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 33 чел. Не голосовало 417 чел.92,7 % Результат: не принято Законопроект отклоняется.