Заседание № 45
08.10.2008
Вопрос:
О проекте федерального закона № 82136-5 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в части продления сроков лицензирования строительной деятельности).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4483 по 4720 из 6640
Переходим к 20-му пункту. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Докладывает представитель Законодательного Собрания Оренбургской области депутат Государственной Думы Александр Борисович Коган. КОГАН А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, законопроект внесён Законодательным Собранием Оренбургской области в момент принятия проекта федерального закона, связанного с введением саморегулирования в строительстве. На тот момент оренбургские депутаты были обеспокоены тем, что отменяется лицензирование в области строительной деятельности при отсутствии утверждённых технических регламентов, поэтому законопроект предлагает перенести срок прекращения лицензирования с 1 июля 2008 года до дня вступления в силу технических регламентов. Однако на данный момент в рамках Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок прекращения выдачи лицензий - 1 января 2009 года, а срок прекращения лицензирования и действия лицензий - 1 января 2010 года. То есть частично проблема в указанном законе решена. В связи с этим я всё-таки предлагаю депутатам определиться голосованием в отношении поддержки данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, лаконичный доклад. Евгений Исаакович Богомольный сделает содоклад от Комитета по собственности. Пожалуйста. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Александр Борисович доложил достаточно правильно и компетентно. Законодательное Собрание Оренбургской области предлагает продлить лицензирование строительных видов деятельности до вступления в силу соответствующих технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к видам деятельности в области строительства. Комитет по собственности считает необходимым отметить, что лицензирование этих видов деятельности уже продлено до 1 января 2010 года вступившим в силу Федеральным законом № 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Одновременно федеральный закон предусматривает введение механизмов саморегулирования в области строительства, проектирования, инженерных изысканий для строительства. В этой связи представленный законопроект уже утратил актуальность и поэтому не может быть поддержан. Кроме того, необходимо учитывать, что в настоящее время технические регламенты, которые должны быть утверждены федеральными законами или постановлениями правительства, отсутствуют. Вследствие этого обстоятельства реализация положений законопроекта приведёт фактически к продлению лицензирования на неопределённый срок и сохранению сложившейся неэффективной системы государственного регулирования в области строительства. Таким образом, законопроект не достигает заявленной его авторами цели повышения качества строительства и уровня безопасности зданий, сооружений. С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ясная, по-моему, ситуация: законопроект потерял свою актуальность. Тем не менее есть вопрос у депутата Федоткина. Прошу вас задержаться, Евгений Исаакович. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Даже не вопрос, а, может быть, выступление на пару минут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тогда присаживайтесь, Евгений Исаакович. Вопросов нет. Выступления. Депутат Федоткин записался для выступления. Других рук я не вижу. Извините, две руки. Ещё депутат Романов. Никого не забыл, коллеги? Нет. Два выступления. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я хочу напомнить, что речь идёт, вообще-то, не о строительстве, а о судьбе людей, которые будут жить, учиться или работать в построенных зданиях. Мы недавно пережили трагедию, когда в школе рухнула стена. Это произошло потому, что мы смотрим на такие школы, а денег не вкладываем в это. В сорока пяти странах мира для строительства необходимо иметь лицензию, это в основном развитые страны мира. Почему же мы их опыт не хотим учитывать? Почему считаем, что, если есть деньги, кто хочет, тот и может строить, и будет хорошо. Почему-то мы требуем лицензию при производстве лекарств. Не каждый делает лекарства, у кого есть деньги. Там мы считаем это недопустимым, потому что сами выпьем лекарство и, что с нами будет, ещё неизвестно. А здесь построим для кого-то - да бог с ним, это не нам, это не нашим детям. Я считаю, что данный вопрос надо рассматривать шире: это не просто лицензия, это жизнь, безопасность наших с вами избирателей. Вы помните, в июне мы приняли законопроект о продлении ещё раз на полгода лицензии этой, то есть временно продлили. Так вот, с тех пор, с июня, поступило семьсот пятьдесят девять обращений от организаций, предприятий, Дум региональных и от губернаторов, не согласных с нашими решениями, из них двести семьдесят четыре обращения - к президенту, двести восемьдесят - к Путину, как главе правительства, свыше семидесяти - к нам. Ну почему мы всё время считаем себя умнее всех: вот внизу этот депутат, эта исполнительная власть - второго сорта, они ничего не знают, одни мы всё знаем?.. Мы решаем, а потом пожинаем трагедии. Я думаю, надо хотя бы прислушаться к мнению тех, кто работает в регионах и муниципальных образованиях, не зря же к нам они обращаются, не зря они нас просят. Я просто считаю, что данный законопроект надо обязательно поддержать, чтобы потом не считать потери, происшедшие по нашей вине. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы за отмену лицензирования? Потому что в законе именно так. (Шум в зале.) Ну, закон про другое. Пожалуйста, депутат Романов. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемые депутаты, я полагаю, что инициативу Законодательного Собрания Оренбургской области надо поддержать. Да, сформулировано правильно, так как нет законов о техническом регламенте, то вопрос повиснет на неопределённое время. А к кому этот вопрос? А он к нам, к большинству Государственной Думы, которое в своё время с лихорадочной поспешностью провело базовый закон "О техническом регулировании" и теперь пожинает плоды. Действительно, сроки разработки законов по техрегламентам явно срываются, но вопрос даже не в формальной стороне дела, вопрос в реальностях. Сегодня страна нуждается в огромной модернизации экономики - состоится ли она? Мировой финансовый кризис поставил огромный знак вопроса на наших планах, на наших амбициях и на возможных сроках. Но то, что модернизация нужна, - несомненно. Москва имеет деньги, вы сегодня видите, как она развивается, - Москва идёт в высоту. Неужели никогда нас не осеняет вопрос: а не играем ли мы с огнём, строя шестидесяти- и более этажные здания, при том что квалификация кадров слабеет, при том что система государственного контроля явно архаична и даже остатки того, что раньше действовало как довольно жёсткая система - и стандарты, и лицензирование и так далее, - и это хотят обрушить? Поэтому вопрос принципиален. Хочу доложить, что руководство Самарской области, губернатор Артяков обратился по подобным проблемам к премьер-министру Путину и от имени всех строителей Самарской области буквально умоляет: не ломайте дров, не торопитесь, сохраните лицензирование! Это, повторяю, точка зрения многих и многих людей, которые на месте занимаются практическими делами. Я поражаюсь, с какой лёгкостью у нас в этом зале происходит раз за разом отбивание позиции регионального законодательного собрания, причём при такой, повторяю, снисходительной мине - вроде уже всё ясно, уже всё решено. Ничего не решено! Мало нам аквапарков, мало нам взрывов и пожаров! Мы помним, как в этом зале министр Шойгу в своё время откровенно признался: оценка состояния основных фондов и коммуникаций в России делает единственно возможным вывод, что число техногенных аварий в ближайшие годы будет кратно увеличиваться. Он говорил честно, как человек, который профессионально с этим каждый день сталкивается. Вроде маленький закон, маленькая поправка, а на самом деле огромная проблема. И я разделяю точку зрения своего товарища Федоткина Владимира Николаевича, что речь идёт о проблемах национальной безопасности и относиться к ним надо в высшей мере ответственно. Я поддерживаю предложение оренбуржцев. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я обращаюсь к Евгению Исааковичу Богомольному, как к представителю комитета: в рамках заключительного слова ещё раз пусть прозвучит и в этом зале, и за его пределами, как у нас сейчас, вот в данный конкретный момент, обстоит дело с лицензированием строительной деятельности? Дайте, пожалуйста, разъяснения. Не вижу, где Евгений Исаакович? Включите, пожалуйста, микрофон. БОГОМОЛЬНЫЙ Е. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я ещё раз повторюсь... Во-первых, я нахально, конечно, скажу, но рекомендовал бы почитать закон № 148-ФЗ. Лицензирование продляется на два года, переходный период в этом законопроекте предусмотрен. Второе. То, о чём вы все говорите, - все техногенные аварии, в том числе и школа, начиная с первой аварии, которая была зарегистрирована, в аквапарке, - эти аварии произошли в период действия закона о лицензировании. То есть все эти строительные работы вели лицензируемые организации, которые покупали, получали лицензии. Мы с вами давно понимаем, что получение лицензии - это самая коррумпированная система, что эти лицензии сегодня можно купить даже в переходе метро. Государство от контроля за строительной областью не уходит, оно просто часть функций передаёт профессиональному сообществу - саморегулируемым организациям. И те требования, которые будут сегодня предъявляться к организациям, вступающим в условия саморегулирования... Там и предусматривается, что саморегулируемые организации сами разрабатывают требования - то есть требуется и наличие квалифицированного персонала и прочее, и прочее, всё, что было в лицензировании. То есть без допуска, так же как сегодня арбитражные управляющие, без разрешения саморегулируемой организации никто строить ничего не может, кроме объектов типа, извиняюсь, туалета и какого-то домика на садовом участке, потому что там отвечает сам заказчик, то есть хозяин. Виды деятельности согласно закону № 148-ФЗ, относящиеся к особо опасным работам, до 1 января должны быть утверждены Правительством Российской Федерации, и это будет сделано. А все регламенты разрабатываются саморегулируемым сообществом - и требования, и допуски и прочее, и прочее. То есть контроль-то государственный в виде госархконтроля, гостехнадзора и прочих видов надзора никто не убирал, эти все органы остались. Убирается сама коррумпированная система, которая подтверждает ваши слова обо всех произошедших техногенных авариях. Ещё раз, в сотый раз буду говорить с этой трибуны, что они произошли в период действия закона о лицензировании, то есть организации, имеющие лицензии, за которые вы ратуете сегодня, допустили эти случаи техногенных аварий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Александрович. Ну, самое важное, чтобы не поняли превратно нашу дискуссию: в настоящий момент процедура лицензирования сохранена, другое дело, что, как вы дали разъяснения, она, к сожалению, не избавляет нас от всех этих негативных явлений, о которых говорили наши коллеги. Уважаемые депутаты, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 51 сек.) Проголосовало за 55 чел.12,2% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 61 чел. Не голосовало 389 чел.86,4% Результат: не принято Отклоняется законопроект. По ведению - Резник Владислав Матусович. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, прошу прощения, я после своего доклада забыл попросить палату назначить второе и третье чтение законопроекта о страховании вкладов на пятницу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, принимаем к сведению просьбу комитета. Завтра на Совете... палата решит, но просто завтра на Совете при обсуждении повестки дня на пятницу мы это подтвердим.